26.09.2002, Опрос населения
1.МЧС: 'профессиональные герои'2.Графики и открытые вопросы3.Опрос экспертов 4.Приложение.Таблицы 1.МЧС: 'профессиональные герои' |
Значительно участившиеся в последнее время природные катаклизмы и катастрофы вывели деятельность Министерства по чрезвычайным ситуациям на первые полосы в сообщениях электронных и печатных СМИ. Данные опроса показывают, что это ведомство очень популярно среди наших сограждан. Доля опрошенных, способных высказать свою точку зрения по поводу деятельности МЧС и его руководителя, оказалась значительно более высокой, чем в случаях, когда речь шла о других министерствах. Формированию мнений респондентов в решающей степени способствовало активное освещение в СМИ происходящих стихийных бедствий и роли МЧС в ликвидации их последствий: согласно данным, абсолютное большинство участников общероссийского опроса (96%) за последние полгода лично не встречались со спасателями МЧС.
- '1-й участник: Мы получаем информацию только из СМИ.
2-ая участница: Судя по информации из СМИ, они работают достаточно удовлетворительно.
3-й участник: СМИ показывают их очень с положительной стороны' (ДФГ, Воронеж).
- '1-й участник: На мой взгляд, они работают хорошо, и у них есть резервы, есть возможность работать еще лучше.
2-й участник: По телевизору показывают, что они работают хорошо.
Модератор: А в чем именно это проявляется?
2-й участник: Оперативно везде приезжают, все делают быстро, хорошо. Я с ними не сталкивался, но то, что показывают, мне нравится' (ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Часто слышу о них в новостях хорошее'; 'слышала о них, видела по ТВ'; 'впечатление по СМИ' (открытый вопрос).
Более половины опрошенных (54%) полагают, что МЧС сегодня работает хорошо, а среди респондентов с высшим образованием придерживаются такой точки зрения 61%. Одним из основных обстоятельств, позволяющих респондентам высоко оценивать работу МЧС, является эффективное исполнение подразделениями этого ведомства своих прямых обязанностей, а именно – ликвидация последствий стихийных бедствий и иных природных и техногенных катастроф. Именно на это указали примерно треть всех ответивших на открытый вопрос о том, почему они оценивают деятельность МЧС позитивно (16% в целом по выборке).
- 'Работали хорошо во время наводнения'; 'работают при разных катаклизмах, авариях'; 'сужу по оказанию помощи после смерчей и наводнений в Краснодарском крае'; 'помогают при наводнениях, взрывах'; 'была оказана помощь людям, пострадавшим от стихийных бедствий' (открытый вопрос).
Для трети опрошенных, вынесших положительную оценку деятельности МЧС (15% по выборке в целом), решающим фактором является оперативность и мобильность спасателей. Эти люди всегда готовы прийти на помощь, говорят респонденты, они 'везде первые', и это обстоятельство вызывает только уважение и восхищение:
- 'Быстро собираются, всегда готовы на выезд'; 'вовремя реагируют'; 'быстро выезжают в места, где беда, быстро выполняют свои обязанности'; 'во всех точках они в первую очередь появляются'; 'вовремя оказывают помощь'; 'высокая мобильность' (открытый вопрос).
Специфика восприятия нашими согражданами МЧС заключается в том, что в массовом сознании это министерство практически отождествляется с оперативными службами, выполняющими его распоряжения на местах: представления респондентов о работе министерства всецело определяются их представлениями о работе рядовых спасателей. Эта особенность, характеризующая восприятие МЧС, видна еще нагляднее при сравнении отношения к этому ведомству – и к другим: в большинстве предыдущих случаев министерства отождествлялись с работой бюрократического аппарата, что априори вызывало определенное отчуждение и в значительной степени сказывалось на вынесении оценки работе соответствующего ведомства. В данном же случае положительная оценка действий рядовых спасателей до известной степени воспроизводится в оценке работы всего Министерства – во многом именно по причине тождественности этих двух сфер для рядового гражданина.
Более чем для трети всех ответивших на вопрос, почему они оценивают работу МЧС хорошо (18% от общего числа опрошенных), главным критерием стало наличие конкретных результатов деятельности ведомства – 'их работа видна':
- 'Самые плодотворные, постоянно в труде'; 'выполняют свои обязанности'; 'делают свое дело как полагается'; 'видно их работу, и они справляются с ней хорошо'; 'есть много ситуаций, которые они отрабатывают на 'отлично'; 'их работу видно на деле, а не на словах'; 'неплохо справляется с поставленными задачами' (открытый вопрос).
На обсуждениях в фокус-группах было обнаружено еще одно обстоятельство, которое в значительной степени способствовало формированию позитивного образа МЧС в глазах наших сограждан. Участники дискуссий упомянули о том, что именно российские спасатели были задействованы в ликвидации последствий землетрясения в Турции, именно их умения и навыки пригодились после сильного наводнения в Германии минувшим летом. Респонденты подчеркивают, что МЧС высоко ценят за рубежом, и помощь, оказываемая российскими спасателями их западным коллегам, всегда своевременна и эффективна:
- 'То, что у нас хорошие специалисты, говорит тот факт, что их приглашают за границу работать и что никогда не отказываются от <их> помощи, всегда с удовольствием принимают. А то, что в нашей стране, при общем упадке, имеется отличное подразделение, – просто невероятно, лучше оно быть не может' (ДФГ, Санкт-Петербург).
Нарекания в адрес работы Министерства по чрезвычайным ситуациям тоже слышались, хотя и значительно реже, чем позитивные отклики. В целом, негативные оценки деятельности МЧС давались в шесть раз реже, чем позитивные – 9% против 54%. В числе претензий, предъявленных респондентами к работе МЧС, было и обвинение в том, что российские спасатели действуют все же недостаточно оперативно – так считает десятая часть ответивших на соответствующий вопрос анкеты (1% всех участников опроса). Подобные высказывания звучали и на фокус-группах.
- 'Когда было на юге наводнение, те люди, которые там были, говорили, что помощь к пострадавшим приходила безумно долго, иногда вообще не приходила. Никого не было: ни МЧС, ни администрации – никого' (ДФГ, Москва).
- 'Могли бы быстрее реагировать'; 'вовремя не принимают меры' (открытый вопрос).
