Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/az/СЂ/election_2003/dd034825




Избирательная кампания: партии

04.12.2003 [отчет] [ Опрос населения ]






1.Выборы 2003: чище, но скушнее
2.Графики и открытые вопросы
3.Электронная фокус-группа
4.Опрос экспертов
5.Приложение.Таблицы

1.Выборы 2003: чище, но скушнее


На финише избирательной кампании 2003 года по выборам в Думу респондентам было предложено сравнить эту кампанию с кампанией 1999 года. Подавляющее большинство опрошенных – 70% – не заметили принципиальных различий между двумя кампаниями или, если им это удалось, – затруднились оценить изменения как положительные или отрицательные. Этот результат выглядит вполне естественным, поскольку почти половина респондентов (47%), по их утверждению, не следила за ходом предвыборной кампании (в частности, более 40% опрошенных не смотрели телевизионные дебаты кандидатов в депутаты Госдумы). Отсутствие интереса к предвыборным баталиям характерно, прежде всего, для молодежи: в этой группе за ходом кампании не следили 57% опрошенных.

Почти три четверти респондентов, все-таки увидевших в нынешней кампании заметные отличия от предыдущей (23% от всей выборки) пришли к выводу, что перемены заслуживают позитивной оценки.

Вопрос: 'Как Вам кажется, нынешняя избирательная кампания отличается или не отличается от избирательной кампании 1999 года? И если отличается, то в лучшую или в худшую сторону?'

Все

За прохождением избирательной кампании...

слежу

не слежу

Доли групп 100 51 47

Не отличается

38

36

41

В лучшую сторону

23

33

12

В худшую сторону

7

9

4

Затр. ответить

32

22

43



Среди тех, кто следил за предвыборной кампанией, каждый третий полагает, что она прошла лучше, чем четыре года назад, но при этом относительное большинство в этой группе (36%) никаких различий не обнаружило.

Какие же отличия нынешней кампании от предыдущей были отмечены респондентами?

Чаще всего упоминалось более активное ведение партиями и кандидатами агитационной работы, увеличение объема получаемой избирателями информации:

'Больше рекламы, агитаторы ходят по квартирам'; 'более активная избирательная кампания'; 'больше информации'; 'информация стала более доступной'; 'больше информации в прессе и на телевидении'; 'сейчас больше информации о кандидатах'; 'больше освещают программы кандидатов'; 'больше информации о каждой партии сейчас'
(10% ответов на открытый вопрос).

Подавляющее большинство опрошенных, отметивших увеличение объема предвыборной информации, воспринимают это положительно: только каждый десятый из них считает, что в целом избирательная кампания прошла хуже, чем четыре года назад.

В ходе обсуждения этой темы на дискуссионных фокус-группах многие участники дискуссии также отмечали увеличение объема информации и позитивные изменения ее содержательных характеристик.

Часть респондентов полагает, что в ходе этой кампании ее участники в меньшей степени использовали так называемые 'грязные технологии' и кампания прошла более честно и открыто, чем предыдущая:
  • 'В 1999 году было много грязного'; 'менее скандальная, нет НТВ, нет Доренко'; 'меньше грубого пиара'; 'чисто внешне – более чистая компания, меньше грязи' (2% ответов на открытый вопрос).


  • 'Более справедлива пока'; 'немного честнее' (1% ответов).
Впрочем, противоположной точки зрения придерживается примерно такая же доля опрошенных:
  • 'Больше травли, грязи, необоснованные обвинения, грязный пиар'; 'наглость кандидатов, обман, клевещут друг на друга'; 'претенденты выдвигаются за счет денег – у кого больше' (2% ответов на открытый вопрос).
При этом высказывания участников опроса, содержащие отрицательные оценки избирательной кампании, более конкретны, чем высказывания 'позитивные': критически настроенные респонденты стремятся более четко обозначить 'болевые точки' нынешней кампании:
  • 'Партия власти купила все и даже не тратит время на рекламу, зная, что они пройдут'; 'идет очень сильная антикоммунистическая пропаганда'; 'все предрешено – назначена партия, демократичных выборов нет';
Характерно в этой связи и следующее высказывание участницы московской фокус-группы:
  • 'А что касается нечестности, то, конечно, во-первых... первое, по-моему, и основное – то, что «Единая Россия» отказалась от дебатов. Так ли, сяк ли бы они выглядели, но они отказались – это раз. И, по-моему, это основное, это всех должно, прежде всего, насторожить, а потом уже дальше'. (ДФГ, Москва).
Представление об уменьшении количества 'грязи' в ходе этой предвыборной кампании по сравнению с предыдущей разделяет и большинство участников дискуссий на фокус-группах:
  • 'Модератор: А еще что вы помните из прошлой кампании?
Участница ДФГ: Во-первых, она была грязнее, конечно.

Модератор: А что было грязнее, ну, какая была грязь?

Участница ДФГ: Там всякие Доренки (ДФГ, Москва).

Однако оценивается этот факт по-разному, и оценка определяется наложением двух не просто различных, но и, как выясняется, 'конфликтующих' между собой критериев: 'чистоты' и 'интересности' кампании:
  • 'Модератор: Какая интереснее предвыборная кампания – нынешняя или предыдущая?
1-й участник: Лучше было бы, если бы сейчас Доренко был бы.

Модератор: Если бы сейчас был бы Доренко?

1-й участник: Да.

2-й участник: Да.

Модератор: А кто согласен с Сережей?

3-я участница: Ой, нет.

2-й участник: Я согласен. (ДФГ, Москва).
  • 'Модератор: Интереснее? А почему?
Участница ДФГ: Там больше фактов. Сейчас они договорились не шуметь, а тихо рассказывать, как они красивой сделают нашу жизнь. А там компромат друг на друга, мы многое узнали. Я уж не помню, конечно, ничего. Но ведь это же интересно' (ДФГ, Самара).

Примечательно, что, оценивая информацию, озвучивавшуюся Доренко в ходе прошлой предвыборной кампании, как 'грязную', респонденты тем не менее испытывают к ней доверие:
  • '1-й участник: Потому что я хотя бы узнал действительно, что такой господин, как Лужков, имеет то-то, то-то.
2-я участница: А вы уверены, что он говорил правду?

3-й участник: Правду.

1-й участник: Я уверен, что он говорил правду.

3-й участник: Ему не было смысла врать' (ДФГ, Москва).

Большинство участников дискуссионных фокус-групп сходится во мнении, что эта кампания оказалась менее интересной, чем предыдущая, и ключевым для многих респондентов в этом контексте оказалось слово 'вялая':
  • 'Я считаю, что кампания предвыборная, она самая вялая... Все как-то не так, как было раньше. И освещения очень мало, и в прессе. И по телевизору происходят дебаты – они только между собой ссорятся' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Я считаю, что эта компания проходит как-то скучновато. Ну, это они сами между собой, они же вот этот закон о выборах, они же сами хотели между собой договориться не обливать друг друга грязью. Критики нету, и избиратели прогадывают от этого. Они договорились, и настоящей критики нет, выборы проходят вяло и бесцветно. Вот возьмите другую страну, там с разоблачениями у них очень напряженно. Так что эти выборы – вялые' (ДФГ, Самара).
С другой стороны, нынешняя, относительно спокойная предвыборная кампания определяется как 'цивилизованная' и противопоставляется предыдущим – 'первобытным':
  • 'Может, первые выборы были попервобытней, а сейчас более человеческие условия, профессиональней' (ДФГ, Самара).


  • 'Да, и эта предвыборная кампания народу становится неинтересна, мне кажется, как уже в более цивилизованных странах' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Я, кажется, уже говорил об этом, что сейчас более цивилизованная кампания идет, не та, меньше критикуют. И вот, люблю я про компартию поговорить, – больше ей уделяют эфирного времени' (ДФГ, Самара).
Кроме того, отсутствие интриги, громких скандалов вокруг избирательной кампании для многих респондентов служит фактором успокаивающим, помогающим определиться с выбором:
  • 'Раньше было тревожно, а сейчас спокойно. Голосовать-то надо, а уже боишься. Вдруг голос будет решающим?' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Мне эти выборы более приемлемы, мне лучше разобраться, вот я сама выберу. А вот это: кричат, шумят – я могу вообще закрыть, как говорится, дверь и уйти. И тогда лучше ни за кого, лучше против всех' (ДФГ, Самара). (Дискуссии в фокус-группах позволяют обнаружить тут гендерные различия: если мужчинам недостает в этой кампании напряжения и интриги, то женщины в большей степени довольны отсутствием 'грязи', возможностью спокойного выбора.)
Как видно из сказанного выше, часть респондентов усматривает причину 'вялости' кампании в 'пакте о ненападении', заключенном партиями перед началом предвыборной кампании.

