fom.ru · Поиск ·      








25.01.2007, 

Россия – Белоруссия. Газовая проблема

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 20-21 января 2007 г. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.



В этой теме:
1. Российско-белорусские отношения: мониторинг
2. Повышение цены на газ для Белоруссии

Новогодний конфликт между Москвой и Минском по поводу цен на энергоносители не остался без внимания россиян. Две трети респондентов (67%) сказали, что между Россией и Белоруссией сейчас есть разногласия, осложняющие отношения между нашими странами. Полагают, что разногласий нет, лишь 13% опрошенных. Отвечая на открытый вопрос: "Какие, по Вашему мнению, разногласия существуют в отношениях России и Белоруссии?", большинство респондентов (57%) упомянули проблемы поставки газа и нефти в Белоруссию ("газ не поделят никак"; "какие-то разногласия по нефти"). 3% отметили, что спор возник из-за стоимости транспортировки энергоносителей через Белоруссию. Торгово-экономические разногласия в целом упомянули 10% опрошенных ("коммерческие"; "из-за торговли"). Реже респонденты говорили, что разногласия по природе своей – идейные и политические, "только на уровне власти" (4%). Упоминаются в этом контексте также проблемы объединения двух стран, амбиции президента А. Лукашенко, единая валюта.

О решении России повысить цену на газ для Белоруссии осведомлены большинство россиян: знают – 59%, "что-то слышали" – 30%. Две трети опрошенных (67%) считают, что это решение было правильным, 12% – что неправильным. Мы попросили респондентов (в открытой форме) обосновать свою точку зрения.

Те, кто думает, что повышать цену на газ для Белоруссии было правильно, чаще всего (19%) обращают внимание на то, что Белоруссия – самостоятельная страна, и она должна платить за российские ресурсы столько же, сколько и другие страны ("а чем они отличаются от других, они уже не входят в состав России"). Довольно часто (16%) респонденты обращают внимание на то, что Россия терпела убытки из-за низких цен на энергоносители для Белоруссии ("сколько можно с России все брать за бесценок?"). Апеллируют к тому, что и самим россиянам приходится дорого платить за газ, 7% опрошенных. Еще 7% характеризуют ситуацию как установление нормальных рыночных отношений.

Те, кто считает, что повышать цену на газ было неправильно, аргументируя свое мнение, говорят о том, что Белоруссия – братская страна, где живет много русских; что это союзник России; что наши страны стремятся к объединению; респонденты прогнозировали осложнение российско-белорусских отношений; обращали внимание на то, что повышение цен ухудшит положение простых людей.

О том, как скажется повышение цен для Белоруссии на материальном положении рядовых граждан в наших странах, россиян спрашивали особо. По мнению 26% опрошенных, положение рядовых граждан Белоруссии не ухудшится. Полагают, что оно ухудшится, 46% респондентов (причем 18% участников опроса считают, что ухудшение будет существенным, а 28% – что несущественным). На вопрос, отвечает ли повышение цен на газ для Белоруссии интересам таких людей, как они, утвердительно ответили 32% опрошенных, а 40% – сказали, что это их интересам не отвечает. Причем мнения участников опроса, одобривших решение повысить цену на газ, разделились тут практически поровну: 40% сказали, что интересам таких людей, как они, это отвечает, 37% – что не отвечает.

Относительно того, какой стороне более выгодны условия, на которых теперь российский газ будет поставляться в Белоруссию, тоже нет единодушия: 35% опрошенных считают, что России, 18% – что Белоруссии, 25% – что обеим странам в равной мере.

Более трети опрошенных (36%) полагают, что новое газовое соглашение не окажет влияния на российско-белорусские отношения, четверть (25%) – что теперь эти отношения ухудшатся. Но немало и оптимистов: 14% респондентов считают, что они улучшатся.

В целом сегодняшние отношения между Россией и Белоруссией считают хорошими только 21% россиян, а плохими – 57%. Причем оценки динамики этих отношений – самые пессимистичные за последние пять лет. Лишь 8% респондентов полагают, что за последний год они улучшились, тогда как противоположной точки зрения – что они ухудшились – придерживаются 51% (в начале 2006 г. эти суждения пользовались практически равной популярностью: 15 и 17% соответственно). Полагают, что отношения за год не изменились, 26% опрошенных (в 2006 г. – 48%).

Несколько снизился на этом фоне и престиж А.Лукашенко: сегодня 26% опрошенных заявляют о положительном отношении к белорусскому президенту, 15% - об отрицательном (год назад – 35% и 12% соответственно), 49% говорят, что безразличны к нему.

Доля россиян, полагающих, что Россия и Белоруссия в ближайшие годы объединятся в единое государство, составляет сейчас 16%, что не объединятся – 60% (год назад – 24% и 41% соответственно, а еще в 2003 году первая точка зрения превалировала: 38% против 26%). При этом стремление к сближению наших стран чаще приписывается российским властям, нежели белорусским.

Светлана Климова

 

 



1. Российско-белорусские отношения: мониторинг



 

 

Россия, все

В.Путину

Пол

Возраст

Образование

Доход

Тип населен. пункта

 

доверяю

отчасти
доверяю

не доверяю

мужской

женский

18 - 35 лет

36 - 54 лет

55 лет
и старше

ниже
среднего

среднее общее

ср. специальное

высшее

2000 руб. и менее.

2001 - 3999 руб.

4000 руб. и более

Москва

мегаполис

большой город

малый город

село

Доли групп

100

62

27

9

48

52

38

35

26

13

34

35

18

24

36

26

9

12

17

38

25

хорошие

21

22

20

16

20

21

22

20

18

21

23

19

18

22

21

21

16

21

23

20

21

плохие

57

58

56

54

60

54

50

59

64

53

52

61

59

54

62

57

61

48

60

60

52

затрудняюсь ответить

23

21

24

30

20

25

28

21

18

26

24

20

23

24

17

22

23

31

16

21

27

 

 

Россия, все

В.Путину

Пол

Возраст

Образование

Доход

Тип населен. пункта

 

доверяю

отчасти
доверяю

не доверяю

мужской

женский

18 - 35 лет

36 - 54 лет

55 лет
и старше

ниже
среднего

среднее общее

ср. специальное

высшее

2000 руб. и менее.

2001 - 3999 руб.

