|
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 17-18 февраля 2007 г. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
Взаимоотношения родителей школьников и учителей должны, по мнению россиян, строиться на началах тесного и доверительного сотрудничества. Большинство участников опроса (69%) убеждены в том, что родителям следует поддерживать постоянный контакт с учителями своего ребенка, не ограничиваясь эпизодическим общением в рамках родительских собраний. Особенно часто разделяют эту установку те, у кого в близком окружении есть дети, посещающие школу, – родители, дедушки и бабушки, другие близкие родственники школьников (в дальнейшем – родители; 74% ответов в этой группе).
17% участников опроса придерживаются противоположной точки зрения, полагая, что для общения учителей и родителей вполне достаточно родительского собрания (среди родителей – 18%). Затруднились высказать мнение о желательной интенсивности контактов между родителями и учителями 14% респондентов (среди родителей – 8%).
Практически общепринятым является мнение, что родители должны поддерживать и оберегать авторитет учителя в глазах ребенка. Это – главный довод против того, чтобы критиковать школьных педагогов в присутствии детей. С точки зрения 71% россиян (77% родителей), этого не следует делать ни при каких обстоятельствах. Аргументируя свою точку зрения (в ответах на открытый вопрос), эти респонденты говорили: нельзя 'ронять статус учителя в глазах ребенка'; 'не стоит унижать учителя'; 'зачем подрывать авторитет'; 'и так репутация учителей не на высоте' и т.п. (40% от всех опрошенных). На взгляд некоторых, подобное 'табу' на критику в присутствии ребенка распространяется не только на учителей, но и на всех взрослых: 'взрослых при детях ругать непедагогично'; 'возраст не позволяет, дети еще не выросли до этого' (11%).
Значительно реже (13% респондентов по выборке) высказывалось альтернативное мнение, согласно которому в определенных случаях позволительно критиковать учителя при ребенке (среди родителей это мнение распространено так же, как и среди тех, у кого нет детей-школьников). Объясняя свою позицию, эти респонденты, как правило, говорили о случаях грубого, недопустимого поведения учителя: 'если учитель позволил себе лишнее, например – ударить ребенка'; 'если учитель сам перешел все грани дозволенного, унизил ребенка перед классом, учинил самосуд'; 'в случае, когда учитель категорически не прав' и пр.
Авторитет учителя в вопросах воспитания детей для россиян в целом достаточно высок. Так, по убеждению половины респондентов (55% родителей), в тех случаях, когда у родителей возникают сложности в общении с ребенком, стоит обратиться за помощью, советом к классному руководителю или другому учителю школы. Противоположной точки зрения – что этого делать не следует – придерживаются 30% опрошенных (32% родителей). Мнение жителей столицы по данному вопросу заметно отличается от мнения россиян в целом: 38% москвичей полагают, что в описанной ситуации будет правильным обратиться к учителю, а 40% убеждены, что этого делать не стоит.
Случается, что между учителями и родителями школьников складываются непростые, а порой даже конфликтные взаимоотношения. В этом, на взгляд россиян, бывают виноваты как учителя, так и родители – большинство (60%) респондентов отказались назвать 'типичного виновника' возникающих разногласий. Мнения остальных распределились почти поровну: 17% опрошенных полагают, что в конфликтных ситуациях чаще бывают виноваты учителя; 23% – что родители.
Ирина Шмерлина
Есть ли у Вас дети, или внуки, или другие близкие родственники, учащиеся в школе?
Одни люди считают, что родители должны постоянно поддерживать контакт со школой и учителями, у которых учится их ребенок, не ограничиваясь только родительскими собраниями. Другие считают, что для поддержания контакта учителей и родителей достаточно родительского собрания. Какая точка зрения Вам ближе - первая или вторая?
