Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/business/ec_goods/dd062838




Как российский АПК кормит страну?

20.07.2006 [отчет] [ Опрос населения ]




Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 15-16 июля 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.


1. Объем сельскохозяйственного производства и спрос на продовольствие
2. Продовольственные предпочтения россиян: отечественное или импортное
3. Национальный проект 'Сельское хозяйство'
4. Приложение. Таблицы

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 15-16 июля 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

В подавляющем большинстве (84%) россияне предпочитают отечественные продукты питания. Лишь 2% опрошенных заявили, что при одинаковой цене купят скорее импортные продукты. Для каждого десятого страна-производитель не имеет значения. Заметим, что структура массовых предпочтений в отношении российских и импортных продуктов питания принципиальным образом не изменилась с 1999 года, когда был проведен первый опрос на эту тему.

Отечественные продукты, по мнению населения, качественнее, лучше импортных (28% опрошенных говорили об этом, отвечая на открытый вопрос), более натуральные, 'без отравы' (24%), выращены на своей земле (7%) и вызывают больше доверия (16%); они 'вкуснее' (8%), 'свежее' (5%). Часть респондентов (6%) указывали на патриотические мотивы своего потребительского поведения – желание поддержать отечественного производителя: '...в патриотических целях'; 'надо поддержать нашу экономику'; 'живу в России, патриот'.

На продовольственных прилавках сегодня широко представлена продукция самых разных производителей, в силу чего вопрос, каких продуктов питания в магазинах больше – отечественных или импортных – вызвал массовое затруднение: 29% респондентов не смогли на него ответить. Заметим, что жителям села оценить соотношение импортной и отечественной продукции оказалось не менее, если не более, сложно, чем москвичам (31% и 26% соответственно). Преобладающим все же является представление, что отечественных продуктов на прилавках больше – 45% ответов; при этом чаще всего об этом свидетельствуют жители больших городов и мегаполисов (но не Москвы) – 53% и 56% соответственно. По мнению четверти опрошенных (26%), количество импортных продовольственных товаров превосходит количество отечественных (такой ответ чаще всего звучал в Москве – 47%).

На нехватку тех или иных продуктов отечественного производства жалуются 37% респондентов. Чаще всего они обращают внимание на недостаток 'своих' фруктов и овощей (20% и 12% соответственно), мяса и птицы (15%), рыбы и рыбных продуктов (11%). Половина опрошенных заявили, что все виды отечественных продуктов представлены в местных магазинах в достаточном количестве. Это мнение чаще высказывали жители села (57%), а также люди, которые ориентируются, по-видимому, на довольно ограниченный рацион питания, – располагающие доходом до 2000 руб. на члена семьи в месяц (60%) и имеющие низкий (ниже среднего) уровень образования (58%). Заметная доля опрошенных (13%) затруднились назвать отечественные продукты, которых недостаточно в магазинах их города или села – хотя и не сказали определенно, что таких продуктов достаточно.

Трудно сказать, из чего исходили респонденты, давая обобщенные 'экспертные' оценки состояния сельского хозяйства России, – из собственного потребительского опыта или из внешней, медийной информации, однако более половины опрошенных (54%) высказали мнение, что отечественное сельское хозяйство производит недостаточно продукции, чтобы обеспечить страну продовольствием (противоположного мнения придерживаются 31% респондентов, затруднились с ответом – 15%). Тем не менее, половина респондентов (51%) уверены, что в случае ограничения импорта продуктов питания дефицита продовольствия в стране не будет; 29% думают, что это произойдет; каждый пятый (21%) затруднился дать какой-либо прогноз.

И. Шмерлина



1. Объем сельскохозяйственного производства и спрос на продовольствие

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 15-16 июля 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, СЕГОДНЯ РОССИЙСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО ПРОИЗВОДИТ ПРОДУКЦИИ ДОСТАТОЧНО ИЛИ НЕДОСТАТОЧНО, ЧТОБЫ ОБЕСПЕЧИТЬ НАСЕЛЕНИЕ СТРАНЫ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ?

ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО ЕСЛИ ОГРАНИЧИТЬ ИМПОРТ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ, ТО В РОССИИ НАЧНЕТСЯ ДЕФИЦИТ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ОГРАНИЧЕНИЕ ИМПОРТА НЕ ПРИВЕДЕТ К ДЕФИЦИТУ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В РОССИИ. КАКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ВАМ БЛИЖЕ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?

ТАМ, ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ, КАКИХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ В МАГАЗИНАХ БОЛЬШЕ - ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИЛИ ИМПОРТНЫХ?

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КАКИХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ ИМЕННО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА НЕДОСТАТОЧНО, НЕ ХВАТАЕТ В МАГАЗИНАХ ТАМ, ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ? (Карточка, любое число ответов.)



2. Продовольственные предпочтения россиян: отечественное или импортное

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 15-16 июля 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

КАКИЕ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ ПРИ ОДИНАКОВОЙ СТОИМОСТИ ВЫ СКОРЕЕ ВСЕГО ПРЕДПОЧТЕТЕ КУПИТЬ - ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИЛИ ИМПОРТНЫЕ? ИЛИ СТРАНА-ПРОИЗВОДИТЕЛЬ ДЛЯ ВАС НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ?

ПОЧЕМУ ВЫ ПРЕДПОЧТЕТЕ КУПИТЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ? (Открытый вопрос*. Задавался заявившим, что они предпочтут купить отечественные продукты, - 84% от всех опрошенных.)



Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 15-16 июля 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ ПРЕДПОЧТЕТЕ КУПИТЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ?

(в % от числа опрошенных)

Выше качество, лучше 28
'Выше качество'; 'они нам не посылают путные продукты'; 'качественные продукты'; 'импортные – некачественные'; 'у нас продукты отвечают нормам ГОСТа'; 'проверено – качественнее'; 'они лучше по качеству'; 'наши – более качественные'; 'больше уверенности в качестве'; 'больше нравятся'; 'наше всегда лучше'; 'лучше, чем все привозные'; 'у нас лучше'; 'они лучше, наши продукты'.
Меньше пищевых добавок, более натуральные, безопасные, полезные 24
'У нас не развита в такой степени, как в других странах, химическая промышленность, есть надежда, что наши продукты натуральней'; 'нас еще генная инженерия не особо касается'; 'меньше обмана в составе'; 'они натуральные, без генной инженерии'; 'они более чистые, без добавок'; 'они более настоящие, считаю, что в них меньше всяких добавок'; 'свои – без отравы'; 'меньше химических добавок и красителей'; 'в них меньше нитратов'; 'добавок нет – химии, натуральное'; 'ниже вероятность получить негативные химические добавки: эмульгаторы, стабилизаторы, красители, консерванты'; 'экологически чистые, без гормонов'.
Вызывают больше доверия, более надежные 16
'Доверия больше к своим продуктам'; 'надежнее, больше доверия'; 'больше доверяю нашим производителям'; 'импортной продукции не доверяю'; 'наши, отечественные, – надежнее, больше доверия'.
Более вкусные, сытные 8
'Импортное все не такое на вкус...'; 'они намного вкуснее'; 'вкус более приятный'; '...по вкусовым качествам лучше отечественные'; 'наше вкуснее'; 'очень вкусно'; '...от импортных будем голодные'; 'более калорийные'.
Выращены на своей земле, более привычны 7
'Надо потреблять то, что нам дает родная земля'; 'климат наш, где производили'; 'ближе оно нам'; 'они выращены на глазах'; 'организм привык к своим продуктам'; 'на нашей земле выращиваем'; 'всю жизнь их кушаем, уже привыкли'.
'Поддержим отечественного производителя' 6
'Поддержим страну'; 'живу в России, патриот'; 'надо поддержать нашу экономику'; 'будем поднимать нашего производителя'; 'я лучше деньги вложу в наше государство, чем в чье-нибудь другое'; 'хочу поддержать своих, российских, производителей'.
Более свежие, не просроченные 5
'Импортные лежат годами в хранилище'; 'больше уверенности, что продукты будут свежими'; 'импортная продукция лежит в заморозке, и ты не знаешь, сколько она там лежит'; 'откуда и сколько везли импортные? Наши свежее'; 'импортные часто бывают просроченные'; 'срок годности импортных неизвестен'; 'свежее, не залежавшееся'; 'наши свежее'.
Более доступные по цене 3
'Дешевле'; 'на другое нет денег'; 'более доступные...'; 'они по карману'; 'доступно по цене'.
Известен производитель, больше информации о продуктах 1
'Больше информации можно узнать о них'; 'знаем, какая фирма производит...'; 'указан производитель, телефон, состав продукции, дата...'; 'о своих продуктах больше знаем'; 'прочитать можно, из чего изготовлено'.
Преобладают в магазинах 1
'Обычно их у нас больше выбор'; 'так как в основном сейчас идут отечественные'; 'почти все в магазинах отечественное'; 'импортных продуктов практически нет'; 'больше отечественного в магазинах'.
Другое 1
'С импортными уже связывались'; 'опыт производства в СССР'; 'лучше технологии'; 'я диабетик'; 'импортное только пробую'; 'в них хоть что-то, да есть'; 'они проще и меньше наворотов'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа 5


