www.fom.ru · поиск · · расширенный поиск ·      








25.04.2002, Опрос населения

Россияне и национальный вопрос



1.'Закрываем ворота, открываем калитку – и все в очередь!'
2.'Чужие' в России: незваный гость хуже...
3.Графики и открытые вопросы
4.Опрос экспертов
5.Приложение.Таблицы

 
1.'Закрываем ворота, открываем калитку – и все в очередь!'


Одним из негативных последствий развала СССР стал практически неконтролируемый поток переселенцев из бывших союзных республик, хлынувший на территорию России. Межэтнические конфликты и кризисное экономическое положение в новых независимых государствах лишь стимулируют этот процесс. 'Мы, Россия, – как дойная корова. Распался Союз, и там никто не работает. Они, как тараканы, поползли к нам', – говорит участник новосибирской фокус-группы. Сегодня уже становится очевидным, что без продуманной политики властей в этом вопросе наша страна зайдет в тупик. Респонденты убеждены, что 'надо стараться это дело под контролем держать', потому что 'нерегулируемый поток мигрантов обостряет социальную обстановку'. Пока же, судя по реакции опрошенных, ситуация во многих регионах остается неконтролируемой. Отвечая на вопрос модератора о том, какие эмоции вызывает у них миграционная политика властей, участники дискуссий говорят:
  • 'Вера: Досаду.
Вячеслав: Обиду.

Галина: Возмущение и гнев' (ДФГ, Воронеж).
  • 'И вообще у нас политика ведется странная: всех бездомных сюда принимаем...' (ДФГ, Воронеж).
Некоторые разногласия у участников дискуссий вызвал вопрос о том, кто же вправе жить в нашей стране. Респонденты предложили целый комплекс разнопорядковых оснований для подобного разрешения. Так, некоторые считали, что для этого следует быть русским по национальности (они же предлагали переселить в Россию русских, оказавшихся за ее пределами). Другие достаточным основанием для разрешения проживания на территории нашего государства называли законопослушность человека и ту пользу, которую он приносит российскому обществу.
  • 'Модератор: Как вы считаете, кто имеет полное право жить в России?
Вера: Это надо заслужить.

Галина: Мы будем рады любому, пусть он только 'мозги вливает' в нашу экономику и ведет себя соответственно нашему закону' (ДФГ, Воронеж).
  • 'Модератор: Кто, с вашей точки зрения, имеет право жить в России?
Виктор: Кто родился здесь.

Катя: Тот, кто платит все налоги, и кто способствует росту этой страны. Именно тот, кто укрепляет нашу страну' (ДФГ, Москва).
  • 'Если он какой-нибудь ученый, если он приносит пользу России, то, конечно, выдать ему гражданство – и пусть работает на благо нашей Родины. А если от него никакого толку, если он ничем не занимается, безработный, то пусть уезжает обратно' (ДФГ, Воронеж).


  • 'Катя: Миграционные службы должны смотреть: легал – нелегал, что он сделал.
Игорь: Чем он занимается.

Катя: Какую пользу приносит' (ДФГ, Москва).

Прагматичный подход к миграционной политике, при котором мигранты рассматриваются преимущественно как 'дешевый' ресурс, который может быть использован для решения экономических проблем России, вообще распространен довольно широко. 'Есть густонаселенные районы, перенаселенные, – рассуждает эксперт из Брянска, – но есть и такие территории, где один-два человека на тысячу квадратных километров. Эти регионы и надо осваивать'. С его точкой зрения согласны и представители региональных элит из других городов, и рядовые россияне, полагающие, что 'распределение мигрантов по регионам, где они необходимы как рабочие руки', закономерно будет способствовать снижению уровня социальной неудовлетворенности в этих группах, а значит, принесет пользу и определенную стабильность обществу в целом.

К принципу целесообразности апеллируют и участники столичной фокус-группы, желающие придать Москве особый статус 'закрытого' города – ведь именно столица является сегодня наиболее привлекательным направлением для легальной и нелегальной иммиграции.
  • 'Оля: Надо принять закон, чтобы легально мигрировать в Москву было бы крайне сложно. То есть чтобы Москва имела такой статус, чтобы трудно было именно сюда переселиться.
Модератор: Почему?

Оля: Ну, потому что достаточно, хватит.

Лена: Москва же не резиновая. Столица должна как-то защищена быть' (ДФГ, Москва).
  • 'Юля: Да, слишком открытый город Москва стал.
Ира: То-то и оно.

Оля: Немножко закрыть его, конечно, надо' (ДФГ, Москва).

Составными частями новой, более жесткой миграционной политики, по мнению опрошенных, должны стать как меры, препятствующие повышению (или сохранению на прежнем уровне) темпов миграции, так и санкции против тех переселенцев, которые не стремятся легализовать свое пребывание в нашей стране и интегрироваться в российское общество.

Респонденты убеждены, что ограничению переселенческих потоков могло бы способствовать введение визового режима с приграничными странами СНГ. Процедура получения разрешения на въезд, а также налог, взимаемый обычно при пересечении границы, создаст дополнительные препятствия для определенной части потенциальных мигрантов.
  • 'Границу надо закрывать. Ни одна страна не позволяет себе такого, чтобы приезжали все, кому не лень. А у нас почему-то можно. Те, кто уже живет здесь, – их противоправно выгонять. Нужно не допустить возможности приезжать еще новым и новым' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • 'Паспортный режим очень жесткий: зачем и почему въехал, место проживания, в декларации указывать, сколько наличных денег' (ДФГ, Воронеж).


  • 'Ограничить поток беженцев и ограничить срок пребывания. Если он приехал в командировку на три дня – значит три дня, и все' (ДФГ, Москва).


  • 'Надо сделать ограничение на въезд. Въехал ты на неделю, поторговал и уехал' (ДФГ, Воронеж).
Участники фокус-групп настаивают, что приезжие 'должны быть под прессингом здесь каждый час', нужно 'постоянно проверять, чем они занимаются'. Однако будучи единодушными в том, что контроль необходим, респонденты разошлись относительно того, что предпочтительнее для российского государства – ассимиляция мигрантов, предполагающая их растворение в массе коренного населения, или компактное проживание. Одни полагают, что 'волей-неволей получится, что одной нации люди рядышком жить будут', и 'их контролировать проще, когда они в кучке'. Однако другие убеждены, что именно подобная компактность, с одной стороны, затрудняет интеграцию, а с другой – закономерно приводит к повышению криминального уровня в этой среде:
  • 'Оля: Это очень опасно. Вот как американцы попадают в квартал, где негры живут. Грабят, раздевают полностью.
Игорь: И так же у нас будет.

Юля: И у нас не пройдешь тогда' (ДФГ, Москва).
  • 'Я думаю, они должны жить ассимилированно. Сложнее будет, если будут отдельные территории. Один – он среди всех, а когда какая-то общность людей, она всегда к себе большего внимания требует' (ДФГ, Воронеж).
Еще одним немаловажным барьером, который должен быть поставлен на пути переселенцев, может, по мнению опрошенных, стать ужесточение процедуры легализации пребывания на территории России. Процедура получения российского гражданства для большинства желающих должна быть сложной и включать учет определенного ценза оседлости, требования выполнения законов и некоторые другие условия. Респонденты убеждены, что нашей стране в этом отношении необходимо заимствовать опыт западных стран – в частности, Соединенных Штатов, чья система 'грин карт' является своеобразным эталоном в области регулирования миграционного потока.
  • 'Модератор: Как местные власти должны вести себя в отношении некоренного населения?
Лена: Всем прописку не разрешать.

