fom.ru · Поиск ·      








06.03.2008, Сообщение

«Люди-XXI»: Индустрия спорта и тела


В Фонде «Общественное мнение» состоялся рабочий семинар по теме «Спорт и тело: практики «людей-XXI» по занятию фитнесом». «Предмет исследования – новое отношение и новые смыслы, вкладываемые ими в заботу о своём теле, а также новые социальные практики, так или иначе связанные с этой заботой», – сказал, открывая семинар, один из авторов исследования, социолог Роман Абрамов.

Уточнив, что само слово «фитнес» в России и в странах Запада понимается по-разному (фитнес-клуб в Европе и США – это чисто оздоровительный комплекс, тогда как в России он обычно включает в себя сауну, SPA, массаж, услуги косметолога, парикмахера и так далее), Р.Абрамов отметил, что фитнес-клубы позволяют «людям-XXI» продемонстрировать социальное и консюмеристское лидерство, способствуют усилению общей идентичности. Фитнес может пониматься и как разновидность престижного потребления, и как способ освоения новых форм заботы о теле, и как возможность расширения социальных связей.

Авторам исследования предстоит дать классификацию социальных типов посетителей фитнес-клубов, уделив приоритетное внимание «людям-XXI», исследовать практику «заботы о себе» в фитнес-клубах с точки зрения личной, карьерной и социальной биографической перспективы, рассмотреть роль новых форм физической активности с точки зрения поиска «людьми-XXI» собственной, уникальной идентичности. Впрочем, не только.

Предстоит проверить целый ряд предположений. Верно ли, например, что основными каналами вовлечения людей в практики фитнеса является «мода» на них в ближайшем социальном окружении человека, а также рекламная политика фитнес-сетей? Действительно ли эти практики расцениваются людьми как своего рода социальный капитал, дающий знания и компетентность, новые знакомства или упрочение знакомств старых, повышение конкурентоспособности? Ответ на эти и многие другие вопросы даст социально-антропологическая экспедиция.

«Люди-XXI» – не компьютеры, не механизмы, действующие строго рациональным способом, отметил в завершение семинара Р.Абрамов. Это именно люди, живые, эмоциональные даже в самых рациональных своих проявлениях, строящие друг с другом личные отношения и, конечно, при всех общих чертах очень разные. Выявить их основные сходства и различия – эта задача представляется авторам весьма интересной.



База данных ФОМ > Общество > Спорт > «Люди-XXI»: Индустрия спорта и тела