3. Национальный проект 'Сельское хозяйство'

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 15-16 июля 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ ВАШЕЙ ОБЛАСТИ (КРАЯ, РЕСПУБЛИКИ) ДЕЛА ОБСТОЯТ ЛУЧШЕ, ХУЖЕ ИЛИ ТАК ЖЕ, КАК И В ДРУГИХ РЕГИОНАХ РОССИИ?

ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О НАЦИОНАЛЬНОМ ПРОЕКТЕ ПО РАЗВИТИЮ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, КОТОРЫЙ НАЧАЛ РЕАЛИЗОВЫВАТЬСЯ В РОССИИ В 2006 ГОДУ?

ВЫ СЛЫШАЛИ ИЛИ НЕ СЛЫШАЛИ ОТ ЛЮДЕЙ, РАБОТАЮЩИХ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ, КАКИЕ-ЛИБО ОТЗЫВЫ О ПЕРЕМЕНАХ, СВЯЗАННЫХ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА? ЕСЛИ ДА, О КАКИХ ПЕРЕМЕНАХ ШЛА РЕЧЬ - О ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ? (Ответы заявивших, что им что-либо известно о нацпроекте. Карточка, один ответ.)

В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ ВЕСТИ РАБОТУ ПО НЕСКОЛЬКИМ НАПРАВЛЕНИЯМ. ОТМЕТЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, НАПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, КОТОРЫЕ ВЫ СЧИТАЕТЕ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫМИ ДЛЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ВАШЕЙ ОБЛАСТИ (КРАЯ, РЕСПУБЛИКИ). (Карточка, не более трех ответов.)



4. Приложение. Таблицы

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 15-16 июля 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, СЕГОДНЯ РОССИЙСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО ПРОИЗВОДИТ ПРОДУКЦИИ ДОСТАТОЧНО ИЛИ НЕДОСТАТОЧНО, ЧТОБЫ ОБЕСПЕЧИТЬ НАСЕЛЕНИЕ СТРАНЫ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 2000 руб.2000 - 3000 руб.более 3000 руб.Москвамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100542913282543485234362916343317233433912183626
достаточно 31 33 30 20 38 27 29 31 30 34 29 28 28 34 30 27 33 30 30 24 30 39 29 29
недостаточно 55 53 57 66 49 55 57 56 53 51 57 56 51 51 57 62 51 54 58 69 55 48 55 53
затрудняюсь ответить 15 14 13 14 12 18 13 13 16 15 14 16 21 15 13 12 16 16 12 6 15 13 16 18

ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО ЕСЛИ ОГРАНИЧИТЬ ИМПОРТ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ, ТО В РОССИИ НАЧНЕТСЯ ДЕФИЦИТ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ОГРАНИЧЕНИЕ ИМПОРТА НЕ ПРИВЕДЕТ К ДЕФИЦИТУ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В РОССИИ. КАКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ВАМ БЛИЖЕ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 2000 руб.2000 - 3000 руб.более 3000 руб.Москвамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100542913282543485234362916343317233433912183626
первая 29 25 31 36 25 28 32 29 28 28 30 28 20 30 30 32 30 24 34 47 28 21 30 25
вторая 51 54 49 47 60 51 46 52 49 52 53 45 44 52 50 54 48 51 51 39 54 68 44 50
затрудняюсь ответить 21 21 20 16 15 21 23 19 22 20 17 27 36 18 20 14 22 25 14 14 19 11 26 25

ТАМ, ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ, КАКИХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ В МАГАЗИНАХ БОЛЬШЕ - ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИЛИ ИМПОРТНЫХ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 2000 руб.2000 - 3000 руб.более 3000 руб.Москвамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100542913282543485234362916343317233433912183626
отечественных 45 47 44 40 50 46 44 46 45 48 48 38 41 47 46 44 54 45 40 27 56 53 41 47
импортных 26 24 29 26 27 26 26 23 28 25 26 26 23 25 26 28 19 25 32 47 25 23 25 21
затрудняюсь ответить 29 29 27 34 24 28 31 31 28 27 26 36 36 28 27 28 27 30 27 26 20 25 34 31

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КАКИХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ ИМЕННО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА НЕДОСТАТОЧНО, НЕ ХВАТАЕТ В МАГАЗИНАХ ТАМ, ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ? (Карточка, любое число ответов.)


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 2000 руб.2000 - 3000 руб.более 3000 руб.Москвамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100542913282543485234362916343317233433912183626
фрукты 20 19 19 26 21 22 19 20 19 21 21 17 11 18 22 27 16 20 24 20 13 28 23 13
мясо и птица 15 14 15 18 14 15 16 14 15 12 17 15 8 14 17 19 9 16 18 22 15 14 15 11
овощи 12 12 11 15 12 14 10 12 11 12 10 13 9 11 12 16 10 9 17 14 10 22 10 7
рыба, рыбные продукты 11 11 9 16 11 13 11 11 11 8 12 14 11 10 11 16 10 12 12 23 12 14 8 9
чай, кофе 8 7 10 6 8 7 8 8 8 8 8 7 5 8 8 10 6 7 10 10 9 10 7 5
мясные продукты (колбаса, сосиски и т.п.) 6 5 6 9 4 7 7 6 6 5 7 6 5 7 6 5 6 7 6 7 5 7 6 7
сыр 4 4 3 8 5 3 3 5 3 3 5 3 2 4 4 5 2 3 6 13 2 5 3 2
соки, вода, безалкогольные напитки 3 3 3 4 5 1 2 3 3 4 3 1 0 4 3 3 3 1 4 8 4 3 2 1
кисломолочные продукты (творог, кефир, сметана, йогурт и т.п.) 3 2 4 2 2 3 3 2 3 2 3 4 3 2 3 5 4 2 3 3 3 1 3 3
конфеты и кондитерские изделия 2 2 3 1 3 2 2 3 2 3 3 2 1 3 3 3 2 2 3 7 3 3 2 1
сливочное масло 2 1 3 5 2 1 3 2 3 1 2 4 1 2 3 4 1 2 4 11 6 1 1 0
спиртные напитки 2 1 3 2 2 2 2 2 2 2 1 2 1 1 2 3 1 1 4 3 4 3 2 1
молоко 1 1 2 1 2 3 1 2 1 0 1 3 1 0 1 5 2 1 2 2 2 1 2 1
сахар 1 1 1 1 1 2 1 2 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 2 3 1 0 2 1
макаронные изделия 1 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 2 2 1 1 1 2 1 1 3 0 1 1 1
крупы 1 1 1 0 1 0 1 1 1 1 1 1 1 0 1 2 1 1 1 3 0 1 1 1
маслосодержащие продукты (маргарин, спред и др.) 1 0 2 0 1 0 1 1 0 0 1 0 0 1 1 0 2 0 0 2 1 0 0 1
яйца 1 0 1 1 0 1 1 1 1 0 1 1 2 0 0 1 1 1 0 1 0 0 0 2
растительное масло 1 0 1 1 1 0 1 0 1 0 1 1 0 1 0 1 0 0 1 1 1 0 0 0
хлеб 0 1 0 1 1 0 0 1 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 3 0 0 0 0
соль 0 0 0 0 0 2 0 1 0 0 0 1 0 0 1 0 1 1 0 0 0 0 1 0
мука 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 1 1 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0
другое 1 1 2 0 3 1 0 2 1 1 2 2 1 1 2 1 1 2 1 2 4 2 1 0
всех отечественных продуктов достаточно, хватает 50 52 51 42 49 53 50 50 51 51 51 49 58 53 50 37 60 50 44 34 52 49 50 57
затрудняюсь ответить 13 12 10 18 9 10 16 12 13 11 12 16 18 13 10 12 9 15 10 13 6 9 14 16


