|
Более 80% опрошенных знают, кто сегодня занимает пост президента США. Среди респондентов с высшим образованием этот показатель составляет 94%.
Джордж Буш является также самым известным в России американцем. При ответе на открытый вопрос: "Каких знаменитых людей США Вы знаете?" – его имя упомянули 37% опрошенных. Впрочем, следует оговориться, что в данном случае трудно определить, кого из двух Джорджей Бушей – старшего или младшего – имеют в виду респонденты. На втором месте в условном "рейтинге известных американцев" стоит предыдущий президент США Билл Клинтон – его назвали 26% опрошенных. Среди тех американцев, имена и фамилии которых упомянули более 5% респондентов, мы видим почти исключительно президентов США разных лет: Р. Рейгана (8%), Дж. Кеннеди (7%), Дж. Вашингтона, Ф.Д. Рузвельта и А. Линкольна, причем Дж. Вашингтон и А. Линкольн особенно популярны среди респондентов с высшим образованием. В этой группе их назвали 16% и 17% респондентов соответственно.
Из американцев, до последнего времени не имевших прямого отношения к политике, чаще других респонденты вспоминали А. Шварценеггера (6%). Среди прочих представителей американского шоу-бизнеса чаще других упоминались Мадонна, Майкл Джексон и Мэрилин Монро.
Два с половиной года назад ФОМ уже задавал вопрос, посвященный наиболее известным в России американцам. Если сравнить списки 2001 и 2003 гг., то можно заметить два существенных момента. Если в феврале 2001 г. первое место в рейтинге известности уверенно занимал Б. Клинтон (незадолго до этого покинувший Белый Дом) – 42%, то сегодня с ненамного более низким рейтингом (37%) лидирует Дж. Буш. Второй момент касается наиболее популярного среди наших сограждан "неполитического" американца. Если в феврале 2001 г. имя А. Шварценеггера упомянули менее 1% опрошенных, то сегодня – уже 6% (Следует заметить, что данный показатель не означает, что Шварценеггера (равно как и других амери-канцев, упоминаемых нами) знает именно такая доля россиян. Очевидно, этот показатель существенно выше - 6% опрошенных назвали Шварценеггера среди "самых известных людей Америки".). Уверенного объяснения причин "взлета популярности" Шварценеггера в России на данный момент у нас нет, но можно предположить, что отчасти это связано с его недавним включением в политическую борьбу (Некоторые эксперты, впрочем, полагают, что причиной послужил очередной показ по телевидению в течение лета культового фильма "Терминатор".). Анализ списка наиболее известных зарубежных деятелей любой западной страны (Так, среди французов наиболее известными были названы генерал де Голль и Ж. Ширак, а среди немцев - Г. Коль и А. Гитлер. См. об этом соответственно: Геопроект: Франция // Доминанты. Поле мнений. 2001. № 23 (http://www.fom.ru/survey/dominant/224/566/1881.html); Геопроект: Германия // Доминанты. Поле мнений. 2001. № 12 (http://www.fom.ru/survey/dominant/152/368/1369.html))(в том числе и США) не оставляет сомнений в том, что в первую очередь российские респонденты склонны называть людей, причастных именно к политической сфере.
Уровень интереса к США косвенным образом можно определить по ответам на вопрос: "Вы бы хотели или не хотели посетить США?" Желание посмотреть Америку выразили 40% опрошенных, а более половины (55%) – не выразили. Среди молодежи доля тех, кто хотел бы в ближайшие годы оказаться в США, составляет 55%, а среди респондентов старшего возраста – всего 22%. Наиболее привлекательными для потенциальных туристов из России оказались Нью-Йорк (11% по выборке в целом или 28% среди тех, кто хотел бы оказаться когда-нибудь в США), Вашингтон (5% и 13% соответственно) и Лос-Анджелес (4% и 9%). Для каждого четвертого из тех, кто хотел бы поехать в США, не имеет значения, в какой точке этой страны он окажется.
