fom.ru · Поиск ·      








22.08.2002, Климова С., Абдулхаерова Н.

Приложение 5

Сроки и процедура опроса

Начало опроса - 3 июля 2002 г.

Окончание опроса - 14 июля 2002 г.

Для проведения исследования были привлечены 44 региональных партнера Фонда "Общественное мнение".

Исследуемая совокупность - наличное, постоянно проживающее население в возрасте от 18 лет.

Общее число опрошенных - 1500 человек, из них 1106 городских жителей, 394 - сельских.

Опрос проводился маршрутным методом по избирательным участкам с использованием квот по полу, возрасту и образованию.

Перед началом исследования в региональные отделения были разосланы все методические материалы: выборка, инструкция для руководителя опроса, анкета, вспомогательные карточки к анкете, маршрутные карты, форма методического отчета, программа ввода.

В каждом региональном отделении был проведен инструктаж с интервьюерами по отбору респондента и проведению интервью. После инструктажа интервьюеры получили комплект полевых документов: точку опроса с описанием границ избирательного участка (если таковой имелся); маршрутную карту; анкеты, вспомогательные карточки к анкетам, инструкцию для респондента, визитные карточки Фонда "Общественное мнение" с указанием фамилии, имени, отчества интервьюера и даты проведения опроса.

Опрос проводился методом интервью по анкете, которая состояла из 42 закрытых и открытых вопросов, расположенных на 8 страницах, и 4 вспомогательных карточек.

В исследовании приняли участие 193 интервьюера. Средняя нагрузка на одного интервьюера варьировалась от 4 до 15 анкет в зависимости от опыта работы и точки опроса.

Продолжительность заполнения анкеты составляла от 10 до 60 минут (максимальное время - в Ставрополе, Северо-Кавказское отделение).

Средняя продолжительность заполнения анкеты - 12 минут.

Общее число заполненных анкет - 1500.

Недостижимость в данном опросе составила 5804 случая (по России без Москвы). На Москву и Московскую область приходится 1187 случаев недостижимости.

Основные причины недостижимости:
  • никого нет дома,


  • нет респондента, подходящего по квоте,


  • кодовые замки (для крупных городов).
Методы и результаты контроля работы интервьюеров Весь полученный массив анкет прошел несколько видов контроля.

В региональных отделениях:
  • 100 % визуальный контроль на правильность и полноту заполнения анкеты;


  • 106 случаев телефонного контроля;


  • 58 случаев адресного контроля (39 случаев повторного посещения и 19 случаев почтового контроля).
По результатам телефонного контроля и повторного посещения в регионах выявлено 11 случаев брака (из них 10 случаев пришлось на Нижний Новгород). Все выбракованные анкеты были изъяты и переделаны, а интервьюер отстранен от работы. Результаты почтового контроля находятся в работе.

В Москве:
  • 100%-ный визуальный контроль на правильность и полноту заполнения анкеты;


  • 98 случаев телефонного контроля;


  • 47 случаев адресного контроля.
Телефонный и адресный контроль осуществлялись по контрольной анкете.

По результатам визуального контроля очевидного брака на полноту заполнения анкет выявлено не было, но при просмотре маршрутных карт обнаружились небольшие нарушения в прохождении маршрута и заполнении маршрутных карт. Руководители отделений предупреждены о нарушениях.

Телефонный контроль подтвердил факт проведения опроса и, в основном, соблюдение квот по отбору респондентов.

Материалы адресного контроля по Москве (маршрутные карты и контрольная анкета) находятся в работе. Наблюдения интервьюеров о ходе опроса

Опрос прошел хорошо. Анкета была понятна и доступна респондентам.

Особых затруднений при проведении опроса не было. Трудности встречались обычные: кодовые замки, переговорные устройства, домофоны, отсутствие потенциальных респондентов дома в связи с летним периодом.

Несколько сложнее, чем в сельской местности, был поиск респондентов в выходные дни в городе - многие выезжали в это время на дачи и огороды.

При поиске респондентов главной проблемой остается поиск людей в возрасте 18-24 лет.

Региональные партнеры в отчетах отмечали, что россиянам известно о самом факте проведения переписи, но, о чем именно будут спрашивать в ее ходе, они не знают.

Несмотря на то, что о переписи респонденты в основном узнали из СМИ, они практически не помнят, о чем конкретно была эта информация - вероятно, не слишком образная и запоминающаяся.

В отчете интервьюеров из Алтайского края указывалось, что респонденты не очень уверенно говорили о том, почему необходима перепись. Кроме общих слов о необходимости узнать численность населения наши сограждане не могли привести никаких аргументов в пользу ее проведения.



База данных ФОМ > Перепись населения > Перепись населения. Выпуск №22 от 15.09.2002 > Приложение 5