fom.ru · Поиск ·      








06.10.2005

Профессия: учитель

Результаты исследования полностью см.:http://bd.fom.ru/map/projects/dominant/dom0540/domt0540_3

В первые перестроечные годы в обществе горячо обсуждался вопрос о том, должна школа формировать взгляды ребенка или заниматься только собственно «предметным» обучением. Сверхзадачей противников воспитательной функции школы было разрушение системы "коммунистического воспитания личности". Многие школьные учителя с готовностью отказались от внеклассной работы и стали избегать высказываний на темы идеологии и морали на уроках.

Россиянам был задан вопрос: "Вспомните, пожалуйста, Ваши школьные годы: был ли у Вас учитель, который повлиял на Ваши взгляды, убеждения, которого Вы могли бы назвать «учителем жизни», или такого учителя не было?". Такие учителя были у 56% опрошенных, не было – у 34%. Примечательно при этом, что чем моложе респонденты, тем чаще они говорят, что таких учителей у них не было: вариант "не было" выбрали 41% тех, кому 18-35 лет, 34% людей в возрасте 36-54 года, и 25% респондентов самого старшего возраста.

Сейчас безоговорочно преобладает мнение, согласно которому школьный учитель обязан быть не только «предметником», но и воспитателем: 86% опрошенных нами россиян сказали, что учителя должны, помимо собственно преподавания, еще и формировать у детей взгляды на жизнь. Такое убеждение одинаково часто высказывали и те респонденты, в чьих семьях есть дети-школьники, и те, у кого в семьях школьников нет. Противоположной точки зрения (учителя не должны этим заниматься) придерживаются лишь 7% опрошенных.

Половина участников опроса (52%) имеет детей, внуков или близких родственников, которые учатся в школе. Этих респондентов спросили, есть ли в школе, где учится их ребенок (внук, родственник), учителя, которые, помимо преподавания своего предмета, формируют взгляды детей на жизнь. Отрицательный ответ дали 26% тех, у кого есть дети или другие родственники школьного возраста (14% от всех опрошенных). Думают, что такие учителя есть, но их мало, 28% респондентов этой группы (15% опрошенных). Утверждали, что такие учителя есть, и их много, лишь 16% респондентов, в чьих семьях есть дети-школьники (8% опрошенных). Многие затруднились ответить на этот вопрос.

Треть респондентов (29%), в чьих семьях есть школьники (13% участников опроса), сказали, что им нравится, какие взгляды формируют учителя у их ребенка, 9% (4% от числа опрошенных) – что не нравится. При этом 29% (13% опрошенных) родственников школьников заявили, что ничего не знают об этих взглядах, а 18% (8% опрошенных) затруднились с ответом. Иначе говоря, большая часть взрослых, в чьих семьях есть школьники, не вникают в то, как воспитывают детей в школе, какое влияние оказывают учителя на их мировоззрение.

Вопрос о том, хорошо или плохо учителя (в целом по России) справляются с формированием у детей взглядов на жизнь, оказался трудным для респондентов: на него не смогли ответить 41% участников опроса. Думают, что хорошо, 23% респондентов, а полагают, что плохо, 36% опрошенных россиян. Критически оценивают качество школьного воспитания чаще люди средней возрастной группы (36-54 года – 41%), с высшим образованием (49%), с доходом более 3000 руб. (45%), жители мегаполисов (44%) и больших городов (46%). Интересно, что этой точки зрения чаще придерживаются и те респонденты, у кого есть учителя среди знакомых или родственников.

Респондентов попросили обосновать свое мнение. Те, кто считает, что учителя плохо справляются с задачей формирования у детей взглядов на жизнь, говорят чаще всего о причинах такого положения: о том, что у учителей маленькая зарплата (11%); что в отсутствии стимулов к работе учителя пассивны и безразлично относятся к детям (9%); что учителя не обладают нужной квалификацией и у них нет призвания к педагогической деятельности (3%), и т.п. Довольно много ответов, в которых описываются последствия того, что учителя плохо справляются с воспитательными задачами: дети плохо себя ведут; утеряны престиж профессии и уважение к учителям.