4000 руб. и более

Москва

мегаполис

большой город

малый город

село

Доли групп

100

62

27

9

48

52

38

35

26

13

34

35

18

24

36

26

9

12

17

38

25

улучшились

8

9

6

6

8

7

8

7

8

5

8

8

9

6

8

10

7

6

10

7

8

не изменились

26

27

25

23

26

26

26

25

25

26

28

23

26

27

26

22

19

28

28

24

28

ухудшились

51

50

55

50

54

49

46

54

55

46

45

56

56

46

53

55

62

53

52

53

43

затрудняюсь ответить

16

15

14

22

12

19

19

14

13

23

19

13

9

21

13

13

12

13

10

16

21

 

 

 

Россия, все

В.Путину

Пол

Возраст

Образование

Доход

Тип населен. пункта

 

доверяю

отчасти
доверяю

не доверяю

мужской

женский

18 - 35 лет

36 - 54 лет

55 лет
и старше

ниже
среднего

среднее общее

ср. специальное

высшее

2000 руб. и менее.

2001 - 3999 руб.

4000 руб. и более

Москва

мегаполис

большой город

малый город

село

Доли групп

100

62

27

9

48

52

38

35

26

13

34

35

18

24

36

26

9

12

17

38

25

стремятся

44

48

40

37

42

46

39

46

48

39

48

44

42

41

51

41

34

40

45

49

40

не стремятся

31

28

35

40

38

25

32

30

29

23

26

34

41

27

25

42

49

39

36

25

26

затрудняюсь ответить

25

25

24

23

20

30

28

24

23

38

26

23

17

32

23

17

18

21

19

25

34

 

 

 

Россия, все

В.Путину

Пол

Возраст

Образование

Доход

Тип населен. пункта

 

доверяю

отчасти
доверяю

не доверяю

мужской

женский

18 - 35 лет

36 - 54 лет

55 лет
и старше

ниже
среднего

среднее общее

ср. специальное

высшее

2000 руб. и менее.

2001 - 3999 руб.

4000 руб. и более

Москва

мегаполис

большой город

малый город

село

Доли групп

100

62

27

9

48

52

38

35

26

13

34

35

18

24

36

26

9

12

17

38

25

стремятся

23

24

23

25

24

23

25

22

24

23

26

20

27

22

22

29

22

16

32

22

25

не стремятся

49

48

54

50

53

46

45

53

50

36

46

54

58

46

52

51

64

62

44

50

40

затрудняюсь ответить

27

28

23

25

23

31

30

25

26

42

28

26

15

32

27

21

15

21

24

28

35

 

 

 

Россия, все

В.Путину

Пол

Возраст

Образование

Доход

Тип населен. пункта

 

доверяю

отчасти
доверяю

не доверяю

мужской

женский

18 - 35 лет

36 - 54 лет

55 лет
и старше

ниже
среднего

среднее общее

ср. специальное

высшее

2000 руб. и менее.

2001 - 3999 руб.

4000 руб. и более

Москва

мегаполис

большой город

малый город

село

Доли групп

100

62

27

9

48

52

38

35

26

13

34

35

18

24

36

26

9

12

17

38

25

есть

67

65

73

68

71

64

66

71

65

51

64

72

78

60

70

74

82

68

70

71

55

нет

13

14

11

9

14

12

12

14

13

12

15

13

10

13

13

13

8

18

17

12

11

затрудняюсь ответить

20

20

16

23

15

24

22

16

22

36

21

15

12

27

17

13

10

14

13

18

34

 

 

Какие, по Вашему мнению, разногласия существуют в отношениях
России и Белоруссии?
(Открытый вопрос. Задавался заявившим, что между
Россией и Белоруссией есть сейчас разногласия, осложняющие отношения
между нашими странами, - 68% от всех опрошенных.)

 

(в % от числа опрошенных)

Проблемы поставки газа в Белоруссию

37

"Белоруссию не устраивает повышение цен на газ"; "вокруг газа"; "газ не поделят никак"; "в отношении газа"; "борьба за цену газа"; "газ все делят".

Проблемы поставки нефти в Белоруссию

20

"Все из-за нефти"; "нефтяные разногласия"; "насчет нефти"; "какие-то разногласия по нефти".

Различные экономические, торгово-экономические разногласия

10

"Промышленность, сельское хозяйство"; "поставки техники"; "сахарный скандал..."; "в отношении приватизации, в экономике"; "коммерческие"; "из-за торговли".

Политические разногласия в целом

4

"Только на уровне лидеров наших стран"; "взаимоотношение властей"; "у России и Белоруссии разные взгляды на мировую политику"; "разногласия властей"; "политические"; "по вопросу демократии"; "в политике"; "только на уровне власти".

Проблемы транспортировки энергоресурсов через Белоруссию

3

"По вопросу транспортировки нефти"; "из-за цен на транспортировку российского газа и нефти через Белоруссию"; "госпошлина, которую предъявила Белоруссия России".

Проблемы поставки энергоресурсов в целом

2

"Сырьевой рынок"; "энергоносители"; "энергетика"; "по энергоресурсам"; "природные ресурсы".

Желание Белоруссии жить за счет России

2

"Привыкли к льготам"; "Белоруссия ищет выгоду от России"; "она хочет, чтобы ее кормила Россия"; "Белоруссия доит Россию"; "белорусы привыкли жить за счет России"; "им нужно все дешевле"; "белорусы много задолжали".

Проблемы вокруг перспективы объединения двух стран, борьба за власть

2

"В том, какая форма объединения будет у России и Белоруссии"; "из-за раздела власти, так как если будет слияние республик, президент Белоруссии отойдет на вторые роли"; "политические разногласия: им не очень-то хочется с нами объединяться"; "союзный договор"; "мнимое соединение стран"; "Белоруссия не хочет отдать власть"; "кто будет властвовать?"; "не поделят власть между собой"; "Белоруссия не хочет потерять самостоятельность, это и есть разногласие".

Амбиции А. Лукашенко

1

"Лукашенко дешевый авторитет решил заработать"; "личные амбиции Лукашенко"; "амбиции Лукашенко"; "в позиции Лукашенко"; "Лукашенко не знает, чего хочет".

Вопрос о единой валюте

1

"В вопросе о единой валюте"; "единая валюта".

Другое

1

"Все отношения показные"; "национальный вопрос"; "не поделили что-то"; "разногласия есть везде"; "нашим властям не нравится, что в Белоруссии много порядка, там люди живут лучше нас".

