Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/dominant/dominant2002/460_1684/dd023128




Поступление в ВУЗ

08.08.2002 [отчет] [ Опрос населения ]






1.Что в 'корочке' тебе моей?..
2.Графики и открытые вопросы
3.Опрос экспертов
4.Приложение.Таблицы

 
1.Что в 'корочке' тебе моей?..


Подавляющее большинство опрошенных (81%) считает, что обладание высшим образованием является важным для человека; противоположной точки зрения придерживаются всего 14% респондентов. Отметим, что престиж высшего образования постепенно растет: в августе прошлого года доля респондентов, отрицающих его важность, была на 9 п.п. больше, чем сейчас (23% и 14% соответственно).

Вопрос: 'Как Вы полагаете, сегодня важно или не важно иметь высшее образование?'



 

4-5 августа 2001

3-4 августа 2002

Важно

74

81

Не важно

23

14

Затрудняюсь ответить

3

5



Отмеченная тенденция проявляется и в рассуждениях рядовых граждан-участников фокус-групп, и в интервью представителей региональных элит. Многие наши сограждане отмечают, что по сравнению с перестроечным и постперестроечным периодом – временем хаоса и неразберихи, когда в сознании россиян на первый план вышли совсем иные ценности – сегодня высшее образование возвращает некогда утраченный престиж. Неоспоримое свидетельство тому – высокие конкурсы в вузы.

  • 'Оно когда-то было безусловной ценностью. Потом где-то в конце 80-ых – начале 90-ых престиж стал теряться, и вот сейчас снова становится ценностью' (эксперт, Кемерово).


  • 'Интервьюер: На Ваш взгляд, какое отношение к высшему образованию существует в российском обществе сегодня?
Эксперт: Буквально за последние два года ситуация изменилась: конкурс в вузы резко растет' (эксперт, Калининград).
  • 'Я думаю, что отношение к высшему образованию сегодня улучшается, судя по прошлым вступительным экзаменам во многие институты' (эксперт, Ростов-на-Дону).


  • 'Все вузы: государственные, частные, филиалы и все пр., – все наполнены. Это просто удивительно: люди получают не просто одно, а даже и второе высшее образование. Т. е. какой-то, я бы сказал, вообще ренессанс, бум высшего образования' (эксперт, Кемерово).


  • 'Эксперт: Для более высокого старта и подтверждения по жизни необходимо высшее образование. Т. е. престиж высшего образования за последние 3-4 года стал повышаться.
Интервьюер: Как Вы думаете, с чем это связано?

Эксперт: Я думаю, с общей культурой. Уходят времена дикого рынка, наступает время более-менее цивилизованных отношений, и интеллект как товар повышается в цене' (эксперт, Кемерово).
  • '7-8 лет назад было как раз предпочтительнее скорее начать работать, и все молодые люди двинулись в сферу бизнеса, в сферу быстрого заработка денег. Сейчас ситуация изменилась: пришло понимание того, что нужны прочные знания, престижные профессии на основе этих прочных знаний. Сейчас многие фирмы – те, которые начинались когда-то с челноков, мелкого бизнеса – уже хотят видеть людей профессиональных, поэтому молодежь стала понимать, что надо учиться' (эксперт, Саратов).
  • 'Участник 1: А дети сами сталкиваются с этим: сейчас, видите, и конкурсы возросли. Сейчас опять это идёт.
Участник 2: Я знаю полно людей, которые стремятся получить высшее образование. А которые ещё не стремятся, все равно уже знают, что без высшего образования им никуда не деться' (ДФГ, Самара).

В целом же респонденты считают, что обладание высшим образованием позволяет человеку успешно решить две взаимосвязанные задачи: во-первых, осуществить естественное стремление к самореализации, а во-вторых – получив престижную, 'денежную' работу, занять более престижное место в обществе.

Образованный человек быстрее и более комфортно адаптируется в жизни, а в случае необходимости смены работы – с меньшими психическими и интеллектуальными затратами приобретает новую специальность.
  • 'Интервьюер: Как Вы считаете, зачем люди стремятся получить высшее образование?
Эксперт: Во-первых, стремление к самоуважению, к самоактуализации, стремление получить более высокий социальный статус. И, в конце концов, это прагматичное такое условие: даже работодатель сегодня стал смотреть не просто на диплом ВУЗа, который ты закончил, но даже и приложение к диплому, чего раньше никогда не делалось – вот эти вот оценки. Т.е. это стало как бы визитной карточкой для стартовых условий' (эксперт, Кемерово).
  • 'Интервьюер: Как Вы считаете, зачем люди стремятся получить высшее образование?
Эксперт: Ну, прежде всего, цель состоит в том, чтобы состояться как личности, как специалисту, получить общественное признание' (эксперт, Тула).
  • 'В рамках профессии, которая является венцом высшего образования, можно находить абсолютно разные варианты. Допустим, закрылась фирма твоя, а образование никуда не делось, и ты ищешь другую фирму, меняешь специализацию. А человек со средним образованием имеет меньше возможностей' (эксперт, Санкт-Петербург).


  • 'Я думаю, что высшее образование – это объем каких-то знаний на уровне высшей школы. У них другой кругозор, другое отношение к жизни, к работе. Человек по-другому себя ощущает, имея за плечами какой-то багаж. Он уверен в себе' (эксперт, Санкт-Петербург).


  • 'Собственно говоря, ценность высшего образования заключается в том, что человек, который получил высшее образование, он дальше обучаемый. Он непрестанно дальше совершенствуется, обучается. Он восприимчив ко всему новому' (эксперт, Тула).
Респонденты отмечают, что сегодня работодатели оценивают потенциального претендента на место в том числе и по его диплому – чего не было еще несколько лет назад.
  • 'Всегда встречают по одежке. А диплом – это и есть своего рода 'одежка' (эксперт, Екатеринбург).


