Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/business/ec_ref/o001703




О ПЕРЕМЕНАХ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯХ

04.05.2000 [отчет] [ Климов И.А. ]






В ходе опроса, проведенного 17 19 апреля 2000 г. было опрошено 30 экспертов, которым были предложены следующие вопросы:
  • Можете ли Вы сказать, какие ощущения и эмоции вызывают у Вас происходящие в России перемены: тревогу, надежду, или Вы равнодушны к этим изменениям?
  • Отражаются ли происходящие перемены каким-то образом на жизни вашего города, региона, на Вашей собственной жизни? Если да, то в чем это выражается?
  • Ожидаете ли Вы каких-либо перемен в деятельности федеральной власти, в работе властных структур, в жизни страны в целом, и если да, то как Вы полагаете, насколько радикальными должны быть перемены?
  • По Вашему ощущению, в настоящий момент можно говорить о начале преобразований в исполнительной власти федерального уровня, или же принципиального обновления не происходит?
Об отношении к переменам, происходящим в России Ответы, полученные на первый вопрос ("Можете ли Вы сказать, какие ощущения и эмоции вызывают у Вас происходящие в России перемены: тревогу, надежду, или Вы равнодушны к этим изменениям?") свелись к трем позициям:
  • перемены вызывают надежду 17 экспертов;


  • перемены вызывают тревогу 11 экспертов;


  • перемены вызывают усталость и равнодушие 2 эксперта.
Свой оптимизм и свои надежды (а иногда и радость) эксперты в основном связывают с самим фактом прихода к власти нового Президента, его личностью и потенциальными возможностями.

"Путин наиболее реальная фигура, с которым я связываю больше надежд и больше уверенности, чем с остальными".

"Надежды связаны с личностью нового Президента, так как личность всегда определяла в истории многое".

"Очень приятно, что во главе государства такой сильный, здоровый, спортивный человек".


Складывается определенный стиль действий нового Президента, который экспертам нравится: "конкретность" и определенность, решительность, ответственность за поступки, отсутствие популистской манеры поведения.

"Тихо, без помпы, но очень уверенно начались реформы".

"Наметился позитивный процесс с точки зрения решения социально-экономических проблем грамотным путем, то есть экономически не попирается закон".

"Становится что-то понятно в экономическом, политическом курсе страны".

"После избрания нового Президента, после косовских событий у людей появилась радость за свою страну".

"Путин берет на себя обязательства перед иностранными деятелями".


Эксперты отмечают, что с избранием В. Путина положение в стране стабилизировалось: экономическая и финансовая ситуации подкрепляются социальной стабильностью, позитивным эмоциональным фоном и появлением у людей планов на будущее.

"Народ стал спокойнее не митингует".

"Чувство удовлетворения и надежда. Ощущение, что перестройка завершена, началась стабилизация".

"У людей начинают появляться планы на будущее, а это означает, что у людей просыпается надежда и доверие к избранной власти".

"Экономика стабильная, финансовый рынок хорошо реагирует на все события".


Главными причинами тревоги, неуверенности, отрицательных эмоций по отношению к происходящим переменам и новой власти эксперты называют отсутствие "реальных дел и ощутимых результатов", отсутствие экономической программы и, в особенности, постоянное ухудшение материального благосостояния граждан. Эта группа экспертов сомневается в том, что польза от повышения пенсий и зарплат бюджетникам реальна, так как подобные действия власти не подкреплены экономически.

"Нет реальных шагов к тому, чтобы жизнь страны изменилась к лучшему, общество продолжает деградировать".

"Тревога связана с ухудшением экономического, материального положения населения".

"Неизвестна программа действий новой власти".

"В связи со скандалом между Газпромом и ЕЭС четко вырисовывается рост цен на энергоносители. И вся эта политическая возня вокруг 30-40 рублей пенсионерам выглядит на этом фоне как издевательство".


Постоянным источником тревоги, по мнению экспертов, являются события на Северном Кавказе и неопределенность дальнейшей политики властей в этом регионе.

"Чрезвычайно начинает падать авторитет Путина из-за того, что в Чечне начинаются игры. Куда делись три талантливейших генерала?.. Почему произошло предательство ОМОНов?.. Это в Москве сидит причина гибели этих ребят".

"Политика по ведению президентской кампании была построена на национальной розни и на призывах к войне".


Ряд экспертов отметили, что новая власть, которую олицетворяет собой В. Путин и новая Государственная Дума, "по большому счету продолжает политику своих предшественников", поэтому говорить о каких-то изменениях и надеждах, с ними связанных, не приходиться.

"Продолжается ельцинская политика. Новый Президент не обладает политической волей".

"Правительство не работает в соответствии с законодательством".

"Страна становится безоружной и бессильной перед НАТО в связи с ратификацией СНВ-2".

"Путин никому не известный человек. Много было обещаний и надежд, а сейчас начинается разочарование".

Отстраненность
и равнодушие части экспертов по отношению к тому, что происходит во власти, вызвано "усталостью от реформ" и неверием в возможность изменений в лучшую сторону.

