www.fom.ru · поиск · · расширенный поиск ·      








26.09.2002, Опрос населения

МЧС и образ спасателя



1.МЧС: 'профессиональные герои'
2.Графики и открытые вопросы
3.Опрос экспертов
4.Приложение.Таблицы

 
1.МЧС: 'профессиональные герои'


Значительно участившиеся в последнее время природные катаклизмы и катастрофы вывели деятельность Министерства по чрезвычайным ситуациям на первые полосы в сообщениях электронных и печатных СМИ. Данные опроса показывают, что это ведомство очень популярно среди наших сограждан. Доля опрошенных, способных высказать свою точку зрения по поводу деятельности МЧС и его руководителя, оказалась значительно более высокой, чем в случаях, когда речь шла о других министерствах. Формированию мнений респондентов в решающей степени способствовало активное освещение в СМИ происходящих стихийных бедствий и роли МЧС в ликвидации их последствий: согласно данным, абсолютное большинство участников общероссийского опроса (96%) за последние полгода лично не встречались со спасателями МЧС.
  • '1-й участник: Мы получаем информацию только из СМИ.
2-ая участница: Судя по информации из СМИ, они работают достаточно удовлетворительно.

3-й участник: СМИ показывают их очень с положительной стороны' (ДФГ, Воронеж).
  • '1-й участник: На мой взгляд, они работают хорошо, и у них есть резервы, есть возможность работать еще лучше.
2-й участник: По телевизору показывают, что они работают хорошо.

Модератор: А в чем именно это проявляется?

2-й участник: Оперативно везде приезжают, все делают быстро, хорошо. Я с ними не сталкивался, но то, что показывают, мне нравится' (ДФГ, Санкт-Петербург).
  • 'Часто слышу о них в новостях хорошее'; 'слышала о них, видела по ТВ'; 'впечатление по СМИ' (открытый вопрос).
Более половины опрошенных (54%) полагают, что МЧС сегодня работает хорошо, а среди респондентов с высшим образованием придерживаются такой точки зрения 61%. Одним из основных обстоятельств, позволяющих респондентам высоко оценивать работу МЧС, является эффективное исполнение подразделениями этого ведомства своих прямых обязанностей, а именно – ликвидация последствий стихийных бедствий и иных природных и техногенных катастроф. Именно на это указали примерно треть всех ответивших на открытый вопрос о том, почему они оценивают деятельность МЧС позитивно (16% в целом по выборке).
  • 'Работали хорошо во время наводнения'; 'работают при разных катаклизмах, авариях'; 'сужу по оказанию помощи после смерчей и наводнений в Краснодарском крае'; 'помогают при наводнениях, взрывах'; 'была оказана помощь людям, пострадавшим от стихийных бедствий' (открытый вопрос).
Для трети опрошенных, вынесших положительную оценку деятельности МЧС (15% по выборке в целом), решающим фактором является оперативность и мобильность спасателей. Эти люди всегда готовы прийти на помощь, говорят респонденты, они 'везде первые', и это обстоятельство вызывает только уважение и восхищение:
  • 'Быстро собираются, всегда готовы на выезд'; 'вовремя реагируют'; 'быстро выезжают в места, где беда, быстро выполняют свои обязанности'; 'во всех точках они в первую очередь появляются'; 'вовремя оказывают помощь'; 'высокая мобильность' (открытый вопрос).
Специфика восприятия нашими согражданами МЧС заключается в том, что в массовом сознании это министерство практически отождествляется с оперативными службами, выполняющими его распоряжения на местах: представления респондентов о работе министерства всецело определяются их представлениями о работе рядовых спасателей. Эта особенность, характеризующая восприятие МЧС, видна еще нагляднее при сравнении отношения к этому ведомству – и к другим: в большинстве предыдущих случаев министерства отождествлялись с работой бюрократического аппарата, что априори вызывало определенное отчуждение и в значительной степени сказывалось на вынесении оценки работе соответствующего ведомства. В данном же случае положительная оценка действий рядовых спасателей до известной степени воспроизводится в оценке работы всего Министерства – во многом именно по причине тождественности этих двух сфер для рядового гражданина.

