Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/az/0-9/23february/dd030730




23 февраля

20.02.2003 [отчет] [ Опрос населения ]






1.Праздник социальной идентичности и гендерной принадлежности
2.Графики и открытые вопросы
3.Опрос экспертов
4.Приложение.Таблицы

 
1.Праздник социальной идентичности и гендерной принадлежности


Праздники и памятные даты наряду с символикой, наградами, музеями, памятниками, названиями улиц и т.д. относятся к системе напоминаний об историческом и являются неотъемлемой частью мнемонических практик – традиций и способов соотнесения себя (отдельного индивида или общества в целом) с собственным прошлым. Будучи встроенными в систему идеологии, социализации, официальных мероприятий или массовых общественных практик, эти современные маркеры событий прошлого обязательно должны находить корреляты в системе идентичностей индивида и в этом качестве пройти обкатку временем: человек должен иметь ясный ответ, почему важно помнить об этой дате и что такого важного было в связанном с этим праздником событии, что делает его частью современной истории.

Любой праздник или памятная дата имеют особую 'конфигурацию' в общественном восприятии в целом и в том, как они отмечаются отдельными людьми. В самом общем виде систему восприятия определенного знака истории, знака памяти можно представить в нескольких измерениях:
  • содержание знака (более или менее клишированное, стереотипное название, выполняющее функцию конвенционального распознавания);


  • локализация в истории (отнесение знака к определенному событию и историческому периоду в прошлом; это мнемоническое действие может быть проработанным, 'коротким' и простым для человека: как, например, при ответе на вопрос о субъективном значении даты 22 июня, – а может оказаться очень сложным, запутанным и неочевидным, не говоря уже о том, что его вообще может не быть);


  • привлечение исторического контекста события (обращение к более широкому историческому контексту, переход от идентификации события как исторического и его локализации в истории к 'встраиванию' его в предшествующий, последующий или сопутствующий событийный ряд: например, 22 июня соотносится не только с последовавшей войной и победой, но также и с отношениями с Германией накануне войны, ассоциируется с советско-германским пактом о ненападении и. т.д.);


  • личная связь с событием (постулирование и переживание личной соотнесенности с событием, датой или фактом: такая соотнесенность может быть непосредственной или опосредованной – фактами семейной истории (дедушка – фронтовик), включенностью в привычные практики, ассоциированные с днем или событием, например, первомайские демонстрации, и т.д.);


  • оценка события, эмоциональная окрашенность (процессы припоминания, встраивания в исторический контекст в массе своей не являются 'академическими', отстраненными – эмоциональное впечатление может облегчать, затруднять или даже искажать припоминание; 'эмоциональная' интерпретация события находится в тесной связи со следующим – содержательным – измерением мнемонического действия);


  • онтологическое значение события или факта (закреплено ли за фактом какое-либо значение, идея, мысль, делающая его важным и в чем-то уникальным элементом конструкции национальной идеологии и/или мифологии, обладает ли факт или событие характерным ценностным значением, определяющим его роль и место в системе ценностных приоритетов общества).
В контексте изложенного интересно посмотреть на конфигурацию современных мнемонических практик, поскольку произошедшие за последние полтора десятка лет общественные изменения не могли не отразиться на работе 'коллективной памяти'. Появились новые праздники и памятные даты, а существовавшие прежде подверглись реинтерпретации – более или менее фундаментальной. Что именно изменилось в интерпретативных схемах, ассоциированных с теми или иными маркерами истории? Сегодня есть повод обратиться ко дню 23 февраля (О феномене коллективной памяти, о праздниках и памятных датах как об элементах 'института памяти' см.: Климов И. 22 июня: прощание с памятью? // Доминанты. Поле мнений. 2002. №24 (http://www.fom.ru/survey/dominant/438/1080/3577.html); Тот же текст см.: Десять лет социологических наблюдений. М.: ФОМ, 2003. С. 84-90.).

