Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dom0414/domp0414/d041434




Жить либо некогда, либо не на что

08.04.2004 [отчет] [ Вовк Е. ]




(Данные общероссийского опроса населения от 27-28 марта 2004 г. см.: Бедность и бедные в России // Доминанты. Поле мнений. 2004. № 013, 1 апр. (http://bd.fom.ru/map/projects/dominant/dom0413/domt0413/domt0413_1))

К бедным в России официально относятся все, кто имеет доход ниже прожиточного минимума, соответствующего стоимости товаров и услуг, входящих в так называемую "потребительскую корзину". Однако "бедность" – понятие не только экономическое, но и социальное. Насколько официально принятые "критерии бедности" сходны или различны с представлениями о ней, существующими в обыденном сознании, и пойдет речь ниже.

Для начала укажем, что доход, позволяющий, по мнению россиян, подняться над "чертой бедности", существенно отличается от официально утвержденного прожиточного минимума (в первом квартале 2004 года он составлял примерно 2300 рублей на человека в месяц в среднем по стране). Участников массового опроса попросили назвать сумму, которую, с их точки зрения, необходимо получать на одного человека в месяц в их городе или селе для того, чтобы "не быть бедным". Вопрос задавался в открытой форме. Разброс между названными суммами оказался велик: от менее 2000 рублей до свыше 20 тысяч. Однако можно выявить некоторые тенденции, характеризующие совокупные представления опрошенных о минимуме, необходимом для того, чтобы "не быть бедным". Суммы до 2000 рублей назвали только 8% россиян. Половина респондентов указали суммы до 5000 рублей, почти половина – от 5000 до 20000 рублей (В статистике эта характеристика называется медианой - срединным значением упорядоченного ряда, по обе стороны от которого лежит по 50% данных ("случаев"); указывает "среднее" данных.). Если посмотреть, к каким суммам "тяготели" ответы участников массового опроса, то окажется, что 50% опрошенных называли суммы в 3000 – 9000 рублей; четверть – меньшие суммы, и четверть – большие (В статистике эта характеристика называется межквартильным размахом - интервалом, охватывающим 50% данных ("случаев") вокруг медианы, ниже и выше которого лежит по 25% данных ("случаев"); ука-зывает разброс данных вокруг среднего.). Отметим, что респонденты называли тем большую сумму, чем выше их образование и нынешний доход и чем крупнее населенный пункт, в котором они проживают. При этом представители каждой из доходных групп в среднем называли суммы, в три – четыре раза превышающие их нынешний доход. Что касается возрастных групп, то здесь различий в представлениях о "минимуме", необходимом для "небедного" существования, не наблюдается.

Вопрос: "Скажите, пожалуйста, какой доход на одного человека в месяц необходимо получать в вашем городе (селе), чтобы не быть бедным человеком?"

  Все Образование
ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее
До 2000 руб. 8 13 8 5 3
2001 – 3000 руб. 15 21 15 12 10
3001 – 5000 руб. 29 32 30 27 23
5001 – 8000 руб. 14 8 16 15 14
8001 – 10000 руб. 17 11 16 20 20
10001 – 20000 руб. 10 5 7 12 17
Свыше 20000 руб. 5 3 4 5 10


Вопрос: "Скажите, пожалуйста, какой доход на одного человека в месяц необходимо получать в вашем городе (селе), чтобы не быть бедным человеком?"

  Все Доход на члена семьи
до 1000 руб. 1000 – 2000 руб. более 2000 руб.
До 2000 руб. 8 14 6 2
2001 – 3000 руб. 15 22 19 4
3001 – 5000 руб. 29 34 38 18
5001 – 8000 руб. 14 10 13 19
8001 – 10000 руб. 17 11 11 29
10001 – 20000 руб. 10 4 8 17
Свыше 20000 руб. 5 2 3 8


Вопрос: "Скажите, пожалуйста, какой доход на одного человека в месяц необходимо получать в вашем городе (селе), чтобы не быть бедным человеком?"

