Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/novoep230409




Учиться ли в кризис?

23.04.2009 [отчет] [ Отчет ]




Безусловное преимущество нового поколения – нацеленность на образование, что является мировой тенденцией: большинство молодых людей в мире сейчас образованы лучше, чем их родители. Примерно две трети опрошенных (63%) заявляют, что планируют в дальнейшем продолжить образование (общероссийский опрос молодежи 16–26 лет в марте 2009 года, 1500 человек).

Какое именно образование планируют в будущем получить сегодняшние школьники, студенты, выпускники? Каждый десятый (9%) собирается окончить только среднее профессиональное учебное заведение. Каждый пятый (20%) планирует закончить дневное отделение вуза, примерно каждый восьмой (13%) – заочное отделение вуза, и, наконец, 6% молодежи – вечернее отделение вуза. О планах закончить магистратуру сообщают 2%, аспирантуру – 3%, получить второе высшее образование – 10%, получить за границей степень магистра, степень PhD, MBA – 1%.

Тех, кто планирует продолжать образование (напомним, это 63% участников молодежного опроса), мы спросили «Как Вы считаете, экономический кризис сказался или не сказался на Ваших планах продолжить образование? И если сказался, то значительно или незначительно?» О том, что кризис никак не повлиял на планы в отношении образования, заявили более трети опрошенных (36%), это, заметим, 57% сообщивших, что они планируют продолжать образование.

Учиться в кризис? Конечно, да!

Кто же чувствует определенную уверенность в своих силах и не собирается в трудные времена менять свои планы в отношении образования? Как и можно было ожидать, это молодые люди, не испытывающие материальных затруднений (61%), достаточно ресурсные москвичи (63%), жители мегаполисов (44%). Среди молодых людей, ориентированных на государственную службу и предпринимательство, также больше желающих получать образование несмотря ни на что (46% и 42%). Однако такие группы молодежи традиционно более ориентированы на образование, нежели малообеспеченные юноши и девушки или жители сел. Также закономерно, что среди «оптимистов» в отношении образования чаще встречается «младшая молодежь»: люди 16–17 лет (54% от их числа) и 18–19 лет (46%). Наиболее ярко высказался о необходимости учиться в кризис участник нашего уникального исследования молодых «лидеров мнений»: «Думаю, наибольшая проблема для молодежи в период кризиса это необходимость адаптироваться. Я имею в виду, что привычная схема «учеба> работа» перестает действовать, и ее необходимо усложнять – вводить новые переменные: стажировки, дополнительное образование, работа волонтером, изучение языка, расширение сети контактов и т. д.» (Михаил Миронов, г. Москва).

Учиться в кризис? Нет денег!

Чуть менее пятой части всех опрошенных (17%, или 27% сообщивших о том, что они планируют продолжать образование) заявили, что финансовый кризис значительно сказался на планах продолжить образование. Еще 7% молодежи (или 11% сообщивших о том, что планируют продолжать образование) сказали, что кризис сказался на их планах продолжить образование, но незначительно.

Мы можем нарисовать примерный социальный портрет тех молодых людей, которые сообщили, что кризис сказался на их образовательных планах (24% от всех опрошенных).

В данный момент примерно половина этой молодежи где-либо учится: 10% – в школе, 9% – в начальном профессиональном заведении, 7% – в среднем специальном заведении, 29% – в вузе. Чуть менее половины (44%) – нигде не учатся. Чаще чем в среднем эти люди:

  • нацелены на карьеру (81% против 66% среди молодежи в целом);
  • в качестве жизненной цели выбирают получение образования, профессии (37% против 26%);
  • инициативны (73% против 66%);
  • интересуются политикой (56% против 46%);
  • хотели бы заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, предпринимательством (36% против 29%);
  • в последнее время стали чаще задумываться об экономии (77% против 62%).

И что самое главное, у такой достижительной молодежи значительно чаще, чем у других их их сверстников, возникает желание принять участие в какой-нибудь демонстрации, митинге или другой политической акции (34% против 24%).