  • 'Мне кажется, что, конечно, получение высшего образования – пусть более затратное и материально, и по времени – все-таки в конечном счете окупится, компенсируется и статусными вещами, и финансовыми, и материальными' (эксперт, Нижний Новгород).


  • 'Я думаю, что сегодня не только престижно, но и карьерно иметь высшее образование' (эксперт, Смоленск).


  • 'Любая более-менее 'приличная' работа в современном мире может быть предоставлена только человеку с высшим образованием. К счастью, последнее время люди начинают понимать, что необходимо получать высшее образование. Это единственная возможность для получения хорошей работы' (эксперт, Санкт-Петербург).


  • 'Интервьюер: Что, на Ваш взгляд, дает человеку высшее образование? Помогает оно устроиться в жизни или нет?
Эксперт: Да, в конечном итоге помогает. Оно дает определенный кругозор, оно дает профессию, оно дает основания претендовать на высококвалифицированную работу' (эксперт, Санкт-Петербург).
  • 'Я думаю, высшее образование имеет значение уже на первом этапе, 'бумажном', при приеме на работу' (эксперт, Ростов-на-Дону).


  • 'Участник 1: Это необходимость.
Участник 2: Это необходимость стала, жизненная необходимость. Я вам говорю: на любую работу – даже таблички разносить – высшее образование требуют, понимаете' (ДФГ, Самара).

Некоторые эксперты и вовсе полагают, что развитие человечества требует неуклонного увеличения количества квалифицированных специалистов в самых разных областях, что неизбежно отражается на престиже высшего образования. Свидетельством этой тенденции может отчасти служить тот факт, что многие люди в западных странах, а с недавних пор и в России, стремятся не просто получить высшее образование, а дополнить его знаниями из других областей – стать ценным специалистом с двумя (а порой и более) дипломами.
  • 'Все человечество делится на две части: тех, кто получил высшее образование, и тех, кто его не получил. Будущее только за людьми с высшим образованием, потому что развитие человечества идет таким образом, что скоро и высшего образования будет недостаточно' (эксперт, Санкт-Петербург).


  • 'Интервьюер: Скажите, можно ли обойтись без высшего образования?
Эксперт: Этого требует развитие самой цивилизации. Цивилизация поднимается на такие уровни, что необразованный человек не сможет воспользоваться всеми ее плодами... Небывалый подъем экономики, производительных сил, которые требуют образованного даже рабочего у станка. У японцев треть рабочих имеет высшее образование. Это позволяет им осваивать новую технику значительно быстрее, чем нашим после вечерней школы' (эксперт, Самара).

Однако некоторые эксперты, напротив, акцентируют внимание не на призрачных потребностях будущего, а на реальных проблемах настоящего. Не секрет, что особенности развития российского государства привели к тому, что огромное количество специалистов с высшим образованием в одночасье остались 'не у дел'. Их навыки оказались невостребованы в новых экономических условиях – и, начав думать 'о хлебе насущном', люди забыли о своей квалификации и амбициях. Немалая часть наших сограждан, закончивших ВУЗы, и сегодня все еще вынуждена работать не по специальности. Именно поэтому респонденты (как рядовые граждане, так и представители региональных элит) часто говорят о некотором переизбытке дипломированных специалистов.
  • 'Больше, конечно, чем нужно. Раз не востребованы – значит, больше. Я это знаю по высшим заведениям Москвы, тем более что у меня сыновья кончали московские ВУЗы. На их факультетах нет ребят, которые работали бы по специальности. Они закончили ВУЗы, аспирантуры и не нашли применения своей работе, своей специализации' (эксперт, Ставрополь).


  • 'Мне кажется, что пока еще – их перепроизводство. Они не востребованы. Отличница, которая ни одной четверки не имела, стоит на базаре, мясо продает и колбасу. А эту работу могли бы выполнять люди с меньшей подготовкой' (эксперт, Смоленск).


  • 'Думаю, больше, чем нужно. Я аргументировал бы это тем, что привел цифры невостребованности людей с высшим образованием: в центре занятости области стоит 320 специалистов-юристов, 340 экономистов и так далее' (эксперт, Калининград).
К тому же некоторые из экспертов убеждены, что для исполнения многих видов работ высокая квалификация вовсе не требуется, а зачастую наличие у работника высшего образования оказывается даже вредным. Как полагают эти респонденты, прохождение человека через высшую школу неизбежно меняет его психологию – восприятие мира и себя в этом мире, и для него выполнение низкоквалифицированного труда является гораздо большим ударом по самолюбию, нежели для работника со средним специальным образованием. А сегодня именно в производственных отраслях – там, где высокой квалификации не требуется – наиболее остро ощущается нехватка рабочих рук.
  • 'Даже в нашем маленьком городке все больше и больше требуются люди со средним образованием. Вот человек получил высшее образование и считает: 'Ого, я с высшим образованием, как я буду работать токарем?'. У нас срабатывает еще тот стереотип: 'Если высшее образование, значит, я должен быть, по крайней мере, хоть каким-нибудь маленьким, но начальником или занимать какой-то пост'. А уже на сегодняшний день в обществе становятся все больше и больше востребованы люди рабочих специальностей, люди, которые непосредственно нас кормят' (эксперт, Смоленская область).


  • 'Высшее образование требуется далеко не во всех отраслях и не во всех местах, куда человек будет обращаться. Какие-то виды работ, разумеется, требуют высшего образования, но такая квалификация может и не потребоваться' (эксперт, Ставрополь).


  • 'Эксперт: Я думаю – получить среднее специальное образование и пойти быстрее работать.
Интервьюер: Почему Вы так считаете?