население в целом |
дети или внуки, учащиеся в школе... |
У всех родителей время от времени возникают сложности в отношениях с детьми. Одни считают, что в таких ситуациях родителям стоит обратиться за помощью, советом к классному руководителю или кому-либо из учителей, у которых учится их ребенок. Другие считают, что этого делать не стоит. С какой точкой зрения согласны лично Вы - с первой или второй?
население в целом |
дети или внуки, учащиеся в школе... |
Одни люди считают, что критиковать учителя в присутствии ребенка-школьника нельзя ни при каких обстоятельствах. Другие считают, что в определенных случаях критиковать учителя в присутствии ребенка можно. Какая точка зрения Вам ближе - первая или вторая?
население в целом |
дети или внуки, учащиеся в школе... |
Почему Вы считаете, что учителя нельзя критиковать в присутствии ребенка-школьника? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что критиковать учителя в присутствии ребенка-школьника нельзя ни при каких обстоятельствах, - 71% от всех опрошенных.)
(в % от числа опрошенных) | Это подрывает авторитет учителя, ребенок будет хуже относиться к учителю, не будет с ним считаться | 42 | 'Будет ребенок негативно относиться к учителю'; 'дети будут смеяться над учителями'; 'дети за спиной учителя будут осуждать его'; 'дети моментально копируют отношение родителей к учителю, как губка'; 'и так репутация учителей не на высоте'; 'не надо у ребенка формировать негативное отношение к учителю'; 'не ронять статус учителя в глазах ребенка'; 'не стоит унижать учителя'; 'ребенок начнет наглеть и не слушаться учителя'; 'ребенок не будет воспринимать работу учителя'; 'тогда дети еще больше охамеют'; 'ученик может обнаглеть'. | | Нельзя критиковать взрослых в присутствии детей, это неэтично, дети начнут критиковать других взрослых | 11 | 'В присутствии детей никого нельзя критиковать'; 'взрослых при детях ругать непедагогично'; 'возраст не позволяет, дети еще не выросли до этого'; 'неэтично'; 'он будет критиковать учителей и других взрослых'; 'это дурной пример'; 'это некорректно'; 'это незачем делать'; 'ребенок тогда будет критиковать и родителей'. | | возникающих проблемы надо решать, не впутывая детей | 4 | 'Без ребенка надо разбираться'; 'в отношения взрослых не надо вмешивать детей'; 'взрослые сами должны разобраться между собой в проблемах'; 'дети не все должны знать о взаимоотношениях взрослых'; 'лучше с глазу на глаз разобраться, зачем детей впутывать?'. | | Это может обострить отношения между учителем и ребенком | 2 | 'Еще сильнее можно ухудшить отношение учителя к ребенку'; 'между учеником и учителем могут возникнуть трения'; 'не будет взаимопонимания учителя и ученика'; 'потом оценки могут снижать этим ученикам'; 'это все негативно отразится на ребенке, начнутся у него конфликты с учителями'. | | Ребенок может неправильно понять критику учителя, сделать неправильные выводы | 2 | 'Он воспримет по-другому'; 'ребенок все схватывает на лету и может неправильно понять'; 'ребенок еще не осознал, по-другому примет'; 'ребенок может иначе воспринимать критику'; 'ребенок может не так истолковать'. | | Это может плохо повлиять на ребенка, травмировать его | 1 | 'Нельзя травмировать детей'; 'плохо отразится на ребенке'; 'ребенок будет нервничать'; 'это давит на психику'; 'это плохо влияет на ребенка'. | | У ребенка может пропасть стимул к учебе, он будет хуже учиться | 1 | 'Не будут совсем учиться'; 'отношение ребенка к учебе будет плохое'; 'отсутствует желание к учебе'; 'плохо будет учиться по этому предмету'; 'это может помешать в учебе'. | | Подходы к воспитанию детей могут быть разными, учителя имеют право на ошибку | 1 | 'Любой человек в работе имеет право на ошибку'; 'родители разные бывают, учителя разные бывают, надо быть терпимее'; 'у всех есть недостатки, нельзя их явно указывать'; 'учитель тоже человек, в основной массе они хорошие'. | | Другое | 1 | 'Мнение родителей тоже может быть ошибочным'; 'ребенок есть ребенок, он выискивает только негативное'; 'родители не всегда объективны, если речь идет о их ребенке'; 'сама бывший учитель'; 'я придерживаюсь такой политики'. | | Затрудняюсь ответить, нет ответа | 10 |
Почему Вы считаете, что учителя можно критиковать в присутствии ребенка-школьника? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что в определенных случаях критиковать учителя в присутствии ребенка можно, - 13% от всех опрошенных.)
