www.fom.ru · поиск · · расширенный поиск ·      








11.10.2001, Петренко К.В.

НКО и гражданское общество



По результатам 30 углубленных интервью с экспертами-руководителями и активистами НКО из Волго-града, Владивостока, Екатеринбурга и Москвы. 10-23 сентября 2001 г. Опрос проводился по утвер-жденному сценарию с аудиозаписью и последующим транскрибированием текстов интервью. Отбор респондентов осуществлялся на основе базы данных ФОМ по НКО Предлагаемый ниже текст основан на анализе материалов второй серии углубленных интервью с активи-стами НКО. В этот раз вопросы интервью составлялись с учетом мнений экспертов, представленных выше, в разделе "Аналитика". Таким образом, ранее затронутые темы обсуждаются более глубоко, кроме того, затрагивается ряд новых проблем, актуальных для российских НКО. К тому же, несмотря на небольшой временной разрыв (около месяца) между первым и вторым интервьюированием активи-стов НКО, можно говорить о некоторых качественных подвижках в ситуации с некоммерческими орга-низациями в России, укреплении позиций, начале более активного взаимодействия НКО с властями и друг с другом. Состояние гражданского общества в России на современном этапе Проинтервьюированные в ходе сентябрьского опроса эксперты-активисты НКО дали развернутые определения гражданского общества, что свидетельствует об их хорошей осведомленности в этом вопросе. Так, по мнению одного из экспертов, гражданское общество – это целый конгломерат организаций, включающий не только НКО, но и независимые политические партии, бизнес и СМИ.
  • "Это конгломерат не зависящих от властей организаций, вернее, даже лучше сказать, <...> не зависящих от властей объединений граждан. Общественные организации – это средства массовой информации, это не зависящий от властей бизнес и это – политические партии. Это четыре основных сектора гражданского общества. <...> Религиозные организации, мне кажется, <...> могут войти в общественные организации, но можно выделить в отдельную категорию. И у нас все эти сегменты в обществе есть. И надо сказать, что не только сегмент общественных организаций достаточно разросся по размерам за этот очень короткий исторический период, когда это стало возможно... [Существует] многочисленный объемный частный сектор в бизнесе. У нас до сих пор все-таки, несмотря на некоторое ухудшение в этой области, существуют независимые средства массовой информации, и политические партии. Другое дело, что вот так получилось, и все эти секторы развивались неравномерно, и самый многочисленный, самый активный, самый опытный в независимой от государства деятельности – это, конечно, сектор некоммерческих организаций общественных. И бизнес, и средства массовой информации, и политические партии больше зависят от властей, чем организации, потому что среди них подавляющее большинство вообще никаким образом от властей не зависит. Абсолютно независимо" (эксперт, Москва).
По мнению другого эксперта, гражданское общество – это новая форма "народного" управления государством, выработанная в западных странах:
  • "Это то, к чему сейчас пришли Германия, Западная Европа там, другие западные государства. Это новое – новое как бы народное управление, где предусматривается сотрудничество. Не просто содружество, а сотрудничество трех секторов общества. Значит, первый, второй, третий: управление, бизнес и третий сектор нашей общественной организацией" (эксперт, Владивосток).
Незначительная часть руководителей и активистов НКО склонна считать наше общество гражданским, отталкиваясь от самого факта существования и активной деятельности некоммерческих организаций.
  • "НКО играют и будут играть большую роль в формировании гражданского общества. Потому что это возможность для каждого человека и для семьи участвовать на своем уровне в решении проблем, которые существуют в обществе" (эксперт, Екатеринбург).
Большинство же респондентов склоняются к тому, что в России или нет гражданского общества, или оно находится в зачаточном состоянии. Свою позицию они аргументируют нарушением гражданских прав россиян, невыполнением законов – точнее, "отсутствием механизма их выполнения".

Экспертов просили назвать страны, где, по их мнению, сложилось гражданское общество. В ответ они, как правило, говорили о тех странах, с общественными организациями которых им приходилось сотрудничать: это США, страны Западной Европы (в частности, назывались Франция и Германия).

Для возникновения полноценного гражданского общества в России, по мнению экспертов, не хватает прежде всего такого фактора, как стабильность. Так, сейчас ход дальнейшего развития страны находится в сильной зависимости от личности президента: в случае замены В. Путина более реакционной фигурой возможен запрет деятельности независимых НКО и возврат к тоталитарной системе (то есть в обществе отсутствуют, возможно, в виде развитых политических партий, элементы, обеспечивающие политическую стабильность).

Во-вторых, самим независимым общественным организациям не достает зрелости и знаний для стабильной работы. Зачастую затруднены связи между НКО и рядовым гражданином, между НКО и бизнесом, НКО и СМИ. Кроме того, НКО необходимо научиться строить конструктивные отношения с чиновничьим аппаратом.
  • "Несмотря на то, что я рисую такую вроде бы радужную картину, что все четыре сектора достаточно <...> масштабные, я не могу сказать, что у нас развитое и сильное гражданское общество. И в чем здесь, с моей точки зрения, проблема в том, что сами эти сегменты создались, но внутри каждого сегмента – и особенно между ними – очень слабая связь. То есть некоммерческие организации – их 350 тысяч, но если сказать, сколько из них работает в сотрудничестве друг с другом, очень уменьшится число. Они как-то каждый сам по себе. Иной раз даже не связаны информационно – просто не знают друг о друге. И тем более – очень редки еще общие действия, консолидация по интересам. Нет ни опыта, нет ни умения. И очень слабо связаны, скажем, сектор некоммерческих организаций с бизнесом, и со средствами массовой информации, и с политическими партиями" (эксперт, Москва).


