Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/business/ec_trade/dd021330




Пошлины на импортные автомобили

04.04.2002 [отчет] [ Опрос населения ]






1.Повышение пошлин на иномарки: конфликт интересов
2.Графики и открытые вопросы
3.Электронная фокус-группа
4.Опрос экспертов
5.Приложение.Таблицы

 
1.Повышение пошлин на иномарки: конфликт интересов


На сегодняшний день автомобиль есть в каждой третьей российской семье (31%). При этом большинство автомобилистов владеют машинами российского производства (26%), а иномарки есть только у 5% респондентов. Важно отметить региональные различия: наиболее велика доля иномарок в приграничных регионах. Так, на Дальнем Востоке количество иномарок приближается к количеству отечественных машин (18% и 20% соответственно), а в Северо-Западном федеральном округе владеют импортными автомобилями 13% семей, а российскими – 21%.

Вопрос: 'Владеет ли ваша семья каким-либо легковым – отечественным и/или импортным – автомобилем?'
(Не более двух ответов.)

 

Все

Федеральные округа

Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный

Нет

68

71

65

71

66

75

65

60

Да, владеем отечественным автомобилем

26

23

21

26

31

23

31

20

Да, владеем импортным автомобилем

5

5

13

3

2

2

3

18

Затр. ответить

1

2

1

0

1

1

1

2



Наиболее популярны у россиян автомобили ВАЗ: ими владеют 17% респондентов. Далее следуют машины АЗЛК (5%), ГАЗ (2%) и ЗАЗ (1%). Среди иномарок на первое место вышла 'Тойота' (1%).

Среди участников столичного опроса наблюдается несколько иная картина. В Москве автовладельцев больше, чем в среднем по стране. Москвичи чаще, чем остальные россияне, приобретают автомобили ВАЗ (22%), ГАЗ (3%) и УАЗ (1%). А вот автомобили московского завода АЗЛК в столице встречаются реже, чем в других частях страны. Из иномарок москвичи чаще всего предпочитают 'Фольксваген' (2%), 'Опель' (1%), 'Форд' (1%) и БМВ (1%). Импортными автомобилями других марок владеют 3% московских семей.

Респондентов спросили, собираются ли они в этом году покупать автомобиль, и если да, то какой. Подавляющее большинство наших сограждан (88%) не собираются в этом году обзаводиться автомобилем. Что же касается остальных, то 3% планируют покупку подержанного отечественного автомобиля, 2% – нового отечественного, 1% – импортного подержанного (среди жителей Дальнего Востока – 8%), а 3% еще не приняли окончательное решение о покупке машины. Новый импортный автомобиль могут себе позволить менее 1% россиян.

Во время ДФГ в различных городах разгорелся довольно эмоциональный спор о том, какие автомобили лучше – российские или импортные. При обсуждении этой темы все обращались к личному опыту и опыту своих друзей.
  • 'Участник 1: Я ездил в наших машинах. У моих многих знакомых есть, были русские машины. Не надо мне говорить, что они хорошие! Понимаете, они ломаются через пять секунд! Да, запчасти дешевые, но иномарку один раз починил, и она пять лет будет ездить.
Участник 2: Простите, я на 'Запорожце' ездил, который с 65-го. Я на нем езжу до сих пор по деревне, по которой ни одна иномарка не проедет' (ДФГ, Москва).

Противники импортных автомобилей выступают прежде всего против подержанных иномарок. Кроме того, иногда здесь присутствует и естественное желание автовладельца похвалить собственный автомобиль российского производства.
  • 'Сейчас ввозятся иномарки старше пяти лет, эксплуатация в Европе которых запрещена практически. То есть нашу страну превращают в огромную свалку всего мира, простите. Значит, вот этот хлам, который приезжает сюда, который по цене стоит, как моя 'Волга'. Моя 'Волга' по характеристикам практически не уступает этой' (ДФГ, Москва).


  • 'По западному понятию металлолом сюда везут. Там, чтобы в утиль сдать, надо деньги ещё заплатить, а они нам её продают. Двойная выгода' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • 'Участник: Мне кажется, что здесь экологи немножко замешаны. Иностранные машины очень вредные, у них выхлопы, и всё остальное.
Модератор: А наши?

Участник: Немного получше' (ДФГ, Санкт-Петербург).

В то же время у значительной части участников ДФГ отечественные автомобили вызывают резкие негативные оценки – их ругают за низкое качество. Мнение о том, что подержанная иномарка лучше новой российской машины, весьма распространено.
  • 'Что-то никто из наших политиков не захотел пересаживаться на эти 'Волги'. Все знают – и это признанный факт, – что 'Волги' – это дерьмо' (ДФГ, Москва).


  • 'На мою семью приходится два 'Фордика', причем одному восемь лет, другому пять. Совершенно верно здесь сказали, что один раз чинится эта машина – и она год прекрасно бегает. Все машины, которые через границу, они доводятся до ума, и ни у кого нет претензий к иномаркам' (ДФГ, Москва).


  • 'Многие водители говорят, что любая иномарка самая старая лучше, чем новый наш автомобиль, который с конвейера, – его надо снова перебирать до винтика, иначе всё просто развалится. И мне кажется, что политика направлена на то, чтобы поднять наше производство, на поддержку российского производителя' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • 'Мы купили новые 'Жигули' и сразу повезли их в мастерскую ремонтировать. А если бы купили иномарку, то ездили бы нормально: на ней только номер надо сделать, и все' (ДФГ, Воронеж).

* * *

О том, что российское правительство приняло решение увеличить таможенные пошлины на ввоз импортных автомобилей, известно большинству россиян (48% – 'знают', 30% – 'что-то слышали'). Отношение к этому решению весьма противоречивое, одобряют его 31% респондентов, не одобряют – 35%.
  • 'Участник 1: Вообще кошмар. Там будет такое налогообложение, что старая битая машина будет также дорогая, как ввозимая новая!
Участник 2: Такой же налог будет.