(в % от числа опрошенных) | Если учитель не прав, его можно критиковать в присутствии ребенка | 5 | 'Бывает, учитель абсолютно не прав'; 'в случае, когда учитель категорически не прав'; 'грубые учителя и воспитатели'; 'если непорядочно себя ведет'; 'если учитель позволил себе лишнее, например ударить ребенка'; 'если учитель сам перешел все грани дозволенного, унизил ребенка перед классом, учинил самосуд'; 'учитель может оскорбить ребенка на занятиях, этого нельзя оставлять и оправдывать учителя'; 'учителя ведут себя неадекватно'; 'учителя иногда допускают непрофессионализм, слишком много кричат'. | | Ребенок должен знать, что и учитель может ошибаться, он не идеален | 1 | 'Пусть дети знают, что учителя тоже ошибаются, как все люди'; 'все люди, нет кумиров, которых нельзя критиковать'; 'пусть узнает, что и взрослые бывают не правы'; 'ребенок должен знать, что он тоже бывает прав, а учитель может ошибаться'. | | Это поможет ребенку правильно ориентироваться в жизни | 1 | 'Дать правильную нравственную оценку учителя – тоже учить жизни'; 'надо давать правильные ориентиры'; 'правильно формирует представление ребенка об окружающей его действительности'; 'ребенок должен правильно ориентироваться в жизни'; 'чтобы ребенок мог быть сознательным с детства'; 'чтобы у ребенка было адекватное отношение'. | | Другое | 1 | 'Авторитет учителя должен быть выше критики'; 'все равно ребенок все знает'; 'если критикуют спокойно, поясняя ошибки'; 'смотря сколько лет ребенку'; 'зависит от обстоятельств'; чтобы ребенок понял, что такое свобода слова'. | | Затрудняюсь ответить, нет ответа | 5 |
Нередко бывает так, что между учителями и родителями школьников складываются достаточно напряженные, конфликтные взаимоотношения. Как Вы думаете, каковы причины того, что между учителями и родителями порой складываются плохие взаимоотношения? Почему это происходит? (Открытый вопрос.)
(в % от числа опрошенных) | Недостаточный контакт между учителями и родителями, отсутствие взаимопонимания между ними | 18 | 'Взаимное непонимание'; 'есть разногласия в методике воспитания'; 'из-за недопонимания друг друга'; 'из-за разных взглядов на жизнь родителей и учителей'; 'или родители не могут понять учителя, или наоборот'; 'каждый гнет свою палку, нет доверия друг к другу'; 'либо учитель мало контактирует с родителями, либо родители плохо знают проблему'; 'не сошлись характерами'; 'непостоянный контакт родителей с учителем'; 'нет желания понять друг друга'; 'у учителей и родителей разное восприятие детей'. | | Плохое отношение учителей к детям, предвзятость, занижение оценок | 7 | 'Бывает, что они сами оскорбляют ребенка'; 'если учитель груб с ребенком'; 'если учителя обзывают учеников как хотят, например педиками'; 'знаешь, что учитель унижает твоего ребенка, обзывает, может даже ударить'; 'учитель может быть грубым, обзывать ребенка или даже бить'; 'учителя обижают детей'; 'бывает, учителя несправедливо относятся к ребенку, буквально преследуют его, тогда можно высказать претензии'; 'если учитель невзлюбил ученика, хоть что делай, не будет уважать и родителей'; 'из-за несправедливых оценок