Респонденты, считающие, что учителя в целом хорошо справляются с задачей формирования у детей взглядов на жизнь, утверждают, что в школе работают хорошие специалисты, преданные своему делу (6%); что учителя пользуются авторитетом у детей (2%); заботятся о них (2%). Многие ссылаются на личный опыт общения с учителями.

Светлана Климова

* * *

Профессия учителя, как известно, не относится сейчас к числу наиболее престижных. Согласно данным опроса, две трети россиян (65%) считают ее непривлекательной, и только 22% – привлекательной. Причем каждый третий (33%) полагает, что и большинству сегодняшних учителей их профессия не нравится. Уверенных в обратном – ненамного больше (42%).

Однако доля недовольных тем, как работают представители этой профессии, сравнительно невелика: лишь 8% опрошенных полагают, что учителя справляются со своими обязанностями плохо (или очень плохо) – при том, что 33% оценивают качество их труда на "отлично" и "хорошо"; по мнению 45% респондентов, учителя справляются со своей работой "удовлетворительно".

Большинство участников опроса (62%) уверены, что в случае повышения зарплаты учителей до должного уровня они станут работать лучше. Не верят, что материальное стимулирование окажется в этом случае эффективным, 30% опрошенных: 29% полагают, что качество работы учителей не изменится, а 1% – что они даже станут работать хуже. Что же касается влияния ожидаемого роста зарплаты на престижность профессии учителя, то тут царит почти полное единодушие: 78% опрошенных сказали, что эта работа станет более привлекательной, и только 10% – что не станет.

Впрочем, россияне не слишком склонны разделять постоянно звучащее в СМИ мнение, согласно которому учителя принадлежат к наименее обеспеченным слоям российского общества: 57% считают, что представители этой профессии живут так же, как большинство россиян. Полагающих, что они живут хуже, чем большинство наших соотечественников, вдвое меньше – 28%. А 7% опрошенных думают даже, что учителя живут лучше прочих.

Стоит отметить: с мнением, что уровень жизни учителей ниже, чем средний по стране, значительно чаще соглашаются москвичи (41%) и жители других мегаполисов (40%). Вместе с тем, среди сельских жителей доли считающих, что педагоги живут лучше либо хуже большинства россиян, практически равны – соответственно, 15 и 17%. Причины такого расхождения во мнениях очевидны. Кстати, селяне признают профессию учителя привлекательной вдвое чаще, чем обитатели столицы и прочих мегаполисов (31 и 15% соответственно).

Респондентов спросили, какой, по их мнению, должна быть сегодня зарплата учителя. Треть опрошенных (33%) назвали суммы от 8 до 10 тыс. рублей, 28% – оказались более "прижимистыми" (11% – до 6 тыс., 17% – от 6 до 8 тыс. рублей), 31% – более "щедрыми" (18% – от 10 до 15 тыс., 13% – более 15 тыс. рублей). Неудивительно, что наименее обеспеченные граждане называли, как правило, более скромные суммы, чем относительно состоятельные, что обитатели мегаполисов предлагали платить учителям больше, чем сельские жители. А вот что выглядит несколько неожиданным, так это весьма ощутимые межрегиональные различия. Если в Северо-западном и Уральском федеральном округах доли полагающих, что зарплата учителя должна превышать 10 тыс. рублей, оказались намного выше, чем по стране в целом (соответственно 46% и 44% против 33%), то в Приволжском – где, отметим, доходы граждан далеко не самые низкие – эта доля составила всего 16%.

Григорий Кертман

Фонд "Общественное мнение". Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса - интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 1-2 октября 2005 года. 1500 респондентов.




База данных ФОМ >  >  >  > Профессия: учитель > Профессия: учитель