fom.ru · Поиск ·      








15.05.2002, Климова С., Абдулхаерова Н.

Источники информации о переписи

Интерес к сообщениям СМИ о переписи

Результаты последнего опроса показывают, что информированность населения о переписи выросла, причем люди стали больше получать информации о переписи практически из всех СМИ. Основным источником информации о переписи по-прежнему является центральное телевидение: из телепередач узнали о предстоящем мероприятии 65% опрошенных (в январе таких было 58%).

Судя по данным опроса, больше стало передач о переписи и по центральному радио. В апреле слышали такие передачи 21% респондентов, в январе – 15%.

На третьем месте среди источников информации о переписи – центральные газеты. Из них узнали о переписи 17% опрошенных (было – 12%).

Местное телевидение и местные газеты выглядят сравнительно менее активными – их упомянули по 14% опрошенных. Но и это больше, чем в январе: тогда было 10% и 12% соответственно.

Местное радио тоже несколько активизировало информационную работу в связи с переписью. Его упомянули 11% опрошенных (было – 7%).

Все остальные источники информации о переписи (листовки, выступления представителей власти, реклама и пр.) упоминаются существенно реже.

% от всех опрошенных

 

январь

апрель

Из передач центрального телевидения

58

65

По центральному радио

15

21

Из центральных газет

12

17

Из местных газет

12

14

Из передач местного телевидения

10

14

По местному радио

7

11

Из выступлений представителей администрации на работе, по месту учебы

2

2

Из листовок, рекламы, плакатов в общественных местах

1

3

Из выступлений представителей местных властей

1

1

В органах социальной защиты

1

0

В общественной организации

1

1

Из материалов, полученных по почте

0

0

Другое

3

2

Не помню

2

3

Затрудняюсь ответить

1

1



Обнаружились некоторые различия по источникам информации в разных социально-демографических группах. Так, люди среднего возраста (36-50 лет) чаще, чем молодежь и те, кому за 50, узнают о переписи из передач центрального телевидения. Респонденты старшей возрастной группы в качестве источника информации о переписи сравнительно чаще упоминают радио – как центральное, так и местное. Молодежь вообще указывает меньше источников информации, что неудивительно: их информированность в целом несколько ниже, чем старших. Люди с высшим образованием чаще читают центральные газеты, слушают информационные передачи центрального телевидения.

Есть и региональные различия. Москвичи и жители Южного округа в качестве источника информации о переписи чаще, чем в среднем по опросу, указывают центральное телевидение. А петербуржцы, обитатели крупных областных и республиканских центров с населением более 1 млн. человек, а также жители Северо-западного и Дальневосточного федеральных округов явно более ориентированы на местные источники (см. Приложение 2).

В последнем опросе стали более явными различия в источниках информации для разных групп по роду занятий. Так, работники сельского и лесного хозяйства сравнительно чаще узнают о переписи из листовок и плакатов (8%); работники культуры, науки и образования чаще других читают центральные газеты (28%); для работников строительства, транспорта, связи оказалась доступнее информация местного радио (17%). А вот пенсионеры сравнительно чаще узнают о предстоящем событии из передач центрального радио (27%).

* * *

Респондентам, получившим из какого-либо источника информацию о переписи (напомним, что осведомлены о предстоящем мероприятии 86%, или почти девять десятых от общего числа опрошенных), был задан вопрос: "Вы помните или не помните, о чем было это сообщение?".

Оказалось, что запомнили содержание соответствующей статьи или передачи 49% опрошенных (или 57% от числа тех, кто знает или что-то слышал о переписи). Это чуть больше, чем было в январе – тогда запомнили содержание статьи или передачи 43% от общего числа опрошенных, или 55% от числа осведомленных о переписи.

Лучше всего запоминаются сообщения, почерпнутые из местных СМИ: газет и радио. На втором месте – центральные газеты. А у телевидения рейтинг запоминаемости самый низкий, причем у центрального – ниже, чем у местного.

% по группам

 

Узнали о переписи

из передач центрального телевидения по центральному радио из центральных газет из местных газет из передач местного телевидения по местному радио

Помню

60

65

69

73

65

74

Не помню

33

25

25

21

26

18

Затр. ответить

7

10

6

6

9

9

* * *

Россиян спросили: "Если бы по радио или телевидению шла передача, посвященная переписи, Вы бы стали или не стали ее смотреть (слушать)?". Этот же вопрос задавался в январе этого и в ноябре прошлого года. Понято, что людям заранее бывает трудно сказать, стали бы они или не стали слушать или читать что-либо о переписи. Многое зависит от того, насколько интересен конкретный информационный материал. Однако общие тенденции были обнаружены.