  • "У нас с этим пока сложновато, потому что у нас и бизнес работает на очень узком поле в тяжелых и коррумпированных, самое главное, условиях. На долю некоммерческого третьего сектора вообще остаются "рожки да ножки". Мне представляется, что главной проблемой в становлении гражданского общества у нас является то, что сложившиеся институты не выполняют своих функций. То есть, у нас государственные органы не работают государственными органами, муниципалитеты не являются муниципалитетами, политические партии не являются политическими партиями, профсоюзы – это не профсоюзы. Они не выполняют своих общественных функций. Единственные, кто выполняют свои функции, как ни смешно, это НКО, потому что им деваться некуда: им нужно лечить собственных детей, им нужно учить, им нужно ходить за стариками" (эксперт, Волгоград).


  • "И когда мы говорим о развитии гражданского общества, мы говорим не о том, что надо отвергнуть чиновничий аппарат. Надо научить чиновничьему мышлению граждан, а чиновникам надо начать понимать язык самих граждан. Это образовательный процесс, но он уже идет. И если вы мне сейчас скажете, что россияне такие тупые – тупее, чем французы, – я вам не поверю, потому что это не так. Мы жили в тоталитарном государстве. У нас были правила игры другие. У нас любая инициатива наказуема. Ты вылезешь на столько – тебе башка с плеч. А сегодня правила игры меняются. Другой вопрос желает ли изменения этих правил игры чиновничий аппарат? Нет. Потому что это выдергивает из-под чиновника распределительный стул. Одно дело – ты втихую там денежки распределил, а другое – ты через конкурс это делал. И ты ими уже не распоряжаешься, деньгами, – только контролируешь. Функция поменялась. <...> Распоряжается деньгами законодательная власть, чиновник контролирует, а мы, граждане, эти деньги реализуем, потребляем" (эксперт, Москва).
Таким образом, судя по мнениям экспертов, говорить сегодня о сложившемся гражданском обществе в России рано – скорее оно находится на стадии формирования, причем определяющим звеном этого формирования на сегодняшний день является деятельность НКО. Характеристика российских НКО на сегодняшний день; взаимодействие НКО с властями НКО в России начали активно развиваться почти 10 лет назад. Причем, ряд НКО, такие как Детский фонд или правозащитная организация Хельсинская группа, были созданы еще в советское время и продолжили свою деятельность в новых условиях. Причем первоначально общественные организации (как правило, правозащитные) возникали полулегально:
  • "Я участвовала в правозащитном движении с самого его зарождения. И вот в 69-м году, когда создавалась первая правозащитная организация Инициативная группа по защите прав человека в СССР, и в 76-м году, когда была основана Московская Хельсинская группа... В данный момент была одна единственная, независимая общественная организация на территории всего Советского Союза" (эксперт, Москва).
В настоящий момент НКО представляют собой довольно широкий институт. По официальным данным Министерства юстиции, в России зарегистрировано больше 350 тысяч некоммерческих организаций. 70 тысяч из них активно работают. Особенностью российских НКО можно считать то, что не все реально действующие организации зарегистрированы.
  • "Я председатель Московской Хельсинской группы, зарегистрированной организации, но я вхожу, скажем, в "Общее действие" и в "Народную Ассамблею". Обе они не зарегистрированы. И та, и другая организации активно работают, не будучи зарегистрированы. Я думаю, что не только у меня такое положение" (эксперт, Москва).
Характерно, что в ряде регионов – в частности, на Дальнем Востоке – НКО создавались при поддержке (в том числе, финансовой) западных благотворительных организаций. При этом создавались самостоятельные организации, а не филиалы западных НКО.
  • "Общественные организации, они пошли очень бурно (могу сказать, про наш регион), потому что, может быть, не так на Западе, в западных наших районах, очень хорошо работали некоммерческие неправительственные фонды и различные организации, начиная с VSID. Вот я, например, узнала вообще об этой организации только оттуда. <...> Здесь было 9 или 10 фондов, которые работали, но все в разных направлениях... Все вообще помогали деньгами – ну, кроме советов, консультаций помогали деньгами. Одни помогали – на оборудование, другие – на образование, третьи – на помещение, четвертые – на оборудование офисов. Очень четко все было расписано. Это очень продуманная система. И то, что они нам тут сделали, организовали – очень много поездок, у нас сегодня уже выпускников американских программ, в основном американских. Делой де Туш здесь был первым, кто вкладывал деньги в Дальний Восток. Чем они занимались? Они проводили для нас занятия совершенно бесплатные, чего сейчас уже практически очень трудно достичь в любой общественной организации. Они вкладывали деньги, давали, финансировали проекты, то есть, в виде грантов, они поучили нас – и очень классно поучили, – как нужно оформлять проект, как писать бизнес-планы, как отчитываться, потому что это все не одно и то же" (эксперт, Владивосток).
Сегодня в тех регионах, где не приходится рассчитывать на финансовую поддержку западных общественных организаций, отечественные НКО решают проблему материальной базы, создавая ресурсные центры.

