|
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 15-16 декабря 2007 г. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
В Москве дорожные пробки из досадной помехи постепенно переросли в настоящую проблему. Жалуются на пробки и жители других, далеко не столь крупных и густонаселенных городов. Так, среди опрошенных жителей больших городов только 4% заявили, что там, где они живут, дорожных пробок нет; большинство из них – 61% – утверждают, что пробок в их городе много (22% – что мало). Среди опрошенных жителей мегаполисов, и в частности, среди москвичей, об отсутствии пробок не говорил никто, и практически все (96% и 99% соответственно) утверждали, что их много.
Качественно иная ситуация наблюдается только в малых городах: здесь о том, что в их городе пробок много, сообщили только 12% опрошенных, тогда как 54% заявили, что пробок в их городе нет (по мнению еще 25%, они есть, но их мало). Жители сельской местности, как и следовало ожидать, с дорожными пробками практически не сталкиваются – об этом говорили 90% из их числа, впрочем, некоторые (7%) говорят, что пробки в их селе бывают, причем по оценке 2%, часто.
В целом по России, согласно данным опроса, проблема пробок актуальна примерно для половины населения: 44% респондентов заявили, что там, где они живут, дорожных пробок нет; о наличии таковых говорили в сумме 49% респондентов. При этом, оценивая динамику ситуации с дорожными пробками, большинство респондентов сходились в том, что за последние 2-3 года там, где они живут, пробок стало больше (41% по выборке); заявили, что ничего в этом отношении не изменилось, очень немногие (5%), об уменьшении числа пробок почти не говорилось (менее 1%). Характерно, что и жители мегаполисов, и жители больших и малых городов оценивают динамику ситуации с дорожными пробками в своем городе весьма сходным образом, и даже среди тех жителей сел, кто отмечал наличие пробок, половина говорят, что пробок стало больше.
В целом каждый пятый из тех, кому приходится сталкиваться с пробками (или 11% по выборке), утверждает, что попадает в них – в качестве водителя или пассажира – каждый день; не реже нескольких раз в неделю стоят в пробках около четверти представителей этой группы (15% по выборке). Еще четверть (13% по выборке) попадают в пробки по несколько раз в месяц; остальные (12% по выборке) сталкиваются с пробками реже. Однако эти усредненные показатели сильно меняются в зависимости от величины поселения. Так, в малых городах не реже раза в неделю в дорожную пробку попадают только 9% опрошенных, тогда как в больших городах – 39%, а в мегаполисах – 68%, причем, по словам 23% жителей мегаполисов (а в Москве – 39%), они теряют время в пробках каждый день.
Что касается отношения россиян к дорожным пробкам, те респонденты, которым случается в них попадать, чаще заявляют, что относятся к этим ситуациям спокойно, чем утверждают обратное (30% и 23% по выборке). При этом активно пытаются избежать пробок треть из тех, кто с ними сталкивается (17% по выборке), тогда как половина (26% по выборке) ничего не предпринимают, а примерно каждый пятый-шестой (9%) считает, что пробок избежать в принципе невозможно. Отметим, что для мужчин характерна более активная, чем для женщин, стратегия поведения по отношению к дорожным пробкам, а также более спокойное отношение к ситуации, когда в пробках все же приходится стоять. Сходными особенностями отношения к пробкам на фоне жителей других поселений отличаются и москвичи: они реже нервничают по поводу пробок, но при этом чаще стараются их избежать.
Отвечая на открытый вопрос, что именно они предпринимают, чтобы избежать пробок, респонденты чаще всего говорили, что пытаются пробки объехать ("по дворам выезжаем"; "меняю маршрут"; "маневры – объездные пути по дворам или по обстоятельствам" – 9% по выборке); остальные либо стараются не ездить в часы пик и добираться до нужного места еще до возникновения пробок ("выезжаю раньше, чтобы в них не попадать"; "стараюсь не выезжать утром и вечером"; "выхожу раньше на остановку" – 4%), либо выбирают виды транспорта, не зависимые от пробок, как то – метро, электричка, трамвай (2%).
Вообще, заметим, на данный момент дорожные пробки все же, как правило, считаются атрибутом больших городов: две трети опрошенных (62%) соглашаются с мнением, что дорожные пробки часто возникают именно там. Вместе с тем многие – а именно, каждый четвертый участник опроса (26%) – придерживаются альтернативной точки зрения, согласно которой дорожные пробки часто возникают в любых городах, вне зависимости от их величины.
Елена Вовк
Лично Вам приходится или не приходится ездить за рулем автомобиля? И если приходится, то часто или редко?
|
население в целом |
тип населенного пункта |
|
Москва |
мегаполис |
большой город |
малый город |
село |
|
|
|
|
|
|
Лично Вам приходится или не приходится пользоваться наземным общественным транспортом (автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутные такси)? И если приходится, то часто или редко?
население в целом |
тип населенного пункта |
|
Москва |
мегаполис |
большой город |
малый город |
село |
|
|
|
|
|
|
Скажите, пожалуйста, в вашем городе (селе, поселке) дорожных пробок много, мало или нет совсем?
население в целом |
тип населенного пункта |
|
Москва |
мегаполис |
большой город |
малый город |
село |
|
|
|
|
|
|
Как Вы считаете, за последние 2-3 года в вашем городе (селе, поселке) пробок стало больше, меньше или ситуация с пробками не изменилась? (Ответы заявивших, что там, где они живут, есть дорожные пробки, - 49% от всех опрошенных.)
население в целом |
тип населенного пункта |
|
Москва |
мегаполис |
большой город |
малый город |
село |
|
|
|
|
|
|
Одни считают, что в России дорожные пробки часто возникают только в больших городах. Другие считают, что дорожные пробки часто возникают в любых городах вне зависимости от их размера. Какая точка зрения - первая или вторая - Вам ближе?
