Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/business/ec_stat/o000502




ЧЕГО ЖДУТ РОССИЯНЕ ОТ БУДУЩЕГО ПРЕЗИДЕНТА

09.02.2000 [отчет] [ Климова С.Г. ]






В ходе недавнего опроса респонденты отвечали на вопрос, который был призван выяснить их мнения о том, какие общегосударственные проблемы в первую очередь должен решать будущий Президент ("Будущий Президент России должен определить для себя важнейшие направления работы. Какие из перечисленных направлений Вы лично считаете первоочередными для будущего Президента?"). Респондент мог выбрать не более пяти из 25 предложенных вариантов ответа (Респондентам были предложены следующие варианты ответов: 1) алкоголизм, наркомания; 2) армия; 3) безработица, трудовая занятость; 4) бизнес, предпринимательство; 5) демократия, права человека; 6) дороги, транспорт; 7) жилье; 8) зарплата бюджетников; 9) здравоохранение; 10) коррупция; 11) культура; 12) международные отношения; 13) межнациональные отношения; 14) наука; 15) образование; 16) отношения между регионами; 17) порядок во власти; 18) пособия, пенсии; 19) преступность; 20) промышленность; 21) цены, инфляция; 22) сельское хозяйство; 23) ситуация в Чечне, на Северном Кавказе; 24) экология; 25) экономика, финансы.). В среднем каждый опрошенный выбрал 3,7 варианта ответа на вопрос. Структура ожиданий Для того чтобы понять, какие комплексы (сочетания) мнений о важнейших направлениях работы будущего Президента существуют в сознании населения, использовалась процедура факторного анализа (Факторизация позволяет понять, какие "сгустки" (комплексы, сочетания) существуют в сознании респондентов. Процедура факторного анализа состоит в поиске взаимосвязей между различными признаками (в данном случае - ожиданиями).). Предполагалось, что анализ ответов всопоставлении ссоциально-демографическими характеристиками иособенностями политических предпочтений респондентов позволит описать ряд типологических групп с присущими им ожиданиями, а также выявить программные лозунги (идеологемы), которые найдут понимание и отклик в этих группах. Однако оказалось, что ожидания носят настолько пестрый, многомерный и противоречивый характер, что в нашем случае результаты факторного анализа можно рассматривать только как промежуточный этап для выявления типологических групп с разной структурой ожиданий, которые население связывает с будущим Президентом России.

Удалось выявить 11 факторов (в каждый из которых вошло практически одинаковое число сочетаний вариантов – от 6% до 4%), которые всовокупности объясняют 54% всех ответов. И этот "разброс" – явное свидетельство "мозаичности" представлений россиян опервоочередности проблем, которые предстоит решать будущему Президенту России. Типологические группы и их приоритеты На основе признаков, выявленных в результате факторного анализа, и сиспользованием процедуры кластерного анализа ( Кластерный анализ позволяет сформировать группы похожих людей по признакам, выявленным в ходе факторного анализа, и определить размеры этих групп. Группы не пересекаются, т.е. один респондент не мог войти больше, чем в одну группу.) удалось выделить пять типологических групп респондентов со сходной структурой ценностей – ожиданий и различающихся между собой по основным социально-демографическим характеристикам и политическим ориентациям.

Чтобы в приблизительной форме обозначить доминирующие ожидания, присущие каждой из этих групп, а также облегчить описание и понимание особенностей групп, каждой из них было дано название – своего рода метафора, ярлык:
  • "интеллектуалы";


  • "идейные прагматики";


  • "пожилые пессимисты";


  • "критики власти";


  • "обыватели".
Опишем их подробнее.

