|
Несмотря на разговоры о падении в обществе уважения к офицерам и армии, военное образование по-прежнему воспринимается как достаточно престижное. Более половины участников опроса (54%) считают, что образование, которое дают военные вузы, на сегодняшний день является престижным. Противоположной точки зрения придерживаются 31% опрошенных.
- 'В плане престижности: поступить в некоторые военные училища сложнее, нежели в гражданские. Даже просто для парня, который хочет одновременно и в армию пройти, и образование получить, – он двух зайцев убивает. Исамо образование, которое там дают, на высоком уровне достаточно'
(ДФГ, Москва).
Надо отметить, что далеко не все респонденты имеют представление о том, что офицерское звание предполагает наличие высшего образования. Знают об это 50% участников опроса, не знают – 36%. Причем люди с высшим образованием оказались здесь неболее осведомлены, чем другие наши сограждане. Возможно, само слово 'училище' рождает ассоциацию с техникумом или ПТУ, а отнюдь нес институтом. А возможно, типичный офицер просто не наделен в массовом сознании качествами человека с высшим образованием.
Тем не менее, о достоинствах военного образования респонденты говорят существенно чаще, чем о его недостатках. По мнению 47% опрошенных, у военного высшего образования по сравнению с гражданским больше достоинств. Отом, что у военного образования больше недостатков, заявили 20% участников опроса.
- 'Сейчас отличное образование, я думаю, дают. Нисколько не хуже, чем, допустим, в Воронежском университете <...>. Там тоже сейчас очень хорошие ребята выходят по образованию. Я думаю, что не хуже'
(ДФГ, Воронеж).
- 'Я думаю, что военное образование даже в Москве на порядок выше гражданского'
(ДФГ, Москва).
Надо отметить, что наиболее скептически оценивают качество военного образования высокообразованные респонденты и люди в возрасте от 18 до 35 лет. Большим уважением военное образование пользуется у сельских жителей, считающих его хорошей 'путевкой в жизнь'. Таким образом, о достоинствах и престижности военного образования чаще говорят представители наименее адаптированных слоев населения, для которых оно предоставляет больше возможностей изменить жизнь клучшему, чем для более благополучных людей.
Вопрос: 'По Вашему мнению, у военного высшего образования по сравнению сгражданским больше достоинств или недостатков?'
|
Все |
Образование |
Тип места жительства |
ниже среднего |
среднее |
среднее спец. |
высшее |
мегаполисы |
большие города |
малые города |
села |
Больше достоинств |
47 |
48 |
50 |
46 |
40 |
40 |
47 |
45 |
56 |
Больше недостатков |
20 |
13 |
19 |
23 |
27 |
22 |
24 |
20 |
16 |
Затрудняюсь ответить |
33 |
40 |
30 |
31 |
33 |
38 |
29 |
35 |
28 |
|
Участников опроса попросили рассказать, в чем они видят достоинства и недостатки военного высшего образования по сравнению с гражданским высшим образованием.
Главное преимущество военных вузов перед гражданскими, с точки зрения россиян, состоит в том, что они помимо набора необходимых знаний дают молодым людям воспитание, вырабатывают у будущих офицеров определенные черты характера (25%). О степени важности воспитательной функции военного образования можно судить по ответу на вопрос: 'Одни считают, что военное образование формирует у человека определенные черты и качества. Другие полагают, что особых черт и качеств военное образование не формирует. С каким мнением – с первым или вторым – Вы согласны?'. Как выяснилось, три четверти опрошенных (74%) разделяют первую точку зрения.
На первое место среди качеств, которые культивируются в военных училищах, вышла 'жесткая дисциплина' (15%). Выпускники таких вузов – люди, приученные к порядку. Так как порядок и дисциплина – понятия, востребованные в российском обществе больше, чем свобода самовыражения и личная независимость, то учебные заведения, где дисциплине придается большое значение, не могут непользоваться уважением населения.
- 'Больше дисциплины, чем в гражданских вузах'; 'дисциплинирует молодых людей'; 'более дисциплинированы, не так распущены'; 'человек приучен кпорядку'
(открытый вопрос).