Однако достаточно широко распространена и другая точка зрения – кампания оказалась не очень интересной по причине предсказуемости ее исхода:
  • 'Я прошлой кампании не помню. Но 'Единая Россия', 'Наш дом – Россия' интерес вызывали, конечно, в прошлый раз больший. Сейчас уже не так. Лужков, Грызлов – это как-то уже неинтересно. Пройдут они, конечно, и голосов много наберут. Но они партия власти. Не знаю, у меня никакого интереса к ним' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Я еще хочу сказать, что прошлая кампания и нынешняя, – прошлая, она была интереснее и живее, потому что там еще ничего не было решено, <а> здесь все понятно' (ДФГ, Москва).
Если в приведенных выше репликах чувствуется раздражение по поводу отсутствия интриги в предвыборной борьбе, то для других респондентов, наоборот, такая ситуация представляется нормальной, поскольку, с их точки зрения, доминирование партии власти обеспечивает стабильность в стране:
  • 'Надо узнать, какая партия у власти, за ту и голосовать. 'Единая Россия' сейчас у власти? За нее и голосовать надо уже. Хуже уже не станет, и всё. Чтобы не было разногласий с правительством' (ДФГ, Новосибирск).
Еще одно отличие нынешней предвыборной кампании от предыдущей состоит, по мнению респондентов, в том, что она гораздо меньше волнует, затрагивает избирателей:
  • 'Мне кажется, отличается, потому что люди сейчас не очень интересуются выборами. Предыдущие выборы, четыре года назад, – все-таки было какое-то, люди между собой разговаривали, за кого голосовать. А сейчас все заняты, нет разговоров. И особо обыватели не в курсе. Я думаю, вот этим отличается' (ДФГ, Новосибирск).
Характерно, что те участники московской фокус-группы, которые сожалели об отсутствии интриги в предвыборной кампании, собираются голосовать за 'Единую Россию' (партию, участие которой в выборах как раз и способствовало ослаблению интриги), а участник самарской дискуссии, огорченный заключением 'пакта о ненападении', – за 'Яблоко' (партию, которая никогда активно не участвовала в войне компроматов). Все это позволяет сделать вывод, что в той мере, в какой избирательная кампания воспринимается как зрелище, шоу (а не как борьба идей и платформ), она сегодня не оправдывает ожиданий избирателей.


2.Графики и открытые вопросы
СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫ СЛЕДИТЕ ИЛИ НЕ СЛЕДИТЕ ЗА ТЕМ, КАК ПРОХОДИТ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ?
СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ КАКОЙ ПАРТИИ ВАМ БОЛЬШЕ ВСЕГО ПОНРАВИЛАСЬ / НЕ ПОНРАВИЛАСЬ? (Карточка, один ответ.)
КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, НЫНЕШНЯЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ ОТЛИЧАЕТСЯ ИЛИ НЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ 1999 ГОДА? И ЕСЛИ ОТЛИЧАЕТСЯ, ТО В ЛУЧШУЮ ИЛИ В ХУДШУЮ СТОРОНУ?

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: В ЧЕМ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, СОСТОИТ ОСНОВНОЕ ОТЛИЧИЕ НЫНЕШНЕЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ ОТ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ 1999 ГОДА?




(в % от числа опрошенных по России)

Более активная избирательная кампания, больше информации

10

Более активная агитация и избирательная кампания в целом

4

  • 'Более оживленная агитация в этой кампании'; 'больше активности'; 'больше рекламы, агитаторы ходят по квартирам'; 'более активная избирательная кампания'; 'больше предвыборной рекламы'; 'больше пропаганды'.

Лучше освещение избирательной кампании в СМИ, больше информации в целом

3

  • 'Больше информации'; 'информация стала более доступной'; 'больше информации в прессе и на телевидении'; 'хорошее освещение в СМИ'; 'больше по телевидению показывают'; 'сегодня мы получаем больше информации'; 'по информации стала лучше избирательная кампания'.

Больше информации о кандидатах и партиях

2

  • 'Партии больше рассказывают о себе'; 'больше освещают по телевизору программы партий'; 'сейчас больше информации о кандидатах'; 'больше освещают программы кандидатов'; 'больше информации о каждой партии сейчас'; 'стало больше информации по партиям'; 'раньше вообще ничего не знали, а сейчас хоть знаем что-то о кампаниях'.

Много дебатов, выступлений, встреч с избирателями

2

  • 'Появились теледебаты'; 'в дебатах'; 'более устремлено проводят дебаты'; 'больше живого общения с избирателями'; 'стало больше выступлений для народа'; 'стали больше говорить с народом'; 'больше встреч с населением'; 'больше стали выступать'; 'увеличилось число дебатов по телевидению, они более интересны'.

Более честная, правдивая, открытая избирательная кампания

5

Меньше черного пиара

2

  • 'Черного пиара стало поменьше'; 'обливали грязью друг друга больше, передряг было больше, оскорблений друг друга было больше'; 'в 1999 году было много грязного'; 'менее скандальная, нет НТВ, нет Доренко'; 'меньше грубого пиара'; 'чисто внешнее более чистая компания, меньше грязи'; 'меньше компромата друг на друга'; 'меньше грязи выплескивается в прессе, на телевидении, меньше скандалов и разоблачений'; 'меньше чернухи'.

Менее навязчивая агитация

1

  • 'Агитаторы ведут себя не так навязчиво'; 'меньше давления на избирателей'; 'не так надоедают'; 'сейчас меньше пропагандистский напор'; 'меньше надоедают нам'; 'макулатуры меньше налеплено на дверях'; 'не так давят на мозги, как было'; 'ненавязчиво, корректнее'.

Более честная, справедливая избирательная кампания

1

  • 'Говорят больше правды'; 'больше справедливости'; 'все по справедливости, борьба в лучшую сторону'; 'почестнее маленько'; 'более честная, надеемся на это'; 'более справедлива пока'; 'немного честнее'; 'эти более честные'; 'больше равных возможностей у партий'.

Более открытая, демократичная избирательная кампания

1

  • 'Более открытая'; 'более открытая, чем прежде'; 'больше гласности'; 'больше демократии'; 'большая открытость избирательной компании'; 'демократичности больше'; 'больше стали открытыми'; 'больше опыта в обращение с народом'.

Отрицательные оценки предвыборной кампании

5

Нечестная предвыборная борьба, много агрессивности, черный пиар

2

  • '«Партия власти» купила все и даже не тратит время на рекламу, зная, что они пройдут. Зачем тогда выборы, трата денег, весь этот маскарад?!'; 'много двойных стандартов'; 'идет очень сильная антикоммунистическая пропаганда'; 'все предрешено - назначена партия, демократичных выборов нет'; 'больше травли, грязи, необоснованные обвинения, грязный пиар'; 'наглостью кандидатов, обманом, клевещут друг на друга'; 'претенденты выдвигаются за счет денег - у кого больше'; 'возвышают одну партию - «Единая Россия»'.

Пустые обещания, обман

1

  • 'Одни разговоры'; 'слишком много все обещают'; 'так же обещают поднять уровень жизни, а экономика не растет'; 'больше вранья, много обещают, а программы у всех одинаковые'; 'слишком много слов, не подкрепленных делом, то есть много обещают и мало делают'; 'обманом народа'.

Слишком много партий

1

  • 'Партий больше стало...'; 'слишком много партий'; 'много партий...'.