Эксперт: Специалистов с высшим образованием, тем более с уровнем подготовки, с которым сейчас выпускают – очень много, и квалификация этих специалистов крайне низкая. Это мировая тенденция, что требуется больше специалистов со средним специальным образованием. И у нас эта сфера услуг не развита' (эксперт, Калининград).
  • 'Сегодня огромный недостаток в рабочих профессиях: квалифицированные слесари, токари и так далее. Их не хватает, и это большая проблема' (эксперт, Санкт-Петербург).
Эксперты настаивают, что прежде всего необходимо учитывать внутренние потребности и задатки конкретного человека, пытаться определить его склонность к теоретическим размышлениям или же к сугубо практической, производственной деятельности.
  • 'В любом случае все будет зависеть от способностей: если у человека есть способности к прикладному труду, то зачем ему получать высшее образование? Если же человек более склонен к теоретическим, нежели к практическим вещам, которые требуют больших навыков абстрактного мышления, тогда ему нужно получить высшее образование. Уж лучше заниматься тем, что дается' (эксперт, Ставрополь).
Помимо невостребованности специалистов в силу сложных экономических обстоятельств наше общество столкнулось и с тем, что немалая часть людей с высшим образованием на практике не способна подтвердить обозначенную в дипломе квалификацию. Респонденты (как рядовые граждане, так и представители региональных элит) сетуют на низкое качество современного высшего образования, дающего, как они полагают, не знания, а лишь 'корочки':
  • 'С 'корочками' – столько, сколько нужно, а вот с высшим образованием – это под вопросом. Не каждая 'корочка' дает именно высшее образование' (эксперт, Смоленск).


  • 'Если говорить формально, по дипломам, то их слишком много. Как говорил мне один руководитель хозяйства: 'У нас много людей с дипломом, но мало интеллигентов'. У нас людей с дипломами много, а высоких профессионалов мало. Нужно, наверное, меньше их готовить по количеству, но повышать уровень качества подготовки' (эксперт, Ростов-на-Дону).


  • 'Я думаю, что с высшем образованием их больше, чем нужно, но с качественным высшем образованием – недостаточно. То есть, численность 'больше – меньше' нужно с качеством связывать, на мой взгляд' (эксперт, Брянск).


  • 'Больше, чем нужно. Зная качество высшего образования, его спокойно можно урезать минимум на треть' (эксперт, Ставрополь).
В логике подобных рассуждений вполне логично встает вопрос о качестве образования, о том, что такое хорошее высшее образование и, соответственно, что плохое. Отвечая на него, респонденты отчасти попытались разрешить одну из обозначенных выше проблем: по их мнению, хорошее высшее образование должно готовить прежде всего востребованных специалистов.
  • 'Хорошее образование – это когда востребованный специалист оказывается, а поскольку востребованность сейчас у нас движется к нулю, то можно считать, что у нас образование плохое. Раз образование не дает молодым людям возможность трудоустройства по профессии, значит, образование плохое' (эксперт, Ставрополь).


  • 'Хорошее образование – это то, которое востребовано в обществе, конкурентоспособно и соответствует личности выпускника. А плохое – то, которое по инерции продолжает существовать в обществе, но не находит применения' (эксперт, Смоленск).


  • 'Плохое образование – то, которое не востребовано на рынке труда' (эксперт, Калининград).
И, несомненно, важное условие для приобретения качественных профессиональных навыков – сочетание в учебном процессе широкой теоретической подготовки с практическими занятиями и тренингами.
  • 'Интервьюер: Что, в принципе, по Вашему мнению, должно давать хорошее высшее образование?
Эксперт: Опять-таки, теория с практикой должны быть. То есть не меньше пятидесяти процентов времени в течение учебного процесса студенты должны решать какие-то практические задания, которые связаны с их специальностью' (эксперт, Смоленск).
  • 'Наверное, как бы диалектически: с одной стороны, это должно быть базовое образование, подразумевающее большое знание очень многих вещей, которые, может быть, в прикладном порядке никогда не будут востребованы. И второе: с одной теорией далеко не уйдешь – это безусловно. Некие прикладные вещи, то, что называется методикой, алгоритмами, по которым молодой специалист может начать работать, вот это тоже должно быть заложено. Это должна быть хорошая теоретическая база и определенные прикладные навыки. Должен выходить практик из ВУЗа, но при этом обладающий достаточными теоретическими знаниями' (эксперт, Нижний Новгород).


  • 'Главная проблема заключается в том, что ВУЗы у нас по-прежнему ориентированы только на получение теоретических знаний, в то время как высшее образование за рубежом – это по половине практика и теория. Это проблема дня завтрашнего для нас' (эксперт, Кемерово).


  • 'Для меня хорошее высшее образование – это образование, которое дает хорошие фундаментальные знания, но обязательно связанные с реальной действительностью, практикой. Когда человек не только получил хорошую базу, но эту базу в состоянии приложить к конкретному делу, конкретной профессии' (эксперт, Ростов-на-Дону).


  • 'Хорошее высшее образование должно обязательно давать две вещи. Во-первых, должно давать высокие профессиональные качества. Второе, не менее важное, на мой взгляд, то, что высшее образование должно давать мировоззрение, общее понимание того, что происходит, умение ориентирования в жизни, умение разбираться в людях' (эксперт, Санкт-Петербург).
Вообще же, многие опрошенные считают одним из источников 'плохого' высшего образования материальный фактор. Студенты, за обучение которых заплатили родители, зачастую не имеют стимула и мотивации к учебе. Да и сами преподаватели платных учебных заведений, по убеждению опрошенных, поразительным образом теряют привычную требовательность. 'Боятся лишиться денег', – объясняют респонденты.
  • 'Все-таки считается, что более серьезные, более глубокие знания дает именно бесплатное образование. Как бы, с одной стороны, те же преподаватели дают те же знания. Но, я считаю, такой 'минус': все-таки те, кто бесплатно учится, к ним более требовательный подход. А здесь уже как-то срабатывает психологически: 'Вот заплатил он и учится. Как же ему поставить 'двойку'? Надо же как- то тянуть'' (эксперт, Смоленская область).