Более чем для трети всех ответивших на вопрос, почему они оценивают работу МЧС хорошо (18% от общего числа опрошенных), главным критерием стало наличие конкретных результатов деятельности ведомства – 'их работа видна':
  • 'Самые плодотворные, постоянно в труде'; 'выполняют свои обязанности'; 'делают свое дело как полагается'; 'видно их работу, и они справляются с ней хорошо'; 'есть много ситуаций, которые они отрабатывают на 'отлично'; 'их работу видно на деле, а не на словах'; 'неплохо справляется с поставленными задачами' (открытый вопрос).
На обсуждениях в фокус-группах было обнаружено еще одно обстоятельство, которое в значительной степени способствовало формированию позитивного образа МЧС в глазах наших сограждан. Участники дискуссий упомянули о том, что именно российские спасатели были задействованы в ликвидации последствий землетрясения в Турции, именно их умения и навыки пригодились после сильного наводнения в Германии минувшим летом. Респонденты подчеркивают, что МЧС высоко ценят за рубежом, и помощь, оказываемая российскими спасателями их западным коллегам, всегда своевременна и эффективна:
  • 'То, что у нас хорошие специалисты, говорит тот факт, что их приглашают за границу работать и что никогда не отказываются от <их> помощи, всегда с удовольствием принимают. А то, что в нашей стране, при общем упадке, имеется отличное подразделение, – просто невероятно, лучше оно быть не может' (ДФГ, Санкт-Петербург).
Нарекания в адрес работы Министерства по чрезвычайным ситуациям тоже слышались, хотя и значительно реже, чем позитивные отклики. В целом, негативные оценки деятельности МЧС давались в шесть раз реже, чем позитивные – 9% против 54%. В числе претензий, предъявленных респондентами к работе МЧС, было и обвинение в том, что российские спасатели действуют все же недостаточно оперативно – так считает десятая часть ответивших на соответствующий вопрос анкеты (1% всех участников опроса). Подобные высказывания звучали и на фокус-группах.
  • 'Когда было на юге наводнение, те люди, которые там были, говорили, что помощь к пострадавшим приходила безумно долго, иногда вообще не приходила. Никого не было: ни МЧС, ни администрации – никого' (ДФГ, Москва).


  • 'Могли бы быстрее реагировать'; 'вовремя не принимают меры' (открытый вопрос).
Причем медлительность, проявляемая иногда российскими спасателями, особенно раздражает опрошенных на фоне информации об отзывчивости МЧС на беды зарубежных стран.
  • '1-й участник: Судя по телевидению, нормально справляются: летают и в Турцию, и еще куда-то, где землетрясения.
2-ая участница: Как и должно быть.

3-я участница: А когда у нас случается...

4-ая участница: ...они медлят.

3-ая участница: За границу они быстро собираются, а у нас...' (ДФГ, Москва).
  • '1-й участник: Вот наша служба спасения неплохо справляется с последствиями землетрясений – они помогали Турции. Они были готовы оказать помощь Германии, когда она пострадала от наводнения. Но почему-то у нас в России, они, мне кажется, работают не совсем хорошо.
2-ая участница: Да, правильно.

3-я участница: Как показуха какая-то' (ДФГ, Воронеж).

В целом же претензии к работе Министерства по чрезвычайным ситуациям респонденты, оценивающие эту деятельность негативно (9%), сводят к двум основным группам.

Во-первых, говорится, что реальная работа Министерства заключается лишь в устранении последствий всевозможных природных катаклизмов и катастроф, однако ничего не делается для того, чтобы предотвратить их возникновение:
  • 'Они действуют уже по случившемуся факту, а не предотвращают'; 'нужно предотвращать вовремя катастрофические ситуации, их не должно быть'; 'нет предупреждения чрезвычайных ситуаций' (открытый вопрос, 1% ответов).
Во-вторых, респонденты указывают на определенную халатность и недобросовестность некоторых сотрудников МЧС по отношению к своей работе:
  • 'Да по Ленску судим: все дома пришлось перестраивать'; 'не могут справиться с наводнением до сих пор'; 'никто не работает после наводнения, не разбирает завалы' (открытый вопрос, 3% ответов).
Здесь же респонденты говорят и о летних подмосковных пожарах, которые в этом году были особенно сильными. Они полагают, что халатность руководства МЧС проявилась в том, что ситуацию не начали исправлять сразу, на первых этапах, а стали действовать, лишь когда едким дымом заволокло столицу:
  • 'Участник ДФГ: А вот по поводу пожаров в Москве тоже можно отметить, что, в принципе, это было давно, в течение лета, а тушить стали только в конце.
Модератор: МЧС этим должно было заниматься?

Участник ДФГ: Я думаю, если пожарная служба к ним относится, то они должны были' (ДФГ, Москва).
  • 'Допустили до сильных пожаров в Подмосковье. Они раньше были, но таких сильных, как в этом году, не было – ничего не делается'; 'тушение пожаров в Подмосковье' (открытый вопрос).
Обратим внимание на одно обстоятельство: в массовом сознании практически отсутствует четкое представление о сфере компетенции и границах должностных обязанностей спасателей. Анализ рассуждений респондентов на фокус-группах и их ответов на открытые вопросы выявляет их незнание объема профессиональной ответственности спасателей: должно ли МЧС заниматься прогнозированием и предупреждением чрезвычайных ситуаций, и в какой момент ликвидации последствий стихийного бедствия спасатели уже имеют право уйти с 'поля боя'? Вероятно, подобная размытость представлений о границах профессиональной ответственности порождена спецификой подачи информации о МЧС средствами массовой информации: складывается впечатление, что в этой работе полностью отсутствует ежедневная рутина, а вся деятельность спасателей – исключительно подвиг.