  Все Тип населенного пункта
Москва мегаполис большой город малый город село
До 2000 руб. 8 0 2 4 5 17
2001 – 3000 руб. 15 3 5 10 12 29
3001 – 5000 руб. 29 9 20 32 32 31
5001 – 8000 руб. 14 9 18 17 16 7
8001 – 10000 руб. 17 30 25 20 16 8
10001 – 20000 руб. 10 24 16 9 10 3
Свыше 20000 руб. 5 19 11 4 3 1


Определение "минимума", необходимого для "безбедной" жизни, свидетельствует только о том, какой суммой сегодня хотел бы располагать респондент, но ничего не говорит о социальных смыслах, задействованных в представлениях о бедности. Между тем, участники и массового опроса, и фокус-групп в основном понимают "бедность" не как отсутствие определенной фиксированной суммы дохода, обеспечивающей "небедное" существование, а как неудовлетворенность потребностей, лучше всего описываемую словами "нужда", "недостаток", "нехватка". Участники массового опроса, давая определение понятию "бедность" (вопрос задавался в открытой форме), чаще всего говорили о нехватке денег (72% ответов); также речь шла о доходе ниже прожиточного минимума (7% ответов), отсутствии приемлемого жилья (4%), невозможности оплатить коммунальные услуги, продукты, лекарства (2%). Участники фокус-групп говорили, что бедность – это "нехватка средств для нормального существования"; "нужда, нехватка денег"; "неудовлетворенность насущных жизненных потребностей, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека". При этом мнения респондентов о "минимуме", который необходим для того, чтобы подняться над "чертой бедности", были весьма различными. Для одних бедность – это полуголодное состояние:
  • "Когда дети просят кушать, а кушать нечего"; "когда люди недоедают, недопивают, нечем кормить детей"; "когда не хватает на колбасу"; "кусок хлеба и стакан воды"; "нет денег купить еды..." (открытый вопрос).
Для других бедность – это невозможность потратиться на что-либо, кроме еды и насущно необходимого:
  • "Когда нельзя себе позволить то, что хочешь, и должен себе позволять самое необходимое"; "когда нет возможности дать желаемое своим детям" (открытый вопрос).


  • "Это жизнь от зарплаты до зарплаты: зарплата нищенская – нельзя ничего купить и внести квартплату" (ДФГ, Новосибирск).


  • "Нехватка средств на какие-то элементарные вещи, которые для жизни необходимы. И вот что касается продуктов: когда в магазине смотришь не то, что хочешь купить, а то, на что хватает денег" (ДФГ, Москва).


  • "Бедные – это те, у кого нет сбережений на черный день. То есть заболел человек – он ищет, где ему взять, а богатый – это тот, кто имеет эти сбережения и... не имеет таких нерешаемых проблем" (ДФГ, Самара).
Для третьих бедность – это невозможность позволить себе более-менее крупные расходы:
  • "Когда нет возможности поехать отдыхать на юг летом"; "нет дачи, машины"; "нет возможности построить дом, купить квартиру" (открытый вопрос).


  • "Человек чувствует невозможным дать образование детям, питаться, так сказать, достойно, лечиться так, как, в общем-то, нужно <...>. Отдых, конечно, тоже ограничен, потому что если у кого-то есть, допустим, дачный участок, то там еще можно как-то перебиться, а поехать – уже, конечно, совершенно исключено" (ДФГ, Москва).
В ходе фокус-групп неоднократно возникала и получала поддержку мысль, что бедность – понятие относительное, и точка отсчета, с которой она начинается, в каждом конкретном случае зависит от уровня потребностей человека ("в категорию бедности попадает каждый человек, который ощущает в чем-то недостаток"). Основной же критерий, позволяющий отграничить бедность от небедности, судя по высказываниям участников фокус-групп, – это относительная депривация, необходимость отказывать себе в желаемом:
  • "Если он вынужден высчитывать каждую копейку, если он определяет то, что он может поесть или надеть только исходя из того, сколько у него имеется наличных средств, – он бедный. Если человек свободен в своем выборе того, что он может покупать, если он свободен в выборе продукции, которую он может поиметь, то это уже небедный человек, состоятельный" (ДФГ, Новосибирск).
Подчеркнем, что участники фокус-групп определяли бедность не как объективную категорию, а как субъективное переживание. В первую очередь – как ощущение себя "ущербным", "униженным", лишенным социальных благ и возможностей, на которые человек считает себя вправе претендовать:
  • "...Это ущербность <...>. Человек не может, так сказать, позволить то, что, в общем-то, элементарно позволить. Это бедность, конечно, это ущербность. Человек чувствует себя вот таким ущербным (ДФГ, Москва).
  • "1-я участница: Самое страшное – человек чувствует себя ущемленным.
2-й участник: Да, я со всем согласен, но вот еще по себе – это огромное унижение.

1-я участница: Это самое, по-моему, основное.

2-й участник: Прожить большую часть жизни, быть профессионалом, иметь высшее образование, и не одно, – и с каждым годом все хуже и хуже" (ДФГ, Самара).

