Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/societas/culture/obrazovanie/secondary_education/d073522




О школьной форме

30.08.2007 [отчет] [ Опрос населения ]




Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 25-26 августа 2007 г. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Многие россияне помнят те времена, когда мальчики ходили в школу в серых или синих форменных костюмчиках, а девочки – в коричневых платьях с белыми манжетами и воротничками и черных (по праздникам – белых) фартуках. Сегодня в большинстве российских школ обязательной школьной формы нет – такой вывод можно сделать на основании ответов респондентов, имеющих в семьях детей-школьников1. Лишь 25% представителей данной категории опрошенных утверждают, что в их школах есть обязательная форма (при этом она им, как правило, нравится), а, по словам 70% (21% по выборке), там, где учится их ребенок, подобной практики не существует.

Впрочем, в части школ существуют определенные ограничения и требования к той одежде, в которой ребенок ходит в школу (так сказали 23% респондентов, в семьях которых есть школьники, или 7% по выборке). Об этих требованиях и ограничениях респонденты рассказывали в свободной форме, отвечая на соответствующий открытый вопрос. По свидетельству 2% опрошенных, в их школах запрещена одежда ярких, броских тонов ('яркая, пестрая запрещена'; 'говорят, чтобы светофорами не ходили, ярко не одевались'; 'нельзя в цветном, ярком'). Не приветствуется пляжно-дискотечный стиль одежды: 'не разрешается в шортах, коротких юбках, коротких майках'; 'короткие юбки не носить, живот не показывать' (1%). Судя по ответам некоторых респондентов, в отдельных школах пытаются ввести некое подобие единой формы: педагоги настаивают на строгом, деловом стиле одежды ('строгая, деловая одежда, галстук обязательно'; 'должен быть галстук, костюм, белая рубашка' – 1%) или по крайней мере на том, чтобы в одежде школьника выдерживалось классическое сочетание 'светлый верх, темный низ' (1%). В некоторых школах не разрешается ходить на уроки в спортивной одежде, кроме, разумеется, уроков физкультуры (1%), в других запрещены джинсы (1%), в третьих просят, чтобы дети приходили чисто, опрятно одетыми (всюду – по 1%).

Чаще, однако, респонденты говорили, что в их школах никаких специальных требований к одежде нет – дети ходят на уроки в чем угодно (40% родителей школьников, или 12% по выборке). Хорошо это или плохо? В большинстве своем россияне склоняются, по-видимому, ко второму ответу: лишь 17% полагают, что обязательная форма одежды в российских школах не нужна, причем даже в группе самых молодых респондентов (от 18 до 35 лет) подобная точка зрения отнюдь не превалирует (26%). Чаще всего россияне поддерживают идею существования единой школьной формы для всей страны (45% респондентов; в группе имеющих детей-школьников – 53%). По мнению 17%, будет лучше, если в каждой школе будет своя форма одежды. Чаще прочих сторонниками этой идеи выступают жители Москвы (37%) и люди с высшим образованием (26%). Родственники детей-школьников поддерживают ее не чаще, чем участники опроса в целом (18%). Воспроизведем аргументацию, высказанную респондентами в защиту каждой из трех точек зрения (ответы давались в открытой форме).

Сторонники обязательной школьной формы – будь то единая форма для всех российских школьников или 'корпоративная' форма, устанавливаемая в каждой конкретной школе, – говорили прежде всего о социальном значении формы: по мнению респондентов, она хотя бы отчасти нивелирует разницу в материальном и 'классовом' положении школьников: 'есть дети бедные, есть богатые, а форма выравнивает детей'; 'меньше будет социальной распри'; 'не будет классового различия'; 'чтоб не было высокомерия у учащихся: ты бедная, я богатая'; 'не будут дети чувствовать себя неравными'; 'чтобы стирались грани между прослойками общества' и т. д. – в группе защитников единой общероссийской формы такой ответ дали 17% респондентов по выборке, среди сторонников 'корпоративной' школьной одежды – 4% (напомним, что первая группа намного больше второй).

Второй общий для обеих групп аргумент связан с дисциплинирующим значением формы: 'больше будет порядка'; 'больше будут думать об учебе'; 'она как-то организовывает, настраивает на учебу'; 'в школе дети должны учиться, а не о сережках думать' (10% в группе сторонников единой, 2% – 'корпоративной' формы).

