Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/art_art/cinem/of052625 Вкусы российского кинозрителя 30.06.2005 [отчет] Российские граждане любят смотреть кино, но предпочитают делать это дома, сидя у экрана телевизора. Более половины опрошенных (57%) смотрят кино по телевизору каждый или почти каждый день, еще почти 20% – 3 – 4 дня в неделю. Частота кинопросмотров почти не зависит от возраста, уровня образования и дохода респондентов. Женщины смотрят кино по телевизору немного чаще мужчин, а жители мегаполисов – несколько чаще жителей других населенных пунктов, но эти различия не слишком принципиальны. Зато в кинотеатр наших граждан заманить довольно сложно: 62% опрошенных заявили, что вообще не смотрят кино в кинотеатрах. Кроме того, для 13% опрошенных кинотеатры недоступны территориально (они заявили, что рядом с местом их жительства кинотеатров нет). То есть посетителями кинозалов – как завсегдатаями, так и редкими гостями – являются лишь четверть россиян старше 18 лет. С каждым годом растет количество россиян, имеющих дома видеомагнитофоны. Если два года назад каждый третий опрошенный заявлял, что у него дома нет видеомагнитофона, то сегодня эта цифра сократилась почти вдвое – 18%. Однако традиция домашнего видеопросмотра распространяется крайне медленно: среди тех россиян, у кого есть видеомагнитофоны, 45% заявили, что не смотрят на них кино. 30% опрошенных смотрят фильмы на видео или DVD хотя бы раз в месяц. Год назад этот показатель составлял 27%. Таким образом, рост не выходит за рамки статистической погрешности. В своих зрительских симпатиях россияне демонстрируют завидное постоянство. Большинство по-прежнему больше всего любит "наше старое кино": 55% опрошенных отдают ему предпочтение перед новыми отечественными фильмами, и только 12% заявили, что российские фильмы последних лет нравятся им больше старых. Еще 30% сказали, что любят в равной степени и те, и другие. Даже среди респондентов 18 – 35 лет доля "фанатов" нашего старого кино выше, чем доля предпочитающих фильмы, снятые в последние годы, – 36% против 22%. Зарубежное кино проигрывает соревнование отечественному "нокаутом". Только 8% опрошенных заявили, что предпочитают иностранные фильмы российским. Еще 25% сказали, что им "все равно", где снят фильм. А подавляющее большинство – 63% респондентов – предпочитают российское кино. Кинопредпочтения российских зрителей нашли яркое подтверждение в ответах на открытые вопросы об их любимых актерах и режиссерах. В тройке любимых актеров – В. Тихонов (7%), Ю. Никулин (6%) и А. Миронов (5%). Из нового поколения конкуренцию этой тройке смог составить лишь С. Безруков (5%). Очевидно, причиной этому стала популярность сериала "Бригада", о чем мы скажем чуть ниже. Среди более 70 актеров и актрис, имена которых упомянули хотя бы 1% опрошенных, иностранцев всего 8, причем более 1% голосов никто из них не набрал (чаще всех называли Брюса Уиллиса). Список наиболее популярных режиссеров еще более показателен. Его возглавили Э. Рязанов (18%) и Н. Михалков (15%), причем примерно каждый четвертый из числа называвших Рязанова одновременно называл и Н. Михалкова. А на третьем месте по популярности идет еще один корифей советского кино Л. Гайдай (7%). Из иностранных мэтров режиссуры у россиян наиболее популярны С. Спилберг и К. Тарантино (по 2%), а также Л. Бессон (1%). Вкупе с популярностью Б. Уиллиса это позволяет предположить, что наиболее запомнившимися иностранными фильмами последних лет оказались "Криминальное чтиво" и "Пятый элемент". Обращает на себя внимание тот факт, что – при том, сколько россияне смотрят кино по телевидению, – каждый третий опрошенный затруднился назвать любимых актеров, и каждый второй – любимых режиссеров. Дело, по всей видимости, в том, что при выборе фильма персоналии интересуют нашего зрителя далеко не в первую очередь. Респондентов попросили ответить на вопрос, чем они руководствуются прежде всего при выборе фильма. Выяснилось, что на фамилии актеров, занятых в фильме, обращают внимание только 13% опрошенных, а на фамилию режиссера – и вовсе лишь 3% респондентов. Гораздо важнее для наших зрителей "жанр фильма" (39%) и его сюжет (22%). Отзывы экспертов, рецензии служат подспорьем при выборе фильма лишь для 3% россиян. Да и в целом информация о кино интересует менее половины респондентов (38%). Показательно, что из всей возможной информации о кино наибольшим спросом пользуется такая: "что будет дальше в последующих сериях"; "дальнейшие события в фильме, так как иногда смотреть некогда" (11% ответов на открытый вопрос). Так что многие наши зрители фильмы не смотрят, а читают. Большинство россиян верят, что российское кино преодолело период упадка и находится на подъеме. Эту позицию разделяют 54% участников опроса, что на 10 п.п. больше, чем год назад. Противоположного мнения придерживаются 25% опрошенных россиян. Четыре пятых респондентов смотрели российское кино последних лет, и среди них доля "оптимистов" несколько выше (60%), тогда как "пессимистов" больше среди тех, кто российские фильмы последних 4 – 5 лет не видел (32%). Список наиболее запомнившихся отечественных фильмов последних лет возглавляет "Турецкий гамбит" (7%), но это единственный представитель художественного кинематографа в пятерке лидеров. За ним следует стройный ряд телесериалов, который возглавляют "Бригада" (6%), "Подари мне жизнь" (5%) и "Бандитский Петербург" (4%). К курьезам можно отнести тот факт, что в первую пятерку популярных российских фильмов последних лет вошли два латиноамериканских сериала – "Кармелита" и "Исцеление любовью" (6% и 5% соответственно). Впрочем, можно усмотреть здесь свидетельство того, насколько зрители сроднились с героями этих сериалов. Петр Бавин Фонд "Общественное мнение". Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса - интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 4 июня 2005 года. 1500 респондентов. |