Первую
, самую малочисленную типологическую группу (8% от числа опрошенных) составили "интеллектуалы" – люди, доминирующие ожидания которых к будущему Президенту концентрируются вокруг проблем науки (59% против 5% в среднем по России), культуры (51% против 4% в среднем по России), образования (25% против 14% в целом по России) (см. табл.1). Здесь значимо больше жителей Москвы (15% против 6% в среднем по России) и мегаполисов – республиканских и областных центров с населением более 1 млн. чел. (16% против 10% в целом по России). Чаще это молодые (вгруппе 44% людей в возрасте 18 -35 лет, тогда как в среднем по России – 34%) иобразованные люди (незаконченное высшее или высшее образование здесь имеет 24% респондентов при 11% в среднем по России). Со всей определенностью группу "интеллектуалов" можно отнести к "среднему классу" – среди них в 2,5 раза больше, чем в среднем по России, руководителей подразделений и специалистов (20% против 8%), людей со сравнительно высокими доходами (52% от численности группы имеют доход от 501 до 10000 рублей на одного человека в месяц, в то время как в среднем по России доля людей с такими доходами составляет 37%).

Если говорить о политических ориентациях "интеллектуалов", то их устойчивая отличительная черта – сравнительно большее недоверие В.Путину. Конечно, и вэтой группе сторонников и.о. Президента больше, чем сторонников других кандидатов, но их все-таки меньше, чем в других типологических группах. При оценке тех или иных сторон деятельности В.Путина они реже дают положительные ответы и чаще – отрицательные (см. табл.2), хотя и сравнительно чаще утверждают, что их отношение к и.о. Президента "скорее улучшилось" (18%, в среднем по России – 12%). Здесь сравнительно больше сторонников Г.Явлинского (на президентских выборах за лидера "Яблока" проголосовали бы в этой группе 11% против 4% в среднем по России) и симпатизирующих Е.Примакову (если бы в списке не было Г.Явлинского, лидера ОВР поддержали бы 15% против 10% в среднем поРоссии). На прошедших парламентских выборах представители группы "интеллектуалов" реже других голосовали за КПРФ (10% против 16% в среднем по России). Да и симпатиями к "Единству" они тоже не отличаются: на прошедших выборах за блок С.Шойгу голосовали 11% представителей этой группы (в среднем по России – 14%), а если бы выборы в Госдуму проходили сегодня, голосующих за "Единство" в группе оказалось бы 16% (в среднем по России – 21%) (см. табл. 3).

Отвечая на вопрос "Какие слова обозначают наиболее важные для Вас понятия?", представители этой группы чаще, чем россияне в целом, выбирают слова, в совокупности составляющие либерально-демократический комплекс понятий: "демократия" (17%, в среднем по России – 9%); "достоинство" (30% и 17%); "духовность" (28% и 13%); "семья" (52% и 39%); "совесть" (23% и 14%). Наименее популярные в этой среде слова-ценности – это "порядок" (14%, всреднем по России – 20%) и "стабильность" (15% и 21% соответственно).

Что касается доверия органам власти и социальным институтам, "интеллектуалы" чаще других говорят, что они никому не доверяют (30% против 25% в среднем по России). А среди тех институтов, которые пользуются наименьшим доверием, в этой группе чаще упоминаются СМИ (27% против 18% в среднем по России).

Вторую
типологическую группу (20% от общего числа опрошенных) составили люди, полагающие, что первоочередным для будущего Президента должно стать решение задач в следующих областях: экономика и финансы (44% против 12% в среднем по России); международные отношения (13,5% против 7% в среднем по России); межнациональные отношения (18% против 10% в среднем по России); ситуация в Чечне, на Северном Кавказе (57% против 19% в среднем по России). Представители этой группы названы "идейными прагматиками", поскольку они чаще ожидают от будущего Президента решения проблем экономики вообще, а не конкретных экономических проблем (предпринимательство, промышленность, транспорт, сельское хозяйство), которые также присутствовали в наборе предлагаемых ответов. Здесь, как и в первой группе, больше молодых ( 44% в возрасте 18-35 лет, в среднем по России – 34%). Но живут они чаще в городах с населением менее 1 млн. чел (27%, в среднем по России – 21%), где более остро, чем в федеральных и республиканских столицах стоит проблема безработицы. Говоря о проблемах, которые беспокоили их за последний месяц, они чаще, чем россияне в среднем, упоминают трудоустройство (31% против 24% в среднем по России). По доходам, образованию и роду занятий это типичный работающий "средний русский" – распределение по этим признакам в группе ничем не отличается от средних распределений по России.