ученику'; 'учителя могут игнорировать некоторых учеников, а других возвышать, а родители, заметив это, начинают конфликтовать'. | | Плохие учителя, их невнимание к детям | 6 | 'Вина учителей, он должен найти правильный подход, координировать отношения'; 'если учитель не может дать хороших знаний детям, сам невоспитанный'; 'не все и не всегда учителя могут войти в доверие к ученику'; 'недосмотр учителя'; 'некомпетентные учителя'; 'необразованность учителя'; 'от учителя зависят отношения с родителями, учитель умный, с высшим образованием, он должен не допускать этого'; 'преподаватель не очень готов к своей профессии, не имеет достаточной психологической подготовки'. | | Виноваты родители, они перекладывают ответственность за воспитание детей на учителей | 5 | 'В чем-то родители виноваты, учитель всегда прав'; 'дурные родители'; 'интеллекта у родителей мало'; 'многие родители стараются все беды со своими детьми переложить на плечи учителей, вот и возникают конфликты'; 'может, мало времени родители уделяют ребенку'; 'не все родители воспитывают своих детей'; 'непонимание родителями учителей'; 'родители не интересуются детьми'. | | Некритичное отношение родителей к своим детям | 5 | 'Все зависит от родителей, родители считают своих детей очень умными, воспитанными, а на деле все наоборот'; 'если родители чрезмерно опекают дитя, им кажется, что все его обижают'; 'есть родители, которые считают, что всегда правы их дети'; 'есть родители, не признающие неправоту своего ребенка, у них всегда виноваты другие'; 'завышенная оценка своего чада'; 'родители часто не воспринимают критику поведения своего ребенка со стороны учителя, хотя она нужна'; 'дети наговаривают на учителей, родители верят детям'. | | Это связано с деньгами, материальные трудности родителей, большие поборы в школах | 5 | 'Ввиду сборов денег'; 'в настоящее время могут быть причиной финансовые взносы, против которых бывают родители,...'; 'в школе собирают деньги'; 'все упирается в деньги'; 'денежные вопросы не могут решить, сейчас слишком много денег собирают с родителей'; 'если не сдаются деньги на нужды школы, класса'; 'запросы школы не соответствуют возможностям родителей'; 'из-за денег, если вовремя не принес, косо смотрят на ребенка, занижают оценки'; 'из-за денег, которые просят учителя в школах за все мероприятия'. | | Плохое поведение детей, их плохое отношение к учителям, невоспитанность, недисциплинированность | 4 | 'А ребятишки сейчас многие избалованные, слова против не скажи'; 'дети очень разболтанные, невоспитанные'; 'дети стали неуправляемыми'; 'если ребенок непослушный'; 'за плохое поведение ребенка'; 'трудные дети'; 'ученикам дали много прав и никаких обязанностей'; 'из-за самого школьника: плохо относится к учителю и учебе'. | | Социальное расслоение в обществе, социальное неравенство, низкая зарплата учителей | 3 | 'Богатые родители не могут понять бедных учителей'; '... социальное неравенство между родителями и учителями, между учениками также'; 'из-за низкой зарплаты учителей'; 'из-за финансового неравенства среди учеников'; 'из-за финансового неравноправия учителей и родителей'; 