Нет ничего нового, нет достойных кандидатов

<1

  • 'Нет веры никому'; 'раньше было больше доверия к партиям'; 'наглость кандидатов'; 'поведение кандидатов не нравится'; 'игроки те же, и одно и то же все'; 'скучная, все говорят одно и то же - неинтересно слушать'; 'все приелось, ничего нового нет'.

Другие отрицательные суждения

1

  • 'Много печатной информации, мусор из-за этого в подъезде'; 'хуже освещают, скучно'; 'раньше было больше встреч, отчетов перед людьми'; 'замучила реклама на телевидении'; 'мало гласности о самих кандидатах в депутаты'; 'сельская глубинка забыта всеми'; 'люди не хотят идти - полная апатия, в селе считают, что все равно ничего не изменится'; 'мало занимаются агитацией'; 'слишком навязывают свое мнение'; 'кроме «Единой России» никого не видно'; 'не все партии участвуют в теледебатах'; 'много рекламы, которая раздражает'; 'нет достаточной информации'; 'заорганизованность этой кампании в худшем смысле этого слова, слишком много рекламы'.

Лучше организация избирательной кампании, больше цивилизованности в ее проведении

4

Более организованная, профессиональная избирательная кампания, больше порядка

2

  • 'Больше порядка'; 'уровень избирательного комитета выше'; 'строже порядок, более подготовлен'; 'более грамотнее проводится предвыборная кампания'; 'подошли к избирательной кампании с учетом ошибок прошлого'; 'лучше организовано'; 'более профессионально'.

Более спокойная, скромная избирательная кампания

1

  • 'Спокойнее по сравнению с предыдущей'; 'нынешняя кампания более спокойная'; 'стала поскромнее'; 'эта кампания скромней'; 'адреналина меньше'; 'отношение представителей партий друг к другу более спокойное'; 'есть подвижки, не такая агрессивная'; 'все идет спокойно, что касается выборов'.

Более цивилизованная, культурная избирательная кампания

1

  • 'Нынешняя компания более интеллигентная'; 'проходит на более высоком уровне'; 'проходит на более цивилизованном уровне'; 'стала интеллигентней'; 'более культурная, цивилизованная кампания'; 'сейчас более культурная организация'.

Партии и кандидаты больше проявляют себя

3

Программы партий стали более четкими

2

  • 'Понятно, чего они хотят сделать'; 'программы партий стали более конкретными'; 'более убедительны программы, предлагают что-то конкретное'; 'много обещают пенсии и зарплаты'; 'в четкости, конкретности в информации населения по программам партий'; 'более насыщенная, более все понятно, что хотят сделать партии, все лучше разъясняют'; 'больше обещают выполнить'.

Партии окрепли, больше партий, достойных кандидатов

2

  • 'Партии более уверенные'; 'они все, партии, стали сильнее'; 'в том, что появились истинно русские люди-патриоты'; 'депутаты лучше'; 'больше молодых, знающих людей, есть надежда, что они могут изменить что-то в нашей жизни'; 'больше новых людей, больше альтернатив'; 'депутаты научились выражать свои мысли'; 'больше выбор партий, нет деления на наших, и на врагов'.

Жизнь стала улучшаться

1

  • 'Как Путин стал работать, нам пенсию прибавляют'; 'город чище'; 'по дороге вижу, ГАИ приструнили, взяток меньше стало'; 'депутаты работают лучше'; 'больше внимания и заботы о пенсионерах'; 'меньше фарса, больше дела'; 'хоть внешне пытаются улучшить жизнь'.

Нравится в целом

1

  • 'Интереснее'; 'гораздо интереснее'; 'просто лучше'; 'мне нынешняя больше нравится'; 'стали лучше'.

Другое

1

  • 'Народ ходил весело на выборы, а сейчас из-под палки'; 'каждая партия останется с небольшими голосами'; 'много требований, мало прав'; 'дебаты проходят спокойно, а это малоинтересно'; 'правильно «Единая Россия» отказалась от дебатов'; 'люди поумнели'; 'каждый решил для себя, за кого голосовать, пустая трата денег...'; 'не оголяют свои платформы'; 'музыка не играет, и кругом одни милиционеры'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

74

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 29-30 ноября 2003 г. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.



ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: В ЧЕМ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, СОСТОИТ ОСНОВНОЕ ОТЛИЧИЕ НЫНЕШНЕЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ ОТ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ 1999 ГОДА?




(в % от числа опрошенных по России)

Более активная избирательная кампания, больше информации

10

Более активная агитация и избирательная кампания в целом

4

  • 'Более оживленная агитация в этой кампании'; 'больше активности'; 'больше рекламы, агитаторы ходят по квартирам'; 'более активная избирательная кампания'; 'больше предвыборной рекламы'; 'больше пропаганды'.

Лучше освещение избирательной кампании в СМИ, больше информации в целом

3

  • 'Больше информации'; 'информация стала более доступной'; 'больше информации в прессе и на телевидении'; 'хорошее освещение в СМИ'; 'больше по телевидению показывают'; 'сегодня мы получаем больше информации'; 'по информации стала лучше избирательная кампания'.

Больше информации о кандидатах и партиях

2

  • 'Партии больше рассказывают о себе'; 'больше освещают по телевизору программы партий'; 'сейчас больше информации о кандидатах'; 'больше освещают программы кандидатов'; 'больше информации о каждой партии сейчас'; 'стало больше информации по партиям'; 'раньше вообще ничего не знали, а сейчас хоть знаем что-то о кампаниях'.

Много дебатов, выступлений, встреч с избирателями

2

  • 'Появились теледебаты'; 'в дебатах'; 'более устремлено проводят дебаты'; 'больше живого общения с избирателями'; 'стало больше выступлений для народа'; 'стали больше говорить с народом'; 'больше встреч с населением'; 'больше стали выступать'; 'увеличилось число дебатов по телевидению, они более интересны'.

Более честная, правдивая, открытая избирательная кампания

5

Меньше черного пиара

2

  • 'Черного пиара стало поменьше'; 'обливали грязью друг друга больше, передряг было больше, оскорблений друг друга было больше'; 'в 1999 году было много грязного'; 'менее скандальная, нет НТВ, нет Доренко'; 'меньше грубого пиара'; 'чисто внешнее более чистая компания, меньше грязи'; 'меньше компромата друг на друга'; 'меньше грязи выплескивается в прессе, на телевидении, меньше скандалов и разоблачений'; 'меньше чернухи'.

Менее навязчивая агитация

1

  • 'Агитаторы ведут себя не так навязчиво'; 'меньше давления на избирателей'; 'не так надоедают'; 'сейчас меньше пропагандистский напор'; 'меньше надоедают нам'; 'макулатуры меньше налеплено на дверях'; 'не так давят на мозги, как было'; 'ненавязчиво, корректнее'.

Более честная, справедливая избирательная кампания

1

  • 'Говорят больше правды'; 'больше справедливости'; 'все по справедливости, борьба в лучшую сторону'; 'почестнее маленько'; 'более честная, надеемся на это'; 'более справедлива пока'; 'немного честнее'; 'эти более честные'; 'больше равных возможностей у партий'.

Более открытая, демократичная избирательная кампания

1

  • 'Более открытая'; 'более открытая, чем прежде'; 'больше гласности'; 'больше демократии'; 'большая открытость избирательной компании'; 'демократичности больше'; 'больше стали открытыми'; 'больше опыта в обращение с народом'.

Отрицательные оценки предвыборной кампании

5

Нечестная предвыборная борьба, много агрессивности, черный пиар

2

  • '«Партия власти» купила все и даже не тратит время на рекламу, зная, что они пройдут. Зачем тогда выборы, трата денег, весь этот маскарад?!'; 'много двойных стандартов'; 'идет очень сильная антикоммунистическая пропаганда'; 'все предрешено - назначена партия, демократичных выборов нет'; 'больше травли, грязи, необоснованные обвинения, грязный пиар'; 'наглостью кандидатов, обманом, клевещут друг на друга'; 'претенденты выдвигаются за счет денег - у кого больше'; 'возвышают одну партию - «Единая Россия»'.

Пустые обещания, обман

1

  • 'Одни разговоры'; 'слишком много все обещают'; 'так же обещают поднять уровень жизни, а экономика не растет'; 'больше вранья, много обещают, а программы у всех одинаковые'; 'слишком много слов, не подкрепленных делом, то есть много обещают и мало делают'; 'обманом народа'.