Причем медлительность, проявляемая иногда российскими спасателями, особенно раздражает опрошенных на фоне информации об отзывчивости МЧС на беды зарубежных стран.
- '1-й участник: Судя по телевидению, нормально справляются: летают и в Турцию, и еще куда-то, где землетрясения.
2-ая участница: Как и должно быть.
3-я участница: А когда у нас случается...
4-ая участница: ...они медлят.
3-ая участница: За границу они быстро собираются, а у нас...' (ДФГ, Москва).
- '1-й участник: Вот наша служба спасения неплохо справляется с последствиями землетрясений – они помогали Турции. Они были готовы оказать помощь Германии, когда она пострадала от наводнения. Но почему-то у нас в России, они, мне кажется, работают не совсем хорошо.
2-ая участница: Да, правильно.
3-я участница: Как показуха какая-то' (ДФГ, Воронеж).
В целом же претензии к работе Министерства по чрезвычайным ситуациям респонденты, оценивающие эту деятельность негативно (9%), сводят к двум основным группам.
Во-первых, говорится, что реальная работа Министерства заключается лишь в устранении последствий всевозможных природных катаклизмов и катастроф, однако ничего не делается для того, чтобы предотвратить их возникновение:
- 'Они действуют уже по случившемуся факту, а не предотвращают'; 'нужно предотвращать вовремя катастрофические ситуации, их не должно быть'; 'нет предупреждения чрезвычайных ситуаций' (открытый вопрос, 1% ответов).
Во-вторых, респонденты указывают на определенную халатность и недобросовестность некоторых сотрудников МЧС по отношению к своей работе:
- 'Да по Ленску судим: все дома пришлось перестраивать'; 'не могут справиться с наводнением до сих пор'; 'никто не работает после наводнения, не разбирает завалы' (открытый вопрос, 3% ответов).
Здесь же респонденты говорят и о летних подмосковных пожарах, которые в этом году были особенно сильными. Они полагают, что халатность руководства МЧС проявилась в том, что ситуацию не начали исправлять сразу, на первых этапах, а стали действовать, лишь когда едким дымом заволокло столицу:
- 'Участник ДФГ: А вот по поводу пожаров в Москве тоже можно отметить, что, в принципе, это было давно, в течение лета, а тушить стали только в конце.
Модератор: МЧС этим должно было заниматься?
Участник ДФГ: Я думаю, если пожарная служба к ним относится, то они должны были' (ДФГ, Москва).
- 'Допустили до сильных пожаров в Подмосковье. Они раньше были, но таких сильных, как в этом году, не было – ничего не делается'; 'тушение пожаров в Подмосковье' (открытый вопрос).
Обратим внимание на одно обстоятельство: в массовом сознании практически отсутствует четкое представление о сфере компетенции и границах должностных обязанностей спасателей. Анализ рассуждений респондентов на фокус-группах и их ответов на открытые вопросы выявляет их незнание объема профессиональной ответственности спасателей: должно ли МЧС заниматься прогнозированием и предупреждением чрезвычайных ситуаций, и в какой момент ликвидации последствий стихийного бедствия спасатели уже имеют право уйти с 'поля боя'? Вероятно, подобная размытость представлений о границах профессиональной ответственности порождена спецификой подачи информации о МЧС средствами массовой информации: складывается впечатление, что в этой работе полностью отсутствует ежедневная рутина, а вся деятельность спасателей – исключительно подвиг.
Еще один фактор, влияющий на формирование негативной оценки деятельности МЧС, заключается в недостаточном финансировании нужд Министерства из госбюджета, и как следствие этого – плохое техническое оснащение сотрудников данного ведомства, сказывающееся на их способности эффективно исполнять поставленные перед ними задачи. В данном случае министерству адресуется обвинение, лишь частично относящееся к сфере его компетенции, – вопросы этого ведомства решаются, разумеется, не в его стенах.
- 'Нет нормального технического оснащения у спасателей МЧС'; 'средств нет, поэтому не могут работать на все 100%'; 'оно не обеспечивает своих сотрудников необходимыми средствами для технического оснащения'; 'плохое финансирование: порой нужных инструментов и приборов нет под рукой; 'техника допотопная'; 'плохо оснащены' (открытый вопрос, 2% ответов).
- 'Модератор: Как работают сотрудники МЧС, как они справляются со своими обязанностями? Что способствует тому, чтобы они хорошо выполняли свои обязанности, а что мешает?
1-й участник: Мешает, как правило, низкая зарплата, а способствует – просто героизм. Это настоящие герои – все-таки работа-то у них опасная, а зарплата не соответствует, как правило.
2-ая участница: Я считаю, что, как и в других сферах, им не хватает снаряжения и всего такого – это тормозит всю деятельность' (ДФГ, Санкт-Петербург).
Однако, проанализировав основные претензии респондентов к деятельности МЧС, можно заметить, что чаще всего они обращены ко всему ведомству или же его руководству, ответственному за принятие решений, в то время как работа непосредственных исполнителей – рядовых спасателей – оценивается весьма высоко. Так, в разной степени удовлетворены работой российских спасателей три четверти опрошенных (84%): 66% оценили ее на 'отлично' и 'хорошо', и еще 18% – на 'удовлетворительно'. Недовольных оказалось лишь 2% респондентов (оценки 'плохо' и 'очень плохо'); 14% затруднились с ответом. И при ответе на открытый вопрос о том, каким представляют себе респонденты современного спасателя, работающего в МЧС, 72% опрошенных указали на его позитивные личностные и профессиональные качества. По мнению респондентов, российские спасатели:
- физически развитые и здоровые люди: 'должно быть много здоровья'; 'сильный, здоровый, занимается спортом'; 'натренированный'; 'выносливый' (открытый вопрос, 20% ответов);
- хорошие профессионалы: 'специалист в своем деле'; 'мастер своего непростого дела'; 'знающий своё дело' (открытый вопрос, 12% ответов);
- дисциплинированные, ответственные, добросовестные люди: 'работают на совесть'; 'хорошо делают свое дело, высокая ответственность'; 'серьезный и обязательный человек'; 'делает свое дело до конца'; 'исполнительный'; 'обязательный, добросовестный' (открытый вопрос, 9% ответов);
- оперативные, быстро реагирующие на непредвиденную ситуацию: 'молниеносно реагируют на беду'; 'быстро, оперативно работают'; 'всегда готовы: звонок – и пошел'; 'быстро действует в критических ситуациях' (открытый вопрос, 7% ответов);