Что касается радио- и телепередач о переписи, оказалось, что 65% опрошенных стали бы их смотреть или слушать (в январе – 64%, в ноябре – 69%), а 28% респондентов – не стали бы (в январе – 27%, в ноябре – 24%). Таким образом, интерес к радио- и телепередачам о переписи не растет.

Отношение к газетным статьям имеет тенденцию к некоторому отторжению: в апреле стали бы читать такие статьи 53% (в январе – 57%, в ноябре – 61%), не стали бы – 39% (в январе – 36%, в ноябре – 30%). Видимо, необходимо искать такие повороты темы, которые могли бы заинтересовать потенциальных слушателей и читателей. Предпочтения источников информации о переписи

Респондентам был задан вопрос: "Откуда, из каких источников Вам было бы удобнее получать информацию о предстоящей переписи населения?".

Только 7% россиян сказали, что сведения такого рода их не интересуют. Доля таких респондентов увеличилась по сравнению с январем вдвое (тогда вариант "меня не интересует информация о переписи" выбрали 3% опрошенных). Однако и на сегодняшний день не интересующихся переписью гораздо меньше, чем не осведомленных о ней (напомним, что их 12%).

Остальные опрошенные указали те или иные источники информации.

Предпочтения источников информации о переписи в целом не отличаются от общих предпочтений СМИ, и они не изменились по сравнению с предыдущим опросом. Бесспорный лидер – центральное телевидение, затем идет телевидение местное, на третьем месте – местные газеты, потом центральное радио и центральные газеты. Замыкает список местное радио.

Плакаты, информационные листовки, а также выступления должностных лиц потенциально менее интересны гражданам.

% от всех опрошенных

 

январь

апрель

Из передач центрального телевидения

73

72

Из передач местного телевидения

24

23

Из местных газет

20

21

По центральному радио

19

21

Из центральных газет

17

18

По местному радио

14

12

Из листовок, рекламы, плакатов в общественных местах

5

6

Из материалов, полученных по почте

3

3

Из выступлений представителей администрации на работе, по месту учебы

2

2

Из выступлений представителей местных властей

2

3

В органах социальной защиты

1

1

В общественной организации

1

1

Другое

1

0

Меня не интересует информация о переписи

3

7

Затрудняюсь ответить

2

2



Предпочтения тех или иных источников информации о переписи в разных социально-демографических группах в целом не отличаются от тех, что были указаны в качестве источников информации о переписи. Респонденты старшей возрастной группы чаще упоминают центральное радио; люди с высшим образованием – центральные газеты, а молодежь значимо реже, чем в целом по опросу, ориентирована на что бы то ни было.

В Санкт-Петербурге и в областных, республиканских центрах с населением более 1 млн. человек чаще, чем в среднем по стране, выбирают местное телевидение (36% и 34% соответственно). А среди москвичей предпочтение местному телевидению отдали только 6%.

Сравнительно большей популярностью пользуется местное телевидение в Уральском (30%) и в Дальневосточном (32%) федеральных округах. В Приволжском и Уральском округах также сравнительно чаще упоминаются местные газеты (30% и 28% соответственно). В Северо-Западном округе, похоже, чаще слушают радио – как центральное, так и местное (26% и 22% соответственно).

Что касается центральных газет, то их чаще читают люди с высшим образованием (23%) и москвичи (31%).

Местное радио так же, как и местное телевидение, сравнительно более популярно в Санкт-Петербурге (36% и 26% соответственно).

Интересные и неинтересные темы статей и передач

Респондентам был предложен список тем статей и передач о переписи с предложением отобрать те, которые могли бы их заинтересовать. Аналогичный вопрос задавался в ноябре прошлого года. В основном приоритеты изменились мало. Как и прежде, людей в первую очередь интересует то, что непосредственно связано с материальными условиями их жизни. Меньший интерес вызывают темы, посвященные проведению переписи в других странах, миграции, численности военнослужащих.

% от всех опрошенных

 

Ноябрь 2001 г.

Апрель 2002 г.