Динамику отношения россиян к Америке можно проследить по изменению в распределении ответов на вопрос: "Как Вы считаете, США – это дружественное или недружественное по отношению к России государство?" На настоящий момент 37% опрошенных россиян считают США дружественным государством, 48% – недружественным. Чаще других видят в Америке друга России сторонники В. Путина (44%), жители мегаполисов (48%) и молодые респонденты (42%). Противоположной точки зрения чаще придерживаются сторонники Г. Зюганова (67%) и респонденты старшего поколения (54%).
Вопрос:"Как Вы считаете, США – это дружественное или недружественное по отношению к России государство?"
Суждения |
17. 02. 2001 |
29. 09. 2001 |
22. 12. 2001 |
09. 02. 2002 |
02. 03. 2002 |
31. 08. 2002 |
22. 03. 2003 |
07. 06. 2003 |
25. 08. 2003 |
Дружественное |
32 |
38 |
38 |
39 |
17 |
30 |
27 |
32 |
37 |
Недружественное |
52 |
46 |
44 |
44 |
71 |
51 |
59 |
49 |
48 |
Затр. ответить |
16 |
16 |
19 |
17 |
12 |
18 |
13 |
20 |
19 |
|
Если обратиться к динамике "дружественности" США, то становится ясно, что после февраля 2002 года (опроса, проводившегося перед Олимпиадой в Солт-Лейк-Сити) он достиг наиболее позитивного по отношению к США уровня. Таким образом, можно сказать, что россияне так или иначе преодолели фазу негативного отношения к США, вызванного у одних респондентов спортивными скандалами, у других – действиями США в Ираке (ср. результаты опроса от 22.03.2003) (О различиях между этими группами респондентов см.: Отношение к США // Доминанты. Поле мнений. 2003. № 23 (http://www.fom.ru/survey/dominant/826/1663/6401.html)).
Характерно, что представители региональных элит преувеличивают масштабы предубеждения россиян против США. По мнению более половины экспертов, видят в США дружественное государство менее 30% россиян, то есть в представлениях экспертов инерция негатива по отношению к США имеет на массовом уровне более прочные корни, чем оно есть на самом деле.
Два главных "кита", на которых держатся российско-американские отношения, по мнению респондентов, – это совместное освоение космоса и борьба с терроризмом. Более 40% опрошенных полагают, что именно в этих областях Россия и США сотрудничают наиболее успешно. Каждый четвертый респондент полагает, что Россия и Америка успешно взаимодействуют в торговой сфере, почти такая же доля (21%) считает успешным сотрудничество этих стран в экономической сфере в целом. При этом молодые респонденты (18-35 лет) чаще отмечают сотрудничество в области инвестиций и бизнеса (30% против 21% в среднем по выборке), а среднее поколение (36-50 лет) – успехи в совместном освоении космоса (50% против 42% соответственно) и разоружении (21% против 12%).
Вопрос: "В какой из перечисленных сфер Россия и США сотрудничают наиболее успешно?" (Карточка, не более пяти ответов).
Наиболее распространенные суждения |
Все |
США в отношении к России – государство... |
дружественное |
недружественное |
затр. ответить |
Доли групп |
100 |
37 |
48 |
15 |
Освоение космоса |
42 |
46 |
41 |
35 |
Борьба с терроризмом |
41 |
50 |
36 |
32 |
Торговля |
25 |
27 |
25 |
18 |
Экономика, инвестиции |
21 |
28 |
18 |
15 |
Урегулирование международных конфликтов |
12 |
18 |
8 |
10 |
|
Как видно из приведенной таблицы, респонденты, считающие США дружественным государством, значительно чаще отмечают как успешные такие сферы, как борьба с терроризмом, экономика, инвестиции и урегулирование международных конфликтов. В то же время общая оценка отношений между Россией и США практически не влияет на признание успехов в торговле и освоении космоса.