Оля: А в Америке запрещено. Вы не можете просто приехать в Америку и просто так там работать. То есть их защищают. А у нас любой и каждый может приехать и работать. Вот они все и понаехали' (ДФГ, Москва).
  • 'Если сразу выдавать гражданство, то оно не ценится людьми. Америка, самая демократичная страна, всем показывает жесточайший пример. Сколько нужно прожить по 'грин карт', чтобы получить американское гражданство?' (эксперт, Вологда).


  • 'Вот имеешь ты 'грин карту' – получаешь меньше. Проживи тут 15 лет, когда ты полностью корнями врастешь в эту землю, вот тогда еще и посмотрим, давать ли тебе гражданство и имеешь ли ты право быть наравне со мною. Если не имеешь – извини, подвинься' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • 'Как в цивилизованных странах, должна быть довольно сложная, но выполнимая процедура получения гражданства. Должна быть система типа американских 'грин карт', дающая право на проживание и работу без получения гражданства. Своеобразная легализация проживания. Карта может выдаваться на приемлемый срок – на несколько лет. Если человек законопослушен, платит налоги, работает – значит, она может пролонгироваться. При длительном проживании законопослушный человек может подать заявление на получение гражданства. И получить его' (эксперт, Брянск).
Таким образом, в совершенствовании миграционного законодательства многие опрошенные видят ключ к решению назревшей проблемы. 'Разобраться с законодательством и все будет в порядке', – уверенно заявляет участница московской ДФГ. Ей вторит респондент из Самары: 'Решить эту проблему можно только совершенствованием закона, больше никак'. Причем опрошенные убеждены, что специфика обсуждаемого вопроса предполагает тесное сотрудничество федеральных и местных властей. По своей структуре эта проблема является общенациональной – недаром по Конституции данный комплекс вопросов находится в ведении федерального центра. Однако без учета региональной специфики ситуация тоже не может быть разрешена адекватно.
  • 'В любом случае, должен быть сначала федеральный закон, который определит право Федерации и субъектов в этой части. А уже нормативные акты субъектов Федерации ни в коем случае не должны нарушать нормы федеральных законов' (эксперт, Ставрополь).


  • 'Должна быть действительно федеральная политика, но в каждом регионе это могут быть свои нюансы, которые на местах лучше решать' (эксперт, Санкт-Петербург).


  • 'Я считаю, что лучше все установить на федеральном уровне, а на местах следить за выполнением федерального законодательства. Россия едина, и если в каждом регионе будут приниматься свои законы, то это приведет к развалу' (эксперт, Кемерово).
Однако настаивая, что данный комплекс вопросов должен решаться на федеральном уровне, респонденты не отказывают местным властям в возможности самостоятельного решения проблематичных ситуаций, если верховная власть государства бездействует. О планах губернатора Краснодарского края А. Ткачева выслать с территории края некоторые национальные группы (турок-месхетинцев) оказались осведомлены около половины опрошенных (44%). Но отношение к этим планам смогли высказать 76% опрошенных, и относительное большинство (41%) поддержали репрессивные меры.
  • 'Настолько большое перенаселение, что правоохранительных органов просто не хватает. Беспредел идет полнейший. Они стабилизировать не могут ситуацию' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Там возникает криминогенная ситуация, и они не находят другого способа изменить эту ситуацию, как только отрегулировать миграционную политику административным путем' (эксперт, Иваново).


  • 'Если речь идет о незаконных мигрантах, которые пребывали на территории края, и он (Ткачев) их депортировал, то я это поддерживаю. Но только с оговоркой, что это должно быть согласовано с теми регионами, куда они хотят их выселить' (эксперт, Нижний Новгород).
Совершенно очевидно, что жесткие действия краснодарского губернатора особенно охотно одобрили люди, которым свойственны националистические установки. Однако даже среди тех респондентов, которые, с одной стороны, убеждены, что сохранение каждым народом своей социокультурной самобытности является благом для России, а с другой – видят в полиэтничности нашего государства больше плюсов, чем минусов, уровень поддержки действий А. Ткачева достаточно высок (29% при 41% в целом по выборке). При этом наиболее высокие показатели одобрения характерны для сторонников Г. Зюганова, пожилых людей старше 50 лет, а также для жителей Южного федерального округа.

Треть всех респондентов (35%) не поддержала репрессивную политику краснодарского губернатора, сочтя ее слишком жестокой, неправомерной и даже опасной. Причем интересно, что осуждающие эту политику участники фокус-групп апеллировали исключительно к ценностям гуманизма, тогда как довод о неправовом и антиконституционном характере действий А. Ткачева ими совершенно не применялся.
  • 'Модератор: Вы одобряете эти действия Ткачева?
Катя: Извините, это похоже на то, как из Крыма депортировали татар, их ссылали в Сибирь.

Наташа: Да, это ужасно, так нельзя.

Юля: Такого нельзя допускать, чтобы потом не устраивать репрессии' (ДФГ, Москва).
  • 'То же самое в 37-ом году – взял всех Сталин и сослал в Сибирь' (ДФГ, Самара).


  • 'Чисто с человеческой точки зрения мне кажется это неправильно. Кем бы он ни был, он остается человеком, а к нему так относятся по-свински...' (ДФГ, Самара).


  • 'То, что турки-месхетинцы стали гонимым народом – это преступление советского режима. Их сначала согнали с исконного места жительства, потом согнали оттуда, где они более-менее прижились. Теперь их сгоняют с третьего места жительства. Куда людям деваться? Взять и выселить народ – это сталинизм' (эксперт, Воронеж).


  • 'Это уже попахивает фашизмом: всех евреев – вон из Германии!' (эксперт, Санкт-Петербург).
Как уже упоминалось выше, составной частью новой миграционной политики, по мнению респондентов, должны закономерно стать жесткие санкции против тех переселенцев, которые обостряют криминогенную обстановку в нашей стране, не стремятся приобрести легальный статус на своем новом месте жительства. Принудительное выселение этих лиц – вот решение данной проблемы, считают некоторые опрошенные. Респонденты уверены, что 'добропорядочный человек стремится подтвердить принадлежность к России и все-таки получить гражданство'. А те, кто не стремится найти себя в нашем обществе, виноваты сами.
  • 'Виктор: Должен ехать домой.
Игорь: Если ничем не занимается. Или побирается в переходах.

Лена: Тогда зачем он нам здесь?

Юля: У нас своих бомжей полно' (ДФГ, Москва).

Однако грань между установкой на депортацию маргиналов и асоциальных элементов и стремлением к массовым этническим чисткам в массовом сознании оказывается очень зыбкой. И идея выселения инородцев с девиантным поведением достаточно легко трансформируется в предложение выселить национальную группу в целом.
  • 'Я бы их всех отсюда выгнал. Пусть бы ехали они в свои края. У каждого своя республика – пусть там и живут. А у нас – своя' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Да, жалко чисто по-человечески, что люди куда-то переедут, бросят нажитое, но они сами этого добиваются. Они нарушают законы и тем самым ставят себя в такие условия' (ДФГ, Самара).
А некоторые вообще полагают, что России в этом вопросе нет нужды 'изобретать велосипед' – достаточно обратиться к опыту западных стран и даже некоторых ближних соседей. Но и обращаясь к этому опыту, респонденты тоже часто не ощущают грань между правовым подходом, предполагающим защиту собственного населения от асоциальных элементов, и массовыми этническими чистками.
  • 'И англичане, и французы, и американцы, если ты не имеешь гражданства или вида на жительство, выкинут тебя, как мальчишку или тряпку, за борт немедленно. А мы это терпим 10 лет. Я считаю, что депортация – правильное направление. Есть мировой опыт – по нему и надо работать. Почему мы должны быть демократичнее в тысячу раз того, что в Америке делается, в Англии, во Франции? Почему?' (эксперт, Ставрополь).