* * *

Примерно две трети опрошенных россиян (63%) воспринимают 23 февраля как особый день, считают его (по определенным причинам) важным и значимым. Противоположного мнения придерживаются 32% респондентов. Закономерно, что первый вариант ответа чаще выбирают мужчины (68% против 58% у женщин) и представители 'старшего' поколения (66% среди тех, кому более 50 лет, против 59% среди 18-35-летних). Также вполне естественно, что о значимости дня 23 февраля чаще говорят те, кто проходил военную службу лично или чьи родственники связаны со службой в армии.

Вопрос: 'Для одних 23 февраля – особый день, важный, значимый. Для других 23 февраля не является особенным, важным, значимым днем. Если говорить о Вас лично, какая позиция Вам ближе – первая или вторая?'



 

Все

Служили в армии...

не служили ни я, ни родственники

я лично

родственники

и я, и родственники

Доли групп (%) 100 9 15 56 18

Первая

63

49

68

59

79

Вторая

32

48

28

36

17

Затр. ответить

5

3

4

5

5



В ответах на открытый вопрос 'Что в первую очередь приходит Вам в голову, когда Вы слышите слова '23 февраля'?' наиболее часто (57% от числа всех опрошенных) содержалось указание на военный праздник. При этом 35% россиян использовали 'старое' название праздника, содержащее указание на армию, вооруженные силы ('День Советской армии и военно-морского флота'; 'День Красной армии'; 'день вооруженных сил'), а 22% опрошенных употребили новую формулу ('день защитников Родины'; 'день защитников Отечества и Родины'; 'день военных, защитников Отечества'). Приблизительно равные доли опрошенных представили в своих ответах еще две интерпретации: 23 февраля – это праздник всех мужчин (18%) и праздничный, нерабочий, выходной день (14%) (В последней категории специальным образом не разводились ответы тех, кто считает день 23 февраля праздником и тех, кто воспринимает его более буднично, в качестве выходного или нерабочего дня. Эта проблема для изучения феноменов коллективной памяти, на наш взгляд, является косвенной и связана более с институционализацией праздника, его онтологией, бытованием.).

Среди ответов наших сограждан о том, почему 23 февраля для них день особый, значимый, лидируют реплики, свидетельствующие о личной соотнесенности с этим днем.

1. Служба в армии, наличие в семье военных (27%):

