Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/art_art/cinem/of051903 К 60-летию Победы: фильмы о Великой Отечественной 19.05.2005 [отчет] Результаты исследования полностью см.:http://bd.fom.ru/map/projects/dominant/dom0520/domt0520_3 Телевизионная составляющая праздничных торжеств, посвященных 60-летию Победы, безусловно понравилась россиянам. Сравнение с данными прошлогоднего опроса показывает: доля респондентов, смотревших в праздники передачи и программы, посвященные войне, выросла примерно на 10 - 11 п.п. Если же говорить о том, какие именно передачи пользовались наибольшей популярностью у зрителей, то первое место устойчиво занимают художественные фильмы (их аудитория увеличилась в сравнении с прошлогодним Днем Победы с 63% до 75%), на второе место вышла трансляция парада (рост с 42% до 67%), на третьем оказались праздничные концерты (рост с 54% до 61%). Итак, материалы опроса показывают, что художественные фильмы о войне вызывают наибольший интерес. Отвечая на открытый вопрос о том, какие фильмы лучше всего о ней рассказывают, респонденты общими усилиями вспомнили более пятидесяти названий кинолент (в основном "старых", снятых в советское время). Лидируют же в своеобразном зрительском рейтинге три картины - ровным счетом те же самые, какие назывались россиянами в прошлом году: "В бой идут одни старики", "Они сражались за Родину", "А зори здесь тихие" (их упомянули соответственно 22%, 20% и 16% опрошенных). Впрочем, фильмы и сериалы о войне, снятые в последние несколько лет, также собирают довольно большую аудиторию: их смотрели 69% респондентов. Чаще других - россияне в возрасте 35 - 50 лет (77%) и граждане с высшим или средним специальным образованием (по 76%). А вот позицию "не смотрел" чаще выбирали люди пожилые (33% - против 23% в целом по выборке) и респонденты с неполным средним образованием (34%). Существование качественных различий между "старыми" и "новыми" фильмами о войне более или менее очевидно россиянам, хотя однозначного мнения насчет того, в чем именно эти различия состоят, нет. Очень подробно данная проблема обсуждалась на групповых дискуссиях, проходивших одновременно с общероссийским опросом. Главное, о чем спорили участники, - мера достоверности и правдивости фильмов. Приведем полярные точки зрения: Обе позиции оказываются довольно распространенными - это показывают данные массового опроса. Ответы респондентов на вопрос о том, более правдиво или менее правдиво рассказывают о войне "новые" картины в сравнении с фильмами советских времен, делятся на примерно равные группы: 24% выбрали первую позицию, 27% - вторую. Еще 19% сказали, что не видят в этом отношении разницы между советскими и современными лентами, и довольно значительная часть респондентов - 31% - затруднились с ответом. Представление об "открытии правды" оказывается сильным стимулом, формирующим как интерес к "новым" фильмам, так и определенные познавательные установки в отношении темы войны. Примерно пятая часть россиян (19%) сказали, что среди телепередач, фильмов, а также книг и публикаций последнего времени были такие, которые изменили или существенно дополнили их представления о войне. Характерно, что 85% из этой группы опрошенных смотрели современные ленты (против 69% по выборке в целом) и 53% считают их безусловно более правдивыми, чем советские фильмы (против 24% среди всех участников опроса). Отвечая на открытый вопрос о том, что же изменилось в их восприятии войны, эти респонденты - в той или иной форме - говорили о более точном, подробном и объективном понимании происходившего: "изменился взгляд на причины войны, безответственность военачальников при подготовке и ведении военных операций"; "меня удивило то, что не считались с человеческими жизнями"; "политика Сталина была не такой, как ее представляли раньше во многих фильмах"; "победить в войне было намного труднее, чем я думала раньше"; "правда о штрафбатах"; "отношение к военнопленным оказалось намного хуже, чем я раньше знала"; "очень много людей загубили зря". Правда, надо отметить, что год назад респондентов, заявивших, что их представления о войне изменились под влиянием телепередач, фильмов, книг или публикаций последнего времени, было примерно в полтора раза больше, чем сейчас, - 27%. Фонд "Общественное мнение". Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса - интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 30 апреля 2005 года. 1500 респондентов. |