Затрудняюсь ответить, нет ответа

7

 

 

 

Россия, все

В.Путину...

Пол

Возраст

Образование

Доход

Тип населен. пункта

 

доверяю

отчасти
доверяю

не доверяю

мужской

женский

18 - 35 лет

36 - 54 лет

55 лет
и старше

ниже
среднего

среднее общее

ср. специальное

высшее

2000 руб. и менее.

2001 - 3999 руб.

4000 руб. и более

Москва

мегаполис

большой город

малый город

село

Доли групп

100

62

27

9

48

52

38

35

26

13

34

35

18

24

36

26

9

12

17

38

25

объединятся

16

17

15

18

14

19

16

16

17

20

17

15

15

15

19

14

16

18

13

18

15

не объединятся

60

57

68

64

66

54

60

64

55

41

58

66

67

57

60

66

67

62

68

60

51

затрудняюсь ответить

24

26

18

18

20

28

25

20

28

39

25

19

18

27

22

20

17

20

20

22

34

 


 

 

Россия, все

В.Путину

Пол

Возраст

Образование

Доход

Тип населен. пункта

 

доверяю

отчасти
доверяю

не доверяю

мужской

женский

18 - 35 лет

36 - 54 лет

55 лет
и старше

ниже
среднего

среднее общее

ср. специальное

высшее

2000 руб. и менее.

2001 - 3999 руб.

4000 руб. и более

Москва

мегаполис

большой город

малый город

село

Доли групп

100

62

27

9

48

52

38

35

26

13

34

35

18

24

36

26

9

12

17

38

25

я не знаю, кто это

2

3

2

0

2

3

2

1

4

7

3

1

1

3

3

1

1

1

0

3

5

хорошо

26

25

26

38

30

22

13

30

39

25

25

23

33

21

29

26

30

34

25

25

23

безразлично

49

49

51

42

44

53

64

46

30

42

50

53

42

49

50

48

44

46

55

48

50

плохо

15

17

13

15

16

15

13

16

17

13

13

16

19

15

13

20

19

15

17

15

13

затрудняюсь ответить

8

7

8

5

8

7

7

7

9

13

8

7

5

11

6

5

7

4

3

10

9

 

 



2. Повышение цены на газ для Белоруссии


 

 

 

Россия, все

В.Путину

Пол

Возраст

Образование

Доход

Тип населен. пункта

 

доверяю

отчасти
доверяю

не доверяю

мужской

женский

18 - 35 лет

36 - 54 лет

55 лет
и старше

ниже
среднего

среднее общее

ср. специальное

высшее

2000 руб. и менее.

2001 - 3999 руб.

4000 руб. и более

Москва

мегаполис

большой город

малый город

село

Доли групп

100

62

27

9

48

52

38

35

26

13

34

35

18

24

36

26

9

12

17

38

25

знаю

59

59

58

65

65

54

52

64

63

40

55

64

74

47

61

69

76

63

62

63

44

что-то слышал(-а)

30

30

30

26

25

33

34

28

26

39

33

27

20

40

27

23

18

29

29

25

41

слышу сейчас впервые

10

10

11

9

8

12

13

7

10

19

11

8

6

12

12

7

5

8

9

11

12

затрудняюсь ответить

1

1

1

0

1

1

1

0

2

3

1

0

1

1

1

1

1

0

0

1

2

 

 

 

Россия, все

В.Путину

Пол

Возраст

Образование

Доход

Тип населен. пункта

 

доверяю

отчасти
доверяю

не доверяю

мужской

женский

18 - 35 лет

36 - 54 лет

55 лет
и старше

ниже
среднего

среднее общее

ср. специальное

высшее

2000 руб. и менее.

2001 - 3999 руб.

4000 руб. и более

Москва

мегаполис

большой город

малый город

село

Доли групп

100

62

27

9

48

52

38

35

26

13

34

35

18

24

36

26

9

12

17

38

25

правильно

67

70

67

52

72

63

68

71

61

49

66

74

70

64

66

75

74

67

68

69

62

неправильно

12

9

15

25

11

14

11

11

16

18

10

11

15

12

15

10

13

15

17

12

9

затрудняюсь ответить

20

21

18

23

17

24

20

18

23

33

24

15

15

23

19

15

13

18

16

19

29

 

 

 

Почему Вы думаете, что повышать цену на газ для Белоруссии было правильно?
(Открытый вопрос. Задавался заявившим, что повышать цену на газ для Белоруссии
было правильно, - 67% от всех опрошенных.)

 

(в % от числа опрошенных)

Белоруссия – самостоятельная страна, она должна платить за газ так же, как и другие

19

"Белоруссия – зарубежье, и продавать надо как в Западную Европу"; "Белоруссия не входит в состав России"; "все государства равны, и цены для всех одинаковы"; "все страны платят, а они что – особенные?"; "всем нужно продавать по одной цене"; "если Белоруссия стремится к независимости, должна вести себя как суверенное государство"; "это другое государство, если они хотят внутрироссийские цены, пусть станут частью России".

Это выгодно для России, для российской экономики, Россия продавала газ Белоруссии за бесценок

16

"А зачем что-то продавать в ущерб себе?"; "а почему мы должны бесплатно продавать?"; "в первую очередь это выгодно для России"; "к ресурсам страны надо относиться разумно, не раздаривать их"; "мы и так отдавали все за так"; "нужно пополнять бюджет России"; "Россия должна развиваться хотя бы за счет газа"; "сколько можно с России все брать за бесценок?".

Россиянам приходится дорого платить за газ

7

"А почему мы сами платим бешеные деньги, а они меньше?"; "а почему россияне получают газ по мировым ценам?"; "в Белоруссии за газ люди платят меньше, чем в России"; "газ в Белоруссии не должен быть дешевле, чем в России"; "мы внутри России больше платим, чем они"; "мы за газ больше платим, хоть мы и граждане своей страны"; "мы сами платим много, а им отдаем почти даром"; "пусть платят, как мы".

Это установление нормальных рыночных отношений

7

"Везде рыночные отношения"; "всему своя цена"; "должны быть рыночные отношения между государствами"; "за работу, за продукт надо платить"; "рыночная экономика – это кто сколько захочет поставить цену своему товару"; "такие условия ставит рынок"; "экономика и политика не должны иметь друзей или врагов, а иметь систему отношений".