Общественные организации, которые в свое время были сильно идеологизированы, сейчас постепенно становятся более свободными от политической идеологии, "политического смысла": в основном они играют роль посредника между потребностями, которые зарождаются в обществе, и возможностями, которое это общество может удовлетворить.
  • "Государственная машина, которая создана в принципе для человека, она такая большая, такая медлительная, стабильная, более или менее стабильная. И, естественно, она с трудом перестраивается и не так мобильно реагирует на изменения, происходящие в обществе. А жизнь – она меняется. Особенно мне, как человеку, работающему в общественной организации, направленной на работу с молодежью, эти изменения очень здорово видны" (эксперт, Москва).
Общественные организации служат как бы мостиком между властными структурами и рядовым гражданином:
  • «Мне всегда казалось, что общественность может играть очень большую роль в помощи властным структурам. И уже в течение многих лет наши общественные организации работают так, чтобы навести мосты между работой властных структур: это и Администрация Президента, это и Правительство Москвы, это и Министерство образования, это Московский комитет образования – со всеми с ними для того, чтобы они принимали общественные организации как помощников" (эксперт, Москва).
Вместе с тем отношения НКО с властями складываются непросто. С одной стороны, власть как бы не замечает НКО, с другой – НКО сами не доверяют властям, опасаются сотрудничать с ними. Особенно это касается правозащитных организаций.

Настороженное отношение властей к НКО продиктовано рядом причин. С одной стороны, это косность чиновников, строго следующих нормативным предписанием, с другой – неумение самих общественных организаций взаимодействовать с представителями госаппарата, в частности, правильно составлять документы, подаваемые чиновникам.

Также нередки случаи, когда возникают организации-однодневки, цель которых – получение денег. Реальная работа при этом не ведется.

Используется статус НКО и для создания имиджа благотворителя отдельным бизнесменам или политикам.

Кроме того, положение "попрошаек", в которое зачастую поставлены НКО, привело к тому, что в ряде общественных организаций сформировалось иждивенческое настроение – пусть государство дает денег. Однако сейчас появляются "серьезно работающие организации, которые способны не только предлагать проекты", но и самостоятельно реализовывать их. При этом привлекаются не только (и не столько) государственные деньги, но и внебюджетные средства.

По мнению одного из экспертов, сегодня общение НКО с властями в целом укладывается в три модели:
  • "Одна – это полное включение, не в самом лучшем смысле, практически превращение в один из государственных комитетов. Второе – это сохранение независимости лица при довольно свободном партнерстве, и третье – это противоборство. И эти три модели зачастую запускаются характером самой НКО (реабилитационная, правозащитная), с другой стороны – лидером, его качествами, а с третьей – экспансия властей и способностью им противостоять. С местными или региональными властями мы работаем активно, с федеральными – мы не работаем" (эксперт, Екатеринбург).


  • "Власть видит два типа организаций. Один тип организаций – который им противостоит <...>. Понятно, отношение власти к этим организациям однозначное. Второй тип организаций – которые могут быть полезны при работе с общественным мнением. Эти организации <...> принимают в расчет и с ними как-то пытаются взаимодействовать. У властей есть явно выраженное паразитическое отношение к общественным организациям. Есть масса примеров, когда работа, проделанная общественными организациями, с удовольствием выдается как работа властных структур. Есть масса примеров, когда работа общественных организаций не просто вставляется в отчет и еще куда-то, а лидеры общественных организаций, которые проявили себя как хорошие организаторы и специалисты в своей области ~ или социальных услуг, или какой-либо еще, ~ они перетаскиваются или нанимаются на работу в госаппарат. Но понимания у нашего государства нет ни малейшего, что возможно сотрудничество ~ не паразитирование, а сотрудничество. И я не знаю, что нужно сделать, чтобы такое понимание возникло, потому что... или госаппарат настолько поглощен своими проблемами и своими играми аппаратными, или же просто не способен осознать силу некоммерческих организаций, чтобы пойти на сотрудничество с ними. Но это одна из самых главных проблем, которые есть во взаимодействии общественных организаций и государства. И вот в других странах с развитой демократией существует система государственных грантов для общественных организаций. Эта система основана именно на том, что общественные организации, работающие непосредственно с населением ~ и по социальным вопросам, и по тем же вопросам реализации личности, и по каким-то там клубам по интересам, ~ они расходуют бюджетные средства на несколько порядков более эффективно, чем это делают чиновники. Потому что там есть общественный контроль над расходованием этих средств. Там людьми движет социальный заказ" (эксперт, Владивосток).
Таким образом, экспертные интервью дают основания говорить: на сегодняшний день в России НКО достаточно развиты, и сейчас эти организации переходят на новый качественный уровень в своей деятельности – к активному взаимодействию с местной властью, к объединению между собой для более конструктивной работы. Цели и задачи НКО В широком смысле целью деятельности НКО является формирование гражданской позиции россиян:
  • "Мне кажется, что целью и задачей всех без исключения является активизация гражданской позиции населения. И я думаю, что человек, однажды возбудивший в себе эту активность, почувствовавший он нее отдачу, он может поменять точку приложения своих сил: сегодня заниматься детьми, завтра – реками, потому что он понимает, что если ему что-то не нравится, он понимает, что его голос будет услышан. Поэтому у всех одна цель – это активизация" (эксперт, Волгоград).
В своей конкретной деятельности НКО направляют свою энергию на решение наиболее острых социальных проблем, которое "снизу" может быть осуществлено быстрее и эффективнее, чем "сверху":
  • "Реальные НКО возникают только тогда, когда есть проблема. Вот есть проблема, они ее и решают. Если нет проблемы, то зачем нам это делать. Поэтому социальные задачи обязательно декларируются, то есть, они (НКО) возникают действительно с хорошим каким-то заделом. По тому, какие НКО появляются, можно судить об остроте и наличии проблем в обществе. Если вы будете анализировать ситуацию, вдруг появляется масса женских организаций. Спрашивается – в чем дело? А очень просто: это термометр, который показывает, что здесь что-то неблагополучно. Появляется масса детских организаций – значит, что-то неблагополучно с детьми" (эксперт, Волгоград).
Просматривается социальная направленность деятельности российских НКО. То есть, при всем их многообразии, в большинстве своем это организации, занимающиеся помощью социально ущемленным слоям общества: инвалидам, старикам, молодежи, женщинам и т.д. Кроме того, усиленно развивается экологическое направление.