Этот типичный русский молодой "прагматик" – самый последовательный сторонник В.Путина. В отличие от первой группы, результаты ответов на все вопросы, связанные соценкой и.о. Президента и его деятельности, фиксируют вэтой группе большие симпатии к В.Путину (см. табл.2). Что касается "Единства", то на прошедших выборах "прагматики" не отличали это объединение особыми симпатиями, да и после выборов количество симпатизирующих блоку С.Шойгу в этой группе (по сравнению со среднероссийскими показателями) не выросло.

"Идейные прагматики"
чаще, чем "интеллектуалы" и чем россияне всреднем, заявляют, что их интересует политическая информация (43%, 30% и 38% соответственно), но на сегодня, как представляется, для них не существует принципиальной дифференциации в сфере политики. Нет особых симпатий ккаким-либо политикам за исключением В.Путина; явные, отличающиеся от средних по России, антипатии высказываются только по отношению кГ.Зюганову (не стали бы голосовать ни при каких обстоятельствах за лидера КПРФ 36% против 28% в среднем по России). Отвечая на вопрос о доверии органам власти, социальным институтам, "прагматики" не выделяют особо ни один из них. Недоверие здесь несколько чаще высказывается в адрес армии (10% против 5% в среднем по России). Скорее всего это связано с тем, что "костяк" группы составляют сравнительно молодые люди, которые только отслужили или которым предстоит служить в армии. Ценностный набор, выраженный внаиболее важных для респондентов этой группы понятиях, мало отличается от среднероссийского: "безопасность" (40%, в среднем по России – 38%), "семья" (43% и 39%), "справедливость" (24% и 22%), "стабильность" (26% и 21%).

Третья
группа (20% от числа опрошенных) представлена теми, кто ждет от будущего Президента прежде всего решения проблем социальной защиты. Чаще, чем в среднем по России, ее представители говорят о необходимости решения проблем пенсий и пособий (52% против 16% в среднем по России); они ожидают, что будущий Президент справится с ростом цен и инфляцией (34% против 18% в среднем по России); поможет населению решить жилищную проблему (21% против 15% в среднем по России). Вместе с тем, в сознании этой группы респондентов ожидания социальной защиты, похоже, слабо увязаны сэкономическим ростом страны: о том, что первоочередной задачей для Президента должно быть решение проблем экономики и финансов, в этой группе говорят в три раза реже, чем в среднем по России (4% и 12% соответственно). Для них эта проблема связана скорее с отсутствием порядка во власти (41% упоминаний "порядка во власти" в группе против 23% в среднем по России). Вприоритетный набор ожиданий в этой группе входит также борьба спреступностью (38% против 17% в среднем по России) и экология (10% против 3% в среднем по России).

Мы назвали эту группу "пожилыми пессимистами", потому что в ней больше, чем в других группах и чем в среднем по России, тех, кто утверждает, что не сможет в ближайшие год-два жить лучше (66% против 59% в среднем по России). Нетрудно догадаться, что это преимущественно представители старших возрастных групп (53% в возрасте старше 51 года, в среднем по России – 34%), женщины (60% против 54% в среднем по России); люди со сравнительно низким уровнем образования (30% имеют начальное или неполное среднее образование, в среднем по России – 21%), пенсионеры (47% в группе против 28% в среднем по России). Живут они чаще в райцентрах, малых городах (39%, в среднем по России – 32%). Следует отметить, что они не относятся к категории самых обездоленных: 42% "пожилых пессимистов" попали в среднюю группу по уровню доходов (от 301 до 500 руб. на человека в месяц), в то время как в среднем по России этот показатель составляет 33%. Самых бедных (с уровнем дохода до 300 руб. на человека в месяц) в этой группе 21%, а в среднем по России – 26%.