  • 'Модератор: Как бы вы поступили с некоренным населением?
Павел: Так же, как в Прибалтике с нами.

Алексей: Выселить' (ДФГ, Воронеж).

Судя по результатам опроса, любые активные действия властей, направленные на конструктивное решение проблемы, будут одобрены. Впрочем, нельзя не отметить и пессимизм некоторой части опрошенных, полагающих, что любые благие стремления не принесут ожидаемых результатов вследствие коррумпированности и взяточничества мелкого и среднего чиновничества в России, вершащего свою собственную 'иммиграционную политику'.
  • 'Реально сейчас наши власти стоят на стороне 'чужих'. Они взяточники все, поэтому их поддерживают' (ДФГ, Самара).


  • 'Ира: Здесь действительно нужно принимать какие-то жесткие законы, но в то же время деньги вершат все.
Володя: Законы-то примут, а кто их будет исполнять?

Оля: Получается замкнутый круг' (ДФГ, Москва).
  • 'Кто больше заплатит, тот тут и будет жить. И прописку получит' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • 'Необходимы до предела карательные меры относительно продажности наших чиновников, включая милицию, т.е. тех, кто прописывает приезжающих сюда. Под максимальным контролем должна осуществляться вся эта работа' (эксперт, Краснодар).


 
2.'Чужие' в России: незваный гость хуже...


В последнее десятилетие Россия и ее жители столкнулись с необычайным ростом интенсивности миграционных потоков. В особенности эти процессы коснулось жителей мегаполисов и крупных городов – именно туда хлынул основной поток мигрантов. И именно жители мегаполисов и крупных городов намного острее, чем другие россияне, чувствуют присутствие на улицах своих городов 'чужих' лиц:

Вопрос: 'Как Вам кажется, много или мало в вашем городе (селе) приезжих – людей, приехавших и поселившихся в вашем городе (селе) в последние 5-10 лет?'


 

Все

Место жительства

Москва мегаполисы (кроме Москвы) большие города малые города села

Приезжих у нас нет

2

0

1

2

1

3

Много

78

96

91

84

78

63

Мало

15

2

4

7

13

30

  • 'Модератор: Давайте поговорим о тех людях, которые волей судеб оказались не на своей Родине, а на 'нашей с вами территории', в частности в Самаре, в Самарской области. Вы ощущаете присутствие этих так называемых 'чужих' людей?
Таисия: Ощущаем.

Галина: Конечно.

Елена: Ощущаем' (ДФГ, Самара).

Кроме того, за последние два года доля респондентов, считающих, что приезжих в их регионе много, существенно возросла, в то время как количество придерживающихся противоположного мнения, наоборот, снизилось.



Вопрос: 'Как Вам кажется, много или мало в вашем городе (селе) приезжих – людей, приехавших и поселившихся в вашем городе (селе) в последние 5-10 лет?'


 

Февраль 1999 (В 1999 году вопрос задавался в несколько иной редакции: 'Как Вам кажется, много или мало в вашем городе /селе/ людей, приехавших из других мест России или из-за рубежа на заработки или на временное жительство?'. См.: Россия: эмигранты, иммигранты, беженцы // Сообщения Фонда 'Общественное мнение'. 1999. № 27 (http://classic.fom.ru/week/t1027_4.htm). )

Апрель 2002

Приезжих много

50

78

Приезжих мало

25

15

Приезжих нет

11

2

Затр. ответить

14

6



Для жителей мегаполисов и крупных городов, проживших на своей 'малой родине' всю жизнь или большую ее часть (среди жителей мегаполисов таких людей, судя по данным нашего опроса, 90%, среди жителей больших городов – 80%), с каждым днем увеличивающееся количество 'чужих' лиц на улицах оказалось фрустрирующим фактором. Особенно ярко это чувство проявило себя в ходе фокус-групп, проведенных в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Воронеже и Самаре, где проблема 'чужих' обсуждалась крайне эмоционально, а лейтмотивом дискуссий стало мнение о том, что приезжих стало слишком много, в результате чего коренные жители начинают чувствовать себя как гости.
  • 'Раньше в Москве такого не было. По крайней мере, у нас на Филях идешь – тихая деревня такая была Фили. Идешь спокойно. Сейчас шаг сделал: 'Гау, гау', – вообще уже невозможно! Я отвыкла даже в метро, везде от русской речи. Так тоскливо, как будто бы я в гостях, а не они за границей. Да, я не дома' (ДФГ, Москва).


  • 'Они чувствуют себя чуть ли не хозяевами Воронежа. Кто они такие? Они гости' (ДФГ, Воронеж).
Стоит отметить, что и отношение к чужакам в мегаполисах и крупных городах гораздо более негативное, чем в других населенных пунктах страны. Так, если в целом по России уверены в том, что приезжие отрицательно влияют на ситуацию в их городе (селе), чуть менее половины опрошенных (43%), то жители мегаполисов и больших городов разделяют это мнение намного чаще.

Вопрос: 'Как Вам кажется, приезжие, поселившиеся в вашем городе (селе), влияют или не влияют на ситуацию в вашем городе (селе), и если да, то как – положительно или отрицательно?'


 

Все

Место жительства

Москва мегаполисы (кроме Москвы) большие города малые города села

Никак не влияют

31

5

11

23

28

53

Позитивно

9

8

7

10

10

9

Негативно

43

75

67

51

43

22



О позитивном влиянии приезжих говорят всего 9% опрошенных. Почти треть россиян (31%) считают, что приезжие вообще не влияют на ситуацию в их городе или селе. При этом жители мегаполисов и больших городов намного реже соглашаются с подобной позицией.

Воздействие приезжих на ситуацию особенно часто оценивается негативно житями Южного федерального округа (52% против 43% по России). Нейтральное отношение, мнение о том, что приезжие не влияют на ситуацию в их городе или селе, значимо чаще выражают жители Дальневосточного федерального округа (46% против 31% по России). Жители Уральского округа чаще говорят о позитивном влиянии приезжих (15% против 9% по России).

Негативные установки в отношении приезжих, 'чужаков' в сознании респондентов довольно тесно переплетены с националистическими установками. Так, на дискуссионных фокус-группах, даже без стимуляции модератора, разговор о 'чужих', приезжих, моментально сводился к национальному вопросу.
  • 'Модератор: Хорошо. А кто такие 'чужие'?
Участник: Вот не знаю, чужие – это нерусские, значит. Просто нерусские, наверное' (ДФГ, Самара).

Причем респонденты называли вполне конкретных 'чужаков'.
  • 'Модератор: Теперь мы поговорим о людях, которые в последние годы оказались не там, где они родились и жили, а в наших местах – то есть там, где мы живем. Ощущаете ли вы присутствие таких людей в нашем городе?
Участник 1: Как заходишь на базар, так сразу ощущаешь: и китайцы, и с Кавказа... Наших фактически там нет.

Участник 2: Цыгане по домам ходят периодически. По крайней мере, по нашему дому – точно в месяц два раза.

Участник 3: Да, конечно. Ходят по квартирам, побираются. Потом – грузины.

Участник 4: Армяне работать сюда приезжают, деньги зарабатывать.

Участник 5: По-моему, в прошлый год было их нашествие: таджики эти, или другое... – я забыла, как их там звали. Они под городом прямо лагерь образовали: женщины, дети, мужчины... Молодые, смотришь, и здоровые – они сидят на этих цементных ступеньках, все просят. Догоняет тебя, бежит за тобой с протянутой ручкой. Просто жуть какая-то, ужас берет, и всё!

Участник 6: Вот те, что кавказской национальности, – эти чужие. У нас – Россия. У нас – исконно русский народ' (ДФГ, Новосибирск).