'разность социального и материального положения'; 'финансовое положение семьи влияет на отношение ученика и учителя'. | | Люди разные, в каждом случае свои причины | 3 | 'В каждом конфликте свои причины'; 'все люди разные'; 'зависит от ситуации'; 'много может быть ситуаций'; 'разные бывают люди'. | | Конфликты возникают из-за детей | 2 | 'В ребенке'; 'все из-за детей'; 'причина – дети'. | | Плохая успеваемость детей | 2 | 'Из-за учебного процесса'; 'когда неважно ребенок учится'; 'плохая учеба детей'; 'плохие оценки и лень учеников'; 'успеваемость детей'. | | Бескультурье, невоспитанность взрослых | 2 | 'Бескультурье'; 'все зависит от уважения друг к другу'; 'невоспитанность'; 'непорядочность как со стороны родителей, так и со стороны учителей'; 'нет культуры общения'; 'неуважение друг к другу'; 'отсутствие воспитания'; 'разный уровень воспитания'. | | Высокомерие учителей, их авторитарность, завышенные требования к детям | 2 | 'Если учителя превышают свои полномочия'; 'потому что учителя начинают наглеть'; 'у некоторых учителей завышенная самооценка'; 'учителя слишком авторитарны'; 'учителя стали не учителями, а надсмотрщиками'; 'учителя чаще всего берут на себя много власти'; 'из-за завышенных требований учителей к детям'; 'учителя много требуют от учеников'. | | Жалобы детей на учителей, защита родителями своих детей | 1 | 'Дети жалуются на учителей'; 'дети жалуются, а родители заступаются'; 'дома ребенок нажалуется на учителя, и отсюда конфликт возникает'; 'когда ребенок часто жалуется на учителей'; 'ученики жалуются на учителей и отстаивают свои интересы, правы они или нет'. | | Снижение авторитета учительской профессии | 1 | 'Потеря уважения к учителям'; 'статус учителя упал низко'; время виновать, раньше учитель был авторитет, а сейчас авторитет - дети'. | | Виноваты обе стороны | 1 | 'Виноваты и те, и другие'; 'обоюдная придирчивость'; 'потому что каждый прав по-своему'. | | Не сталкивался(-ась) с этим | 1 | 'Жена – учительница, такого ни разу не было'; 'как сказать, у меня не было такого'; 'не сталкивалась с этим'; 'такого не бывает'; 'у меня такой ситуации не было'. | | Другое | 1 | 'Бывает конфликт между учителем и ребенком, в нем надо разбираться'; 'возраст'; 'мешают личные амбиции'; 'плохое настроение'; 'потому что мы принадлежим к другой нации'; 'проблемы семьи'; 'учителя в какой-то мере воздействуют на учеников с целью получения благ'. | | Затрудняюсь ответить, нет ответа | 40 |
Как Вы думаете, в тех случаях, когда между учителями и родителями складываются плохие взаимоотношения, в этом чаще бывают виноваты учителя или родители?
население в целом |
дети или внуки, учащиеся в школе... |
Есть ли у Вас дети, или внуки, или другие близкие родственники, учащиеся в школе?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
65 |
23 |
9 |
47 |
53 |
36 |
38 |
26 |
13 |
33 |
36 |
18 |
20 |
35 |
23 |
8 |
12 |
17 |
38 |
25 |
есть |
50 |
52 |
47 |
41 |
47 |
52 |
48 |
51 |
50 |
45 |
52 |
51 |
45 |
57 |
54 |
50 |
35 |
40 |
46 |
53 |
56 |
нет |
50 |
47 |
53 |
58 |
53 |
48 |
52 |
49 |
49 |
54 |
48 |
49 |
54 |
43 |
46 |
50 |
63 |
60 |
54 |
47 |
44 |
