fom.ru · Поиск ·      








29.11.2001, Опрос населения

Патриотизм и патриоты



1.Патриотизм и патриоты
2.Графики и открытые вопросы
3.Опрос экспертов
4.Приложение.Таблицы

 
1.Патриотизм и патриоты


Патриотические чувства и взгляды формируются под влиянием множества факторов и являются, с одной стороны, компонентом социальной идентичности человека, а с другой – результатом его социализации. И этим, на наш взгляд, обусловлена сложность и противоречивость существования патриотических чувств как в масштабе всего общества, так и на уровне отдельного индивида. Данные массового опроса показывают, что значительная часть россиян сомневается в широкой распространенности патриотических чувств в современном российском обществе. Так, на вопрос 'С Вашей точки зрения, какую часть россиян можно назвать патриотами?' 42% респондентов выбрали вариант 'меньшинство', и еще 8% – 'никого'. Пятая часть опрошенных (20%) остановилась на ответе 'половина', неявно отмечая, что все оставшиеся не испытывают это чувство. Выбирая из предложенного списка ценностных понятий наиболее важные, только 3% участников опроса остановились на слове 'патриотизм'.

Однако следует пояснить, что мы имеем в виду, говоря о противоречивости существования патриотических чувств.

Оба процесса – социализации индивида (вырабатывания навыков жизни в обществе, в котором он родился и действует) и формирования его идентичности (способности воспринимать себя в качестве члена определенных социальных групп, с которыми связаны некоторые оценки и представления, а также нормы взаимодействий) –тесно связаны между собой: без первого невозможно второе. Вместе с тем, идентичность человека не может изменяться быстро и безболезненно в зависимости от внешнего контекста и ситуации, так как на ее основе формируется 'Я-концепция' индивида, система его самоописаний и самовосприятия. С другой стороны, в процессе жизни каждый человек проходит несколько этапов социализации и ре-социализации, поскольку ему приходится осваивать все новые пространства социальных отношений и адаптироваться к ситуациям разной сложности, новизны и необычности. Это означает, что идентичность человека, его 'Я-концепция' непрерывно проверяется на прочность и устойчивость постоянно меняющимися социальными условиями. Эта проблема становится особенно актуальной в те периоды существования общества, когда в нем начинаются интенсивные и масштабные преобразования, когда процессы интеграции и дезинтеграции сопровождаются сменой системы норм, а на уровне жизни отдельных индивидов – процессами сплочения или отчуждения.

Все перечисленные особенности динамики социальных отношений непосредственно затрагивают такое чувство как патриотизм. С одной стороны, привязанность к Родине, к месту своего рождения, наряду с привязанностью к собственной семье, является одним из фундаментальных оснований 'Я-концепции' человека. Этот патриотизм – очень личное, почти интимное чувство. Но есть и другая сторона. Помимо 'малой Родины' существует 'большая Родина', и патриотизм как социализированное, специально воспитанное в человеке чувство рождается на взаимности обязательств, на солидарности, а также на оптимальной для человека степени и способе его интегрированности в макросообщество своей страны. Именно о таком, многоуровневом характере патриотизма, встроенном в структуру социальной идентичности человека, и говорил один из участников фокус-групп:
  • 'С моей точки зрения, Родина и патриотизм – это человек и Родина. Это оболочки, которые вокруг нас, как концентрические круги, понимаете? Т. е. в центре – сам человек, потом уже место, в каком он родился, и пошли уже оболочки: народ, государство, район, природа. И вот что такое патриотизм: если какой-то одной оболочке плохо, а я переживаю это в масштабах этой оболочки. Напали на страну – я за страну, страна – моя Родина, напали на землю – земля моя Родина, разрушили мой дом, спилили дерево, возле которого я родился, – для меня это Родина, т.е. я страдаю. Взорвали дом, люди погибли – люди – моя Родина. Да, понимаете, т.е. это оболочки, которые меня окружают' (ДФГ, Москва).
Нет и не может быть такого сообщества, одна лишь принадлежность к которому давала бы исключительное право причислять человека к 'истинным' патриотам. Всякий раз необходимо подтверждение этого чувства и его проверка – как со стороны индивидов, готовых или не готовых выказывать патриотичность либо своими делами, либо символическими акциями, так и со стороны сообщества, подкрепляющего (или опровергающего) своими решениями и действиями верность обязательствам и солидарность со своими членами. Таким образом, мы можем предполагать, что в обществе существуют как минимум две разновидности чувства патриотизма: одно в первую очередь интимно-личностное, другое основано на идейных и нормативных установках человека. Можно предполагать, что второй вид патриотизма, в отличие от первого, более подвержен переосмыслению или даже кризисной переоценке. О существовании нормативного конфликта между двумя модальностями патриотических чувств красноречиво свидетельствует следующий диалог на фокус-группах:
  • '1-й участник: Человек не должен говорить: мне наплевать на все то, что в обществе творится, я за это не голосовал. Если так, то теряется государственный стержень. Вы же должны осознавать, что в тот момент [имеются в виду события в Москве 1993 года], когда вы не пошли <к Белому дому>, то вы бы принесли пользу.
2-й участник: Это я бы воевала за чужие интересы. Два пана дерутся, у мужиков чубы трещат. А я должна грудного ребенка оставить, вы тут посидите, да?!