Данные массового опроса также подтверждают связь между негативными установкам по отношению к приезжим, 'чужим' вообще, и национализмом. Так, те, кто говорит о негативном влиянии приезжих, гораздо чаще, чем в среднем, склонны разделять и националистические установки.

 

Все опрошенные

Влияние приезжих

не существует

положительное

отрицательное

Вопрос: 'Как Вы считаете, тот факт, что в России живут люди многих национальностей, приносит ей в целом больше пользы или больше вреда?'

Больше пользы

41

49

62

34

Больше вреда

34

25

25

45

Затр. ответить

24

26

13

21

Вопрос: 'А Вы лично испытываете раздражение или неприязнь по отношению к представителям той или иной национальности?'

Испытываю

32

19

23

46

Не испытываю

65

79

75

49

Затр. ответить

4

2

2

5



В целом же по России, как видно из приведенных данных, открыто демонстрируют националистическую установку 32% опрошенных. Чаще это делают респонденты с высокими доходами (37%), москвичи (39%), а также жители больших городов (41%). Более выраженной национальная неприязнь оказалась также среди жителей Северо-Западного (37%) и Уральского федеральных округов (37%). Об отсутствии неприязни или раздражения по отношению к представителям каких-либо национальностей чаще говорят лица старше 50 лет (70% против 65% в среднем по России), жители села (73%), жители Приволжского (73%) и Дальневосточного федеральных округов (73%), а также избиратели Г. Зюганова (70%).

Кто именно, какие национальные группы становятся объектом неприязни определенной части наших сограждан? Это, в первую очередь, так называемые 'лица кавказской национальности' – представители стран Закавказья (азербайджанцы, армяне, грузины, абхазы), а также жители российского Северного Кавказа (чеченцы, дагестанцы). Именно их назвали подавляющее большинство ответивших на открытый вопрос о том, какие национальные группы вызывают у них лично раздражение или неприязнь (84%, или 22% по России в целом). Представителей других национальностей (цыган, таджиков, казахов, выходцев из Восточной Азии) респонденты упоминали гораздо реже.

Респондентов также попросили оценить степень распространенности национализма в их регионе – им был задан вопрос, есть ли в их городе (селе) такие национальные группы, которые вызывают неприязнь или раздражение у большинства местных жителей. О том, что такие группы есть, сказали 40% опрошенных. Чаще об этом заявляли респонденты с высокими доходами (49%), а также с высшим образованием (46%). О наличии этнических групп, вызывающих раздражение большинства населения региона, чаще, чем в среднем, говорили и жители Северо-Западного (61%) и Уральского федеральных округов (49%).

Судя по ответам на открытый вопрос о том, какие национальные группы вызывают неприязненное отношение со стороны большинства жителей регионов, главными объектами 'нелюбви' опять-таки оказалась 'кавказцы' – их назвали 88% ответивших на этот вопрос (или 30% по выборке в целом).

Почти половина россиян (48%) придерживается противоположного мнения – там, где они живут, нет национальных групп, которые вызывали бы неприязнь или раздражение у большинства населения. Чаще эту точку зрения высказывают респонденты с низкими доходами (56%). Об отсутствии в их регионе 'раздражающих' большинство населения этнических групп значимо чаще, чем по выборке в среднем, говорили жители Поволжского (64%) и Дальневосточного (71%) федеральных округов.

Респондентам был задан открытый вопрос о том, почему названные ими национальные группы вызывают неприязнь и раздражение у большинства их земляков. Примечательно, что почти все наши сограждане 'увидели' источник негативного отношения исключительно в самих представителях 'чужих' национальностей, в их поведении, которое респонденты оценили крайне негативно. Так, половина ответивших на вопрос (или 18% по выборке в целом) говорили о вызывающем поведении этих людей.
  • 'Ведут себя вызывающе'; 'дерзкие'; 'нагло себя ведут'; 'они с гонором и высокомерием'; 'до предела наглые, развязные'; 'агрессивные, непредсказуемые, ведут себя как хозяева, очень злопамятные'; 'наглое поведение, бескультурье'; 'поведение отрицательное, неуважение' (открытый вопрос).
Об этом же много говорили и участники групповых дискуссий:
  • 'Они такие более бойкие, нахальные, вызывающе ведут себя' (ДФГ, Москва).


  • 'Они могут демонстративно оскорбить, подсмеять как-то, на своем языке говорить что-то, глядя на тебя' (ДФГ, Москва).


  • 'И что очень неприятно – они неважно относятся к русскому населению. Даже высокомерно относятся' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • 'Ведут они себя очень нагло и вызывающе, особенно если их много' (ДФГ, Воронеж).
Четверть ответивших (или 9% участников опроса) объясняли неприязнь к представителям этих национальных групп их криминальным поведением:
  • 'Только воруют и обманывают'; 'они воры, игралы, менялы, убивают, насилуют, аферисты, разлагают общество, им плевать на русских'; 'они устраивают драки, убийства, спекулируют' (открытый вопрос).


  • 'Везут наркотики – много наркоманов стало'; 'торгуют наркотиками'; 'занимаются в основном продажей наркотиков' (открытый вопрос).
Точно такие же мотивы возникали и в ходе групповых дискуссий.
  • 'Если видишь цыгана или 'чёрного' – значит здесь криминал' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • 'Дело в том, что сейчас через кавказцев к нам идут все эти наркотики. Они их сюда везут, вот эти Грузия, Армения, Чечня, турки, таджики' (ДФГ, Воронеж).
Еще 11% ответивших на вопрос (или 4% по выборке в целом) объясняли неприязнь к представителям некоторых национальных групп их 'экономическим' поведением.
  • 'На рынке сплошные кавказцы, владеют магазинами'; 'захватили весь рынок в городе'; 'все базары и рынки они скупили, а мы на них работаем'; 'все рынки, вся торговля под ними' (открытый вопрос).
И на ДФГ 'рыночная' тема обсуждалась весьма эмоционально.
  • 'Кто сейчас на рынках торгует? Не то что ближайшее Подмосковье, эти бабульки или кто – у них все скупают просто' (ДФГ, Москва).


  • 'Кавказцы. Ну, это определенные люди, которые не хотят у себя на родине работать, а просто скупают у тех же старушек наших в Подмосковье и стоят на рынке. Держат места свои и не дают нашим честно заработанные картошку, морковку продать по той цене, по которой они хотят. То же мясо – они определенную цену держат, и попробуй дешевле' (ДФГ, Москва).


  • 'Раньше на рынке мы могли увидеть торгующего белоруса, прибалтийца со своим товаром, а сейчас заправляют только люди кавказской национальности' (ДФГ, Санкт-Петербург).
Часть ответивших (8%, или 3% участников опроса) говорит о бездельничестве, тунеядстве представителей этих национальных групп:
  • 'Попрошайничают, работать не хотят, побираются по домам' (открытый вопрос).
Какие-либо иные предпосылки формирования неприязни к 'чужим' этническим группам назывались крайне редко. Так, 1% опрошенных ассоциировали такое отношение с чеченским конфликтом ('ассоциация, связанная с военными действиями в Чечне'; 'потому что гибнут наши пацаны в стычках с ними'), еще 1% объясняли подобное отношение неприятием внешнего вида ('не моются, грязные ходят'; 'неприятная внешность'; 'цвет кожи'). Всего только 2% опрошенных объясняли причины неприязни к 'чужим' национальным группам не ситуативными факторами (в частности, поведением представителей этих этнических групп), а более глубокими – социокультурными и религиозными различиями ('другая культура'; 'другой менталитет'; 'они привыкли к закону гор, а у нас таких нет', 'они другого вероисповедания, другой жизненный уклад').