Участник 3: Вы не правы. Это будет не кошмар. Это будет как раз то, что надо.

Участник 4: Да, это будет правильно' (ДФГ, Москва).

Против повышения пошлин на ввоз иномарок настроены большинство российских автомобилистов, но особенно – владельцы иномарок. Неудивительно, что гораздо решительнее прочих осуждают решение правительства жители Дальнего Востока (59%) и Северо-Запада России (53%) – регионов, где владельцев иномарок больше всего. Ни один из респондентов, планирующих в текущем году приобрести подержанную иномарку, это нововведение, непосредственно затрагивающее интересы данной группы граждан, не поддерживает.

Вопрос: 'Лично Вы одобряете или не одобряете решение увеличить таможенные пошлины на импортные автомобили?'


 

Все

Вопрос: 'Владеет ли Ваша семья каким-либо легковым автомобилем – отечественным и/или импортным – автомобилем?' (Не более двух ответов.)

Нет Да, владеем отечественным автомобилем Да, владеем импортным автомобилем Затрудняюсь ответить

Одобряю

31

30

36

10

36

Не одобряю

35

29

41

83

37

Затр.ответить

35

41

22

7

27





Вопрос: 'Лично Вы одобряете или не одобряете решение увеличить таможенные пошлины на импортные автомобили?'


 

Все

Вопрос: 'Намерены ли Вы (или члены вашей семьи) в этом году приобрести какой-либо легковой автомобиль, и если да, то отечественный или импортный, новый или подержанный?'

Нет, не намерены Думаем, но не решили Да, отечественный новый Да, отечественный подержанный Да, импортный новый Да, импортный подержанный Затрудняюсь ответить Нет ответа

Одобряю

31

30

38

39

34

35

0

31

49

Не одобряю

35

33

42

41

52

50

85

38

29

Затр. ответить

35

36

20

20

14

15

15

30

21



Участникам опроса был задан открытый вопрос: 'Как Вы считаете, к каким последствиям приведет повышение таможенных пошлин на ввоз иномарок?'. Чаще всего наши соотечественники называют отрицательные последствия – автомобили станут еще менее доступными для простых граждан. По мнению 21% респондентов, эти меры приведут к подорожанию отечественных автомобилей:
  • 'Как и на окорочка, повысятся цены на отечественный транспорт', 'без изменения качества наши машины подорожают'.
Ожидается повышение цен и на иномарки (16%):
  • 'Иномарки будут брать только миллионеры'.
Как видно из приведенной ниже таблицы, именно об этих последствиях чаще всего говорят респонденты, не одобряющие решения об увеличении пошлин на ввоз иномарок.

Вопрос: 'Как Вы считаете, к каким последствиям приведет повышение таможенных пошлин на иномарки?'


 

Все

Лично Вы одобряете или не одобряете решение увеличить таможенные пошлины на импортные автомобили?

Одобряю Не одобряю Затрудняюсь ответить

Подорожание отечественных автомобилей

21

12

39

11

Подорожание иномарок

16

11

27

9

Увеличение спроса на отечественные автомобили

12

26

7

5

Сокращение ввоза иномарок и спроса на них, уменьшение их количества

6

10

6

4

Развитие отечественной автопромышленности

5

12

2

2

Контрабанда, незаконная перепродажа иномарок

3

3

5

1

Рост бюджетных поступлений

2

3

2

1

Снижение уровня жизни населения

2

1

3

0

Увеличение количества угонов автомобилей

1

0

2

0

Сохранение низкого качества отечественных машин, ухудшение их качества

1

1

2

0

Другое

2

4

2

1

Ничего не изменится

2

3

2

1

Нет ответа, ответ не на тему

38

22

21

71



К отрицательным последствиям можно отнести и возможную контрабанду иномарок и злоупотребления на таможне (3%):
  • 'Много будет пиратских незаконных ввозов, нелегально, не через таможню, повысится автомобильный криминал, больше будут воровать', 'будут ввозить иномарки нелегально, распространится взяточничество' (открытый вопрос).
Некоторые респонденты (1%) и участники ДФГ опасаются, что повышение таможенных пошлин на иномарки повлечет рост числа угонов:
  • 'Будет процветать воровство машин' (открытый вопрос).


  • 'Будут чаще воровать иномарки. Они будут резко исчезать. Их быстро стащат на запчасти' (ДФГ, Москва).
В то же время немало респондентов говорят о положительных последствиях, к которым может привести это решение правительства. Прежде всего, речь идет об увеличении спроса на отечественные автомобили (12%):
  • 'Шире развернется продажа отечественных автомобилей', 'будут больше ценить наши машины' (открытый вопрос).
Однако даже самые большие 'энтузиасты' понимают, что если российской экономике увеличение продаж автомобилей, произведенных в нашей стране, и может пойти на пользу, то для многих потенциальных покупателей подержанных иномарок выбор отечественной машины окажется вынужденным – ведь на импортный автомобиль денег просто не хватит. Таким образом, решение об увеличении пошлин на иномарки не отвечает интересам потребителей, лишая их возможности выбора. Этот аспект проблемы затрагивался на ДФГ во всех городах.
  • 'Они уничтожают конкуренцию. Это всегда хуже для потребителей' (ДФГ, Москва).


  • 'Вынуждают покупать. Если покупать иномарки, то покупать более новые – но они всё равно получаются гораздо дороже, чем наши отечественные' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • 'Мне кажется, отразится на необеспеченном классе населения – тех, кто не могут купить хороший автомобиль и поэтому покупают по дешёвке импортные подержанные. Им и так дорого, а получится – ещё больше нужно платить! А люди состоятельные, которые могут купить хороший автомобиль, на них это не отразится' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • 'Просто нас поставили в такие условия, что мы просто вынуждены покупать наши 'Жигули', которые не стоят подержанной иномарки. У меня растет взрослый сын. Он тоже мечтает купить машину. И ему придется выбирать: или – или. Его поставят в такие условия. Тот, кто хоть раз сидел за рулем иномарки, он никогда не пересядет на 'Жигули'' (ДФГ, Воронеж).