Некоторые респонденты приводили аргументы эстетического плана: по их мнению, дети, одетые в форму, выглядят красиво, приятно ('на детей приятно смотреть, когда они в форме'; 'приятно глазу' – 4% в первой и 1% во второй группе) или как минимум опрятно ('дети будут выглядеть более опрятными и аккуратными' – по 1% в обеих группах).

По мнению 3% респондентов в первой и 1% – во второй группах, обязательная форма облегчает жизнь родителям ('родителям проще жить будет, не надо думать, во что одеть детей'; 'это облегчает родительские расходы').

Далее аргументация названных групп расходится. Среди тех, кто предпочел бы всех школьников России одеть в одинаковые платья и костюмчики, 4% обосновывают свою позицию отсылкой к '...старым добрым временам', к тому, 'как раньше было: все в одинаковом ходили' (4%). По мнению некоторых респондентов в этой группе, школьная форма – важный инструмент социальной идентификации, при этом форма не просто позволяет отличить школьников от не-школьников ('видно, что идет школьник'; 'чтобы было понятно, чтобы школьников могли отличить от студентов' – 3%), но и создает необходимую дистанцию между школьниками и учителями ('дети должны отличаться от учителей и носить соответствующую одежду'; 'дети одеваются лучше педагогов'; 'не отличить, где учитель, а где ученик' – 1%).

Сторонники 'корпоративной' формы, помимо приведенных выше аргументов, сближающих их с защитниками единого регламента одежды для школьников всей страны, говорили о том, что такая форма, с одной стороны, дает возможность 'подчеркнуть индивидуальность школы', с другой – способствует развитию индивидуальности ребенка, поскольку 'одежда – это знак отличия от массы' (всего 3%). Некоторые респонденты отмечали, что 'корпоративная' форма вносит элемент разнообразия, некоей игры: 'интереснее у ребят, разнообразие должно быть'; 'так интереснее – когда в каждой школе своя форма' (2%).

Сторонники свободной, нерегламентированной формы школьной одежды отстаивали право детей на 'индивидуальность и в одежде, и в мышлении' (4%), а также на свободу самовыражения ('пусть каждый выбирает сам себе одежду по вкусу'; 'пусть носят что им нравится' – 3%). По мнению 3% респондентов этой группы, обязательная школьная форма ложится дополнительным финансовым бременем на родителей ('не у всех есть возможность купить форму'; 'меньше затрат, форма дорогая, а так – оденут что есть').

Некоторые настаивали на том, что единая школьная форма – это социальный анахронизм, который не приживется в современном российском обществе ('это уже вчерашний день'; 'не будут ходить в форме – время не то'; 'дети другие' – 2%).

Ирина Шмерлина

С каким из трех предложенных на карточке мнений Вы согласны? (Карточка, один ответ.)

Почему Вы думаете, что обязательная школьная форма не нужна? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что школьная форма не нужна, - 17% от всех опрошенных.)

(в % от числа опрошенных)
Учеников нельзя делать одинаковыми, они должны свободно выражать свою индивидуальность в том, как одеваются4
'Дети должны быть свободными'; 'детям нужна индивидуальность и в одежде, и в мышлении'; '…не гасить индивидуальность'; 'зачем всех под одну гребенку?'; 'зачем? Как инкубаторские ходят'; 'каждый человек должен выражать свою сущность'; 'не надо быть как все'; 'не надо всех делать одинаковыми'; 'пусть дети чувствуют себя свободными'; 'пусть каждый ученик будет индивидуален'.
Не все родители имеют средства на покупку школьной формы3
'Дети сейчас одеты по доходам родителей'; 'единая школьная форма будет дороже обходиться родителям'; 'меньше затрат, форма дорогая, а так – оденут что есть'; 'не все в состоянии купить эту форму за 2000'; 'не каждый человек может позволить себе приобрести школьную форму'; 'не надо платить большие деньги за форму'; 'не у всех есть возможность купить форму'.
Школьники должны одеваться так, как им нравится, как им удобно3
'Дети должны одеваться как им удобно'; 'дети сами должны выбирать одежду, в чем ходить в школу'; 'желание ребенка одеть что хочет'; 'каждый носит то, что любит'; 'кому что нравится, тот пусть то и носит'; 'неудобно каждый день ее носить, несвободно себя чувствуешь'; 'пусть каждый выбирает сам себе одежду по вкусу'; 'пусть носят что им нравится'.
От школьной формы отвыкли, школьники не будут ее носить, сейчас другое время2
'Бесполезно – все равно носить не будут'; 'время не то, можно уже и лучше одевать'; 'все отвыкли от нее, кто как хочет одевается'; 'все равно привыкли носить все подряд'; 'дети другие'; 'не будут ходить в форме, время не то'; 'уже привыкли'; 'это пережиток прошлого'; 'это уже вчерашний день'.
Школьная форма не нужна, свободная форма одежды лучше1
'А зачем она нужна?'; 'думаю, что свободная форма лучше'; 'зачем она нужна? Так удобнее – что есть'; 'не нравится мне это'; 'ни к чему форма'; 'смысла в ней не вижу'; 'это не главное в образовании'.
Другое1
'Детям и так в школе неинтересно учиться'; 'мне моя не нравится'; 'мы учились без школьной формы'; 'психологический настрой'; 'пусть девочки короткие юбки носят'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа3

