Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/business/ec_ref/mon_bi/of051001 Реформирование системы социальных льгот 10.03.2005 [отчет] Результаты исследования полностью см.:http://bd.fom.ru/map/projects/dominant/dom0510/domt0510_1
Информированность и отношение к реформированию системы льгот В начале марта ни уровень "включенности" россиян в проблему реформирования системы социальных льгот, ни их мнения о реформе не претерпели сколько-нибудь существенных изменений. Положительно относятся к замене льгот выплатами 34% опрошенных, отрицательно - 44%. Такое же распределение ответов было зафиксировано и неделю назад. Сами льготники по-прежнему более заинтересованно следят за развитием ситуации (проблема замены льгот деньгами волнует 60% участников опроса в целом - и 90% льготников) и демонстрируют более критический настрой: 53% из них относятся к реформе отрицательно, 36% - положительно. Неделю назад мы отмечали, что позитивная динамика в восприятии монетаризации льгот неустойчива, и одно из свидетельств этому - преобладание негативной тональности в обыденных суждениях на данную тему. За прошедшую неделю ситуация несколько изменилась. Люди стали реже говорить о реформе системы льгот (не слышали разговоров о ней 18% участников предпоследнего и 30% - последнего опроса), и при этом заметно - с 55% до 46% - сократилась доля тех, кто слышал по преимуществу отрицательные суждения. Но доля тех, кто слышал, напротив, больше положительных мнений, не изменилась: она составляет 15%. Примерно такая же динамика этих показателей - в группе льготников. Доля не слышавших никаких разговоров на эту тему среди них увеличилась с 15% до 30%, а слышавших преимущественно отрицательные отзывы о замене льгот деньгами сократилась с 57% до 46%. Но доля тех льготников, кто чаще слышал положительные мнения, практически не изменилась: было - 17%, стало - 15%. Негативные интерпретации реформы более распространены в сравнительно благополучных группах: среди людей с высшим образованием, относительно высокими доходами, жителей мегаполисов и больших городов. О преобладании положительных оценок нововведения в разговорах окружающих чаще упоминают люди менее образованные, самые бедные (с доходом до 1500 рублей), жители села. Тот факт, что разговоров на тему льгот стало меньше, но доля положительных оценок не увеличилась, означает, что преобладающее мнение о реформе в целом не изменилось, но накал недовольства снизился: люди устали обсуждать ее и привыкают к новой ситуации. Если судить по данным опроса, оснований для изменения оценок они при этом не видят. Так, подавляющее большинство самих льготников и членов их семей по-прежнему считают, что денежные выплаты в недостаточной мере компенсируют льготы (77% и 72% соответственно). Такая интерпретация динамики оценок в целом подтверждается высказываниями участников опроса по этому поводу. Большинство (71%) утверждают, что их отношение к реформе за последние три месяца не изменилось. Улучшилось отношение к замене социальных льгот денежными выплатами у 6% респондентов (среди льготников таких - 9%), а ухудшилось - у 12% (среди льготников - у 19%). Индикатором ослабления недовольства является некоторое уменьшение за неделю доли тех, кто одобряет акции протеста в связи с заменой социальных льгот денежными выплатами: с 50% до 46% (среди льготников - с 61% до 55%). Но и здесь мы видим ту же тенденцию: настроения недовольства сменяются апатией. Доля одобряющих акции протеста уменьшается не за счет осуждающих эти акции, а за счет роста числа безразличных - за неделю их стало больше на 7 п.п. (было - 31%, стало - 24%). Число же тех, кто выражает неодобрение акциям протеста, практически не изменилось за неделю ни среди населения в целом, ни в группе льготников. Люди менее уверенно, чем неделю назад, дают прогнозы относительно усиления либо ослабления акций протеста в связи с заменой социальных льгот денежными выплатам. С 32% до 38% увеличилась доля затруднившихся ответить на этот вопрос - за счет незначительного сокращения числа прогнозирующих как усиление, так и ослабление протестной активности. Немного уменьшилась и доля заявляющих о готовности лично участвовать в акциях протеста: с 25% до 21% по стране в целом, а среди льготников - с 36% до 32%. В известной мере примиряет с новыми порядками, возможно, и то, что большинство льготников вовремя получают обещанные выплаты как из федерального, так и из региональных бюджетов. Но федеральные льготники находятся все-таки в лучшем положении, чем региональные. Получают, по их словам, денежные выплаты без задержек 68% первых и 58% вторых. Сказали, что совсем не получают денежных компенсаций, 17% федеральных льготников, и 25% - региональных. Если судить по данным опроса, наиболее благополучная ситуация с компенсационными выплатами - в Северо-Западном федеральном округе, а наименее благополучная - в Уральском.