Еще один фактор, влияющий на формирование негативной оценки деятельности МЧС, заключается в недостаточном финансировании нужд Министерства из госбюджета, и как следствие этого – плохое техническое оснащение сотрудников данного ведомства, сказывающееся на их способности эффективно исполнять поставленные перед ними задачи. В данном случае министерству адресуется обвинение, лишь частично относящееся к сфере его компетенции, – вопросы этого ведомства решаются, разумеется, не в его стенах.
  • 'Нет нормального технического оснащения у спасателей МЧС'; 'средств нет, поэтому не могут работать на все 100%'; 'оно не обеспечивает своих сотрудников необходимыми средствами для технического оснащения'; 'плохое финансирование: порой нужных инструментов и приборов нет под рукой; 'техника допотопная'; 'плохо оснащены' (открытый вопрос, 2% ответов).


  • 'Модератор: Как работают сотрудники МЧС, как они справляются со своими обязанностями? Что способствует тому, чтобы они хорошо выполняли свои обязанности, а что мешает?
1-й участник: Мешает, как правило, низкая зарплата, а способствует – просто героизм. Это настоящие герои – все-таки работа-то у них опасная, а зарплата не соответствует, как правило.

2-ая участница: Я считаю, что, как и в других сферах, им не хватает снаряжения и всего такого – это тормозит всю деятельность' (ДФГ, Санкт-Петербург).

Однако, проанализировав основные претензии респондентов к деятельности МЧС, можно заметить, что чаще всего они обращены ко всему ведомству или же его руководству, ответственному за принятие решений, в то время как работа непосредственных исполнителей – рядовых спасателей – оценивается весьма высоко. Так, в разной степени удовлетворены работой российских спасателей три четверти опрошенных (84%): 66% оценили ее на 'отлично' и 'хорошо', и еще 18% – на 'удовлетворительно'. Недовольных оказалось лишь 2% респондентов (оценки 'плохо' и 'очень плохо'); 14% затруднились с ответом. И при ответе на открытый вопрос о том, каким представляют себе респонденты современного спасателя, работающего в МЧС, 72% опрошенных указали на его позитивные личностные и профессиональные качества. По мнению респондентов, российские спасатели:
  • физически развитые и здоровые люди: 'должно быть много здоровья'; 'сильный, здоровый, занимается спортом'; 'натренированный'; 'выносливый' (открытый вопрос, 20% ответов);


  • хорошие профессионалы: 'специалист в своем деле'; 'мастер своего непростого дела'; 'знающий своё дело' (открытый вопрос, 12% ответов);


  • дисциплинированные, ответственные, добросовестные люди: 'работают на совесть'; 'хорошо делают свое дело, высокая ответственность'; 'серьезный и обязательный человек'; 'делает свое дело до конца'; 'исполнительный'; 'обязательный, добросовестный' (открытый вопрос, 9% ответов);


  • оперативные, быстро реагирующие на непредвиденную ситуацию: 'молниеносно реагируют на беду'; 'быстро, оперативно работают'; 'всегда готовы: звонок – и пошел'; 'быстро действует в критических ситуациях' (открытый вопрос, 7% ответов);


  • спокойные, выдержанные, хладнокровные: 'психологически устойчивый'; 'с крепкими нервами'; 'не поддается панике'; 'хладнокровный человек' (открытый вопрос, 2% ответов).
  • добрые, отзывчивые, внимательные: 'внимательный к людям и чужой беде'; 'готовые прийти на помощь в трудную минуту'; 'откликается на беду'; 'люди с большим сердцем' (открытый вопрос, 14% ответов);
  • бескорыстные, самоотверженные: 'живет для людей'; 'жертвует своим здоровьем и жизнью, спасая других'; 'сами лезут в пекло'; 'не жалеют сил и жизни' (открытый вопрос, 5% ответов);


  • люди долга, преданные своему нелегкому делу: 'парни отдают себя полностью работе'; 'беззаветно предан делу, исполняющий свой долг до конца'; 'болеют за работу'; 'любовь к профессии' (открытый вопрос, 1% ответов).
В целом, респонденты полагают, что эти люди заслуживают только уважения и преклонения: они ежедневно рискуют своей жизнью и здоровьем ради других людей. Это одна из самых сложных и опасных профессий – по мнению опрошенных, ее специфика такова, что спасатели должны уметь делать буквально все: и тушить пожар, и разбирать завал, и принимать роды:
  • 'Туда берутся специалисты, туда и конкурс должен быть, потому что они должны быть и спортивные, и закаленные, уметь и строить, и спасать, и плавать. Ну все уметь: и пожарниками быть, и врачами – первую помощь оказывать. Это жизнь, это работа такая' (ДФГ, Санкт-Петербург).
И для многих опрошенных олицетворением образцового спасателя является глава МЧС Сергей Шойгу – недаром даже при ответе на открытый вопрос о том, какой образ современного российского спасателя сложился в их представлении, 6% респондентов просто назвали имя этого министра:
  • 'Один образ: только Шойгу и Шойгу, главный он, и все'; 'Шойгу, во всех его ипостасях'; 'Шойгу – вот воплощение образа спасателя'; 'как Шойгу – настоящий спасатель' (открытый вопрос).
Популярность С. Шойгу среди наших сограждан поистине удивительна: 75% опрошенных знают, кто возглавляет сегодня Министерство по чрезвычайным ситуациям, – этот уровень информированности в несколько раз выше аналогичного показателя для глав других министерств ('не знают' имени министра 17% респондентов, затруднились ответить 6%). При этом 77% опрошенных уверены, что С. Шойгу справляется со своей работой, противоположной точки зрения придерживается лишь 7% респондентов (затруднились с определением своей позиции 17%). Вполне предсказуемым выглядит и то обстоятельство, что участники фокус-групп отзываются о министре исключительно положительно:
  • '1-ая участница: Мне кажется, что он честный.
Модератор: А почему Вы так считаете?