При этом даже у реально действующих НКО нередко наблюдается расхождение декларируемых задач с реально поставленными, "операциональными". Как правило, это объясняется непрочным материальным положением российских НКО:
  • "Решение вопросов, создание условий для решения вопросов, которые не могут быть решены государственными институтами. Это основная такая задача. Что декларируется официально? Это то, что может быть написано в уставе и что может быть принято при регистрации устава Министерством юстиции или, как там, Регистрационной палатой. На самом деле – на практике общественным организациям приходится тяжело выживать. Это начинается борьба за существование. Элементарное содержание штатных сотрудников, которые вели бы грамотный обсчет и сдачу хотя бы пустых форм бухгалтерской отчетности в налоговые органы, содержание какого-то помещения офисного, куда могли бы прийти корреспонденты, те же проверяющие органы, те же фонды, те же налоговые инспекции и так далее. И серьезный очень вопрос – это борьба, скажем так, выживание, за помещение для работы. Потому что конкурировать в крупном столичном городе и многих других крупных городах общественным организациям, которые прибыль не приносят, которые нерентабельны, которые только, скажем так, используют деньги. <...> Мы не считаем сейчас тот эффект, который они приносят своей деятельностью, потому что он находится в режиме отсроченного видения" (эксперт, Москва).
Социальный заказ на деятельность НКО. Слои и группы, заинтересованные в поддержке НКО Большинство НКО создаются для решения конкретных социальных проблем, причем, как правило, людьми, чьи личные или профессиональные интересы непосредственно связаны с решением проблемы (родители детей-инвалидов, учителя, врачи, люди, проживающие в экологически неблагополучной местности, и т.д.). Таким образом, "социальный заказ" на деятельность НКО исходит снизу – от наиболее социально-незащищенных слоев населения (здесь нельзя говорить о социальном заказе в наиболее употребительном значении этого слова – как о профинансированном заказе властей на проведение какой-либо акции). Власти, наоборот, в большинстве случаев, приходится принуждать к взаимодействию.
  • "Социальный заказ существует от населения, а от государства он еще совсем не сформирован. Мы строим политику с государством от полного презрения к нашей деятельности до ее признания. В основном в этом помогло развертывание нашей правозащитной работы, когда на нас очень сильно окрысились, но в результате стали принимать наши документы. И вот социальный заказ от государства еще в стадии формирования, они вроде не против того, чтоб мы что-то делали, но они не представляют, чтобы они за это платили, они платят только своим структурам. На сегодняшний день это не заказ, конечно" (эксперт, Волгоград).
Судя по опыту, наиболее контактны во взаимодействии с НКО местные власти не очень высокого ранга (как правило, это представители отделов, занимающихся решением социальных проблем).
  • "Обычно когда это на территории районных управ. Это скажем так, административная единица, юридическая, властная, которая приближена к населению, к потребителю этих услуг. Вот они как раз формируют этот социальный заказ на уровне районной управы. Потому что и средств не всегда хватает, и специалистов квалифицированных не всегда хватает, а кому-то эту работу надо исполнять" (эксперт, Москва).
В качестве примера социального заказа один из экспертов приводит пример организации летнего отдыха для детей-инвалидов вместе со здоровыми детьми.
  • "Министерство социальной защиты готово было оплатить под эту программу путевки для детей. Организация разработала и предложила на утверждение эту программу. Министерство выделило под эту программу деньги, и общественная организация на практике осуществила эту программу. По сути дела это и есть социальный заказ. Что вычленена проблема, предложена программа, программа была оценена экспертами со стороны государства, и выделены под эту программу деньги, и программа осуществлена нашим общественным объединением" (эксперт, Владивосток).
Деньги на проведение мероприятий НКО получают не только от властей, но и от коммерческих организаций: "бедные" инициируют запуск проектов, а "богатые" финансируют их проведение.
  • "Во всех странах с развитым гражданским обществом этот сектор независимых общественных организаций, он, как правило, существует на средства частных фондов, местных, из этой же страны богатых людей. Именно частных фондов – у нас таких фондов просто нет. А если они есть, то они обслуживают, там, я не знаю что. Понимаете, ну, может быть, в самое последнее время появились какие-то слабые намеки на то, что наши так называемые олигархи <...> как-то более или менее задумываются над тем, что в их интересах финансировать развитие гражданского общества, чтобы они сами-то имели прочную почву под ногами. В других-то странах это делают не только из соображения, знаете, высокой благотворительности, а потому что богатые люди в тех странах понимают, что независимый бизнес возможен только в той стране, где есть сильное, способное отстаивать свои интересы от властей гражданское общество. Поэтому они финансируют некоммерческие общественные организации как основу, важнейший элемент этого общества. То же самое, ну, правда, политические партии, наши богатые люди финансируют, но совсем не ... ну, в общем, в достаточно эгоистических своих целях, просто напрямую лоббируя свои интересы через эти фракции в Думе. И если говорить о средствах массовой информации, то они тоже. Мы очень много последние пять лет, просто очень целенаправленно работали над тем, чтобы наши журналисты, средства массовой информации российские, чтобы обратили..." (эксперт, Москва).