Белоруссия живет за счет России, мы не должны содержать Белоруссию

6

"А почему мы должны кормить своих братьев-славян?"; "мы – не дойная корова"; "мы не должны содержать их"; "нельзя быть матерью Терезой для всех государств"; "они жадные, хотят на халяву получать газ из России"; "они живут сейчас лучше, чем мы, и за наш счет"; "потому что они хотят строить экономику за счет российского народа..."; "хватит с нас тянуть, совесть Белоруссии надо иметь".

Это правильно, Белоруссия не делает России уступок, не считается с нами

3

"Белоруссия даром нам ничего не поставляет"; "Белоруссия сама повышает цены по отношению к нам"; "как к нам относятся, так и мы к ним"; "Лукашенко сам виноват, плохое отношение к нашей стране"; "наглеть не будут"; "они же нам сахар за полцены не продают"; "они свои трактора продают за полную стоимость"; "почему они подняли цену за транспортировку?"; "так должно быть"; "чтобы Белоруссия не задирала нос"; "это надо было сделать давно".

Цены растут

2

"Везде повысилось, надо и с Белоруссией тоже повышать"; "везде цены на газ растут"; "все растет, и газ должен расти"; "инфляция вынуждает"; "мировые цены тоже растут, нормально, что цены подняли"; "повышаются затраты на добычу нефти – надо повышать цены на продажу"; "это обычное запланированное подорожание".

Белоруссия и сейчас получает газ по льготным ценам

2

"100 долларов – небольшая цена для Белоруссии"; "а для них и сейчас сделали скидку в два раза больше, чем другим странам"; "в другие страны мы продаем дороже"; "другие берут по большей цене"; "и так дешевле продаем, когда-то надо повышать"; "надо было еще больше повысить"; "ниже мирового уровня – правильно"; "они и сейчас будут платить меньше"; "это ещё по-божески".

Белоруссия ворует российский газ

2

"Белоруссия ворует газ"; "зачем воровать надо было?"; "Лукашенко начал воровать"; "много Белоруссия воровала наш газ"; "они же у нас воровали газ".

Белоруссия перепродает российские энергоносители, спекулирует ими

1

"Белоруссия перепродавала газ дороже"; "Белоруссия покупает дешево газ у нас, а перепродает его очень дорого"; "Белоруссия продает нефть и газ, зарабатывая на экспорте"; "белорусы спекулируют нашим газом и нефтью"; "наживаются на нашем газе"; "она же пользовалась нашим газом на халяву для продажи за границу"; "она перепродает газ по 230 долларов"; "очень неприятно, что они перепродают наш газ и нефть и живут за наш счет".

Другое

1

"В Белоруссии люди живут лучше, чем в России"; "мы готовимся к вступлению в ВТО"; "...там пенсионеры лучше живут, чем мы"; "правительству виднее"; "скорее объединятся"; "у них долгов и так много перед нами".

Затрудняюсь ответить, нет ответа

6

 

Почему Вы думаете, что повышать цену на газ для Белоруссии было неправильно?
(Открытый вопрос. Задавался заявившим, что повышать цену на газ для Белоруссии было
неправильно, - 12% от всех опрошенных.)

 

(в % от числа опрошенных)

Мы братья-славяне, близкие народы, в Белоруссии много русских, много родных, у нас общее прошлое

3

"Белоруссия – это родственное государство, славяне, и к ним мы должны относиться по-другому, так как там живут наши родственники"; "Белоруссия из всех государств ближе всего к России"; "белорусы – это почти русские, наши братья и сестры, их нельзя равнять с государствами Запада"; "как жили, так и жить надо, они же наши"; "мы с ними связаны, они – свои"; "последние корни мы рвем в отношениях между людьми"; "бывшая союзная республика, не надо ее обижать"; "газ и все было советское, общее"; "они – наши братья по Советскому Союзу"; "раньше все едины были"; "так они – свои, раньше все вместе были".

Белоруссия – дружественное государство, наш сосед, наш союзник

2

"Беларусь – друзья наши"; "Белоруссию нельзя сравнивать с Западом, она нам дружественная"; "Белоруссия – наш партнер по Содружеству"; "Белоруссия – это наш форпост, это единственное государство, которое нас не предает"; "Белоруссия – щит для России, а союзников надо поддерживать"; "дружественная республика и к нам относится хорошо"; "нельзя обижать друзей"; "они наши партнеры"; "это наши соседи, на плечах которых лежит охрана наших западных границ, а теперь об этом забывают".

Россия и Белоруссия стремятся к объединению

1

"Если мы хотим объединиться, должны найти компромисс"; "если мы хотим соединиться и они хотят, то зачем палки в колеса ставить?"; "если объединиться хотим, то должны давать скидки"; "если они будут объединяться, зачем повышать цену на газ?"; "если хотят воссоединиться, то зачем так поступать?"; "мы же стремимся создать Союзное государство"; "надо определиться с объединением сначала".

Это осложнит отношения между Россией и Белоруссией

1

"Зачем усложнять ситуацию?"; "как тогда найдем компромисс в отношениях между странами?"; "не так дико, чтобы не разжигать вражду"; "потому что отталкиваем ее"; "чтобы не было разногласий между странами"; "это обозлит людей против России"; "это породило сложности во взаимоотношениях, с ней надо дружить".

Это не принесет пользы простым людям

1

"Для простых людей в любом государстве это сказывается негативно на уровне жизни"; "зачем с людей драть много?"; "люди не виноваты, что живут там"; "людям будет негде взять денег"; "простые люди не должны страдать"; "простым людям будет нечем платить"; "это сказывается на простых людях".

Это тяжело для Белоруссии, ей надо помогать

1

"Белоруссии надо помогать"; "белорусов надо пожалеть"; "и так все плохо там, жалко их"; "они и так бедно живут"; "Россия должна помогать Белоруссии"; "я сочувствую им".

Другое

2

"51 доллар – это большой скачок"; "Белоруссия не берет за таможню, за прохождение газа в другие страны"; "все-таки по их территории проходит нефтепровод"; "на весь мир опозорились мы"; "непонятно, куда идет прибыль, которая получается от продажи газа и нефти"; "потому что хотят прибрать Белоруссию к рукам, при том что третьим странам газ просто дарим"; "это сделано по требованию Запада, ЕЭС"; "я вообще против продажи газа"; "я не люблю повышения цен ни на что и ни для кого, должна быть стабильность во всем".