- спокойные, выдержанные, хладнокровные: 'психологически устойчивый'; 'с крепкими нервами'; 'не поддается панике'; 'хладнокровный человек' (открытый вопрос, 2% ответов).
- добрые, отзывчивые, внимательные: 'внимательный к людям и чужой беде'; 'готовые прийти на помощь в трудную минуту'; 'откликается на беду'; 'люди с большим сердцем' (открытый вопрос, 14% ответов);
- бескорыстные, самоотверженные: 'живет для людей'; 'жертвует своим здоровьем и жизнью, спасая других'; 'сами лезут в пекло'; 'не жалеют сил и жизни' (открытый вопрос, 5% ответов);
- люди долга, преданные своему нелегкому делу: 'парни отдают себя полностью работе'; 'беззаветно предан делу, исполняющий свой долг до конца'; 'болеют за работу'; 'любовь к профессии' (открытый вопрос, 1% ответов).
В целом, респонденты полагают, что эти люди заслуживают только уважения и преклонения: они ежедневно рискуют своей жизнью и здоровьем ради других людей. Это одна из самых сложных и опасных профессий – по мнению опрошенных, ее специфика такова, что спасатели должны уметь делать буквально все: и тушить пожар, и разбирать завал, и принимать роды:
- 'Туда берутся специалисты, туда и конкурс должен быть, потому что они должны быть и спортивные, и закаленные, уметь и строить, и спасать, и плавать. Ну все уметь: и пожарниками быть, и врачами – первую помощь оказывать. Это жизнь, это работа такая' (ДФГ, Санкт-Петербург).
И для многих опрошенных олицетворением образцового спасателя является глава МЧС Сергей Шойгу – недаром даже при ответе на открытый вопрос о том, какой образ современного российского спасателя сложился в их представлении, 6% респондентов просто назвали имя этого министра:
- 'Один образ: только Шойгу и Шойгу, главный он, и все'; 'Шойгу, во всех его ипостасях'; 'Шойгу – вот воплощение образа спасателя'; 'как Шойгу – настоящий спасатель' (открытый вопрос).
Популярность С. Шойгу среди наших сограждан поистине удивительна: 75% опрошенных знают, кто возглавляет сегодня Министерство по чрезвычайным ситуациям, – этот уровень информированности в несколько раз выше аналогичного показателя для глав других министерств ('не знают' имени министра 17% респондентов, затруднились ответить 6%). При этом 77% опрошенных уверены, что С. Шойгу справляется со своей работой, противоположной точки зрения придерживается лишь 7% респондентов (затруднились с определением своей позиции 17%). Вполне предсказуемым выглядит и то обстоятельство, что участники фокус-групп отзываются о министре исключительно положительно:
- '1-ая участница: Мне кажется, что он честный.
Модератор: А почему Вы так считаете?
1-ая участница: Во всяком случае, создалось такое впечатление от его руководства, от его разговоров, указаний, проверки этих указаний. У меня такое впечатление.
2-ая участница: У меня тоже такое впечатление, что он не хапает, потому что показывали его родителей, семью, стержень такой настоящий у него идет из семьи, мне так кажется, не должен он этого делать...' (ДФГ, Москва).
- 'Мне нравится Шойгу: энергичный, старается работать. Кто виноват, что в стране много катастроф и много всего? Сами видите: и самолеты рушатся, пожары, наводнения. А Шойгу очень старается, очень активный. И Путин иногда его хвалит' (ДФГ, Санкт-Петербург).
- '1-ая участница: Он производит очень приятное впечатление: уравновешенный, всегда говорит по делу, и, с моей непрофессиональной точки зрения, очень умный.
2-й участник: По поводу Шойгу я скажу так: он располагает к себе, просто человек располагает к себе' (ДФГ, Санкт-Петербург).
Респондентам импонирует непохожесть главы МЧС на других чиновников – то, что министр так мобилен, отзывчив на чужую беду, доступен для простого народа:
- '1-й участник: Этот человек – только поступило откуда-то сообщение о несчастном случае...
2-ая участница: ...и он полетел.
1-й участник: Он едет первым делом туда. Бросает все – и едет туда. Сразу идет помощь. Организация у него очень хорошо поставлена' (ДФГ, Воронеж).
- '1-ая участница: Мне кажется, он чиновник просто.
2-й участник: Да нет, на рабочем месте он практически не сидит.
3-я участница: А почему чиновник? Он не сидит в своем кабинете.
2-й участник: Он мотается' (ДФГ, Воронеж).
Интересно, что репутации министра, целиком поглощенного своей работой, имиджу идеального спасателя не противоречит высокое положение С. Шойгу в 'большой' политике: о том, что он является одним из руководителей известной партии, никто из респондентов даже не вспомнил.
Еще больше повышает симпатии к С. Шойгу уверенность части наших сограждан в том, что как министр этот человек делает все от него зависящее, чтобы вернуть жизнь региона, подвергшегося тяжелому испытанию, в нормальное русло. И если при реализации данной программы какой-то из этапов оказывается выполненным не на 'отлично', респонденты склонны винить в этом скорее местные власти, чем министра.
- 'Он вроде бы делает, его очень много показывают, но понимаешь, что у нас народ недостаточно честен: все хотят на боли других, за счет государства что-то для себя сделать. Так я смотрю: он мне симпатичен своей хваткой, энергией. Но я понимаю, что невозможно набрать команду, которая бы тебе всегда и всюду подчинялась. Чтобы он говорил – и тут же все исполнялось до конца. И в то же время он не может даже кирпичики положить сам, проследить все. Это нереально' (ДФГ, Москва).
- 'Но как министр Шойгу не может за всех отвечать. Он отвечает за своих начальников, а уже их прерогатива – на местах решать ситуацию. Но я считаю, что в целом Шойгу справляется' (ДФГ, Воронеж).
- 'Участник ДФГ: Я думаю, Шойгу делает все, что от него зависит, все, что в его силах.
Модератор: А почему Вы так считаете?
Участник ДФГ: Потому что он приехал, дал команду – это и есть его задача. Я думаю, в его задачу входит приехать, поругать или похвалить кого-то, на месте разобраться – и все. Остальное уже должно здесь, на месте решаться – в Краснодарском крае или где-то еще' (ДФГ, Воронеж).
|
2.Графики и открытые вопросы |
ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПОЛГОДА ВАМ ПРИХОДИЛОСЬ ИЛИ НЕ ПРИХОДИЛОСЬ ИМЕТЬ ДЕЛО СО СПАСАТЕЛЯМИ МЧС? ЕСЛИ ПРИХОДИЛОСЬ, ТО КАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ В ЦЕЛОМ СЛОЖИЛОСЬ У ВАС ОТ ЭТОГО ОБЩЕНИЯ - ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ?