  • 'Интервьюер: Как Вы полагаете, по своему качеству платное высшее образование лучше, чем бесплатное, хуже или примерно такое же?
Эксперт: Безусловно хуже. Интеллектуальный фон студентов значительно ниже, и установки на обучение практически отсутствуют. И требования, которые предъявляются к студентам во время обучения, значительно ниже. Люди боятся потерять деньги' (эксперт, Санкт-Петербург).
  • 'Студенты хуже по двум причинам: первое – хуже подготовка, второе – отсутствует мотивация. Родители оплатили, а человеку все равно, где и чему учиться' (эксперт, Барнаул).


  • 'Ну, наверное, это особый контингент учащихся. То есть, снижаются требования преподавателей, с одной стороны. С другой стороны, студент начинает понимать, что он заплатил за диплом, и он как бы может и не напрягаться' (эксперт, Брянск).


  • 'Участник 1: Я считаю, для чего сделали платное образование? Во-первых, ради личной наживы или же для того, чтобы абитуриенты учились лучше за свои деньги. Я считаю, что наоборот: студенты не учатся, те, кто платят, потому что они считают: мы платим, и этого достаточно.
Участник 2: За все 'уплочено'. Кстати, есть у меня знакомый, учится в институте платном. Знания, естественно, оставляют желать лучшего' (ДФГ, Москва).
  • 'Мне кажется, требований к платному образованию меньше. Они как бы чувствуют, что они оплатили это образование и к ним должны по-другому относиться' (ДФГ, Москва).


  • ' А платное... Просто там легче учиться: хочешь – не учись. Ты можешь не ходить никуда, тебе 'тройку' поставят в любом случае' (ДФГ, Самара).
Однако необходимо сделать важное замечание: отмеченное выше пренебрежительное отношение к учебе имеет место, по убеждению опрошенных, лишь тогда, когда за учебу платит не сам студент. Если же приобретение высшего образования является осознанным желанием самого обучающегося, да к тому же оплачивается из его кармана – отношение к учебе априори иное.
  • 'Я считаю, что тогда человек не может бросить учиться, если он оплачивает сам свою учебу. Только при условии, что он оплачивает, тогда он будет учиться' (эксперт, Санкт-Петербург).


  • 'В принципе, если человек оплачивает свою учебу, то ответственности у него больше' (эксперт, Воронеж).


  • 'Это дает человеку возможность действовать в системе образования более ответственно и самостоятельно, потому что он уже несет свои собственные затраты. Он более смел и решителен в обращении с преподавательской средой, потому что у него есть право требовать качество образовательных услуг за свои деньги' (эксперт, Калининград).


  • 'Участник: Вот вы знаете Ваню. Он на платное поступил и сам за себя платит – сам работает. На шее не сидит ни у кого. Сам зарабатывает.
Модератор: Давайте обсудим вопрос, как зависит качество образования от того, платное оно или бесплатное.

Участник: Когда у меня было бесплатное, я на него чихал. А если бы платил, я бы уже прислушался' (ДФГ, Новосибирск).

Некоторые опрошенные отмечают, что существенной разницы между платным и бесплатным образованием нет. Это обусловлено, по их мнению, тем, что восприятие учебного процесса – будь то на платном отделении или на бесплатном – зависит исключительно от отношения к нему конкретного студента: можно вполне успешно ничего не делать на бесплатном отделении и выйти первоклассным специалистом с платного.
  • 'Я считаю, что, наверное, одинаковое качество. Все зависит от того человека, который учится: можно и с бесплатного дураком прийти и можно получить на платном прекрасное образование. Это все зависит в первую очередь от самого человека, который поступает, который хочет получить это образование' (эксперт, Смоленская область).


  • 'Все зависит от внутреннего состояния человека, как он ко всему относится: хочет он быть специалистом и занять свою нишу в жизни или не хочет' (эксперт, Санкт-Петербург).


  • 'А качество зависит от человека: если ему будет жалко потраченных денег, он будет учиться и стремиться и получит хорошее образование – и на платном, и на бесплатном. А если ему нужно 'для галочки', чтобы высшее образование было, его хоть там, хоть там учи...' (ДФГ, Самара).
В целом же, респонденты замечают, что потенциально платное образование может ничем не уступать по качеству бесплатному, ведь преподавательский состав везде один и тот же.
  • 'Допустим, есть одно учреждение: есть платное образование, есть бесплатное. Преподаватель – или кандидат, или профессор – будет преподавать и там, и там, мне кажется, одинаково: что там он выкладывался, что здесь выкладывается' (эксперт, Смоленская область).


  • 'Все равно все зависит от качества преподавательского состава самого. Платность или неплатность тут не играют роли. Хороший преподаватель преподает хорошо независимо от того, платное заведение или нет' (эксперт, Смоленск).


  • 'Ведь одни и те же преподаватели, которые преподают сразу в нескольких местах, одни и те же программы. Разительных колебаний здесь быть не должно' (эксперт, Тула).


  • 'Я, честно говоря, разницы в качестве преподавания не вижу. Сейчас есть такая интересная закономерность, что в платных коммерческих ВУЗах работает состав профессоров из государственных ВУЗов, поэтому качество преподавания выравнивается' (эксперт, Калининград).


  • 'Модератор: А преподавание в ВУЗе зависит от того – учишься на платном или бесплатном?
Участник 1: Одни и те же преподаватели что там, что там.

Участник 2: Так же, как и учителя: что в гимназии, что в общеобразовательной школе. Так же и врачи: в каких-то платных центрах врачи одни и те же. Они заканчивали наши институты' (ДФГ, Москва).

Как уже отмечалось выше, подавляющее большинство опрошенных полагают, что иметь высшее образование важно. Однако в сегодняшней России это достаточно дорогое удовольствие. Почти три четверти наших сограждан (74%) убеждены, что сейчас поступить в ВУЗ без значительных финансовых затрат нельзя (противоположной позиции придерживаются лишь 18% опрошенных).