  • '20 лет носил погоны, поэтому это вторая одежда для меня'; 'я – дочь военного, и сын служил'; 'три года на флоте оттрубил' (открытый вопрос).
2. Память о родственниках, погибших во время Великой Отечественной войны, общение с ветеранами (3%), собственные воспоминания об Афганистане и Чечне или же общение с друзьями, родственниками, воевавшими там (1%). Все это создает ситуацию непосредственного контакта с 'живой' памятью об историческом событии, выступающем еще не в качестве Истории, но жизненного опыта одних, передающих его другим:
  • 'Погибли родственники, это дань защитникам'; 'отец погиб на войне'; 'напоминание о войне'; 'работала в тылу, помогала и все делала для фронта – считаю своим праздником'; 'служба в Афганистане', 'наши сегодняшние мальчики, пострадавшие в Афганистане и Чечне' (открытый вопрос).
  • 'Великая Отечественная война была, уже ветеранов мало осталось, но после этого же еще Афганистан и две чеченские войны. Все равно же ветераны, они есть, мы же встречаем их, разговариваем. Там чернобыльцы фактически военные все. Поэтому я считаю, что праздник должен быть именно какой-то в их честь' (ДФГ, Москва).
3. Семейные события, совпавшие с праздником – дни рождения, юбилеи, свадьбы (2%):
  • 'День рождения мамы'; 'день рождения сына'; 'девушка, годовщина совместной жизни'; 'у меня как раз свадьба была 23 февраля'; 'в этот день я родилась' (открытый вопрос).
4. Включенность в традицию отмечать этот день (5%):
  • 'Привыкли – всегда был праздник'; 'давно празднуем его, воспоминания детства'; 'с детства заложено' (открытый вопрос).
  • 'Каждый год смотр строя и песни, смотр военной песни. Вот сейчас у нас песни военных лет – мы ведем смотр строевой песни. У нас музей вооруженных сил готовит для школы курс лекций 'Сталинградская битва', плюс мы ходили на Поклонную гору, смотрели Панораму' (ДФГ, Москва).
5. Участие в традиционном ритуале 'чествования мужчин' (9%):
  • 'Мужчины рабочего коллектива, их поздравляем'; 'как и у женщин, так и у мужчин должен быть праздник'; 'для мужчин это как 8 марта для женщин, очень любим'; 'дарим подарки мужчинам'; 'у женщин – свой, а у нас – 23 февраля: очень приятно, когда поздравляют'; 'единственный день, когда отдаем дань нашим мужчинам' (открытый вопрос).
Еще одна характеристика восприятия дня 23 февраля – обращение к теме важности армии для страны и сегодняшнего состояния вооруженных сил. Приблизительно 3% респондентов затрагивали эту тему:
  • 'Сильная армия – сильное государство, охраняет и оберегает страну'; 'как сказал Александр II, у России два друга – армия и флот'; 'армию надо переделать'; 'желание в этот день обратиться к проблемам армии' (открытый вопрос).
А 3% респондентов, ответивших, что они не считают 23 февраля важным и праздничным днем, обосновывали такое мнение именно ощущением кризиса армейский системы: это, по их мнению, мешает встречать этот день с безоблачной радостью.
  • 'Армия развалена, все плохо, мощи в армии не стало'; 'пир во время чумы по отношению к армии'; 'у нас армия неправильно построена: меня во сне иногда призывают в армию, как кошмар снится'; 'бедственное положение в армии'; 'армия развалилась, поэтому важным его не считаю' (открытый вопрос).
Во время разговора на фокус-группах эта тема также закономерно становилась предметом обсуждения – после того, как все более значимые пласты темы были проговорены (личная соотнесенность с этим днем, праздник мужчин и праздник военных).
  • 'То, что сейчас сделали, не День Советской Армии, а День защитника Родины, тех, которые гибнут в Чечне, Афганистане. Поэтому это не считается за праздник. Они первый раз ружье взяли, а их туда посылают. Тут я не знаю, какой праздник. Скорбью – да, могу отметить, потому что много наших сыновей погибло, друзей, товарищей' (ДФГ, Новосибирск).
  • 'Это день памяти, что называется, бывшей нашей армии, которая принесла нашей стране массу побед – ту же самую победу в Великой Отечественной войне. А сейчас армия... Все мы знаем, в каком она положении находится. Желание у родителей сегодня одно – уберечь от российской армии. От защиты Отечества. Если уже впрямую с экранов и в печати говорят, что 3000 человек погибает в армии не в 'горячих точках', а от неуставных отношений, то это что? Расстрелять надо всех, кто руководит' (ДФГ, Самара).
  • 'Судьба этого праздника взаимосвязана с тем, что будет происходить с нашей армией. Ну и с тем, что происходит в Чечне, на военных точках, что молодые люди сейчас не стараются в армию идти, стараются как-то освободиться. Как относиться будет к армии правительство, а потом уже и общество. Потому что сейчас в армии, можно сказать, беспредел творится' (ДФГ, Новосибирск).
Исторический контекст, который в настоящее время мобилизуется в связи с 23 февраля, довольно расплывчат: ассоциации с Великой Отечественной войной, с Афганистаном оказываются более 'живыми', нежели воспоминания о 1918 годе и о гражданской войне. На всех фокус-группах возникали более или менее похожие диалоги, свидетельствующие о том, что представления респондентов о 'происхождении' этого праздника более чем туманны.
  • 'Модератор: Скажите, а вы знаете традицию возникновения этого праздника? Когда, откуда он пошел, в связи с чем?
1-я участница: Ой, это что-то такое...

2-й участник: Военно-морского флота что-то.

3-я участница: По-моему, с революции чего-то такое.

1-я участница: Да, это чего-то с гражданской войной.

3-я участница: Да, с гражданской.

4-й участник: В 18-м году.

1-я участница: Это какая-то победа была.

3-я участница: Колчак?

5-й участник: Насколько помню, немцев отогнали от Петербурга что ли.

6-я участница: Это с Германией.