  • "Такие у нас встречи были, когда лидеры, очень крепкие коммерсанты говорили: вы знаете, мне не жалко дать средств, но если меня убедят, на что их дать. Когда я их даю и не получаю достаточно сведений, информации, как они реализуются, у меня идет негатив, недоверие к общественной организации, к этим людям. Мне кажется, что они хотят меня обмануть и просто выкачать деньги с меня, а мне вот надо именно прозрачность" (эксперт, Волгоград).


  • "Наш бизнес находится в жутких условиях. Они понимают, что помогать надо, но помогать открыто не могут, поэтому это все в "черную". Значит, первый источник финансирования – это криминал, который работает на "откате", или полукриминал – так называемый "серый" бизнес. И НКО постепенно превращается в организацию, которая работает на "откате". Происходит это так: деньги перечисляются вроде бы на благотворительные цели, потом половина забирается, НКО все это должна документально покрыть, оформить – или она ликвидируется, скорее всего ликвидируется. Таким образом, организации распадаются. Их цели деградируют. Народ, который действительно хотел что-то делать, разбегается. Остаются люди, пригодные к этому. Недавно ко мне приходили две дамы, которые предлагали продать "по черному" шины: "Вы продадите шины, и мы поделимся с вами". Это первый вариант. Второй вариант: на нашем рынке НКО безраздельно господствуют международные фонды. Они берут организацию, внедряются туда, и постепенно – через полгода-год – организация начинает выполнять то, что ей говорят. При этом, разумеется, мы понимаем, что международные фонды при всей их благородной, гуманитарной декларативности преследуют свои цели. Поэтому организация начинает выполнять не те задачи, которые необходимы, а те задачи, которые нужны для получения гранда. А это две большие разницы" (эксперт, Волгоград).


  • "Единственная причина, почему коммерческие организации идут на помощь общественным – это либо руководители коммерческих организаций – бывшие общественники, бывшие активные комсомольцы, бывшие стройотрядовцы, либо громкая реклама по области, по России не помешает. Причем многие коммерческие организации идут не на финансирование организационной работы общественной организации, а на финансирование конкретного мероприятия" (эксперт, Екатеринбург).
Таким образом, социальный заказ на деятельность НКО формируется снизу, а властные и коммерческие структуры, как правило, подключаются на стадии реализации конкретного проекта, давая разрешение на его проведение или выделяя необходимые средства. Характеристика активиста НКО Характер и направление деятельности, а также степень активности НКО во многом зависят от личности его лидера. Роль главы НКО в российских условиях усиливается благодаря небольшим размерам самих НКО (реально действующая организация может состоять из трех человек).

За истекшие десять лет облик активиста НКО в России претерпел заметные изменения. Если раньше значительное число среди активистов таких организаций составляли экзальтированные личности, то теперь увеличилась доля профессионалов. Вместе с тем, как и прежде, большинство активистов НКО – это женщины среднего возраста. По мнению экспертов, так происходит потому, что сфера общественной деятельности – единственная, где женщина может реализовать себя, ведь в политике и бизнесе главенствуют мужчины.
  • "Так вот в первый период, когда все это отпустили, то вот на первый план вышли, как сказать, люди (я не хочу сказать это в уничижительном смысле - это просто характеристика), люди, у которых душа кричала. Вот знаете, они выкрикивали накопленную вот эту боль, гнев, возмущение, ненависть - все, что хотите. И в правозащитном движении тоже такие были. Среди этих людей было достаточное число, достаточно заметное число людей просто нервно неуравновешенных. Это понятно, как это получилось. Но должна сказать, что этот период очень быстро был пройден, потому что никто их не оттеснял. Но просто обычно эти люди способны на эмоциональный порыв, но не способны на каждодневную, упорную работу во исполнение своих чаяний. И поэтому, когда появились такие люди, никто их не оттеснял, это само собой произошло. Понимаете, они не только из ... [лидеров] ушли, а просто из организации ушли. И в организациях появились <...> и до сих пор это еще заметную часть составляют <...> Ну, во-первых, я должна сказать, что правозащитное движение – это движение образованных людей. У нас люди без высшего образования – довольно редкая вещь. Не потому, что по этому принципу принимают, наверное. Проблемы прав человека, идея прав человека, наверное, требует какой-то умственной рафинированности" (эксперт, Москва).
Эксперты характеризуют активиста НКО как энтузиаста, подвижника, "пахаря", "человека, чье воспитание, гражданская позиция не позволяют остаться в стороне". Главной наградой за деятельность для этих людей является моральное удовлетворение, возможность самореализации. Нередко занятия общественной деятельностью заполняют не только профессиональную, но и частную жизнь активистов. Один из экспертов привел пример семьи, где родители и дочь были активистами НКО, и их жизнь дома проходила в обсуждении рабочих проблем организации. Деятельность НКО как способ служения личности обществу Сравнивая общественные организации на Западе и в России, эксперты признавали их различия. Прежде всего, эта разница продиктована экономическими различиями между странами, степенью развитости в них самого института НКО. Так, по мнению одного из экспертов, на Западе НКО создаются для проведения досуга, в России - для решения социальных проблем.