Материальные условия жизни людей

61

49

Здоровье населения

50

46

Численность населения

52

46

Проблемы пенсионеров

42

36

Развитие производства, создание рабочих мест

44

35

Положение молодых семей

39

32

Национальный состав населения

38

29

Возрастной состав населения

40

28

Уровень жизни сельских жителей

34

28

Процедура проведения переписи

20

20

Обеспечение жителей продовольствием

28

19

Количество образовательных учреждений в разных регионах страны

20

16

О переселенцах и беженцах

23

15

Откуда и куда мигрируют люди

25

14

Как проводится перепись в других странах

-

13

Количество военнослужащих

-

11

Другое

1

1

Ничего не могло бы заинтересовать

6

3

Затрудняюсь ответить

3

4



Обнаружились различия в выборе тех или иных тем для разных социально-демографических групп.

Респондентов с высшим образованием вообще чаще интересуют все темы. Люди активного возраста (36-50 лет) заинтересовались бы в большей степени, чем россияне в среднем, информацией о развитии производства, создании рабочих мест (42%). Людям старше 50 лет больше интересны проблемы пенсионеров (56%), а молодым (18-35 лет) – положение молодых семей (46%).

Москвичи и петербуржцы существенно различаются в своем интересе к информации о переписи. Москвичей в целом вся эта информация интересует меньше. Если у них и есть какие-то приоритеты, то это здоровье (52%) и проблемы пенсионеров (53%). А вот у жителей северной столицы круг интересов гораздо шире. Наряду со "здоровьем", которое они выбирают даже чаще, чем москвичи (61%), их чаще, чем среднего россиянина, интересуют следующие темы: "развитие производства" (45%), "возрастной состав населения" (36%), "обеспечение продовольствием" (34%), "количество образовательных учреждений" (25%), "миграция" (22%), а также сама "процедура проведения переписи" (26%).

Есть свои предпочтения и в разных федеральных округах.

Те, кто живет в Северо-Западном округе, чаще, чем россияне в среднем, интересуются темами, связанными с материальными условиями жизни людей (55%), здоровьем населения (52%), развитием производства, созданием рабочих мест (46%), возрастным составом населения (36%), обеспечением жителей продовольствием (26%), проблемами миграции (20%). У обитателей Южного и Дальневосточного округов – сходные интересы: информация о возрастном (34% и 40% соответственно) и национальном составе населения (39% и 43%), о численности населения (52% и 59%). Сибиряков больше, чем россиян в среднем, интересует информация о процедуре проведения переписи (26%). А тем, кто живет в Приволжском округе, сравнительно более важными кажутся сведения о материальных условиях жизни людей (58%), о здоровье населения (52%), о развитии производства и создании рабочих мест (41%), о положении молодых семей (38%), об уровне жизни сельских жителей (36%). Жителей Центрального и Уральского округа вообще меньше интересуют любые темы, связанные с переписью.

Есть различия в интересе к тем или иным темам передач и статей в связи с переписью в разных группах по роду занятий.

Тех, кто работает в сфере культуры, науки, образования, вообще чаще интересует большинство тем, связанных с переписью. Тема развития производства и создания рабочих мест больше интересует всех работающих – за исключением занятых в сельском и лесном хозяйстве. Последних больше привлекла бы информация об уровне жизни сельских жителей. Работающих в промышленном производстве, наряду с созданием рабочих мест, чаще волнуют темы здоровья населения, положения молодых семей, обеспечения жителей продовольствием. Учащиеся, естественно, скорее обратили бы внимание на информацию о количестве образовательных учреждений в разных регионах страны, пенсионеры – на проблемы пенсионеров. Информация о том, как проводится перепись в других странах, скорее заинтересовала бы работников науки, культуры, образования, а также учащихся. Тех, кто работает в торговле и сфере услуг, вообще мало интересует любые подобные сведения.

В массовые опросы не попадает статистически значимого количества людей богатых. Поэтому, чтобы выяснить отношение к переписи высокодоходных групп населения, мы проанализировали отдельно ответы тех опрошенных, доходы которых превышают полторы тысячи рублей на члена семьи в месяц (это треть от всей выборки). Высокодоходные респонденты были дополнительно разбиты на три примерно равные группы: первая – с доходом на члена семьи от 1500 до 1799 руб. (13% от общего числа опрошенных, 195 человек); вторая – с доходом от 1800 до 2499 руб. (13% от общего числа опрошенных, 195 человек); и третья – с доходом больше 2499 руб. (12% от общего числа опрошенных, 180 человек).