- 'В военной сфере ребята живут в казармах, и они больше на виду, и они занимаются, и спрашивают с них строже'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Он организован, у него навык, организованность, а это очень важно'
(ДФГ, Москва).
- 'Дисциплина там пожестче, люди более серьезные там учатся'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
Однако не все респонденты считают жесткую дисциплину преимуществом военного образования. Некоторые участники опроса относят необходимость 'беспрекословного подчинения' (3%) и ограничение личной свободы (2%) к числу его недостатков.
- 'Выпускают из училищ людей-машин, которые не могут самостоятельно мыслить'; 'привыкают действовать только по приказу, не проявляют инициативу'; 'надо выполнять приказ, какой бы он ни был'
(открытый вопрос).
- 'Пять лет казарма, нет свободного времени пять лет, да и после'; 'редко их гулять пускают'
(открытый вопрос).
- 'Студенческие годы загублены – не погуляешь'
(ДФГ, Москва).
Участники ДФГ говорят о том, что военное образование и последующая служба подходят только для людей с определенным складом характера, объясняя это, прежде всего, необходимостью постоянно подчиняться чужим приказам. Впрочем, у участников дискуссии нет согласия относительно того, можно или нельзя считать дисциплину преимуществом. Одно и то же качество одни интерпретируют как четкость и организованность, другие – как отказ от самостоятельности.
- '
1-й участник: Повернулся налево, повернулся направо, есть, вперед. Не надо много думать.
2-й участник: Это дисциплина. Это вырабатывает у человека четкость.
3-й участник: Поэтому им сложнее, чем гражданским.
4-й участник: Люди с психологическим типом определенным не могут пойти в армию' (ДФГ, Москва).
- 'Если он в военные идет, он знает, что будет подчиняться кому-то. Не каждый может подчиняться, правильно?'
(ДФГ, Воронеж).
Некоторые респонденты считают, что военное образование воспитывает такие положительные качества, как 'ответственность за порученное дело' (4%), культуру и воспитанность (3%), 'любовь к Родине' (2%), 'силу воли' (2%), а также 'понятие о чести' (1%). Вместе с тем, в военных вузах 'большое внимание уделяется физической подготовке человека' (4%). Таким образом, складывается представление о том, что из будущих офицеров 'воспитывают настоящих мужчин', 'закаляют их характер'.
В то же время не все участники опроса разделяют такое представление о военном образовании. Эти респонденты говорят о том, что 'не хватает культуры увоенных', в военных училищах 'их не учат человечности, честности и порядочности' (2%), их 'отучают мыслить, думать', 'формируют стереотипное мышление' и 'консервативность' (1%), развивают 'ожесточенность и грубость' (1%).
Качество обучения в военных вузах оценивается по-разному. Называя преимущества военного образования, респонденты часто говорят о его высоком качестве (8%).
- 'Выше уровень преподавания'; 'большая грамотность, более твердые знания'
(открытый вопрос).
- 'Военные училища остались на уровне. Образование по сравнению с гражданским лучше. Там преподавательский состав сильнее. Не все там покупается. На гражданке дипломы покупаются чуть не на сто процентов'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Я думаю, что оно качественное, потому что если они могут справиться стем оборудованием, которое у них в армии есть – это все-таки первоклассное оборудование, современное, – значит, это уже говорит о том, что образование нормальное'
(ДФГ, Воронеж).
Говоря о качестве обучения, респонденты и участники ДФГ также обращали внимание на дисциплину – на этот раз в ходе учебного процесса.
- 'Качество образования выше, потому что больше дисциплины'
(открытый вопрос).
- 'Направленность на обучение, у них все время направлено на это. За них распорядок думает. Вот вам время, учитесь'
(ДФГ, Москва).
В то же время наиболее распространенные претензии к военному образованию также связаны с его качеством, прежде всего с узкой специализацией и специфической военной направленностью (5%). Образование в военных училищах посравнению с гражданским высшим образованием многим представляется невполне полноценным: оно дает слишком мало общих знаний, особенно по гуманитарным дисциплинам, не делает людей по-настоящему культурными.