Одни люди считают, что родители должны постоянно поддерживать контакт со школой и учителями, у которых учится их ребенок, не ограничиваясь только родительскими собраниями. Другие считают, что для поддержания контакта учителей и родителей достаточно родительского собрания. Какая точка зрения Вам ближе - первая или вторая?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
65 |
23 |
9 |
47 |
53 |
36 |
38 |
26 |
13 |
33 |
36 |
18 |
20 |
35 |
23 |
8 |
12 |
17 |
38 |
25 |
первая |
69 |
72 |
69 |
64 |
64 |
74 |
67 |
70 |
72 |
63 |
69 |
71 |
70 |
68 |
74 |
73 |
64 |
62 |
64 |
74 |
70 |
вторая |
17 |
16 |
16 |
20 |
19 |
15 |
19 |
19 |
10 |
10 |
17 |
17 |
20 |
19 |
14 |
20 |
19 |
20 |
22 |
17 |
12 |
затрудняюсь ответить |
14 |
12 |
15 |
16 |
17 |
11 |
14 |
11 |
19 |
27 |
14 |
11 |
10 |
13 |
13 |
7 |
17 |
19 |
13 |
9 |
19 |
У всех родителей время от времени возникают сложности в отношениях с детьми. Одни считают, что в таких ситуациях родителям стоит обратиться за помощью, советом к классному руководителю или кому-либо из учителей, у которых учится их ребенок. Другие считают, что этого делать не стоит. С какой точкой зрения согласны лично Вы - с первой или второй?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
65 |
23 |
9 |
47 |
53 |
36 |
38 |
26 |
13 |
33 |
36 |
18 |
20 |
35 |
23 |
8 |
12 |
17 |
38 |
25 |
с первой |
50 |
54 |
45 |
51 |
46 |
55 |
46 |
52 |
53 |
47 |
51 |
51 |
52 |
53 |
58 |
47 |
38 |
50 |
52 |
53 |
50 |
со второй |
30 |
28 |
33 |
32 |
33 |
27 |
35 |
31 |
22 |
23 |
29 |
34 |
30 |
27 |
25 |
38 |
40 |
32 |
34 |
30 |
24 |
затрудняюсь ответить |
19 |
18 |
22 |
17 |
21 |
18 |
18 |
17 |
25 |
30 |
20 |
15 |
18 |
20 |
17 |
14 |
21 |
18 |
14 |
17 |
26 |
Одни люди считают, что критиковать учителя в присутствии ребенка-школьника нельзя ни при каких обстоятельствах. Другие считают, что в определенных случаях критиковать учителя в присутствии ребенка можно. Какая точка зрения Вам ближе - первая или вторая?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
65 |
23 |
9 |
47 |
53 |
36 |
38 |
26 |
13 |
33 |
36 |
18 |
20 |
35 |
23 |
8 |
12 |
17 |
38 |
25 |
первая |
71 |
73 |
67 |
75 |
69 |
73 |
69 |
73 |
72 |
66 |
69 |
73 |
77 |
70 |
76 |
74 |
71 |
76 |
72 |
73 |
66 |
вторая |
13 |
12 |
18 |
13 |
12 |
14 |
15 |
14 |
9 |
7 |
13 |
14 |
15 |
13 |
10 |
16 |
17 |
11 |
10 |
15 |
11 |
затрудняюсь ответить |
16 |
15 |
15 |
13 |
19 |
13 |
16 |
13 |
19 |
28 |
18 |
12 |
8 |
17 |
15 |
11 |
13 |
13 |
17 |
12 |
23 |
Как Вы думаете, в тех случаях, когда между учителями и родителями складываются плохие взаимоотношения, в этом чаще бывают виноваты учителя или родители?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
65 |
23 |
9 |
47 |
53 |
36 |
38 |
26 |
13 |
33 |
36 |
18 |
20 |
35 |
23 |
8 |
12 |
17 |
38 |
25 |
учителя |
17 |
17 |
17 |
17 |
17 |
17 |
22 |
16 |
12 |
11 |
17 |
18 |
20 |
14 |
16 |
19 |
14 |
30 |
19 |
16 |
12 |
родители |
22 |
23 |
20 |
27 |
22 |
23 |
19 |
23 |
27 |
22 |
22 |
23 |
24 |
29 |
23 |
22 |
16 |
15 |
20 |
24 |
28 |
затрудняюсь ответить |
60 |
59 |
62 |
56 |
61 |
59 |
58 |
61 |
61 |
66 |
61 |
59 |
55 |
58 |
61 |
58 |
67 |
55 |
61 |
60 |
60 |
|