Почему Вы думаете, что у всех школьников России должна быть единая школьная форма? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что будет хорошо, если в России будет единая школьная форма, - 45% от всех опрошенных.)

(в % от числа опрошенных)
Дети из богатых и бедных семей будут выглядеть одинаково, не будет ущемленности и зависти17
'Без формы явное разделение на бедных и богатых, форма объединяет детей'; '…не будут выделяться бедные и богатые'; 'дети будут чувствовать себя равными'; 'есть дети бедные, есть богатые, а форма выравнивает детей'; 'завидовать не будут, кто так одет: все на одном уровне'; 'мало различий – мало зависти'; 'меньше будет социальной распри'; 'не будет зависти'; 'не будет классового различия'; 'не будут дети чувствовать себя неравными'.
Будет больше порядка, дисциплины в школе, более рабочая обстановка10
'Больше будет порядка'; 'больше будут думать об учебе'; 'внимание детей не отвлекается'; 'детей будет стимулировать к учебе, а не к обсуждению моды'; 'дисциплина вырабатывается'; 'общий порядок будет'; 'обязывает школьников к дисциплине'; 'она как-то организовывает, настраивает на учебу'; 'она обязывает к порядку в школе и дисциплине'.
Так было раньше, это было хорошо4
'Вспоминаю школьников в советские времена'; 'как было раньше'; 'как в советское время – у школьников одинаковая форма для всех'; 'как в старые добрые времена'; 'как раньше было – все в одинаковом ходили'; 'мы сами так учились'; 'нравится, сама выросла на этом'.
Это красиво, на школьников будет приятно смотреть4
'Будет очень красиво'; 'красиво смотреть, приятно'; 'красиво смотрится'; 'на детей приятно смотреть, когда они в форме'; 'приятно посмотреть и на улице, и в классе'; 'это красиво смотрится'.
Это удобнее, дешевле для родителей3
'Будет легче одеть в школу детей'; 'для родителе меньше проблем – дешевле собрать ребенка в школу'; 'для удобства – это поможет родителям сразу найти одежду'; 'меньше забот родителям, во что одеть ребенка'; 'меньше расходов на форму'; 'проще будет купить'; 'родители не будут думать, во что одеть ребенка'; 'чтобы у родителей не болела голова, во что одеть ребенка'.
Школьников будет сразу видно3
'Видишь, что это школьник'; 'чтоб сразу был виден ученик школы'; 'чтобы было понятно, чтобы школьников могли отличить от студентов'; 'школьников будет видно'.
Так лучше, удобнее для всех, это мое мнение2
'В форме лучше'; 'лучше, когда дети одинаково одеты'; 'мне так кажется'; 'так будет лучше'; 'так удобнее'; 'удобно для всех'; 'это лучше будет'; 'я так думаю'.
Ученики и учителя будут больше отличаться по внешнему виду, не будет ущемленности учителей1
'Видно, где школьник, где учитель'; 'дети должны отличаться от учителей и носить соответствующую одежду'; 'дети одеваются лучше педагогов'; 'идут на каблуках, накрашены, богаче учителей'; 'иногда ученики одеты лучше учителей'; 'как дети сейчас разодеты, учителя хуже одеваются – за учителей обидно'; 'не отличить, где учитель, а где ученик'; 'сразу будет понятно: это ученики, а это педагоги, а не наоборот'.
Школьники будут выглядеть более аккуратно1
'Аккуратными дети будут ходить в школу'; 'дети будут выглядеть более опрятными и аккуратными'; 'опрятность, подтянутость'; 'чисто, опрятно'.
Школьная форма всюду должна быть одинаковой, не требуется менять ее при переходе в другую школу1
'Не будут отличаться ученики разных учебных заведений'; 'потому что если в каждой школе своя форма, то при переходе из одной школы в другую надо новую шить'; 'чтобы не отличались школы'; 'если придется сменить школу, форма пригодится в любом месте'.
Другое1
'Будем все вместе, едины'; 'государство выпустит одну форму, и все школы будут обеспечены'; 'дети должны быть одеты одинаково, как в армии'; 'дети идут в школу, и не знают, что одеть'; 'какой-то порядок будет, на улице люди бегают в чем попало'; 'раз ходит в школу – пусть форму носит, так сказал Путин'; 'родители согласны, чтобы в единой форме ученики ходили в школу'; 'это для приличия'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа4



