www.fom.ru · поиск · · расширенный поиск ·      








08.04.2009, Пресс-релиз

Несмотря на кризис, интернет все больше проникает в жизнь россиян

Число домашних пользователей интернета растет и всемирная паутина становится всё более значимым источником информации и средством общения. Такую картину дала завершившаяся вторая волна исследования «Социо-Интернет-Мониторинг»*, проведенного Фондом Общественное Мнение в марте 2009 года.

Суточная интернет-аудитория среди горожан в возрасте от 12 лет и старше составляет 23%, недельная – 35%, месячная – 40%, полугодовая – 44%. Об этом свидетельствуют результаты массового репрезентативного опроса городского населения РФ от 12 лет и старше. Опрос проводился в марте 2009 года, объем выборки составил 4000 респондентов.

Сопоставление результатов весеннего исследования с исследованием, проведенным осенью 2008 года, показывает, что в сфере пользования домашним интернетом в городах произошли некоторые сдвиги. Во-первых, с 23% до 19% понизилось число интернет-пользователей, не пользующихся интернетом дома. Во-вторых, налицо небольшое повышение числа пользователей, имеющих дома широкополосный канал (с 51% до 56%). На такое изменение структуры повлияло не только подключение к интернету новых домов, но также и изменение способа доступа теми, у кого ранее был «узкий» канал.

Вполне ожидаемо, что самыми популярными интернет-сервисами, к которым большинству городских интернет-пользователей приходилось обращаться хотя бы раз в течение последнего месяца, оказываются новостные (63%), поисковые (48%), а так же медиасервисы (47% – скачивание/ прослушивание аудио, 42% – скачивание/просмотр видео). Финансовые сервисы гораздо менее популярны, однако они обладают большим потенциалом для развития. Например, только 16% пользователей покупали или заказывали товары/услуги в интернет-магазинах; 18% никогда этого не делали, но хотели бы воспользоваться таким сервисом.

Интернет становится значимой коммуникационной площадкой – примерно четыре пятых (79%) городских интернет-пользователей общаются в Сети. Самыми популярными средствами сетевого общения являются электронная почта и сайты социальных сетей: за последний месяц к ним обращались 53% и 43% интернет-пользователей соответственно. При этом более половины (53%) полугодовой интернет-аудитории зарегистрированы на сайтах социальных сетей.

Проведенное исследование свидетельствует о том, что среди интернет-пользователей активно развивается потребность в нестационарном интернете. Более трети интернет-пользователей (36%) заявили, что у них возникала необходимость выйти в Сеть вне стационарной точки доступа. При этом большинство удовлетворяют эту потребность с помощью мобильного телефона или КПК (62% тех, у кого возникает необходимость в нестационарном интернете, или 22% от всех интернет-пользователей).

Об активном развитии рынка мобильного интернета свидетельствуют недавно опубликованные данные AC&M-Consulting. Они показывают, что российский рынок дополнительных услуг сотовой связи (VAS) в 2008 году растет прежде всего за счет мобильного интернета и услуг RBT (Ring Back Tone – «мелодия вместо гудка»). Общая выручка всех операторов от передачи данных в 2008 г. составила $919,7 млн.

Для тех, кто пользуется всемирной Сетью, она оказывается одним из самых значимых источников информации, становясь в один ряд с телевидением. Особенно наглядно это видно на примере суточной интернет-аудитории. Почти четыре пятых (79%) опрошенных в этой группе указывают интернет в числе наиболее часто используемых источников информации, тогда как телевизор выбирают 76%. В целом среди городского населения интернет пока занимает четвертое место в рейтинге источников информации (28%), пропуская вперед телевидение (87%), печатную прессу (40%), а так же информацию, получаемую от родственников и друзей (29%).

Результаты опроса свидетельствуют также о том, что среди интернет-пользователей людей, лояльно относящихся к рекламе, больше, чем среди непользователей. Так, почти треть (31%) считают, что «реклама – это удобный способ получить информацию о товаре и его качестве», – это выше, чем среди тех, кто не пользуется интернетом, на 14 п.п. Еще 8% интернет-пользователей согласны с мнением, что «реклама формирует потребности, привлекает внимание к новым товарам и идеям». Весьма показательно, что при выборе товаров и услуг интернет-пользователи проявляют большую, чем непользователи, открытость к внешним мнениям и чаще основываются не на собственном опыте (57% среди интернет-пользователей и 67% среди потенциальных интернет-пользователей), а на мнениях экспертов (23% против 10%), советах родственников, друзей (53% против 49%).

Практически все интернет-пользователи (93%) говорят о том, что им встречалась реклама в Сети, однако только 41% указали, что не только встречали рекламу в интернете, но и переходили по рекламным ссылкам. На проблему восприятия интернет-рекламы проливают свет результаты онлайн-дискуссий с активными интернет-пользователями. Обобщенный итог этих обсуждений показывает, что на положительную реакцию, переход по ссылке может рассчитывать рекламное сообщение со следующими характеристиками: уместность, схожесть рекламной тематики и общего содержания сайта; контекстность (реклама должна отвечать действительному интересу пользователя); необычный подход, качественное выполнение (прежде всего для баннеров); удачное расположение – бросается в глаза, но не навязывается.

Только около 8% потенциальных пользователей интернета, проживающих в городах, планируют начать им пользоваться в течение года. Самим главным препятствием, мешающим начать пользоваться интернетом, оказываются финансовые проблемы. На дороговизну, отсутствие денег, материальные трудности ссылаются 41% опрошенных, заявивших, что у них нет возможности пользоваться интернетом. Основной причиной нежелания пользоваться интернетом оказывается отсутствие такой необходимости, интереса, восприятие Сети как чего-то, без чего вполне можно обойтись (52% среди тех, у кого нет желания пользоваться интернетом).

__________________________________________________________________________________________________________________

*«Социо-Интернет-Мониторинг» (СИМ) – новый этап в почти десятилетнем изучении интернет-тематики Фондом Общественное Мнение, которое началось с фундаментального исследования российского сегмента всемирной сети в 2000 году. СИМ представляет собой инструмент для комплексной оценки уровня зрелости интернета в России.

В рамках второй волны СИМ были реализованы следующие исследовательские направления:

1. Массовый репрезентативный опрос городского населения РФ в возрасте от 12 лет и старше (объем выборки 4000 человек).

2. Онлайн-дискуссии с интернет-пользователями о восприятии интернет-рекламы, платных услуг в интернете (3 дискуссии).

3. Интервью с предпринимателями об использовании интернета в своем бизнесе (10 интервью).

На основе СИМ выпускаются аналитические отчеты:

«СИМ: Общество»

«СИМ: Интернет-бизнес»

«СИМ: Медиа»

«СИМ: Интернет-провайдеры»

За дополнительной информацией обращайтесь:

Павел Лебедев

Руководитель проекта « Мир Интернета»

Фонд Общественное Мнение

тел. (+7 495) 745-87-65, доб.: 2224

e-mail:lebedev@fom.ru




База данных ФОМ > Мир Интернета > Новости, пресс-релизы, дополнительные материалы > Несмотря на кризис, интернет все больше проникает в жизнь россиян