Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/business/ec_goods/of054527 Птичий грипп и мясо птицы на российском рынке 10.11.2005 [отчет] Результаты исследования полностью см.:http://bd.fom.ru/map/projects/dominant/dom0545/domt0545_6 Первые сообщения о том, что в некоторые регионы России пришел птичий грипп, появились в августе 2005 года. Опрос населения, проведенный вскоре после этого, показал, что опасность эпидемии всерьез взволновала россиян1. Тогда беспокойство по поводу птичьего гриппа выразили 72% опрошенных. Теперь, почти три месяца спустя, доля тех, у кого информация об этой эпидемии вызывает беспокойство, сократилась до 66% (доля обеспокоенных сельских жителей сократилась с 80 до 74%). Возможно, здесь сказывается эффект привыкания: утратив новизну, информация о хождении в России нового вируса стала тревожить наших сограждан несколько меньше. Однако на потребительское поведение россиян эпидемия, судя по данным опроса, определенное влияние оказывает: если в августе утверждали, что вообще не покупают отечественное мясо птицы, 16% опрошенных, то теперь – 24%. Реже обычного стали в последнее время покупать российскую курятину 16% россиян, причем именно эта группа респондентов демонстрирует наибольшую обеспокоенность распространением заболевания – 79% из них выражают тревогу по этому поводу. Впрочем, почти половина опрошенных (47%) не изменили своим привычкам и приобретают отечественное мясо птицы "так же часто, как и раньше", – хотя и среди этих респондентов большинство (58%) заявляют, что информация об эпидемии их беспокоит. А 8% участников опроса даже говорят, что стали покупать продукцию отечественного птицеводства чаще, чем раньше. В августе большинство россиян полагали, что эпидемия птичьего гриппа приведет к повышению цен на мясо птицы (66%). Сегодня половина опрошенных (49%) отмечают, что отечественное мясо птицы стало дороже. Однако совсем не очевидно, что это повышение цен – если оно имеет место в действительности – вызвано именно птичьим гриппом, а не другими экономическими или сезонными факторами. Во всяком случае, несмотря на уничтожение кур в некоторых регионах, где зафиксирован птичий грипп, респонденты не замечают, чтобы предложение продукции отечественного птицеводства на рынке сократилось (что, отметим, могло бы подтолкнуть цены вверх): по наблюдениям 41% опрошенных, в продаже осталось столько же отечественного мяса птицы, сколько было раньше, а многие – 21% – даже отмечают, что его стало больше прежнего (только 8% полагают, что его стало меньше). Одним из индикаторов актуальности проблемы для населения является отношение людей к интенсивности ее освещения средствами массовой информации. Применительно к эпидемии птичьего гриппа в России наиболее распространено мнение, что СМИ говорят о проблеме "столько, сколько нужно" (48%). Еще 7% опрошенных считают, что о ней говорят "слишком мало". Следовательно, большинство россиян действительно волнует эпидемия птичьего гриппа, и они пока не страдают от избытка информации по этому вопросу, не считают проблему надуманной или "раздутой" журналистами. Однако 29% участников опроса полагают, что в СМИ информации на данную тему "слишком много". Понятно, что особенно часто так думают те, кого информация об эпидемии не волнует (42% из числа безразличных к этой информации), но и среди тех, кого она волнует, это мнение разделяет каждый четвертый (24%). См.: Доминанты. Поле мнений. 2005. № 33, 18 авг. (http://bd.fom.ru/report/map/tb053310). Анна Петрова Фонд "Общественное мнение". Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса - интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 5-6 ноября 2005 года. 1500 респондентов. |