Большинство активистов НКО согласны, что эти организации в России служат не столько самовыражению личности, сколько служению обществу. Причем, по мнению экспертов, это скорее плюс, чем минус. В качестве причин различия между целями и направленностью российских и западных НКО назывались отличие российского менталитета от западного, историческая и культурная, религиозная традиция русского народа.
  • "Воспитание в течение многих лет никуда не денешь, и последних семидесяти лет тоже. Когда у нас все было... Воспитывались поколение за поколением на том, что личность должна служить обществу - не обществу, государству это называлось всегда. Так что это естественно. Да это и в царской России - это православная церковь <...>, и государство. И советское государство тоже на этом было" (эксперт, Владивосток).
Сотрудничество НКО друг с другом По мнению большинства экспертов, между различными НКО устанавливаются партнерские отношения, поскольку перед ними стоят одни и те же задачи. Конфликт может возникать из-за разных способов достижения цели, но и здесь чаще всего возможно найти компромисс. В частности, при пропаганде профилактики СПИДа среди молодежи в Екатеринбурге одна из общественных организаций вела разъяснительную работу, представители другой рассказывали о контрацепции и раздавали презервативы. В результате представители этих двух организаций договорились, что будут взаимодействовать с различными возрастными и социальными слоями молодежи.

Кроме того, конкуренция может возникать из-за получения заказа, финансирования. Нередко это борьба за право обладания информацией, поскольку именно знание информации позволяет раньше других подать заявку на конкурс и получить грант.

Многие НКО работают сами по себе, "варятся в собственном соку". Обычно состав сотрудников НКО невелик, кроме того, каждая организация нацелена на решение проблем в том месте, где работает, однако самые продвинутые организации объединяются в Союзы или в НКО более крупного масштаба (всероссийские, областные и т.д.) и работают вместе. Как правило, объединяются НКО, занимающиеся сходными проблемами. Цель такого объединения - почувствовать себя силой.
  • "Пока маленькие, отдельные – чувствуют себя беспомощными. Когда объединяются, находят общий язык, то могут разговаривать с властями" (эксперт, Владивосток).
Результатом объединения является создание ресурсных центров.
  • "Это не надстройка над этими организациями. Это чисто горизонтальные связи. Они просто выбирают кого-то. Это или директор центра, или координатор. Иногда, если все эти организации "скидываются", они платят зарплату этому человеку, чтобы он мог не отвлекаться на зарабатывание на жизнь, а все свое время посвящать этой организации. Обычно это общее решение, кто будет оплачиваемым директором... У одних есть помещение. О'кей, здесь будет центр. У других есть компьютер. Они его ставят сюда. У третьих есть факс. Четвертая говорит: вот я пенсионерка, я могу в качестве секретаря сидеть на телефоне. Пятый говорит: вот, я бизнесмен (это, кстати сказать, частая вещь, когда руководители малого и среднего бизнеса участвуют в наших организациях в личном качестве). Ну вот, я бизнесмен, я могу оплатить ваш телефонный счет. И вот на всем этом собирается центр. Благодаря общим ресурсам он, несмотря на отсутствие денег, может существовать и каждодневно работать" (эксперт, Владивосток).
Характерно, что, как и в остальных сферах российской жизни, в основе сотрудничества НКО лежат личные отношения их лидеров.
  • "Если я знаю кого-нибудь лично, то можем посотрудничать. Если не знаю, то народ к этому очень осторожно подходит. Все старается уловить, что он действительно хочет или что я буду с этого иметь" (эксперт, Екатеринбург).
Таким образом, процесс консолидации некоммерческих организаций только начинается. Объединившись, небольшие НКО получают больше возможностей для реализации программ. Однако сотрудничеству могут мешать амбиции их лидеров и нездоровая конкуренция за финансирование. НКО и религиозные организации Взаимодействие НКО с религиозными организациями, вероятнее всего, носит спорадический характер. Наиболее активны различные секты, однако НКО - особенно занимающиеся проблемами детей - относятся к ним с осторожностью, опасаясь негативного влияния на подопечных.