Слишком много партий

1

  • 'Партий больше стало...'; 'слишком много партий'; 'много партий...'.

Нет ничего нового, нет достойных кандидатов

<1

  • 'Нет веры никому'; 'раньше было больше доверия к партиям'; 'наглость кандидатов'; 'поведение кандидатов не нравится'; 'игроки те же, и одно и то же все'; 'скучная, все говорят одно и то же - неинтересно слушать'; 'все приелось, ничего нового нет'.

Другие отрицательные суждения

1

  • 'Много печатной информации, мусор из-за этого в подъезде'; 'хуже освещают, скучно'; 'раньше было больше встреч, отчетов перед людьми'; 'замучила реклама на телевидении'; 'мало гласности о самих кандидатах в депутаты'; 'сельская глубинка забыта всеми'; 'люди не хотят идти - полная апатия, в селе считают, что все равно ничего не изменится'; 'мало занимаются агитацией'; 'слишком навязывают свое мнение'; 'кроме «Единой России» никого не видно'; 'не все партии участвуют в теледебатах'; 'много рекламы, которая раздражает'; 'нет достаточной информации'; 'заорганизованность этой кампании в худшем смысле этого слова, слишком много рекламы'.

Лучше организация избирательной кампании, больше цивилизованности в ее проведении

4

Более организованная, профессиональная избирательная кампания, больше порядка

2

  • 'Больше порядка'; 'уровень избирательного комитета выше'; 'строже порядок, более подготовлен'; 'более грамотнее проводится предвыборная кампания'; 'подошли к избирательной кампании с учетом ошибок прошлого'; 'лучше организовано'; 'более профессионально'.

Более спокойная, скромная избирательная кампания

1

  • 'Спокойнее по сравнению с предыдущей'; 'нынешняя кампания более спокойная'; 'стала поскромнее'; 'эта кампания скромней'; 'адреналина меньше'; 'отношение представителей партий друг к другу более спокойное'; 'есть подвижки, не такая агрессивная'; 'все идет спокойно, что касается выборов'.

Более цивилизованная, культурная избирательная кампания

1

  • 'Нынешняя компания более интеллигентная'; 'проходит на более высоком уровне'; 'проходит на более цивилизованном уровне'; 'стала интеллигентней'; 'более культурная, цивилизованная кампания'; 'сейчас более культурная организация'.

Партии и кандидаты больше проявляют себя

3

Программы партий стали более четкими

2

  • 'Понятно, чего они хотят сделать'; 'программы партий стали более конкретными'; 'более убедительны программы, предлагают что-то конкретное'; 'много обещают пенсии и зарплаты'; 'в четкости, конкретности в информации населения по программам партий'; 'более насыщенная, более все понятно, что хотят сделать партии, все лучше разъясняют'; 'больше обещают выполнить'.

Партии окрепли, больше партий, достойных кандидатов

2

  • 'Партии более уверенные'; 'они все, партии, стали сильнее'; 'в том, что появились истинно русские люди-патриоты'; 'депутаты лучше'; 'больше молодых, знающих людей, есть надежда, что они могут изменить что-то в нашей жизни'; 'больше новых людей, больше альтернатив'; 'депутаты научились выражать свои мысли'; 'больше выбор партий, нет деления на наших, и на врагов'.

Жизнь стала улучшаться

1

  • 'Как Путин стал работать, нам пенсию прибавляют'; 'город чище'; 'по дороге вижу, ГАИ приструнили, взяток меньше стало'; 'депутаты работают лучше'; 'больше внимания и заботы о пенсионерах'; 'меньше фарса, больше дела'; 'хоть внешне пытаются улучшить жизнь'.

Нравится в целом

1

  • 'Интереснее'; 'гораздо интереснее'; 'просто лучше'; 'мне нынешняя больше нравится'; 'стали лучше'.

Другое

1

  • 'Народ ходил весело на выборы, а сейчас из-под палки'; 'каждая партия останется с небольшими голосами'; 'много требований, мало прав'; 'дебаты проходят спокойно, а это малоинтересно'; 'правильно «Единая Россия» отказалась от дебатов'; 'люди поумнели'; 'каждый решил для себя, за кого голосовать, пустая трата денег...'; 'не оголяют свои платформы'; 'музыка не играет, и кругом одни милиционеры'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

74

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 29-30 ноября 2003 г. 1500 респондентов. Дополнительные еженедельные репрезентативные опросы населения г. Москвы (объем выборки - 1200 респондентов, 100 из которых входят и в общероссийскую выборку).


3.Электронная фокус-группа

Эпизод

Содержание эпизода

Важность, оценка / сила колебаний

Согласие, оценка / сила колебаний

Доверие, оценка / сила колебаний

Средняя оценка

6 (1726)

М. Лапшин (Аграрная партия России)

0,12/слн

1,55/слн

1,10/слн

0,9

1 (1721)

Н. Леонов (избирательный блок 'Родина')

0,66/срд

1,24/слн

0,80/слн

0,9

2 (1722)

Г. Явлинский (партия 'Яблоко')

0,71/слн

1,47/слн

0,19/слн

0,8

4 (1724)

В. Пономаренко (Российская партия пенсионеров)

-0,82/слн

0,09/слн

-1,60/слн

-0,8

3 (1723)

Г. Зюганов (КПРФ)

-1,09/слн

-0,39/слн

-1,55/слн

-1,0

5 (1725)

А. Чубайс (СПС)

-2,10/срд

-0,26/слн

-1,99/слн

-1,5

7 (1727)

В. Жириновский (ЛДПР)

-2,31/слн

-1,13/слн

-1,58/слн

-1,7



Эпизод № 1 (1721). ОРТ, Теледебаты 'Выборы-2003', 21.11.03, 18:20. Н. Леонов (представитель избирательного блока 'Родина'):
Дорогие соотечественники! Та борьба с преступностью, которая ведется сегодня, в ее нынешних формах неэффективна и не даст результатов. Не надо ждать. Действует старый крыловский закон: что сходит с рук ворам, за то воришек бьют. Поэтому чтобы прекратить вот это срывание верхних лепестков, искоренить корни преступности, надо перепахать почву, создать нормальное, социально справедливое государство. Если вы хотите положить конец черному периоду чубайсятины в России – с ее наглостью, с ее пренебрежением законами, с ее житьем 'по понятиям', – голосуйте за наш блок 'Родина'. Ищите нас в списке избирательном под номером 16. Спасибо.

Эпизод № 2 (1722). ОРТ, Теледебаты 'Выборы-2003', 18.11.03, 18:20. НТВ, 'Свобода слова', 21.11.03, 19:35. Г. Явлинский (председатель Российской демократической партии 'Яблоко'):
Нужна ли России сильная рука? России нужна сильная голова. России нужна политическая воля. России нужен лидер, который имеет терпение, силу ждать, принимать решения – решения об открытом обществе, о борьбе с коррупцией, о борьбе с криминальной приватизацией. России нужны люди, которые готовы объединиться против репрессий, против сталинизма. Которые могут создать страну, которая будет основана на демократии, на свободе, на справедливости, на уважении друг к другу. Мы, партия 'Яблоко', призываем к объединению и объединяем всех честных демократов, всех тех, кто готов бороться за будущее России. За силу – уважают, а за насилие – ненавидят. Наша главная задача, и для этого надо идти в Думу – чтобы сделать сильное государство демократическое, которое служит гражданам.

Эпизод № 3 (1723). РТР, Теледебаты 'Выборы-2003', 17.11.03, 19:00. Г. Зюганов (лидер КПРФ):
Товарищи, мои соотечественники, наш номер в списке – 23-й. Он последний, но для многих из вас это и последняя надежда. На выборах соревнуются две партии: партия власти и ее разновидности – и мы, народный блок КПРФ. Если вам нравится, что происходит в державе, если вы видите, как реально она сегодня развивается, определяйтесь – исходя из того, что вы видите своими глазами. Нравится, как происходит, – голосуйте за Жириновского, за Грызлова, будет еще хуже. Нет – голосуйте на народный блок КПРФ.