Говоря о волнующих их проблемах, "пожилые пессимисты" существенно реже, чем россияне в среднем, говорили о нехватке денег на предметы первой необходимости (45%, в среднем по России – 54%). Они чаще, чем средний россиянин, жалуются на плохое здоровье (38% против 24% в среднем по России), на трудности с получением медицинской помощи (37% против 29%).

У "пожилых пессимистов" нет явно выраженных политических пристрастий, которые отличали бы их от россиян в целом (см. табл.3). Симпатии кВ.Путину здесь также на среднероссийском уровне. Выделяются респонденты этой группы, пожалуй, своими повышенными антипатиями к Б.Ельцину: здесь 34% тех, кто не доверяет бывшему Президенту, вто время как в общероссийской выборке таких 29%. Отвечая на вопрос о доверии органам власти, социальным институтам, "пожилые пессимисты" чаще упоминают православную церковь (26% против 21% в среднем по России) исвоего губернатора (18% против 13%).

Из набора слов-ценностей представители этой группы чаще, чем россияне всреднем, выбирают одно: "достаток".

Четвертая
группа (22% от числа опрошенных) – это те, кто чаще ждет от будущего Президента снижения уровня безработицы (72%, в среднем по России– 52%), ликвидации долгов по зарплате бюджетникам (49%, всреднем по России – 19%), сдерживания инфляции (26%, в среднем по России 18%). Представители этой группы чаще других говорят о необходимости борьбы с коррупцией (46%, всреднем по России – 18%) и наведения порядка во власти (32%, в среднем по России – 23%). Проблемы занятости в сознании этих респондентов напрямую увязаны с коррупцией и недееспособностью государственных властных структур, поэтому мы назвали эту группу "критики власти".

Здесь больше, чем в среднем по России, жителей села (33%, в среднем по выборке – 27%), мужчин (51%, в среднем – 46%), людей средней (36-50 год) возрастной группы (36% против 32% в среднем по России). По образованию значимых отличий от общероссийской выборки здесь нет. Работают "критики власти" чаще в производственной сфере – в сельском или лесном хозяйстве, на заводах и фабриках, на транспорте, в строительстве (32%, в среднем по России – 26%). Основной источник дохода у них, соответственно, зарплата.

Говоря о беспокоящих их проблемах, "критики власти" чаще, чем другие респонденты, упоминают нехватку денег на еду и одежду (59% против 54% всреднем по России), на предметы долговременного пользования (46% против 40%), задержку зарплаты, пенсии, стипендии (30% против 25%). Четверть из них (26%) не может найти работу (в среднем по России – 24%), и почти треть (31%) не может получить квалифицированную медицинскую помощь (в среднем – 29%). Из слов-ценностей, обозначающих наиболее важные понятия, вэтой группе чаще выбирают два: "безопасность" (43% против 38% в среднем по России) и"закон" (34% против 29%).

И, наконец, пятая, самая многочисленная группа с условным названием "обыватели" – 30% от числа опрошенных. Это те, кто на первый план ставит довольно широкий спектр общегосударственных проблем. Представители этой группы ждут от будущего Президента укрепления государственных структур, в первую очередь армии (39% против 23% в среднем по России), но не в ущерб правам человека (17% против 11%). В социальной сфере этих респондентов чаще, чем в среднем по России, волнуют проблемы алкоголизма и наркомании (32%, в среднем по России – 21%), безработицы (61% против 52% в среднем по выборке), жилья (20% против 15%). Вэкономике "обыватели" сравнительно чаще, чем другие, выделяют конкретные проблемы: бизнес, предпринимательство (12% против 6% в среднем по России) и дороги (10% против 4%).