Весьма активны, особенно в регионах, католическая и лютеранская церкви. Православная церковь реже всего идет на контакт с НКО. Как правило, верховные церковные власти сотрудничают с крупными организациями, помощь которым может служить хорошей рекламой (Детский Фонд, организация, занимающаяся поддержкой юных музыкальных дарований). На местах все зависит от церковных деятелей. В частности, в Волгограде православные священники сотрудничают с организацией, занимающейся проблемами детей, - но это скорее исключение, чем правило.

Недостатком взаимодействия с религиозными организациями, по мнению некоторых экспертов, является стремление последних насадить свою идеологию. ФОРУМ НКО

Саму идею проведения Форума НКО эксперты полностью поддерживают. Однако к способу организации Форума отношение двоякое. С одной стороны, активисты НКО понимают, что такой Форум может ознаменовать новый этап развития общественных организаций: донести до федеральной власти информацию о состоянии дел в третьем секторе, о его проблемах; выработать новые нормативные документы, облегчающие положение НКО, способствовать обмену информацией, личному общению членов различных НКО.
  • "Я бы с удовольствием поехала. Там всегда можно встретить очень интересных людей – независимо от намерений власти. Все равно будут люди, ... у которых можно многому научиться, у которых есть опыт их гражданского сопротивления и гражданской возможности делать что-то. Вот. И себя проявлять. Просто это очень важно для жизни" (эксперт, Москва).


  • "Интервьюер: Скажите, вообще это важно – встречаться на таких форумах?
Эксперт: Да. Это очень важно, даже когда ничего не решает Форум. Вы приобретаете там и знакомых, и друзей, просто видите, вы-то где, на какой ступени. Это очень важно... Я очень часто понимаю, что наша организация выше многих всяких других. Лучше она: и лучше занимается, и четче работает, и идей у нас получше, и, в общем, реализация на уровне. Я это просто часто понимаю, когда с людьми разговариваю, понимаю, что, да. Это воодушевляет.

Интервьюер: А что это за собой несет – вот такие встречи?

Эксперт: Ну, обмен все-таки идеями, обмен мнениями. Это очень важно. Это обязательно где-то парадоксальность покажет каких-то суждений. Это очень интересно само по себе, понимаете? Вы задумываетесь обязательно. Большая пища для ума. Это просто интересно очень. Ерунда какая-нибудь бывает – вот конференцию проводят, мы ходим, ну, тусовка, ничего хорошего. О чем они там говорят? Но ты, может, глубже понимаешь, что с этим вообще не надо водиться, вот это вообще... Как я могу выяснить, кто, что. Я ж не могу со всеми встречаться. А встречаемся мы только там. И получается, что ...поймешь: кто-то тебе информацию закрыл специально. Есть такие у нас. Кто-то не дал информационное письмо на конференцию, кто-то– еще что-то. То есть такие мелочи все всплывают там" (эксперт, Владивосток).
  • "Позитивно – это уже сам Форум, если он будет проходить. Я говорю, что это очень редко происходит. Впервые, наверно, соберутся на таком уровне НКО, проведут Форум, и будут представители федеральной власти нашей: непосредственно Президент, может быть, его представители... На Форуме можем высказать много наших проблем, нерешаемых вопросов, и люди будут надеяться, что это попадет прямо в уши Президента, здесь доступны власти. И второе – то, что, может быть, родится такой совет, какая-то палата, где будут представлены НКО, потому что это очень большая сила, я считаю. Когда умело использовать и применять и если это будет образовано при Президенте, то, я считаю, для нас это как бы достижение еще одного такого шага, что мы не напрасно работаем и в принципе услышаны. И необходимо органы какие-то организовать Президенту, чтобы напрямую поработать с регионами. Я считаю, два таких аспекта – это уже не напрасно" (эксперт, Волгоград).
Среди негативных сторон эксперты называют опасение пойти на поводу у властей, сделаться "карманной" НКО, боязнь, что на Форуме будет царить официоз, всем участникам не дадут слова.
  • "Приглашает государство, и государство будет вести отбор. Оно будет выбирать тех, кто лоялен, на кого можно опереться, те организации, в которых больше членов... К тому же в ходе Форума возможно создание организаций сверху, то есть государство финансирует организации, с тем чтобы деятельность организаций соответствовала запросам государства" (эксперт, Владивосток).
Кроме того, для членов НКО из отдаленных регионов России для участия в Форуме необходимо найти деньги на дорогу, в то время как эту сумму можно было бы пустить на реализацию какого-либо благотворительного проекта. Вместе с тем, в провинции возникает ажиотаж вокруг делегирования на Форум, поскольку участие в нем означает получение самой свежей информации о деятельности НКО, возможность налаживания личных контактов с представителями властей и лидерами других НКО, что в свою очередь может означать проведение новых проектов и получение грантов.
  • "Но ведь вы смотрите, как мы далеко живем – и не можем ни в чем участвовать. Мы не можем ни в чем участвовать, мы не доедем туда, у нас денег нету. Общественные организации – они же, как правило, бедные организации. И мы вряд ли будем просить деньги на проезд, а не на онкоцентр" (эксперт, Владивосток).