Оценивая сотрудничество России и США в целом, относительное большинство респондентов (39%) согласились с формулировкой "вынужденное партнерство". Среди опрошенных с высшим образованием такой точки зрения придерживается более половины – 57%. Каждый пятый респондент полагает, что наши страны являются "скорее соперниками, чем партнерами", а чуть меньшая доля (16%) согласны с тем, что Россию и США можно считать "равноправными партнерами". Доли респондентов, придерживающихся крайних точек зрения – что две страны являются "друзьями" или "врагами", – невелики: соответственно 5% и 4%. Радикально негативная оценка взаимоотношений США и России характерна почти исключительно для приверженцев Г. Зюганова, а среди сторонников В. Путина значимо выше доля тех, кто считает эти страны "равноправными партнерами" – 23% против 16% в среднем по выборке.
Следующая таблица показывает, что граница между позитивной и негативной оценками отношений двух стран лежит между формулировками "равноправные партнеры" и "вынужденные партнеры".
Вопрос: "Если говорить о нынешних отношениях между Россией и США, как бы Вы охарактеризовали связи между этими двумя странами?"
Суждения |
Все |
США в отношении к России – государство... |
дружественное |
недружественное |
затр. ответить |
Доли групп |
100 |
37 |
48 |
15 |
Друзья |
5 |
11 |
1 |
3 |
Близкие союзники |
6 |
13 |
2 |
4 |
Равноправные партнеры |
16 |
27 |
7 |
17 |
Вынужденные партнеры |
39 |
31 |
48 |
29 |
Скорее соперники, чем партнеры |
19 |
10 |
27 |
16 |
Враги |
4 |
0 |
7 |
2 |
Затрудняюсь ответить |
11 |
8 |
7 |
29 |
|
Среди тех, кто считает США дружественным государством, 51% оценивают отношения между Россией и Америкой как близкие или равноправные, и 41% – как вынужденно партнерские или даже сопернические. Можно предположить, что респонденты из данной группы, выбравшие позицию "скорее соперники, чем партнеры", недовольны тем состоянием, в котором сегодня находятся отношения между двумя странами.
А среди тех, кто оценивает позицию США по отношении к России как недружественную, подавляющее большинство (75%) полагают, что связи между двумя странами являются вынужденными, а их цели и интересы на международной арене чаще сталкиваются, чем совпадают.
Оценивая положение России и США в культуре и спорте, наши респонденты смотрят на достижения своей страны с оптимизмом. Опрошенным было предложено выбрать из предложенного списка стран три – добившиеся, по их мнению, наибольших успехов в этих сферах. В обоих случаях чаще других стран в тройку наиболее достойных респондентами включалась Россия. Говоря об успехах в области спорта, почти половина (48%) опрошенных отметили Россию; США оказались на втором месте (32%) по частоте упоминаний, незначительно опередив Германию (29%). А вот в области культуры, по мнению респондентов, США не могут составить России конкуренцию. 31% включили Россию в "тройку" стран, добившихся наибольших успехов в этой сфере, на втором и третьем местах по частоте упоминаний расположились Франция (29%) и Германия (27%). А вот достижения американской культуры респонденты оценили как наименее высокие по сравнению с достижениями всех стран из предложенного списка – в "тройку" наиболее успешных в области культуры мировых держав США включили лишь 8%.
Парадоксальным образом столь низкая оценка достижений американской культуры сочетается с высоким уровнем интереса к ней.
Более половины (59%) опрошенных россиян заявили, что испытывают недостаток информации о тех или иных сферах жизни США. При этом 25% респондентов отметили сферу науки и технологии, а 23% – сферу культуры. Показательно, что интерес к американской культуре в равной степени свойствен молодежи и среднему поколению (26% и 25%), а среди респондентов старшего поколения он лишь немногим ниже (18%). Очевидно, оценка достижений американской культуры является низкой потому, что на нее в значительной степени влияют стереотипные представления о США в целом.