Судя по данным массового опроса и материалам фокус-групп, респонденты связывают с бедностью также чувство страха перед будущим, жизнь "одним днем" – без уверенности в дне завтрашнем:
  • "Бедность – это отсутствие надежды и веры в будущее"; "когда не просматривается будущее"; "когда человек ни во что не верит, живет одним днем, ни к чему не стремится"; "когда человек с тревогой думает о завтрашнем дне" (открытый вопрос).


  • "Безусловно, это когда человек не может быть уверенным в завтрашнем дне" (ДФГ, Новосибирск).
Материалы фокус-групп позволяют предположить, что подобный страх перед будущим складывается из двух составляющих. Первая составляющая – это ощущение непредсказуемости будущего, а значит, и нестабильности нынешнего положения (будь оно и не бедственным), коренящееся, надо полагать, в отсутствии сбережений "на черный день":
  • "Боязнь за завтрашний день: за то, что не на что купить лекарства, куда-то поехать, навестить родных" (ДФГ, Самара).
Вторая составляющая – это переживание комплекса социального бессилия, невозможности выбраться из бедственного состояния, отсутствия жизненной перспективы. Участники фокус-групп проводили четкое различие между молодым поколением, представители которого еще имеют шансы изменить свое нынешнее положение (каким бы оно ни было), и всеми остальными (не только пожилыми, но и людьми среднего возраста). Последних респонденты склонны воспринимать как бедных (и их бедность представляется сама собой разумеющейся), первых – как небедных:
  • "1-й участник: У молодых есть шанс стать богатыми или хотя бы небедными.
2-я участница: А у старика – никак. А у пенсионеров уже ничего не поменяется" (ДФГ, Новосибирск).
  • "Модератор: У нас Виктор и Владимир – только двое, кто не относит себя в число бедных людей.
Участница ДФГ: Они молодые, понимаете" (ДФГ, Москва).
  • "1-й участник: Для своего возраста я не могу считать себя бедным, потому что мне и родители дают, и я сам работаю. И я знаю, что если я буду в чем-то нуждаться, мне родители помогут. Как бы я... Ну, я молодой, чтобы ощущать себя бедным, я еще жизни как бы не видел.
2-й участник: Хорошо сказано.

3-я участница: Правильно, у него надежды <...>.

1-й участник: Естественно, та планка, которая была на какое-то определенное время, – ее нет. И я могу считать себя бедным. Но я не считаю. Пока, как говорится, хватает. Выкручиваемся для того, чтобы хватало, – чтобы заплатить за квартиру, за учебу детей, за лекарства. Значит, не бедный. Пока мечтаю купить новый компьютер – значит, не бедный" (ДФГ, Новосибирск).

Подчеркнем, что респонденты так или иначе делали акцент на возможности избежать бедности за счет собственных усилий – работая и зарабатывая. К числу тех, кто чаще всего оказывается бедным, участники фокус-групп относили именно нетрудоспособных людей, зависимых либо от родственников, либо от государства (пенсионеров, больных), а также по тем или иным причинам не работающих или не могущих найти работу (студентов, лиц старше определенного возраста – обычно называлась ставшая стандартной в объявлениях о найме граница: "до 35 – 40", – имеющих невостребованную специальность). Тем самым неявно утверждается, что трудоспособный, работающий человек бедным быть не должен (правда, для этого ему надо приложить достаточно усилий).

Отвечая на открытый вопрос о причинах бедности (Вопрос звучал следующим образом: "В чем, на Ваш взгляд, заключаются причины бедности людей? Перечислите, пожалуйста, возможные причины бедности".), участники массового опроса называли как объективные, так и субъективные обстоятельства. Одни говорили, что причина бедности – в несоответствии уровня цен и зарплат (34% ответов). Другие были склонны усматривать ее причину в неправильной политике государства (17% ответов). Некоторые говорили о том, что бедность проистекает из несправедливого устройства общества и власти (5% ответов) либо же из общей слабости экономики страны (4% ответов). Часть респондентов называли обстоятельства, мешающие людям иметь нормальный заработок: проблемы с трудоустройством (26%) и отсутствие необходимого образования (2%). Нередко звучал ответ, что причина бедности – в особенностях характера людей, в их лени, в неумении и нежелании работать (24% ответов).

