www.fom.ru · поиск · · расширенный поиск ·      








22.02.2007, Опрос населения

Взаимоотношения учителей и родителей школьников

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 17-18 февраля 2007 г. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Взаимоотношения родителей школьников и учителей должны, по мнению россиян, строиться на началах тесного и доверительного сотрудничества. Большинство участников опроса (69%) убеждены в том, что родителям следует поддерживать постоянный контакт с учителями своего ребенка, не ограничиваясь эпизодическим общением в рамках родительских собраний. Особенно часто разделяют эту установку те, у кого в близком окружении есть дети, посещающие школу, – родители, дедушки и бабушки, другие близкие родственники школьников (в дальнейшем – родители; 74% ответов в этой группе).

17% участников опроса придерживаются противоположной точки зрения, полагая, что для общения учителей и родителей вполне достаточно родительского собрания (среди родителей – 18%). Затруднились высказать мнение о желательной интенсивности контактов между родителями и учителями 14% респондентов (среди родителей – 8%).

Практически общепринятым является мнение, что родители должны поддерживать и оберегать авторитет учителя в глазах ребенка. Это – главный довод против того, чтобы критиковать школьных педагогов в присутствии детей. С точки зрения 71% россиян (77% родителей), этого не следует делать ни при каких обстоятельствах. Аргументируя свою точку зрения (в ответах на открытый вопрос), эти респонденты говорили: нельзя 'ронять статус учителя в глазах ребенка'; 'не стоит унижать учителя'; 'зачем подрывать авторитет'; 'и так репутация учителей не на высоте' и т.п. (40% от всех опрошенных). На взгляд некоторых, подобное 'табу' на критику в присутствии ребенка распространяется не только на учителей, но и на всех взрослых: 'взрослых при детях ругать непедагогично'; 'возраст не позволяет, дети еще не выросли до этого' (11%).

Значительно реже (13% респондентов по выборке) высказывалось альтернативное мнение, согласно которому в определенных случаях позволительно критиковать учителя при ребенке (среди родителей это мнение распространено так же, как и среди тех, у кого нет детей-школьников). Объясняя свою позицию, эти респонденты, как правило, говорили о случаях грубого, недопустимого поведения учителя: 'если учитель позволил себе лишнее, например – ударить ребенка'; 'если учитель сам перешел все грани дозволенного, унизил ребенка перед классом, учинил самосуд'; 'в случае, когда учитель категорически не прав' и пр.

Авторитет учителя в вопросах воспитания детей для россиян в целом достаточно высок. Так, по убеждению половины респондентов (55% родителей), в тех случаях, когда у родителей возникают сложности в общении с ребенком, стоит обратиться за помощью, советом к классному руководителю или другому учителю школы. Противоположной точки зрения – что этого делать не следует – придерживаются 30% опрошенных (32% родителей). Мнение жителей столицы по данному вопросу заметно отличается от мнения россиян в целом: 38% москвичей полагают, что в описанной ситуации будет правильным обратиться к учителю, а 40% убеждены, что этого делать не стоит.

Случается, что между учителями и родителями школьников складываются непростые, а порой даже конфликтные взаимоотношения. В этом, на взгляд россиян, бывают виноваты как учителя, так и родители – большинство (60%) респондентов отказались назвать 'типичного виновника' возникающих разногласий. Мнения остальных распределились почти поровну: 17% опрошенных полагают, что в конфликтных ситуациях чаще бывают виноваты учителя; 23% – что родители.

Ирина Шмерлина

Есть ли у Вас дети, или внуки, или другие близкие родственники, учащиеся в школе?

Одни люди считают, что родители должны постоянно поддерживать контакт со школой и учителями, у которых учится их ребенок, не ограничиваясь только родительскими собраниями. Другие считают, что для поддержания контакта учителей и родителей достаточно родительского собрания. Какая точка зрения Вам ближе - первая или вторая?

население в целом

дети или внуки, учащиеся в школе...

 

...есть

...нет

У всех родителей время от времени возникают сложности в отношениях с детьми. Одни считают, что в таких ситуациях родителям стоит обратиться за помощью, советом к классному руководителю или кому-либо из учителей, у которых учится их ребенок. Другие считают, что этого делать не стоит. С какой точкой зрения согласны лично Вы - с первой или второй?