КАК, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, РАБОТАЮТ СЕГОДНЯ СПАСАТЕЛИ МЧС, КАК ОНИ СПРАВЛЯЮТСЯ СО СВОИМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ - ОТЛИЧНО, ХОРОШО, УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО, ПЛОХО ИЛИ ОЧЕНЬ ПЛОХО?

А ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О МИНИСТЕРСТВЕ ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ - КАК, ПО ВАШЕЙ ОЦЕНКЕ, СЕГОДНЯ РАБОТАЕТ ЭТО МИНИСТЕРСТВО: ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?

НА ВАШ ВЗГЛЯД, В КАКОЙ МЕРЕ РАБОТА ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МЧС НА МЕСТАХ ЗАВИСИТ ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТРА ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ - ПОЛНОСТЬЮ, В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ МЕРЕ, В НЕЗНАЧИТЕЛЬНОЙ МЕРЕ ИЛИ СОВЕРШЕННО НЕ ЗАВИСИТ?

ПРИПОМНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КТО СЕГОДНЯ ВОЗГЛАВЛЯЕТ МЧС - МИНИСТЕРСТВО ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ?

КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, НЫНЕШНИЙ МИНИСТР ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ С. ШОЙГУ СПРАВЛЯЕТСЯ ИЛИ НЕ СПРАВЛЯЕТСЯ СО СВОЕЙ РАБОТОЙ?

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ОПИШИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, СОВРЕМЕННОГО СПАСАТЕЛЯ, РАБОТАЮЩЕГО В МЧС. КАКОЙ ОБРАЗ СПАСАТЕЛЯ СЛОЖИЛСЯ В ВАШЕМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ?