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 15-16 июля 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

КАКИЕ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ ПРИ ОДИНАКОВОЙ СТОИМОСТИ ВЫ СКОРЕЕ ВСЕГО ПРЕДПОЧТЕТЕ КУПИТЬ - ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИЛИ ИМПОРТНЫЕ? ИЛИ СТРАНА-ПРОИЗВОДИТЕЛЬ ДЛЯ ВАС НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 2000 руб.2000 - 3000 руб.более 3000 руб.Москвамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100542913282543485234362916343317233433912183626
отечественные 84 85 83 86 79 86 86 81 86 75 88 89 86 83 84 82 84 86 82 81 78 85 85 86
страна-производитель для меня не имеет значения 10 9 11 8 14 8 8 12 8 18 6 6 8 10 10 11 11 8 11 11 17 10 8 9
импортные 2 2 1 1 2 3 1 2 2 3 2 1 1 2 2 3 2 1 3 4 2 3 2 1
затрудняюсь ответить 4 3 4 4 5 3 5 5 4 5 4 4 5 4 4 4 3 5 4 4 3 3 5 4


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 15-16 июля 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ ВАШЕЙ ОБЛАСТИ (КРАЯ, РЕСПУБЛИКИ) ДЕЛА ОБСТОЯТ ЛУЧШЕ, ХУЖЕ ИЛИ ТАК ЖЕ, КАК И В ДРУГИХ РЕГИОНАХ РОССИИ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 2000 руб.2000 - 3000 руб.более 3000 руб.Москвамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100542913282543485234362916343317233433912183626
лучше 14 16 14 12 21 15 10 16 13 15 14 13 8 13 16 19 15 12 18 24 18 16 12 11
так же, как и в других регионах России 26 27 25 29 31 21 27 27 25 31 25 22 22 32 25 22 23 25 32 14 27 33 28 22
хуже 37 37 36 35 30 42 38 37 37 34 37 39 48 30 40 33 43 42 29 27 31 27 36 50
затрудняюсь ответить 23 20 24 25 18 22 25 20 25 20 24 25 22 26 19 26 19 21 21 35 24 24 23 16

ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О НАЦИОНАЛЬНОМ ПРОЕКТЕ ПО РАЗВИТИЮ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, КОТОРЫЙ НАЧАЛ РЕАЛИЗОВЫВАТЬСЯ В РОССИИ В 2006 ГОДУ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 2000 руб.2000 - 3000 руб.более 3000 руб.Москвамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100542913282543485234362916343317233433912183626
знаю 15 16 17 15 17 15 15 20 12 13 16 17 11 14 16 21 13 15 19 20 10 15 17 15
что-то слышал(-а) 32 33 27 40 30 37 31 31 33 30 35 31 22 31 35 38 35 33 31 33 23 33 32 35
слышу сейчас впервые 48 46 53 41 51 43 50 45 51 53 45 46 60 51 45 36 49 47 44 44 60 47 47 46
затрудняюсь ответить 5 4 3 4 3 6 4 5 4 4 4 6 7 3 4 5 4 5 5 4 6 5 4 4

ВЫ СЛЫШАЛИ ИЛИ НЕ СЛЫШАЛИ ОТ ЛЮДЕЙ, РАБОТАЮЩИХ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ, КАКИЕ-ЛИБО ОТЗЫВЫ О ПЕРЕМЕНАХ, СВЯЗАННЫХ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА? ЕСЛИ ДА, О КАКИХ ПЕРЕМЕНАХ ШЛА РЕЧЬ - О ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ? (Ответы заявивших, что им что-либо известно о нацпроекте. Карточка, один ответ.)