Эпизод № 4 (1724). ОРТ, Теледебаты 'Выборы-2003', 19.11.03, 18:20. В. Пономаренко (представитель избирательного блока 'Российская партия пенсионеров и Партия социальной справедливости'):
Уважаемые наши избиратели! Статистика показывает: в богатых странах – очень низкая преступность, в бедных странах, в нищих странах – преступность всегда высокая. Вот поэтому мы идем в Думу для того, чтобы было в нашей стране меньше бедных, а больше богатых. Мы знаем, как это сделать. Мы разработали и внесли законы в Государственную думу. Они находятся там. И если мы туда придем, мы их примем. Кроме того, я хотел бы вам сказать, что мы знаем, как наполнить ваши кошельки. И по другим вопросам, связанным с вашей жизнью. Наша Российская партия пенсионеров и Партия социальной справедливости призывает вас прийти на избирательные участки, найти там номер 3, нашей партии, и отдать свои голоса – за внуков, за детей и за себя. Это будет ваш вклад в нашу совместную работу по исключению бедности.

Эпизод №5 (1725). НТВ, 'Свобода слова', 21.11.03, 19:35. А. Чубайс (сопредседатель СПС):
Гигантское количество проблем, которые все еще стоят перед страной, мы можем и обязаны преодолеть. И если это будет сделано, если это будет сделано в том числе правильным политическим выбором, который произойдет 7 декабря, я глубоко убежден в том, что у России есть абсолютно реальные шансы попасть ровно в ту ситуацию, которая называется 'экономический бум' – реальный рост уровня жизни, создание среднего класса и закрепление лидирующих позиций России в мире.

Эпизод №6 (1726). РТР, Теледебаты 'Выборы-2003', 18.11.03, 19:00. М. Лапшин (председатель Аграрной партии России):
Уважаемые избиратели! Аграрная партия России – это партия защиты крестьян, крестьян коллективных, крестьян-фермеров, владельцев личных подворий. Защита всех тех, кто живет на селе: и сельского врача, и сельского учителя, и сельского ветерана. Это партия защиты и наших горожан, которые трудятся в агропромышленном комплексе, которые работают в науке. Это партия защиты мелиораторов, лесников, наших славных рыбаков. Это партия тех, кто защищает российскую землю, кто считает, что Россию должны кормить собственные крестьяне. Партия тех, кто считает, что село должно быть у нас социально обустроено, потому что село – это источник культуры, языка, религии, нравственности. Защитим село, защитим Россию!

Эпизод №7 (1727). ОРТ, Теледебаты 'Выборы-2003', 17.11.03, 18:20. В. Жириновский (лидер ЛДПР):
Прошу всех избирателей поддержать ЛДПР. Наш номер – 18-й. Опасны новички сегодня – у нас слишком большие проблемы. И не верьте им. Если они 10 лет думали, и только сейчас созрели, чтобы начать, наконец, борьбу за мандаты, это вызывать может только подозрение. У нас было 4 варианта. Левые – все провалилось, кончился Советский Союз, и никакого коммунизма никогда не построим. Реформаторы – все реформы обанкротились. Центристы – если кому-то стало лучше жить при них, можете какие-то симпатии проявить. Но ЛДПР жестко и мощно стоит. Никто нам не поможет: ни Бог, ни Аллах. Это страшно, когда все мы атеисты. Теперь мы все верующие: все православные, все мусульмане, и все буддисты. Все это ложь. Мы все какими были, такими и остались. Поэтому поможет России только мощная армия, силовые структуры, мощный президентский режим, и в парламенте должно быть только две партии. Нам не нужна многопартийность. И поменьше демократии. Поменьше разговоров о гражданском обществе, о правах человека. Национальный вопрос снять, религиозный вопрос снять, и оставить одно – безопасную Россию для всех.

Нужна ли России сильная рука? России нужна сильная голова. России нужна политическая воля. России нужен лидер, который имеет терпение, силу ждать, принимать решения – решения об открытом обществе, о борьбе с коррупцией, о борьбе с криминальной приватизацией. России нужны люди, которые готовы объединиться против репрессий, против сталинизма. Которые могут создать страну, которая будет основана на демократии, на свободе, на справедливости, на уважении друг к другу. Мы, партия 'Яблоко', призываем к объединению и объединяем всех честных демократов, всех тех, кто готов бороться за будущее России. За силу – уважают, а за насилие – ненавидят. Наша главная задача, и для этого надо идти в Думу – чтобы сделать сильное государство демократическое, которое служит гражданам.

Гигантское количество
проблем, которые все еще стоят перед страной, мы можем и обязаны преодолеть. И если это будет сделано, если это будет сделано в том числе правильным политическим выбором, который произойдет 7 декабря, я глубоко убежден в том, что у России есть абсолютно реальные шансы попасть ровно в ту ситуацию, которая называется 'экономический бум' – реальный рост уровня жизни, создание среднего класса и закрепление лидирующих позиций России в мире.

Уважаемые избиратели!
Аграрная партия России – это партия защиты крестьян, крестьян коллективных, крестьян-фермеров, владельцев личных подворий. Защита всех тех, кто живет на селе: и сельского врача, и сельского учителя, и сельского ветерана. Это партия защиты и наших горожан, которые трудятся в агропромышленном комплексе, которые работают в науке. Это партия защиты мелиораторов, лесников, наших славных рыбаков. Это партия тех, кто защищает российскую землю, кто считает, что Россию должны кормить собственные крестьяне. Партия тех, кто считает, что село должно быть у нас социально обустроено, потому что село – это источник культуры, языка, религии, нравственности. Защитим село, защитим Россию!

Прошу всех избирателей поддержать ЛДПР. Наш номер – 18-й. Опасны новички сегодня – у нас слишком большие проблемы. И не верьте им. Если они 10 лет думали, и только сейчас созрели, чтобы начать, наконец, борьбу за мандаты, это вызывать может только подозрение. У нас было 4 варианта. Левые – все провалилось, кончился Советский Союз, и никакого коммунизма никогда не построим. Реформаторы – все реформы обанкротились. Центристы – если кому-то стало лучше жить при них, можете какие-то симпатии проявить. Но ЛДПР жестко и мощно стоит. Никто нам не поможет: ни Бог, ни Аллах. Это страшно, когда все мы атеисты. Теперь мы все верующие: все православные, все мусульмане, и все буддисты. Все это ложь. Мы все какими были, такими и остались. Поэтому поможет России только мощная армия, силовые структуры, мощный президентский режим, и в парламенте должно быть только две партии. Нам не нужна многопартийность. И поменьше демократии. Поменьше разговоров о гражданском обществе, о правах человека. Национальный вопрос снять, религиозный вопрос снять, и оставить одно – безопасную Россию для всех.

Комментарий


На этой неделе так же, как и в прошлый раз, тестировались предвыборные обращения кандидатов в депутаты к своим избирателям. Отметим, что и на этот раз обозначился заметный разрыв между оценками по шкалам согласия и доверия. Респонденты считают, что все слова, которые говорят кандидаты, 'в принципе – правильные, разве с этим можно не согласиться?'. Однако в искренность таких высказываний, особенно перед выборами, люди не верят: 'они же сейчас все скажут – лишь бы мы за них проголосовали'. Следует также отметить, что оценки по критерию важности в нескольких эпизодах были значительно ниже нуля – как правило, в этих случаях средние оценки по шкалам согласия и доверия имели также отрицательные значения. Такие отзывы относятся в первую очередь к выступлениям Г. Зюганова, А. Чубайса и В. Жириновского – вероятно, избиратели давно и хорошо знают этих политиков, слышали от них много разных обещаний, но не видели, чтобы эти обещания исполнялись.