Суждения респондентов
(в % от числа опрошенных по России)
Позитивные характеристики |
|
77 |
Положительные профессиональные качества |
|
46 |
Физически развитый, здоровый |
20 |
|
- 'Натренированный'; 'хорошие спортсмены'; 'сильный, здоровый, занимается спортом'; 'сильный, крепкий'; 'ловкий'; 'выносливый, крепкий'; 'сильные, здоровые люди'.
|
|
|
Профессиональный, компетентный |
12 |
|
- 'Все умеют'; 'специалист в своем деле'; 'квалифицированный'; 'мастер своего непростого дела'; 'знающий своё дело'; 'все должен уметь делать, даже роды принимать'.
|
|
|
Ответственный, добросовестный, трудолюбивый |
10 |
|
- 'Работают на совесть'; 'человек, хорошо делающий свою работу'; 'хорошо делают свое дело, высокая ответственность'; 'серьезный и обязательный человек'; 'старательные люди'; 'обязательный, добросовестный'; 'делает свое дело до конца'; 'исполнительный'; 'работяга'; 'трудится много'; 'трудолюбив'.
|
|
|
Умный, образованный |
7 |
|
- 'Достаточно образованный'; 'высокообразованный'; 'с умной головой'; 'умные, образованные ребята'; 'интеллектуал'.
|
|
|
Оперативный |
7 |
|
- 'Молниеносно реагируют на беду'; 'быстро реагирует на незнакомую ситуацию'; 'мобильный'; 'быстро, оперативно работают'; 'всегда готовы, звонок – и пошел'; 'быстро действует в критических ситуациях'; 'быстрая реакция'.
|
|
|
Активный, решительный |
5 |
|
- 'Активный в работе'; 'энергичный'; 'деятельный'.
|
|
|
|
|
|
Положительные волевые качества |
|
32 |
Мужественный, смелый, готовый рисковать собой |
30 |
|
- 'Отчаянные ребята'; 'ничего не боятся'; 'бесстрашный'; 'рискует ради спасения других'; 'человек готов и способен к любому риску'.
|
|
|
Выдержанный, целеустремленный, с твердым характером |
3 |
|
- 'Психологически устойчивый'; 'с крепкими нервами'; 'не поддается панике'; 'всегда собранный'; 'хладнокровный человек'; 'волевые, сильные характером, духом'; 'воля у них есть'; 'целеустремленный'; 'это люди сильного характера'; 'упорный'.
|
|
|
|
|
|
Положительные нравственные качества |
|
24 |
Добрый, отзывчивый |
14 |
|
- 'Внимательный к людям и чужой беде'; 'готовые прийти на помощь в трудную минуту'; 'откликается на беду'; 'добрый человек'; 'добрый, помогает людям'; 'доброжелательный, с доброй душой'; 'чуткий человек'; 'талант быть отзывчивым, добрым'; 'милосердный'; 'всегда приходят на помощь'; 'безотказный'; 'люди с большим сердцем'.
|
|
|
Честный, порядочный |
6 |
|
- 'Высокие моральные качества'; 'с чистой совестью'; 'не мародер, не взяточник, честный'; 'благородные люди'.
|
|
|
Бескорыстный, самоотверженный |
5 |
|
- 'Живет для людей'; 'жертвует своим здоровьем и жизнью, спасая других'; 'альтруист'; 'не жалеют сил и жизни'; 'безвозмездный'; 'их не только зарплата интересует'; 'бессеребреники'; 'бескорыстные люди'; 'может пожертвовать своей жизнью'; 'жертвенный'.
|
|
|
Предан делу, человек долга |
1 |
|
- 'Парни отдают себя полностью работе'; 'любовь к профессии'; 'беззаветно предан делу, исполняющий свой долг до конца'; 'болеют за работу'; 'патриоты своего дела'; 'увлеченный'.
|
|
|
|
|
|
Общая положительная оценка |
|
7 |
- 'Дружные ребята, я им доверяю, вместе с Шойгу'; 'великолепный'; 'отличные ребята благородной профессии'; 'крутые мужики'; 'все они хорошо работают – молодцы'; 'достойные люди'; 'им надо памятник ставить – здоровья им побольше'; 'отличный, нравятся спасатели'; 'молодцы ребята'; 'мужчины настоящие'; 'они нравятся мне'; 'люди, достойные уважения'; 'у нас самые лучшие спасатели в мире'; 'мировые парни'; 'спасибо мужикам за эту работу'.
|
|
|
|
|
|
Образец – С. Шойгу |
|
6 |
- 'Все должны быть как Шойгу'; 'один образ – только Шойгу, Шойгу – главный, и все'; 'Сергей Шойгу во всех его ипостасях'; 'Шойгу как образец'; 'Шойгу – вот воплощение образа спасателя'; 'как Шойгу – настоящий спасатель'.
|
|
|
|
|
|
Трудная и важная работа |
|
4 |
- 'Сложная работа, ответственность'; 'ребята, которые спасают'; 'везде летают, помогают'; 'работают в экстремальных условиях'; 'там, где трудно, там они и есть'; 'сотрудники МЧС помогают при пожарах, взрывах, землетрясениях, извлекают из-под завалов людей'; 'люди, помогающие попавшим в беду'.
|
|
|
|
|
|
Героизм |
|
2 |
- 'Геройские люди'; 'героический народ'; 'настоящий герой'; 'современный герой'.
|
|
|
|
|
|
Нейтральные характеристики |
|
7 |
Внешность, возраст |
|
4 |
- 'Человек в телогрейке и сапогах'; 'каска, теплые жилеты, тросы'; 'крупный, в форменной одежде'; 'большой мужчина с бицепсами на руках'; 'мужчина в синем костюме'; 'молодой мужчина'; 'спасатель – это, наверное, человек в специальном костюме, с какими-то специальными инструментами, необходимыми ему в работе'; 'высокий, широкоплечий'.
|
|
|
|
|
|
Общая нейтральная оценка |
|
2 |
- 'Человек как человек – работа у него такая'; 'спасатели как спасатели'; 'нормальные парни'; 'люди как люди – ничем особенно не отличаются от остальных'; 'ничего хорошего – ничего плохого'; 'обыкновенные, нормальные люди'.
|
|
|
|
|
|
Конкретные профессии |
|
1 |
- 'Те же пожарные'; 'пожарник представляется'; 'специфические – отставной военный со всеми плюсами и минусами'; 'альпинист, медик'; 'работник 'Скорой помощи''; 'просто военный человек'; 'военный врач'.
|
|
|
|
|
|
Негативные характеристики |
|
2 |
Низкий профессионализм |
|
1 |
- 'Безответственные'; 'не могут оперативно решать вопросы'; 'плохо подготовлены'; 'не хватает компетенции'; 'плохо организованные'; 'мало помогают людям, на помощь вовремя не приезжают'.
|
|
|
|
|
|
Общая отрицательная оценка |
|
1 |
- 'Не пользуется у меня доверием'; 'не очень хорошее мнение'; 'негативный'; 'отрицательный образ – показуха'; 'политическое спасательство'.
|
|
|
|
|
|
Другие отрицательные качества |
|
1 |
- 'Не очень отзывчивый, равнодушный'; 'бюрократично-чиновничья когорта'; 'меркантильный – они воруют'; 'за все деньги платить им надо, корыстные люди'; 'коррумпированный'.
|
|
|
|
|
|
Ответ не на тему |
|
1 |
|
|
|
Затрудняюсь ответить, нет ответа |
|
17 |
|
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ОПИШИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, СИТУАЦИЮ, ПРИ КОТОРОЙ ВЫ ИМЕЛИ ДЕЛО СО СПАСАТЕЛЯМИ МЧС.

Суждения респондентов
(в % от числа опрошенных по России)
Оказывали помощь |
2 |
- 'Был распылен перцовый баллончик на работе, и они быстро оказали помощь'; 'обронила ключи в лифтовую шахту: лифтеры не помогли, а спасатели приехали быстро, помогли – спасибо'; 'дверь открывали'; 'открывали дверь в квартире – откуда сильно и неприятно пахло'; 'тушение пожара во дворе'; 'бабушка осталась одна в квартире, на могла открыть дверь – МЧС вскрыли дверь'; 'во время наводнения'; 'однажды загорелась машина: спасатели МЧС на вызов приехали очень быстро, вытащили из горящей машины человека и потушили пожар'; 'весной на реке'; 'весной в половодье'; 'во время паводка весной'.
|
|
|
|
По служебным обязанностям |
1 |
- 'По совместной работе'; 'на работе'; 'работаю с ними'; 'в рабочей обстановке'; 'при пожаре в тайге были сотрудники МЧС, а меня отправляли от предприятия тушить пожар'.
|
|
|
|
Личные контакты |
1 |
- 'У меня знакомый – спасатель'; 'муж'; 'мой сосед – живем рядом'; 'у меня жена там работает'; 'друг'.
|
|
|
|
Другое |
<1 |
- 'Ребенка отправлял в лагерь МЧС'; 'просили помощи, чтобы привезти в Уфу зятя с травмой позвоночника, но вертолет не дали'; 'не могли дозвониться туда, чтобы вызвать'; 'мои знакомые с ними столкнулись – помощь не получили, так как не могли заплатить'.
|
|
|
|
Затрудняюсь ответить, нет ответа |
97 |
|
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО МИНИСТЕРСТВО ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ РАБОТАЕТ ХОРОШО?

