www.fom.ru · поиск · · расширенный поиск ·      








11.07.2011, Пресс-релиз

Фонд Общественное Мнение на Уральской международной выставке и форуме промышленности и инноваций «ИННОПРОМ-2011»

«Люди-XXI» и городская среда: что первично?


15 июля в рамках Уральской международной выставки и форума промышленности и инноваций «ИННОПРОМ-2011» директор проекта ФОМ-Терри (региональные исследования) д.с.н. Лариса Паутова примет участие в работе дискуссионной группы «Городская среда как фактор инновационного развития», где представит портрет пользователя городской среды в эпоху инноваций, а также расскажет о том, чего не хватает человеку «нового типа» для комфортного проживания в крупнейших городах России.

В прошлом году в рамках Форума «ИННОПРОМ-2010» спикер ФОМа Лариса Паутова подробно рассказывала о том, кто такие строители инноваций в России, сколько их и где их искать. Наивысшими показателями инновационного потенциала личности – такими, как: мобильность, индивидуализм, новаторство, изобретательность, инициативность, предпринимательский дух – обладает особая социальная группа «люди-XXI»1. По последним данным Фонда Общественное Мнение, группа «люди-XXI» составляет 17% населения страны, а наибольшая их концентрация наблюдается в городах-миллионниках – в среднем 26-30%2.

Отличительными чертами «людей-XXI» являются: пользование новыми технологиями, активное финансовое поведение (получение банковских кредитов, пользование пластиковой карточкой и т.д.), тяга к «расширению горизонтов» (образование, путешествия и др.), оптимизация своего времени (доставка товаров на дом, пользование услугами домработниц, нянь и пр.), внимание к себе, своему здоровью. Эту группу можно рассматривать как почву для внедрения инноваций.

Социологический портрет группы «люди-XXI» таков: это преимущественно молодежь 18-30 лет, проживающая в городах, имеющая или получающая в настоящий момент высшее образование, люди с доходами выше среднего. Представители этой группы в большинстве своем являются активными пользователями интернета: суточная интернет-аудитория среди них составляет 74%, а в городах-миллионниках – 82%3. «Люди-XXI» сегодня – это «люди-2.0». Также важно отметить, что «люди-XXI» являются не просто большой массой потребителей интернет-контента – они активно генерируют свой собственный контент: активно общаются в социальных сетях, размещают фотографии и т.д.

Ценностями, которые отличают «людей-XXI» от населения страны в целом, являются обостренное чувство собственного достоинства и повышенное внимание к безопасности, а также свобода, успех и, конечно, семья как одно из базовых ценностных понятий. Стоит отметить, что «люди-XXI», проживающие в городах-миллионниках, эти ценности называют еще чаще.

Досуг «людей-2.0» в условиях городской среды очень разнообразен4: 66% из них за последний год посещали кинотеатры, почти столько же – кафе, рестораны (остальные жители городов-миллионников в два раза реже посещают эти места); 58% сказали, что проводят время в парках (среди остальных – только 39%). «Люди-XXI», проживающие в городах-миллионниках, гораздо активнее других используют культурно-досуговые практики: 42% из них за последний год посетили театр, концертный зал, 34% – музей, выставку (среди остального населения крупнейших городов эти показатели составляют 12%). Чаще, чем остальные, «люди-XXI» посещали также зал для бильярда, боулинг, зоопарк, спортивные клубы и секции, бассейн, баню, сауну и пр. Только 4% в этой группе сказали, что за последний год нигде не были, в то время как остальные жители крупных городов дают такой ответ в семь раз чаще – 29%.

Свежие данные Фонда Общественное Мнение скорее опровергают, чем подтверждают гипотезу о том, что современным, технологичным людям некомфортно жить в крупнейших российских городах: как показывают результаты еженедельного опроса от 3 июля 2011 года, на вопрос: «Как бы Вы оценили благоустроенность нашего города? Она хорошая или плохая?» – 58% «людей-XXI», проживающих в городах-миллионниках, ответили, что она хорошая. Это значение на 10 п.п. выше, чем аналогичный ответ в группе остальных жителей крупнейших городов. Чувствовать себя еще более комфортно «людям-XXI» мешают транспортные проблемы (отсутствие или низкое качество дорог, пробки и т.п.) – 21% против 9% остальных городских жителей. Также для «людей-ХХI» важно благоустройство территорий (освещение на улице, скверы, лавочки, детские площадки и др.) – 20% против 14% других городских жителей. Представители рассматриваемой группы чаще, чем остальные обитатели городов, упоминают также проблемы мигрантов и жилья (ветхость жилищного фонда).

Полученные результаты заставляют задуматься о том, что, несмотря на несовершенство инфраструктуры российских городов и их приспособленность к комфортной жизни, авангардная группа «люди-XXI» оценивает свое проживание в них как вполне комфортное. Что это может означать и в каком направлении формирования конкурентоспособного урбанистического продукта двигаться дальше?

На наш взгляд, в качестве отправной точки для понимания ситуации вопрос нужно ставить по-другому: если большинство «людей-XXI» – новаторов и изобретателей – положительно оценивают уровень комфортности своего проживания в городе, то не по той ли причине, что они сами создают вокруг себя среду, удобную для жизни? Что первично – человек или среда его обитания?

Эти вопросы мы предлагаем вынести на предстоящее обсуждение в дискуссионной группе «Городская среда как фактор инновационного развития», которая пройдет в рамках Уральской международной выставки и форума промышленности и инноваций «ИННОПРОМ-2011».

За дополнительной информацией обращайтесь к менеджеру проектов Фонда Общественное Мнение Марии Кондратьевой
тел.: +7 (495) 745-87-65, доб. 2230; факс: +7 (495) 745-89-03,
e-mail: kondratyeva@fom.ru www.fom.ru



1 Группа «люди-XXI» выделяется по принципу включенности в современные практики. К этой группе мы относим респондентов, указавших не менее шести позиций из определенного списка.
2 По данным еженедельного общероссийского опроса «ФОМнибус» от 03.07.2011, выборка 1500 респондентов.
3 Там же.
4 По данным еженедельного общероссийского опроса «ФОМнибус» от 03.07.2011, выборка 1500 респондентов.



База данных ФОМ > ФОМ-Терри > Новости, пресс-релизы, дополнительные материалы > Фонд Общественное Мнение на Уральской международной выставке и форуме промышленности и инноваций «ИННОПРОМ-2011»