Таким образом, респонденты, отвечавшие на вопрос, почему большинство жителей региона чувствует раздражение и неприязнь по отношению к представителям тех или иных национальных групп, целиком и полностью возлагают ответственность за эту неприязнь на самих 'пришельцев', чужих. Участники ДФГ, рассказывая о причинах своей собственной неприязни, приводили, отметим, точно такие же аргументы, как и участники массового опроса. Это дает основания полагать, что последние нередко проецировали в свои ответы на вопрос о том, что думают об 'инородцах' большинство жителей региона, собственные представления и эмоции, которые они не решились выразить 'от первого лица' – в ответах на вопрос о том, испытывают ли они лично неприязнь по отношению к каким-либо национальностям, – вероятно, не считая подобное откровенное признание в национальной неприязни социально одобряемым. Это означает, что реальный уровень национализма может быть несколько выше, нежели зафиксированные ранее 34% опрошенных, открыто признающихся в неприязни по отношению к тем или иным этническим группам.

Следует обратить внимание на то, что респонденты, описывая и объясняя негативные эмоции в отношении этнических 'чужих', в большинстве случаев ссылаются на собственный повседневный, бытовой опыт взаимодействия с представителями определенных национальностей – на рынке, на улицах, на работе, даже в собственном доме:
  • 'Мы всегда сталкиваемся с ними в основном в торговле. И там 80% негатива' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • 'В центре был один инцидент. Залезли несколько человек в автобус, не знаю, какой национальности, и не вылазят. Не рассчитываются, и кондуктор не может выгнать. 'У нас нет денег. Мы что, пешком пойдем? Что, пешком пойдем, что ли?' Начали возмущаться, маленькие дети, и так далее, и тому подобное' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Я по работе ощущаю в нашем родном РСУ. Их нанимают, заключают договора. Мы, постоянные кадровые рабочие, – с нами почему-то не заключают, а с ними, с чурками, заключают, и платят им намного больше, чем нам, кадровым рабочим' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Вот приходили буквально позавчера, стучали в дверь, попрошайничали. Тоже парнишка. Это черненькие такие, не наши, да' (ДФГ, Новосибирск).
То есть, представления о 'раздражающих', неприятных национальностях формируются у большинства опрошенных по большей части на основе повседневного опыта (который, как уже было отмечено, далеко не всегда оказывается удачным), нежели на основе каких-либо идеологических обобщений относительно превосходства одной нации над другой. Таким образом, речь в данном случае идет не столько об идеологическом, 'идейном' национализме наших сограждан (то есть более или менее осознанном принятии националистических установок), сколько о национализме сугубо 'бытовом'.

Впрочем, 'бытовой' национализм весьма легко актуализирует в сознании респондентов мифы и фобии относительно представителей других национальностей, которые плавно перетекают уже в национализм 'идейный', 'объясняющий' поведение отдельных людей, вызывающее негативные эмоции, культурными, религиозными, этническими особенностями народов в целом:
  • 'Просто жизнь подсказывает, что так оно и есть. Вот взять чеченцев – они чуть ли не в два года автомат уже знают, или взять японца, который в два года на компьютере может уже, – это совершенно разные люди. Диаметрально противоположных полюсов' (ДФГ, Москва).


  • 'Мне кажется, общая такая ненависть может быть по многим причинам. Может быть, это религиозная основа, что азербайджанцы – мусульмане, а армяне и грузины – христиане' (ДФГ, Москва).
Особенно ярко это проявляется в обсуждении респондентами вопроса о том, выбрали бы они мэром города человека некоренной национальности.
  • Модератор: Вы бы стали голосовать, например, если бы мэром Москвы баллотировался представитель некой иной национальности – предположим, азербайджанец?
Участница 1: Нет, если только приехал – нет, конечно.

Участница 2: Я бы сразу подозревала меркантильные интересы этого человека.

Участник 3: С Кавказа особенно – родственные связи, они сразу своих будут на места совать. Уже поэтому не стоит, с моей точки зрения.

Участник 4: Он обязан подчиниться старейшинам. Приедет на родину к себе, а тут старейшина скажет: мой племянник в Москву сейчас поедет, ты его пристрой. И он не ослушается своего старейшину' (ДФГ, Москва).
  • 'Участник 1: Только за русского.
Участница 2: Я тоже. Потому что человек другой национальности... Может, <...> он будет ощущать давление своего круга, своей национальности... Ему сложнее будет, потому что давление будет – так или иначе' (ДФГ, Санкт-Петербург).

Однако стоит еще раз отметить, что собственно идеологические националистические установки актуализируются в сознании респондентов отнюдь не спонтанно, не сразу же, как речь заходит об этнических 'чужаках', а лишь после изрядной дискуссии на данную тему. В этом контексте 'бытовой' национализм отличается от национализма 'идейного'. В случае с 'идейным' национализмом образ 'национального врага' обретает четкость и цельность – более того, 'врагу' приписывается осознанная враждебная мотивация. А вот в ситуации с описанным выше национализмом 'бытовым' образ 'неприятных' этнических групп гораздо менее четкий, более размытый. Часто даже затруднительно определить конкретную этническую принадлежность 'чужака' ('лицо кавказской национальности'), а зачастую в этом нет и необходимости.
  • 'Модератор: Вот вы можете отличить азербайджанца от армянина?
Участник 1: А они сами отличают друг друга?

Участница 2: Нет, отличить я не могу, но просто условия жизни совершенно разные.

Модератор: А кого вы можете отличить?

Участница 3: Украинца от азербайджанца. Но когда речь идет о рынке, то в принципе все равно кто – азербайджанец или армянин.

Участница 4: Их – по поведению как-то.

Участник 5: Да неважно! Хоть вьетнамцы – какая разница? Те же китайцы на Дальнем Востоке – какая разница?' (ДФГ, Москва).

Эти люди скорее 'чужие', 'чуждые', нежели 'враги':
  • 'Люди пришли со своим уставом в чужой монастырь. И совершенно у них другое поведение, ведут себя несоответствующим образом – вот в чем дело' (ДФГ, Москва).
Следует отметить, что националистическим установкам, в том числе обусловленным 'бытовым' национализмом, в массовом сознании противостоят и интернационалистские ориентации, усвоенные многими нашими согражданами еще со времен широкой официальной пропаганды 'дружбы народов' и в данном случае выполняющие роль своего рода сдерживающего механизма, препятствующего принятию или вербализации установок националистических. Так, участники фокус-групп говорят о том, что национальный признак не должен быть критерием отнесения представителя той или иной этнической группы к категории 'чужих'.
  • 'В таких межнациональных: вот эти 'чёрные', не 'чёрные', 'белые' – у меня такого нету... Чтоб человек был хороший – главное. А так просто смотрю, например... Мне всё равно, чёрный он, белый – тем более если не сталкиваюсь так близко' (ДФГ, Самара).
Таким критерием должно стать скорее поведение.
  • 'Действительно, разделить можно на категории: те, кто приехал сюда работать, зарабатывать деньги, и другие – допустим, те же самые цыгане – они ходят, побираются, вымогают деньги' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Есть среди них нормальные, хорошие, которые работают. Именно криминальные элементы вызывают отрицание' (ДФГ, Москва).
Респонденты говорят и о том, что среди представителей 'чужих' народов могут быть порядочные, достойные, умные люди:
  • 'Есть, например, ученые – армяне и азербайджанцы' (ДФГ, Москва).


  • 'Я тоже знаю много строителей таджиков, узбеков – прекрасные работники' (ДФГ, Самара).


  • 'В то же время у меня есть друзья, но их немного, их всего лишь двое – они кавказской национальности. У нас хорошие отношения, я не могу про них ничего такого сказать. Но опять же я сужу по-своему – они студенты вуза, образованные люди' (ДФГ, Воронеж).
Впрочем, что примечательно, и 'бытовой' национализм, и интернационалистические представления нередко весьма непротиворечиво сочетаются в сознании одних и тех же респондентов.