Примечательно: почти половина участников массового опроса, отвечая на соответствующий вопрос (Вопрос звучал следующим образом: "По Вашему мнению, материальное благополучие человека в боль-шей степени зависит от его собственных усилий или от внешних обстоятельств?"), сказали, что материальное благополучие человека зависит в большей степени от его собственных усилий (41%), половина – что от обстоятельств (47%). Однако среди тех, кто считает себя бедным (41%) (Респондентам задавали вопрос: "Вы считаете себя богатым или бедным человеком? Или Вы человек со средним достатком?". К богатым себя отнесли 1% респондентов, к людям со средним достатком - 41%, к бедным - 55%.) или полагает, что знаком с бедностью по прошлому опыту (26%) (Тем, кто не отнес себя к числу бедных, задавали вопрос: "В Вашей жизни были времени, когда Вы были бедным человеком, жили бедно, или такого времени не было?". 29% ответили, что такого времени не бы-ло, 26% - что было.), большинство возлагает вину за свою бедность на государство (38%) или обстоятельства (13%), и только очень немногие – на себя самих (6%).

Вопрос: "Скажите, пожалуйста, кто, по Вашему мнению, виноват (был виноват) в Вашей бедности?"

Я сам 6
Члены семьи 2
Обстоятельства 13
Работодатели 4
Государство 38
Другое 1
Затрудняюсь ответить 4

Не считаю себя бедным сейчас и не считал себя бедным раньше

32


При этом большинство респондентов, составляющих данные группы, по их утверждению, прилагали усилия, чтобы преодолеть свою бедность (49% против 13%), – причем независимо от их представлений о том, кто виноват в их бедности. Эти представления, как ни странно, оказались слабо коррелированы и с мнениями о том, от чего в большей степени зависит благосостояние человека.

Отметим, что участники фокус-групп разделяют причины, по которым человек оказался в числе бедных, и причины, по которым он остается бедным. Первую группу причин респонденты склонны считать объективными, не зависящими от человека. Вторую – субъективными, связанными с индивидуальным характером и желанием прикладывать усилия, чтобы достичь достойного уровня существования:
  • "Мы, вообще говоря, за годы советской власти достаточно привыкли к пофигизму <...>. Мы настолько привыкли, что за нас кто-то что-то делает, что на сегодняшний день мы иногда оказываемся в состоянии бедности только потому, что мы ждем, что кто-то решит наши проблемы. <А другая> составляющая, конечно, относится к тому, что весь переходный период, естественно, – это была такая ломка всего хозяйства, всего общества, что на обочине оказалось очень много людей, которые не виноваты, естественно, в своей бедности – ни по субъективной причине, ни по любой другой. Абсолютно объективная причина в том, что они оказались просто на обочине (ДФГ, Новосибирск).


  • "...В бедности может оказаться любой из нас, какой бы характер ни был, с любым характером – какое развитие, дальше продолжение какое?" (ДФГ, Новосибирск).
Кроме того, участники фокус-групп проводили разграничение между теми людьми, которым возраст и здоровье позволяют отвечать за свое благосостояние, и теми, кто вынужден жить на иждивении. Говоря о первых, респонденты более склонны возлагать ответственность за их бедность на них самих, говоря о вторых – на государство и социальные службы:
  • "...Отчаявшиеся люди прежде всего попадают в эту категорию <бедных>... Мне кажется, прежде всего – отчаявшиеся люди, которым просто уже наплевать на себя, и как бы остается только себя жалеть. Которые перестают себя жалеть – те выгребают оттуда <...>. Ну, я имею в виду, опять же, какие категории людей? Пенсионеров я не беру – за них сложно... Я за более-менее молодую часть отвечаю" (ДФГ, Новосибирск).
Сделанный участниками фокус-групп акцент на собственные усилия человека тем заметнее, что, по их мнению, в числе бедных чаще других оказывается нерешительный, слабохарактерный человек, тогда как избежать бедности (или выбраться из нее) помогают такие личностные качества, как твердость, уверенность в себе, умение себя преподнести и постоять за свои права, решительность и целеустремленность, умение приноравливаться к сложным ситуациям и новым обстоятельствам. При том что в рассуждениях о бедности как таковой не звучало негативных определений, бедность работоспособного (подчеркнем это) человека воспринимается респондентами скорее как определенная стигма, следствие и проявление его социальной несостоятельности:
  • "Участница: Ну, я считаю бедными тех, кто не хочет работать, – ведь работу сейчас можно найти – и уборщицей, вот в нашем доме. Ну вот бедная она – ну если у тебя есть хоть немного сил – иди подметай, иди убирай, а то твои дети голодные, и ты сидишь, на них смотришь...
Модератор: То есть лентяи.