1-ая участница: Во всяком случае, создалось такое впечатление от его руководства, от его разговоров, указаний, проверки этих указаний. У меня такое впечатление.

2-ая участница: У меня тоже такое впечатление, что он не хапает, потому что показывали его родителей, семью, стержень такой настоящий у него идет из семьи, мне так кажется, не должен он этого делать...' (ДФГ, Москва).
  • 'Мне нравится Шойгу: энергичный, старается работать. Кто виноват, что в стране много катастроф и много всего? Сами видите: и самолеты рушатся, пожары, наводнения. А Шойгу очень старается, очень активный. И Путин иногда его хвалит' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • '1-ая участница: Он производит очень приятное впечатление: уравновешенный, всегда говорит по делу, и, с моей непрофессиональной точки зрения, очень умный.
2-й участник: По поводу Шойгу я скажу так: он располагает к себе, просто человек располагает к себе' (ДФГ, Санкт-Петербург).

Респондентам импонирует непохожесть главы МЧС на других чиновников – то, что министр так мобилен, отзывчив на чужую беду, доступен для простого народа:
  • '1-й участник: Этот человек – только поступило откуда-то сообщение о несчастном случае...
2-ая участница: ...и он полетел.

1-й участник: Он едет первым делом туда. Бросает все – и едет туда. Сразу идет помощь. Организация у него очень хорошо поставлена' (ДФГ, Воронеж).
  • '1-ая участница: Мне кажется, он чиновник просто.
2-й участник: Да нет, на рабочем месте он практически не сидит.

3-я участница: А почему чиновник? Он не сидит в своем кабинете.

2-й участник: Он мотается' (ДФГ, Воронеж).

Интересно, что репутации министра, целиком поглощенного своей работой, имиджу идеального спасателя не противоречит высокое положение С. Шойгу в 'большой' политике: о том, что он является одним из руководителей известной партии, никто из респондентов даже не вспомнил.

Еще больше повышает симпатии к С. Шойгу уверенность части наших сограждан в том, что как министр этот человек делает все от него зависящее, чтобы вернуть жизнь региона, подвергшегося тяжелому испытанию, в нормальное русло. И если при реализации данной программы какой-то из этапов оказывается выполненным не на 'отлично', респонденты склонны винить в этом скорее местные власти, чем министра.
  • 'Он вроде бы делает, его очень много показывают, но понимаешь, что у нас народ недостаточно честен: все хотят на боли других, за счет государства что-то для себя сделать. Так я смотрю: он мне симпатичен своей хваткой, энергией. Но я понимаю, что невозможно набрать команду, которая бы тебе всегда и всюду подчинялась. Чтобы он говорил – и тут же все исполнялось до конца. И в то же время он не может даже кирпичики положить сам, проследить все. Это нереально' (ДФГ, Москва).


  • 'Но как министр Шойгу не может за всех отвечать. Он отвечает за своих начальников, а уже их прерогатива – на местах решать ситуацию. Но я считаю, что в целом Шойгу справляется' (ДФГ, Воронеж).


  • 'Участник ДФГ: Я думаю, Шойгу делает все, что от него зависит, все, что в его силах.
Модератор: А почему Вы так считаете?

Участник ДФГ: Потому что он приехал, дал команду – это и есть его задача. Я думаю, в его задачу входит приехать, поругать или похвалить кого-то, на месте разобраться – и все. Остальное уже должно здесь, на месте решаться – в Краснодарском крае или где-то еще' (ДФГ, Воронеж).


 
2.Графики и открытые вопросы

ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПОЛГОДА ВАМ ПРИХОДИЛОСЬ ИЛИ НЕ ПРИХОДИЛОСЬ ИМЕТЬ ДЕЛО СО СПАСАТЕЛЯМИ МЧС? ЕСЛИ ПРИХОДИЛОСЬ, ТО КАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ В ЦЕЛОМ СЛОЖИЛОСЬ У ВАС ОТ ЭТОГО ОБЩЕНИЯ - ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ?

КАК, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, РАБОТАЮТ СЕГОДНЯ СПАСАТЕЛИ МЧС, КАК ОНИ СПРАВЛЯЮТСЯ СО СВОИМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ - ОТЛИЧНО, ХОРОШО, УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО, ПЛОХО ИЛИ ОЧЕНЬ ПЛОХО?

А ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О МИНИСТЕРСТВЕ ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ - КАК, ПО ВАШЕЙ ОЦЕНКЕ, СЕГОДНЯ РАБОТАЕТ ЭТО МИНИСТЕРСТВО: ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?