Суждения респондентов
(в % от числа опрошенных по России)
Видны результаты деятельности, эффективно работают |
18 |
- 'Видим, как работают'; 'видны результаты их труда'; 'самые плодотворные, постоянно в труде'; 'выполняют свои обязанности'; 'делают свое дело как полагается'; 'видно их работу, и они справляются с ней хорошо'; 'есть много ситуаций, которые они отрабатывают на 'отлично''; 'выполняют свои прямые функции хорошо'; 'много сделано дел'; 'их работу видно на деле, а не на словах'; 'неплохо справляется с поставленными задачами'.
|
|
|
|
Проявляют оперативность |
15 |
- 'Вовремя оказывают помощь'; 'везде первые'; 'высокая мобильность'; 'быстро собираются, всегда готовы на выезд'; 'быстро реагирует на все происходящие моменты в городе'; 'во всех точках они в первую очередь появляются'; 'они оперативно выезжают'; 'быстрая реакция – их приглашают помогать в другие страны'; 'быстро выезжают в места, где беда, быстро выполняют свои обязанности'.
|
|
|
|
Оказывают помощь пострадавшим |
13 |
- 'Ведь спасают людей'; 'во всех точках земли помогают людям'; 'людей не бросают'; 'всем оказывают помощь – отзывчивее этих людей нет никого'; 'оказание поддержки пострадавшим'; 'они много помогают людям, спасают их от бед'; 'многие им обязаны жизнью'.
|
|
|
|
Положительная оценка МЧС в СМИ |
5 |
- 'По телерепортажам сужу'; 'часто слышу о нем в новостях хорошее'; 'слышала о них, видела по телевизору'; 'по сообщениям СМИ'; 'впечатление по СМИ'; 'по информации ТВ'; 'из СМИ – я им верю'; 'верю телевидению'.
|
|
|
|
Положительная оценка деятельности министра С. Шойгу |
4 |
- 'Шойгу хорошо контролирует и обеспечивает МЧС'; 'так как во главе Шойгу'; 'во главе достаточно грамотный, ответственный руководитель'; 'Шойгу – молодой, перспективный, пользуется доверием у своей команды'; 'хорошо работает сам министр'; 'заслуга Шойгу'; 'начальник хороший'; 'сужу по министру'.
|
|
|
|
Борются со стихийными бедствиями |
4 |
- 'Помогают при наводнении, взрывах'; 'работали хорошо во время наводнения'; 'с пожарами справляются'; 'работают при разных катаклизмах, авариях'; 'справляются с пожарами, со стихийными бедствиями'; 'сужу по оказанию помощи после смерчей и наводнений в Краснодарском крае'; 'эффективное тушение пожаров каждый год'.
|
|
|
|
Другое |
1 |
- 'У них трудная работа'; 'за счет самопожертвования'; 'организация хорошая'; 'ближе располагаются к президенту, поэтому лучше финансируется'.
|
|
|
|
Ответ не на тему |
<1 |
|
|
Затрудняюсь ответить, нет ответа |
51 |
|
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО МИНИСТЕРСТВО ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ РАБОТАЕТ ПЛОХО?

Суждения респондентов
(в % от числа опрошенных по России)
Нет результатов деятельности, работают неэффективно |
5 |
- 'Шуму много, а дела мало'; 'ничего не могут решить'; 'чешут много, а дел мало'; 'ничего не делает'; 'не справляется с поставленными задачами'.
|
|
|
|
Претензии к работе спасателей |
3 |
- 'До конца не устраняют последствия чрезвычайных ситуаций, и помощь денежная не доходит до людей, хотя она и мизерная'; 'да по Ленску судим – все дома пришлось перестраивать'; 'тушение пожаров в Подмосковье'; 'не могут справиться с наводнением до сих пор'; 'допустили до сильных пожаров в Подмосковье – они раньше были, но таких сильных, как в этом году, не было, ничего не делается'; 'при наводнениях, пожарах не помогли'; 'сколько людей страдает, а помощи нет или очень мало от них!'; 'никто не работает после наводнения, не разбирает завалы'.
|
|
|
|
Плохо оснащены технически, недостаточное финансируются |
2 |
- 'У них недостаточно техники'; 'нет нормального технического оснащения у спасателей МЧС'; 'средств нет, поэтому не могут работать на все 100%'; 'оно не обеспечивает своих сотрудников необходимыми средствами для технического оснащения'; 'плохое финансирование, порой нужных инструментов и приборов нет под рукой'; 'техника допотопная; строят карточные домики'; 'оборудование надо иметь получше'; 'плохо оснащены'.
|
|
|
|
Нет работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций |
1 |
- 'Они действуют уже по случившемуся факту, а не предотвращают'; 'нужно предотвращать вовремя катастрофические ситуации, их не должно быть'; 'много катастроф – их заранее не предотвращают'; 'так как очень много чрезвычайных ситуаций – они их не пытаются предупреждать'; 'нет предупреждения чрезвычайных ситуаций'.
|
|
|
|
Не проявляют оперативности |
1 |
- 'Вовремя не принимают меры'; 'несвоевременно реагируют на все события'; 'не вовремя приезжают'; 'могли бы быстрее реагировать'.
|
|
|
|
Другое |
1 |
- 'Все в стране завязано по-плохому'; 'воруют'; 'слишком большие полномочия'.
|
|
|
|
Затрудняюсь ответить, нет ответа |
90 |
|
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 21-22 сентября 2002 г. 1500 респондентов.
|
3.Опрос экспертов |
ВОПРОС: ПРИПОМНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КТО СЕГОДНЯ ВОЗГЛАВЛЯЕТ МЧС – МИНИСТЕРСТВО ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ.

ВОПРОС: КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, НЫНЕШНИЙ МИНИСТР ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ С. ШОЙГУ СПРАВЛЯЕТСЯ ИЛИ НЕ СПРАВЛЯЕТСЯ СО СВОЕЙ РАБОТОЙ?

ВОПРОС: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, В КАКОЙ МЕРЕ РАБОТА СЛУЖБ МЧС НА МЕСТАХ ЗАВИСИТ ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТРА ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ – ПОЛНОСТЬЮ, В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ МЕРЕ, В НЕЗНАЧИТЕЛЬНОЙ МЕРЕ ИЛИ СОВЕРШЕННО НЕ ЗАВИСИТ?

ВОПРОС: КАК, ПО ВАШЕЙ ОЦЕНКЕ, СЕГОДНЯ РАБОТАЕТ МИНИСТЕРСТВО ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ – ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?

ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКАЯ ДОЛЯ РОССИЯН ОТВЕТИТ, ЧТО МИНИСТЕРСТВО ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ СЕГОДНЯ РАБОТАЕТ ПЛОХО? ПОПРОБУЙТЕ ОЦЕНИТЬ ЭТУ ДОЛЮ В ПРОЦЕНТАХ.

ВОПРОС: КАК, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, РАБОТАЮТ СЕГОДНЯ СПАСАТЕЛИ МЧС, КАК ОНИ СПРАВЛЯЮТСЯ СО СВОИМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ – ОТЛИЧНО, ХОРОШО, УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО, ПЛОХО ИЛИ ОЧЕНЬ ПЛОХО?

Телефонные интервью с представителями региональных властных, интеллектуальных и медиаэлит 17-19 сентября 2002 г. 130 экспертов.
|
4.Приложение.Таблицы |
ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПОЛГОДА ВАМ ПРИХОДИЛОСЬ ИЛИ НЕ ПРИХОДИЛОСЬ ИМЕТЬ ДЕЛО СО СПАСАТЕЛЯМИ МЧС? ЕСЛИ ПРИХОДИЛОСЬ, ТО КАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ В ЦЕЛОМ СЛОЖИЛОСЬ У ВАС ОТ ЭТОГО ОБЩЕНИЯ - ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ?
|  |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 | Доли групп (%) | 100 | 52 | 12 | 32 | 30 | 36 | 46 | 54 | 31 | 31 | 38 | 22 | 33 | 33 | 11 | 26 | 33 | 32 | 13 | 18 | 36 | 27 | 27 | 9 | 15 | 22 | 9 | 13 | 5 | 100 | 46 | 54 | 29 | 33 | 37 |
не приходилось иметь дела | 96 | 97 | 92 | 96 | 97 | 95 | 95 | 97 | 96 | 96 | 95 | 96 | 96 | 96 | 95 | 97 | 95 | 95 | 96 | 98 | 95 | 96 | 98 | 91 | 97 | 97 | 93 | 97 | 86 | 95 | 93 | 97 | 94 | 92 | 99 |
положительное | 3 | 2 | 4 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 4 | 1 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 4 | 1 | 2 | 4 | 3 | 6 | 4 | 5 | 3 | 6 | 5 | 1 |
отрицательное | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 1 | 2 | 0 | 0 | 3 | 0 |
затрудняюсь ответить | 1 | 0 | 3 | 1 | 0 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 2 | 0 | 0 | 2 | 0 | 3 | 0 | 6 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
КАК, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, РАБОТАЮТ СЕГОДНЯ СПАСАТЕЛИ МЧС, КАК ОНИ СПРАВЛЯЮТСЯ СО СВОИМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ - ОТЛИЧНО, ХОРОШО, УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО, ПЛОХО ИЛИ ОЧЕНЬ ПЛОХО?
|  |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 | Доли групп (%) | 100 | 52 | 12 | 32 | 30 | 36 | 46 | 54 | 31 | 31 | 38 | 22 | 33 | 33 | 11 | 26 | 33 | 32 | 13 | 18 | 36 | 27 | 27 | 9 | 15 | 22 | 9 | 13 | 5 | 100 | 46 | 54 | 29 | 33 | 37 |
отлично и хорошо | 66 | 73 | 58 | 71 | 69 | 59 | 65 | 67 | 71 | 63 | 65 | 67 | 65 | 65 | 70 | 69 | 65 | 63 | 67 | 64 | 66 | 67 | 71 | 66 | 57 | 67 | 59 | 76 | 44 | 64 | 58 | 70 | 64 | 61 | 67 |
удовлетворительно | 18 | 15 | 26 | 18 | 18 | 20 | 21 | 16 | 17 | 22 | 17 | 13 | 19 | 22 | 18 | 14 | 19 | 22 | 16 | 22 | 17 | 18 | 16 | 11 | 31 | 17 | 12 | 12 | 46 | 20 | 23 | 17 | 24 | 18 | 18 |
плохо и очень плохо | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 1 | 1 | 3 | 2 | 0 | 3 | 3 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 4 | 3 | 2 | 3 | 0 | 2 | 4 | 6 | 2 | 2 | 5 | 4 |
затрудняюсь ответить | 14 | 11 | 15 | 9 | 12 | 19 | 12 | 15 | 11 | 12 | 17 | 20 | 13 | 11 | 11 | 15 | 14 | 13 | 15 | 12 | 14 | 13 | 12 | 19 | 9 | 14 | 26 | 12 | 9 | 12 | 12 | 12 | 10 | 14 | 11 |
А ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О МИНИСТЕРСТВЕ ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ - КАК, ПО ВАШЕЙ ОЦЕНКЕ, СЕГОДНЯ РАБОТАЕТ ЭТО МИНИСТЕРСТВО: ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?
|  |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 | Доли групп (%) | 100 | 52 | 12 | 32 | 30 | 36 | 46 | 54 | 31 | 31 | 38 | 22 | 33 | 33 | 11 | 26 | 33 | 32 | 13 | 18 | 36 | 27 | 27 | 9 | 15 | 22 | 9 | 13 | 5 | 100 | 46 | 54 | 29 | 33 | 37 |
хорошо | 54 | 57 | 52 | 53 | 57 | 51 | 56 | 52 | 56 | 52 | 53 | 51 | 53 | 54 | 61 | 52 | 52 | 57 | 51 | 54 | 60 | 49 | 50 | 54 | 55 | 58 | 52 | 60 | 41 | 50 | 51 | 49 | 52 | 45 | 52 |
плохо | 9 | 7 | 10 | 10 | 8 | 9 | 11 | 7 | 10 | 11 | 6 | 5 | 11 | 10 | 9 | 7 | 8 | 11 | 10 | 6 | 9 | 9 | 7 | 7 | 11 | 11 | 8 | 10 | 6 | 17 | 20 | 15 | 23 | 20 | 10 |