1-й участник: А если будет война, вы тоже скажете, что я пойду, посижу, у меня муж, у меня дети, и все? А кто будет вас защищать? Не чеченская война – ну, скажем, внешнее вторжение.

3-й участник: Ну, тогда все пойдут. Сравнивать два таких дела нельзя. А у меня пример другой. Вот пожар где-то в колхозе. Если человек сознательно бежит на конюшню выпустить лошадей, действительно рискуя своей жизнью, хочет спасти скот, понимая, что он может сам погибнуть, вот это патриотизм именно к Родине.

Модератор: А может, ему просто жалко лошадей этих? При чем тут Родина?

3-й участник: Ну как при чем? Спасти скот для народа. Скот, потому что просто он живой. Душа живая. И плюс он же понимает, что он и сам может погибнуть, но все-таки это делает.

4-й участник: А если бы там трактор горел?

3-й участник: Все равно, вот это патриотизм, если бы он трактор бросился спасать.

4-й участник: А вот у него дома жена и дети.

3-й участник: Ну и что, это действительно патриотизм, потому что он хочет для Родины, для людей спасти.

2-й участник: А для каких людей? Его семья к этим людям не относится? Получается, что он про близких в этот момент не подумал: кто их кормить будет, если он погибнет?

3-й участник: Ну, значит, он более глобально мыслит.

4-й участник: Непонятно мне слово 'патриотизм'. Сейчас как-то быстро все меняется, некоторые за одно что-то держатся, а потом сами же разочаровываются в этом. Как сказать, они патриоты или нет, если им семья дороже, если они не хотят ехать всю жизнь жить в строительных вагончиках?' (ДФГ, Москва).

Тема долга непременно возникала в рассуждениях о патриотизме на фокус-группах. Спор о долге общественном и долге перед близкими в той или иной форме начинался во всех дискуссиях. Но были две позиции, не подвергавшиеся сомнению участниками дискуссий и разделявшиеся значительным числом людей, отвечавших в ходе массового опроса на открытые вопросы о патриотизме. Во-первых, это исполнение долга в случае 'чрезвычайной' или 'экстремальной' ситуации. Как правило, имелась в виду война, военная служба и необходимость защищать страну в случае нападения на нее.
  • 'Это защита своей страны при угрозе внешнего врага' (открытый вопрос).


  • 'Отдать два года Родине – армия' (открытый вопрос).


  • 'Это когда тебе говорят: надо встать ночью и идти защищать Родину' (открытый вопрос).


  • 'Когда люди идут на смерть ради своей Родины' (открытый вопрос).


  • 'Оно ведь не постоянно, это чувство, мы ведь не каждый день патриоты. А именно когда ситуация острая возникает, что наша страна в беде или что-то случилось. И ведь все прислушиваются, и в этой ситуации обсуждают, патриот он или не патриот, и что надо делать в таких ситуациях. Во время войны было: страна зовет. Все поднимались. В чрезвычайные моменты видно сразу – мы все или не все, и у нас сплоченность' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • 'Я за себя скажу: да, я пойду. Внешний враг будет – я пойду защищать страну. Внутренний – я не буду, потому что я в своем государстве развязывать войну – не развязывал. А кто развязал – теперь они все в сторонку ушли, а наши мальчишки там гибнут до сих пор' (ДФГ, Москва).
Второй аспект – это понимание долга как исполнения конкретных дел, честный и добросовестный труд, общественно значимые поступки, такие, как, например, благотворительность и спонсорская поддержка. Говоря о личной ответственности за дело, которым занимается человек, о мотивах поступков, которые можно назвать патриотическими, участники дискуссий вновь обращались к проблеме соотношения приватного и общественного. И в таком контексте 'приватная' мотивация уже не вызывала споров и упреков в эгоистичности.
  • 'По делам, на конкретном месте, за которое он отвечает' (открытый вопрос).


  • 'Профессионал, честно выполняющий свою работу' (открытый вопрос).