Отметим, что наибольший процент считающих поступление без значительных капиталовложений возможным оказывается в высокоресурсных группах (среди респондентов с высшим образованием – 24%; людей со среднемесячным доходом выше 1500 рублей – 26%; жителей мегаполисов – 25%). Вероятно, причина этого кроется в самой формулировке вопроса: вполне естественно, что фраза 'значительные финансовые затраты' несет для состоятельных и несостоятельных россиян различную смысловую нагрузку. Кстати, именно среди респондентов с доходами менее 1000 рублей количество уверенных в невозможности поступления без значительных затрат было максимальным – 80% против 74% в целом по выборке.

Впрочем, некоторые наши сограждане (и эксперты, и рядовые россияне) полагают, что шанс поступить в ВУЗ без внушительных финансовых затрат есть, хотя и минимальный.

Во-первых, эта возможность имеет гораздо большие шансы на осуществление при поступлении в непрестижные ВУЗы или на непопулярные специальности.
  • 'Смотря какой ВУЗ. Чтобы получить именно высшее образование в виде 'корочки', которая ему даст возможность продвижения вперед, то те же самые пединституты – можно туда поступить' (эксперт, Смоленск).


  • 'Интервьюер: И почему в эти ВУЗы можно поступить без финансовых затрат?
Эксперт: Потому что они готовят специалистов непрестижных специальностей. Это люди, в которых деловой мир не нуждается, он туда не стремится. Он не создает конкуренции, не создает условия, чтобы выманивать у поступающих деньги. Туда можно поступить' (эксперт, Самара).
  • 'Если ВУЗ без конкурса, то затрат практически никаких не нужно. Что касается престижных ВУЗов, то здесь нужны большие деньги. Основной критерий поступления в престижный ВУЗ – это взятка. Таксы взяток публикуются в печати' (эксперт, Санкт-Петербург).
Во-вторых, вероятность поступления 'совсем без денег' имеется при наличии у абитуриента исключительно высоких способностей вкупе с блестящей подготовкой.
  • 'Я в Смоленске знаю очень многих людей, которые считают, что без денег, без взяток вообще поступить нельзя. Я работаю в ВУЗе и знаю, что это безусловно не так. Можно поступить, если ты очень хорошо подготовлен. Ты можешь поступить без всяких взяток' (эксперт, Смоленск).


  • 'В Москве есть лицей новых технологий – рядом с университетом расположен. И я знаю, что вся группа поступала в три ВУЗа. И они поступили в Бауманское, в кибернетики и в МГУ. И везде они почему-то поступили. Они были подготовлены. Никаких взяток родители не давали – это я знаю точно. У них была очень серьезная подготовка, а это значит, что при специализированной подготовке затраты минимальны' (эксперт, Смоленск).


  • 'Маленькая вероятность, но есть. Какая-то возможность, вообще буквально ничего не затратив, а проявив только свои таланты, теоретически имеется' (эксперт, Кемерово).
Как замечают опрошенные, уровень подготовки, необходимый для поступления в ВУЗ, в школе не дается – программы этих учебных заведений во многом не соответствуют друг другу. Большинству поступающих в ВУЗы – и медалистам, и простым школьникам – оказываются необходимы репетиторы или платные подготовительные курсы. О неизбежности обращения за дополнительными занятиями с целью устранить пробелы образования говорят 36% опрошенных, ответивших на вопрос о том, на что, по их мнению, в первую очередь приходится тратить деньги при подготовке ребенка к поступлению в ВУЗ (эта цифра составляет чуть более половины всех ответивших на данный вопрос анкеты).

Здесь респонденты упоминают следующие затраты:
  • на репетиторов: 'берут дополнительных педагогов'; 'за репетиторство в первую очередь'; 'нанимать учителей для подготовки'; 'за частные уроки, репетиторство' (открытый вопрос, 22%);
  • на платные подготовительные курсы: 'за подготовительные курсы в институт'; 'за обучение на подготовительных курсах' (открытый вопрос, 10%);


  • на заполнение пробелов в образовании в целом: 'для подготовки – у нас в школе был слабый иностранный язык'; 'за знания, которые выходят за рамки школьной программы'; 'за знания, которые недодает школа' (открытый вопрос, 5%).
О необходимости обращения к репетиторам говорили и участники фокус-групп, и региональные эксперты.
  • 'Минимально с репетиторами сейчас работают все, включая и отличников, но я считаю, что это не слишком высокая и не запредельная цена. По крайней мере, у меня в позапрошлом году сын поступил, и он работал с репетиторами. На мой взгляд, это совершенно очевидная вещь, и не самая большая затрата. Я имею в виду, что можно поступить на бесплатное отделение, достаточно хорошо подготовившись' (эксперт, Нижний Новгород).


  • 'Конечно же, нужны репетиторы, потому что школьное образование зачастую не дает тех знаний, которые требуют ВУЗы' (эксперт, Санкт-Петербург).


  • 'Участник 1: Лучше подготовительные курсы. Конечно, может преподать и репетитор, но это дороже. Только и всего.
Участник 2: У репетитора работа такая: ты пришел на урок, тебе дают задание: 'Вот, к следующему занятию выучи мне от этой странички до этой странички'. На следующее занятие приходишь и репетитору рассказываешь выученный материал – как в школе на уроке. Единственное, если ты говоришь неправильно, репетитор тебя поправляет. И всё. Все его функции.