3-я участница: А, 14-й год?

5-й участник: Да, это Первая мировая. 17-й год.

4-й участник: 18-й год.

5-й участник: Или 18-й.

6-я участница: В 17-м – революция, а потом...

1-я участница: Интервенты?

7-я участница: А в интервенции, по-моему, германцев-то и не было.

4-й участник: Какой-то указ все-таки был. Президентский указ.

1-я участница: Да, что этот день назначить.

7-я участница: Хотя там комиссар чего-то, по-моему.

4-й участник: О создании какой-то указ. Красная армия там официально начала называться.

5-й участник: День Красной армии. И долгое время так и называлось.

1-я участница: Нет, но это было приурочено все-таки к какой-то победе. Как говорится, знал, да забыл. Я слышала вот этот момент' (ДФГ, Москва).
  • '1-й участник: Был декрет 23 февраля, стал отмечаться как День Красной армии, а впоследствии – День Советской армии.
2-й участник: Не так. Когда развивались банды разные, наши чекисты, красноармейцы образовали Красную армию. И вот когда в Красной армии полки сделали против белогвардейцев, против деникинцев, родилась Красная армия.

3-й участник: Это связано с какой-то победой. А вот с какой победой, не помню. После того, как был захвачен Зимний в 17-м году, а потом весной 18-го года для того, чтобы удержать власть, поскольку белогвардейцы стали подниматься, было постановление ВЦИК и наркома обороны о создании Красной армии. И вот эти войска небольшие, которые брали Зимний, стали пополняться со всей России, и во всей России стали образовываться отряды Красной армии.

4-й участник: Я точно помню, что 23 февраля - День Советской армии - стал отмечаться после большой победы нашей армии.

2-й участник: На реке Ош, или как она, где была разгромлена белогвардейская армия' (ДФГ, Новосибирск).

Еще одна часть привлекаемого исторического контекста (помимо ассоциаций с Великой Отечественной войной, Афганистаном и Чечней) – события недавней истории, связанные с перестроечной эпохой. И ответы на открытые вопросы, и высказывания участников фокус-групп показывают, что смена эпох – советской и постсоветской - оставила существенный след в восприятии дня 23 февраля. Реинтерпретации, возникшие в этой связи, не всегда артикулируются: здесь влияют общие установки и оценки произошедших в начале 90-х годов перемен, однако люди ощущают содержательное смещение в семантике праздника:
  • 'Конечно. Я думаю, что то время, когда воевали с этой коммунистической идеологией, уже прошло, уже так сказать, на исходе, и мне кажется, уже разрушать больше нечего, надо создавать что-то. А эта традиция, она и есть традиция' (ДФГ, Москва).
  • 'У нас был праздник Советской армии и Военно-воздушных сил. А сейчас так получилось, что больше ничего нет. Вот такой праздник защитников Отечества, которых убивают, и всё. Праздник был, пока танки не вошли в Белый дом. До 1991 года. Это был праздник наш. А когда танки вошли в Белый дом, праздник закончился' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Мне кажется, в связи с перестройкой был какой-то период, когда наши правители занялись своими проблемами, то время, когда воевали с этой коммунистической идеологией, и эти праздники наши, 7 ноября, 1 мая, связанные больше с политическим уклоном, день Конституции, – они вообще как-то растворились. Не такими радостными стали майские, ноябрьские праздники. Даже День победы стал не такой яркий. И тем более – 23 февраля' (ДФГ, Новосибирск).
Среди ответов о причинах, по которым день 23 февраля не является для них значимым, 3% опрошенных указали именно на слом семантики праздника в его 'новой версии':
  • 'Не понимаю его, что отмечают сейчас, раньше было лучше'; 'все эти праздники уже увяли'; 'это все в прошлом, день Советской армии тоже'; 'ушел с СССР и этот праздник' (открытый вопрос).
Итак, день 23 февраля в качестве праздничной даты фигурирует в сознании россиян в следующих ипостасях.