Образ Америки, существующий в сознании россиян, многогранен и неоднозначен. Характерные особенности, отличающие образ США от образов других западных стран (Франции, Германии, Англии), – его большая эмоциональная нагруженность и конкретность, сопряженность с актуальными и близкими респонденту реалиями. Доминантами образов вышеперечисленных западноевропейских стран, как показывают опросы ФОМ, являются "культурные достижения" (Франция) (Геопроект: Франция // Доминанты. Поле мнений. 2001. № 23 (http://www.fom.ru/survey/dominant/224/566/1881.html)), "историческое прошлое" (Германия) (Геопроект: Германия // Доминанты. Поле мнений. 2001. № 12 (http://www.fom.ru/survey/dominant/152/368/1369.html), "климат, географически особенности" (Англия) (Мнение британцев о России и россиянах. Мнение россиян о Великобритании и британцах. Совместное исследование ФОМ (Россия) и MORI (Великобритания). По заказу РИАН. 2003. 18 июня (http://www.fom.ru/reports/frames/vf030101.html)). Очевидно, что это так называемые "знания из школьной программы", которые достаточно прочно закрепляются в сознании, и, следовательно, ассоциации, связанные у респондентов с данной страной, в малой степени подвержены изменениям.
Образ Америки в российском массовом сознании формируется несколько иначе.
Для 23% опрошенных США – это в первую очередь "богатая, благополучная страна" с "высокоразвитой экономикой и развитыми технологиями", где живут "богатые, обеспеченные люди" (о богатстве говорят 14% наших сограждан, об экономических успехах – 10%). Примечательно, что о материальном благополучии Америки чаще других вспоминают наименее обеспеченные респонденты. Среди высказываний респондентов этой группы доля подобных суждений составляет 28%.
Эмоциональный фон этих суждений безусловно позитивен в отношении Америки. В целом позитивно окрашенные суждения составляют 30% от всего массива высказываний. Помимо ассоциаций с экономическим положением Америки, к этой группе следует отнести суждения, в которых США определяются как "свободная, демократическая, цивилизованная страна; правовое государство, где работает закон" (5%); "партнер, союзник России" на внешнеполитической арене (2%). 2% опрошенных не скрывают своей симпатии к Америке: "люблю эту страну с детства"; "государство, где я хотел бы жить".
Массив суждений, окрашенных однозначно негативно, составляет 27%. Его содержательная часть сосредоточена вокруг внешней политики США, роли США в мире, которую респонденты подчас оценивают в весьма категоричных, образных, ярких выражениях: "мировой палач"; "удав, сожравший полмира"; "диктаторы своего миропонимания".
В большинстве суждений, где упоминается внешняя политика США, она оценивается как "агрессивная", "полицейская". Доля таких суждений составляет 12%. Подобные высказывания чаще встречаются у сторонников Г. Зюганова (24%), а также среди респондентов с высшим образованием (17%).
У 8% опрошенных при упоминании США возникают разнообразные негативные эмоции, направленные на страну в целом: "водой бы она покрылась"; "гранату кинуть хочется"; "я их органически не перевариваю, не люблю эту страну".
По 3% респондентов определяют США как "врага, соперника России", а также через резко отрицательные черты, приписываемые жителям страны: "нехорошие люди, наглые"; "разврат"; "сброд".
Позитивные и негативные составляющие образа Америки в значительной степени коррелируют с индикатором отношения к США. Респонденты, которые оценивают США как дружественное государство, чаще упоминают их экономическое могущество и высокий уровень жизни, а те, кто придерживается противоположной точки зрения, чаще ассоциируют Америку с "агрессивной внешней политикой" и выражают в ее адрес различные негативные эмоции.
Открытый Вопрос:"Что в первую очередь приходит Вам в голову, когда Вы слышите слова «Соединенные Штаты Америки»?"