Участница Лентяи. Вот их очень много бедных... Правильно вот Марина сказала: хоть какой-то достаток, хоть три тысячи на человека – все равно сейчас это можно найти" (ДФГ, Самара).
  • "1-й участник: Я вспоминаю своих знакомых: <бедные> только не работающие, пенсионеры. А из работающих кто был беден – все вылезли уже. Все вылезли из этой бедности.
2-я участница: Кто хочет – тот всегда находит.

Модератор: А кто не может? Вот работает, но не может вылезти из бедности?

2-я участница: Не может тот, кто болеет.

1-й участник: Кто как, кто как может. Кто-то без выходных практически работает, полвыходного в неделю имеет. Кто деньги потратил на новую профессию. Сидел, сосал лапу, пока платил за свою учебу, а теперь нормально зато зарабатывает. По-разному.

3-я участница: Выжимают люди из себя все.

4-й участник: Мне кажется, если человек по правде, искренне хочет – он все равно добивается" (ДФГ, Новосибирск).

Среди участников массового опроса меньше полагающих, что сегодня в России бедным быть стыдно (39%), чем тех, кто так не считает (53%). Опираясь на материалы фокус-групп, можно предположить, что стыд связан с переживанием собственной социальной неполноценности, социального несоответствия. Участники групповых дискуссий с легкостью причисляли себя к бедным, когда речь заходила о самоидентификации, мотивируя это нехваткой средств на "нормальное существование". Но вот слышать от других в свой адрес – "бедный" респонденты не желают ("да, мы ниже среднего, но я не хочу, чтобы меня унижали, – что я бедная").

С чем может быть связано подобное различие в восприятии категории бедности, когда она используется при самоидентификации – и когда определение дается со стороны? Во-первых, надо учитывать, что участники фокус-групп относили себя к бедным после разговора о широкой распространенности бедности в России: быть бедным среди бедных, таким же, как все, – не стыдно. Во-вторых, по-видимому, причисление себя к бедным может выполнять функцию своего рода жалобы и упрека, обращенных к "вышестоящим инстанциям" (кто бы под ними ни подразумевался – власть, правительство, судьба...). Наконец, по ряду реплик можно предположить, что когда респонденты причисляют себя к бедным сами, они говорят о временной ситуации, в которой винят обстоятельства, а не себя:
  • "Потому что и взлеты, и падения – я говорю по себе – работаем, потом, там, удача есть, значит, получаем, и хорошо получаем. Завтра рухнуло – и все, за полгода все спустили – и все, и никто не знает, что с тобой будет завтра. Поэтому умный человек, вот как Ира сказала, – тот не осудит" (ДФГ, Москва).
Когда же человека называют бедным другие, такая категоризация воспринимается как стигматизация, как указание на социальную ущербность и бессилие:
  • "...Несмотря на то, что у нас 100 тысяч долга на сегодняшний день, что полгода мы не можем оплатить свет, фруктов не берем, я не могу сказать, что мы совсем бедные. Почему? <...> Звонит соседка и говорит: «Тань, ты не хочешь поработать?» <...> И я три дня подряд бегала по квартирам с анкетами, <...> и мне в среду уже выдали деньги <...>. Мы купили сахара, масла, хлеба. То есть чего у нас не было, мы тут же заехали в магазин – и взяли" (ДФГ, Новосибирск).


  • "...Вы знаете, бабушка одна так сказала, когда брали у нее интервью – и говорят: «Запишите, бедная Вы или нет». – «Я не бедная». – «А как же Вы не бедная? Посмотрите, у Вас одна пенсия, и Вы еще внукам выделяете деньги». – «Ну что Вы? Я же по помойкам не шарюсь!»" (ДФГ, Новосибирск).
По данным массового опроса, как уже отмечалось, к бедным себя сегодня относят 41% опрошенных; 55% считают себя людьми среднего достатка. Подчеркнем, что практически никто из респондентов не причислил себя к богатым (таковых оказалось менее 1%). Данные фокус-групп также демонстрируют, что антоним "бедности" – отнюдь не "богатство", а "достаток". Напомним, бедного человека участники фокус-групп характеризовали не в самом позитивном ключе (слабохарактерный, вообще слабый), небедных – сугубо положительно и как противоположность бедным (целеустремленный, успешный). На долю богатых же (что обнаруживается практически всегда, когда в массовом опросе или на фокус-группе затрагивается тема зажиточных людей) приходятся нелицеприятные эпитеты. Богатство ассоциируется с неправедным трудом; достаток – с праведным, бедность – с невозможностью (или нежеланием) работать.