Участник 3: И все равно. Он четко спрашивает: что тебе нужно и в чем ты 'дуб дубом'. Вот для чего нужен репетитор' (ДФГ, Новосибирск).
  • 'При поступлении тратятся, потому что школа не дает достаточных знаний для поступлений в институт, естественно, значит, приходится нанимать репетиторов' (ДФГ, Москва).
Необходимо отметить, что сам по себе значительный разрыв в программных требованиях школы и ВУЗа хотя, естественно, не устраивает респондентов, но при этом не вызывает резкой негативной эмоциональной реакции. Неизбежные последствия подобного несоответствия – репетиторы, платные подготовительные курсы – воспринимаются опрошенными нейтрально, как неизбежное 'сопровождение' человека при переходе с одной образовательной ступени на другую:
  • 'В любом случае, какие бы знания ни имел молодой человек, они нуждаются в оформлении. А для этого необходимы квалифицированные преподаватели, которые далеко не всегда присутствуют в школах. Поэтому приходится тратиться на то, чтобы привести знания молодых людей в систему' (эксперт, Ставрополь).


  • 'Во всяком случае, обязателен тренинг, репетиторство, потому что иначе не поступить. Здесь даже золотой или серебряный медалист идет на подготовительные курсы' (эксперт, Барнаул).
Однако проблема репетиторства имеет, как известно, и другое измерение: давно уже получила распространение практика нелегальной оплаты поступления в вуз – непосредственно 'в руки' преподавателю. А эти преподаватели в большинстве случаев – те самые репетиторы. Поэтому вопрос о репетиторстве и его функциях наши сограждане рассматривают с двух позиций – с точки зрения получения недостающих знаний и/ или помощи непосредственно в поступлении.
  • 'Я знаю, что очень много уходит на репетиторов, и, опять же, репетитор готовит и одновременно гарантирует потом переговоры с преподавателями. Это как маркетинг: передача из рук в руки' (эксперт, Смоленск).


  • 'Во-первых, все знают, что существует такая система, и что нужно пройти заранее репетиторство в определенном педагогическом комитете. Это в некоторой степени является протежированием будущего поступления. Это скрытая форма протежирования, которая выводит людей за скобки конкуренции, создает условия протежирования' (эксперт, Калининград).
Именно в связи с таким положением дел в современной высшей школе вопрос о взяточничестве преподавателей стоит очень остро.

О том, что основная часть средств при подготовке ребенка к поступлению в ВУЗ тратится на взятки, сказали 33% опрошенных – почти половина всех ответивших на вопрос о финансовых затратах. О том же говорили и участники ДФГ, и представители региональных элит:
  • 'За то, чтобы он прошел по конкурсу, поступил хоть как-то в институт' (открытый вопрос).


  • 'За то, чтобы не завалили на экзаменах' (открытый вопрос).


  • 'Взятки при поступлении' (открытый вопрос).


  • 'Взятка, чтобы пройти по конкурсу' (открытый вопрос).


  • 'Эксперт: Прямые взятки. У нас в Ставрополе существует такая ставка официальная – 'благотворительный взнос'. Это больше ста тысяч рублей – платится при поступлении. И это в ВУЗ, который принадлежит государству! Тот, кто не может оплатить этот 'благотворительный взнос', выкидывается из дальнейшей программы.
Интервьюер: А если они заплатили, они учатся платно или бесплатно?

Эксперт: Нет, вот только этот взнос, и все. В общем, это так называемое 'бюджетное место'. Это бесплатные места продаются' (эксперт, Ставрополь).
  • 'Эксперт: Тратятся на то, чтобы найти человека, который помог бы туда поступить.
Интервьюер: Это не то что оплата репетитору? Это оплата конкретно человеку, который поможет поступить?

Эксперт: Да, конкретно человеку, у которого есть связи и который поможет' (эксперт, Смоленская область).
  • 'Это связано со связями, подношениями формальными и неформальными. Есть масса форм для прямых, косвенных, спонсорских затрат' (эксперт, Ростов-на-Дону).


  • 'Я думаю, что статьи расходов основные – это теневые статьи. Ну, например, взяточничество преподавателей' (эксперт, Брянск).


  • 'Модератор: Скажите, пожалуйста, вы говорите: 'деньги, деньги'... А на что эти деньги тратятся?
Участник: На преподавателей.

Модератор: Что значит 'на преподавателей'?

Участник: Которым государство не платит деньги.

Модератор: Вы имеете в виду на поступление или на обучение уже?

Участник: И на поступление, и на обучение' (ДФГ, Новосибирск).

Кстати, 46% опрошенных, имеющих детей, внуков и иных близких родственников-студентов или абитуриентов ВУЗов (10% в целом по выборке), ответили, что им приходилось платить деньги за подготовку ребенка к поступлению в ВУЗ, и ровно такая же доля (46%) этой группы респондентов – что им платить не приходилось. Отметим, впрочем, что вероятнее всего, доля положительно ответивших на этот вопрос положительно была бы несколько выше, если бы он задавался только родителям студентов или абитуриентов, но не прочим родственникам – ведь подготовку претендента на высшее образование, как правило, оплачивают не все члены семьи.

Вполне естественно, что положение дел в высшей школе, и прежде всего – прикрытое или неприкрытое взяточничество в ходе приемных экзаменов, не устраивает респондентов. Они полагают, что коррумпированность российских преподавателей – зло, с которым необходимо всеми силами бороться.
  • 'Я говорю о коррупции, которая наше высшее образование охватила целиком. Надо бороться с коррупцией – в первую очередь, с тем, что денежные отношения пронизали все образование, и эти денежные отношения не имеют в самом деле никакого отношения к повышению зарплаты, к приобретению программ учебных или того, что этим программам способствует' (эксперт, Ставрополь).


  • 'Проводить реформу в высшем образовании, конечно, нужно. Потому что в сегодняшнем мире высшее образование – главный ресурс, который может позволить вхождению в глобальное общество. Главная проблема – это повышение заработной платы и престижа работников, преподающих в высших учебных заведениях. Это самая главная проблема' (эксперт, Санкт-Петербург).
Однако при этом многие находят для себя возможным оправдать такое поведение преподавателей: как известно, их зарплата мизерна; именно это обстоятельство и толкает на подобные злоупотребления. Главный виновник сложившейся ситуации – государство, попросту отвернувшееся от высшей школы. Поэтому без достойных инициатив 'сверху' ждать положительных перемен в этой сфере не приходится:
  • 'Мне кажется, существенный барьер – это все-таки то, что очень низкая оплата, зарплата всех этих профессоров, преподавателей из института. Это и способствует тому, что существуют скрытые затраты на то, чтобы ребенок поступил. Мне говорит профессор: 'Если я получаю зарплату 1, 5 тыс., мне, конечно, очень трудно удержаться от соблазна помочь кому-то поступить, если мне сразу 10-20 тыс. дадут' (эксперт, Смоленская область).