Почему Вы думаете, что в каждой школе должна быть своя форма одежды? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что будет хорошо, если в каждой школе будет своя школьная форма, - 17% от всех опрошенных.)

(в % от числа опрошенных)
Дети из богатых и бедных семей будут выглядеть одинаково, не будет ущемленности и зависти4
'Будет форма, не будет причин для зависти'; 'все дети будут в равных условиях'; 'для того чтобы все себя чувствовали равноправными'; 'не будет видно такой разницы в доходах'; 'чтобы не было зависти в школе'; 'чтоб не было высокомерия у учащихся: ты бедная, я богатая'; 'чтобы стирались грани между прослойками общества'.
Это подчеркнет своеобразие каждой школы3
'Выражение имиджа школы'; 'дети гордились бы, что они учатся именно в этой школе'; 'если во всех школах все будет одинаково, то все будет сливаться, а так каждая школа будет выделяться'; 'индивидуальность у детей развивается и гордость за школу'; 'каждая школа должна отличаться от другой школы'; 'люди одного коллектива должны чем-то отличаться от других по внешнему виду, одеждой хотя бы'; 'подчеркнуть индивидуальность школы'; 'чтоб школы имели свой вид, свое лицо'.
Будет больше порядка, дисциплины в школе, более рабочая обстановка2
'Более дисциплинирует'; 'больше порядка будет'; 'в школе дети должны учиться, а не о сережках думать'; 'дисциплинирует школьников, появляется ответственность'; 'не отвлекаются от учебы'; 'она заставляет серьезнее относиться к обучению'; 'школьники более будут дисциплинированные'.
Так лучше, интереснее, в одежде детей должно быть разнообразие2
'Будет разнообразие'; 'интереснее у ребят, разнообразие должно быть'; 'мне так нравится'; 'так интереснее, когда в каждой школе своя форма'; 'хоть какое-то разнообразие'; 'это правильно'.
Школьную форму должны выбирать сами ученики, их родители, коллектив школы1
'Каждая школа должна решать, какая форма подходит ученикам той или иной школы или гимназии'; 'на совести директора, школа – заведение авторитарное'; 'по согласованию учеников и учителей надо выбрать школьную форму своей школы'; 'пусть родители решают'; 'пусть родители сами решают по своим средствам, какая удобнее и по деньгам'; 'то, что нравится родителям, школьным советам'; 'у всех разные вкусы, пусть каждая школа себе выбирает, она знает своих детей'.
Легко будет узнать, кто в какой школе учится1
'Видно, из какой школы идет'; 'как-то сразу можно определить, в какой школе учится ребенок, понять, хорошая она или плохая'; 'можно будет узнать, из какой школы и где их учат такому поведению'; 'по форме можно определить, кто в какой школе учится'.
Это красиво, на школьников будет приятно смотреть1
'Будет красиво, когда в школу будут идти'; 'красиво смотрится'; 'приятно глазу'; 'приятно посмотреть'.
Это удобнее, дешевле для родителей1
'Дешевле для родителей'; 'меньше проблем родителям'; 'родителям проще жить будет, не надо думать, во что одеть детей'; 'удобно, родителям легче'; 'это облегчает родительские расходы'.
Школьники будут выглядеть более аккуратно1
'Нравится опрятная одежда'; 'прилично будут одеты дети в школе'; 'чтобы дети ходили аккуратно одетыми, чтобы было видно'; 'чтобы дети ходили в школу аккуратными'.
Другое1
'Гимназия, где учатся мои дети, имеет форму'; 'другой век'; 'если форма единая в стране, то дети как в армии'; 'как за границей'; 'чтобы не было дефицита, как раньше, если будет одна форма по всей стране, то ее кому-то будет не хватать обязательно'; 'это хорошо для начальных классов, для старших классов – нет'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа2