Наиболее распространенные суждения |
Все |
США в отношении к России – государство... |
дружественное |
недружественное |
затр. ответить |
Доли групп |
100 |
37 |
48 |
15 |
Богатая страна с развитой экономикой, высоким уровнем жизни |
20 |
32 |
13 |
16 |
Агрессивная внешняя политика |
12 |
7 |
17 |
10 |
Общие отрицательные суждения |
8 |
4 |
11 |
4 |
|
Нейтральные, эмоционально не окрашенные суждения высказывают 15% респондентов. Они определяют США просто как "заграницу, другое государство", а также привлекают ассоциации из историко-символического ряда: "флаг со звездами"; "Макдоналдс"; "автомобиль «Кадиллак»"; "виски"; "джинсы"; "статуя Свободы", "Джордж Вашингтон, Клинтон".
И наконец, четвертую группу ассоциаций, возникающих у респондентов при упоминании США, мы охарактеризовали как "неопределенные" или "двойственные". Доля таких суждений составляет 14%. К этой группе мы отнесли суждения, в которых респонденты ассоциировали Америку с войной в Ираке, терактом 11 сентября, а также характеризовали США как "мощное государство". Очевидно, что такие суждения обладают определенным знаком, но для установления значения этого знака необходимо привлечение дополнительных индикаторов.
Сравнение того, как распределились ответы на настоящий вопрос и на такой же открытый вопрос, заданный в феврале 2001 года, показывает, что вдвое – с 6% до 12% – выросла доля респондентов, для которых США ассоциируются прежде всего с проводимой ими внешней политикой. Напомним, что в подавляющем большинстве суждений этой группы легко увидеть резко негативное отношение к Америке.
При этом следует отметить по сравнению с 2001 г. появление группы суждений, определяющих Америку как "партнера, союзника России". Группа эта незначительна по своему наполнению – всего 2% – однако ее появление свидетельствует о том, что взаимодействие России и США на международной арене воспринимается уже не только со знаком "минус".
А вот доля суждений, в которых Америка предстает страной с развитой экономикой и высоким уровнем жизни, несколько сократилась – с 26% до 20%. Вдвое – с 8% до 4% – сократилась доля суждений, в которых упоминались различные культурно-бытовые реалии американской жизни: американские товары, реклама и прочее.
Таким образом, можно сказать, что сегодняшний образ Америки в большей мере, по сравнению с февралем 2001 года, определяется ее действиями на международной арене, и в меньшей – имиджем процветающего государства, распространяющего элементы своей культуры по всему миру.
Образ "рядового", "типичного" американца, существующий в массовом сознании россиян, в целом совпадает с образом страны, в которой этот "типичный американец" живет. 15% опрошенных считают, что рядовой американец ничем принципиальным не отличается от других людей: "простой человек с обычными потребностями"; "простые люди везде одинаковы".
По мнению 13% опрошенных, рядовой американец отличается достатком, материальной обеспеченностью: "благополучный человек: дом, несколько машин, техника всякая"; "благосостоятельный человек или человек с нормальным уровнем жизни".
Некоторые респонденты подчеркивают при этом роль государства: "если туда выезжают и пособия получают, и на него не только живут, но и машины покупают, то значит, обеспеченный"; "защищенный своим государством и не боящийся за будущее человек".
Можно предположить, что следствием благополучного "сосуществования" рядового американца и государства является его "патриотизм", "законопослушность. Такой точки зрения придерживаются 5% опрошенных. В общем разные положительные черты характера американцев отмечены в 13% суждений. Среди этих черт – "трудолюбие", "цивилизованность", "уверенность в себе". 11% респондентов, напротив, полагают, что типичного американца отличают негативные черты характера: самодовольство (4%), глупость (3%), агрессивность, наглость (2%), а также алчность, лень и другие.
Таким образом, можно заметить, что доли однозначно негативных и позитивных суждений практически равны; значительную долю – 15% – составляют нейтральные характеристики.