население в целом

дети или внуки, учащиеся в школе...

 

...есть

...нет

Одни люди считают, что критиковать учителя в присутствии ребенка-школьника нельзя ни при каких обстоятельствах. Другие считают, что в определенных случаях критиковать учителя в присутствии ребенка можно. Какая точка зрения Вам ближе - первая или вторая?

население в целом

дети или внуки, учащиеся в школе...

 

...есть

...нет

Почему Вы считаете, что учителя нельзя критиковать в присутствии ребенка-школьника? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что критиковать учителя в присутствии ребенка-школьника нельзя ни при каких обстоятельствах, - 71% от всех опрошенных.)

(в % от числа опрошенных)
Это подрывает авторитет учителя, ребенок будет хуже относиться к учителю, не будет с ним считаться42
'Будет ребенок негативно относиться к учителю'; 'дети будут смеяться над учителями'; 'дети за спиной учителя будут осуждать его'; 'дети моментально копируют отношение родителей к учителю, как губка'; 'и так репутация учителей не на высоте'; 'не надо у ребенка формировать негативное отношение к учителю'; 'не ронять статус учителя в глазах ребенка'; 'не стоит унижать учителя'; 'ребенок начнет наглеть и не слушаться учителя'; 'ребенок не будет воспринимать работу учителя'; 'тогда дети еще больше охамеют'; 'ученик может обнаглеть'.
Нельзя критиковать взрослых в присутствии детей, это неэтично, дети начнут критиковать других взрослых11
'В присутствии детей никого нельзя критиковать'; 'взрослых при детях ругать непедагогично'; 'возраст не позволяет, дети еще не выросли до этого'; 'неэтично'; 'он будет критиковать учителей и других взрослых'; 'это дурной пример'; 'это некорректно'; 'это незачем делать'; 'ребенок тогда будет критиковать и родителей'.
возникающих проблемы надо решать, не впутывая детей4
'Без ребенка надо разбираться'; 'в отношения взрослых не надо вмешивать детей'; 'взрослые сами должны разобраться между собой в проблемах'; 'дети не все должны знать о взаимоотношениях взрослых'; 'лучше с глазу на глаз разобраться, зачем детей впутывать?'.
Это может обострить отношения между учителем и ребенком2
'Еще сильнее можно ухудшить отношение учителя к ребенку'; 'между учеником и учителем могут возникнуть трения'; 'не будет взаимопонимания учителя и ученика'; 'потом оценки могут снижать этим ученикам'; 'это все негативно отразится на ребенке, начнутся у него конфликты с учителями'.
Ребенок может неправильно понять критику учителя, сделать неправильные выводы2
'Он воспримет по-другому'; 'ребенок все схватывает на лету и может неправильно понять'; 'ребенок еще не осознал, по-другому примет'; 'ребенок может иначе воспринимать критику'; 'ребенок может не так истолковать'.
Это может плохо повлиять на ребенка, травмировать его1
'Нельзя травмировать детей'; 'плохо отразится на ребенке'; 'ребенок будет нервничать'; 'это давит на психику'; 'это плохо влияет на ребенка'.
У ребенка может пропасть стимул к учебе, он будет хуже учиться1
'Не будут совсем учиться'; 'отношение ребенка к учебе будет плохое'; 'отсутствует желание к учебе'; 'плохо будет учиться по этому предмету'; 'это может помешать в учебе'.
Подходы к воспитанию детей могут быть разными, учителя имеют право на ошибку1
'Любой человек в работе имеет право на ошибку'; 'родители разные бывают, учителя разные бывают, надо быть терпимее'; 'у всех есть недостатки, нельзя их явно указывать'; 'учитель тоже человек, в основной массе они хорошие'.
Другое1
'Мнение родителей тоже может быть ошибочным'; 'ребенок есть ребенок, он выискивает только негативное'; 'родители не всегда объективны, если речь идет о их ребенке'; 'сама бывший учитель'; 'я придерживаюсь такой политики'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа10

Почему Вы считаете, что учителя можно критиковать в присутствии ребенка-школьника? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что в определенных случаях критиковать учителя в присутствии ребенка можно, - 13% от всех опрошенных.)