Затрудняюсь ответить, нет ответа

3

 

 

 

Россия, все

В.Путину...

Пол

Возраст

Образование

Доход

Тип населен. пункта

 

доверяю

отчасти
доверяю

не доверяю

мужской

женский

18 - 35 лет

36 - 54 лет

55 лет
и старше

ниже
среднего

среднее общее

ср. специальное

высшее

2000 руб. и менее.

2001 - 3999 руб.

4000 руб. и более

Москва

мегаполис

большой город

малый город

село

Доли групп

100

62

27

9

48

52

38

35

26

13

34

35

18

24

36

26

9

12

17

38

25

России

35

35

36

32

34

35

38

36

28

30

36

35

36

33

36

37

29

36

41

37

28

Белоруссии

18

19

16

19

21

16

15

20

22

10

18

20

23

17

19

20

19

19

21

18

17

и России, и Белоруссии в равной мере

25

24

27

24

26

23

24

26

23

17

25

26

26

21

23

27

29

33

24

22

24

затрудняюсь ответить

22

21

21

26

18

26

23

18

28

42

21

19

16

29

21

16

22

13

14

24

31

 

 

Россия, все

В.Путину...

Пол

Возраст

Образование

Доход

Тип населен. пункта

 

доверяю

отчасти
доверяю

не доверяю

мужской

женский

18 - 35 лет

36 - 54 лет

55 лет
и старше

ниже
среднего

среднее общее

ср. специальное

высшее

2000 руб. и менее.

2001 - 3999 руб.

4000 руб. и более

Москва

мегаполис

большой город

малый город

село

Доли групп

100

62

27

9

48

52

38

35

26

13

34

35

18

24

36

26

9

12

17

38

25

не изменятся

36

36

38

35

40

33

36

38

34

26

34

40

41

31

37

39

38

39

37

38

29

улучшатся

14

17

12

6

15

14

13

15

15

11

17

13

13

15

15

15

13

18

15

13

14

ухудшатся

25

24

27

32

25

24

27

24

23

20

22

28

29

23

23

28

28

25

31

23

22

затрудняюсь ответить

25

24

24

27

21

29

24

23

29

43

27

20

17

31

25

17

21

18

16

26

35

 

 

Россия, все

В.Путину...

Пол

Возраст

Образование

Доход

Тип населен. пункта

 

доверяю

отчасти
доверяю

не доверяю

мужской

женский

18 - 35 лет

36 - 54 лет

55 лет
и старше

ниже
среднего

среднее общее

ср. специальное

высшее

2000 руб. и менее.

2001 - 3999 руб.

4000 руб. и более

Москва

мегаполис

большой город

малый город

село

Доли групп

100

62

27

9

48

52

38

35

26

13

34

35

18

24

36

26

9

12

17

38

25

не повлиял

30

30

32

33

33

28

34

29

26

24

30

33

32

26

30

35

33

31

34

30

27

повлиял положительно

33

36

30

24

34

32

32

36

31

26

35

33

35

31

36

33

32

36

32

34

32

повлиял отрицательно

12

11

13

22

14

11

11

14

14

8

11

13

18

12

12

15

13

16

16

11

10

затрудняюсь ответить

24

23

25

21

19

29

23

21

29

43

24

21

15

31

22

17

22

17

18

25

32

 

 

 

Россия, все

В.Путину...

Пол

Возраст

Образование

Доход

Тип населен. пункта

 

доверяю

отчасти
доверяю

не доверяю

мужской

женский

18 - 35 лет

36 - 54 лет

55 лет
и старше

ниже
среднего

среднее общее

ср. специальное

высшее

2000 руб. и менее.

2001 - 3999 руб.

4000 руб. и более

Москва

мегаполис

большой город

малый город

село

Доли групп

100

62

27

9

48

52

38

35

26

13

34

35

18

24

36

26

9

12

17

38

25

не ухудшится

26

26

27

28

29

23

26

27

25

17

24

29

32

23

27

31

29

30

29

26

21

ухудшится существенно

18

18

18

23

16

19

16

19

19

21

17

17

18

16

20

19

20

10

23

18

17

ухудшится несущественно

28

29

28

25

30

27

30

27

27

21

30

26

34

26

28

28

31

37

31

26

25

затрудняюсь ответить

28

28

27

24

25

31

28

27

29

40

29

27

17

36

25

22

19

22

17

30

37

 

 

 

Россия, все

В.Путину...

Пол

Возраст

Образование

Доход

Тип населен. пункта

 

доверяю

отчасти доверяю

не доверяю

мужской

женский

18 - 35 лет

36 - 54 лет

55 лет
и старше

ниже среднего

среднее общее

ср. специальное

высшее

2000 руб. и менее.

2001 - 3999 руб.

4000 руб. и более

Москва

мегаполис

большой город

малый город

село

Доли групп

100

62

27

9

48

52

38

35

26

13

34

35

18

24

36

26

9

12

17

38

25

отвечает

32

36

26

24

34

29

30

34

31

25

33

32

33

32

33

32

25

32

32

33

31

не отвечает

40

35

46

54

40

39

39

40

41

33

36

44

43

35

38

47

51

49

45

35

36

затрудняюсь ответить

29

29

28

21

25

32

31

26

28

42

30

24

23

33

29

21

24

19

23

32

33

 

 

 

Россия, все

В.Путину...

Пол

Возраст

Образование

Доход

Тип населен. пункта

 

доверяю

отчасти
доверяю

не доверяю

мужской

женский

18 - 35 лет

36 - 54 лет

55 лет
и старше

ниже
среднего

среднее общее

ср. специальное

высшее

2000 руб. и менее.

2001 - 3999 руб.