  • 'Когда трудишься честно, добросовестно, не воруешь у общества, а стараешься приумножить честно благосостояние свое и общественное' (открытый вопрос).


  • 'Вот это и есть патриотизм, когда человек стремится сделать лучше, для того чтобы тот, кто живет с тобой рядом, жил лучше. Честное и порядочное отношение к любой мелочи, которая вокруг тебя, – это уже патриотизм. Когда ты зарабатываешь деньги, но не жируешь на них. Ростропович, например, поддерживает молодых талантливых музыкантов. Алферов – деньги в физику вкладывает. Очень много новых русских, нормальных, которые и деньги зарабатывают, и хотят вкладывать их во что-то стоящее поддержки' (ДФГ, Воронеж).
  • 'Я думаю, что человек прежде всего – даже больше, чем Родину – должен полюбить себя. И делать все хорошее как можно больше для себя и своих родных – это большая ответственность. От этого зависит и вся страна. Если таких людей будет больше, которые будут больше делать и никому не приносить зла, то тогда будет любовь к Родине, тогда будет каждый исполнять свой долг. Я, например, пошла вымыть подъезд для себя и, значит, сделала для соседа, и вообще для всех. Я для себя это делаю, потому что мне не нравится ходить по грязному. Если люди будут это понимать – что, делая для себя, ты вольно или невольно сделаешь это для всех... А мы ведь как, многие: 'Мне не платят за это, ну и пусть грязь будет'. Вспомните у Булгакова – профессор Преображенский' (ДФГ, Санкт-Петербург).
  • 'Все-таки патриотизм – больше общественное, нежели частное чувство, потому что человек любыми своими поступками должен показывать свою любовь к Родине. Не то, что надо кричать: я патриот, а своими повседневными делами. Если он в обществе на пользу нашего государства делает – это какое-то проявление любви к Родине. Честный труд, добросовестный – он и лично для человека пользу дает, и для общества пользу. Согласитесь, что это не всегда одно и то же, я не беру тех людей, для которых сейчас только деньги, деньги' (ДФГ, Москва).
Разговор о патриотизме на фокус-группах показал, что 'обыденные теории' о патриотизме строятся на соотнесении оценок чужих патриотических чувств и взглядов со своими собственными. Если человек делает для себя вывод о том, что его собственная судьба переплетается с судьбой Родины, то тогда и возникают 'патриотические' биографии. Но 'социализированная' часть патриотических установок оказывается очень уязвимой, если люди делают для себя вывод о нарушении взаимной ответственности между ними и обществом, о возникшей диспропорции в отношениях. И в этом случае появляется либо нигилизм, либо индифферентность в отношении к 'социализированной', предписанно нормативной части патриотических чувств и установок.
  • 'Государство не заботится о простых людях, а наиболее наглые наши сограждане обворовали народ, а государство бросило остальных на произвол судьбы. А чубайсы и мамуты вертят им в своих интересах. А сейчас они хотят патриотизма, чтобы их не только простили, но и поддерживали, работали на них. Когда уже нечего воровать, тогда они про патриотизм вспомнили...' (ДФГ, Воронеж).


  • 'Нет, что значит – Родина нас забыла? Это не Родина забыла. У нас правительство просто бросило всех на произвол судьбы, на выживание оставила. Кто выживет, тот и выживет. Первоначально... вот я помню те времена, когда действительно с Родиной было взаимное отношение. Почему бомжей столько развелось? Ведь я знаю, как они появляются. Был вполне приличный человек, грамотный, высшее образование, Плехановский институт. И он остался без средств к существованию. И государство не может ему помочь. Виноваты действительно правители, которые сейчас правят, государство со своими надстройками всевозможными' (ДФГ, Москва).


  • 'Я не чувствую дискомфорта никакого в отношении Родины, хотя нас и ограбили всех со сбережениями и прочими делами. Ведь государство – это не вся страна, это инструмент управления обществом. В азартные игры с ним не надо играть, и с государством многие стараются не связываться, хотя часто они же надеются на его помощь. Для меня патриотизм – в первую очередь чувство общности с людьми, которые тебя окружают. Сначала мать, родители тебя окружают, больше стал – тебя уже окружают другие люди, друзья, коллеги, формируется привычка к хорошему, к своему, к родному' (ДФГ, Москва).
Несмотря на разнообразную и сложную мотивацию комплекса патриотических чувств, патриотизм остается социально одобряемой ценностью. Это означает, что данное понятие вряд ли появится среди 'отторгаемых', как это было в недавнем прошлом со словами 'реформы' или 'демократия', например. Кроме того, это понятие остается важным инструментом для оценки других людей. В этой связи обращает на себя внимание соотношение долей затруднившихся ответить (по данным последнего массового опроса) на два открытых вопроса: 'Как Вы бы объяснили, что такое патриотизм?' и 'Кого из известных общественных деятелей нашего времени можно назвать 'патриотом'? Назовите имена этих людей'. На первый вопрос не дали ответа 26% опрошенных, на второй – 56%, и еще 5% сказали 'нет таких'. То есть, при достаточной известности смысла понятия, в сознании российских граждан этот термин не обнаруживает связи со сферой образов общественных деятелей.