Эпизод № 2 (1722)


Г. Явлинский тоже давно находится на политической арене и очень хорошо знаком избирателям. Следует отметить, что по результатам нашего тестирования он получил положительные оценки по всем шкалам, но абсолютные значения средних оценок не высоки: только по критерию согласие они превышают единицу. Отношение респондентов к Г. Явлинскому – противоречивое: с одной стороны, его считают 'интеллигентным, умным', 'он хороший теоретик все-таки', с другой стороны, избиратели полагают, что этот политик не проявляет себя в деле, его слова не подтверждаются какими-то реальными действиями: 'это одно и то же, слова – в ступе воду толочь'. Респонденты также предсказывали, что в этот раз 'Яблоко' наберет меньше голосов, чем на прошлых выборах. Но у большинства участников дискуссии есть твердая уверенность, что 5%-ный барьер эта партия преодолеет, потому что 'все равно за ним останется вот тот электорат, который есть на протяжении этих десяти лет'.
  • 'Он консолидирует все, сплачивает'.


  • 'Положительные эмоции от его выступления'.


  • 'Солидарна – вот от него какая-то положительная энергия идет'.


  • 'Он может вот придумать идеи какие-то, но он никогда не станет политиком, он всегда пребудет там где-то внизу'.


  • 'Переливать решетом воду – и больше ничего, абсолютно. Не продвинулись нисколько'.


  • 'Я вам скажу по своим знакомым. Значит, если они 5 лет назад голосовали за Явлинского, сейчас они уже категорически его не воспринимают как личность'.


  • 'Я не удивлюсь, если 'Яблоко' в этом году не доползет до 5%-ного барьера. Оно все ниже и ниже скатывается, потому что от Явлинского ничего нового мы не услышали. Это 10 лет – плачущий, стонущий политик. Никаких кардинальных действий он не принимал'.
Эпизод № 5 (1725)


Отношение респондентов к А. Чубайсу сложилось давно и держится довольно устойчиво. Он – 'человек, ограбивший все страну', или 'человек с коробками из-под ксерокса'. Все попытки этого политика как-то реабилитировать себя в глазах избирателей не приводят к положительному результату: его даже слушать отказываются, считая, что 'раз это говорит Чубайс, то веры ему нет'. Тем не менее, в некоторых высказываниях респондентов звучало восхищение: они признавали, что это 'умный', 'активный', 'деятельный политик', но 'его бы энергию – да в мирных целях'. Однако у участников дискуссии есть твердое убеждение, что все, что делает А. Чубайс, идет на пользу олигархам, а не народу. Так считает большинство опрошенных – поэтому ролик с его участием получил отрицательные оценки по всем критериям и занял предпоследнюю строчку в нашем рейтинге.
  • 'Это уже нарицательное лицо'.


  • 'Он говорит совершенно правильные вещи, но, глядя на него, никто его слушать не хочет. Но говорит он правильно'.


  • 'Если бы это говорил не Чубайс, то можно было бы под этим подписаться, а поскольку это говорит Чубайс, то веры ему нет'.


  • 'Напористый он'.


  • 'Он враг сильный и опасный, но без поддержки правительства его бы уже давно съели'.


  • 'Мышление не наше, не российское – западноевропейское'.


  • 'Недоверие: они какую-то часть, 80 или 90% – себе, а 10% – народу, и все'.


  • 'Вы знаете, кого напоминает косвенно, если просто лицо закрыть? Троцкого, который шел по трупам, но к своей цели'.
Эпизод № 6 (1726)

Лидером нашего рейтинга стал эпизод с участием М. Лапшина – председателя Аграрной партии России. В его выступлении респонденты почувствовали много искренности и заботы о простом человеке. Идеи и мысли лидера Аграрной партии кажутся доступными и понятными обычным людям. В высказываниях респондентов по поводу М. Лапшина звучали только положительные интонации: 'мне нравится', 'хорошие вещи, все правильно', 'как-то веришь внутренне', 'вот приятное впечатление оставляет'. Следует отметить, что по критериям доверия и согласия этот эпизод получил самые высокие оценки из всех тестируемых роликов. Очевидно, М. Лапшин сумел убедить в своей искренности большинство аудитории. Чувствуется, что респонденты относятся к этому политику даже с некоторой теплотой. Возможно, это связано с тем, что он поднимает вопросы сельского хозяйства, а наши респонденты считают их очень важными для страны: он берет 'правильную, вот, основу корневую российскую'.
  • 'Он говорит ясно, понятно любому человеку'.


  • 'Он говорит, и он обосновывает это – свою речь'.


  • 'Он хочет, чтобы это народу все принадлежало – опять колхозы, совхозы'.


  • 'Они, понимаете, они правильную, вот, основу корневую российскую... Но уже ушла, ушла Россия от этого, к сожалению, сорвалась с земли, и к этому вернуться – уже нет'.


  • 'Мне нравится это, если эта мечта... если это сбудется, то будет хорошо'.


  • 'Что они хотят этого – это не пустые слова'.


  • 'Мне нравится. Я сам сельский человек, я это знаю, что это такое, я прошел – и колхозы, и совхозы... Любой верит, но как это осуществить, дадут ли ему это – вот в чем дело'.
Эпизод № 7 (1727)


Эпизод с участием В. Жириновского по итогам тестирования занял последнее место, причем, в отличие от других эпизодов, получил очень низкие отрицательные оценки, помимо прочего, и по шкале согласия. Такое отношение к выступлениям В. Жириновского довольно традиционно. Респонденты не воспринимают его всерьез, считают 'шутом', 'клоуном', а кроме того обвиняют в том, что 'он только обещает – и все, больше ничего'. Не понравилась участникам дискуссии и некоторая сумбурность речи этого политика: 'вообще все смешалось в доме Облонских', 'все в кашу'. Однако за ширмой 'показной бравады и эксцентричности' некоторые респонденты рассмотрели и рациональное зерно. Они считают, что в речах В. Жириновского все продумано, все рассчитано на определенного слушателя; лидера ЛДПР, полагают они, направляют 'определенные структуры', под руководством которых он работает. Участникам дискуссии не нравится, что идеи, высказываемые В. Жириновским, направлены на укрепление силовых структур и ограничение демократии: 'силовая структура получается, на силу', 'какая тут уже демократия?'.
  • 'В частности, нормально, в общем, говорит, но только он делает обратно все, понимаете? Он говорит, много обещает, но очень хитрый. И он понял, что ничего изменить пока невозможно, то есть он продолжает линию – лишь бы удержаться у кормушки'.


  • 'К сожалению, его большинство воспринимает как клоуна, а он ведь озвучивает очень такие вещи, к которым надо прислушиваться. Нет, дело в том, что он всегда был рупором определенных структур, а те структуры сохраняют еще, понимаете, такую хватку – еще царской охранки... Он дает вообще очень четкие прогнозы, потому что у него, так сказать, информация, из чего он поет, очень четкая'.


  • 'Понимаете, если не смотреть вот эту игру, которая только привлекает зрителей, а дальше оседает, в принципе там очень продуманная идет нить работы. То есть это не такая простая партия. Не то что там глубина – а там абсолютно глубина!'


  • 'У меня тоже была такая мысль, что это все продуманно очень, то, что он говорит, это все очень-очень кем-то направляется в нужное русло'.


  • 'Он говорит все это, что он сам себе верит, мне кажется, да. Он говорит – сам себя заводит, и куда его выведет его язык – совершенно непонятно. То есть он несет там очень вдохновенно'.


  • 'Оратор он гениальный'.


  • 'У него нет никакой собственно программы. Ну как, его программа – это вот какие-то речи произносить такие эмоциональные, чтобы людей привлечь. При этом что он говорит – совершенно неважно, просто на эмоциональном уровне всех взбудоражить, получить голоса, а потом себе жить припеваючи'.


  • 'Это Гитлер, который проиграл'.


  • 'Шуты всегда нужны были. А шуты – самые умные всегда'.
Электронные фокус-группы в Москве. 44 респондента. 27 ноября 2003 г.