НА ВАШ ВЗГЛЯД, В КАКОЙ МЕРЕ РАБОТА ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МЧС НА МЕСТАХ ЗАВИСИТ ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТРА ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ - ПОЛНОСТЬЮ, В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ МЕРЕ, В НЕЗНАЧИТЕЛЬНОЙ МЕРЕ ИЛИ СОВЕРШЕННО НЕ ЗАВИСИТ?

ПРИПОМНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КТО СЕГОДНЯ ВОЗГЛАВЛЯЕТ МЧС - МИНИСТЕРСТВО ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ?

КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, НЫНЕШНИЙ МИНИСТР ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ С. ШОЙГУ СПРАВЛЯЕТСЯ ИЛИ НЕ СПРАВЛЯЕТСЯ СО СВОЕЙ РАБОТОЙ?

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ОПИШИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, СОВРЕМЕННОГО СПАСАТЕЛЯ, РАБОТАЮЩЕГО В МЧС. КАКОЙ ОБРАЗ СПАСАТЕЛЯ СЛОЖИЛСЯ В ВАШЕМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Позитивные характеристики

77

Положительные профессиональные качества

46

Физически развитый, здоровый

20

  • 'Натренированный'; 'хорошие спортсмены'; 'сильный, здоровый, занимается спортом'; 'сильный, крепкий'; 'ловкий'; 'выносливый, крепкий'; 'сильные, здоровые люди'.

Профессиональный, компетентный

12

  • 'Все умеют'; 'специалист в своем деле'; 'квалифицированный'; 'мастер своего непростого дела'; 'знающий своё дело'; 'все должен уметь делать, даже роды принимать'.

Ответственный, добросовестный, трудолюбивый

10

  • 'Работают на совесть'; 'человек, хорошо делающий свою работу'; 'хорошо делают свое дело, высокая ответственность'; 'серьезный и обязательный человек'; 'старательные люди'; 'обязательный, добросовестный'; 'делает свое дело до конца'; 'исполнительный'; 'работяга'; 'трудится много'; 'трудолюбив'.

Умный, образованный

7

  • 'Достаточно образованный'; 'высокообразованный'; 'с умной головой'; 'умные, образованные ребята'; 'интеллектуал'.

Оперативный

7

  • 'Молниеносно реагируют на беду'; 'быстро реагирует на незнакомую ситуацию'; 'мобильный'; 'быстро, оперативно работают'; 'всегда готовы, звонок – и пошел'; 'быстро действует в критических ситуациях'; 'быстрая реакция'.

Активный, решительный

5

  • 'Активный в работе'; 'энергичный'; 'деятельный'.

Положительные волевые качества

32

Мужественный, смелый, готовый рисковать собой

30

  • 'Отчаянные ребята'; 'ничего не боятся'; 'бесстрашный'; 'рискует ради спасения других'; 'человек готов и способен к любому риску'.

Выдержанный, целеустремленный, с твердым характером

3

  • 'Психологически устойчивый'; 'с крепкими нервами'; 'не поддается панике'; 'всегда собранный'; 'хладнокровный человек'; 'волевые, сильные характером, духом'; 'воля у них есть'; 'целеустремленный'; 'это люди сильного характера'; 'упорный'.

Положительные нравственные качества

24

Добрый, отзывчивый

14

  • 'Внимательный к людям и чужой беде'; 'готовые прийти на помощь в трудную минуту'; 'откликается на беду'; 'добрый человек'; 'добрый, помогает людям'; 'доброжелательный, с доброй душой'; 'чуткий человек'; 'талант быть отзывчивым, добрым'; 'милосердный'; 'всегда приходят на помощь'; 'безотказный'; 'люди с большим сердцем'.

Честный, порядочный

6

  • 'Высокие моральные качества'; 'с чистой совестью'; 'не мародер, не взяточник, честный'; 'благородные люди'.

Бескорыстный, самоотверженный

5

  • 'Живет для людей'; 'жертвует своим здоровьем и жизнью, спасая других'; 'альтруист'; 'не жалеют сил и жизни'; 'безвозмездный'; 'их не только зарплата интересует'; 'бессеребреники'; 'бескорыстные люди'; 'может пожертвовать своей жизнью'; 'жертвенный'.

Предан делу, человек долга

1

  • 'Парни отдают себя полностью работе'; 'любовь к профессии'; 'беззаветно предан делу, исполняющий свой долг до конца'; 'болеют за работу'; 'патриоты своего дела'; 'увлеченный'.

Общая положительная оценка

7

  • 'Дружные ребята, я им доверяю, вместе с Шойгу'; 'великолепный'; 'отличные ребята благородной профессии'; 'крутые мужики'; 'все они хорошо работают – молодцы'; 'достойные люди'; 'им надо памятник ставить – здоровья им побольше'; 'отличный, нравятся спасатели'; 'молодцы ребята'; 'мужчины настоящие'; 'они нравятся мне'; 'люди, достойные уважения'; 'у нас самые лучшие спасатели в мире'; 'мировые парни'; 'спасибо мужикам за эту работу'.