  • 'Модератор: Проиграет в чем?
Участник: В выборе. У человека должна быть возможность выбора, а его нет, выбора' (ДФГ, Воронеж).

Обратная сторона 'вынужденного' увеличения спроса на российские автомобили – сокращение ввоза иномарок. Об этом упомянули 7% участников массового опроса:
  • 'Меньше будет импортных машин в городе', 'их станет меньше, спрос на них упадет' (открытый вопрос).
О том, что новые пошлины экономически выгодны для России, говорится в 7% ответов. Чаще всего речь идет о положительных последствиях для отечественной автомобильной промышленности (5%):
  • 'Для автомобилестроения российского уберут конкурентов', 'заработает наша автомобильная промышленность' (открытый вопрос).
О возможности такого результата, как правило, говорят респонденты, одобряющие повышение пошлин на иномарки.
  • 'Покупая автомобиль за границей, мы увозим туда валюту. То есть мы поднимаем промышленность другой страны, а своя промышленность стоит на месте. Значит, два варианта: или поднимать свою промышленность, или запретить. Решили запретить' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • 'Участник 1: Будут поддерживать российского производителя.
Участник 2: Положительно. Может, у нас будет развитие производства' (ДФГ, Воронеж).

Говоря о пользе этого решения для экономики, некоторые респонденты имели в виду увеличение доходов государства от ввоза иномарок (2%):
  • 'Деньги больше пойдут в Россию, в государственный чулок', 'государству будет очень хорошо – лишняя копейка пригодится; с кого еще брать, если не с тех, у кого иномарки?' (открытый вопрос).
Эти люди воспринимают повышение таможенных пошлин на иномарки не столько как регулирующую меру, призванную защитить отечественных производителей, сколько как еще один источник пополнения государственного бюджета.

Участники ДФГ рассуждали о том, кому может быть выгодно увеличение таможенных пошлин на иномарки. Выдвигались различные версии. Наиболее часто 'подозреваемыми' оказывались руководители автозаводов, нефтяные магнаты и нечистые на руку чиновники. Часто респонденты высказывали опасение: деньги, которые должны поступить в бюджет за счет новых пошлин, будут разворованы.
  • 'Приходит директор АВТОВАЗа, и падает в ноги к правительству, говорит: 'Касьянов, выручай, а то финиш будет, пять миллионов рабочих мест теряем'. А тот ему говорит: 'Ты думай, работай, чтобы наш автомобиль с западными конкурировал'. 'Хорошо, через три года мы все сделаем, только не дай умереть'. Что делает Касьянов? Он собирает кабинет министров и разрабатывает табу, чтобы был меньше ввоз иномарок' (ДФГ, Воронеж).


  • 'Таможня – раз, нефтяные магнаты – два. Если сейчас пошло подорожание цен на бензин, значит, более дорогой бензин нам выгодней посылать за кордон, чем оставлять здесь в Союзе. Все иномарки на чем ездят? На 95-98-ом' (ДФГ, Москва).


  • 'Модератор: Ирина, почему Вы считаете, что кто-то возьмёт деньги, а промышленность останется сама по себе?
Участник 1: В нашей стране всё так.

Участник 2: Мы уже не верим, предполагаем самое худшее.

Участник 1: Финансы – сами по себе, а промышленность – сама по себе.

Участник 3: Деньги же пойдут неизвестно куда' (ДФГ, Санкт-Петербург).
  • 'Наши эти машинные заводы, которые получат деньги, в очередной раз переведут их на свои счета, построят себе новые дачи. А под конец, когда уже придется, они: 'ой, а вы знаете, у нас опять ничего не получилось'. Как всегда, все разворуют, все растащат' (ДФГ, Москва).
И все же, несмотря на то, что многие респонденты недовольны повышением пошлин на иномарки, 39% россиян считают, что эта мера положительно повлияет на развитие российской автомобильной промышленности. Этот тот случай, когда респонденты (особенно автомобилисты) четко различают собственные интересы и интересы государства.

По мнению 27% опрошенных, такое решение никак не повлияет на состояние российского автопрома. Полагают, что увеличение таможенных пошлин на иномарки отрицательно скажется на отечественных производителях автомобилей, 11% респондентов. Эти люди опасаются, что при ослаблении конкуренции российские заводы будут еще менее заинтересованы в выпуске качественной продукции:
  • 'ВАЗ начнет делать еще худшие автомобили' (открытый вопрос).
Авторы идеи увеличения таможенных пошлин на иномарки в качестве одного из главных аргументов утверждают, напротив, что эта мера позволит повысить качество российских автомобилей. Возлагают на это надежду и многие рядовые россияне. В то, что в ближайшем будущем Россия будет выпускать автомобили, не уступающие по качеству некоторым иномаркам, верят 45% опрошенных.
  • 'Пускай наши стоят дороже, чем сейчас, но, по крайней мере, будет всё нормально. Хотя бы гайки будут закручены. На машине, на которой можно хотя бы год проездить без проблем, без ремонтов' (ДФГ, Санкт-Петербург).
Не верят в возможность улучшения качества отечественных автомобилей 40% респондентов. Несмотря на то, что эти люди оказались в относительном меньшинстве, их мнение очень важно, так как среди этих опрошенных велика доля реальных и потенциальных автовладельцев – то есть наиболее активной части населения.


