Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/art_art/d063325




Хищения в Эрмитаже и проблема сохранности музейных ценностей

24.08.2006 [отчет] [ Электронная фокус-группа ]




На этой неделе ЭФГ была посвящена краже экспонатов из Эрмитажа.

№ п/пЭпизодСодержание эпизодаИнтерес, оценкаСогласие, оценкаДоверие, оценкаСредняя оценка
19 (2812)В. Студиникин о нечистоплотности сотрудников некоторых музеев1,572,552,732,29
28 (2811)С. Ямщиков о проблемах с охраной в некоторых государственных музеях1,832,112,622,19
33 (2806)Б. Боярсков о кражах, совершенных хранителями музейных ценностей1,431,831,811,69
45 (2808)Б. Боярсков о проблемах в музейном деле1,421,451,421,43
54 (2807)Р. Нургалиев о расследовании кражи из Эрмитажа1,111,480,891,16
61 (2804)А. Вилков об увеличении числа краж сотрудниками государственных хранилищ0,741,300,640,89
77 (2810)М. Пиотровский о неготовности покинуть свой пост0,430,21-0,150,16
86 (2809)М. Швыдкой о краже экспонатов из Эрмитажа0,410,33-0,270,16
92 (2805)М. Пиотровский о краже экспонатов из Эрмитажа0,080,31-0,340,02

1. Эпизод № 9 (2812) В. Студиникин, коллекционер (НТВ, "Сегодня", 10.08.06, 22:00)

Я думаю, что, конечно, не все будет возвращено, потому что многие люди об этом даже и не знают, потому что нет четкого, в общем-то, описания. Это беда, да, в общем-то, большинства музеев. Ну и плюс – что еще встречаются какие-то нечистоплотные сотрудники, вот. К краже, которая происходила в Эрмитаже, необязательно могла быть причастна только семья Завадских. Вполне возможно там, кто имел доступ, даже в ее присутствии украсть небольшой, незначительный предмет мог это человек практически любой. Я считаю, что если бы это было бы в старое время или это были бы люди какие-то там, ну, порядочные или чести, просто достали бы там из сейфа наградной пистолет – и в кабинете застрелиться. Или повеситься на кашне.

2. Эпизод № 8 (2811) С. Ямщиков, искусствовед-реставратор, академик Российской академии естественных наук (Россия, "Вести", 02.08.06, 20:00)

Псковский музей, Ярославский музей, Костромской музей, Петрозаводский музей, где мне приходится всю жизнь работать, – они-то в каком положении находятся? Вот я был на выставке серебра и золота в Псковской <галерее> – так какая же там охрана по сравнению с Эрмитажем? И понимаете, в чем дело, сейчас три ведомства отвечают за музеи: Министерство культуры, вот это Федеральное агентство по культуре и кинематографии и Росохранкультура. Но, как говорится, у семи нянек дитя без глаза. На охрану, на реставрацию деньги не идут. И поэтому вот это событие для меня – оно страшное, но я каждый момент жду, что что-то произойдет там, и это происходит. Что-то произойдет в одном из городов провинциальных, в другом. Потому что там все, как говорится, на честном слове и на одном крыле.

3. Эпизод № 3 (2806) Б. Боярсков, руководитель Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Россия, "Вести", 01.08.06, 20:00)

Одна из основных проблем, связанных с сохранением культурных ценностей в музеях, вызвана так называемой "латентной преступностью" и теми явлениями, которые мы наблюдаем на протяжении последних, пожалуй, пяти лет: недобросовестным исполнением своих обязанностей, низкой требовательностью к персоналу и нечетким следованием инструкциям, к которым прежде хранители – это элита музейного сообщества – относились особенно трепетно. Меняется время, меняются люди, и, к сожалению, среди музейного сообщества появляются те, кто не прочь запустить свою руку в наши государственные хранилища. Эти факты вскрываются, как правило, по прошествии нескольких лет. Мы это видели не только в Эрмитаже, кстати, мы наблюдали это в Таганрогском художественном музее, где после отъезда хранителя за границу была очень поверхностно принята коллекция, в результате чего через много лет мы обнаружили недостающие произведения, уже на рынке обнаружив их. То же самое было в Астраханском художественном музее в недавнем времени, когда в результате нарушения служебных инструкций выдавались для написания копий подлинники художественных произведений, что привело потом к их замене и направлению на рынок подлинных произведений искусства. То, что произошло в Эрмитаже, для нас не неожиданность.

4. Эпизод № 5 (2808) Б. Боярсков (Россия, "Вести", 01.08.06, 20:00)

Вы знаете, природа самих культурных ценностей такова, что рано или поздно они появятся на рынке. Я убежден в том, что мы их найдем или в России в антикварном мире, или за рубежом. Одна из проблем связана с возросшим интересом покупателей к российскому искусству, к нашему достоянию. И, к сожалению, ответственность музейного персонала не всегда способна противостоять этому натиску рынка. Там есть целая система проблем, которые надо было бы решить, начиная с формирования нормативно-правовой базы и внесения необходимых изменений в закон о музейном деле.