Образец – С. Шойгу

6

  • 'Все должны быть как Шойгу'; 'один образ – только Шойгу, Шойгу – главный, и все'; 'Сергей Шойгу во всех его ипостасях'; 'Шойгу как образец'; 'Шойгу – вот воплощение образа спасателя'; 'как Шойгу – настоящий спасатель'.

Трудная и важная работа

4

  • 'Сложная работа, ответственность'; 'ребята, которые спасают'; 'везде летают, помогают'; 'работают в экстремальных условиях'; 'там, где трудно, там они и есть'; 'сотрудники МЧС помогают при пожарах, взрывах, землетрясениях, извлекают из-под завалов людей'; 'люди, помогающие попавшим в беду'.

Героизм

2

  • 'Геройские люди'; 'героический народ'; 'настоящий герой'; 'современный герой'.

Нейтральные характеристики

7

Внешность, возраст

4

  • 'Человек в телогрейке и сапогах'; 'каска, теплые жилеты, тросы'; 'крупный, в форменной одежде'; 'большой мужчина с бицепсами на руках'; 'мужчина в синем костюме'; 'молодой мужчина'; 'спасатель – это, наверное, человек в специальном костюме, с какими-то специальными инструментами, необходимыми ему в работе'; 'высокий, широкоплечий'.

Общая нейтральная оценка

2

  • 'Человек как человек – работа у него такая'; 'спасатели как спасатели'; 'нормальные парни'; 'люди как люди – ничем особенно не отличаются от остальных'; 'ничего хорошего – ничего плохого'; 'обыкновенные, нормальные люди'.

Конкретные профессии

1

  • 'Те же пожарные'; 'пожарник представляется'; 'специфические – отставной военный со всеми плюсами и минусами'; 'альпинист, медик'; 'работник 'Скорой помощи''; 'просто военный человек'; 'военный врач'.

Негативные характеристики

2

Низкий профессионализм

1

  • 'Безответственные'; 'не могут оперативно решать вопросы'; 'плохо подготовлены'; 'не хватает компетенции'; 'плохо организованные'; 'мало помогают людям, на помощь вовремя не приезжают'.

Общая отрицательная оценка

1

  • 'Не пользуется у меня доверием'; 'не очень хорошее мнение'; 'негативный'; 'отрицательный образ – показуха'; 'политическое спасательство'.

Другие отрицательные качества

1

  • 'Не очень отзывчивый, равнодушный'; 'бюрократично-чиновничья когорта'; 'меркантильный – они воруют'; 'за все деньги платить им надо, корыстные люди'; 'коррумпированный'.

Ответ не на тему

1

Затрудняюсь ответить, нет ответа

17

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ОПИШИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, СИТУАЦИЮ, ПРИ КОТОРОЙ ВЫ ИМЕЛИ ДЕЛО СО СПАСАТЕЛЯМИ МЧС.

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Оказывали помощь

2

  • 'Был распылен перцовый баллончик на работе, и они быстро оказали помощь'; 'обронила ключи в лифтовую шахту: лифтеры не помогли, а спасатели приехали быстро, помогли – спасибо'; 'дверь открывали'; 'открывали дверь в квартире – откуда сильно и неприятно пахло'; 'тушение пожара во дворе'; 'бабушка осталась одна в квартире, на могла открыть дверь – МЧС вскрыли дверь'; 'во время наводнения'; 'однажды загорелась машина: спасатели МЧС на вызов приехали очень быстро, вытащили из горящей машины человека и потушили пожар'; 'весной на реке'; 'весной в половодье'; 'во время паводка весной'.

По служебным обязанностям

1

  • 'По совместной работе'; 'на работе'; 'работаю с ними'; 'в рабочей обстановке'; 'при пожаре в тайге были сотрудники МЧС, а меня отправляли от предприятия тушить пожар'.

Личные контакты

1

  • 'У меня знакомый – спасатель'; 'муж'; 'мой сосед – живем рядом'; 'у меня жена там работает'; 'друг'.

Другое

<1

  • 'Ребенка отправлял в лагерь МЧС'; 'просили помощи, чтобы привезти в Уфу зятя с травмой позвоночника, но вертолет не дали'; 'не могли дозвониться туда, чтобы вызвать'; 'мои знакомые с ними столкнулись – помощь не получили, так как не могли заплатить'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

97

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО МИНИСТЕРСТВО ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ РАБОТАЕТ ХОРОШО?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Видны результаты деятельности, эффективно работают

18

  • 'Видим, как работают'; 'видны результаты их труда'; 'самые плодотворные, постоянно в труде'; 'выполняют свои обязанности'; 'делают свое дело как полагается'; 'видно их работу, и они справляются с ней хорошо'; 'есть много ситуаций, которые они отрабатывают на 'отлично''; 'выполняют свои прямые функции хорошо'; 'много сделано дел'; 'их работу видно на деле, а не на словах'; 'неплохо справляется с поставленными задачами'.

Проявляют оперативность

15

  • 'Вовремя оказывают помощь'; 'везде первые'; 'высокая мобильность'; 'быстро собираются, всегда готовы на выезд'; 'быстро реагирует на все происходящие моменты в городе'; 'во всех точках они в первую очередь появляются'; 'они оперативно выезжают'; 'быстрая реакция – их приглашают помогать в другие страны'; 'быстро выезжают в места, где беда, быстро выполняют свои обязанности'.