- 'Все образование основывается на военном искусстве, нет общих моментов'; 'мало общественно-интеллектуальных знаний'; 'мало внимания на общее развитие человека'; 'узкопрофильное образование'
(открытый вопрос).
В следующей группе ответов также прослеживается мысль о том, что военное образование не отвечает запросам человека за пределами армии. Военные вузы дают своим слушателям знания и прививают черты характера, которые в гражданской жизни востребованы существенно меньше, чем на воинской службе. Отом, что 'военную специальность нельзя применить на гражданке', говорится в 5% ответов. С одной стороны, будущие офицеры не имеют должных знаний инавыков, с другой – они хуже ориентируются в гражданской жизни, межличностных отношениях, принятых в обычных трудовых коллективах, где нет жесткой субординации и четких приказов. Отказываясь от военной карьеры, выпускники военных училищ нуждаются в адаптации.
- 'Кроме как воевать – ничего не умеют'; 'меньше связи с гражданской жизнью, плохо в ней ориентируются'; 'не всегда можно получить работу на гражданке'
(открытый вопрос).
- 'Вот эта черта – он не может адаптироваться, отойти, он вояка везде. Вот он уже на гражданской службе, а он все равно продолжает командовать'
(ДФГ, Москва).
- 'Заканчивая военное училище, человек уже ориентирован на военную службу. Ему уже сложнее пойти работать, например, куда-то по гражданской специальности'
(ДФГ, Воронеж).
У этой точки зрения немало оппонентов. По мнению некоторых респондентов, военное образование одновременно обеспечивает и военную, и гражданскую подготовку (3%), дает 'больше навыков помимо общего образования' (2%). Люди, окончившие военное училище, хорошо приспособлены к жизни за пределами армии.
- 'Получают еще и гражданскую специальность'; 'дают знания как офицеру, так и для работы на гражданке'; 'не получится в армии – можно себя на гражданке проявить'; 'военные всесторонне развиты'; 'для мальчика оно более разнообразнее, шире, расширенная тематика предметов'
(открытый вопрос).
В целом респонденты оценивают возможность для военных реализовать себя вгражданской жизни не слишком оптимистично. На вопрос о том, трудно или легко человеку с военным образованием найти работу 'на гражданке', 50% опрошенных ответили, что трудно. Однако это может объясняться не только особенностями военного образования, но и распространенным преставлением о том, что сейчас трудно найти работу любому человеку – независимо от профессиональной подготовки. Считают, что выпускникам военных вузов получить работу 'на гражданке' достаточно легко, 35% участников опроса.
Представление о сложной жизни военных за пределами армии во многом влияет на оценку военного образования. Так, респонденты, считающие, что военные плохо приспособлены к условиям 'гражданки' существенно чаще говорят о недостатках военного образования.
Одним из важных преимуществ военного образования респонденты считают гарантированную занятость, отсутствие проблемы трудоустройства у выпускников военных училищ (4%). Эти участники опроса считают профессию военного перспективной, дающей возможность карьерного роста.
- 'Чин, работу можно найти'; 'гарантия рабочего места'; 'есть перспектива заниматься любимым делом'; 'есть уверенность в завтрашнем дне'
(открытый вопрос).
- 'Ребята идут в армию из-за того, что будет хоть какая-то стабильная заработная плата. Хоть что-то есть определенное'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Преимущество военного вуза в том, что ты после его окончания однозначно попадешь на работу. А после гражданского вуза тебе дадут диплом, и как хочешь'
(ДФГ, Воронеж).
У гарантированного трудоустройства и стабильной работы военных есть и обратная сторона – низкая заработная плата (4%), особенно у офицеров, которые только что закончили училище. Таким образом, за стабильность приходится платить достаточно высокую цену. Выпускники военных вузов вынуждены выбирать между гарантированным трудоустройством и материальным благополучием.
- 'Мало шансов на обеспеченную жизнь'; 'нищета после окончания военного института'; 'необеспеченность в будущем'
(открытый вопрос).
Среди преимуществ военного образования респонденты нередко называют социальное обеспечение военных, предоставляемые им льготы (4%). Небольшая зарплата военнослужащих отчасти компенсируется тем, что многое они получают бесплатно.