  • 'Один из барьеров – коррупция, поскольку не платят преподавателям и им приходится как-то выкручиваться' (эксперт, Санкт-Петербург).


  • 'Нашим преподавателям мало платят, может быть, действительно, нужно увеличить оплату труда преподавателей, которым не нужно было бы заниматься репетиторством. Нужно дать бесплатное образование, но соответствующим образом поддержать преподавателей' (эксперт, Санкт-Петербург).
Однако нельзя не заметить, что оправдательные мотивы звучат лишь из уст региональных экспертов, но отнюдь не рядовых граждан. Это и понятно: многие из опрошенных представителей региональных элит являются преподавателями, и их отношение к рассматриваемой проблеме априори несколько иное. Реакция же простых россиян на коррумпированность преподавательского состава однозначна – резкое осуждение.


 
2.Графики и открытые вопросы

КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, СЕГОДНЯ ВАЖНО ИЛИ НЕ ВАЖНО ИМЕТЬ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ?

ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО СЕГОДНЯ МОЖНО ПОСТУПИТЬ В ВУЗ БЕЗ ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ ДЕНЕЖНЫХ ЗАТРАТ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО СЕГОДНЯ НЕЛЬЗЯ ПОСТУПИТЬ В ВУЗ БЕЗ ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ ДЕНЕЖНЫХ ЗАТРАТ. С КАКОЙ ТОЧКОЙ ЗРЕНИЯ - ПЕРВОЙ ИЛИ ВТОРОЙ - ВЫ СОГЛАСНЫ?

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, У ВАС ЕСТЬ ДЕТИ, ВНУКИ ИЛИ ДРУГИЕ БЛИЗКИЕ РОДСТВЕННИКИ - СТУДЕНТЫ ВУЗОВ, ПОСТУПИВШИЕ ИЛИ ПОСТУПАЮЩИЕ В ВУЗЫ В ЭТОМ ГОДУ?

ВАМ ПРИХОДИЛОСЬ ИЛИ НЕ ПРИХОДИЛОСЬ ПЛАТИТЬ ДЕНЬГИ ЗА ПОДГОТОВКУ ВАШЕГО РЕБЕНКА (ВНУКА ИЛИ ДРУГОГО БЛИЗКОГО РОДСТВЕННИКА) К ПОСТУПЛЕНИЮ В ВУЗ? (Ответы заявивших, что у них есть близкие родственники - студенты или абитуриенты ВУЗов)

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, СКОЛЬКО ДЕНЕГ В ЦЕЛОМ ВАМ ПРИШЛОСЬ ПОТРАТИТЬ НА ПОДГОТОВКУ ВАШЕГО РЕБЕНКА (ВНУКА ИЛИ ДРУГОГО БЛИЗКОГО РОДСТВЕННИКА) К ПОСТУПЛЕНИЮ В ВУЗ? (Ответы заявивших, что им приходилось платить деньги за подготовку своего близкого родственника в ВУЗ.)

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, С ОБРАЗОВАНИЕМ ПО КАКОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ СЕГОДНЯ ЛЕГЧЕ ДОБИТЬСЯ УСПЕХА В ЖИЗНИ?



ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ЗА ЧТО, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ПРИХОДИТСЯ ПЛАТИТЬ ДЕНЬГИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ПОСТУПЛЕНИЮ В ВУЗ?



Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Подготовка к экзаменам

36

Репетиторы

22

'Берут дополнительных педагогов'; 'учителей нанимают, репетиторов'; 'за индивидуальные занятия'; 'за занятия с учителями дополнительно'; 'за репетиторство в первую очередь'; 'нанимать учителей для подготовки'; 'за частные уроки, репетиторство'; 'за работу преподавателя'; 'за работу репетиторов'.

Курсы

10

'За подготовительные курсы в институт'; 'курсы при институте'; 'за обучение на подготовительных курсах'; 'разные подготовительные курсы'.

Заполнение пробелов в образовании

5

'Для подготовки – у нас в школе был слабый иностранный язык'; 'за пробелы в знаниях, полученные в школе'; 'за знания, которые выходят за рамки школьной программы'; 'за знания, которые недодает школа'; 'за незнание ребенка, за отсутствие знаний'; 'улучшить знания'; 'за незнание предмета '.

Подготовка к поступлению в целом

2

'За подготовку именно'; 'за подготовку к поступлению'; 'за подготовку дополнительную'; 'подготовка – за нее'.

Учебники, дополнительная литература

1

'За учебники вузовские надо платить, канцтовары'; 'за компьютер, интернет, литературу'; 'книги, вплоть до карандаша'; 'учебники'; 'за учебные пособия'; 'за книги'.

Взятки за поступление в ВУЗ

33

'За то, чтобы он прошел по конкурсу, поступил хоть как-то в институт'; 'надо дать взятку'; 'приходится давать взятки'; 'за то, чтобы не завалили на экзаменах'; 'взятки при поступлении'; 'дать взятку, чтобы сдать экзамены'; 'оплачивать место в вузе'; 'на лапу'; 'за то, чтоб поступить, – взяточничество'; 'за поступление в институт'; 'за возможность пройти в этот институт'; 'взятка, чтобы пройти по конкурсу'; 'за то, чтоб поступил только, чтоб взяли'.