Как видно из перечня ожиданий этой группы, ее волнуют конкретные вещи, важные для каждого человека: чтобы была работа и дом, чтобы мужики не пили и чтобы можно было доехать из райцентра или из села (здесь живут 65% представителей этой группы, в целом по России – 59%) в ближайший большой город. Эти ожидания они связывают не столько с сильной властью, сколько сразвитием бизнеса и предпринимательства: ожидания борьбы с коррупцией (8%) и наведения порядка во власти (9%) здесь выражены слабее, чем в среднем по России (18% и 32% соответственно). Эта группа не имеет статистически значимых отличий от общероссийской выборки по основным социально-демографическим признакам, но ей присущи некоторые особенности, которые позволяют полнее представить себе портрет "обывателей". Основу этой группы составляют жители малых городов и сел. Здесь меньше, чем в среднем по России, самых обеспеченных (32% от численности группы имеют доход от 501 до 10000 рублей на одного человека в месяц, в то время как в среднем по выборке доля людей с такими доходами составляет 37%); но несколько больше самых бедных (30% имеют доход от 0 до 300 руб. на человека в месяц, в то время как в среднем по России таких 26%). В группе несколько больше, чем в среднем по России, мужчин средних (36-50 лет) возрастных групп – 19% против 15%. Образование "обывателя" несколько ниже, чем среднего россиянина: 63% группы имеют образование не выше среднего (в среднем по России – 59%) и только 8% – высшее (в среднем – 11%). Несколько больше в этой группе рабочих (26% против 23% вцелом по России), занятых в промышленности, на транспорте, связи. "Со страхом и тоской" смотрят в будущее здесь 12% против 7% в среднем по выборке.

Голосовали "обыватели", как и россияне в среднем, чаще за КПРФ (17%) или за "Единство" (13%). Сторонников В.Жириновского здесь 5% – несколько больше, чем в трех первых группах (3%, 2%, 2% соответственно). Но иправые здесь пользуются популярностью (6%, в среднем по России – 5%). Хотя политические симпатии "обывателей" чаще, чем в других группах, обращены кГ.Зюганову и КПРФ, а "Единство" здесь на втором месте по популярности (см. табл.3), но большая часть представителей этой группы на предстоящих президентских выборах будет голосовать за В.Путина, а не за Г.Зюганова. Деятельность и.о.Президента "обыватели" оценивают так же, как средний россиянин (см. табл.2).

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос: "Будущий Президент России должен определить для себя важнейшие направления работы. Какие из перечисленных направлений Вы лично считаете первоочередными для будущего Президента?" в типологических группах

(% от числа опрошенных в группе)

Варианты ответов Все опрошенные Типологические группы
интеллектуалы идейные прагматики пессимисты критики власти обыватели
Доли групп в населении РФ 100 8 20 20 22 30
Безработица, трудовая занятость 52 40 42 33 72 61
Здравоохранение 30 37 11 32 51 25
Армия 23 22 18 8 22 39
Порядок во власти 23 11 21 41 30 9
Алкоголизм, наркомания 21 13 16 19 13 32
Зарплата бюджетников 19 11 13 14 51 7
Ситуация в Чечне, на Северном Кавказе 19 11 57 7 15 5
Коррупция 18 18 9 11 45 7
Цены, инфляция 18 12 15 34 26 7
Преступность 17 9 22 38 3 10
Пособия, пенсии 16 10 10 52 10 3
Жилье 15 9 7 21 10 21
Образование 14 25 9 9 12 17
Промышленность 14 17 16 12 8 16
Сельское хозяйство 13 17 16 13 6 17
Экономика, финансы 12 11 44 4 1 2
Демократия, права человека 11 14 5 5 14 16
Бизнес, предпринимательство 6 9 4 1 2 13
Межнациональные отношения 6 10 18 4 3 1
Наука 5 59 0 0 0 0
Дороги, транспорт 4 3 1 1 1 11
Культура 4 51 0 0 0 0
Международные отношения 4 7 14 3 2 0
Экология 3 4 1 10 0 0
Отношения между регионами 2 2 2 0 6 0


Таблица 2

Отношение к Путину в типологических группах
(Таблица сформирована из разных вопросов, фиксирующих различные аспекты отношения к Путину.)

