|
В любой стране государственные праздники являются неотъемлемой составляющей государственной системы – составляющей, которая в значительной степени 'представляет' власть как внутри самой страны, так и за ее пределами. В этом смысле государственные праздники оказываются в одном ряду с официальной символикой – флагом, гербом и гимном.
Система государственных праздников в России сегодня представляет собой конгломерат религиозных (Рождество Христово), 'бытовых' (Новый год), возникших в советскую эпоху (День защитника Отечества, Международный женский день, 1 и 9 мая), а также 'постсоветских' праздников (День независимости и, отчасти, День конституции). Кроме того, 7 ноября отмечается 'гибридный' праздник – День примирения и согласия, который является постсоветской трансформацией годовщины революции 1917 г. (Впрочем, День Конституции тоже можно считать 'гибридным' праздником, поскольку традиция отмечать День принятия Конституции как государственный праздник - на какую бы дату этот праздник ни приходился и какую бы конституцию он ни подразумевал - уходит корнями именно в советское прошлое.) Можно сказать, что в таком виде символический смысл российской системы государственных праздников подобен двуглавому орлу с серпом и молотом в лапах.
* * *
На протяжении 2003 года ФОМ провел ряд исследований восприятия основных памятных дат российского календаря (См. (http://bd.fom.ru/cat/humdrum/holiday)). Сегодня, предложив респондентам одновременно оценить значимость девяти государственных праздников, мы имеем возможность сравнить степень 'авторитетности' различных праздничных дат у жителей России.
Среди опрошенных 16% заявили, что все даты являются для них значимыми (Очевидно, что с формальной точки зрения эти 16% можно прибавлять к анализируемым ниже показате-лям 'значимости' каждого из перечисленных праздников. Таким образом, можно сказать, что 9 мая 'зна-чимым' признают не 72%, а 88% опрошенных. Однако нельзя с полной уверенностью утверждать, что респонденты, отметившие позицию 'все праздники', действительно имели в виду каждый из перечис-ленных в карточке праздников. Впрочем, с точки зрения ранжирования праздников этот момент не име-ет принципиального значения.). Остальные респонденты отмечали в качестве значимых отдельные даты (При этом респонденты могли отметить любое количество дат.).
Среди государственных праздников безусловно значимыми для большинства россиян являются Новый Год и День Победы – их важность признают 75% и 72% опрошенных соответственно ('незначимыми' эти даты называют по 1% опрошенных).
Далее по уровню значимости следуют праздники, ориентированные только на часть – пусть и значительную – населения: 8 марта, 23 февраля и Рождество. Эти даты признают важными от 58% до 47% (8 марта - 58%, 23 февраля - 50%, Рождество - 47%.), неважными – от 5% до 10% опрошенных (Рождество - 10%, 23 февраля - 8%, 8 марта - 5%.). Наконец, праздники, имеющие символическую постсоветскую окраску, – День России, День Конституции и День примирения и согласия – оказались среди аутсайдеров: эти даты чаще отмечались респондентами как 'незначительные'.
Отметим, что от возрастного фактора заметно зависит признание 'значимости' только двух российских праздников – 1 мая и 12 июня. Первомай оказывается гораздо более значимым для старшего поколения; в отношении Дня России мы наблюдаем обратную картину.
|
|
Все |
18-35 |
Старше 55 |
1 мая |
значимый |
30 |
23 |
39 |
незначимый |
23 |
28 |
14 |
12 июня |
значимый |
19 |
25 |
11 |
незначимый |
36 |
27 |
45 |
|
Что касается отношения в обществе к количеству праздников, то только 28% опрошенных считают, что в России их слишком много (такое мнение чаще характерно для респондентов старшего поколения – 36%). Большинство же – 53% – полагают, что в России сегодня предусмотрено как раз столько государственных праздников, сколько необходимо.
Респондентам был задан вопрос, от каких праздников они были бы готовы отказаться (Вопрос: По Вашему мнению, от празднования каких из перечисленных государственных российских праздников можно было бы отказаться?). Выяснилось, что против отмены любого из перечисленных в карточке праздников выступает 32% опрошенных. Причем даже среди участников опроса, полагающих, что праздников слишком много, 13% не готовы отказаться ни от одного из праздничных дней.
Приведем таблицу, в которой отражено отношение россиян к возможности отмены тех праздников, которые чаще всего оцениваются как незначимые, неважные ( В таблице приводятся данные только по тем праздникам, от которых готовы отказаться более 10% оп-рошенных.).
|
Вопрос: Какие из перечисленных государственных российских праздников Вы считаете незначимыми, неважными? |
Вопрос: По Вашему мнению, от празднования каких из перечисленных государственных российских праздников можно было бы отказаться? |
7 ноября |
43 |
31 |
12 декабря |
41 |
29 |
12 июня |
36 |
25 |
1 мая |
23 |
15 |
|
Как видим, из отношения к празднику как к 'незначимому' далеко не всегда следует готовность отказаться от него (в среднем 'зазор' между теми, кто считает тот или иной праздник незначительным, и теми, кто готов от него отказаться, составляет примерно треть). Таким образом, очевидно, что отмена любого праздника не вызовет стопроцентного одобрения даже со стороны тех, кто считает его незначимым.