 
2.Графики и открытые вопросы

ВЛАДЕЕТ ЛИ ВАША СЕМЬЯ КАКИМ-ЛИБО ЛЕГКОВЫМ - ОТЕЧЕСТВЕННЫМ И/ИЛИ ИМПОРТНЫМ - АВТОМОБИЛЕМ? (Не более двух ответов.)

НАМЕРЕНЫ ЛИ ВЫ (ИЛИ ЧЛЕНЫ ВАШЕЙ СЕМЬИ) В ЭТОМ ГОДУ ПРИОБРЕСТИ КАКОЙ-ЛИБО ЛЕГКОВОЙ АВТОМОБИЛЬ, И ЕСЛИ ДА, ТО ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ИЛИ ИМПОРТНЫЙ, НОВЫЙ ИЛИ ПОДЕРЖАННЫЙ?

ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРИНЯЛО РЕШЕНИЕ ОБ УВЕЛИЧЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН НА ВВОЗ ИМПОРТНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ (ИНОМАРОК). ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ОБ ЭТОМ РЕШЕНИИ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ?

ЛИЧНО ВЫ ОДОБРЯЕТЕ ИЛИ НЕ ОДОБРЯЕТЕ РЕШЕНИЕ УВЕЛИЧИТЬ ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ НА ИМПОРТНЫЕ АВТОМОБИЛИ (ИНОМАРКИ)?

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПОВЫШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН НА ИНОМАРКИ ПОВЛИЯЕТ НА РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПОЛОЖИТЕЛЬНО, ОТРИЦАТЕЛЬНО ИЛИ НИКАК НЕ ПОВЛИЯЕТ?

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЪЯВИЛО, ЧТО ЧЕРЕЗ ВОСЕМЬ-ДЕСЯТЬ ЛЕТ В РОССИИ БУДЕТ НАЛАЖЕН ВЫПУСК АВТОМОБИЛЕЙ, НЕ УСТУПАЮЩИХ ПО КАЧЕСТВУ НЕКОТОРЫМ ИНОМАРКАМ. СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫ ВЕРИТЕ ИЛИ НЕ ВЕРИТЕ В ТО, ЧТО В БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ В РОССИИ БУДУТ ВЫПУСКАТЬСЯ АВТОМОБИЛИ, НЕ УСТУПАЮЩИЕ ПО КАЧЕСТВУ НЕКОТОРЫМ ИНОМАРКАМ?

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КАКОЙ МАРКИ (КАКИХ МАРОК) У ВАС АВТОМОБИЛЬ(-И)?



ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, К КАКИМ ПОСЛЕДСТВИЯМ ПРИВЕДЕТ ПОВЫШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН НА ВВОЗ ИНОМАРОК?



Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Подорожание отечественных автомобилей

21

  • 'Взвинчивание цен на отечественные автомобили, а количество будет тем же'; 'наверное, наши машины дорогие станут'; 'как и на окорочка, повысятся цены на отечественный транспорт'; 'вырастут цены на наши автомобили'; 'без изменения качества наши машины подорожают'.

Подорожание иномарок

17

  • 'Дороже будут продавать иномарки'; 'иномарки будут брать только миллионеры'; 'дефицит породит повышение цен на иномарки'; 'к отрицательному – к их подорожанию'; 'вырастут цены на иномарки'.

Увеличение спроса на отечественные автомобили

12

  • 'Будут ездить на отечественных автомобилях'; 'в моде будут отечественные автомобили'; 'больше будут покупать российские модели'; 'будет спрос больше на отечественные автомобили'; 'наверное, к тому, что люди будут покупать наши автомобили'; 'шире развернется продажа отечественных автомобилей'; 'будут покупать 'Жигули''; 'будут больше ценить наши машины'.

Сокращение ввоза иномарок и спроса на них, уменьшение их количества

7

  • 'Понизится ввоз иномарок'; 'возможно их, иномарок, станет меньше'; 'снизится их завоз'; 'приведет к уменьшению числа иномарок в городе'; 'меньше будут покупать иномарки'; 'многие люди начнут избавляться от иномарок, так как очень дорогой ремонт'; 'меньше будет импортных машин в городе'; 'их станет меньше – спрос на них упадет'.

Экономическая выгода для России

7

Развитие отечественной автопромышленности

5

  • 'Для автомобилестроения российского уберут конкурентов'; 'будет развиваться отечественная автопромышленность'; 'к подъему нашего автомобильного рынка'; 'заработает наша автомобильная промышленность'; 'будет развиваться отечественное автостроение'; 'больше инвестиций в отечественную промышленность'; 'импортные автомобили будет везти невыгодно – это позволит развивать собственное автомобилестроение'.

Рост бюджетных поступлений

2

  • 'Больше денег будет у государства'; 'деньги больше пойдут в Россию, в государственный чулок'; 'больше денег в казну'; 'государству будет очень хорошо – лишняя копейка пригодится; с кого еще брать, если не с тех, у кого иномарки?'; 'больше дохода в бюджет'.

Усиление криминала в сфере автотранспорта

4

Контрабанда, незаконная перепродажа иномарок

3

  • 'Больше будет спекуляции'; 'будут ввозить иномарки нелегальным путем'; 'много будет пиратских, незаконных ввозов, нелегально, не через таможню, повысится автомобильный криминал, больше будут воровать'; 'взяточничество на таможне, будут искать левые доходы'; 'контрабанда вырастет'; 'будут ввозить окольными путями'; 'будут ввозить иномарки нелегально, и распространится взяточничество'; 'больше спекуляции с машинами'.

Увеличение количества угонов автомобилей

1

  • 'Больше будет краж авто'; 'будет процветать воровство машин'; 'к грабежу и угону машин'.

Снижение уровня жизни населения

1

  • 'Убыток населению'; 'разорение людей'; 'увеличит расходы людей'; 'хуже простому человеку'; 'обнищание среднего класса'; 'ставит свой народ в затруднительное положение'; 'удар для среднего класса'; 'по народу ударит'; 'это плохо – бьет по среднему классу'.