Последствия реформирования системы льгот и действия властей
Большинство россиян замечают усилия властей по исправлению недоработок в реализации реформы. Сказали, что власти пытаются исправить отрицательные последствия замены социальных льгот денежными выплатами, 57% участников опроса. Тех, кто утверждает, что власти не пытаются это делать, примерно в два раза меньше - 27%. Примечательно, что льготники и члены их семей чаще замечают усилия властей, чем те, кому льготы не положены. Оценки эффективности этих попыток существенно скромнее. Чаще всего опрошенные утверждают, что попытки российских властей исправить отрицательные последствия замены социальных льгот денежными выплатами никак не влияют на ситуацию (41%). Считают, что эти усилия все-таки положительно сказываются на положении дел, 24%, а противоположного мнения - что они лишь ухудшают ситуацию - придерживаются 10% опрошенных. Примечательно, что оценки зависят не столько от включенности респондентов в систему компенсационных выплат, сколько от их политических установок. Те, кто доверяет В. Путину, существенно чаще тех, кто доверяет ему лишь отчасти, и тех, кто ему совсем не доверяет, утверждают, что попытки властей исправить ситуацию небезуспешны. Ответственность за отрицательные последствия монетаризации россияне чаще всего возлагают на правительство: на него указали 47% опрошенных. На втором месте - Государственная дума (38%), на третьем - региональные или местные власти (23%). Президент - последний в иерархии виноватых - считают его повинным в отрицательных последствиях реформирования системы льгот 21% опрошенных. И здесь приписывание ответственности определяется, главным образом, отношением к В. Путину. Те, кто доверяет президенту, в четыре раза реже говорят о его виновности, чем те, кто ему не доверяет (11% и 43% соответственно). Вероятно, отчасти именно в силу такого отрицания персональной ответственности В. Путина за эту реформу начало ее практической реализации не привело к резкому снижению электоральной поддержки президента.
Реформирование системы льгот и отношение к В. Путину
В целом в обществе не сформировалось доминирующего мнения о роли В. Путина в реформировании системы социальных льгот. Положительно оценивают его действия в связи с реформой 37% опрошенных. Немного меньше - 32% - оценивающих их отрицательно, и еще почти треть (31%) затруднились ответить на соответствующий вопрос. Среди льготников соотношение примерно такое же: 40% из них оценивают роль президента положительно, и 38% - отрицательно. Однако отношение к самому В. Путину сформировалось давно, и реформа, судя по данным опроса, не смогла его существенно изменить. Две трети опрошенных (67%) сказали, что их отношение к В.Путину в связи с заменой социальных льгот денежными выплатами не изменилось. У 7% отношение к главе государства даже улучшилось. Заявили об ухудшении отношения к президенту из-за реформы 20% участников опроса. Льготники чаще, чем россияне в среднем, говорят, что эта реформа ухудшила их отношение к В.Путину (25%), но большинство из них не поменяли своего отношения к нему (61%), а 9% - даже стали относиться к президенту лучше. Фонд "Общественное мнение". Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса - интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 5 марта 2005 года. 1500 респондентов. |