В этом отношении интересны ответы тех участников фокус-групп, кто стал сомневаться в приложимости этого понятия к собственным ощущениям и переживаниям в ситуации, когда им задали вопрос: 'А Вы сами считаете себя патриотом?' Таковых оказалось немного, всего пять человек. И мотивы одинаковых ответов оказались разными:
  • 'Я не могу определить, патриот я или не патриот. Я в этом смысле критически отношусь к себе. Может, я что-то делаю, но недостаточно для страны. А может быть, я сама не востребованная в данном обществе' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • 'Если бы 10 лет назад ответить, то сказала бы 'да', а сейчас даже не знаю... Потому что за эти годы у меня было много такого, что взаимности с моим обществом и государством не было. И когда один раз так, два, три...' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • 'Вы знаете, мне кажется, еще несколько лет – и его совсем не останется. И мне очень обидно не за народ, а за правителей. Съездите во Псков или Тамбов... Создали такие жизненные условия, что совершенно не способствуют патриотизму. А чем еще-то гордиться? Коммунальной квартирой? Все развалено, все заводы стоят, фабрики стоят. Я езжу в Клинский район – там совхоз был миллионер, сейчас все развалено: ни скота, ни работы, ничего нет. Я полагаю, что прожить без патриотизма сейчас можно спокойно. И даже нужно, для человека это не важно, нужно своей жизнью заниматься, своим делом' (ДФГ, Москва).
  • 'Потому что от меня ничего не зависит, что сейчас творится, от меня лично. И вообще, понятие 'патриотизм' я могу связать только с теми, кто в Великую Отечественную шел, оставляя свой дом, своих детей и жен, даже не думая об этом. Родина была чем-то важным для них. Сейчас такого нет. Я не чувствую, что нужна' (ДФГ, Москва).


  • 'Нас ни во что поставили, нас унизили до невозможности, превратили в рабов. По сберкнижкам, пирамиды – отобрали нашу собственность, ваучеры и т. д. и т.п. Нас обманули. И вот эти 10% богатых считают, что мы должны сплотиться в патриотизме? Не сплотятся люди. Патриотизм – это очень удобно, для того чтобы манипулировать. Дайте человеку, чтобы он сам был ответственным за себя, и чтобы у него была свобода. Патриотизм там, где есть свобода и гласность, где есть законы для всех, где есть и богатые, и где высокий жизненный уровень, – когда свобода для всех, а не для 10%' (ДФГ, Воронеж).
На наш взгляд, было бы неправильным рассматривать приведенные доводы как свидетельство антипатриотизма. Патриотические чувства могут принимать разные формы: 'Люблю отчизну я, но странною любовью...' Патриотизм не может быть абстрактным, он всегда опирается на определенный образ Родины, который формируется в сознании человека и участвует в процессах становления его социальной идентичности, в формировании личностной связи человека с некоторым макросообществом.

Материалы опросов позволяют сделать предположение, что в российском обществе произошло расщепление образа Родины по ряду оснований. На самом деле, для политической борьбы характерно, что разные политические силы и партии привносят в общество специфическую трактовку понятия 'Родина'. Главная проблема заключается в том, что смежные, а не диаметрально противоположные образы Родины и патриотизма с трудом находят свою связность, точки соприкосновения. И понятно, что для достижения этого нужны ответы на множество других вопросов: государство и страна – это одно и то же или нет? Можно ли подвергать критике свою страну, свое государство, свой народ? Что негативного может нести в себе патриотизм и как этого избежать? Что такое долг и можно ли его исполнять, не прибегая к самопожертвованию? Может ли патриотизм основываться на прагматических мотивах? И, наконец, какие патриотические образцы и образы должны и могут сложиться в сознании людей? Материалы фокус-групп дают множество альтернатив и направлений поиска: Александр Матросов, Павлик Морозов, белогвардейский офицер, не потерявший своей чести в безумии гражданской войны, бедный, но самоотверженный гражданин великой державы, диссидент, удачливый бизнесмен и предприниматель, заинтересованный в нормальной жизни в свой стране...