Оказывают помощь пострадавшим

13

  • 'Ведь спасают людей'; 'во всех точках земли помогают людям'; 'людей не бросают'; 'всем оказывают помощь – отзывчивее этих людей нет никого'; 'оказание поддержки пострадавшим'; 'они много помогают людям, спасают их от бед'; 'многие им обязаны жизнью'.

Положительная оценка МЧС в СМИ

5

  • 'По телерепортажам сужу'; 'часто слышу о нем в новостях хорошее'; 'слышала о них, видела по телевизору'; 'по сообщениям СМИ'; 'впечатление по СМИ'; 'по информации ТВ'; 'из СМИ – я им верю'; 'верю телевидению'.

Положительная оценка деятельности министра С. Шойгу

4

  • 'Шойгу хорошо контролирует и обеспечивает МЧС'; 'так как во главе Шойгу'; 'во главе достаточно грамотный, ответственный руководитель'; 'Шойгу – молодой, перспективный, пользуется доверием у своей команды'; 'хорошо работает сам министр'; 'заслуга Шойгу'; 'начальник хороший'; 'сужу по министру'.

Борются со стихийными бедствиями

4

  • 'Помогают при наводнении, взрывах'; 'работали хорошо во время наводнения'; 'с пожарами справляются'; 'работают при разных катаклизмах, авариях'; 'справляются с пожарами, со стихийными бедствиями'; 'сужу по оказанию помощи после смерчей и наводнений в Краснодарском крае'; 'эффективное тушение пожаров каждый год'.

Другое

1

  • 'У них трудная работа'; 'за счет самопожертвования'; 'организация хорошая'; 'ближе располагаются к президенту, поэтому лучше финансируется'.

Ответ не на тему

<1

Затрудняюсь ответить, нет ответа

51

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО МИНИСТЕРСТВО ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ РАБОТАЕТ ПЛОХО?



Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Нет результатов деятельности, работают неэффективно

5

  • 'Шуму много, а дела мало'; 'ничего не могут решить'; 'чешут много, а дел мало'; 'ничего не делает'; 'не справляется с поставленными задачами'.

Претензии к работе спасателей

3

  • 'До конца не устраняют последствия чрезвычайных ситуаций, и помощь денежная не доходит до людей, хотя она и мизерная'; 'да по Ленску судим – все дома пришлось перестраивать'; 'тушение пожаров в Подмосковье'; 'не могут справиться с наводнением до сих пор'; 'допустили до сильных пожаров в Подмосковье – они раньше были, но таких сильных, как в этом году, не было, ничего не делается'; 'при наводнениях, пожарах не помогли'; 'сколько людей страдает, а помощи нет или очень мало от них!'; 'никто не работает после наводнения, не разбирает завалы'.

Плохо оснащены технически, недостаточное финансируются

2

  • 'У них недостаточно техники'; 'нет нормального технического оснащения у спасателей МЧС'; 'средств нет, поэтому не могут работать на все 100%'; 'оно не обеспечивает своих сотрудников необходимыми средствами для технического оснащения'; 'плохое финансирование, порой нужных инструментов и приборов нет под рукой'; 'техника допотопная; строят карточные домики'; 'оборудование надо иметь получше'; 'плохо оснащены'.

Нет работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций

1

  • 'Они действуют уже по случившемуся факту, а не предотвращают'; 'нужно предотвращать вовремя катастрофические ситуации, их не должно быть'; 'много катастроф – их заранее не предотвращают'; 'так как очень много чрезвычайных ситуаций – они их не пытаются предупреждать'; 'нет предупреждения чрезвычайных ситуаций'.

Не проявляют оперативности

1

  • 'Вовремя не принимают меры'; 'несвоевременно реагируют на все события'; 'не вовремя приезжают'; 'могли бы быстрее реагировать'.

Другое

1

  • 'Все в стране завязано по-плохому'; 'воруют'; 'слишком большие полномочия'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

90

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 21-22 сентября 2002 г. 1500 респондентов.


 
3.Опрос экспертов

ВОПРОС: ПРИПОМНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КТО СЕГОДНЯ ВОЗГЛАВЛЯЕТ МЧС – МИНИСТЕРСТВО ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ.

ВОПРОС: КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, НЫНЕШНИЙ МИНИСТР ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ С. ШОЙГУ СПРАВЛЯЕТСЯ ИЛИ НЕ СПРАВЛЯЕТСЯ СО СВОЕЙ РАБОТОЙ?

ВОПРОС: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, В КАКОЙ МЕРЕ РАБОТА СЛУЖБ МЧС НА МЕСТАХ ЗАВИСИТ ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТРА ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ – ПОЛНОСТЬЮ, В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ МЕРЕ, В НЕЗНАЧИТЕЛЬНОЙ МЕРЕ ИЛИ СОВЕРШЕННО НЕ ЗАВИСИТ?