(в % от числа опрошенных)
Если учитель не прав, его можно критиковать в присутствии ребенка5
'Бывает, учитель абсолютно не прав'; 'в случае, когда учитель категорически не прав'; 'грубые учителя и воспитатели'; 'если непорядочно себя ведет'; 'если учитель позволил себе лишнее, например ударить ребенка'; 'если учитель сам перешел все грани дозволенного, унизил ребенка перед классом, учинил самосуд'; 'учитель может оскорбить ребенка на занятиях, этого нельзя оставлять и оправдывать учителя'; 'учителя ведут себя неадекватно'; 'учителя иногда допускают непрофессионализм, слишком много кричат'.
Ребенок должен знать, что и учитель может ошибаться, он не идеален1
'Пусть дети знают, что учителя тоже ошибаются, как все люди'; 'все люди, нет кумиров, которых нельзя критиковать'; 'пусть узнает, что и взрослые бывают не правы'; 'ребенок должен знать, что он тоже бывает прав, а учитель может ошибаться'.
Это поможет ребенку правильно ориентироваться в жизни1
'Дать правильную нравственную оценку учителя – тоже учить жизни'; 'надо давать правильные ориентиры'; 'правильно формирует представление ребенка об окружающей его действительности'; 'ребенок должен правильно ориентироваться в жизни'; 'чтобы ребенок мог быть сознательным с детства'; 'чтобы у ребенка было адекватное отношение'.
Другое1
'Авторитет учителя должен быть выше критики'; 'все равно ребенок все знает'; 'если критикуют спокойно, поясняя ошибки'; 'смотря сколько лет ребенку'; 'зависит от обстоятельств'; чтобы ребенок понял, что такое свобода слова'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа5


Нередко бывает так, что между учителями и родителями школьников складываются
достаточно напряженные, конфликтные взаимоотношения. Как Вы думаете, каковы причины того, что между учителями и родителями порой складываются плохие взаимоотношения? Почему это происходит?
(Открытый вопрос.)