 
2.Графики и открытые вопросы

КАКИЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ НА КАРТОЧКЕ СЛОВ ОЗНАЧАЮТ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ ДЛЯ ВАС ПОНЯТИЯ? (Не более трех ответов.)

С ВАШЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, КАКУЮ ЧАСТЬ РОССИЯН МОЖНО НАЗВАТЬ ПАТРИОТАМИ - ВСЕХ, БОЛЬШИНСТВО, ПОЛОВИНУ, МЕНЬШИНСТВО, НИКОГО?

ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО В ПАТРИОТИЗМЕ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НИЧЕГО ПЛОХОГО. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО В ПАТРИОТИЗМЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЧТО-ТО ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ. С КАКИМ МНЕНИЕМ - С ПЕРВЫМ ИЛИ ВТОРЫМ - ВЫ СОГЛАСНЫ?

ИНОГДА В РОССИЙСКИХ СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ВСТРЕЧАЕТСЯ КРИТИКА В АДРЕС НАШЕЙ СТРАНЫ. ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, ТАКАЯ КРИТИКА ВАС ЗАТРАГИВАЕТ, ЗАДЕВАЕТ ИЛИ НЕ ТРОГАЕТ, ОСТАВЛЯЕТ РАВНОДУШНЫМ?

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КАК БЫ ВЫ ОБЪЯСНИЛИ, ЧТО ТАКОЕ ПАТРИОТИЗМ?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Любовь к Родине

24

  • 'Безоглядная любовь к Родине'; 'набитая фраза &45
Защита интересов страны

24

  • 'Это защита своей страны при угрозе внешнего врага'; 'живя в России, я должен защищать ее целостность'; 'служение Родине'; 'человек по своему желанию идет, например, на войну, боевые действия'; 'отдать два года Родине – армия'; 'борьба за интересы Родины'; 'борьба за Отчизну'; 'это как служба в КГБ, защита Родины'; 'по первому призыву встать на защиту Родины'; 'активная защита интересов своей страны'; 'служба Отечеству'; 'помощь Родине, выражающаяся в поступках'; 'если меня призовут, я в свои 62 года пойду защищать Родину'.
Верность и преданность Родине

8

  • 'Это чувство привязанности человека к той стране, где он родился и живет'; 'быть преданным своей Родине'; 'верность своей земле'; 'верность Отчизне'; 'верность своей стране'; 'человек всегда верен своей Родине'; 'искренняя преданность своему Отечеству'; 'не поеду за границу, Родину не брошу'; 'не предам Родину ни я, ни дети'; 'люди, которые больше преданы Родине, своему Отечеству'; 'предан Родине и своему делу'; 'человек, преданный своей Родине, не разглашает секретов'; 'не продавать Родину, не эмигрировать'; 'который не предаст Родину'.
Такого понятия сейчас нет

6

  • 'Были, сейчас их нет'; 'его сейчас нет'; 'при советской власти был патриотизм, а сейчас его нет'; 'нет сегодня патриотов'; 'нет этой категории сегодня'; 'отсутствует понятие'; 'в данный момент это слово утратило смысл, так как таких людей не осталось, все гребут под себя'; 'это сегодня пустое понятие'; 'это то, что в нашей стране исчезло'; 'сейчас его затоптали, ни у кого его нет'; 'это слово себя исчерпало'; 'такого в нынешнем поколении нет'.
Самопожертвование

5

  • 'Все отдать во имя народа и своей семьи'; 'отдают свои жизни во имя безопасности своего народа'; 'готовность за Родину отдать жизнь'; 'пожертвовать чем-то своим во благо Родины'; 'жертвенность во имя своей страны'; 'когда грудью на амбразуру'; 'когда люди идут на смерть ради своей Родины'; 'я свою голову положил бы за Родину'; 'все отдам для Родины – вот лозунг патриота'; 'отдаст душу за Родину'; 'умение пожертвовать чем-то, например, жизнью, ради Родины'; 'жертвоприношение в ее честь'; 'лечь костьми за Родину'; 'сложить голову во имя Родины'.
Моральные ценности

3

  • 'Это ответственные люди, трудолюбивые'; 'совесть человека'; 'смелость, решительность'; 'определенные черты характера: справедливость, твердость'; 'смелость, отвага'; 'высокое достоинство человека'; 'быть честным и справедливым'; 'доброта'; 'сила и ум хорошие'.
Гордость за свою страну

2

  • 'Это когда человек испытывает гордость'; 'гордость за свою Родину'; 'чувство гордости за свою страну'; 'гордость за державу'; 'национальная гордость'; 'гордость, чтобы не было обидно за державу'.
Вера в свою страну