5. Эпизод № 4 (2807) Р. Нургалиев, министр внутренних дел РФ (Россия, "Вести", 02.08.06, 20:00)

Мы оценили эту ситуацию, приняли соответствующее решение, и вчера уже было дано мое распоряжение о направлении сюда двух наиболее подготовленных наших розыскников, которые занимаются проблемами, связанными с хищениями исторических и культурных ценностей. Здесь будет создана совместная оперативно-следственная группа, которая будет непосредственно заниматься расследованием этого уголовного дела. Да, оно действительно сейчас взято на особый контроль у нас, в Департаменте уголовного розыска России.

6. Эпизод № 1 (2804) А Вилков, зам. руководителя Федеральной службы по охране культурного наследия РФ (Первый канал, "Время", 01.08.06, 21:00)

Мы выявили тенденцию, когда количество краж, которые совершаются в государственных хранилищах, сократилось вдвое за последние пять лет. Вдвое! Это кражи, связанные с внешним проникновением. Но в то же время мы обнаружили, что также вдвое увеличилось количество скрытых краж, латентных, которые совершаются сотрудниками государственных хранилищ. Эта проблема выявлена была не только в музеях – в архивах, библиотеках.

7. Эпизод № 7 (2810) М. Пиотровский, директор государственного Эрмитажа (Россия, "Вести", 10.08.06, 20:00)

Что касается моей личной отставки, во-первых, тут недавно читал, что во всех музеях мира, если что-то случается, директора уходят, и если бы в Лувре там случилось, директор бы ушел в отставку. В Лувре случалось, в Лувре случалось не меньше, чем у нас, и директор ни в какую отставку не уходил. Что касается меня – в отставку... после всего того, что я прочитал в газетах, я могу сказать, что от меня не дождетесь.

8. Эпизод № 6 (2809) М. Швыдкой, руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии (НТВ, "Сегодня", 07.08.06, 22:00)

Почему-то есть люди, которые считают необходимым поставить под сомнение достоинство всего музейного сообщества, если в этом сообществе находятся люди, которые, еще не известно кто, правда, но если даже люди, которые могли совершить какой-то криминальный поступок... То, что в Эрмитаже нарушались и инструкции Министерства культуры бывшего, и собственные инструкции, это очевидно. Мы, конечно, наложим все необходимые взыскания руководству Эрмитажа, которые нужно сделать, безусловно.

9. Эпизод № 2 (2805) М. Пиотровский (НТВ, "Сегодня", 01.08.06, 19:00, Первый канал, "Время", 01.08.06, 21:00)

С одной стороны, некий удар в спину, удар в спину Эрмитажу, удар в спину музейному сообществу во время, когда мы пытаемся отстоять свою автономию и свои права в рамках всего, что сейчас происходит. А во-вторых, как некий такой взрыв или вспышку эпидемии, потому что, к сожалению, то, что мы имеем, – это музейная болезнь общества. В доброе старое время мы исходили из того, что музейщик ничего не может сделать во вред музею. Музейщик не может украсть, у него презумпция невиновности. Мы ее часто защищали. Сейчас опыт показывает, что этой презумпции у нас нет. Поэтому мы должны к себе обращаться так же строго, как и ко всем, кто входит в музей.

Комментарий

Обсуждавшаяся тема заинтересовала респондентов. В ходе последовавшей за ЭФГ дискуссии люди отмечали, что чувствуют "личную обиду" за случившееся в Эрмитаже:

"Такое ощущение, что просто залезли ко мне в карман. Это же гордость нашей страны, наша гордость – а они ее растащили по кусочку!"

"Мы привыкли считать, что достояние народа... И где-то как будто и тебя чуть-чуть обворовали".

"Очень интересно – еще бы, это Эрмитаж! Мы все были, ну, по крайней мере, я там был несколько раз, в Эрмитаже, поэтому все, все картины там, там экспонаты – они у многих до сих пор в глазах стоят, в общем-то какой-то патриотизм ведь у нас есть за свое..."

"Мы все переживаем... Немцы у нас, как говорится, много что побили, поворовали... Вот и сейчас – мирное время..."

Тот факт, что сами музейные работники "опустились до уровня грабителей", возмутил респондентов. Они отмечали, что при таких "хранителях" обычным "ворам извне можно расслабиться": "зачем самому светиться", "зачем идти с топором", когда можно спокойно выкупить за бесценок те же ценности непосредственно у хранителей музеев?

"Вообще это, конечно, ужасно, когда разворовывают еще самих себя, вот тем более те, кто там работает".

"Ну, они же хранители! Они дышать этим должны!"

"То есть поэтому уменьшилось число краж со взломом там, потому что нет смысла теперь воровать извне... Конечно, зачем идти с топором, когда можно придти с рублем?!"

