Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/business/ec_fin/mone/of061424 Пользование кредитами 06.04.2006 [отчет] За последние два-три года потребительскими или банковскими кредитами пользовались более трети (39%) россиян; чаще прочих это люди молодого и среднего возраста и лица с доходом более 3000 рублей на человека (примерно по 50%), реже – жители сел (32%), и, что любопытно, москвичи (31%). Почти две трети россиян за последнее время не имели дела с кредитами. Самыми распространенными сегодня являются кредиты на покупку бытовой техники и других товаров, предоставляемые магазинами, – ими пользовались 32% россиян; 9% брали кредиты на неотложные нужды. Другие виды кредитования менее распространены – так, автокредитом пользовались 2% опрошенных, ипотекой, кредитами на образование и на развитие бизнеса – по 1% россиян. Половина респондентов, прибегавших к подобной схеме расчета за товары или услуги за последние год-два (или 19% по выборке в целом), делали это только один раз, чуть меньше половины (17% по выборке) – два-три раза; четыре раза и чаще брали кредит 3% россиян. Три четверти пользовавшихся кредитами (или 29% по выборке в целом) не жалеют об этом, четверть (9% по выборке) – испытывают определенные сожаления. Судя по ответам респондентов на соответствующий открытый вопрос, эти сожаления были вызваны, с одной стороны, тем, что выплата кредита повлекла материальные затруднения ("денег не хватало на текущие нужды"; "денег и так не хватает на жизнь, сложно было выплачивать кредит" – 4%), а с другой – невыгодными условиями кредита: высокими процентными ставками (3%), жесткими требованиями банков и неудобствами при погашении ("далеко ездить платить, в рабочее время"; "звонят из банка в воскресенье утром"; "хотел заплатить раньше срока, но банк не позволил, им это невыгодно" – 1%). Некоторые опрошенные отмечают, что не получили полной и достоверной информации об условиях кредита ("всплывают какие-то скрытые проценты непонятно откуда – получается, что переплачиваешь в два раза" – 1%), жалуются на психологическую нагрузку ("это так мучительно – быть должником" – 1%). Половина тех, кому приходилось брать кредит (или 19% по выборке в целом), сказали, что им было легко его выплачивать (чаще это молодые люди и респонденты с относительно высокими доходами), и почти столько же (18%) – что тяжело (чаще респонденты в возрасте 36-55 лет). Сегодня более половины россиян (54%) допускают для себя возможность приобретения товаров в кредит, причем среди тех, кто уже имел дело с кредитами, таковых 94%, а среди тех, кто не имел, – 29%. Принципиальную возможность взять банковский кредит допускают для себя куда меньше россиян – 39% (среди имевших дело с кредитами – две трети, среди не имевших – пятая часть). Исключают для себя возможность использовать потребительский кредит 42% опрошенных, банковский – 55%. Возможно, то, что россияне относятся к потребительским кредитам с большей приязнью, чем к банковским, связано с широкой рекламой беспроцентных кредитов на покупки и воспоминаниями о рассрочке (весьма распространенной в советские времена), тогда как банковский кредит прочно ассоциируется с "процентами". Почти половина опрошенных (45%) готовы посоветовать своим друзьям и близким воспользоваться кредитом (среди тех, кто сам им когда-либо пользовался, таковых две трети); вдвое меньше респондентов (22%) не посоветовали бы этого делать; 33% затруднились с ответом. Мотивируя свою позицию в ответах на соответствующий открытый вопрос, сторонники такого способа приобретения товаров или услуг чаще всего говорят, что это возможность получить нужную вещь, когда нет другого способа достать деньги или трудно накопить нужную сумму ("единственная возможность что-то купить"; "деньги собирать на крупную покупку трудно" – 23%). Кто-то считает, что кредиты – это выгодно и удобно ("удобная вещь"; "выгодно дорогостоящую вещь покупать в долг, учитывая инфляцию" – 11%). По мнению некоторых, частями крупную сумму отдавать легче (8%). Кроме того, отмечают респонденты, покупка в кредит позволяет сразу воспользоваться нужной вещью (2%), избавляет от необходимости брать деньги в долг (1%), и вообще соответствует мировой практике – "весь мир живет в кредит" (1%). Основной аргумент противников кредитов – что эта форма расплаты за товар или услугу слишком невыгодна ("большие проценты придется выплачивать – это невыгодно"; "это на 20-30% дороже" – 13%). Кому-то кажется неприятной зависимость от кредитора ("попадаешь в зависимость"; "нет желания влазить в долги" – 3%), кто-то опасается, что не сумеет погасить кредит ("а если будет нечем отдавать, что тогда?" – 2%), а кто-то не доверяет системе кредитов как таковой ("обязательно обманут"; "это жульничество" – 1%). Между тем, образ "заемщика", сложившийся сегодня в массовом сознании, нельзя назвать однозначным. Так, 42% россиян убеждены, что товары в кредит приобретают люди расчетливые, 27% – напротив, считают таких людей нерасчетливыми. Нет у наших сограждан и единого представления о том, кто, какие люди пользуются кредитами. По мнению одних (более четверти респондентов), это скорее люди бедные, те, кто не может оплатить покупку единовременно ("зарплаты маленькие, поэтому люди берут товар в рассрочку"; "люди с низкими доходами"; "малоимущие"), а то и вовсе оказавшиеся в безвыходном положении ("нужно быстро решить какую-то проблему, а денег не хватает"; "остронуждающиеся"). Другие полагают, что это, наоборот, скорее люди состоятельные, платежеспособные ("богатые и состоятельные"; "те, у кого есть деньги для выплаты кредита" – 17%). Третьи убеждены, что кредитами пользуются преимущественно люди со средними доходами ("люди со средним достатком"; "средний класс в нашем, российском понимании, но не в европейском" – 16%). Часть респондентов (8%) считают, что кредиты берут люди, имеющие стабильный (неважно, большой или маленький) доход и уверенные в своем будущем ("которые уверенно стоят на ногах и могут прогнозировать свои доходы"; "кредит берут люди, уверенные в завтрашнем дне"). Кто-то убежден, что кредитами сегодня пользуются все категории граждан, большинство ("все категории граждан"; "обыкновенные люди" – 8%), а кто-то выделяет конкретные группы – молодежь (5%), люди среднего возраста (1%), бюджетники, пенсионеры, военные и другие группы (2%). Интересно, что предпринимателей, бизнесменов отмечают только 3% опрошенных. Наконец, часть респондентов дают типичному "заемщику" личностные характеристики – предприимчивый и готовый рисковать (1%), или нерасчетливый (2%), не умеющий откладывать деньги (1%), или даже аферист и мошенник (1%). И, тем не менее, как свидетельствуют данные опроса, россияне воспринимают кредит преимущественно как вариант экономического поведения для людей с низким доходом. Людмила Преснякова Фонд "Общественное мнение". Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса - интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 4 июня 2005 года. 1500 респондентов. |