  • "Поэтому могут отказываться – что это пустая трата времени, которое на месте нужно. И еще: с одной стороны, коалиционность нужна, с другой – опасно ее бюрократизировать и подложить под какую-нибудь партию. И хотя политизации этого движения избежать невозможно, но хотелось бы, чтобы это было максимально демократично" (эксперт, Волгоград).
Один из экспертов считает, что проведение Форума – чисто формальное мероприятие, затеваемое для отчета перед Советом Европы.
  • "Если Администрация Президента учитывает опыт Гражданского форума, это внесет в обязательные требования к работе с чиновниками, то это появится. Другой вопрос: что из этого получится, и как они будут опираться, потому что вот даже в нашем разговоре несколько вариантов использовано. И потом, чисто формально подходят. И еще одна вещь, которая действует на наше государство и на нашего Президента в данном случае, конечно. Это мировое общественно мнение. От этого никуда... Я просто вспомнила... От этого никуда не денешься, потому что и требования Совета Европы есть вот это – что развитие гражданского общества, гражданских процессов в России. Это входит в обязательный порядок отчета Президента и правительства России. Есть международные женские, вот, конференции мировые, всемирные, <проводимые> по инициативе ООН. С определенными требованиями, которые предъявляются каждому правительству, которое в это входит или хочет войти. Есть требования к России. Она, хочешь – не хочешь, это вынуждена выполнять и, значит, включать в свои планы" (эксперт, Владивосток).
Для того чтобы Форум не превратился в "акцию для галочки", по мнению экспертов, необходима полная прозрачность в подготовке данного мероприятия и всего, что происходит вокруг него. Кроме того, программа проведения Форума будет обсуждаться поэтапно, по мере согласования организационных вопросов.

В качестве критерия отбора организаций для участия в Форуме должна быть степень соответствия профиля организации исполнению социального заказа. То есть должны делегироваться не представители клубов по интересам, а представители НКО, которые работают над изменением тяжелых социальных реалий и получением нового качества жизни.

Для наибольшей продуктивности Форум должен проходить в виде тематических круглых столов, где бы обсуждались проблемы НКО близкого профиля. Реклама деятельности НКО, информация о деятельности НКО НКО весьма заинтересованы в распространении информации о своей деятельности. Характерно, что СМИ труднодоступны для большинства таких организаций, особенно столичных. В провинции НКО ведут программы по радио, выпускают журналы или листки-вкладыши в местные газеты. Наиболее распространенным способом обмена информацией для НКО являются Интернет и электронная почта. Большинство активно действующих НКО имеют свои регулярно обновляемые странички в Сети. Для распространения информации о деятельности НКО и поддержания информационной связи между ними используются ресурсные центры.
  • "В Интернете есть банк данных... То есть люди, которые обращаются в общественные организации, они благодаря Интернету становятся открытыми для других организаций и людей, и можно получить помощь. Т.е. человек обращается в общественную организацию за помощью – они размещают информацию о том, что нужна помощь, и человек может получить помощь не от той организации, куда обратился, а от другой " (эксперт, Екатеринбург).


  • "Ну, бывают, вот, ресурсные центры сейчас создаются для этого. Они существуют для этого, они собирают информацию, они связываются друг с другом. Просто по электронке есть все эти связи. Ну, вот, экологи, как правило, они всегда поддерживают связи, они все друг друга знают. Очень тесные связи. Ну, вот, экологи выпускают газету, выпускаются какие-то книги, пересылают все это из Москвы, допустим, сюда. Здесь существует, вот, ИСАР, Дальневосточное представительство. Они – тоже как ресурсный центр. Они очень много помогают в этом смысле информационной поддержки, конечно, помогают. Издаются здесь журналы эти по... как раз по третьему сектору и по экологии, вот, экологическому образованию" (эксперт, Владивосток).
Информация и реклама деятельности НКО позволит им привлечь, с одной стороны, спонсоров для реализации проектов, с другой – потенциальных клиентов – людей, подпадающих под сферу их деятельности.

РЕЗЮМЕ

  1. Таким образом, на сегодняшний день в России НКО достаточно развиты, и можно сказать, что именно сейчас они переходят на новый качественный уровень, идя на активное взаимодействие с местной властью, объединяясь для более конструктивной работы.


  2. Наиболее активно представители НКО взаимодействуют с местными властями, особенно с отделами, занимающимися социальными проблемами. Лидеры НКО отмечают прогресс во взаимодействиях с местной властью – власть начала считаться с общественными организациями, охотнее идет на сотрудничество.


  3. Сейчас происходит процесс установления горизонтальных связей между НКО, работающими над сходными проблемами. Результатом интеграции НКО стали ресурсные центры, позволяющие координировать деятельность таких организаций.


  4. Как правило, всем активистам НКО, принявшим участие в опросе, приходилось сотрудничать с религиозными организациями. Среди христианских конфессий чаще проявляют активность католики и лютеране. Православная церковь более осторожна в контактах с НКО.


  5. Большинство активистов позитивно отнеслось к идее проведения Гражданского форума. Важно продумать конструктивный механизм отбора участников Форума и программу. Наиболее позитивные моменты подобного Форума, по мнению активистов НКО, это возможность напрямую контактировать с представителями федеральной власти и пообщаться, обменяться опытом с другими лидерами НКО.


  6. Необходима реклама НКО как способ привлечения внебюджетных средств и донесение информации о конкретных программах НКО до спонсоров. Для обмена опытом и взаимодействия между НКО широко используется Интернет.



База данных ФОМ > Общество > Некоммерческие организации > НКО и гражданское общество