Скажите, пожалуйста, есть ли у Вас дети, внуки или другие близкие родственники, живущие в одной семье с Вами, которые учатся в школе (гимназии, лицее, ином среднем общеобразовательном учреждении)?

Скажите, пожалуйста, в школе, где учится ваш ребенок, есть или нет обязательная школьная форма? (Ответы заявивших, что у них в семье есть дети, обучающиеся в средних общеобразовательных учреждениях, - 30% от всех опрошенных.)

Вам нравится или не нравится форма одежды, которая существует в вашей школе? (Ответы заявивших, что в средних общеобразовательных учреждениях, где обучается их ребенок, есть обязательная школьная форма, - 8% от всех опрошенных.)

В школе, где учится ваш ребенок, существуют или не существуют какие-либо ограничения, требования к одежде, в которой дети ходят в школу? (Ответы всех респондентов, у которых есть дети, обучающиеся в средних общеобразовательных учреждениях, кроме тех, кто заявил, что там, где обучается их ребенок, есть обязательная школьная форма, - 23% от числа опрошенных.)



Какие ограничения, требования к одежде существуют в школе, где учится ваш ребенок? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что в средних общеобразовательных учреждениях, где обучается их ребенок, нет обязательной школьной формы, но существуют ограничения, требования к одежде, - 7% от всех опрошенных.)

(в % от числа опрошенных)
Одежда неярких цветов2
'Яркая, пестрая запрещена'; 'нельзя носить цветное, очень яркое'; 'нецветное, неяркое'; 'нельзя носить яркие, броские цвета'; 'говорят, чтобы светофорами не ходили, ярко не одевались'; 'нельзя в цветном, ярком'.
Строгий, деловой стиль одежды1
'Костюм строгий, приличный'; 'строгая, деловая одежда, галстук обязательно'; 'строгая, деловая одежда должна быть'; 'носить более-менее строгое, однотонное'; 'должен быт галстук, костюм, белая рубашка'; 'строгий костюм'; 'деловой стиль одежды'; 'классический костюм'.
Белый верх, темный низ1
'Темный низ, светлый верх'; 'требование белого верха и черного низа у девочек'; 'светлый верх, темный низ'; 'верх белый, низ темный'; 'брюки темные, светлая рубашка'.
Опрятная, чистая одежда1
'Чтобы были аккуратно одеты, чистые'; 'одежда должна быть аккуратной'; 'опрятность'; 'единственное требование – чтобы одежда была опрятная, аккуратная'; 'чтобы чистая одежда была'.
Нельзя носить джинсы1
'Нельзя джинсы носить'; 'джинсы нельзя'; 'нельзя ходить в джинсах'; 'не разрешают ходить в джинсах'.
Нельзя ходить в спортивном костюме1
'Не ходить в спортивной форме'; 'в спортивной форме не ходить на уроки'; 'в спортивной форме не ходить, только на урок физкультуры'; 'в спортивной форме нельзя ходить на уроки'.
Нельзя носить слишком открытую одежду (топики, мини-юбки, шорты и др.)1
'Не разрешается в шортах, коротких юбках, коротких майках'; 'короткие юбки не носить, живот не показывать'; 'не надевать мини-юбки'; 'слишком развязно не разрешают'; 'очень короткие юбки, открытые кофты носить нельзя'; 'не вызывающе'.
Другое<1
'Школа элитная, какие-то требования существуют, но точно не знаю'; 'обязательно строгий костюм для учителя'; 'чтобы было все скромно, простенько'; 'формально'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа1

1 Данная категория респондентов составляет 30% выборочной совокупности.