1. День безусловно связывается, во-первых, с армией и, во-вторых, с теми, кто в обыденном сознании номинирован как 'защитники Отечества' – безотносительно к тому, есть для этого 'объективные' основания или нет. Эта связь в значительной мере определяет эмоциональную окраску: гордость, горечь, печаль или раздражение – в зависимости от того, какие из актуальных тем или какие пласты памяти оказываются субъективно более значимыми.

2. Привлечение исторического контекста в связи с 23 февраля довольно затруднено; эта дата не имеет четкой исторической локализации. В первую очередь мобилизуются более 'сильные' ассоциативные связи – Великая Отечественная война, Афганистан, Чечня. Кроме того, имеются (возможно, ситуативные) привязки к историческим событиям современности, которые привносят довольно мощную эмоциональную окраску: перестройка, распад СССР, Чечня – как рефрен темы 'развал армии'.

3. Ярко выраженной ценностной доминанты, ценностного значения день 23 февраля не имеет. Праздник легитимирован в первую очередь как институционально-гендерный (армия & 'настоящий мужчина'), нежели как дата, напоминающая об исторической эпохе или событии. Устойчивое 'гендерное смещение' обозначилось давно, а перестроечное и постперестроечное время дало дополнительные символические и тематические ресурсы этому движению. Сейчас 23 февраля – 'день чествования мужчин' – образует устойчивый тандем со следующим за ним 'женским' праздником 8 марта.

4. Наиболее сильным источником переживаний, впечатлений от этого праздника, источником интерпретаций служит личный опыт, личная соотнесенность с теми или иными событиями, фактами собственной биографии или семейной истории, ассоциированные в сознании людей с 23 февраля. Без сомнения, на первом месте стоит служба в армии, наличие родственников, участвовавших в войне или в боевых действиях. Кроме того, заметное влияние на восприятие праздника оказывает включенность человека в определенные способы его отмечания, ставшие традиционными: поздравления мужчин, праздничный стол, торжественные мероприятия и символические действия наподобие посещения мемориалов и памятных мест.


 
2.Графики и открытые вопросы

ДЛЯ ОДНИХ 23 ФЕВРАЛЯ - ОСОБЫЙ ДЕНЬ, ВАЖНЫЙ, ЗНАЧИМЫЙ. ДЛЯ ДРУГИХ 23 ФЕВРАЛЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСОБЕННЫМ, ВАЖНЫМ, ЗНАЧИМЫМ ДНЕМ. ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О ВАС ЛИЧНО, КАКАЯ ПОЗИЦИЯ ВАМ БЛИЖЕ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ЧТО В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ПРИХОДИТ ВАМ В ГОЛОВУ, КОГДА ВЫ СЛЫШИТЕ СЛОВА '23 ФЕВРАЛЯ'?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Праздник

84

День армии и флота

35

  • 'День Советской армии и военно-морского флота'; 'день Красной армии'; 'вооруженные силы'; 'день ВМФ'; 'день Советской армии и воздушного флота'; 'армия – День Советской армии'; 'армия, флот'.

День защитника Отечества

22

  • 'День защитников страны'; 'день защитников Родины'; 'день военных'; 'день защитников Отечества и Родины'; 'защитники Родины'; 'день военных – защитников Отечества'.

Праздник всех мужчин

18

  • 'Мужской день'; 'мужчина'; 'хороший мужской праздник'; 'праздник всех мужчин'.

Праздничный день, выходной

14

  • 'Праздничный день'; 'выходной теперь'; 'нерабочий день'; 'праздник – не надо идти на работу'; 'большой, красивый праздник'; 'государственный праздник'; 'праздник почетный'; 'праздник, и выходной ещё сделали'.

Атрибуты праздника

4

Праздничное застолье, поздравления, подарки

4

  • 'Подарки надо готовить'; 'поздравляли своих мужей, готовили подарки'; 'готовить подарки, поздравлять мужчин'; 'что-то хочется сделать приятное мужчинам'; 'подарок от жены'.

Государственная символика и атрибутика

1

  • 'Демонстрации, возложение венков к памятникам'; 'парад'.