(% от числа опрошенных в группе)

Все опрошенные Типологические группы
интеллектуалы идейные прагматики пессимисты критики власти обыватели
Доли групп в населении РФ 100 8 20 20 22 30
Выдвинули бы Путина кандидатом на пост президента 51 49 58 52 48 47
Проголосовали бы за Путина на президентских выборах в ближайшее воскресенье 53 45 59 55 50 50
Не стали бы голосовать за Путина ни при каких обстоятельствах 4 10 3 3 5 4
Думают, что Путин станет президентом России 71 68 76 71 72 67
Предпочтут Путина Зюганову 67 66 74 71 64 63
Предпочтут Путина Примакову 68 57 72 72 64 67
Предпочтут Путина Явлинскому 70 57 78 72 71 66
Доверяют Путину 55 51 59 61 54 50
Впечатление о Путине за последнюю неделю...

хорошее

69 56 68 74 73 68

плохое

8 13 9 6 7 9
Отношение к Путину за последнюю неделю...

улучшилось

13 19 12 13 13 13

ухудшилось

6 10 6 3 6 8
Путин справляется с обязанностями председателя правительства...

хорошо

39 40 37 40 40 38

удовлетворительно

44 38 46 45 44 44

плохо

5 12 5 1 5 4
Путин справляется с обязанностями руководителя страны...

хорошо

36 32 36 34 38 35

удовлетворительно

41 36 42 43 40 40

плохо

5 13 6 4 4 6
На выборах президента России проголосовать за Путина...

допускают для себя возможность

77 73 81 81 72 75

исключают для себя возможность

16 24 11 13 17 16


Таблица 3

Отношение к политическим партиям в типологических группах

(% от числа опрошенных в группе)

Все опрошенные Типологические группы
интеллектуалы идейные прагматики пессимисты критики власти обыватели
Доли групп в населении РФ 100 8 20 20 22 30
Голосовали на прошедших выборах в Думу за...
"Блок Жириновского" 4 3 2 2 4 5
"Единство" 14 11 13 14 17 13
КПРФ 16 10 14 18 16 17
"Отечество-Вся Россия" 8 9 7 8 9 8
"Союз Правых Сил" 5 7 5 4 3 6
"Яблоко" 4 5 7 3 2 3
Другие партии, блоки 7 12 7 8 6 5
Против всех 2 4 2 2 2 1
Не участвовал 37 37 35 35 37 37
Проголосовали бы сегодня за...
"Блок Жириновского" 5 8 4 4 5 7
"Единство" 21 16 22 25 25 18
КПРФ 21 16 22 25 25 18
"Отечество- Вся Россия" 10 13 10 15 8 9
"Союз Правых Сил" 5 6 7 3 4 7
"Яблоко" 6 11 8 4 3 5
Другие партии, блоки 4 8 4 5 4 3
Против всех 4 7 4 4 3 3
Не участвовал бы в голосовании 13 16 12 8 15 13


Таблица 4

Типологические группы

 
Все опро
шенные
Голосовали бы в 1-м туре за... Голосовали бы в ближайшее воскресенье за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл. семьи Тип места жительства
Пу
ти
на
Зю
га
но
ва
При
ма
ко
ва
Яв
линс
кого
КПРФ "Един
ство"
ОВР СПС "Блок
Жири
новс
кого"
"Яб
ло
ко"
оп
ти
ми
сты
адап
тиро
ван. пес
сими
сты
не
адап
тир. пес
сими
сты
муж
чи
ны
жен
щи
ны
18
-35
лет
36
-50
лет
стар
ше
50
лет
не
пол
ное сред
нее
сред
нее
сред
нее спец.
выс
шее
до
400
руб.
400-
600
руб.
бо
лее
600
руб.
Моск
ва+
СПб
ме
га
по
ли
сы
боль
шие
го
ро
да
ма
лые
го
ро
да
се
ло
Доли групп (%)100531464161485432825454654343234213730113033331010213227
интеллектуалы8771023569118129878810764781747121413964
идейные прагматики20231623261819162114392218202021262113152022231918222720251619
пессимисты 20211817182321191612171422221723151432291817191925172116192517
критики власти 22212527152327261426112021242420222520192423222618231626202127
обыватели 30293424183228293841213531273129273429333130203332262225283234
Выводы 1. Анализ ответов на вопрос, решения каких проблем россияне ожидают от будущего Президента России, позволяет говорить о множественности ожиданий, связанной с большим количеством проблем, требующих срочного решения. Каждая из выделенных нами пяти типологических групп населения считает приоритетной тот комплекс проблем, который кажется самым важным именно ей и который связан с трудностями, переживаемыми именно этой группой. В этом смысле можно сказать, что нет такой центральной проблемы, которая переживалась бы обществом как общенациональная. И все-таки чаще всего от Президента ждут решения проблем безработицы (52% от общего числа опрошенных), здравоохранения (30%), укрепления армии и наведения порядка во власти (23%).

