Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/ukrain/ukrain-ss/u-ss-25/u0202522




Голосование по мажоритарным округам

26.03.2002 [отчет] [ Петренко К. ]






(По результатам углубленных интервью с экспертами из Днепропетровска, Киева, Харькова, Львова и Одессы, проведенных во 2-й декаде февраля 2002 г.).

Экспертам было предложено ответить на вопрос: "Имеет ли для Вас значение партийная принадлежность кандидата по одномандатным округам? Должен ли он быть членом определенной партии или беспартийным?"

Мнения респондентов разделились. Число сторонников и противников принадлежности кандидата в депутаты по одномандатному округу к какой-либо партии оказалось примерно одинаковым.

Аргументируя свою позицию, эксперты, выступающие за партийность кандидата, заявляют, что политик, баллотирующийся в парламент, должен иметь четкие идеологические установки, обязан продемонстрировать свою причастность к определенному политическому направлению. Это позволит избежать голосования за кандидатов, принадлежащих к "скомпрометировавшим" себя партиям, таким, например, как коммунистическая, националистическая и т. д.
  • "Меня интересует причастность человека к какому-то определенному политическому вектору развития нашего общества. Членство его в партии – нет. То есть, он может не быть членом, ну, условно говоря, Руха или коммунистической партии, но при этом может играть на данном политическом поле, придерживаться сходных взглядов и т. д." (эксперт, Днепропетровск).
Несколько экспертов являются сторонниками или членами определенной партии и будут поддерживать на выборах ее представителей.
  • "Я буду голосовать за предвыборный блок или партию, чья задекларированная политическая направленность совпадает с моей" (эксперт, Днепропетровск).


  • "Сам я являюсь членом партии "Реформы и порядок", которая входит в избирательный блок Виктора Ющенко. Соответственно, есть партии-конкуренты" (эксперт, Львов).
Еще один аргумент в пользу принадлежности кандидата от мажоритарного округа к определенной партии, по мнению респондентов, заключается в том, что такому депутату будет легче реализовать свою предвыборную программу.
  • "Один человек, это, конечно, замечательно, он сам по себе личность, он может быть неплохим человеком, но и один человек мало что может сделать. У него могут быть неплохие планы, но сможет ли он реализовать их? Именно принадлежность к партии, как к некоей группе людей, которые будут добиваться вместе реализации программы, может привести к каким-либо реальным результатам" (эксперт, Одесса).
По мнению тех, кто выступает за принадлежность будущих депутатов к партиям, основной минус кандидатов-"самовыдвиженцев" (беспартийных) – неясность мотивов, побудивших их прийти в политику. Поскольку депутаты обладают рядом льгот, в парламент могут стремиться люди, замешанные в криминале. Практической пользы для государства их деятельность в Верховной Раде не принесет.
  • "Если человек является самовыдвиженцем, то, как правило, это люди либо с неустойчивой психикой, которые просто отбирают время и у избирателей, и у комиссии, либо люди, которые хотят зарисоваться в своих целях, то есть, это неорганизованные люди" (эксперт, Днепропетровск).
Наоборот, эксперты, для которых партийность кандидата не имеет первоочередного значения, полагают, что будущий член парламента прежде всего должен обладать высокими моральными качествами, профессионализмом, иметь обширные знания, опыт работы и способности к законотворческой деятельности.
  • "Я ориентируюсь на опыт человека. Я считаю, что человек должен пройти очень много в жизни, иметь опыт. Чтобы баллотироваться и решать судьбы других людей, целого народа. Конечно, это неплохо – уже в 20 или в 22 года баллотироваться в Верховную Раду, но сможет ли реально этот человек что-то сделать, не имея опыта?" (эксперт, Одесса).


  • "Я имею 53 года трудового стажа, я прошел большую школу, работал на крупных заводах. Мое мнение, что депутат сегодня должен быть опытным человеком, знающим народное хозяйство, экономистом, юристом, чтобы быть способным участвовать в совершенствовании конституции" (эксперт, Одесса).
Респонденты также отмечают, насколько кандидат включен в общественную жизнь, каково его представление о насущных проблемах страны, обращают внимание на организацию, которая его выдвинула, и наконец, на его программу.
  • "Ориентироваться, как он знает насущные проблемы человека сегодня, какие нужно законы Верховной Раде, чтобы заработала экономика, чтобы закипела на Украине деловая и культурная жизнь, чтобы Украина поднялась с колен" (эксперт, Киев).
Эксперты, выступающие против принадлежности кандидатов к определенной партии, считают, что программу "партийных" депутатов сложно оценить по причине слабости партийного движения в Украине. Перед выборами в стране возникает большое количество мелких партий с весьма схожими программами. При этом принадлежность кандидата к конкретной партии перед выборами не гарантирует, что он останется в ее рядах после прохождения в Раду. Если депутаты, избранные по партийным спискам, в случае высказывания идей, противоречащих "линии партии", автоматически исключаются из списков и из состава парламента, то кандидат-мажоритарщик волен переходить из одной фракции в другую.

Кроме того, в настоящий момент нельзя говорить об установившихся фракциях в Верховной Раде. Не известно их количество, не определена процедура перехода депутата из одной фракции в другую.
  • "Нет закона, который регламентировал бы переходы из фракции во фракцию в Верховной Раде. И я знаю массу депутатов, которые постоянно меняют свои фракции. Партийная принадлежность ничего не означает. Это всего-навсего моментальный снимок, поляроид. Завтра, или, по крайней мере, через квартал, эти люди будут уже в другой партии. Почему я должен доверять им, исходя из членства в партии? Кандидат же не подписывает письменного соглашения о том, что останется в этой фракции до истечения срока полномочий. Переход из фракции во фракцию никак не наказывается. Мало того, отсутствует закон о практическом отзыве народного депутата, если он не выполняет своих предвыборных обязательств, или из-за низкого морального облика, по состоянию здоровья, невозможности выполнять свои обязанности вследствие постоянного пребывания за границей. Также нет закона, позволяющего партиям контролировать деятельность своих членов. Хотя есть закон "О партиях и общественных организациях", но он этих отношений не регулирует и его практическая ценность равна нулю" (эксперт, Львов).


  • "Я не верю всем этим блокам, которые были созданы за два месяца до выборов с целью прорваться в парламент. Это не единение душ, позиций, платформ. Если бы блоки были созданы за два года до выборов, тогда можно было бы говорить, что они прошли крещение жизнью. Я думаю, что в парламенте будет совсем другая ситуация и люди будут совсем по-другому группироваться" (эксперт, Львов).
В целом среди экспертов число сторонников и противников принадлежности кандидата в депутаты по одномандатному округу к какой-либо партии оказалось примерно одинаковым.

Сторонники "партийного" подхода считают, что принадлежность кандидата копределенному политическому лагерю позволяет определить направление его дальнейшей деятельности. Кроме того, существует мнение, что поддержка товарищей по партии позволит депутату быстрее и действеннее провести в жизнь свою предвыборную программу.

Противники этого подхода, с одной стороны, указывают на слабость партийного движения в стране и несовершенство законодательства об общественных организациях, с другой – подчеркивают, что залогом успешной работы депутата впарламенте прежде всего являются его личный опыт и квалификация.