Великая Отечественная война, ветераны

3

  • 'Ветераны'; 'вспоминаю погибших на фронте'; 'мурашки по коже – обидно до слез за дедов, за отцов, погибших в Великую Отечественную'; 'фронт, война'; 'наши доблестные солдаты, те, кто воевал в Великую Отечественную'.

Обычный день, не праздник

2

  • 'Обычный день'; 'не считаю праздником'.

Семейные события

2

  • 'День рождения невестки'; 'день рождения мамы'; 'день рождения сына'; 'день моего ангела'; 'день рождения отца'.

Служба в армии

2

  • 'Служба в армии – я только отслужил'; 'моя служба в армии, мои сослуживцы'; 'службу вспоминаю'; 'армейская служба'.

Чечня, Афганистан

1

  • 'Наши сегодняшние мальчики, пострадавшие в Афганистане и Чечне'; 'переживание за солдат в Чечне'; 'Афганистан'.

Положение дел в армии

1

  • 'Армию надо переделать'; 'об ужасе в армии'; 'желание в этот день обратиться к проблемам армии'.

Другое

1

  • 'Ну вот опять'; 'свобода'; 'очень грустно становится'; 'только хорошее'; 'жалко, не стало наших праздников'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

5

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ДЛЯ ВАС 23 ФЕВРАЛЯ – ОСОБЫЙ ДЕНЬ, ВАЖНЫЙ, ЗНАЧИМЫЙ?



Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Служба в армии

27

Служили в армии, воевали

16

  • '20 лет носил погоны, поэтому это вторая одежда для меня'; 'раньше служил в армии офицером'; 'причастен к армии'; 'я всю жизнь в армии прослужил'; 'два года в армии'; 'ветеран Великой Отечественной войны, кадровый офицер'; 'я тоже служил Отечеству, защищал – время было'; 'потому что защищал Родину, служил'; 'я военнообязанная'.

Родные, друзья – военные

12

  • 'У меня в семье много воинов'; 'я – дочь военного, и сын служил'; 'отец был военный, и братья, и сама на оборону работала'; 'всю жизнь прожила с мужем-офицером'; 'семейный праздник – отец офицер, сын'; 'муж и сыновья служат в армии'; 'воевали родители'; 'старший сын – военный летчик'; 'у меня три сына и муж – все служили в армии, старший сын – офицер'; 'мой дед воевал, брат служил, муж служил в армии'; 'мой папа – бывший отставник, ветеран войны'; 'мои родственники – военные люди'.

Праздник

20

Праздник всех мужчин

9

  • 'Чествование мужчин'; 'мужчины рабочего коллектива – их поздравляем'; 'как и у женщин, так и у мужчин должен быть праздник'; 'для мужчин это как 8 марта для женщин – очень любим'; 'дарим подарки мужчинам'; 'мужской же праздник'; 'у женщин свой, а у нас 23 февраля – очень приятно, когда поздравляют'; 'единственный день, когда отдаем дань нашим мужчинам'; 'считаю этот день мужским праздником'; 'в моей семье есть мужчины, а это мужской праздник'.

День защитника Отечества

6

  • 'День Российской армии'; 'посвященный военным'; 'праздник державной армии'; 'у многих профессий есть свой праздник, а у армии должен быть тем более'; 'День защитника Отечества'; 'день наших защитников, солдат'; 'праздник Советской армии'; 'это праздник всех, кто служил'.

Праздничный день, выходной

5

  • 'Праздник – это и есть праздник'; 'отмечать буду'; 'коллективно празднуем на работе'; 'отдыхаем'; 'подарки, выходной'; 'государственный праздник'; 'большой праздник'; 'дополнительный выходной'; 'прикольный праздник – нравятся поздравления'.

Привычка, традиция

5

  • 'Традиционный праздник'; 'всю жизнь его празднуем'; 'привык каждый отмечать'; 'привыкли – всегда был праздник'; 'давно празднуем его – воспоминания детства'; 'с детства заложено'; 'традиции семьи, страны'.