2

  • 'Вера в силы своей страны'; 'это безграничная вера в Родину'; 'верить в свою страну'.
Другое

2

  • 'То, что производство должно развиваться, и наша промышленность возрождаться, не место черным в России'; 'коммунизм'; 'воскресники, субботники'; 'воспитание смолоду'; 'глупое понятие'; 'идиотизм'.
Нет ответа, ответ не на тему

26

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: НА ВАШ ВЗГЛЯД, ПО КАКИМ ДЕЛАМ, ПОСТУПКАМ ЧЕЛОВЕКА МОЖНО СУДИТЬ, ЧТО ОН ЯВЛЯЕТСЯ ПАТРИОТОМ?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Служение народу, конкретные дела

16

  • 'Он своими делами творит благо для своей Родины'; 'по заслугам перед Отечеством'; 'он должен больше делать для своей страны и для людей'; 'если что-то сделал для Родины'; 'дела, направленные на процветание страны'; 'заботится о благе и процветании своей Родины'; 'если хорошее что-то сделал для общества, то он патриот'; 'по тому, какую пользу он принес России'; 'по государственным делам, кто много делает для страны'; 'вот Лужков делает дороги, значит, он патриот'; 'благотворительность'; 'по реальным действиям, а не словам, когда человек отстаивает интересы, культуру своей страны'; 'быть полезным стране'; 'есть польза от его деятельности'.
Жизнь в соответствии с моральными ценностями, законопослушность

15

  • 'По достоинству, активности, порядочности, справедливости'; 'справедливость, душевность, религиозность, порядочность'; 'по совести и чести'; 'человек должен быть честным по отношению ко всем и ко всему'; 'благородство'; 'если он честный, соблюдает закон и если у него есть свое достоинство'; 'человек должен быть честным, совестливым, жить по законам, не нарушая их'; 'гордость, честность, порядочность'; 'честным будет человек – вот уже патриот'; 'когда поступает по совести'; 'живет по справедливости'; 'по честному образу жизни'; 'быть человеком с большой буквы'; 'по его порядочности'; 'верный своему слову'.
Честный и бескорыстный труд

10

  • 'По работе, по отношению к труду'; 'когда человек самого себя отдает работе'; 'кто добросовестно, честно работает, а не ворует, не хапает для себя миллиарды'; 'профессионал, честно выполняющий свою работу'; 'когда работа не за страх, а за совесть'; 'когда трудишься честно, добросовестно, не воруешь у общества, а стараешься приумножить честно благосостояние свое и общественное'; 'просто работать хорошо во имя Родины'; 'можно судить по отношению к порученному делу'.
Преданность Родине

10

  • 'Беззаветно предан Родине'; 'он болеет за Родину'; 'верность Родине, любовь к родному краю'; 'если человек живет в стране и не меняет место жительства'; 'живет в своей стране и не хочет уезжать'; 'болит душа за Родину'; 'человек, который не хочет переезжать в другую, более благополучную страну'; 'независимо от ситуации в стране, любит свою Родину'; 'если человек не уезжает жить туда, где лучше, чем в России'.
Защита Родины

8

  • 'На сегодняшний день патриотами считаю всех военных, которые защищают Родину'; 'военный, который защищает Родину, нас, – патриот'; 'если человек не уклоняется от службы в армии'; 'защита Родины в горячих точках'; 'добровольное участие в военных действиях'; 'те, кто воевал в Чечне, в горячих точках, все патриоты'; 'когда добровольцы идут драться с бандитами'; 'если на нас нападут – буду воевать'.
Готовность жертвовать своими интересами

5

  • 'Готов на самопожертвование, если понадобится'; 'все отдать ради страны'; 'жертвовать своими интересами во имя общества'; 'умение жертвовать собой'; 'если человек способен пожертвовать своим благополучием'; 'для себя ничего – все для Родины'; 'кто ставит интересы государства выше своих'; 'всю себя отдавать на благо Родины'; 'когда человек поступает, не жалея себя, так, как нужно стране, народу'; 'интересы страны ставят выше своих'.
Активная гражданская позиция

3

  • 'Активное участие в политической жизни страны'; 'активно участвовать в общественной жизни'; 'высказывания, оценки тех или иных событий'; 'если человек не безразличен ко всему, например, выборы, в курсе всех новостей, которые касаются Родины'; 'по отношению к происходящему в стране'; 'по активному участию в жизни страны'; 'голосование на выборах'.
Героические поступки

2

  • 'По подвигу'; 'сами погибли, заглушили реактор на 'Курске'; 'по героическим делам'; 'герои России &45
Другое

1

  • 'Нет таких людей'; 'сейчас нет патриотических поступков, каждый думает о себе'; 'в последнее время патриот исчез, о нем забыли'; 'этим занимается Путин, объединяет всех'.
Нет ответа, ответ не на тему

40

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, КОГО ИЗ ИЗВЕСТНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ МОЖНО НАЗВАТЬ ПАТРИОТОМ? НАЗОВИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ИМЕНА ЭТИХ ЛЮДЕЙ.