"Утрачена вера в то, что реформы могут принести хоть какой-то положительный результат. Вызывает сомнение способность или желание нынешнего руководства страны кардинально изменить ситуацию в лучшую сторону".

Резюме.
Следует отметить очевидную полярность экспертных оценок перемен, происходящих сегодня в России. Это касается как непосредственно личности Президента, так и политики Президента и правительства в целом. Сам факт прихода нового Президента к власти, первые признаки смены стиля действий главного лидера страны создали в значительной части общества позитивный эмоциональный настрой. Вместе с тем сильно и чувство тревоги. Тревожное состояние вызвано в первую очередь нереализованными надеждами, пробуждение которых стимулировалось на протяжении всей избирательной кампании, и которые оказались сфокусированными на фигуре нынешнего главы государства. Таким образом, новой власти выдан кредит доверия, который может достаточно быстро истощиться как в случае бездействия, так и в случае нарушения диалога между властью и обществом. Общие перемены в стране и жизнь в регионах На второй вопрос ("Отражаются ли происходящие перемены каким-то образом на жизни вашего города, региона, на Вашей собственной жизни? Если да, то в чем это выражается?") эксперты дали следующие ответы:
  • никаких перемен нет 13 экспертов;


  • можно говорить о некоторых переменах к лучшему 11 экспертов;


  • перемены происходят только в худшую сторону 5 экспертов.
Утверждение об отсутствии перемен эксперты аргументировали так: прошло слишком мало времени для того, чтобы новая власть могла внести какие-то сколько-нибудь значимые коррективы в жизнь страны и в жизнь отдельных граждан. Тем более рано пока давать какие-то оценки.

"Мало времени прошло. Можно будет судить о каких-то результатах только к осени".

"Решительных действий со стороны Путина по каким-то интересующим граждан вопросам мы на себе еще не испытали".

"Путин пришел, и ничего не изменилось, но от него ведь ничего не зависит".


Главными аргументами, на которые ссылались эксперты при обосновании своих ответов о появлении некоторых перемен к лучшему, были стабилизация работы промышленности и существенное сокращение в регионах долгов по зарплате (как рабочим и наемным работникам, так и бюджетникам, пенсионерам и льготникам).

"В Кузбассе люди получили деньги, погашены долги на заводах, почти повсеместно ряд положительных сдвигов. У предприятий появились деньги на рекламу".

"Бюджетная сфера стала зарплату получать".


Эти тенденции существенны, так как, судя по высказываниям экспертов, у значительного числа людей понемногу меняется эмоциональное восприятие жизни от тревожного к более спокойному. Этим изменениям способствуют как экономические факторы, так и политические, связанные с гражданским самосознанием.

"Психология изменилась, мы знаем, что если не сделаем, то не заработаем".

"Люди начинают как-то планировать жизнь".

"Появилась гордость у людей за свою страну".

"Политика центра на Северном Кавказе положительно отразилась на крае (Ставропольском), начиная с психологического состояния, люди стали чувствовать себя увереннее".


Главной причиной ухудшения положения эксперты называли тяжелейшую экономическую ситуацию в стране в целом и в конкретных регионах в частности: инфляция, повышение цен на энергоносители, постоянно растущие цены на товары и продукты питания.

"Ухудшение экономического положения. Очень трудно становится жить".

"То, что подняли зарплату, ничего не изменило, так как доллар значительно вырос".

"На электроэнергию цены выросли безумно".

"Цены растут. Все идет самотеком, отдано на откуп олигархам".

Резюме.
В качестве общего вывода о том, как перемены в стране отражаются на жизни конкретных регионов и собственной жизни экспертов, можно привести слова одного из коммуникаторов: "Есть ощущение, что это зачем-то делается и делается разумно. То есть готовы потерпеть. Вот такое настроение". Самая распространенная позиция перемены не ощущаются, так как прошло слишком мало времени, но их появление ожидается, причем скорее с оптимизмом, нежели с пессимизмом. Вместе с тем, оценки перспектив заметно варьируются по регионам; если одни эксперты говорили о наметившихся тенденциях экономической стабилизации, о некотором улучшении психологической обстановки (Пенза, Рязань, Кемерово, Нижний Новгород), то другие выказывали озабоченность крайне неблагоприятной экономической ситуацией в их крае или области, ростом цен на электроэнергию, ощутимой инфляцией и ухудшением социально-психологической атмосферы (Ставрополь, Краснодар, Красноярск). О возможности и степени преобразований в работе властных структур На третий вопрос ("Ожидаете ли Вы каких-либо перемен в деятельности федеральной власти, в работе властных структур, в жизни страны в целом; и если да, то как Вы полагаете, насколько кардинальными должны быть перемены?") были даны следующие ответы:
  • ожидаю перемен, но они не должны быть радикальными 19 экспертов;


  • ожидаю радикальных перемен 7 экспертов;


  • не ожидаю никаких перемен 4 эксперта.
Самым популярным оказался ответ об ожидании кардинальных, но не революционных перемен. Эксперты говорили об опасности "резких, революционных" перемен, но не сомневались в необходимости их "кардинальности". Радикализм опасен "срывом и падением", что неизбежно заденет очень слабый пока средний класс наиболее уязвимую часть общества во время революций и переворотов.