2. Реже других поддерживают В.Путина "интеллектуалы" – группа, которая в сравнительно большей степени симпатизировала Б.Ельцину в течение всего периода его правления. Сейчас появились признаки того, что В.Путин, став "преемником власти", может не стать преемником социальной базы. Следует учесть, что "интеллектуалы" – это образованные люди, склонные к социальной рефлексии и способные артикулировать и транслировать свои политические взгляды, поэтому малочисленность данной типологической группы вполне компенсируется ее социальным влиянием. Среди "интеллектуалов" могли бы найти отклик программные лозунги, связанные с развитием образования, науки и культуры, демократических институтов в стране.

3. Вторая группа – типичные молодые российские "прагматики". Нематериальные субстанции типа "патриотизма", "закона", "прав человека", "демократии" и пр. их волнуют довольно мало. Их идеология – стабильная жизнь, обеспеченная скорее лидером, чем законом. Экономическая и политическая предсказуемость ситуации в стране – это те программные положения, которые, скорее всего, найдут понимание в этой группе.

Проанализированные характеристики не дают оснований для утверждения оналичии авторитарного синдрома в этой группе, но бесспорно то, что свои надежды "идейные прагматики" связывают с сильной личностью, а не с институтами гражданского общества. Симпатии к В.Путину в этой группе выражены наиболее явно.

4. Судя по представленным здесь данным, "пожилые пессимисты" озабочены не только естественными для их возраста проблемами здоровья и материального благополучия, но и безопасностью жизни, ее стабильностью и предсказуемостью. Вероятно, сравнительно низкий уровень запросов позволяет им жить на пенсию, не особо жалуясь, но им хочется, чтобы эту пенсию платили вовремя, чтобы ее не съедала инфляция, и чтобы кончилась чехарда во власти, из-за которой преступники чувствуют себя вольготно. В аудиториях, состоящих из людей этого типа, целесообразно разъяснение тех положений политических программ, которые связаны с социальной политикой.

5. Представители четвертой группы – "критики власти" – страдают прежде всего от безработицы; при этом их надежды на разрешение ситуации связаны не столько с общим подъемом экономики, сколько ссильной властью, не пораженной коррупцией. Соответственно, информация о том, что можно сделать или что делается для установления законных, понятных всем правил деятельности государственных структур, будет воспринята в этой группе положительно.

6. Пятая, самая большая группа – это "государственные люди", "обыватели". Они ждут от будущего Президента не только решения тех проблем, которые затрагивают их непосредственные интересы, – работа и жилье. Для них важно жить в государстве с сильной армией, но демократическом, соблюдающем права человека; чтобы развивалось предпринимательство и строились дороги; чтобы народ не спивался и не погибал от наркотиков. Пункты программы развития страны, которые связаны с подъемом производства, ликвидацией безработицы, стимулированием экономической активности населения, найдут понимание ваудиториях, состоящих из людей социально активных возрастов, работников производственной сферы. Данные общероссийского опроса населения, проведенного Фондом "Общественное мнение" по репрезентативной выборке в 56 населенных пунктах 29 областей, краев и республик всех экономико-географических зон России. Интервью по месту жительства. Объем выборки - 1500 респондентов. 22-23 января 2000 года.