Сохранение низкого качества отечественных машин, ухудшение их качества

1

  • 'Наши автомобили останутся по-прежнему плохими'; 'ВАЗ начнет делать еще худшие автомобили'; 'качество отечественных не возрастет'; 'у наших качество снизится'; 'наши машины хуже станут делать'.

Другое

1

  • 'ВАЗ разорится'; 'повысится наше благосостояние'; 'промышленность уменьшит производство автомобилей'; 'это ограничит выбор людей при покупке автомобиля'; 'будут собирать иномарки в России'.

Ничего не изменится

2

  • 'Ни к каким'; 'будут все равно покупать импортные машины'; 'все останется по-прежнему'; 'особых последствий не будет'.

Нет ответа, ответ не на тему

38

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 30-31 марта 2002 г. 1500 респондентов.


 
3.Электронная фокус-группа

Эпизод

Содержание эпизода

Интерес, оценка / сила колебаний

Согласие, оценка / сила колебаний

Доверие, оценка / сила колебаний

Средняя оценка

971(9)

В. Познер о конкурентоспособности российских товаров

1,97/срд

2,16/срд

1,65/слн

1,93

966(4)

П. Меньших о влиянии пошлин на потребителя

0,76/срд

1,63/срд

1,51/срд

1,30

969(7)

РТР о покупке иномарок

0,74/срд

1,19/срд

1,20/срд

1,04

968(6)

С. Снегирев о темпах развития отечественного автопрома

0,17/срд

1,31/срд

1,06/срд

0,84

967(5)

К. Ремчуков о ситуации на ГАЗе

0,57/слн

1,67/срд

0,22/слн

0,82

964(2)

В. Познер о введении таможенных пошлин на иномарки

0,55/срд

1,75/срд

0,12/слн

0,81

963 (1)

Ж. Агалакова о введении таможенных пошлин на иномарки

0,29/срд

-0,19/срд

0,07/срд

0,05

965(3)

А. Мордашов о развитии отечественного автопрома

-0,29/слн

0,80/срд

-0,62/слн

-0,03

970(8)

И. Клебанов об 'автомобильной концепции' правительства

-0,21/слн

0,17/срд

-1,13/срд

-0,39



Эпизод № 963
(1-й по порядку демонстрации). ОРТ, 'Времена', 24.03.02, 22:30. Ж. Агалакова (ведущая): В четверг на заседании правительства была в целом одобрена концепция развития автомобильной промышленности до 2010 года. И вот один из главных ее моментов – это новые таможенные пошлины на иностранные автомобили. Предполагается, что они должны защитить отечественный автопром. Итак, на иномарки старше трех лет пошлины будут установлены на уровне 25%, старше пяти лет – 35%, пошлины на иномарки старше семи лет будут приравнены к пошлинам на новые автомобили. Цифры здесь пока не утверждены, но ясно, что ввозить подержанные иномарки в Россию будет невыгодно.

Эпизод № 964
(2-й по порядку демонстрации). ОРТ, 'Времена', 24.03.02, 22:30. В. Познер (ведущий): В пятницу в Волгограде премьер Михаил Касьянов сказал (я цитирую): 'В любом случае потребитель не должен пострадать. Даже если мы не сможем разработать свой современный автомобиль, никто не мешает нам взять иностранную модель'. Вот интересно как-то получается. Ведь от пошлин пострадают все россияне, которые уже ездят на подержанных иномарках или которые собирались покупать, скажем, несвежую иномарку. Потом еще утверждается, что в связи с этим ростом цен на подержанные машины вырастут и цены на новые российские машины, причем называют такие цифры как 30 – 40 процентов. Так или нет, не знаю, но во всяком случае, это настораживает.

Эпизод № 965
(3-й по порядку демонстрации). ОРТ, 'Времена', 24.03.02, 22:30. А. Мордашов (гендиректор ОАО 'Северсталь'): Цель-то всего этого – это создание нового отечественного автопрома, причем речь идет о том, что он необязательно будет принадлежать российским собственникам. Главное, чтобы это были заводы, которые будут производить хорошую, качественную машину, соответствующую мировым требованиям. И откуда эта уверенность? Ну, во-первых, судя по всему, в автопроме произошли за последние годы изменения, которые позволяют на это надеяться. Оформились новые группы собственникова, которые берут на себя ответственность за заводы. Уже складывается сотрудничество с иностранцами,...мы рассчитываем, что будущее автопрома – это связано не с тем, что мы будем много новых марок изобретать и производить старых российских, а с тем, что мы за счет интеграции с международными крупными концернами сможем выпускать на территории России новые, по сути, иномарки совсем другого качества. Почему это произойдет, вот, и почему, может быть, правительство принимает такие меры? Это очень хороший вопрос. И почему мы в этом уверены? По опыту. Россия не первая. По опыту мировому. Россия не первая страна, которая принимает меры по защите внутреннего рынка.

Эпизод № 966
(4-й по порядку демонстрации). ОРТ, 'Времена', 24.03.02, 22:30. П. Меньших (главный редактор журнала 'За рулем'): Хотелось бы выяснить, что ждет потребителя. То есть на сегодня выбывает, если будут введены обещанные таможенные пошлины, выбывает, вероятно, на рынке какая-то большая партия предложений, это где-то, по прогнозам, до 200 – 250 тысяч автомобилей. То есть сформируется дефицит определенный. И то есть мы вынуждены будем встать в очередь к автозаводам и, наверное, повышать заработную плату уборщице или кому-то еще. Но это потребителя, наверное, не интересует. Все хотят знать, вот за эти 8 лет что конкретно планируется сделать. То есть вот даже сегодня не слышно было, что конкретно планируется сделать. Для того чтобы произвести 250 тысяч автомобилей, нужен хороший автомобильный завод, полтора миллиарда. Вот взять где эти полтора миллиарда?

