Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/projects/finfo/finfo1999/535_11053/of19994506




Отношение избирателей к социологическим рейтингам

12.11.1999 [отчет] [ Анна Петрова, Анатолий Черняков, Светлана Климова, Екатерина Ядова ]




Средства массовой информации часто сообщают населению о рейтингах различных партий и политиков. Как относится население к этой информации, основанной на результатах социологических опросов?

Недавний опрос показал, что большинству россиян рейтинги интересны (64%). Более половины опрошенных (53%) считают, что рейтинги отражают реальное отношение людей к политикам, 30% придерживаются противоположного мнения. Вместе с тем считают этот показатель точным только 13% респондентов, а 70% – не считают.

В опросе респондентам было предложено из перечня гипотетических причин, по которым рейтинги политиков могут быть неточны, выбрать не более трех вариантов ответа. Приведем полученные результаты (в % от числа опрошенных):

многие люди не знают, что говорить, отвечают наугад26
в опросах участвует мало людей26
опросы охватывают не всю территорию России22
люди отвечают неискренне, скрывают свое мнение21
журналисты при публикации искажают рейтинги в угоду политикам18
социологи сознательно искажают рейтинги в угоду политикам 16
многие люди отказываются участвовать в опросах 15

Влияет ли информация о рейтингах на отношение избирателей к политикам? Вопросы об этом также задавались респондентам. Признают такое влияние 38% опрошенных – в том случае, когда речь идет о них лично. И почти вдвое больше (62%) доля тех, кто считает, что информация о рейтингах влияет на других людей, на избирателей в целом.

Таким образом, респонденты проявляют довольно уважительное отношение к данным социологических служб, считая эти данные значимой для избирателей информацией.

Всероссийский опрос городского и сельского населения. 23 октября 1999 года. 1500 респондентов.