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных)

Россия Москва
В. Путин 19 18
Г. Зюганов 5 3
С. Шойгу 5 4
А. Тулеев 2 1
А. Сахаров 2 6
Е. Примаков 2 5
В. Жириновский 2 3
Ю. Лужков 2 11
А. Солженицын 2 4
М. Касьянов 1 1
С. Говорухин 1 1
Г. Селезнев 1 0
Г. Явлинский 1 1
В. Казанцев 1 0
М. Горбачев 1 1
Б. Немцов 1 1
И. Иванов, С. Иванов 1 0
Св. Федоров 1 0
(А. Лебедь, И. Хакамада, Б. Громов и др.) 4 4
(Н. Михалков, Ж. Алферов, Д. Лихачев и др.) 2 5
Нет таких 5 5
Нет ответа, ответ не на тему 56 46

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ЧТО ОТРИЦАТЕЛЬНОГО МОЖЕТ БЫТЬ В ПАТРИОТИЗМЕ?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Фанатизм

2

  • 'Патриот – это фанат, а фанат – это плохо'; 'камикадзе &45
Национализм, шовинизм, жестокость

2

  • 'Когда начинают оскорблять представителей других национальностей'; 'национальные гонения'; 'раздувание национальной розни'; 'доведение до шовинизма – когда начинают убивать людей других национальностей'; 'люди все братья, а патриотизм – это настрой против других народов'; 'когда перерастает в геноцид'; 'когда патриотизм перерастает в нацизм, шовинизм'; 'крайний патриотизм – это шовинизм'; 'вражда между людьми'.
Ложь, лицемерие

2

  • 'Ложный патриотизм, когда он подменяется другим понятием'; 'патриот для своего кармана'; 'когда патриотизм по указке'; 'некоторые люди могут казаться самоотверженными, а на самом деле в любой момент могут предать'; 'неискренний, только на словах'; 'ложь, прикрытая патриотизмом'; 'патриотизм показной, подниматься, через кого-то переступая'; 'в ура-патриотизме много наносного'; 'если это патриотизм на словах, а на деле преследуются другие цели'; 'выставляются напоказ'; 'собственное выпячивание'; 'говорит одно, а делает другое'.
Слепая вера, необъективная оценка ситуации

1

  • 'Слепо верить кому-то'; 'если не прав патриот, все равно идет прямо, как считает'; 'слепой патриотизм тоже опасен'; 'целеустремленность слепая'; 'неправильное понимание событий'.
Опасность для жизни

1

  • 'Погибнуть в войне'; 'человек может навредить себе'; 'когда человек жертвует своей жизнью, для общества – хорошо, для этого человека – плохо'; 'кто-то из-за кого-то должен страдать'.
Другое

1

  • 'Нет его сейчас вообще – патриотизма, кто был, уже вымерли'; 'отрицательные результаты'; 'принудительное воспитание детей'.
Нет ответа, ответ не на тему

91

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 24-25 ноября 2001 г. 1500 респондентов.


 
3.Опрос экспертов

ВОПРОС: ЕСТЬ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ТВЕРДО ОЩУЩАЮТ СЕБЯ ПАТРИОТАМИ, ДЛЯ НИХ ВАЖНО БЫТЬ ПАТРИОТОМ. ЕСТЬ ДРУГИЕ ЛЮДИ, ДЛЯ КОТОРЫХ ОЩУЩАТЬ СЕБЯ ПАТРИОТОМ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО. КАКАЯ ПОЗИЦИЯ ЛИЧНО ВАМ БЛИЖЕ – ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?

ВОПРОС: С ВАШЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, КАКУЮ ЧАСТЬ РОССИЯН МОЖНО НАЗВАТЬ ПАТРИОТАМИ – ВСЕХ, БОЛЬШИНСТВО, ПОЛОВИНУ, МЕНЬШИНСТВО, НИКОГО?

ВОПРОС: ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО В ПАТРИОТИЗМЕ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НИЧЕГО ПЛОХОГО. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО В ПАТРИОТИЗМЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЧТО-ТО ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ. С КАКИМ МНЕНИЕМ – С ПЕРВЫМ ИЛИ ВТОРЫМ – ВЫ СОГЛАСНЫ?