4000 руб. и более

Москва

мегаполис

большой город

малый город

село

Доли групп

100

62

27

9

48

52

38

35

26

13

34

35

18

24

36

26

9

12

17

38

25

первое

34

31

36

40

34

34

29

37

37

32

33

31

43

28

35

38

54

38

33

31

29

второе

50

52

47

45

52

48

51

50

48

42

50

54

46

53

51

50

38

50

57

50

49

затрудняюсь ответить

17

16

16

14

14

19

20

13

16

26

17

15

11

19

14

13

9

12

10

19

21

 

 


 

 

Электронная фокус-группа

 

 

№ п/п

Эпизод

Содержание эпизода

Интерес,
оценка

Согласие,
оценка

Доверие,
оценка

Средняя
оценка

1

8 (2993)[1]

В. Путин об итогах переговоров с Белоруссией

1,95

2,11

1,81

1,95

2

5 (2990)

В. Жириновский о принципах взаимоотношений с Белоруссией

1,22

1,74

0,91

1,29

3

1 (2985)

М. Фрадков о переговорах с Белоруссией

0,72

1,72

1,22

1,22

4

9 (2994)

Г. Греф о рыночных отношениях между Россией и Белоруссией

1,15

1,63

-0,02

0,92

5

7 (2992)

А. Милинкевич о крахе внешней политики Белоруссии

0,23

1,12

1,02

0,79

6

4 (2989)

С. Бабурин о взаимоотношениях с Белоруссией

0,89

0,99

0,44

0,77

7

6 (2991)

Б. Грызлов о плохой ситуации для создания союзного государства

0,29

0,21

0,44

0,31

8

2 (2986)

С. Сидорский о договоре от 1 января 2007 года

-0,30

0,87

-0,75

-0,06

9

3 (2987)

А. Лукашенко о кризисе отношений между Россией и Белоруссией

0,37

-0,16

-0,81

-0,20

 


1. Эпизод № 8 (2993)
В. Путин, президент РФ
(Первый канал, "Время", 15.01.07, 21:00)

 


 


Главным итогом этих переговоров является переход к рыночным отношениям с нашими белорусскими партнерами, прежде всего – в энергетической сфере. Мы все уже с вами прекрасно поняли, что когда мы даже не можем сосчитать объем скрытой поддержки тех или иных государств, это не стимулирует к интеграционным процессам, а, наоборот, разрушает интеграционное пространство. По газу она, эта поддержка, будет измеряться цифрой примерно 3,3 миллиарда долларов, а по нефти и нефтепродуктам эта цифра составит 2,5 миллиарда долларов. Итак, 5,8 миллиарда долларов только на энергоносителях – это поддержка белорусской экономики в 2007 году. Согласимся, что это много, но это, еще раз повторю, плата России за спокойный, мягкий, союзнический способ перехода к рыночным отношениям и поддержка братского белорусского народа.

 


2. Эпизод № 5 (2990)
В. Жириновский, заместитель председателя Госдумы РФ, председатель ЛДПР
(Россия, "Вести недели", 14.01.07, 20:00)


 

 

 


Если молодые уехали от родителей, говорят, у нас своя семья, – покупай квартиру, имей зарплату, свой холодильник. Вы отдельная семья. Но если говорят: я отдельная семья, но холодильник у мамы, спальня у папы и деньги у дедушки, и мы будем прикидываться, что мы отдельная семья, – ну издеваться не надо!

 

 


3. Эпизод № 1 (2985)
М. Фрадков, председатель правительства РФ
(Россия, "Вести", 13.01.07, 20:00; НТВ, "Сегодня", 13.01.07, 19:00)


 

 


Переговоры проходили непросто, на завершающей стадии в работу включились президенты наших стран. И в результате мы согласовали общий подход. Фактически мы, например, в 2007 году будем иметь 53 доллара за одну тонну – с каждой тонны поставляемой в Белоруссию сырой нефти.

 

 


4. Эпизод № 9 (2994)
Г. Греф, министр экономразвития и торговли РФ

(Первый канал, "Время", 13.01.07, 21:00)

 


Мы завершили выстраивание логичных рыночных отношений России со всеми странами бывшего СССР. И, может быть, наиболее сложным этот процесс, как и ожидалось, был с республикой Беларусь. Теперь в этих переговорах поставлена точка. Точка поставлена в интересах обеих стран. Есть удовлетворение и у России, и у Белоруссии. И, может быть, самое основное, что мы получаем, – это стабильные условия поставки российских энергоресурсов вплоть до 2020 года транзитом через территорию этих стран нашим европейским потребителям.

 


5. Эпизод № 7 (2992)
А. Милинкевич, кандидат в президенты Белоруссии на выборах
19 марта 2006 года


(Россия, "Вести недели", 14.01.07, 20:00)

 

 


Я думаю, что это вообще крах общий политики внешней, потому что она оказалась просто неэффективной. Беларусь – самая изолированная от Запада, практически не имеет серьезных контактов. И сейчас еще ссорится с Россией. Нельзя в современном мире строить экономику в самой изолированной стране.

 


6. Эпизод № 4 (2989)
С. Бабурин, зам. председателя Госдумы РФ, руководитель фракции "Родина"


(Россия, "Вести недели", 14.01.07, 20:00)

 


Если у нас будет союзное государство – у нас будут внутрисоюзные цены, внутрисоюзные отношения. Если у нас не будет, как его нет сегодня, – тогда договорные цены и все остальное.

 

 


8. Эпизод № 6 (2991)
Б. Грызлов, председатель Госдумы РФ, руководитель фракции "Единая Россия"
(Россия, "Вести недели", 14.01.07, 20:00)

 


 


Сегодняшняя ситуация ни в коей мере не способствует развитию процесса по созданию союзного государства – это не только мое мнение, это мнение многих депутатов.

 


9. Эпизод № 2 (2986)
С. Сидорский, премьер-министр Белоруссии

(Первый канал, "Время", 13.01.07, 21:00; НТВ, "Сегодня", 13.01.07, 19:00)

 

 


Я думаю, что те, кто занимается поставкой, переработкой нефти, работая на внешних рынках, за пределами нашего белорусско-российского экономического пространства, должны быть удовлетворены той формулой, которая нами сегодня подписана и будет введена в действие с 1 января 2007 года. Стороны согласились с тем, что установлены жесткие параметры ответственности за соблюдение этого соглашения в течение трех лет его действия. И каждая сторона оставила за собой право жесткого контроля.


10. Эпизод № 3 (2987)
А. Лукашенко, президент Белоруссии
(НТВ, "Сегодня", 14.01.07, 19:00)


 

 


Тот период кризисный в наших отношениях миновал. Он был коротким, но очень интенсивным и очень опасным, надо сказать. И на сегодняшний день я пока никаких проблем не вижу по тем вопросам, по которым были серьезные недоразумения. У нас разные подходы, и разное понятие, к строительству союзного государства. И если белорусы, и я в том числе, прежде всего, белорусский президент, об этом говорил открыто. Помните... я говорил, что мы никогда не вступим внутрь любого государства, что союз должен строиться на таких-то принципах, прежде всего – принципе равноправия, я же ведь всегда об этом говорил. Я не хочу похоронить суверенитет, независимость моей Белоруссии – как первый президент Белоруссии.