Уважение к армии и военнослужащим

4

Армия – наша защита

3

  • 'Армия для страны имеет большое значение'; 'армия есть армия, куда без нее?'; 'сильная армия – сильное государство: охраняет и оберегает страну'; 'защита нашей страны'; 'необходимо иметь собственную армию'; 'как сказал Александр II, у России два друга – армия и флот'; 'есть защита Отечества'; 'защита Родины'; 'ассоциация с защитой внешних и внутренних рубежей Отечества'.

Патриотические чувства, уважение к военным

1

  • 'Уважаю военных'; 'я испытываю большое уважение к нашей армии'; 'люди в погонах у меня пользуются уважением'; 'этот день способствует патриотическому воспитанию подрастающего поколения'; 'в плане воспитания патриотизма'; 'уважаю защитников'.

Память

3

День памяти о погибших

2

  • 'Потому что мой отец на фронте погиб, и дети нашей армии гибнут ни за что во всех регионах'; 'у меня на войне погибли братья'; 'в память о тех, кого потеряли'; 'воевали наши деды – это память о них'; 'погибли родственники – дань защитникам'; 'родные погибли во время войны'; 'отец погиб на войне'; 'мой отец погиб в Великую Отечественную'.

День памяти о войне

1

  • 'Росли в войну'; 'спасли мир от фашизма наши солдаты'; 'так как советская армия освободила Родину от немецких захватчиков'; 'с войной как-то все связано'; 'память о войне'; 'напоминание о войне'; 'работала в тылу, помогала и все делала для фронта – считаю своим праздником'.

День создания Советской армии

1

  • 'Создание Красной армии, боевой армии'; 'была создана армия'; 'праздник создания армии утвержден Лениным 23 февраля'; 'наша армия основалась в 1918 году'; 'день образования Российской армии'; 'значительный день – была создана сильнейшая в мире армия'.

Событие в семье

1

  • 'День рождения племянника'; 'связано с семейной жизнью'; 'знакомство с дорогим для меня человеком'; 'именины матери'; 'у меня как раз свадьба была 23 февраля'; 'в этот день я родилась'.

Другое

1

  • 'Пир во время чумы по отношению к армии'; 'денег приходится много тратить на подарки'; 'проблемы в армии остаются – все легендарное ушло в историю'; 'раньше в этот день мы работали – обычный день'; 'дурацкий вопрос '.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

41

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ДЛЯ ВАС 23 ФЕВРАЛЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСОБЕННЫМ, ВАЖНЫМ, ЗНАЧИМЫМ ДНЕМ?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Это праздник только для военных

6

  • 'В семье военных нет'; 'не связана с армией, а это праздник военных'; 'не нюхал пороха'; 'в армии муж не был'; 'не было в роду тех, что служили в армии постоянно'; 'в семье не было военных, участников Великой Отечественной, и никто не служил из моих близких'; 'муж не служил'; 'в боях не участвовала'; 'в армии не служила'; 'в моей семье никто не служил в армии'.

Обычный день

5

Обыкновенный, незначимый день

4

  • 'Ничего не значит – обычный день'; 'обыкновенный день, только на работу не надо идти'; 'ничего особенного'; 'не задумывалась, за праздник я не считаю его'; 'не видно праздника – все обычно'; 'день как день'; 'незаметный'; 'не праздную никогда'.

Рабочий день

2

  • 'Обыкновенный день – всегда был рабочим'; 'он всегда был рабочим днем, а не выходным, как 8 марта'; 'обычный рабочий день, на праздник мало похожий'; 'всегда был рабочим днем для всех и для меня'; 'не красный день, не выходной, а обычный'.

Тяжелые условия жизни – не до праздников

3

  • 'Без денег – какой это праздник?'; 'жизнь тяжелая – не до праздников'; 'много проблем, нехватка денег – нет возможности отпраздновать'; 'на наши деньги праздника не устроишь'; 'какие сейчас могут быть праздники, по такой жизни?'; 'у нас праздник, когда есть деньги'; 'живем одним днем – не до праздника'; 'нет денег на праздники – на еду не хватает'; 'нет радости, нет просвета в этой жизни'.