4.Опрос экспертов
ВОПРОС: СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫ СЛЕДИТЕ ИЛИ НЕ СЛЕДИТЕ ЗА ТЕМ, КАК ПРОХОДИТ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ?
ВОПРОС: СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ КАКОЙ ПАРТИИ ВАМ БОЛЬШЕ ВСЕГО ПОНРАВИЛАСЬ? (ЛЮБОЕ ЧИСЛО ОТВЕТОВ.)
ВОПРОС: А ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ КАКОЙ ПАРТИИ ВАМ БОЛЬШЕ ВСЕГО НЕ ПОНРАВИЛАСЬ? (ЛЮБОЕ ЧИСЛО ОТВЕТОВ.)
ВОПРОС: КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, НЫНЕШНЯЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ ОТЛИЧАЕТСЯ ИЛИ НЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ 1999 ГОДА? И ЕСЛИ ОТЛИЧАЕТСЯ, ТО В ЛУЧШУЮ ИЛИ В ХУДШУЮ СТОРОНУ?
Телефонные интервью с представителями региональных властных, интеллектуальных и медиаэлит 25-27 ноября 2003 г. 130 экспертов.


5.Приложение.Таблицы

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫ СЛЕДИТЕ ИЛИ НЕ СЛЕДИТЕ ЗА ТЕМ, КАК ПРОХОДИТ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ?

Опрос по России, 3000 респондентовВсе опрошенные Голосовали бы за... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа
...Единая Россия ...КПРФ ...другую партию ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный
Доли групп (%)10030162348122732394753313732193733112738241217372927915229154
слежу5155626453624857485250405160494853584955534848495454465050385649
не слежу4744373446385041504748574738495045424943445250484444534947574346
затрудняюсь ответить21121022222222222022312222113505



СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ КАКОЙ ПАРТИИ ВАМ БОЛЬШЕ ВСЕГО ПОНРАВИЛАСЬ? (Карточка. Один ответ.)

Опрос по России, 3000 респондентовВсе опрошенные Голосовали бы за... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа
...Единая Россия ...КПРФ ...другую партию ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный
Доли групп (%)10030162348122732394753313732193733112738241217372927915229154
'Политическая партия 'Единая Россия' (Б.Грызлов, С.Шойгу, Ю.Лужков)1643352622018131418162013121718162116161323151515131919141615
'Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ)' (Г.Зюганов, Н.Кондратенко, Н.Харитонов)904822484912982717206588142568137212121280
'ЛДПР' (В.Жириновский, А.Островский, И.Лебедев)835215610771051184511658695681099749106
'Родина' ('Народно-патриотический союз') (С.Глазьев, Д.Рогозин, В.Варенников)543115346454366256725775449531264
'Союз правых сил' (Б.Немцов, И.Хакамада, А.Чубайс)32184154123522233423422333224224
Российская демократическая партия 'Яблоко' (Г.Явлинский, В.Лукин, И.Артемьев)212623322411320235134103341121111
'Аграрная партия России' (М.Лапшин, А.Назарчук, А.Чепа)22143213232124422223203321224032
'Российская партия пенсионеров и Партия социальной справедливости' (В.Кишенин, Г.Зеленчукова, Д.Сенюков)11131111111012111202212110211214
'Партия возрождения России - Российская партия жизни' (Г.Селезнев, С.Миронов, В.Терешкова)10130202111111111011100121021101
'За Русь Святую' (С.Попов, А.Куимов, И.Шаталов)00011010000001110010110100010000
'Народная партия Российской Федерации' (Г.Райков, Г.Трошев, Н.Державин)00010000000000000001000000100000
'Новый курс - Автомобильная Россия' (В.Похмелкин, Б.Федоров, Л.Ольшанский)00000010000000000100100000000100
'Единение' (К.Петров, В.Грибов, Д.Полторацкий)00000000000000000000000000000002
'Объединенная российская партия 'Русь' (В.Бурков, Л.Русанова, В.Медведев)00000000000000000000001000000010
'Истинные патриоты России' (М.Раджабов, К.Токаев, З.Раджабов)00000000000000000100000000010000
Народно-республиканская партия России (Э.Балтин, В.Кушнеренко, В.Павлов)00000000000000000000000000000100
'Великая Россия - Евразийский союз' (П.Бородин, Р.Аушев, Л.Ивашов)00000000000000000000000000000000
'Развитие предпринимательства' (И.Грачев, О.Дмитриева, А.Нечаев)00000000000000000000000000000000
'Российская конституционно-демократическая партия' (В.Волков, И.Алферова, А.Котенев)00000000000000000000000000000000
Российская экологическая партия 'Зеленые' (А.Панфилов, В.Игнатов, В.Евстафьев)00000000000000000000000000000000
'Демократическая партия России' (В.Подопригора, М.Кислюк, Г.Пушко)00000000000000000000000000000000
'Партия СЛОН' (В.Игрунов, Н.Латыпов, А.Шаромов)00000000000000000000000000000000
'Партия мира и единства (ПМЕ)'(С.Умалатова, В.Степанов, Е.Ищенко)00000000000000000000000000000000
затрудняюсь ответить5143343350344947554953574948525152495345526349524748604952545251



А ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ КАКОЙ ПАРТИИ ВАМ БОЛЬШЕ ВСЕГО НЕ ПОНРАВИЛАСЬ? (Карточка. Один ответ.)

Опрос по России, 3000 респондентовВсе опрошенные Голосовали бы за... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа
...Единая Россия ...КПРФ ...другую партию ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный
Доли групп (%)10030162348122732394753313732193733112738241217372927915229154
'ЛДПР' (В.Жириновский, А.Островский, И.Лебедев)131713171416161312111413161010111616131218101910151510111361716
'Союз правых сил' (Б.Немцов, И.Хакамада, А.Чубайс)771796154710963897778896558811366669
'Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ)' (Г.Зюганов, Н.Кондратенко, Н.Харитонов)680117186575675476656768565794579
Российская демократическая партия 'Яблоко' (Г.Явлинский, В.Лукин, И.Артемьев)34043043233332233224444223442423
'Политическая партия 'Единая Россия' (Б.Грызлов, С.Шойгу, Ю.Лужков)20741733222124411513233133321125
'Истинные патриоты России' (М.Раджабов, К.Токаев, З.Раджабов)11231222111211021021100132031200
'За Русь Святую' (С.Попов, А.Куимов, И.Шаталов)10121221011111101311102111130110
'Новый курс - Автомобильная Россия' (В.Похмелкин, Б.Федоров, Л.Ольшанский)10110211111110111010101110021021
'Великая Россия - Евразийский союз' (П.Бородин, Р.Аушев, Л.Ивашов)10210201110001002001212012000010
'Родина' ('Народно-патриотический союз') (С.Глазьев, Д.Рогозин, В.Варенников)11110210001100010201000100001200
'Партия мира и единства (ПМЕ)'(С.Умалатова, В.Степанов, Е.Ищенко)00200301010011100201000100000310
'Единение' (К.Петров, В.Грибов, Д.Полторацкий)00200300100001110001001100011000
'Народная партия Российской Федерации' (Г.Райков, Г.Трошев, Н.Державин)00000000000000000001001000010100
'Аграрная партия России' (М.Лапшин, А.Назарчук, А.Чепа)00010001000000000100000000010000
'Партия СЛОН' (В.Игрунов, Н.Латыпов, А.Шаромов)00010000000100000100000000100010
'Партия возрождения России - Российская партия жизни' (Г.Селезнев, С.Миронов, В.Терешкова)00010010000000000000100000200000
'Объединенная российская партия 'Русь' (В.Бурков, Л.Русанова, В.Медведев)00000010000000000000010000000000
'Развитие предпринимательства' (И.Грачев, О.Дмитриева, А.Нечаев)00010000000000100010000001000000
'Демократическая партия России' (В.Подопригора, М.Кислюк, Г.Пушко)00000000000000000000000000000010
Народно-республиканская партия России (Э.Балтин, В.Кушнеренко, В.Павлов)00000000000000000000000000000000
Российская экологическая партия 'Зеленые' (А.Панфилов, В.Игнатов, В.Евстафьев)00000000000000000000000000000000
'Российская партия пенсионеров и Партия социальной справедливости' (В.Кишенин, Г.Зеленчукова, Д.Сенюков)00000000000000000000000000000000
'Российская конституционно-демократическая партия' (В.Волков, И.Алферова, А.Котенев)00000000000000000000000000000000
затрудняюсь ответить)6261494564465861646163665962666461546560566953685857695869695957



КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, НЫНЕШНЯЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ ОТЛИЧАЕТСЯ ИЛИ НЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ 1999 ГОДА? И ЕСЛИ ОТЛИЧАЕТСЯ, ТО В ЛУЧШУЮ ИЛИ В ХУДШУЮ СТОРОНУ?