"Не должны быть очень радикальными, должны быть твердыми, но не революционными".

"Радикальными они должны быть настолько, чтобы не отпугнуть наших западных партнеров".

"Должен быть грамотный эволюционный процесс изменения системы управления регионами".

Основными направлениями
преобразований, по мнению экспертов, должны стать смена кадрового состава нового правительства, изменение налогового кодекса, составление взвешенной экономической программы, введение жестких и обязательных для всех "правил игры" в экономике. Многие коммуникаторы говорили о необходимости назначения губернаторов, о законодательном регулировании взаимодействия государственной власти и местного самоуправления, об укреплении федеральной власти в регионах.

Главный аргумент ответов о необходимости кардинальных и радикальных перемен следующий. Стабилизация оборачивается стагнацией кризисного состояния страны: чиновничий аппарат недееспособен и коррумпирован, законы не исполняются, отсутствует эффективная вертикаль власти, состояние экономики неудовлетворительно.

"Перемены должны быть жесткими, деятельность федеральной власти нужно менять коренным образом".

"Радикальные перемены это усиление исполнительной власти, борьба с коррупцией, с преступностью".


Несколько экспертов высказали мнение о возможности резких, революционных перемен. Но не со стороны власти, а со стороны народа.

"Социальная напряженность не уменьшается, люди ожесточены. Они чувствуют себя брошенными на произвол судьбы их работа никому не нужна, денег за нее не платят, воруют все, но кто выше залез, у того и масштабы больше"
.

Заявления экспертов о том, что они не ожидают от властных структур никаких перемен, связаны с высоким уровнем недоверия к новой власти, неверием в ее самостоятельность и дееспособность.

"Любой политик олицетворяет политику определенного круга лиц. Путин будет продолжать ту же политику, что начинали и до него".

"Нужно прежде всего коренным образом сменить власть, а этого пока не происходит".

"Дума должна заниматься выработкой положений, законов для подъема экономики, снижения налогового бремени. Но ничего в этом направлении не делается".

"Чтобы что-то изменить, надо менять Конституцию, но сейчас кроме как давления на средства массовой информации, больше нечего ожидать".

Резюме.
Как показали ответы на вопрос, эксперты разделяют понятия "кардинальный" и "радикальный". Ожидая, а подчас и требуя кардинальных, принципиальных изменений в деятельности властей, коммуникаторы в большинстве своем не видят не только необходимости, но и целесообразности в радикальных, революционных переменах. Существуют ли преобразования в деятельности исполнительной власти федерального уровня? Ответы на четвертый вопрос ("По Вашему ощущению, в настоящий момент можно говорить о начале преобразований в исполнительной власти федерального уровня, или же принципиального обновления не происходит?") сводятся к двум позициям:
  • обновления федеральной власти не происходит 19 экспертов;


  • изменения в исполнительной власти есть 11 экспертов.
Заявление о том, что обновления федеральной власти не происходит, эксперты обосновывали так: прошло слишком мало времени, чтобы можно было отчетливо зафиксировать какие-то изменения, пока еще трудно отличить надежды, связанные с новой властью и с новым Президентом, от тенденций в работе. А некоторые эксперты вообще не ожидают заметных преобразований.

"Надо подождать с выводами и оценками. Сейчас все надеются, но я пока не способен отличить желаемое от действительного желаемые перемены от реальных результатов, тем более что последних как таковых нет. Путин ждет инаугурации, правительства нет, его глава не назначен".

"Понемногу меняются публичные фигуры, но этим все и исчерпывается. Все будет идти, как сейчас идет, осмысленных перемен и действий я не жду".

"Вся исполнительская власть она как была, так она и функционирует".


Некоторые эксперты отмечали изменения в стиле работы нового Президента и трактовали их как положительные. Дальнейшие перемены коммуникаторы склонны увязывать в первую очередь с личностными характеристиками В. Путина.

"Стиль, способы работы. По сравнению с правлением Ельцина различия большие, но тактические, а не стратегические".

"Принимаются нужные решения, и это как будто говорит: мы служим своему народу, опираемся на общественное мнение".

"Стиль мне нравится, я за то, чтобы был наведен порядок на всех уровнях".

Резюме.
Большинство экспертов считают, что говорить о преобразовании исполнительной власти федерального уровня пока рано. Еще нет правительства, не избран премьер-министр. Коммуникаторы склоняются к мысли, что пока не прошла инаугурация, делать выводы преждевременно.

Надежды на преобразования эксперты связывают с личными качествами В. Путина. Опрошенные отмечают некоторое изменение стиля действий нынешнего главы государства. Вместе с тем, это обстоятельство является для экспертов еще одним доводом в пользу того, что не следует спешить с оценками. Ведь очень просто выдать желаемое за действительное. Как сказал один из опрошенных, "как человек я жду и очень хочу взвешенных решений Путина, но если Вы обращаетесь ко мне как к эксперту, я должен суметь обосновать свое мнение примерами и фактами. Так что я пока не готов ставить какие-то оценки надо повнимательнее присмотреться к тому, что будет происходить".