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 2000 руб.2000 - 3000 руб.более 3000 руб.Москвамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100542913282543485234362916343317233433912183626
не слышал(-а) никаких отзывов 33 34 28 44 33 34 34 35 32 31 35 33 24 33 33 43 35 33 35 44 24 36 31 35
слышал(-а) отзывы только о положительных переменах 3 4 2 1 5 3 2 3 3 4 2 3 3 3 3 3 3 3 3 2 2 4 2 3
слышал(-а) отзывы и о положительных, и об отрицательных переменах 4 5 4 0 2 6 4 5 3 4 4 4 2 3 5 6 5 3 4 1 1 4 5 5
слышал(-а) отзывы только об отрицательных переменах 5 3 5 9 5 5 4 5 4 2 8 4 2 3 7 5 3 5 6 4 4 2 7 3
затрудняюсь ответить 3 2 4 2 2 3 3 3 3 3 2 4 2 3 3 1 2 3 2 1 2 0 4 3

В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ ВЕСТИ РАБОТУ ПО НЕСКОЛЬКИМ НАПРАВЛЕНИЯМ. ОТМЕТЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, НАПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, КОТОРЫЕ ВЫ СЧИТАЕТЕ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫМИ ДЛЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ВАШЕЙ ОБЛАСТИ (КРАЯ, РЕСПУБЛИКИ). (Карточка, не более трех ответов.)


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 2000 руб.2000 - 3000 руб.более 3000 руб.Москвамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100542913282543485234362916343317233433912183626
финансовая помощь при строительстве жилья молодым специалистам, работающим в селе 46 51 43 42 52 40 46 46 46 50 49 36 36 48 46 51 42 46 50 54 49 49 42 45
строительство и реконструкция животноводческих ферм 44 50 39 41 45 42 46 46 43 44 42 46 44 45 44 42 48 42 46 42 43 47 40 49
выдача дешевых кредитов для личных подсобных и фермерских хозяйств, потребительских кооперативов 39 43 40 31 47 35 39 41 38 39 46 32 23 43 42 45 42 39 45 50 43 39 35 41
создание кооперативных предприятий по переработке продукции личных подсобных и фермерских хозяйств 14 13 17 11 16 13 14 13 15 14 15 13 11 12 16 16 14 16 12 18 15 17 11 15
закупка и передача в аренду с возможным выкупом импортной техники и оборудования для животноводства 13 14 10 16 14 13 12 14 12 15 13 11 10 12 14 16 17 12 13 15 17 11 12 13
создание кооперативов для закупки продукции личных подсобных хозяйств и снабжения их товарами 11 9 13 18 10 11 12 11 11 8 11 14 6 11 11 15 9 11 12 12 9 16 10 8
выдача кредитов под залог земли (земельно-ипотечное кредитование) 11 11 12 7 15 12 8 11 11 13 11 7 6 9 13 13 6 11 12 21 8 11 11 7
передача племенного скота в аренду с возможным выкупом 10 9 11 13 6 12 11 9 10 10 9 10 14 9 8 10 16 8 8 5 5 9 11 13
создание потребительских кредитных кооперативов (ссудных касс) 6 6 7 7 6 7 6 6 7 7 8 4 2 6 6 9 6 5 8 6 8 8 6 4
ни одно не важно 2 1 3 7 1 1 4 3 2 1 2 4 4 2 2 1 3 2 3 3 3 1 2 3
затрудняюсь ответить 22 19 23 22 17 26 21 21 24 21 20 26 32 21 22 16 21 23 18 13 19 21 28 19