Эпизод № 967
(5-й по порядку демонстрации). ОРТ, 'Времена', 24.03.02, 22:30. К. Ремчуков (председатель Высшего научно-консультационного совета компании 'Базовый элемент'): Отличительная особенность этой концепции развития автопрома состоит в том, что эта концепция регулирует не отношения государства и отрасли, как было в советское время, а государства и корпорации, частной корпорации по поводу развития отрасли. Пример. Четвертого декабря 2000 года менеджеры 'Сибала' вошли на ГАЗ. Застали картину: минус 5 миллиардов рублей – дыра в балансе, пьют, выносят с завода все что можно, при этом, установив камеры на проходных, увидели, что женщина, которая щупом проверяет машину с мусором (под которой запчасти – в размере 300 тысяч долларов в неделю вывозили запчастей), она получает 100 долларов... И вот 84% – бартер. Денег нет. Прошло 4 месяца. Стопроцентно все отношения на заводе в деньгах, на 22% снижена себестоимость продукции, на 23% произошел рост производительности труда. На всех проходных повесили плакат: 'Зарплату нам платят покупатели наших машин'. И начали объяснять людям, что ни Дерипаска, ни Путин не платят зарплату – только покупатель. Если он купит машину, она должна быть соответствующего качества. Вот что произошло. Год закончился. Пять миллиардов рублей заплачено налогов ГАЗом за год, 30 миллионов рублей, правда, всего лишь прибыль, но вектор развития понятен. Поэтому вот именно вот этот аспект проблемы, что это государство и корпорация частная, которая рискует своими деньгами, мне кажется, является гарантией того, что через 8 лет либо они выйдут на конкурентоспособный уровень...

Эпизод № 968
(6-й по порядку демонстрации). ОРТ, 'Времена', 24.03.02, 22:30. С. Снегирев (главный редактор газеты 'Клаксон'): Восемь лет – срок и маленький, и большой. Но, господа, ведь мировая промышленность тоже будет развиваться автомобильная. И кто знает, что будет через 8 лет, каковы требования – Евро-10, Евро-15 или что-то еще? Не будет ли опять, как было с нашим ВАЗом, когда мы купили старую, умершую 'Фиат' 124-ую, которая была никому не нужна в Европе, и стали делать ее, и сделали из нее какой-то флагман нашего производства. На самом деле это была просто липа. И поймите одну вещь: я видел на ВАЗе десятую модель – я видел в пластилине в 83 году. Дальше нужно говорить? 83 год – была машина в пластилине готова уже! Вышла несколько лет назад.

Эпизод № 969
(7-й по порядку демонстрации). РТР, 'Вести', 21.03.02, 20:00. К. Семин (корреспондент): Реакцию же самих автомобилистов – как покупателей, так и продавцов – трудно назвать восторженной.

Прохожий
:
Будут, безусловно, покупать и дорогие. Но уже такой простой человек не сможет взять машину, как вот раньше могли взять.

Прохожий:
Людям, наверно, придется просто копить больше денег. И покупать не 90 – 92 года машину, а 97 – 98 года машину. Потому что люди не откажутся от иномарок. Если человек сел на 'Жигули', пересел на иномарку, я думаю, что обратной уже дороги не будет точно.

Эпизод № 970
(8-й по порядку демонстрации). ОРТ, 'Времена', 24.03.02, 22:30. И. Клебанов (министр промышленности, науки и технологий РФ): Нам все время говорят, что правительство лоббирует автомобилистов – своих автопроизводителей. А я хочу сказать, что концепция-то посвящена совершенно другому, на самом деле. Она посвящена тому, чтобы в России ездили экологически нормальные, технически нормальные, недорогие и так далее, и тому подобное автомобили. А концепция – она разрабатывалась совместно со всеми теми, кто сегодня производит автомобили в России. Не только с российскими, но и с иностранными <производителями>; они начинают здесь этот бизнес, и накануне этого правительству России, председателю правительства было прислано письмо четырех крупнейших мировых производителей, абсолютно поддерживающих эту концепцию (кстати, подержанные машины которых здесь и продаются). Они сказали: 'Мы не хотим, чтобы в России продавались наши подержанные машины. Мы хотим сюда прийти и здесь делать новую машину'.

Эпизод № 971
(9-й по порядку демонстрации). ОРТ, 'Времена', 24.03.02, 22:30. В. Познер (ведущий): Пока мы разговаривали, старался вспомнить какой-нибудь предмет – ну, предмет, так сказать, народного потребления в широком смысле этого слова, – который делался или делается в нашей стране и который конкурентоспособен с аналогичным предметом, который делается не в нашей стране. Вот стал думать: одежду – нет, часы – нет, авторучки – нет, компьютеры – нет, телевизоры – нет, камеры, фотокамеры – нет, велосипеды – нет, косметика – нет, инструменты – нет. А что – да? И вот мне могут сказать – ну да, ну, вы вспомните, как мы пели: 'Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей, и, конечно, в области балета мы впереди планеты всей'. Это все ерунда, конечно. Я бы очень хотел, чтобы мы сумели сделать свою машину, которая была бы не хуже других. Я в этом смысле абсолютный патриот. И хотел бы купить ее за 8 тысяч и не лежать под ней, а ездить на ней, чувствовать себя не униженным, когда рядом едет кто-нибудь на 'Опеле', почувствовать себя, собственно, таким же. Верю ли я, что это произойдет? Вот кладу руку на сердце: не верю. Я буду счастлив, если я ошибаюсь. Я буду счастлив. Вы думаете, я полный идиот, что я не верю? Во всяком случае, если произойдет это, то это будет точно значить, что наступили новые времена.