Платить надо за все

4

'За все'; 'там за все просят, говорят'; 'платим за все, чтобы только поступил'; 'за что ни возьмись'; 'за все, куда ни ткнись'; 'там сейчас все за деньги'; 'платить приходится буквально за все, за каждый шаг'.

Платное обучение

3

'За полное обучение, отдал кругленькую сумму – и можешь спать спокойно, считай уже себя студентом'; 'за образование'; 'само обучение'; 'за обучение каждый семестр'; 'платное образование'; 'платное обучение уже везде'; 'за платный факультет'; 'за само обучение на платной основе – на платное обучение всех берут'.

Нет ответа, ответ не на тему

29

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 3-4 августа 2002 г. 1500 респондентов.


 
3.Опрос экспертов

ВОПРОС: КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, СЕГОДНЯ ВАЖНО ИЛИ НЕ ВАЖНО ИМЕТЬ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ?

ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКАЯ ДОЛЯ РОССИЯН ОТВЕТИТ, ЧТО СЕГОДНЯ ВАЖНО ИМЕТЬ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ? ПОПРОБУЙТЕ ОЦЕНИТЬ ЭТУ ДОЛЮ В ПРОЦЕНТАХ.

ВОПРОС: ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО СЕГОДНЯ МОЖНО ПОСТУПИТЬ В ВУЗ БЕЗ ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ ДЕНЕЖНЫХ ЗАТРАТ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ПОСТУПИТЬ В ВУЗ БЕЗ ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ ДЕНЕЖНЫХ ЗАТРАТ СЕГОДНЯ НЕЛЬЗЯ. С КАКОЙ ТОЧКОЙ ЗРЕНИЯ – ПЕРВОЙ ИЛИ ВТОРОЙ – ВЫ СОГЛАСНЫ?

ВОПРОС: ВАМ ПРИХОДИЛОСЬ ИЛИ НЕ ПРИХОДИЛОСЬ ПЛАТИТЬ ДЕНЬГИ ЗА ПОДГОТОВКУ ВАШЕГО РЕБЕНКА (ВНУКА ИЛИ ДРУГОГО БЛИЗКОГО РОДСТВЕННИКА) К ПОСТУПЛЕНИЮ В ВУЗ?

ВОПРОС: ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О ВАШЕМ РЕГИОНЕ, СКОЛЬКО ДЕНЕГ ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО НУЖНО ПОТРАТИТЬ, ЧТОБЫ ПОДГОТОВИТЬ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ К ПОСТУПЛЕНИЮ В ВУЗ?

Телефонные интервью с представителями региональных властных, интеллектуальных и медиаэлит 30 июля - 1 августа 2002 г. 130 экспертов.


 
4.Приложение.Таблицы

КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, СЕГОДНЯ ВАЖНО ИЛИ НЕ ВАЖНО ИМЕТЬ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1004711302939465435273819323712263531121739262611132461651004555332641
важно 8185758783767883858078768182868480828183798181738179818691858386878583
не важно 141219101417161312171415151413111613161116141317161616135131412111115
затрудняюсь ответить 5363376443710441545365561035314231222


ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО СЕГОДНЯ МОЖНО ПОСТУПИТЬ В ВУЗ БЕЗ ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ ДЕНЕЖНЫХ ЗАТРАТ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО СЕГОДНЯ НЕЛЬЗЯ ПОСТУПИТЬ В ВУЗ БЕЗ ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ ДЕНЕЖНЫХ ЗАТРАТ. С КАКОЙ ТОЧКОЙ ЗРЕНИЯ - ПЕРВОЙ ИЛИ ВТОРОЙ - ВЫ СОГЛАСНЫ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1004711302939465435273819323712263531121739262611132461651004555332641
с первой 18207271612191722191513181824131326252318111639121711199242919292519
со второй7473826877787474757572717476698077686668748176498077847283696275677071
затрудняюсь ответить 87114797836141575771069987812865987954511


СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, У ВАС ЕСТЬ ДЕТИ, ВНУКИ ИЛИ ДРУГИЕ БЛИЗКИЕ РОДСТВЕННИКИ - СТУДЕНТЫ ВУЗОВ, ПОСТУПИВШИЕ ИЛИ ПОСТУПАЮЩИЕ В ВУЗЫ В ЭТОМ ГОДУ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1004711302939465435273819323712263531121739262611132461651004555332641
да 2224162324202122212818192222252322201623222419161330162918161219192011
нет 7876847776807978797282817878757778808477787681848770847182848881818089


ВАМ ПРИХОДИЛОСЬ ИЛИ НЕ ПРИХОДИЛОСЬ ПЛАТИТЬ ДЕНЬГИ ЗА ПОДГОТОВКУ ВАШЕГО РЕБЕНКА (ВНУКА ИЛИ ДРУГОГО БЛИЗКОГО РОДСТВЕННИКА) К ПОСТУПЛЕНИЮ В ВУЗ? (Ответы заявивших, что у них есть близкие родственники - студенты или абитуриенты ВУЗов)

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1004711302939465435273819323712263531121739262611132461651004555332641
приходилось 10125912101010916771011139111181291111510125128961110135
не приходилось1010912128911101199101010131077101110793168147758776
затрудняюсь ответить 22321221212321221212232212322110100


СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, СКОЛЬКО ДЕНЕГ В ЦЕЛОМ ВАМ ПРИШЛОСЬ ПОТРАТИТЬ НА ПОДГОТОВКУ ВАШЕГО РЕБЕНКА (ВНУКА ИЛИ ДРУГОГО БЛИЗКОГО РОДСТВЕННИКА) К ПОСТУПЛЕНИЮ В ВУЗ? (Ответы заявивших, что им приходилось платить деньги за подготовку своего близкого родственника в ВУЗ.)

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1004711302939465435273819323712263531121739262611132461651004555332641
до 3000 руб. 23323222241222414213231004453000000
3000 - 10000 руб. 34023332342243142323343234123212240
10000 и более руб. 33134233252024623414235033031445742


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 3-4 августа 2002. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.