Комментарий

Респонденты проявили значительный интерес к теме.

"Ну, интересно же, что в нашей стране происходит".

"Вот было интересно, чем закончится".

Заинтересованность темой была заметна даже среди молодежи, которая обычно не склонна интересоваться политикой.

"Даже у нас среди молодежи мы все это обсуждаем сейчас: как-то страны должны дружить – а тут такой глобальный вопрос".

Не все респонденты следили за событиями с целью узнать результат этого конфликта – некоторым участникам дискуссии "было сразу ясно, чем все закончится".

В ходе обсуждения наших взаимоотношений с Белоруссией часто затрагивается тема ситуации в самой этой стране. По мнению одних респондентов, "там люди живут плохо, поэтому к нам и едут зарабатывать".

"Общаясь с белорусами, как бы... то есть, ну, плохо народу... вообще плохо, ну а это еще усиливает, как бы накаляет".

"Это добавляет еще в придачу, они там и так кое-как существуют".

Другие же участники дискуссии склонны считать ситуацию в Белоруссии гораздо более стабильной и хорошей, чем в России.

"По-моему, они лучше существуют, чем мы. Простите, все-таки какая-то информация неверная".

"Нормально они там. Помойку всю разгребли у них там, у них все чисто там, все нормально".

Был затронут и еще один аспект данной темы – это личность президента Белоруссии А. Лукашенко. По мнению респондентов, все действия белорусского лидера направлены на то, чтобы подчеркнуть свою самостоятельность, "погромче заявить о собственном Я". Такие действия А. Лукашенко участники дискуссии называют безответственными, неумными, ошибочными. У некоторых вызывает удивление, как такой человек столь долго держится у власти.

"Шаг безответственного политика, который, значит, хочет вот свое Я... любыми способами... заявить о себе. То есть на каком бы попроще это ни происходило. Это же было ясно, что вот покопошится, покопошится – и все вернется на круги своя. Это как Моська, которая лает – вот мосек таких вокруг России очень много, так по очереди они начинают лаять, лаять, лаять, кусать потихоньку, куснули, раз – и в сторону, все".

"Все время слежу за вот этими белорусскими, в общем, советскими... русскими отношениями. Цель нашего руководства какая? Сломить Лукашенко всякими способами".

"Лукашенко сам себя все время хочет свалить своими действиями".

"Я вообще не понимаю, почему он держится".

"Он, как бы, неумный человек. Я когда первый раз услышала вот его заявление, да, перед Новым годом как раз там, я вообще подумала даже, что это шутка какая-то. Думаю: не может быть, чтобы президент так себя вел и такие условия ставил".

Эпизод № 2

С точки зрения респондентов, белорусский премьер-министр С. Сидорский был неудовлетворен результатами переговоров. Хотя по выступлениям политиков "трудно судить об их личных эмоциях и их отношении к тому, о чем они рассказывают", в словах политика чувствовалась некая напряженность, как будто "его принудили к этому", а он "переживает как-то тяжело". Оптимизм участников дискуссии вызвал аспект, затронутый С. Сидорским: жесткие рамки исполнения договора. То есть, по мнению респондентов, "мы все-таки настояли на жестком контроле за их действиями. И правильно – с ними так и надо".

"Наверное, нельзя сказать: доволен, да, такое впечатление, что его принудили к этому. То есть тут уже их вот зажали, ему надо было уже что-то... но у него вот, действительно, вид, что как бы уже надо что-то делать, решать, приходить к какому-то выводу".

"Мы заключили с ними общий договор в жестких рамках, мне просто эта фраза очень понравилась, вот она, что он сам, да, так четко это сказал".

"...ну, конечно, вид у него убитый совершенно, а там неизвестно, как он там: комедию ломает, не комедию, но вид убитый, на мой взгляд".

"В политике так: съел лимон – и говорит, что сладко. О чем речь-то, разве можно судить по тому, как они говорят, по их виду? Я считаю, что политик никогда не должен подавать виду, если уж действительно, если это опять же не продиктовано политикой – показать вид, что он не доволен".

"Абсолютно какое-то безэмоциональное выступление. И все время думаешь: где же он это самое выскажет свое там удовольствие и, наоборот, неудовольствие? Но ничего не высказал".

Эпизод № 3

К президенту Белоруссии А. Лукашенко у респондентов однозначно негативное отношение. Это отношение совпадает и с мнением участников тестирования, поскольку эпизод с его выступлением занял последнее место в нашем рейтинге. "Маразматичный", "бестолковый", "узурпатор" – так отзывались респонденты о белорусском лидере. По мнению участников дискуссии, союзного государства с Белоруссией быть не может, "пока у власти стоит такой человек". С одной стороны, его действия вызывают недоумение респондентов: "неужели никто из его советников ему не мог прогноз сделать?" С другой стороны, по мнению некоторых участников дискуссии, "не может глупый человек так долго у власти быть" – следовательно, его действия чем-то определялись и кому-то были нужны и выгодны. Отметим, что по критерию доверие выступление А. Лукашенко было оценено довольно высоко, поскольку он говорит "все искренне и ничего такого, что противоречило бы его действиям".

"Я вообще не люблю его слушать, и всегда, когда он на экране, я выключаю, потому что вот ну человек очень маразматичный. Он как бы свое только – и бесполезно как бы... Мне просто белорусов жалко за этого президента".

"Идея союзного государства – еще в самом зародыше она нереальна. Во всяком случае пока этот человек находится в Белоруссии, никакого союзного государства быть не может, потому что человек... как человек может отказаться добровольно от власти? А союзные государства подразумевают одного президента, одно правительство и так далее, и так далее. Что он будет делать?"

"Наверное, ужас охватывает от того, что там такой президент. Хотелось бы, наверное, другого человека, с которым было все ровно, нормально, спокойно и мы были спокойны за то, что у нас будет впереди. А тут такой псих".

"Просто дело все в том, что сейчас эта ситуация – она заставила его нервничать. Вот введение этих дурацких, чего там, штрафов или пошлин – это, конечно, было ошибкой".

"Вот я когда смотрю, вот президент – и его вся там свита. Неужели они не могли прогнозы составить, что сейчас вот им просто последует за этим, когда они вот это преподнесли? Ну, это глупо, мне кажется. Причем такая ошибка какая-то непонятная, действительно".