* * *
Праздник 7 ноября в его нынешнем статусе (как и День Конституции) имеет наименьший престиж в обществе. Его 'гибридность' – соединение даты, имевшей значение для советского прошлого, и постсоветского названия – отталкивает от него самые разные категории населения. Об этом говорит тот факт, что когда респондентам был задан вопрос, является ли для них значимым день 7 ноября (при этом его официальное название не упоминалось и, следовательно, не «расшифровывалось» содержание праздника), – 50% отметили значимость для них этого дня, а 42% заняли противоположную позицию (Напомним, что при расшифровке названия этого праздника - День примирения и согласия - значимым для себя его признали только 18% опрошенных.). При такой постановке вопроса наблюдается значительная разница в ответах респондентов в зависимости от их возраста и образования. Пожилые и наименее образованные респонденты значительно чаще признают этот день значимым, молодые и образованные – 'незначимым'. Представляется, таким образом, очевидным, что в данном случае определяющую роль играет фактор признания ценности 7 ноября как памятной даты, системообразующей в рамках советской идеологии и, соответственно, символизирующей собой советскую эпоху в целом.
Если это так, то можно прогнозировать в будущем снижение – в силу естественных причин – доли россиян, признающих значимость 7 ноября. В какой мере этот процесс может быть компенсирован возрастанием доли граждан, для которых будет обретать особую значимость новый праздник, привязанный к этой дате, – День примирения и согласия? Как показывает опрос, сама идея учреждения этого праздника – безотносительно к дате, на которую он приходится, – сегодня еще далека от признания в обществе: 44% опрошенных считают, что отмечать такой праздник нужно, 40% придерживаются противоположной точки зрения. За празднование Дня примирения и согласия молодые респонденты выступают несколько чаще, чем представители старшего поколения (53% и 37% соответственно), мнение же о том, что такой праздник не нужен, они разделяют реже (30% и 46% соответственно).О том, что 'авторитет' этого праздника в обществе достаточно невысок, свидетельствует и следующая таблица:
|
Все |
Вопрос: Как Вы считаете, сегодня в России государственных праздников слишком много, слишком мало или столько, сколько нужно? |
Слишком много |
Столько, сколько нужно |
Слишком мало |
Затр. ответить |
Доли групп |
100 |
28 |
53 |
7 |
11 |
Вопрос: Если говорить в целом, по Вашему мнению, нужен или не нужен в России такой праздник, как День примирения и согласия? |
Нужен |
44 |
27 |
54 |
54 |
35 |
Не нужен |
40 |
60 |
32 |
24 |
35 |
Затр. ответить |
16 |
13 |
14 |
22 |
30 |
|
Респонденты, считающие, что в России слишком много праздников, значительно чаще, чем в среднем, полагают, что День примирения и согласия отмечать не нужно. Но даже среди тех, кто ощущает недостаток праздничных дат, поддерживают учреждение нового праздника чуть более половины – 54%.
Таким образом, в ближайшей перспективе рост 'авторитета' Дня примирения и согласия у россиян весьма сомнителен. Обратим внимание, что значительной части опрошенных (44%) 7 ноября представляется неподходящей датой для проведения Дня примирения и согласия. Показательно, что гораздо чаще такой точки зрения придерживаются сторонники 'левых' партий – КПРФ и 'Родины' (65% и 60% соответственно), – то есть, по-видимому, о несоответствии даты праздника и его названия чаще говорят те, для кого дорога именно дата 7 ноября. Тех же, кто считает День примирения и согласия в принципе нужным праздником, дата 7 ноября чаще устраивает и ее 'революционный' ореол их отнюдь не смущает:
|
Все |
Вопрос: Если говорить в целом, по Вашему мнению, нужен или не нужен в России такой праздник, как День примирения и согласия? |
Нужен |
Не нужен |
Затр. ответить |
Доли групп |
100 |
44 |
40 |
16 |
Вопрос: Сейчас в России 7 ноября отмечается День примирения и согласия. Как Вы считаете, 7 ноября – это подходящий или неподходящий день для праздника примирения и согласия? |
Подходящий |
32 |
53 |
12 |
24 |
Неподходящий |
44 |
28 |
67 |
30 |
Затр. ответить |
24 |
20 |
20 |
46 |
|
Идея переноса даты празднования Дня примирения и согласия с 7 ноября на 4 ноября на момент опроса оказалась практически неизвестной россиянам: знают или что-то слышали об этом лишь 32% респондентов. Судя по ответам на соответствующий вопрос (Вопрос: Вы одобряете или не одобряете идею сделать 7 ноября обычным рабочим днем, а День примирения и согласия отмечать 4 ноября?), вряд ли это предложение встретит широкую поддержку в обществе: 45% опрошенных не одобрили бы перенос праздничной даты, и лишь 22% относятся к этой идее положительно. Среди аргументов, которые выдвигают респонденты, отрицательно оценивающие перспективу переноса этого праздника, 'привычка' к празднованию чего бы то ни было именно 7 ноября значительно превалирует над идеей сохранения самой памятной даты – с соответствующим шлейфом исторических ассоциаций. Характерно, что отношение к переносу даты праздника не зависит от того, как респонденты оценивают сочетание 'революционной' даты и 'мирного' праздника: все они склонны воспринимать возможный перенос празднования скорее отрицательно.