'Бытовой' национализм, равно как и 'идейный', чреват нетерпимостью. Причем, судя по групповым дискуссиям, уровень этой нетерпимости по отношению к 'чужакам' (особенно представителям 'кавказской национальности') у некоторых респондентов весьма высок. Так, участники ДФГ готовы поддержать даже насильственные меры по 'устранению' чужих со своей территории – от принудительной высылки до действий скинхедов.
  • 'Я считаю, выселить должны всех, кто нам мешает здесь' (ДФГ, Воронеж).


  • 'Вы знаете, если честно, я сам сторонник очищения этого. Я не говорю, что я сам поддерживаю или сам я фанат такой же, но я не против' (ДФГ, Воронеж).


  • 'Пусть они <скинхеды> эти рынки очищают. Кроме них никто не может противостоять...' (ДФГ, Москва).


  • 'А не зря все же Сталина поминают. Был порядок. Пусть жестко, но зато...' (ДФГ, Новосибирск).
Впрочем, стоит отметить, что в рассуждениях респондентов о том, каким же образом нужно решать эту, судя по эмоциональному накалу обсуждения, весьма актуальную проблему, чаще всего звучало слово 'закон'. С точки зрения участников ДФГ, регулировать подобные взаимоотношения следует именно законодательными мерами.
  • 'Вы знаете, должны быть просто законы такие, чтобы не нарушали ни правила общественного порядка, ни самые верхние власти, и подчинялись уже все остальные живущие... Вы же приходите в гости к кому-то, вы же не кладете ноги на стол? Хотя, может быть, дома вы кладете ноги на стол, чтобы они отдохнули. Так и здесь – должны быть правила общежития' (ДФГ, Москва).


  • 'Вот когда у нас будет закон, тогда у нас не будет ни 'чужих', ни 'родных' – ни каких. Есть закон – можно въехать. Нельзя – так нельзя' (ДФГ, Самара).
Следует также отметить, что в представлениях респондентов об этнических 'чужаках' помимо националистических и интернационалистских компонентов присутствуют и межгрупповые стереотипы более 'универсального' свойства. В принципе, любой социальной группе необходима некоторая дистанция, отделение от 'чужих' как своего рода идентификационный механизм. В этом смысле образ 'чужого' становится своего рода зеркалом для восприятия самих себя. Интересно отметить: для большинства 'коренных' жителей подобное сравнение – по тем или иным параметрам – оказалось отнюдь не в их пользу, что, отчасти, становится источником фрустрации и негативных эмоций в отношении 'чужаков'.

Например, судя по дискуссиям на фокус-группах, респонденты воспринимают приезжих, 'чужих' как гораздо более адаптированных по сравнению с местными жителями – ведь именно они 'держат наши рынки', 'все ключевые точки и денежные места они разобрали', а тот факт, что это не местные жители, вызывает сожаление.
  • 'Участница 1: У меня только чувство сожаления, что наши не могут. Почему они могут, а наши нет? Не то что я кого-то жалею – вот москвичей, нас жалею, что кавказцы нас обирают, но почему мы пассивны? ... А те не пассивные.
Участница 2: Приезжие вообще активные' (ДФГ, Москва).

Впрочем, часть респондентов, наоборот, воспринимает приезжих как низкостатусную группу.
  • 'Дело в том, что мы сами создаем такую ситуацию. Вот говорят: кавказцы работают, строят, еще что-нибудь делают, отнимают рабочие места... Но ведь они – дешевая рабочая сила. Им платят гораздо меньше за это. Ведь они это делают – они работают на русских людей, на какого-то русского бизнесмена, который не хочет легально все это делать и платить деньги на нормальную зарплату человеку, который действительно отработал это. Поэтому он нанимает кавказцев или других, чтобы ему все это дешевле обошлось' (ДФГ, Москва).


  • 'Да, это работа низкоквалифицированная. Естественно, за нее берутся только те, кто никак больше не может ничего найти. Это нормально' (ДФГ, Москва).
Еще одним источником раздражения и неприязни по отношению к 'чужакам' становится представление о высокой сплоченности приезжих.
  • 'Просто это клановость. Они поддерживают друг друга и захватывают лидирующие посты и материальные блага' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • 'Они всё равно стараются жить, стараются держаться вместе, как в Америке китайские кварталы' (ДФГ, Санкт-Петербург).
Причем источником негативных эмоций становится как раз то, что 'они – сплоченней'.

Таким образом, межгрупповые стереотипы, механизм формирования самооценки через сопоставление себя с 'чужаками', так же, как и описанные выше националистические компоненты восприятия 'чужих', служат источниками негативных и фрустрирующих эмоций. Вместе с тем, тот факт, что восприятие 'чужих' происходит в массовом сознании преимущественно в этнических категориях, является еще одним, хотя и косвенным показателем того, что потенциал националистических установок в российском массовом сознании достаточно высок.

В целом же, как показывают данные, негативные установки по отношению к приезжим весьма широко распространены среди россиян, в особенности среди жителей мегаполисов и крупных городов, которых миграционные процессы коснулись в большей степени. Проблема отношения к 'чужим' (будь то мигранты из стран СНГ, или свои собственные, российские переселенцы) в немалой степени окрашена националистическими предрассудками, причем уровень националистических установок среди россиян довольно высок – около трети опрошенных открыто признаются в неприязненных чувствах по отношению к тем или иным этническим группам. Речь в данном случае идет скорее о 'бытовом' национализме, основанном не столько на более или менее рационализированных представлениях о превосходстве одной нации над другой, сколько на негативным повседневном опыте общения с представителями 'чужих' этносов.

Судя по крайне эмоциональной реакции респондентов, проблема взаимоотношения с 'чужаками' стоит очень остро – как заметила одна из участниц ДФГ, 'нарыв зреет'. Отмеченный выше 'бытовой' национализм становится серьезным источником нетерпимости. Вместе с тем, обнадеживающим фактором является то, что респонденты стремятся скорее к урегулированию правил общежития с приезжими, нежели к искоренению представителей 'чужих' национальных групп.


 
3.Графики и открытые вопросы

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ТОТ ФАКТ, ЧТО В РОССИИ ЖИВУТ ЛЮДИ МНОГИХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ, ПРИНОСИТ ЕЙ В ЦЕЛОМ БОЛЬШЕ ПОЛЬЗЫ ИЛИ БОЛЬШЕ ВРЕДА?

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ТАМ, ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ, ЕСТЬ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ, КОТОРЫЕ ВЫЗЫВАЮТ РАЗДРАЖЕНИЕ, НЕПРИЯЗНЬ У БОЛЬШИНСТВА НАСЕЛЕНИЯ ВАШЕГО РЕГИОНА, ИЛИ ТАКИХ ГРУПП НЕТ?

А ВЫ ЛИЧНО ИСПЫТЫВАЕТЕ РАЗДРАЖЕНИЕ ИЛИ НЕПРИЯЗНЬ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ?

В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ПОЯВИЛИСЬ СООБЩЕНИЯ О ТОМ, ЧТО С ТЕРРИТОРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ПЛАНИРУЕТСЯ ВЫСЕЛИТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НЕКОТОРЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП. ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О ПЛАНАХ ВЫСЕЛЕНИЯ ИЗ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НЕКОТОРЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП?

ВЫ ОДОБРЯЕТЕ ИЛИ НЕ ОДОБРЯЕТЕ ПЛАНЫ АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ВЫСЕЛИТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НЕКОТОРЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП?