Эпизод №2

У этого эпизода с участием М. Пиотровского – самые низкие показатели интереса и доверия, в результате чего он оказался на последнем месте нашего рейтинга. Респонденты скептически отнеслись к словам директора Эрмитажа, что все случившееся – неожиданность и "удар в спину". По их мнению, Пиотровский "лукавил", так как не мог не быть в курсе того, "что происходит у него под носом". По предположению участников дискуссии, размеры краж приобрели такие масштабы, что скрывать их дальше было невозможно, и Пиотровскому пришлось вынести "сор из избы".

"Лукавит, как говорится. Это опять как будто слова такого маленького мальчика, школьника... он все прекрасно понимает. Воровство это было и есть, и я думаю, что там это дело не одной семьи, а там целый у них, как говорится, ряд людей, которые потихоньку воруют. Он прекрасно это знает, что там целая группа людей этим жили и живут, возможно, и до сих пор. Просто это сейчас, видимо, такие размеры это приняло, что просто уже не скроешь, потому что уже вещи, значит, попадают в руки, они просто боятся уже реализовывать эти вещи..."

"Нет, но держится он хорошо, но все равно лукавство есть".

"Это говорил руководитель, который организует их работу. Потому что он знает все это прекрасно. Создается такое ощущение, что все это копилось, копилось, он знал какие-то маленькие пропажи: там пропало, там пропало..."

"Когда нарыв созрел, решили операцию делать. Но зрел он давно. И какой он руководитель, если ничего об этом не знал?!"

Эпизод № 3

Мнения респондентов относительно эпизода с участием Б. Боярскова разделились. У одних вызвала возмущение и подозрение в неискренности та улыбка, с которой Боярсков рассуждал о столь серьезных вещах, как "латентная преступность" и "недобросовестное соблюдение своих обязанностей". Другие же вполне лояльно отнеслись как к самому руководителю Федеральной службы, так и к его мимике, объясняя ее тем, что Боярсков лучше других знает, кто стоит за этими кражами, а также понимает, что дело о кражах в Эрмитаже "постепенно сведут на нет и реальные воры окажутся безнаказанными".

"Улыбается еще. Такие серьезные вещи говорит – и улыбается. Вот я не верю этому человеку. Ну как можно улыбаться?"

"А мне кажется, он нечестный человек".

"Просто он занимается просто уже этим – чему там уже удивляться? Он этого уже насмотрелся".

"Я просто считаю, что он прекрасно знает о ситуации в стране, – это раз. Во-вторых, прекрасно понимая, что какие люди завязаны вот в этом музейном деле – Швыдкой, Пиотровский, – какие они имеют еще побочные и другие дела, и что, в общем-то, о взаимной там поддержке друг друга, и поэтому там ни о каких наказаниях там просто и <речи> быть не может".

"Он просто дает понять, что вот это будет все делаться формально, формально, формально, и <постараются> как можно максимально списать на ту там женщину, которая там, максимально на нее все повесить".

"Почему улыбается? Потому что он знает прекрасно, что никого не посадят. Он знает, что... все друг друга отмоют, и все".

Эпизод №7

Несмотря на то, что по результатам тестирования этот эпизод занял одну из последних строк нашего рейтинга, в ходе дискуссии слова М. Пиотровского вызвали оживление и даже поддержку. Жесткая позиция директора Эрмитажа импонировала респондентам больше, чем если бы он "винился бы перед всем честным народом", а так – "с сильными духом не спорят!"

"Молодец... Не сдает позиции!"

"Мне это понравилось – насмерть стоит".

"Хорошо сказано. По-боевому".

"А мне понравилось, что он сказал: не дождетесь, говорит, от меня, я не уйду".

"Мне не понравилось, но делает он все правильно. Просто он держит позицию, что вот дашь слабинку – значит, будешь виноватый, а я вот такой вот".

"Ну а что? Все правильно! Он недосмотрел, это его упущение административное. Ну, бывает, и на старуху бывает проруха. Он же, Эрмитаж, большой – а он один, он же за всем не уследит. Хорошо он все перевернул, не придерешься".

Эпизод №9

Эпизод с участием В. Студиникина получил самые высокие оценки по шкалам согласие и доверие и оказался на первом месте нашего рейтинга. Участники дискуссии с симпатией отнеслись к герою сюжета. По их мнению, видно, что Студиникин – человек порядочный и профессиональный: только коллекционер "со знанием дела" честно сказал о том, что не верит в вероятность возвращения всех экспонатов из Эрмитажа.

"Да, у него самое яркое выступление".

"Ну, человек знает свое дело, правильно высказался".

"Я хочу сказать, что вот этот мужчина – да, он все прекрасно знает, мне так кажется, что все он знает... Он профессионал".

"Ну чего, нормальный, искренний человек, он честно сказал. Человек реально оценивает ситуацию".

"Мне казалось, что эта речь идет о чести. Раньше, если на человека пала какая-то тень, он мог застрелиться. Сам себя наказывал".