"Если он просто наверху, он уже дураком быть не может никак. К тому же у него куча советников. Если он столько продержался у власти, он уже не может быть дебилом. Значит, это было нужно все для чего-то".

"В своем стиле он как обычно говорит, он искренне все сказал. Если смотреть с его точки, все он искреннее сказал. Он как думает, так и говорит".

Эпизод № 4

Участники дискуссии поддержали С. Бабурина, не слишком верно истолковав его заявление – как призыв отказаться от планов строительства союзного государства. Давно пора строить рыночные отношения со всеми странами, говорят они, "и нечего играть в дружбу и всякие союзы". По мнению респондентов, Россия "опять становится сильной", а если она сильная держава, то "должна диктовать свои условия". Людей волнует еще один момент: если Лукашенко говорит о независимости и самостоятельности Белоруссии, то почему белорусы едут работать сюда, в частности, в Москву, а не могут зарабатывать у себя дома? Вновь поднимается вопрос о том, где экономическая обстановка лучше и кто больше выигрывает от налаживания рыночных отношений между нашими странами – Россия или Белоруссия.

"Правильно – договорные цены и все остальное. Вот я тоже считаю, что такая должна быть политика. Играть уже в союзы – хватит вот всяких этих... Сказали «А» – надо говорить «Б» уже тогда. И нечего никого жалеть. Делаете свое государство – значит, живите своими государствами и нормальные отношения".

"Я просто пример хочу привести. К нам приезжают ребята, белорусы – а друзей просто очень много. Чего они оттуда бегут? Если он такой мировой хочет создать... пусть вот он создаст условия, пусть создаст такие условия, что ребята там будут работать и не будут никуда бежать".

"Его люди поддерживают, за него голосуют – вот пусть и сидят ребята дома".

"Так потому что, извините, в Москве такое творится, а не в Минске. В Минске – там такого безобразия нет, чтобы платили в конвертах и чтобы налоги не шли в это самое... в карман кому-то".

"И много они там получают без конвертов? Ага, ноль целых хрен десятых".

"Почему страны Европы не договариваются друг с другом там кому-то меньше заплатить, кому-то... у всех нормальные как бы отношения. Почему мы должны – с Узбекистаном, Таджикистаном? Уже если Россия, значит, держава, она должна показать свою страну, то есть поэтому должны быть ровные, нормальные отношения со всеми. Ну и что, что братья славяне там? Значит, это должно быть все ровно и нормально".

"Ну вот сейчас время наступает... Раньше, видать, не время было как-то проявлять себя. Ну, видать, как-то более укрепились позиции государства российского, и сейчас потихонечку он начинает это, ну перекрывать и кислород этим всем, кто там присосался к нам, потихонечку он идет... там уже какой-то просвет пошел. И далее, значит, уже чего-то – какую-то силу набирает".

Эпизод № 5

Эпизод с выступлением В. Жириновского занял второе место в рейтинге, что случается довольно редко в нашем тестировании. В данном случае респонденты одобрили эмоциональность лидера ЛДПР и оценили яркий образ, который был использован им для иллюстрации ситуации. Хотя одни респонденты считают Жириновского "клоуном", "артистом", другие отмечают, что он теперь "более серьезный", "он стал говорить нормальные вещи". Любопытен образ, подобранный В. Жириновскому одной из участниц дискуссии: она назвала его "баран-провокатор... он вроде бы с народом, ведет его за собой, а потом – раз в сторону". С этим согласились и другие участники дискуссии, считающие, что Владимир Вольфович преследует свои цели, "прикрываясь при этом интересами народа".

"Меньше стал клоунадой заниматься, больше говорить нормальные вещи".

"На пальцах все объяснил. Да, хороший пример".

"Ну, коротко и ясно все по пальцам раскинул, все нормально, все красиво".

"Он иногда умные вещи говорит".

"Всегда все просто и классно говорит, хоть и наш клоун хороший он в этой политике, но он всегда вот такие ясные примеры, что дойдет до любой бабушки".

"А мне вообще вот он в последнее время стал нравиться. Я, вот мое личное мнение, ну, вы знаете, какой-то был период – а теперь он драться перестал".

"Ну, мне всегда нравится. Мне всегда и нравился. Хотя это смешно бывает, иногда прослушаешь, где-то посмеешься, но он всегда как-то правильно все говорит".

"Кому-то он действительно доносит все очень правильно. Слушайте, ну что, у нас полстраны таких дураков, что так надо объяснять? По-моему, и до этого кто-то говорил вполне нормально, что можно что-то понять. Поэтому мне не нравится – как-то он это все... комедию какую-то делает".

"У нас полстраны вообще не хотят ничего понимать".

"Ну, он когда выступает, всегда, конечно, бегу смотреть на него, что говорить. Потому что это артист".

"Ну, там же все роли распределены, Жириновский – у него роль клоуна. Президенту он все равно присягнул на верность, там выборы будут – он свои голоса отдаст, кому-то там продаст. Все, он никогда уже не будет президентом, это все понятно".

Эпизод № 8

Этот эпизод занял первое место в рейтинге. Респонденты полностью поддержали В. Путина. Когда один из участников дискуссии засомневался в полноте информации: "Он говорит 6 миллиардов, а откуда мы знаем – много это, не много" – ему тут же ответили: "Он сказал, что много".

"<Путин> нормально говорит. И очень трудно его воспринимать отрицательно. Ну, положительно, конечно".

"Я вообще ему полностью доверяю, Путину, и как президенту, и как выступлению – в этом полностью. Я с ним, по-моему, везде согласна. Я только не понимаю, почему все так поздно у нас? Вот когда отсоединились, так сразу надо было это все, эти деньги считать как бы, правильно?"

"Сразу невозможно ничего сделать всегда".

"Сначала подумает, а потом скажет. Да, здорово он прям. Он лишний раз остановится лучше, а потом произнесет действительно грамотно это. Между прочим, мне очень понравилось тоже, молодец".

 



[1] Номер эпизода в рамках данной фокус-группы; в скобках – номер эпизода в общем проекте.




База данных ФОМ >  > Доминанты. Поле мнений > Доминанты 4 от 25 января 2007 г. > Россия – Белоруссия. Газовая проблема > Россия – Белоруссия. Газовая проблема