fom.ru · Поиск ·      








16.02.2006

Услуги ЖКХ: цены и качество

Результаты исследования полностью см.:http://bd.fom.ru/map/projects/dominant/dom0607/domt0607_1

Большинство россиян (64%) сегодня не удовлетворены работой жилищно-коммунальных служб, которые отвечают за эксплуатацию их домов. Примечательно, что по сравнению с 1999 годом, когда этот вопрос был задан впервые, доля недовольных возросла на 25 процентных пунктов (в то время она составляла 39%). Можно предположить, что дело тут не только в снижении качества услуг, но и в постоянном росте тарифов, – платя больше, потребители предъявляют "коммунальщикам" более высокие требования.

В январе 2006 года плата за услуги ЖКХ выросла, согласно данным опроса, как минимум у 60% россиян. При этом только 12% опрошенных утверждают, что они платят столько же, сколько в декабре прошлого года, 18% – затрудняются с ответом, а 10% – вообще не имеют, по их словам, доступа к услугам ЖКХ, то есть не пользуются ничем, кроме электричества (на селе таких людей почти четверть – 22%, в малых городах – 10%).

Стоит отметить, что к моменту проведения опроса (11–12 февраля) далеко не все еще заплатили за январские услуги ЖКХ. Об этом свидетельствуют ответы "компетентных плательщиков" – тех, кто заявил, что именно они, а не другие члены семьи, обычно оплачивают коммунальные услуги: если только 4% опрошенных в данной группе не помнят или по другим причинам не могут сказать, сколько они заплатили в декабре, то ответить на вопрос о январских расходах не могут уже 19% этих респондентов.

Судя по ответам "компетентных плательщиков", в декабре россияне в среднем платили за услуги ЖКХ по 1254 рубля, тогда как в январе им пришлось заплатить по 1465 рублей (повышение на 17%).

Две трети респондентов, заявивших, что в январе они платили больше, чем в декабре (40% от всех опрошенных), отмечают, что это значительно ухудшило их материальное положение; более чем вдвое реже опрошенные говорят о незначительном ухудшении (17%), и лишь 3% – сообщают, что рост тарифов никак не повлиял на уровень их благосостояния. Участников опроса, признавших, что новые тарифы в той или иной мере сказались на их семейных бюджетах (то есть 57% опрошенных), попросили рассказать, что они собираются в связи с этим предпринять. 17% россиян принимают перемены смиренно и ничего предпринимать не собираются ("буду уповать на Бога", "смирюсь и буду платить").

Готовы, по их словам, менять работу или искать приработки, чтобы справиться с новыми тратами, 5% респондентов ("будем деньги зарабатывать"). Некоторые (3%) собираются экономить на других статьях расходов, дабы расплатиться за услуги ЖКХ ("экономить на одежде, транспорте, питании"). Другие (1%) рассчитывают сэкономить на потреблении самих услуг ЖКХ: установить счётчики и платить по ним за реальное потребление, а не за некие потребительские нормативы, начисляемые коммунальными службами ("индивидуальные счётчики ставить надо"). 2% предполагают оформить субсидию, которой прежде не пользовались.

И, наконец, 3% опрошенных собираются "качать права": 2% – участвовать в коллективных акциях протеста ("выходить на митинг"), а 1% – бороться в индивидуальном порядке, обращаясь в суд или к представителям местной власти.

Как утверждают 7% респондентов, там, где они живут, в последний месяц проходили реальные акции протеста в связи с повышением платы за услуги ЖКХ. Большинство опрошенных (63%) одобряют такие акции (не одобряют их – 10%, воспринимают безразлично – 18%), но о готовности присоединиться к протестующим респонденты заявляют заметно реже (38%). Наибольший протестный потенциал – в Южном федеральном округе, где выражают готовность присоединиться к массовым акциям 55% опрошенных.

Естественно, чаще других готовность участвовать в акциях протеста декларируют те, чьё материальное положение в результате роста тарифов значительно ухудшилось (51% этой группы). Впрочем, даже среди тех, у кого расходы на услуги ЖКХ совсем не выросли, доля заявляющих о готовности стать участниками массовых акций протеста ненамного ниже (40%).

Анна Петрова

Фонд "Общественное мнение". Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса - интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 11-12 февраля 2006 года. 1500 респондентов.




База данных ФОМ > ФOM-Инфо > ФОМ-Инфо 7 от 16 февраля 2006 г. > Услуги ЖКХ: цены и качество