Комментарий


Тема повышения пошлин на ввозимые в Россию иномарки была воспринята респондентами с неподдельным интересом. перспективы, открывающиеся перед отечественным автопромом в результате правительственных нововведений, показались большинству собеседников реальными. так, эпизод с участием К. Ремчукова (эпизод № 967), иллюстрирующий позитивные перемены, произошедшие на заводе газ после смены собственника, очень запомнился респондентам. с их точки зрения, 'новая схема отношений' между собственником и работниками могла бы изменить ситуацию к лучшему.
  • 'Он все правильно говорит – надо наводить порядок. Если будет достойная зарплата, то никто воровать не будет, потому что будут держаться за свое место. Если хорошие условия социальные и зарплата, никто воровать не будет'.


  • 'Государственное предприятие, директор – это не его предприятие. И ему по фигу мороз, ему как бы побольше себе набрать любыми способами. А вот когда пришел частник, он уже не будет позволять этого делать'.


  • 'Не объяснить, а научить людей работать. Они не будут воровать, если увидят, что <есть> хозяин'.
Слова И. Клебанова (эпизод №970) респонденты называют 'правильными' и 'красивыми', но, по их мнению, прозвучали они 'вяло' и неубедительно, поэтому эпизод оказался на нижней строчке рейтинговой таблицы.
  • 'Министр выступал грустно. У меня не внушил доверия'.


  • 'Ну флегматичный, отбывает номер; он государственный чиновник, он нечестный человек'.


  • 'Может быть, он и сам не верит в это. Такое ощущение, что он чего-то не договаривает'.


  • 'Нетвердо все говорит, монотонно как-то. Он хотел бы хорошо к идее относиться, но получится ли у него, он не уверен. Он пытается себя убедить, что это так'.


  • 'Говорит от имени государства, а своего личного мнения он не говорит'.
Рассуждения В. Познера о конкурентоспособности отечественных товаров (эпизод № 971) практически полностью совпали с личными ощущениями и видением ситуации большинством собеседников. Исключение составило лишь пессимистическое 'неверие' автора ведущего программы в будущее российского автопрома, которое, как представляется некоторым из них, невольно 'программирует на плохое'.
  • 'Ну это речь на бис. Он все вернул на свои места. Он сказал, что качество во всем отстает – это действительно так'.
  • 'Он ярко сказал: 'Я не верю, вот у нас все плохо'. 'Я не верю' – ну и не верь. Вот это мне не нравится. Где-то он хорошо говорит, а где-то на публику. Вот что-то такое не то'.


  • 'А я верю, а он не верит – пусть он не верит. Мне как-то поцарапало там что-то. Это плохо, это плохо. Не должно так быть. Так можно представить, что плохо. Внушает нам, что у нас все плохо'.


  • 'Я верю, стараются, есть надежда'.


  • 'Вроде он на нервах у нас играет, недоверие к правительству хочет возбудить'.
Электронные фокус-группы в Москве. 44 респондента. 28 марта 2002 г.


 
4.Опрос экспертов

ВОПРОС: ВЛАДЕЕТ ЛИ ВАША СЕМЬЯ КАКИМ-ЛИБО ЛЕГКОВЫМ – ОТЕЧЕСТВЕННЫМ И/ИЛИ ИМПОРТНЫМ – АВТОМОБИЛЕМ? (НЕ БОЛЕЕ ДВУХ ОТВЕТОВ.)

ВОПРОС: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, КАКАЯ ЧАСТЬ РОССИЯН ВЛАДЕЕТ ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ ЛЕГКОВЫМИ АВТОМОБИЛЯМИ? ПОПРОБУЙТЕ ОЦЕНИТЬ ЭТУ ДОЛЮ В ПРОЦЕНТАХ.

ВОПРОС: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, КАКАЯ ЧАСТЬ РОССИЯН ВЛАДЕЕТ ИМПОРТНЫМИ ЛЕГКОВЫМИ АВТОМОБИЛЯМИ? ПОПРОБУЙТЕ ОЦЕНИТЬ ЭТУ ДОЛЮ В ПРОЦЕНТАХ.

ВОПРОС: НАМЕРЕНЫ ЛИ ВЫ (ИЛИ ЧЛЕНЫ ВАШЕЙ СЕМЬИ) В ЭТОМ ГОДУ ПРИОБРЕСТИ КАКОЙ-ЛИБО ЛЕГКОВОЙ АВТОМОБИЛЬ? И ЕСЛИ ДА, ТО ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ИЛИ ИМПОРТНЫЙ, НОВЫЙ ИЛИ ПОДЕРЖАННЫЙ?

ВОПРОС: ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, КАКАЯ ЧАСТЬ РОССИЯН СОБИРАЕТСЯ В ЭТОМ ГОДУ ПРИОБРЕСТИ ЛЕГКОВОЙ АВТОМОБИЛЬ? ПОПРОБУЙТЕ ОЦЕНИТЬ ЭТУ ДОЛЮ В ПРОЦЕНТАХ.

ВОПРОС: ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРИНЯЛО РЕШЕНИЕ ОБ УВЕЛИЧЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН НА ВВОЗ ИМПОРТНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ (ИНОМАРОК). ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ОБ ЭТОМ РЕШЕНИИ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ?

ВОПРОС: ЛИЧНО ВЫ ОДОБРЯЕТЕ ИЛИ НЕ ОДОБРЯЕТЕ РЕШЕНИЕ УВЕЛИЧИТЬ ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ НА ИМПОРТНЫЕ АВТОМОБИЛИ (ИНОМАРКИ)?

ВОПРОС: КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, КАКАЯ ЧАСТЬ РОССИЯН ОДОБРЯЕТ РЕШЕНИЕ ОБ УВЕЛИЧЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН НА ВВОЗ ИМПОРТНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ? ПОПРОБУЙТЕ ОЦЕНИТЬ ЭТУ ДОЛЮ В ПРОЦЕНТАХ.

ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПОВЫШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН НА ИНОМАРКИ ПОВЛИЯЕТ ИЛИ НЕ ПОВЛИЯЕТ НА РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ? И ЕСЛИ ПОВЛИЯЕТ, ТО ПОЛОЖИТЕЛЬНО ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНО?

ВОПРОС: ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЪЯВИЛО, ЧТО ЧЕРЕЗ 8-10 ЛЕТ В РОССИИ БУДЕТ НАЛАЖЕН ВЫПУСК АВТОМОБИЛЕЙ, НЕ УСТУПАЮЩИХ ПО КАЧЕСТВУ НЕКОТОРЫМ ИНОМАРКАМ. СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫ ВЕРИТЕ ИЛИ НЕ ВЕРИТЕ В ТО, ЧТО В БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ В РОССИИ БУДУТ ВЫПУСКАТЬСЯ АВТОМОБИЛИ, НЕ УСТУПАЮЩИЕ ПО КАЧЕСТВУ ИНОМАРКАМ?

Телефонные интервью с представителями региональных властных, интеллектуальных и медиаэлит 26-28 марта 2002 г. 130 экспертов.


 
5.Приложение.Таблицы

ВЛАДЕЕТ ЛИ ВАША СЕМЬЯ КАКИМ-ЛИБО ЛЕГКОВЫМ - ОТЕЧЕСТВЕННЫМ И/ИЛИ ИМПОРТНЫМ - АВТОМОБИЛЕМ? (Не более двух ответов.)

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1004814282842485232303821343213323725121742242711132351651004852333334
нет6867725566776273626178827062546976566270687071657166756560595464485871
да, владеем отечественным автомобилем2626233427203122303119152432342820323121252723212631233120333828383625
да, владеем импортным автомобилем55597264763245122311385351332231899101576
затрудняюсь ответить12021111221121111242112101112110100


НАМЕРЕНЫ ЛИ ВЫ (ИЛИ ЧЛЕНЫ ВАШЕЙ СЕМЬИ) В ЭТОМ ГОДУ ПРИОБРЕСТИ КАКОЙ-ЛИБО ЛЕГКОВОЙ АВТОМОБИЛЬ, И ЕСЛИ ДА, ТО ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ИЛИ ИМПОРТНЫЙ, НОВЫЙ ИЛИ ПОДЕРЖАННЫЙ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1004814282842485232303821343213323725121742242711132351651004852333334
нет, не намерены8886967890948691799095968786879290848988888987939389888583888393798996
думаем, но еще не решили33163243632244234434344113462231410
да, отечественный новый22122021211021211322112221020333442
да, отечественный подержанный34252241521034332421334213622231331
да, импортный новый00010000000000100010000000000010100
да, импортный подержанный11031011210002201211100110018230510
затрудняюсь ответить23042132421132313222322122246341422


ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРИНЯЛО РЕШЕНИЕ ОБ УВЕЛИЧЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН НА ВВОЗ ИМПОРТНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ (ИНОМАРОК). ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ОБ ЭТОМ РЕШЕНИИ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1004814282842485232303821343213323725121742242711132351651004852333334
знаю4850455947426038515838264657683843665552473657573447354447778372767779
что-то слышал(-а)3029292930292931293030312932253331252330323322244530422931151317141714
слышу впервые1918221119241127191026372110725227171419261919191920192063101045
затрудняюсь ответить33413415126632044254242033482111013


ЛИЧНО ВЫ ОДОБРЯЕТЕ ИЛИ НЕ ОДОБРЯЕТЕ РЕШЕНИЕ УВЕЛИЧИТЬ ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ НА ИМПОРТНЫЕ АВТОМОБИЛИ (ИНОМАРКИ)?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1004814282842485232303821343213323725121742242711132351651004852333334
одобряю3135343230313428313328253432283331282339283534162738263416252526252427
не одобряю3532264935254327433924213239532729503834362832534126233059495741624737
затрудняюсь ответить3533401935442345252748543429194040223927363734313136513626261833132936


КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПОВЫШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН НА ИНОМАРКИ ПОВЛИЯЕТ НА РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПОЛОЖИТЕЛЬНО, ОТРИЦАТЕЛЬНО ИЛИ НИКАК НЕ ПОВЛИЯЕТ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1004814282842485232303821343213323725121742242711132351651004852333334
положительно3944344340364137444133254343393838433648383742353543423237323231372731
никак не повлияет2725253428222925303023192431372423353422242826273425122832444643454742
отрицательно111013111011139101310991412101012119111011911821137151812151713
затрудняюсь ответить232128132231172916173547241212272810182027252128192325272394143914


ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЪЯВИЛО, ЧТО ЧЕРЕЗ ВОСЕМЬ-ДЕСЯТЬ ЛЕТ В РОССИИ БУДЕТ НАЛАЖЕН ВЫПУСК АВТОМОБИЛЕЙ, НЕ УСТУПАЮЩИХ ПО КАЧЕСТВУ НЕКОТОРЫМ ИНОМАРКАМ. СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫ ВЕРИТЕ ИЛИ НЕ ВЕРИТЕ В ТО, ЧТО В БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ В РОССИИ БУДУТ ВЫПУСКАТЬСЯ АВТОМОБИЛИ, НЕ УСТУПАЮЩИЕ ПО КАЧЕСТВУ НЕКОТОРЫМ ИНОМАРКАМ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1004814282842485232303821343213323725121742242711132351651004852333334
верю4550444746424445464742354945474842434551424747374745484734353239373633
не верю4036404637384634464233293944483537493840393640463838353651576550585657
затрудняюсь ответить1614168172092181126361211517218171018161317151717171583115810


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 30-31 марта 2002. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.