- 'После обучения льготы; бесплатная дорога на всю семью'; 'в любом случае им квартиру дадут'; 'после получения военного образования выпускникам предоставляются льготы'
(открытый вопрос).
- 'Униформа, полное обеспечение, перспективы какие-то'
(ДФГ, Москва).
Отрицательной стороной такой жизни за счет государственного обеспечения помимо низкой заработной платы является и бытовая неустроенность выпускников военных училищ, связанная с необходимостью часто переезжать с места на место (3%).
- 'Недостаток в том, что приходится служить там, где надо, а не где хочется: трудно семьям военных, много переезжают'; 'как цыгане, ездят по стране'
(открытый вопрос).
- 'Попробуйте гражданского сегодня послать на восток, завтра на запад. Влюбое время вытряхнули из квартиры. Что такое один раз переехать? Это два раза сгореть. Вот Вы и сравнивайте... Так что нет преимуществ уофицера'
(ДФГ, Москва).
- 'Конечно, если, заканчивая гражданский вуз, он идет, куда ему хочется, то здесь – куда пошлют. Соответственно, это быт, это все его минусы. Этим, конечно, плохо'
(ДФГ, Воронеж).
Респондентам был задан открытый вопрос о том, почему, на их взгляд, молодые люди выбирают военное образование. Надо отметить, что на первое место вышли достаточно благородные мотивы. По мнению 14% опрошенных, выбор военное профессии – это призвание.
- 'Их призвание с самого рождения'; 'нравится им, зов сердца'; 'считают, что это их жизненная стезя'; 'видят в этом смысл жизни своей'
(открытый вопрос).
- 'Вот само слово 'военный' – ему нравится быть защитником Родины, ответственность нести за всех. Это что-то внутри человека. Это объяснить сложно. Человеку нравится быть военным – вот как какой-то женщине нравится стоять у плиты'
(ДФГ, Воронеж).
Другая распространенная точка зрения состоит в том, что на выбор в пользу военного вуза влияет престижность военной профессии и уважение, которым военнослужащие пользуются в обществе (10%). Интересно, что некоторые респонденты говорят даже о моде на профессию офицера. Надо отметить, что, говоря опрестижности военного образования и моде на него, одни респонденты подчеркивают, что так было и раньше, в то время как другие говорят об этом как именно отенденции последнего времени.
- 'Военный всегда был и в моде, и в почете'; 'военные – престижная специальность, раньше их уважали'; 'военных всегда в России уважали'
(открытый вопрос).
- 'Началась мода на военные специальности'; 'престижная профессия офицера'
(открытый вопрос).
Среди мотивов выбора военной специальности респонденты нередко называют патриотические чувства (9%). При этом в некоторых ответах подчеркивается, что такой выбор не может быть продиктован корыстью.
- 'Патриотические чувства – какая там корысть?'; 'они душой хотят сохранить, спасти Отечество'; 'желание защитить Родину'
(открытый вопрос).
Важную роль в выборе военного образования, по мнению многих респондентов, играет семейная традиция (9%).
- 'Династии: идут по стопам отцов'; 'наследственное, если родители были военными'; 'преемственность в семьях военных – отец и дед были военными'
(открытый вопрос).
- 'Сейчас, наверное, большинство в училищах династийные'
(ДФГ, Москва).
О том, что в военные вузы молодых людей привлекает романтика военной профессии, говорят 2% опрошенных. Речь идет как о внешней стороне дела (военной форме, выправке), так и о возможности стать героем, жажде приключений.
- 'От наивности, от романтизма'; 'это ведь красиво: форма, выправка'; 'искра приключений'; 'форма и фильмы привлекают'; 'хотят романтики'
(открытый вопрос).
Считают, что главной причиной выбора военного образования является 'возможность проверить себя, состояться как личность', 2% респондентов.
- 'Чтобы возмужать, стать самостоятельным'; 'получить образование настоящего мужчины'
(открытый вопрос).
Остальные респонденты видят в выборе высшего военного образования более прагматичные мотивы. Так, 9% опрошенных считают основной целью поступления в военные училища возможность избежать срочной службы.