ВОПРОС: КАК, ПО ВАШЕЙ ОЦЕНКЕ, СЕГОДНЯ РАБОТАЕТ МИНИСТЕРСТВО ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ – ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?

ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКАЯ ДОЛЯ РОССИЯН ОТВЕТИТ, ЧТО МИНИСТЕРСТВО ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ СЕГОДНЯ РАБОТАЕТ ПЛОХО? ПОПРОБУЙТЕ ОЦЕНИТЬ ЭТУ ДОЛЮ В ПРОЦЕНТАХ.

ВОПРОС: КАК, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, РАБОТАЮТ СЕГОДНЯ СПАСАТЕЛИ МЧС, КАК ОНИ СПРАВЛЯЮТСЯ СО СВОИМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ – ОТЛИЧНО, ХОРОШО, УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО, ПЛОХО ИЛИ ОЧЕНЬ ПЛОХО?

Телефонные интервью с представителями региональных властных, интеллектуальных и медиаэлит 17-19 сентября 2002 г. 130 экспертов.


 
4.Приложение.Таблицы

ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПОЛГОДА ВАМ ПРИХОДИЛОСЬ ИЛИ НЕ ПРИХОДИЛОСЬ ИМЕТЬ ДЕЛО СО СПАСАТЕЛЯМИ МЧС? ЕСЛИ ПРИХОДИЛОСЬ, ТО КАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ В ЦЕЛОМ СЛОЖИЛОСЬ У ВАС ОТ ЭТОГО ОБЩЕНИЯ - ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100521232303646543131382233331126333213183627279152291351004654293337
не приходилось иметь дела9697929697959597969695969696959795959698959698919797939786959397949299
положительное 32432232322232413332322412436453651
отрицательное 11111111011111010101100500002120030
затрудняюсь ответить10310211111111011000120020306000000


КАК, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, РАБОТАЮТ СЕГОДНЯ СПАСАТЕЛИ МЧС, КАК ОНИ СПРАВЛЯЮТСЯ СО СВОИМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ - ОТЛИЧНО, ХОРОШО, УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО, ПЛОХО ИЛИ ОЧЕНЬ ПЛОХО?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100521232303646543131382233331126333213183627279152291351004654293337
отлично и хорошо 6673587169596567716365676565706965636764666771665767597644645870646167
удовлетворительно 1815261818202116172217131922181419221622171816113117121246202317241818
плохо и очень плохо 21221231132033112222211432302462254
затрудняюсь ответить1411159121912151112172013111115141315121413121991426129121212101411


А ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О МИНИСТЕРСТВЕ ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ - КАК, ПО ВАШЕЙ ОЦЕНКЕ, СЕГОДНЯ РАБОТАЕТ ЭТО МИНИСТЕРСТВО: ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100521232303646543131382233331126333213183627279152291351004654293337
хорошо 5457525357515652565253515354615252575154604950545558526041505149524552
плохо97101089117101165111097811106997711118106172015232010
затрудняюсь ответить3735383635403341333641433637304140323941314243403431403053332936253537


НА ВАШ ВЗГЛЯД, В КАКОЙ МЕРЕ РАБОТА ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МЧС НА МЕСТАХ ЗАВИСИТ ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТРА ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ - ПОЛНОСТЬЮ, В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ МЕРЕ, В НЕЗНАЧИТЕЛЬНОЙ МЕРЕ ИЛИ СОВЕРШЕННО НЕ ЗАВИСИТ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100521232303646543131382233331126333213183627279152291351004654293337
зависит полностью 2322322225242522202227192427182325242817222819262825212036202120182022
зависит в значительной мере 4041423943383842433939374039494237413241423942394530444436433847454342
зависит в незначительной мере 1112515981210141455121312810131117107121412114815151614171810
совершенно не зависит 44372363662156443575342556570583673
затрудняюсь ответить2221181720271924171927381915172424172220232225171028252113171716141222


ПРИПОМНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КТО СЕГОДНЯ ВОЗГЛАВЛЯЕТ МЧС - МИНИСТЕРСТВО ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100521232303646543131382233331126333213183627279152291351004654293337
не знаю 171719181916142018141928151582317121313182323201619139914720201310
правильный ответ (Сергей Шойгу) 7576707774748169768070597681867073817979737273747774658284809072718682
неправильный ответ 11311211112221021113101032212101101
затрудняюсь ответить6594784954911735586758546362086528817


КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, НЫНЕШНИЙ МИНИСТР ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ С. ШОЙГУ СПРАВЛЯЕТСЯ ИЛИ НЕ СПРАВЛЯЕТСЯ СО СВОЕЙ РАБОТОЙ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100521232303646543131382233331126333213183627279152291351004654293337
справляется 7778768176737875798072687880797672807481797371777980708084686868636674
не справляется 7597587787667856881154961110855211121015137
затрудняюсь ответить1716161219181518141322251512171820131614161823121013251514212022232120


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 21-22 сентября 2002. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.





База данных ФОМ > Доминанты. Поле мнений > Все Доминанты за 2002 год > Выпуск 38 от 26 сентября 2002 г. > МЧС и образ спасателя