А ЕСЛИ БЫ В ВАШЕМ РЕГИОНЕ БЫЛО ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ О ВЫСЕЛЕНИИ ЗА ПРЕДЕЛЫ РЕГИОНА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НЕКОТОРЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП, ВЫ БЫ ОДОБРИЛИ ИЛИ НЕ ОДОБРИЛИ ТАКОЕ РЕШЕНИЕ?

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ КАКИХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ ВЫЗЫВАЮТ РАЗДРАЖЕНИЕ, НЕПРИЯЗНЬ У БОЛЬШИНСТВА ЖИТЕЛЕЙ ВАШЕГО РЕГИОНА?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных)

Россия Москва
Кавказцы в целом 14 40

Представители народов Закавказья 11 19
Азербайджанцы 7 17
Армяне 6 7
Грузины 3 6
Абхазы 1 0

Чеченцы 6 6

Цыгане 6 1

Таджики 2 1

Представители восточно-азиатских народов 2 2
Китайцы 2 1
Корейцы 0 0
Вьетнамцы 0 2

Дагестанцы 2 1

Казахи 2 0

Азиаты в целом 1 2

'Черные' 1 3

Турки 1 0

Курды 1 0

Узбеки 1 1

Другие (ингуши, украинцы, южане в целом, туркмены, мусульмане в целом, молдаване, адыгейцы, евреи и др.) 3 11

Нет ответа, ответ не на тему 65 34

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПОЧЕМУ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЭТИХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ ВЫЗЫВАЮТ РАЗДРАЖЕНИЕ, НЕПРИЯЗНЬ У БОЛЬШИНСТВА НАСЕЛЕНИЯ ВАШЕГО РЕГИОНА?



Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Вызывающее поведение

18

  • 'Ведут себя вызывающе'; 'нагло себя ведут'; 'дерзкие'; 'наглостью, хамством'; 'наглые, пошлые'; 'они с гонором и высокомерием'; 'до предела наглые, развязные'; 'агрессивные, непредсказуемые, ведут себя как хозяева, очень злопамятные'; 'своим поведением агрессивным: не уважают женщин, стариков'; 'по поведению: развязные и пренебрежительные по отношению к русским'; 'безобразно ведут себя'; 'не умеют себя вести, невоспитанность'; 'вульгарно себя ведут'; 'ведут себя вызывающе, хамят'; 'ведут себя развязано'; 'их поведение'; 'они ведут себя по-хамски'; 'плохо себя ведут'; 'поведение отрицательное, неуважение'; 'наглое поведение, бескультурье'; 'хамы, грубияны'; 'своей развязностью'; 'ведут себя беспардонно, как хотят – и в быту, и на работе'; 'нахально ведут себя, разборки устраивают'; 'своим бандитским и хамским поведением'; 'ведут себя непристойно'; 'слишком заносчивы'; 'грубые'.

Принадлежность к криминалу

9

Воровство, обман, вымогательство

7

  • 'Воруют все подряд, донимают попрошайничеством'; 'криминальная ситуация из-за них ухудшилась, воровство'; 'воровство, взятки администрации'; 'вымогают деньги'; 'только воруют и обманывают'; 'обворовывают русский народ, продают нашу сельхозпродукцию втридорога'; 'живут за счет обмана'; 'обман, обвес на рынках'; 'обман при торговле, большой криминал'; 'они жульничают'; 'они воры, игралы, менялы, убивают, насилуют, аферисты, разлагают общество – им плевать на русских'; 'обдирают на рынках'; 'они устраивают драки, убийства, спекулируют'; 'спекулянты'; 'воры'; 'обманывают людей'.

Распространение наркотиков

4

  • 'Они привезли к нам наркотики'; 'везут наркотики, много наркоманов стало'; 'наркоманию принесли с собой'; 'цыгане занимаются наркотой'; 'торгуют наркотиками'; 'они привозят в город наркотики'; 'они живут на продаже наркотиков'; 'занимаются в основном продажей наркотиков'; 'с ними ассоциируются наркотики'; 'распространяют наркотики, алкоголь'; 'распространяют наркотики в Шексне только они, уродуют нашу молодежь'; 'большой привоз наркотиков'.

Монополия на рыночную торговлю

4

  • 'Захватывают рынки'; 'захватили всю торговлю'; 'на рынке сплошные кавказцы, владеют магазинами'; 'захватили весь рынок в городе'; 'все базары и рынки они скупили, а мы на них работаем'; 'все рынки, вся торговля под ними'; 'на рынках одни кавказцы'; 'так как они заполонили все рынки'; 'засилье на рынках, криминал'; 'заплодили все рынки'; 'все ключевые точки и денежные места они разобрали'; 'все базары ими заняты'.

Безделье, нахлебничество

3

  • 'Работать не хотят'; 'не работают, ходят – попрошайничают'; 'попрошайки, нигде не работают'; 'не любят работать'; 'не работают'; 'они бездельники'; 'пытаются сделать всё на халяву'; 'попрошайничают, работать не хотят, побираются по домам'; 'сами нигде не работают'.

Другой менталитет и жизненный уклад

2

  • 'Они привыкли к закону гор, а у нас таких нет'; 'их образ жизни и поведение в большинстве отличается от нашего'; 'рефлекс такой у москвичей на кавказцев, потому что они другие люди, отличаются'; 'другой менталитет, обычаи – они не считаются с нашими традициями'; 'они другого вероисповедания, другой жизненный уклад'; 'другой уклад жизни, другая мораль'; 'люди с абсолютно иным менталитетом и сознанием; другие люди в принципе'; 'у них другой уклад жизни'; 'другая культура'.

Ассоциации с событиями в Чечне

1

  • 'Война в Чечне, военные конфликты'; 'ассоциация, связанная с военными действиями в Чечне'; 'потому что гибнут наши пацаны в стычках с ними'; 'скорее всего, это связано с войной'; 'учитывая военные действия'; 'сказываются война в Чечне, теракты, воинственно настроенные люди на корню'; 'Чечня, войны на Кавказе'; 'наших ребят убивают в Чечне'.

Неприятный внешний вид

1

  • 'Не моются, грязные ходят'; 'неопрятные'; 'грязный внешний вид'; 'отталкивающая внешность'; 'грязные они какие-то все'; 'своей нечистоплотностью'.

Другое

1

  • 'Недостаток уровня интеллекта'; 'пользы никакой'; 'мало информации о них'; 'они умеют зарабатывать деньги, а мы – нет'; 'не люблю нерусский язык'.

Нет ответа, ответ не на тему

65

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПРЕДСТАВИТЕЛИ КАКИХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ ВЫЗЫВАЮТ ЛИЧНО У ВАС РАЗДРАЖЕНИЕ И НЕПРИЯЗНЬ?



Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных)

Россия Москва
Кавказцы в целом 8 18

Представители народов Закавказья 7 12
Армяне 4 5
Азербайджанцы 3 11
Грузины 2 3
Абхазы 0 0

Чеченцы 6 4

Цыгане 5 1

Дагестанцы 2 0

Таджики 1 1

Казахи 1 0

Азиаты в целом 1 1

Представители восточно-азиатских народов 1 1
Китайцы 1 1
Вьетнамцы 0 1

Евреи 1 1

Другие ('черные', узбеки, южане в целом, украинцы, турки, молдаване, татары, киргизы, якуты, чуваши, адыгейцы, прибалты, марийцы, 'новые русские' и др.) 4 6

Нет ответа, ответ не на тему 74 65
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 20-21 апреля 2002 г. 1500 респондентов.


 
4.Опрос экспертов

ВОПРОС: РОССИЯ – МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАНА. КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ТОТ ФАКТ, ЧТО В РОССИИ ЖИВУТ ЛЮДИ МНОГИХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ, ПРИНОСИТ ЕЙ В ЦЕЛОМ БОЛЬШЕ ПОЛЬЗЫ ИЛИ БОЛЬШЕ ВРЕДА?