Приложение. Таблицы.


С каким из трех предложенных на карточке мнений Вы согласны? (Карточка, один ответ.)


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта web
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село интернет-польз. месячная ауд.
Доли групп 100 65 23 8 46 54 37 36 27 15 35 32 18 22 28 26 8 13 17 37 26 17
школьная форма не нужна 17 17 14 22 21 13 26 15 6 11 19 16 19 13 12 19 15 20 17 16 17 24
будет хорошо, если в России будет единая школьная форма 45 49 43 45 39 51 39 47 53 47 47 45 41 51 54 43 37 34 36 52 51 33
будет хорошо, если в каждой школе будет своя школьная форма 17 17 15 20 14 19 19 18 13 10 13 20 26 14 12 22 37 14 21 16 12 31
затрудняюсь ответить 21 16 28 14 26 16 15 21 28 32 20 19 14 22 22 16 11 32 26 16 21 12

Скажите, пожалуйста, есть ли у Вас дети, внуки или другие близкие родственники, живущие в одной семье с Вами, которые учатся в школе (гимназии, лицее, ином среднем общеобразовательном учреждении)?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта web
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село интернет-польз. месячная ауд.
Доли групп 100 65 23 8 46 54 37 36 27 15 35 32 18 22 28 26 8 13 17 37 26 17
да, есть 30 31 29 31 27 33 33 35 19 22 32 34 27 42 25 26 22 28 26 32 35 27
нет 70 69 71 69 73 67 67 65 81 78 68 66 73 58 75 74 78 72 74 68 65 73

Скажите, пожалуйста, в школе, где учится ваш ребенок, есть или нет обязательная школьная форма? (Ответы заявивших, что у них в семье есть дети, обучающиеся в средних общеобразовательных учреждениях, - 30% от всех опрошенных.)


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта web
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село интернет-польз. месячная ауд.
Доли групп 100 65 23 8 46 54 37 36 27 15 35 32 18 22 28 26 8 13 17 37 26 17
есть 8 9 7 5 6 9 8 9 4 4 8 9 7 12 6 6 9 5 8 7 8 7
нет 21 22 20 23 20 23 24 25 12 17 22 23 20 29 18 19 10 21 16 23 25 19
затрудняюсь ответить 1 1 1 3 2 1 1 1 2 1 2 2 1 1 1 1 2 1 2 1 1 1

Вам нравится или не нравится форма одежды, которая существует в вашей школе? (Ответы заявивших, что в средних общеобразовательных учреждениях, где обучается их ребенок, есть обязательная школьная форма, - 8% от всех опрошенных.)


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта web
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село интернет-польз. месячная ауд.
Доли групп 100 65 23 8 46 54 37 36 27 15 35 32 18 22 28 26 8 13 17 37 26 17
нравится 5 5 4 2 3 6 5 6 3 2 5 6 4 6 4 4 6 4 5 4 4 4
не нравится 2 2 2 2 1 3 3 2 1 1 3 2 1 4 1 1 2 1 2 2 3 2
затрудняюсь ответить 1 1 1 1 1 1 1 2 0 1 0 1 1 1 1 0 2 0 1 2 0 1

В школе, где учится ваш ребенок, существуют или не существуют какие-либо ограничения, требования к одежде, в которой дети ходят в школу? (Ответы всех респондентов, у которых есть дети, обучающиеся в средних общеобразовательных учреждениях, кроме тех, кто заявил, что там, где обучается их ребенок, есть обязательная школьная форма, - 23% от всех опрошенных.)


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта web
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село интернет-польз. месячная ауд.
Доли групп 100 65 23 8 46 54 37 36 27 15 35 32 18 22 28 26 8 13 17 37 26 17
существуют 7 8 6 7 5 9 10 7 3 4 7 7 8 7 6 9 5 10 5 8 6 9
не существуют 12 12 12 14 12 12 13 14 8 11 13 14 9 19 10 9 6 9 11 13 15 8
затрудняюсь ответить 4 3 4 4 4 3 3 5 3 3 4 3 3 4 3 2 2 4 2 3 5 3

*Доля респондентов, которые при ответе на вопрос 'Когда Вы в последний раз пользовались Интернетом?' выбрали позиции 'В последние сутки', 'В последнюю неделю', 'В последний месяц'.