Оказалось, что для этих трех групп сохраняются в целом общие закономерности.

Чем выше доход, тем больше доля знающих о предстоящей переписи: в первой группе доля информированных – 63%, во второй – 67%, в третьей – 69%. Вместе с тем самые богатые (в рамках нашего исследования) граждане стараются принизить значимость переписи. Так, почти четверть третьей группы высокодоходных респондентов придерживаются мнения, что перепись – событие не важное, а в первых двух группах таких – примерно седьмая часть (см. Приложение 4).

Готовность участвовать в переписи с ростом дохода имеет тенденцию к снижению.

% по группам

 

Группы людей, чьи доходы превышают 1500 руб.

1500-1799 руб. 1800-2499 руб. более 2499 руб.

Приму участие

89

90

86

Не приму участия, затр. ответить

12

10

14



Естественно предположить, что отказ от участия в переписи сопровождается некоторыми обоснованиями.

Во-первых, чем выше доход, тем больше заявляющих: перепись никак не повлияет на положение "таких людей, как я". В первой из трех высокодоходных групп такой точки зрения придерживаются 64% опрошенных, во второй – 63%, в третьей – 67%. Качественное исследование, проведенное в феврале – марте этого года, позволяет развернуть аргументацию этой позиции. Респонденты считают, что они добились успеха благодаря своим усилиям. Государство же только "мешает жить", и потому они не обязаны участвовать в проводимых им мероприятиях. Косвенным подтверждением этого предположения является тот факт, что "богатые" чаще признаются, что призывы властей – будь то мэр или Президент – не способны изменить их отношение к переписи (см. Приложение 4).

Возможно, присутствует и другая мотивация, но опасения, связанные с налоговой инспекцией, "богатые" чаще не разделяют. Если в первой высокодоходной группе отвергают предположение, что данные попадут в налоговую инспекцию, примерно треть опрошенных (36%), то во второй и в третьей – почти половина (по 43%).

Опасения рисков, связанных с проникновением в дом посторонних, видимо, здесь более актуальны. Во всяком случае, респонденты второй группы чаще заявляют, что доверие к переписи вырастет, если люди будут знать переписчика в лицо:

% по группам

 

Группы людей, чьи доходы превышают 1500 руб.

1500-1799 руб. 1800-2499 руб. более 2499 руб.

Доверие вырастет

55

67

55

Доверие не изменится

38

29

38



К другим "страховкам" от рисков в ходе переписи: усилиям милиции по охране покоя граждан и уверенности в том, что информация будет использоваться лишь в обобщенном виде, – три выделенные нами группы "богатых" относятся с примерно одинаковым уровнем доверия. Примерно половина опрошенных в каждой из этих трех групп полагает, что доверие граждан в этом случае вырастет.

В целом в высокодоходных группах больше скепсиса относительно целей переписи. Так, в третьей группе ("самые богатые") больше убежденных в том, что результаты переписи не повлияют на политику правительства, направленную на повышение рождаемости (48%, в первой – 44%, во второй – 40%).

Относительно других целей переписи в трех высокодоходных группах нет особых разногласий, но в целом они относятся к этим целям с большем сомнением, чем "бедные" и "средние".

% по группам

Перепись поможет...

Доход

до 701 руб. 701-1499 руб. свыше 1499 руб.

...развивать систему здравоохранения

48

39

37

...регулировать въезд и выезд из страны

57

51

50

...способствовать наведению порядка в стране

56

51

49

...лучше решать региональные проблемы

41

36

37

...снизить уровень безработицы

40

34

29



Чем выше доход, тем больше убежденных, что люди будут скрывать информацию о себе. Так, если в первых двух высокодоходных группах это мнение разделяют по 34% опрошенных, то в третьей, самой богатой группе – 41%.

Таким образом, более состоятельные граждане выглядят как "информированные скептики". Апелляции к "общему благу" вряд ли способны изменить эту установку. Возможно, интенсивное убеждение в том, что перепись не грозит их личной безопасности, будет способствовать изменению позиции колеблющихся.




База данных ФОМ > Перепись населения > Перепись населения. Выпуск №14 от 05.09.2002 > Источники информации о переписи