Позитив, негатив и нейтральность по отношению к "типичному американцу" в значительной степени коррелируют с оценкой страны в целом. Респонденты, отмечающие положительные черты американцев, значимо чаще (32% против 20% в среднем по выборке) определяют США как "благополучную" страну, а для тех, кто отметил в образе "типичного американца" прежде всего негативные черты, США чаще всего ассоциируются с "агрессивной внешней политикой" (32% против 12% в среднем по выборке).
Из оценочного ряда несколько выделяются две группы суждений: во-первых, определение "типичного американца" через его материальный достаток, а во-вторых, те суждения, в которых "типичному американцу" вменяются такие черты, как "предприимчивость, деловитость". Доля этой группы суждений составляет 9%.
Среди тех, кто определяет "типичного американца" как человека, живущего в достатке, обеспеченного, практически в два раза (45% против 23% в среднем по выборке) выше доля тех, для кого и вся Америка – это страна с высоким уровнем жизни.
Исследования ФОМа свидетельствуют о том, что отношение россиян к США, оценка ими российско-американских отношений в значительной мере подвержены колебаниям, воздействию ситуативных факторов. В течение последних шести месяцев, прошедших после окончания активной фазы боевых действий в Ираке, мы наблюдаем устойчивый рост позитивных настроений по отношению к США.
Подобная нестабильность в значительной мере связана со спецификой образа Америки и американца в российском массовом сознании. Образ Америки базируется на двух основных составляющих: с одной стороны, США – это лидер мировой экономики, страна, где живут обеспеченные люди; с другой – США – "мировой жандарм", государство, проводящее агрессивную внешнюю политику, стремящееся к господству в мире. Как мы видели выше, эти составляющие обладают постоянным знаком, коррелирующим со знаком ("плюс" или "минус") общего отношения респондента к США. Очевидно, что между базовыми составляющими образа Америки нет имманентного противоречия, даже скорее напротив, они существуют в определенной взаимосвязи. Выскажем предположение, что эти два представления об Америке – "благополучная" и "агрессивная" – сосуществуют в массовом сознании одновременно, а обращение к той или иной составляющей образа происходит каждый раз заново. В каждой следующей ситуации (например, в ситуации опроса) респондент оказывается перед выбором: заимствовать "позитивный аргумент" из социально-экономической сферы или "негативный аргумент" из сферы внешней политики. Именно в существующей амбивалентности образа Америки нам видится одна из причин его подверженности значительным ситуативным колебаниям, неустойчивости отношения к ней россиян.
С одной стороны, можно сказать, что такое положение вещей не препятствует россиянам одобрять тенденцию к сближению двух стран. С другой стороны, оно помешает установлению абсолютного преобладания позитивного отношения к США: с каждым новым доказательством экономического могущества Штатов будут усиливаться опасения по поводу их господства на внешнеполитической арене, а любая неудача Америки на международном уровне будет работать не только на ослабление значения "агрессивной" составляющей ее образа, но и на развенчание "позитивного" мифа о ее всемогуществе, порождаемом экономическим процветанием.
Одной из отличительных черт восприятия США в России является высокий уровень интереса к американским событиям и реалиям вне зависимости от отношения к ним. Особенно ярко это проявилось в оценке россиянами достижений американской культуры. Значительный интерес к информации в этой области и хорошая осведомленность респондентов как бы "маскируются" пренебрежительными отзывами об уровне американской культуры, качестве кинематографа и так далее. Это можно объяснить, по нашему мнению, склонностью россиян к постоянному соотнесению, сопоставлению России и США во всех сферах – от бытовой до внешнеполитической.
Попытки сравнивать Россию и США во всем – от числа олимпийских медалей до количества машин на душу населения – продуцирует в массовом сознании определенные комплексы, провоцирующие негативные эмоции, но в то же время не позволяет возобладать изоляционистской, антизападной стратегии. За стремлением к соотнесению двух стран лежит очевидная потребность в таких сравнениях, а комплекс "державности", сохранившийся в сознании многих россиян, не позволяет им сравнивать себя и свою родину ни с кем иным.
|