Опрос по России, 3000 респондентовВсе опрошенные Голосовали бы за... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа
...Единая Россия ...КПРФ ...другую партию ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный
Доли групп (%)10030162348122732394753313732193733112738241217372927915229154
не отличается3835413733453338423938343941373939354137414438364033404139404141
в лучшую сторону2331262728213026162323202820162027322223262022271826232621132226
в худшую сторону75108510767775697579586856793371146
затрудняюсь ответить3228242933243030353233402731403627233232282935313532343033363327





СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫ СЛЕДИТЕ ИЛИ НЕ СЛЕДИТЕ ЗА ТЕМ, КАК ПРОХОДИТ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ?

Опрос по Москве, 1200 респондентовВсе опрошенные Голосовали бы за... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи
...Единая Россия ...КПРФ ...другую партию ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб.
Доли групп (%)100307344753334314951304030825313531660
слежу585570745577576257655247587063515665346360
не слежу404424264319423841344752402935484334603539
затрудняюсь ответить116114112211221112631



СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ КАКОЙ ПАРТИИ ВАМ БОЛЬШЕ ВСЕГО ПОНРАВИЛАСЬ? (Карточка. Один ответ.)

Опрос по Москве, 1200 респондентовВсе опрошенные Голосовали бы за... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи
...Единая Россия ...КПРФ ...другую партию ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб.
Доли групп (%)100307344753334314951304030825313531660
'Политическая партия 'Единая Россия' (Б.Грызлов, С.Шойгу, Ю.Лужков)143645200191310111614141317171411181714
'Родина' ('Народно-патриотический союз') (С.Глазьев, Д.Рогозин, В.Варенников)926229225816109410149411125811
Российская демократическая партия 'Яблоко' (Г.Явлинский, В.Лукин, И.Артемьев)62014205668436916310187
'ЛДПР' (В.Жириновский, А.Островский, И.Лебедев)423430435637324544334
'Союз правых сил' (Б.Немцов, И.Хакамада, А.Чубайс)410940641357320426025
'Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ)' (Г.Зюганов, Н.Кондратенко, Н.Харитонов)414512293455212910343065
'Аграрная партия России' (М.Лапшин, А.Назарчук, А.Чепа)103110112111035011031
'Новый курс - Автомобильная Россия' (В.Похмелкин, Б.Федоров, Л.Ольшанский)103214201202100111001
'Российская партия пенсионеров и Партия социальной справедливости' (В.Кишенин, Г.Зеленчукова, Д.Сенюков)103214011100121111031
'Партия возрождения России - Российская партия жизни' (Г.Селезнев, С.Миронов, В.Терешкова)010010100001000100001
'Единение' (К.Петров, В.Грибов, Д.Полторацкий)011010001100101010000
'За Русь Святую' (С.Попов, А.Куимов, И.Шаталов)010000001000000100001
Народно-республиканская партия России (Э.Балтин, В.Кушнеренко, В.Павлов)000004010100011001000
'Великая Россия - Евразийский союз' (П.Бородин, Р.Аушев, Л.Ивашов)000000000000001000000
'Развитие предпринимательства' (И.Грачев, О.Дмитриева, А.Нечаев)000000000000000000000
'Объединенная российская партия 'Русь' (В.Бурков, Л.Русанова, В.Медведев)000000000000000000000
Российская экологическая партия 'Зеленые' (А.Панфилов, В.Игнатов, В.Евстафьев)000000000000000000000
'Народная партия Российской Федерации' (Г.Райков, Г.Трошев, Н.Державин)000000000000000000100
'Истинные патриоты России' (М.Раджабов, К.Токаев, З.Раджабов)000000000000000000000
'Демократическая партия России' (В.Подопригора, М.Кислюк, Г.Пушко)000000000000000000000
'Партия СЛОН' (В.Игрунов, Н.Латыпов, А.Шаромов)000000000000000000000
'Партия мира и единства (ПМЕ)'(С.Умалатова, В.Степанов, Е.Ищенко)000000000000000000000
'Российская конституционно-демократическая партия' (В.Волков, И.Алферова, А.Котенев)000000000000000000000
затрудняюсь ответить545332385437535751505859584350575750714950



А ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ КАКОЙ ПАРТИИ ВАМ БОЛЬШЕ ВСЕГО НЕ ПОНРАВИЛАСЬ? (Карточка. Один ответ.)

Опрос по Москве, 1200 респондентовВсе опрошенные Голосовали бы за... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи
...Единая Россия ...КПРФ ...другую партию ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб.
Доли групп (%)100307344753334314951304030825313531660
'ЛДПР' (В.Жириновский, А.Островский, И.Лебедев)141324191321151316161310132012131317171715
'Союз правых сил' (Б.Немцов, И.Хакамада, А.Чубайс)981315923781210876151097104911
'Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ)' (Г.Зюганов, Н.Кондратенко, Н.Харитонов)563570473555464464394
'Политическая партия 'Единая Россия' (Б.Грызлов, С.Шойгу, Ю.Лужков)408618435624432137025
Российская демократическая партия 'Яблоко' (Г.Явлинский, В.Лукин, И.Артемьев)333524433344521353024
'За Русь Святую' (С.Попов, А.Куимов, И.Шаталов)110110201111101002011
'Родина' ('Народно-патриотический союз') (С.Глазьев, Д.Рогозин, В.Варенников)100110110101011101011
'Новый курс - Автомобильная Россия' (В.Похмелкин, Б.Федоров, Л.Ольшанский)110000101101100111400
'Аграрная партия России' (М.Лапшин, А.Назарчук, А.Чепа)110110100011010110011
'Истинные патриоты России' (М.Раджабов, К.Токаев, З.Раджабов)010100010100100101001
'Единение' (К.Петров, В.Грибов, Д.Полторацкий)000100010100010100000
'Демократическая партия России' (В.Подопригора, М.Кислюк, Г.Пушко)000100010000012000010
'Великая Россия - Евразийский союз' (П.Бородин, Р.Аушев, Л.Ивашов)010000000000000000000
'Российская партия пенсионеров и Партия социальной справедливости' (В.Кишенин, Г.Зеленчукова, Д.Сенюков)000000000001000000000
'Партия возрождения России - Российская партия жизни' (Г.Селезнев, С.Миронов, В.Терешкова)000000000000012000010
'Российская конституционно-демократическая партия' (В.Волков, И.Алферова, А.Котенев)000000000000000000400
'Развитие предпринимательства' (И.Грачев, О.Дмитриева, А.Нечаев)000000000000000000000
'Народная партия Российской Федерации' (Г.Райков, Г.Трошев, Н.Державин)000000000000000000000
'Объединенная российская партия 'Русь' (В.Бурков, Л.Русанова, В.Медведев)000000000000000000000
Народно-республиканская партия России (Э.Балтин, В.Кушнеренко, В.Павлов)000000000000000000000
Российская экологическая партия 'Зеленые' (А.Панфилов, В.Игнатов, В.Евстафьев)000000000000000000000
'Партия СЛОН' (В.Игрунов, Н.Латыпов, А.Шаромов)000000000000000000000
'Партия мира и единства (ПМЕ)'(С.Умалатова, В.Степанов, Е.Ищенко)000000000000000000000
затрудняюсь ответить)596346436241586158546463644965636352705656



КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, НЫНЕШНЯЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ ОТЛИЧАЕТСЯ ИЛИ НЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ 1999 ГОДА? И ЕСЛИ ОТЛИЧАЕТСЯ, ТО В ЛУЧШУЮ ИЛИ В ХУДШУЮ СТОРОНУ?

Опрос по Москве, 1200 респондентовВсе опрошенные Голосовали бы за... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи
...Единая Россия ...КПРФ ...другую партию ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб.
Доли групп (%)100307344753334314951304030825313531660
не отличается332640332839253640353228373331343432333235
в лучшую сторону283618343210362720262924283120252633283128
в худшую сторону1052713632111011147811126681721110
затрудняюсь ответить293315213418292730253340242443353218362627