"Бедность", как мы продемонстрировали выше, – категория относительная. Не в последнюю очередь ее наполнение обусловлено жизненным контекстом – представлением о том, как живут вокруг. Большинство участников массового опроса считают, что они живут так же, как и окружающие их люди (69%), 14% полагают, что другие живут богаче, 8% – что беднее. Если же проследить взаимосвязь между представлением о том, как живут другие, и самоотнесением, то окажется, что респонденты склонны брать за точку отсчета "средний" в их окружении уровень жизни. Особенно отчетливо это заметно при сопоставлении ответов в разных доходных группах: если человек считает, что другие живут беднее, себя он – вне зависимости от уровня дохода – склонен считать человеком "со средним достатком" или "богатым"; если же он считает, что другие живут богаче, он склонен причислять себя к "бедным".

  Окружающие живут...
богаче примерно так же беднее
Вопрос: "Вы считаете себя богатым или бедным человеком? Или Вы человек со средним достатком?"
Доход до 1000 руб.
Богатым 0 1 0
Со средним достатком 27 45 48
Бедным 72 51 52
Доход 1000 – 2000 руб.
Богатым 0 1 2
Со средним достатком 43 56 56
Бедным 55 41 42
Доход более 2000 руб.
Богатым 0 0 8
Со средним достатком 49 69 63
Бедным 51 29 29


В то же время, судя по материалам фокус-групп, в обществе существует определенная конвенция относительно обязательного "социального пакета", доступность или недоступность которого более-менее однозначно маркирует границу достатка: это приемлемого качества питание, жилье, медицинское обслуживание, образование и отдых (именно этого, говорили участники дискуссии, не может себе позволить бедный человек). Заметим, что речь здесь идет именно о доступности определенных социальных благ, безотносительно к тому, чем она обеспечивается: деньгами или социальными гарантиями. Показательно, что некоторые участники фокус-групп противопоставляли нынешнюю жизнь советскому времени (когда и медицинское обслуживание, и образование, и отдых были доступны либо бесплатно, либо практически бесплатно), а некоторые участники массового опроса говорили, что бедность – это отсутствие социальных гарантий ("когда государство не может обеспечить своих граждан"; "когда государству до тебя нет дела, если ты нуждаешься в помощи"; "нет социальных гарантий"). Кроме того, на определенные выводы наводит наличие лага между обозначенной респондентами границей "достатка" характеристикой "бедности" как полуголодного существования, о чем упоминалось выше. Возможно, следует говорить о том, что граница "достатка" более-менее фиксирована, но отсутствие "достатка" – еще не обязательно синоним "бедности". Возможно, это "промежуточное" состояние как раз соответствует категоризации себя как человека со "средним достатком" – не богатого, но и не бедного, такого же, как все.

В заключение обратим внимание на еще одну коннотацию понятия бедности, не затронутую ранее. Представление о бедности довольно сложным образом увязано с представлениями о количестве свободного времени, о возможности отработать "до звонка", а остальное время посвятить себе и семье. По представлению одних респондентов, причиной бедности может быть, помимо прочего, нежелание тратить свое "свободное время" на работу:
  • "Если человек хочет быть свободным, то он, естественно, не работает. А раз он не работает, то он не зарабатывает деньги. Но зато свободен. Если он хочет много зарабатывать, он вкалывает, он делает деньги. И тогда он не свободен, но богат" (ДФГ, Новосибирск).
В представлении других респондентов, бедность влечет за собой как раз отсутствие свободного времени, необходимость всего себя посвящать работе (и связанное с этим чувство социальной депривации, отсутствия полноценного общения):
  • "...Всю молодость не можешь ни детям посвятить, ничего, потому что папа должен работать, и мама должна работать, а дети должны быть где-то сами по себе. А ты должна работать. Вот это тоже бедность" (ДФГ, Москва).


  • "<Бедность – это> отсутствие свободного времени для того, чтобы проводить его с семьей" (ДФГ, Самара).
Возможно, это один из ключевых ценностных разломов в представлениях о бедности и в восприятии проблемы бедности. Одни воспринимают свободное время как ресурс, который может быть "конвертирован" в достаток, другие – как неотъемлемую социальную гарантию. Одни считают, что если человек готов пожертвовать свободным временем, то он не будет бедным. Другие же считают, что отсутствие свободного времени однозначно переводит человека в разряд бедных, независимо от уровня достатка.