ВОПРОС: СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ТАМ, ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ, ЕСТЬ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ, КОТОРЫЕ ВЫЗЫВАЮТ РАЗДРАЖЕНИЕ, НЕПРИЯЗНЬ У БОЛЬШИНСТВА НАСЕЛЕНИЯ ВАШЕГО РЕГИОНА, ИЛИ ТАКИХ ГРУПП НЕТ?

ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКАЯ ДОЛЯ РОССИЯН ОТВЕТИТ, ЧТО ТАМ, ГДЕ ОНИ ЖИВУТ, ЕСТЬ КАКИЕ-ТО НАЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ, КОТОРЫЕ ВЫЗЫВАЮТ РАЗДРАЖЕНИЕ ИЛИ НЕПРИЯЗНЬ У БОЛЬШИНСТВА НАСЕЛЕНИЯ ИХ РЕГИОНА? ПОПРОБУЙТЕ ОЦЕНИТЬ ЭТУ ДОЛЮ В ПРОЦЕНТАХ.

ВОПРОС: А КАКАЯ ДОЛЯ РОССИЯН, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ОТВЕТИТ, ЧТО ТАКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП НЕТ? ПОПРОБУЙТЕ ОЦЕНИТЬ ЭТУ ДОЛЮ В ПРОЦЕНТАХ.

ВОПРОС: А ВЫ ЛИЧНО ИСПЫТЫВАЕТЕ ИЛИ НЕ ИСПЫТЫВАЕТЕ РАЗДРАЖЕНИЕ ИЛИ НЕПРИЯЗНЬ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ?

ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКАЯ ДОЛЯ РОССИЯН ОТВЕТИТ, ЧТО ИСПЫТЫВАЕТ РАЗДРАЖЕНИЕ ИЛИ НЕПРИЯЗНЬ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ? ПОПРОБУЙТЕ ОЦЕНИТЬ ЭТУ ДОЛЮ В ПРОЦЕНТАХ.

ВОПРОС: А КАКАЯ ДОЛЯ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ОТВЕТИТ, ЧТО НЕ ИСПЫТЫВАЕТ РАЗДРАЖЕНИЯ ИЛИ НЕПРИЯЗНИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ? ПОПРОБУЙТЕ ОЦЕНИТЬ ЭТУ ДОЛЮ В ПРОЦЕНТАХ.

ВОПРОС: В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ПОЯВИЛИСЬ СООБЩЕНИЯ О ТОМ, ЧТО С ТЕРРИТОРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ПО РЕШЕНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ПЛАНИРУЕТСЯ ВЫСЕЛИТЬ ЗА ПРЕДЕЛЫ РЕГИОНА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НЕКОТОРЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ КРАЯ БЕЗ РОССИЙСКОГО ГРАЖДАНСТВА. ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ ОБ ЭТИХ ПЛАНАХ?

ВОПРОС: ВЫ ОДОБРЯЕТЕ ИЛИ НЕ ОДОБРЯЕТЕ ТАКИЕ ПЛАНЫ АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ?

ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКАЯ ДОЛЯ РОССИЯН ОДОБРИЛА БЫ ТАКИЕ ПЛАНЫ? ПОПРОБУЙТЕ ОЦЕНИТЬ ЭТУ ДОЛЮ В ПРОЦЕНТАХ.

ВОПРОС: А ЕСЛИ БЫ В ВАШЕМ РЕГИОНЕ БЫЛО ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ О ВЫСЕЛЕНИИ ЗА ПРЕДЕЛЫ РЕГИОНА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НЕКОТОРЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП, ВЫ БЫ ОДОБРИЛИ ИЛИ НЕ ОДОБРИЛИ ТАКОЕ РЕШЕНИЕ?

Телефонные интервью с представителями региональных властных, интеллектуальных и медиаэлит 16-18 апреля 2002 г. 130 экспертов.


 
5.Приложение.Таблицы

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ТОТ ФАКТ, ЧТО В РОССИИ ЖИВУТ ЛЮДИ МНОГИХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ, ПРИНОСИТ ЕЙ В ЦЕЛОМ БОЛЬШЕ ПОЛЬЗЫ ИЛИ БОЛЬШЕ ВРЕДА?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100511329294047533329372135321236332512203528269162191551004654313238
больше пользы 4140504647344340424142373943514040453946384430354449464749414438434239
больше вреда 3434363529383335353434373437263338323037353443463824232642282630263127
затрудняюсь ответить2426141924292325232524262820232621233017272227191827322610313032312734


СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ТАМ, ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ, ЕСТЬ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ, КОТОРЫЕ ВЫЗЫВАЮТ РАЗДРАЖЕНИЕ, НЕПРИЯЗНЬ У БОЛЬШИНСТВА НАСЕЛЕНИЯ ВАШЕГО РЕГИОНА, ИЛИ ТАКИХ ГРУПП НЕТ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100511329294047533329372135321236332512203528269162191551004654313238
есть 4038394441394338454235314242463143494552441944614525494018717468757564
нет 4851534647504849444952524847465648404238437243284964384871211823181825
затрудняюсь ответить111291012129131191317910812911121113913116111312118897611


А ВЫ ЛИЧНО ИСПЫТЫВАЕТЕ РАЗДРАЖЕНИЕ ИЛИ НЕПРИЯЗНЬ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100511329294047533329372135321236332512203528269162191551004654313238
испытываю 3229263431313331353526263236322633373641312333373425373323393841424135
не испытываю 6568706265666465616270696561666964606157647363606173596273575956555561
затрудняюсь ответить43444334524633253332543352454443343


В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ПОЯВИЛИСЬ СООБЩЕНИЯ О ТОМ, ЧТО С ТЕРРИТОРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ПЛАНИРУЕТСЯ ВЫСЕЛИТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НЕКОТОРЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП. ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О ПЛАНАХ ВЫСЕЛЕНИЯ ИЗ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НЕКОТОРЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100511329294047533329372135321236332512203528269162191551004654313238
знаю 2424302325232919162827182323382323271222252425244513181528414537294050
что-то слышал(-а) 2021181921212120172322152420221724222020222021142218292316192019172120
слышу впервые 5453515651534859654848625355385851496856505354623167535648393543533828
затрудняюсь ответить22112222313412222101331022167101012


ВЫ ОДОБРЯЕТЕ ИЛИ НЕ ОДОБРЯЕТЕ ПЛАНЫ АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ВЫСЕЛИТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НЕКОТОРЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100511329294047533329372135321236332512203528269162191551004654313238
одобряю 4138564140424636364145414341363846403051403942297022423654384234303744
не одобряю3539283833343238364130303534463633373727363831421947324132383639463434
затрудняюсь ответить2424152126242127281925292225182621233221242227291131252313242226242822


А ЕСЛИ БЫ В ВАШЕМ РЕГИОНЕ БЫЛО ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ О ВЫСЕЛЕНИИ ЗА ПРЕДЕЛЫ РЕГИОНА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НЕКОТОРЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП, ВЫ БЫ ОДОБРИЛИ ИЛИ НЕ ОДОБРИЛИ ТАКОЕ РЕШЕНИЕ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100511329294047533329372135321236332512203528269162191551004654313238
одобрил(-а) бы4441484646424840434642424547354148424053424044416728483944495246455249
не одобрил(-а) бы 4043414040393642384140374136504337383931394738442554324137373638403536
затрудняюсь ответить171611151419151819131821141715161520221618131815818202019141215141315


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 20-21 апреля 2002. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.





База данных ФОМ > Общество > Демография > Россияне и национальный вопрос