В армии очень много проблем

3

  • 'Армии нет как таковой сейчас – беспредел'; 'армия РФ в упадке'; 'армию разорили – просто обидно...'; 'у нас армия неправильно построена, меня во сне иногда призывают в армию – как кошмар снится'; 'из-за обстановки, которая сейчас царит в армии'; 'много поменялось в армии в худшую сторону'; 'бедственное положение в армии'; 'не тот авторитет в армии, неуставные отношения'; 'армия у нас не внушает доверия'; 'армия развалилась, поэтому важным его не считаю'; 'день 23 февраля никак не является триумфом, а скорее, наоборот, позором'; 'армия стала не та: молодежь боится армии'.

Личные причины

3

  • 'При жизни мужа был праздник, а теперь мужа нет – и нет праздника'; 'умер дед, и праздновать стало не с кем'; 'отец умер в этот день'; 'нет мужа – некого поздравить'; 'нет бывших друзей'; 'по религиозным понятиям'; 'нет мужчин в семье'; 'муж погиб на войне – радости нет'.

Это устаревший, искусственный праздник

3

  • 'Не понимаю его – что отмечают сейчас? Раньше было лучше'; 'искусственный праздник'; 'он сейчас не актуален'; 'придуманный, советский праздник'; 'все эти праздники уже увяли'; 'это все в прошлом, День Советской армии – тоже'; 'идут годы, и этот праздник не такой важный, хотя и ордена, и медали имею, уже старая стала'; 'прошли те времена'; 'эти праздники отходят'; 'ушел с СССР и праздник'.

Это праздник для мужчин

1

  • '8 марта – это праздник, а 23 февраля – праздник мужской, не для меня'; 'праздник мужчин, и все'; 'превратили его в мужской день'; 'я не мужчина, а это мужской праздник'; 'день мужиков'.

Есть более значимые праздники

1

  • 'Это не Новый год'; '8 марта важнее'; 'для меня важнее 28 мая – день погранвойск'; 'есть более любимые праздники'; 'праздную только Новый год'.

Безразличие

1

  • 'Для меня никакой роли не играет'; 'для меня он что есть, что нет'; 'мне безразличен'; 'а что тут значимого? Я не вижу'; 'для меня ничего особенного не происходит'.

Другое

1

  • 'Очередная пьянка'; 'потому что по-другому обозначили праздник'; 'по декрету советской власти надо бы отмечать 14 января, но по призыву Троцкого стали отмечать 23 февраля'; 'у нас, чеченцев, это траур'; 'в Библии этого праздника нет'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

75

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 15-16 февраля 2003 г. 1500 респондентов.


 
3.Опрос экспертов

ВОПРОС: ДЛЯ ОДНИХ 23 ФЕВРАЛЯ – ДЕНЬ ОСОБЫЙ, ВАЖНЫЙ, ЗНАЧИМЫЙ. ДЛЯ ДРУГИХ 23 ФЕВРАЛЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСОБЕННЫМ, ВАЖНЫМ, ЗНАЧИМЫМ ДНЕМ. ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О ВАС ЛИЧНО, КАКАЯ ПОЗИЦИЯ ВАМ БЛИЖЕ – ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?

Телефонные интервью с представителями региональных властных, интеллектуальных и медиаэлит 11-13 февраля 2003 г. 130 экспертов.


 
4.Приложение.Таблицы

ДЛЯ ОДНИХ 23 ФЕВРАЛЯ - ОСОБЫЙ ДЕНЬ, ВАЖНЫЙ, ЗНАЧИМЫЙ. ДЛЯ ДРУГИХ 23 ФЕВРАЛЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСОБЕННЫМ, ВАЖНЫМ, ЗНАЧИМЫМ ДНЕМ. ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О ВАС ЛИЧНО, КАКАЯ ПОЗИЦИЯ ВАМ БЛИЖЕ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1700 руб. более 1700 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1004515282940465431293920313613253431121837272611132361651004753332938
первая 6367656466606858596366626065656065656862626459656768676146575856535760
вторая 3229293229352737343430343331333429323131352939292826313440413942434039
затрудняюсь ответить557455557354842663183726563514232421


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 15-16 февраля 2003. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.