|
Все |
Вопрос: Сейчас в России 7 ноября отмечается День примирения и согласия. Как вы считаете, 7 ноября – это подходящий или неподходящий день для праздника примирения и согласия? |
7 ноября для Дня примирения и согласия... |
Подходящий день |
Неподходящий день |
Затр. ответить |
Доли групп |
100 |
32 |
44 |
24 |
Вопрос: Вы одобряете или не одобряете идею сделать 7 ноября обычным рабочим днем, а День примирения и согласия отмечать 4 ноября? |
Одобряю |
22 |
21 |
25 |
20 |
Не одобряю |
45 |
50 |
54 |
23 |
Затр. ответить |
33 |
29 |
22 |
57 |
|
Выше уже отмечалось, что в необходимости Дня примирения и согласия чаще убеждены молодые, оптимистично настроенные респонденты, тогда как респонденты старше 55 лет, сторонники 'левых' партий, напротив, чаще говорят о том, что без этого праздника можно обойтись. В этих же группах заметно расхождение по вопросу о признании 'значимости', 'особости' 7 ноября как исторической даты вообще. Казалось бы, против учреждения такого «умиротворяющего», отрицающего какой-либо социальный раскол праздника, как День примирения и согласия, должны выступать именно те, для кого 7 ноября – прежде всего революционная дата. Однако наши данные не подтверждают такую гипотезу:
|
Все |
Вопрос: Для одних день 7 ноября – особый день, важный, значимый. Для других 7 ноября не является особенным, важным, значимым днем. Если говорить о Вас лично, какая позиция вам ближе – первая или вторая? |
7 ноября... |
Особый день |
Незначимый день |
Затр. ответить |
Доли групп |
100 |
42 |
50 |
8 |
Вопрос: Если говорить в целом, по Вашему мнению, нужен или не нужен в России такой праздник, как День примирения и согласия? |
Нужен |
44 |
53 |
37 |
44 |
Не нужен |
40 |
33 |
48 |
23 |
Затрудняюсь ответить |
16 |
13 |
16 |
33 |
|
Как видим, вопреки априорным предположениям, те, кто считает 7 ноября особым днем, в большинстве своем полагают, что День примирения и согласия нужен, и наоборот – те, кто считает 7 ноября незначимым днем, чаще склонны и День примирения и согласия считать ненужным. В чем причина такого – на первый взгляд, парадоксального – сочетания суждений? Обратимся к двум следующим таблицам, в которых представлено совместное распределение ответов на вопросы 'Для одних день 7 ноября – особый день, важный, значимый. Для других 7 ноября не является особенным, важным, значимым днем. Если говорить о Вас лично, какая позиция вам ближе – первая или вторая?' и 'Если говорить в целом, по Вашему мнению, нужен или не нужен в России такой праздник, как День примирения и согласия?' по возрастным группам – старшей и младшей.
|
Вопрос: Для одних день 7 ноября – особый день, важный, значимый. Для других 7 ноября не является особенным, важным, значимым днем. Если говорить о Вас лично, какая позиция вам ближе – первая или вторая? |
18-35 лет |
Старше 55 лет |
все |
особый день |
незначимый день |
все |
особый день |
незначимый день |
Вопрос: Если говорить в целом, по Вашему мнению, нужен или не нужен в России такой праздник, как День примирения и согласия? |
Нужен |
53 |
71 |
45 |
37 |
41 |
28 |
Не нужен |
30 |
16 |
38 |
46 |
42 |
59 |
Затр. ответить |
17 |
12 |
17 |
17 |
17 |
13 |
|
Как видим, среди представителей старшего поколения против Дня примирения и согласия чаще выступают те, для кого 7 ноября – обычный, незначимый день. Можно предположить, что это в первую очередь респонденты, для которых любые праздники не представляют никакой ценности и не приносят радости.
Что касается молодежи, то здесь ситуация достаточно парадоксальна. Молодые респонденты, считающие 7 ноября значимой для себя датой, – а такая позиция у респондентов моложе 35 лет может расцениваться как следствие определенных убеждений, – в подавляющем большинстве (71%) выступают за празднование Дня примирения и согласия. Можно предположить, что те молодые респонденты, которые с сочувствием относятся к советскому прошлому страны, выступают за то, чтобы интегрировать 'советские' даты в современную российскую систему праздников, пусть и под новыми названиями. С другой стороны, молодежь, для которой 7 ноября утратило символическую ценность (или никогда не имело ее), не ощущает значительной потребности в замене 'революционных дат' (и связанной с ними идеологии) на какие-либо другие. Такое распределение мнений заставляет предположить, что и по прошествии длительного времени День примирения и согласия будет актуализировать прежние смыслы праздника 7 ноября, воспроизводя его революционное содержание – пусть и под отрицающей идею революции семантической оболочкой. |