Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/smi_tv/tv_canals/of19973305




Телепредпочтения россиян

21.08.1997 [отчет] [ Анна Петрова, Светлана Климова ]




Респондентам был задан вопрос о том, какие телеканалы они могут принимать на своем телевизоре. Приведем полученные ответы (данные в % от числа опрошенных):

ОРТ95
РТР92
НТВ51
местные телеканалы (кроме "ТВ-Центр" и СПб)42
ТВ-641
СПб25
ТВ-Центр9
СТС7
REN TV7
31-й канал5

Самые распространенные, охватывающие наибольшую аудиторию телеканалы являются и самыми популярными. Это видно из ответов на вопрос: "ЕСЛИ БЫ ВАШ ТЕЛЕВИЗОР МОГ ПРИНИМАТЬ ТОЛЬКО ДВА ТЕЛЕКАНАЛА, ТО КАКИЕ ИМЕННО ВЫ БЫ СЕБЕ ОСТАВИЛИ?" Чаще всего респонденты отдавали предпочтение ОРТ (73%), РТР (45%) и НТВ (30%). На четвертом месте – местные телеканалы (13%).

Наибольший интерес у зрителей вызывают информационные программы, теленовости (64%). За ними по степени популярности идут мелодраматические сериалы, лиричные, душевные кинофильмы (36%), а также телеигры, развлекательные викторины, юмористические передачи (тоже 36%), серьезные кинофильмы (20%) и остросюжетное кино – боевики, детективы, триллеры и т. п. (14%). Передачи о культуре, искусстве, трансляции классических музыкальных произведений привлекают весьма ограниченную аудиторию (3%). Это относится и к передачам о товарах, услугах (телемагазины и т. п.), собирающим 4% россиян.

Естественно, что зрительские предпочтения имеют свою специфику в различных социально-демографических группах.

Опрос показал, что мелодраматические сериалы, лирические фильмы любят в основном пожилые зрители и лица с низким образовательным уровнем (по 55% в группе старше 55 лет и среди взрослых, не имеющих полного среднего образования). Телеигры, викторины заметно чаще привлекают людей моложе 30 лет (40% от этой группы), чем лиц предпенсионного и пенсионного возраста (29% в группе старше 55 лет). То же можно сказать об обучающих, развивающих интеллект передачах (соответственно 16% и 6%). Наибольшую притягательность такие передачи имеют для образованных людей (32% в группе лиц с высшим образованием, 12% – со средним или средним специальным и только 3% – в группе с неполным средним образованием).

Любопытно проследить некоторые телепристрастия сторонников тех или иных политических деятелей. Так, сторонники Г. Зюганова больше, чем представители других электоратов, любят мелодраматические сериалы, душевные кинофильмы. Те, кто отдает предпочтение А. Лебедю, проявляют повышенный интерес к передачам с показом ужасов, катастроф и трагических происшествий, к трансляциям соревнований по опасным видам спорта (боксу, автогонкам, горным лыжам и т. п.). Респонденты, которые были бы готовы на президентских выборах проголосовать за Г. Явлинского, чаще сторонников других политиков интересуются телеиграми, викторинами, а также обучающими, познавательными, развивающими передачами.

Всероссийский опрос городского и сельского населения. 26 июля 1997 года. 1500 респондентов.