ВОПРОС: ИНОГДА В РОССИЙСКИХ СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ВСТРЕЧАЕТСЯ КРИТИКА В АДРЕС НАШЕЙ СТРАНЫ. ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, ТАКАЯ КРИТИКА ВАС ЗАТРАГИВАЕТ, ЗАДЕВАЕТ ИЛИ НЕ ТРОГАЕТ, ОСТАВЛЯЕТ РАВНОДУШНЫМ?

Телефонные интервью с представителями региональных властных, интеллектуальных и медиаэлит 20-22 ноября 2001 г. 130 экспертов.


 
4.Приложение.Таблицы

КАКИЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ СЛОВ ОЗНАЧАЮТ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ ДЛЯ ВАС ПОНЯТИЯ? (Карточка, не более трех ответов.)

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 700 руб. 700 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1005113303138475332293921353211333526121640262611132361661004654313138
безопасность 3336253334313134323631313135353330374033322933442338272925363141304336
мир 3235353029352737293036402931293438243128323729254631333326262031272724
семья3132263334282834383921222937433330333328323033273133312838383639454327
достаток 2322251925242223232521192623192522212322242324212627112112151912171414
справедливость 1816261818181917171422232015101818171220181919171818132012161517141519
закон1717201917172015131622171619161521171922151717182119121617192019161625
стабильность 151861913141516151714101419171216181916151015271314141019232125262818
права человека 151414141515151517171113161514151218161412181416131616178181818171820
порядок 15132211171517131213171816121312161511161416161112151219121210138917
труд 99166812995121099116118841010911117612106911661010
свобода 884138611614666106139699988971186716914510144
достоинство 887910688978598958111488479118559109101469
духовность89879751067976814681011884912116354141215151611
совесть 8777977859810678878711851010657777766410
защита 668566475479555656115555764188213214
держава 5510575744664568556637458644657863610
честь44443563543445343644626433156564437
успех44393263931363643429354215648452722
патриотизм33934342225144314453324262134564428
религия 32433424225623233323345433022342324
терпимость33334224233332533242323115420324442
собственность 22133132331132112323212311127240421
твердость (воля) 21221131311121122112122331201221311
сила 11031121211221021120120151103110011
солидарность 11011111021012121100110120312102003
другое 00000000000000000000010000003000000
ничего из перечисленного 00000000000000000000000000002000000
затрудняюсь ответить220213322233321321222312211415111021


С ВАШЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, КАКУЮ ЧАСТЬ РОССИЯН МОЖНО НАЗВАТЬ ПАТРИОТАМИ - ВСЕХ, БОЛЬШИНСТВО, ПОЛОВИНУ, МЕНЬШИНСТВО, НИКОГО?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 700 руб. 700 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1005113303138475332293921353211333526121640262611132361661004654313138
всех 11111111021102111011111001112111101
большинство 182020182015191619191614181919181717161321151514232172112182116201817
половину 2023152122171920202118161923191821192722181717261820212211242026252323
меньшинство 4240424541404241424240364241514040484245423941494040513746444643464642
никого 8687611988881098281064981195798419343146
затрудняюсь ответить12101491115101410817241177141110910101917512914141098106911


ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО В ПАТРИОТИЗМЕ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НИЧЕГО ПЛОХОГО. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО В ПАТРИОТИЗМЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЧТО-ТО ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ. С КАКИМ МНЕНИЕМ - С ПЕРВЫМ ИЛИ ВТОРЫМ - ВЫ СОГЛАСНЫ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 700 руб. 700 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1005113303138475332293921353211333526121640262611132361661004654313138
с первым 7678867477787676718077737580747878758767767869778777727976666766616572
со вторым 131451914915121714961613201210177181591817612171012262626313117
затрудняюсь ответить1189791491211614211075101276159141368111111128898411


ИНОГДА В РОССИЙСКИХ СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ВСТРЕЧАЕТСЯ КРИТИКА В АДРЕС НАШЕЙ СТРАНЫ. ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, ТАКАЯ КРИТИКА ВАС ЗАТРАГИВАЕТ, ЗАДЕВАЕТ ИЛИ НЕ ТРОГАЕТ, ОСТАВЛЯЕТ РАВНОДУШНЫМ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 700 руб. 700 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1005113303138475332293921353211333526121640262611132361661004654313138
затрагивает 7682747282767578698278757479787479798078796974738073857592756880667780
оставляет равнодушным 161218191315181424121215181417191215141414201617112111176172014281311
затрудняюсь ответить868859787610108748966771010109558281155109


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 17-18 ноября 2001. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.





База данных ФОМ > Ценности > Духовность > Патриотизм и патриоты