(в % от числа опрошенных)
Недостаточный контакт между учителями и родителями, отсутствие взаимопонимания между ними18
'Взаимное непонимание'; 'есть разногласия в методике воспитания'; 'из-за недопонимания друг друга'; 'из-за разных взглядов на жизнь родителей и учителей'; 'или родители не могут понять учителя, или наоборот'; 'каждый гнет свою палку, нет доверия друг к другу'; 'либо учитель мало контактирует с родителями, либо родители плохо знают проблему'; 'не сошлись характерами'; 'непостоянный контакт родителей с учителем'; 'нет желания понять друг друга'; 'у учителей и родителей разное восприятие детей'.
Плохое отношение учителей к детям, предвзятость, занижение оценок7
'Бывает, что они сами оскорбляют ребенка'; 'если учитель груб с ребенком'; 'если учителя обзывают учеников как хотят, например педиками'; 'знаешь, что учитель унижает твоего ребенка, обзывает, может даже ударить'; 'учитель может быть грубым, обзывать ребенка или даже бить'; 'учителя обижают детей'; 'бывает, учителя несправедливо относятся к ребенку, буквально преследуют его, тогда можно высказать претензии'; 'если учитель невзлюбил ученика, хоть что делай, не будет уважать и родителей'; 'из-за несправедливых оценок ученику'; 'учителя могут игнорировать некоторых учеников, а других возвышать, а родители, заметив это, начинают конфликтовать'.
Плохие учителя, их невнимание к детям6
'Вина учителей, он должен найти правильный подход, координировать отношения'; 'если учитель не может дать хороших знаний детям, сам невоспитанный'; 'не все и не всегда учителя могут войти в доверие к ученику'; 'недосмотр учителя'; 'некомпетентные учителя'; 'необразованность учителя'; 'от учителя зависят отношения с родителями, учитель умный, с высшим образованием, он должен не допускать этого'; 'преподаватель не очень готов к своей профессии, не имеет достаточной психологической подготовки'.
Виноваты родители, они перекладывают ответственность за воспитание детей на учителей 5
'В чем-то родители виноваты, учитель всегда прав'; 'дурные родители'; 'интеллекта у родителей мало'; 'многие родители стараются все беды со своими детьми переложить на плечи учителей, вот и возникают конфликты'; 'может, мало времени родители уделяют ребенку'; 'не все родители воспитывают своих детей'; 'непонимание родителями учителей'; 'родители не интересуются детьми'.
Некритичное отношение родителей к своим детям5
'Все зависит от родителей, родители считают своих детей очень умными, воспитанными, а на деле все наоборот'; 'если родители чрезмерно опекают дитя, им кажется, что все его обижают'; 'есть родители, которые считают, что всегда правы их дети'; 'есть родители, не признающие неправоту своего ребенка, у них всегда виноваты другие'; 'завышенная оценка своего чада'; 'родители часто не воспринимают критику поведения своего ребенка со стороны учителя, хотя она нужна'; 'дети наговаривают на учителей, родители верят детям'.
Это связано с деньгами, материальные трудности родителей, большие поборы в школах5
'Ввиду сборов денег'; 'в настоящее время могут быть причиной финансовые взносы, против которых бывают родители,...'; 'в школе собирают деньги'; 'все упирается в деньги'; 'денежные вопросы не могут решить, сейчас слишком много денег собирают с родителей'; 'если не сдаются деньги на нужды школы, класса'; 'запросы школы не соответствуют возможностям родителей'; 'из-за денег, если вовремя не принес, косо смотрят на ребенка, занижают оценки'; 'из-за денег, которые просят учителя в школах за все мероприятия'.
Плохое поведение детей, их плохое отношение к учителям, невоспитанность, недисциплинированность4
'А ребятишки сейчас многие избалованные, слова против не скажи'; 'дети очень разболтанные, невоспитанные'; 'дети стали неуправляемыми'; 'если ребенок непослушный'; 'за плохое поведение ребенка'; 'трудные дети'; 'ученикам дали много прав и никаких обязанностей'; 'из-за самого школьника: плохо относится к учителю и учебе'.
Социальное расслоение в обществе, социальное неравенство, низкая зарплата учителей3
'Богатые родители не могут понять бедных учителей'; '... социальное неравенство между родителями и учителями, между учениками также'; 'из-за низкой зарплаты учителей'; 'из-за финансового неравенства среди учеников'; 'из-за финансового неравноправия учителей и родителей'; 'разность социального и материального положения'; 'финансовое положение семьи влияет на отношение ученика и учителя'.
Люди разные, в каждом случае свои причины3
'В каждом конфликте свои причины'; 'все люди разные'; 'зависит от ситуации'; 'много может быть ситуаций'; 'разные бывают люди'.
Конфликты возникают из-за детей2
'В ребенке'; 'все из-за детей'; 'причина – дети'.
Плохая успеваемость детей2
'Из-за учебного процесса'; 'когда неважно ребенок учится'; 'плохая учеба детей'; 'плохие оценки и лень учеников'; 'успеваемость детей'.
Бескультурье, невоспитанность взрослых2
'Бескультурье'; 'все зависит от уважения друг к другу'; 'невоспитанность'; 'непорядочность как со стороны родителей, так и со стороны учителей'; 'нет культуры общения'; 'неуважение друг к другу'; 'отсутствие воспитания'; 'разный уровень воспитания'.
Высокомерие учителей, их авторитарность, завышенные требования к детям2
'Если учителя превышают свои полномочия'; 'потому что учителя начинают наглеть'; 'у некоторых учителей завышенная самооценка'; 'учителя слишком авторитарны'; 'учителя стали не учителями, а надсмотрщиками'; 'учителя чаще всего берут на себя много власти'; 'из-за завышенных требований учителей к детям'; 'учителя много требуют от учеников'.
Жалобы детей на учителей, защита родителями своих детей1
'Дети жалуются на учителей'; 'дети жалуются, а родители заступаются'; 'дома ребенок нажалуется на учителя, и отсюда конфликт возникает'; 'когда ребенок часто жалуется на учителей'; 'ученики жалуются на учителей и отстаивают свои интересы, правы они или нет'.
Снижение авторитета учительской профессии1
'Потеря уважения к учителям'; 'статус учителя упал низко'; время виновать, раньше учитель был авторитет, а сейчас авторитет - дети'.
Виноваты обе стороны1
'Виноваты и те, и другие'; 'обоюдная придирчивость'; 'потому что каждый прав по-своему'.
Не сталкивался(-ась) с этим1
'Жена – учительница, такого ни разу не было'; 'как сказать, у меня не было такого'; 'не сталкивалась с этим'; 'такого не бывает'; 'у меня такой ситуации не было'.
Другое1
'Бывает конфликт между учителем и ребенком, в нем надо разбираться'; 'возраст'; 'мешают личные амбиции'; 'плохое настроение'; 'потому что мы принадлежим к другой нации'; 'проблемы семьи'; 'учителя в какой-то мере воздействуют на учеников с целью получения благ'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа40