затрудняюсь ответить | 37 | 35 | 38 | 36 | 35 | 40 | 33 | 41 | 33 | 36 | 41 | 43 | 36 | 37 | 30 | 41 | 40 | 32 | 39 | 41 | 31 | 42 | 43 | 40 | 34 | 31 | 40 | 30 | 53 | 33 | 29 | 36 | 25 | 35 | 37 |
НА ВАШ ВЗГЛЯД, В КАКОЙ МЕРЕ РАБОТА ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МЧС НА МЕСТАХ ЗАВИСИТ ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТРА ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ - ПОЛНОСТЬЮ, В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ МЕРЕ, В НЕЗНАЧИТЕЛЬНОЙ МЕРЕ ИЛИ СОВЕРШЕННО НЕ ЗАВИСИТ?
|  |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 | Доли групп (%) | 100 | 52 | 12 | 32 | 30 | 36 | 46 | 54 | 31 | 31 | 38 | 22 | 33 | 33 | 11 | 26 | 33 | 32 | 13 | 18 | 36 | 27 | 27 | 9 | 15 | 22 | 9 | 13 | 5 | 100 | 46 | 54 | 29 | 33 | 37 |
зависит полностью | 23 | 22 | 32 | 22 | 25 | 24 | 25 | 22 | 20 | 22 | 27 | 19 | 24 | 27 | 18 | 23 | 25 | 24 | 28 | 17 | 22 | 28 | 19 | 26 | 28 | 25 | 21 | 20 | 36 | 20 | 21 | 20 | 18 | 20 | 22 |
зависит в значительной мере | 40 | 41 | 42 | 39 | 43 | 38 | 38 | 42 | 43 | 39 | 39 | 37 | 40 | 39 | 49 | 42 | 37 | 41 | 32 | 41 | 42 | 39 | 42 | 39 | 45 | 30 | 44 | 44 | 36 | 43 | 38 | 47 | 45 | 43 | 42 |
зависит в незначительной мере | 11 | 12 | 5 | 15 | 9 | 8 | 12 | 10 | 14 | 14 | 5 | 5 | 12 | 13 | 12 | 8 | 10 | 13 | 11 | 17 | 10 | 7 | 12 | 14 | 12 | 11 | 4 | 8 | 15 | 15 | 16 | 14 | 17 | 18 | 10 |
совершенно не зависит | 4 | 4 | 3 | 7 | 2 | 3 | 6 | 3 | 6 | 6 | 2 | 1 | 5 | 6 | 4 | 4 | 3 | 5 | 7 | 5 | 3 | 4 | 2 | 5 | 5 | 6 | 5 | 7 | 0 | 5 | 8 | 3 | 6 | 7 | 3 |
затрудняюсь ответить | 22 | 21 | 18 | 17 | 20 | 27 | 19 | 24 | 17 | 19 | 27 | 38 | 19 | 15 | 17 | 24 | 24 | 17 | 22 | 20 | 23 | 22 | 25 | 17 | 10 | 28 | 25 | 21 | 13 | 17 | 17 | 16 | 14 | 12 | 22 |
ПРИПОМНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КТО СЕГОДНЯ ВОЗГЛАВЛЯЕТ МЧС - МИНИСТЕРСТВО ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ?
|  |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 | Доли групп (%) | 100 | 52 | 12 | 32 | 30 | 36 | 46 | 54 | 31 | 31 | 38 | 22 | 33 | 33 | 11 | 26 | 33 | 32 | 13 | 18 | 36 | 27 | 27 | 9 | 15 | 22 | 9 | 13 | 5 | 100 | 46 | 54 | 29 | 33 | 37 |
не знаю | 17 | 17 | 19 | 18 | 19 | 16 | 14 | 20 | 18 | 14 | 19 | 28 | 15 | 15 | 8 | 23 | 17 | 12 | 13 | 13 | 18 | 23 | 23 | 20 | 16 | 19 | 13 | 9 | 9 | 14 | 7 | 20 | 20 | 13 | 10 |
правильный ответ (Сергей Шойгу) | 75 | 76 | 70 | 77 | 74 | 74 | 81 | 69 | 76 | 80 | 70 | 59 | 76 | 81 | 86 | 70 | 73 | 81 | 79 | 79 | 73 | 72 | 73 | 74 | 77 | 74 | 65 | 82 | 84 | 80 | 90 | 72 | 71 | 86 | 82 |
неправильный ответ | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 0 | 2 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 0 | 1 | 0 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 |
затрудняюсь ответить | 6 | 5 | 9 | 4 | 7 | 8 | 4 | 9 | 5 | 4 | 9 | 11 | 7 | 3 | 5 | 5 | 8 | 6 | 7 | 5 | 8 | 5 | 4 | 6 | 3 | 6 | 20 | 8 | 6 | 5 | 2 | 8 | 8 | 1 | 7 |
КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, НЫНЕШНИЙ МИНИСТР ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ С. ШОЙГУ СПРАВЛЯЕТСЯ ИЛИ НЕ СПРАВЛЯЕТСЯ СО СВОЕЙ РАБОТОЙ?
|  |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 | Доли групп (%) | 100 | 52 | 12 | 32 | 30 | 36 | 46 | 54 | 31 | 31 | 38 | 22 | 33 | 33 | 11 | 26 | 33 | 32 | 13 | 18 | 36 | 27 | 27 | 9 | 15 | 22 | 9 | 13 | 5 | 100 | 46 | 54 | 29 | 33 | 37 |
справляется | 77 | 78 | 76 | 81 | 76 | 73 | 78 | 75 | 79 | 80 | 72 | 68 | 78 | 80 | 79 | 76 | 72 | 80 | 74 | 81 | 79 | 73 | 71 | 77 | 79 | 80 | 70 | 80 | 84 | 68 | 68 | 68 | 63 | 66 | 74 |
не справляется | 7 | 5 | 9 | 7 | 5 | 8 | 7 | 7 | 8 | 7 | 6 | 6 | 7 | 8 | 5 | 6 | 8 | 8 | 11 | 5 | 4 | 9 | 6 | 11 | 10 | 8 | 5 | 5 | 2 | 11 | 12 | 10 | 15 | 13 | 7 |
затрудняюсь ответить | 17 | 16 | 16 | 12 | 19 | 18 | 15 | 18 | 14 | 13 | 22 | 25 | 15 | 12 | 17 | 18 | 20 | 13 | 16 | 14 | 16 | 18 | 23 | 12 | 10 | 13 | 25 | 15 | 14 | 21 | 20 | 22 | 23 | 21 | 20 |
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 21-22 сентября 2002. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.
|
|