Как именно кризис отразился на образовательных планах этой части молодежи? Данные опроса показывают, что изменение намерений связано прежде всего со сложностями платного обучения. Так, 13% всех опрошенных (а это 54% сказавших, что кризис как-то повлиял на их образовательные планы) сообщили о возникших финансовых проблемах, сложностях с оплатой образования: «придется пока отложить – нет денег»; «придется подождать с поступлением в вуз»; «может не хватить денег на поступление»; «денег нет платить за учебу»; «не хватает денег на обучение»; «труднее стало оплачивать обучение»; «нет лишних денег на образование»; «тяжело за все платить»; «бюджет личный уменьшился»; «финансовые затруднения»; «нет денег на второе платное образование») (вопрос задавался в открытой форме).

Еще 3% опрошенных (или 12% сказавших, что кризис как-то повлиял на их образовательные планы) сообщили, что повысилась плата за образование: «не смогла поступить из-за повышения оплаты»; «поднялась плата за мое обучение»; «за образование все прибавляют оплату»; «повысилась плата за обучение с 30 тысяч до 60 тысяч в год»; «оплату подняли за год с 16 тысяч до 30 тысяч»; «нужно больше платить за обучение – неизвестно, сколько будет стоить дальнейшее обучение».

Некоторые молодые люди сообщают, что на изменение решения продолжить образование повлияли проблемы с работой, не позволяющие, видимо, теперь платить за образование (3% всех опрошенных, или 12% сказавших, что кризис как-то повлиял на образовательные планы): «сократили на работе»; «потерял временную работу»; «сокращение рабочей недели»; «угроза потери работы»; «трудно поступить на работу – не устроиться»; «с одной профессией трудно устроиться».

Незначительное количество опрошенных (1%, или 4% сказавших, что кризис как-то повлиял на образовательные планы) отметили еще одну тревожную тенденцию: сокращение количества бюджетных мест («бюджетных мест все меньше»; «число бюджетных мест сокращается»; «повысится конкурс на бюджетные места»; «сократится количество бесплатных мест»).

Открытый вопрос: Как именно сказался экономический кризис на Ваших планах продолжить образование?

(в % от числа опрошенных)
Возникли финансовые проблемы, сложности с оплатой обучения13
«Нет денег на второе платное образование»; «придется пока отложить – нет денег»; «придется подождать с поступлением в вуз»; «может не хватить денег на поступление»; «денег нет платить за учебу»; «не хватает денег на обучение»; «труднее стало оплачивать обучение»; «нет лишних денег на образование»; «тяжело за все платить»; «бюджет личный уменьшился»; «финансовые затруднения»; «нехватка финансов»; «приостановка учебы».
Потерял(-а) работу, безработица3
«Сократили на работе»; «потерял временную работу»; «сокращение рабочей недели»; «угроза потери работы»; «трудно поступить на работу – не устроиться»; «с одной профессией трудно устроиться».
Образование подорожало3
«Не смогла поступить из-за повышения оплаты»; «поднялась плата за мое обучение»; «за образование все прибавляют оплату»; «повысилась плата за обучение с 30 000 до 60 000 в год»; «оплату подняли за год с 16 000 до 30 000»; «нужно больше платить за обучение – неизвестно, сколько будет стоить дальнейшее обучение».
Усложнилась возможность поступления на бюджетные места1
«Бюджетных мест все меньше»; «число бюджетных мест сокращается»; «повысится конкурс на бюджетные места»; «сократится количество бесплатных мест».
Увеличились расходы на проезд1
«Подорожала цена проезда к училищу»; «возросла стоимость билетов на автобус»; «возросли расходы на проезд»; «проезд подорожал».
Инфляция, рост цен1
«Повышение цен на товары и услуги»; «скачут цены, не угонишься»; «рост цен»; «все очень дорого»; «снимаю жилье, а оно подорожало».
Другое1
«Сложнее будет взять кредит в банке на мое образование»; «я не поступлю в тот вуз, в который хочу»; «поступление сложнее»; «пришлось перейти с дневного отделения вуза на заочное»; «цены на рефераты дороже стали»; «я стал сомневаться в выборе профессии – неизвестно, кто будет востребован на рынке труда после кризиса»; «не уверен в завтрашнем дне».
Затрудняюсь ответить, нет ответа3

Блог директора проекта Ларисы Паутовой: www.fomgeneration.wordpress.com

_______________________________________________________________________________________________________

Проект поддержан Фондом подготовки кадрового резерва «Государственный клуб» в соответствии с распоряжением президента РФ № 367–РП от 30 июня 2007 года о государственной поддержке некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии гражданского общества.