Как Вы думаете, в тех случаях, когда между учителями и родителями складываются плохие взаимоотношения, в этом чаще бывают виноваты учителя или родители?

население в целом

дети или внуки, учащиеся в школе...

 

...есть

...нет

Есть ли у Вас дети, или внуки, или другие близкие родственники, учащиеся в школе?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 65 23 9 47 53 36 38 26 13 33 36 18 20 35 23 8 12 17 38 25
есть 50 52 47 41 47 52 48 51 50 45 52 51 45 57 54 50 35 40 46 53 56
нет 50 47 53 58 53 48 52 49 49 54 48 49 54 43 46 50 63 60 54 47 44

Одни люди считают, что родители должны постоянно поддерживать контакт со школой и учителями, у которых учится их ребенок, не ограничиваясь только родительскими собраниями. Другие считают, что для поддержания контакта учителей и родителей достаточно родительского собрания. Какая точка зрения Вам ближе - первая или вторая?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 65 23 9 47 53 36 38 26 13 33 36 18 20 35 23 8 12 17 38 25
первая 69 72 69 64 64 74 67 70 72 63 69 71 70 68 74 73 64 62 64 74 70
вторая 17 16 16 20 19 15 19 19 10 10 17 17 20 19 14 20 19 20 22 17 12
затрудняюсь ответить 14 12 15 16 17 11 14 11 19 27 14 11 10 13 13 7 17 19 13 9 19

У всех родителей время от времени возникают сложности в отношениях с детьми. Одни считают, что в таких ситуациях родителям стоит обратиться за помощью, советом к классному руководителю или кому-либо из учителей, у которых учится их ребенок. Другие считают, что этого делать не стоит. С какой точкой зрения согласны лично Вы - с первой или второй?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 65 23 9 47 53 36 38 26 13 33 36 18 20 35 23 8 12 17 38 25
с первой 50 54 45 51 46 55 46 52 53 47 51 51 52 53 58 47 38 50 52 53 50
со второй 30 28 33 32 33 27 35 31 22 23 29 34 30 27 25 38 40 32 34 30 24
затрудняюсь ответить 19 18 22 17 21 18 18 17 25 30 20 15 18 20 17 14 21 18 14 17 26

Одни люди считают, что критиковать учителя в присутствии ребенка-школьника нельзя ни при каких обстоятельствах. Другие считают, что в определенных случаях критиковать учителя в присутствии ребенка можно. Какая точка зрения Вам ближе - первая или вторая?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 65 23 9 47 53 36 38 26 13 33 36 18 20 35 23 8 12 17 38 25
первая 71 73 67 75 69 73 69 73 72 66 69 73 77 70 76 74 71 76 72 73 66
вторая 13 12 18 13 12 14 15 14 9 7 13 14 15 13 10 16 17 11 10 15 11
затрудняюсь ответить 16 15 15 13 19 13 16 13 19 28 18 12 8 17 15 11 13 13 17 12 23

Как Вы думаете, в тех случаях, когда между учителями и родителями складываются плохие взаимоотношения, в этом чаще бывают виноваты учителя или родители?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 65 23 9 47 53 36 38 26 13 33 36 18 20 35 23 8 12 17 38 25
учителя 17 17 17 17 17 17 22 16 12 11 17 18 20 14 16 19 14 30 19 16 12
родители 22 23 20 27 22 23 19 23 27 22 22 23 24 29 23 22 16 15 20 24 28
затрудняюсь ответить 60 59 62 56 61 59 58 61 61 66 61 59 55 58 61 58 67 55 61 60 60



База данных ФОМ > К результатам поиска > Взаимоотношения учителей и родителей школьников