- 'Хотят защитить себя от армии'; 'увиливают от армии'; 'в армию не заберут'
(открытый вопрос).
- 'Рядовыми в армии не служить'
(ДФГ, Москва).
Участники ДФГ мотивируют это тем, что после военного училища сейчас необязательно становиться военнослужащим: это делает военное образование привлекательным даже для тех, кто не собирается связывать с армией свою дальнейшую судьбу.
- 'Я думаю, что если бы было обязательно отслужить какое-то положенное время после окончания училища, сейчас бы почти никто не пошел бы'
(ДФГ, Москва).
- 'После четвертого курса перевелся, отучился, и ты гражданский человек. Аесли это уберут, то очень это все снизится'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
Другой причиной поступления в военный вуз респонденты называют желание получить бесплатное образование и жить на полном государственном обеспечении (8%). В военном образовании часто видят хорошую возможность пробиться в жизни для толковых молодых людей из бедных семей или из детских домов. Таким образом, можно говорить об особой ценности военного образования для малообеспеченных слоев населения. Не случайно, как уже отмечалось, одостоинствах военных вузов и престижности такого образования чаще других говорят сельские жители, для которых оно открывает возможность уйти от нищеты – получить бесплатное обмундирование и не думать о куске хлеба.
- 'Бесплатно будут кормить и обучать там'; 'оттого что нет денег учиться в гражданском вузе'
(открытый вопрос).
- 'Я знаю, что меня вовремя положат спать, вовремя поднимут, накормят: завтрак, обед, ужин'
(ДФГ, Москва).
Среди мотивов поступления в военные учебные заведения упоминается также гарантированное трудоустройство (6%). Военное образование выступает здесь как защита против безработицы и неясного будущего.
- 'Сейчас безработица, а в армии надежнее быть'; 'нет работы, а так хоть распределяют их'; 'после военного вуза они точно будут обеспечены работой'
(открытый вопрос).
По мнению 4% опрошенных, выпускники военного вуза имеют возможность жить вполне обеспеченно и получать хорошую зарплату.
- 'У военных больше зарплата'; 'меркантильные соображения'; 'иметь выгоды, лучшее материальное положение'
(открытый вопрос).
Респонденты считают, что помимо зарплат будущих офицеров привлекают многочисленные льготы, возможность получить жилье и хорошую пенсию (3%).
- 'Много льгот теперь военным после службы, большие пенсии'; 'квартиру дают'; 'может быть, потому что у военных есть какие-то привилегии'
(открытый вопрос).
Такое число респондентов (4%) полагает, что выбор военной специальности бывает продиктован высоким качеством военного образования, желанием получить знания, которые потом не обязательно будут применяться на воинской службе.
- 'Знания лучше, чем в гражданском вузе'; 'там дают хорошие знания – не во всех вузах такие знания дают'
(открытый вопрос).
- 'Идут просто люди за образованием, как в любой институт. Сейчас нет такого, как раньше было: после окончания института или училища надо было отрабатывать. То есть после военного училища надо обязательно отслужить. Да, сейчас этого нет, я так думаю. Поэтому люди просто идут за образованием'
(ДФГ, Москва).
Считают, что поступить в военное училище проще, чем в гражданский вуз, 3% опрошенных.
- 'Туда меньше конкурс'; 'легче всего поступить в военный вуз'
(открытый вопрос).
Таким образом, можно говорить о существовании двойственного отношения квоенному образованию. С одной стороны, военное образование имеет целый ряд преимуществ: жесткая дисциплина, гарантированное трудоустройство и стабильное будущее. С другой стороны, эти же особенности могут быть проинтерпретированы как недостатки: ограничение личных свобод, низкая зарплата, сложности адаптации в гражданской жизни. Хотя обычно представление о престижности образования напрямую связано с возможностью заработка, которую оно дает, в отношении военного образования явно действуют другие причины. Во-первых, выпускник военного вуза, офицер является 'государственным человеком'. Во-вторых, в глазах населения он – носитель настоящего 'мужского характера'. Оба эти фактора влияют на престижность военного образования.
|