население в целом |
тип населенного пункта |
|
Москва |
мегаполис |
большой город |
малый город |
село |
|
|
|
|
|
|
Когда Вы ездите по дорогам в качестве водителя или пассажира, Вы попадаете или не попадаете в дорожные пробки? Если да, то как часто?
население в целом |
тип населенного пункта |
|
Москва |
мегаполис |
большой город |
малый город |
село |
|
|
|
|
|
|
Одни люди достаточно спокойно относятся к ситуации, когда им приходится стоять в дорожных пробках. Другие в таких ситуациях переживают и нервничают. А Вы обычно спокойно к этому относитесь или нервничаете? (Ответы заявивших, что они хотя бы иногда попадают в дорожные пробки, - 55% от всех опрошенных.)
население в целом |
тип населенного пункта |
|
Москва |
мегаполис |
большой город |
малый город |
село |
|
|
|
|
|
|
Вы обычно предпринимаете что-либо или ничего не предпринимаете, чтобы избегать попадания в дорожную пробку? (Ответы заявивших, что они хотя бы иногда попадают в дорожные пробки, - 55% от всех опрошенных.)
население в целом |
тип населенного пункта |
|
Москва |
мегаполис |
большой город |
малый город |
село |
|
|
|
|
|
|
Что именно Вы предпринимаете, чтобы избежать попадания в дорожную пробку? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что они что-либо предпринимают, чтобы избегать попадания в дорожную пробку, - 17% от всех опрошенных.)
(в % от числа опрошенных) | Выбираю более спокойный маршрут, объезжаю пробки | 9 | "По дворам выезжаем"; "еду в объезд, где меньше транспорта, нет пробок"; "объезжаю сложные участки дороги"; "стараюсь изменить маршрут"; "езжу по объездной дороге"; "меняю маршрут"; "маневры – объездные пути по дворам или по обстоятельствам"; "объезжаю проблемные улицы"; "объезжаю дворами, закоулками"; "стараюсь объехать этот участок"; "объезжаю пробку по улицам, где нет светофоров". | | Не езжу в час пик, выезжаю заранее | 4 | "Стараюсь в город не выезжать в час пик"; "выезжаю раньше, чтобы в них не попадать"; "стараюсь не выезжать утром и вечером"; "стараюсь раньше выходить из дома"; "выхожу раньше на остановку"; "раньше стараемся выехать из города"; "выбрать время поездки"; "корректирую время"; "езжу рано утром"; "пораньше выехать стараюсь, чтобы не опоздать". | | Пользуюсь метро, электричкой, трамваем, другим транспортом | 2 | "Езжу на маршрутке через Каштак"; "я стараюсь ездить на метро"; "ездим на других видах транспорта"; "выхожу из автобуса и ловлю машину"; "стараюсь ездить в город на электричке"; "стараюсь ездить в метро"; "езжу на метро, сокращаю поездки наземным транспортом до минимума"; "другой транспорт использую, подземный"; "езжу на общественном транспорте"; "на электричку хожу"; "пересаживаюсь на трамвай"; "езжу трамваем". | | Хожу пешком | 2 | "Пешком от Бикбая до Рыльского"; "прохожу лишнюю остановку пешком"; "иду пешком"; "пешком хожу, где есть возможность"; "выйти из транспорта и идти пешком"; "хожу пешком, если нужно проехать две остановки". | | Другое | 1 | "Слушаю радио"; "соблюдаю правила"; "не езжу никуда из-за этого"; "выезжаю на стоянку и жду, когда пробка рассосется"; "выезжаю на обочину, если она есть"; "планирую"; "ругаю мужа, чтобы он потише ехал"; "нарушаю правила"; "езжу по тротуарам". | | Затрудняюсь ответить, нет ответа | 1 |
Приложение. Таблицы
Лично Вам приходится или не приходится ездить за рулем автомобиля? И если приходится, то часто или редко?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
69 |
22 |
7 |
46 |
54 |
35 |
38 |
27 |
13 |
36 |
32 |
19 |
17 |
29 |
27 |
8 |
12 |
17 |
37 |
25 |
18 |
не приходится |
70 |
71 |
69 |
62 |
48 |
88 |
65 |
63 |
85 |
85 |
71 |
65 |
64 |
82 |
76 |
64 |
65 |
69 |
71 |
70 |
72 |
54 |
часто |
20 |
19 |
21 |
24 |
37 |
5 |
20 |
28 |
8 |
6 |
19 |
23 |
24 |
10 |
16 |
25 |
26 |
21 |
17 |
19 |
19 |
26 |
редко |
10 |
10 |
9 |
13 |
14 |
6 |
15 |
8 |
7 |
9 |
8 |
12 |
11 |
7 |
8 |
11 |
8 |
11 |
11 |
10 |
9 |
19 |
затрудняюсь ответить |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
* Здесь и далее - доля респондентов, которые при ответе на вопрос "Когда Вы в последний раз пользовались Интернетом?" выбрали позиции "В последние сутки", "В последнюю неделю", "В последний месяц".
Лично Вам приходится или не приходится пользоваться наземным общественным транспортом (автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутные такси)? И если приходится, то часто или редко?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
69 |
22 |
7 |
46 |
54 |
35 |
38 |
27 |
13 |
36 |
32 |
19 |
17 |
29 |
27 |
8 |
12 |
17 |
37 |
25 |
18 |
не приходится |
11 |
10 |
11 |
16 |
12 |
10 |
5 |
9 |
21 |
29 |
8 |
8 |
9 |
12 |
13 |
7 |
9 |
7 |
10 |
10 |
16 |
7 |
часто |
50 |
49 |
50 |
50 |
47 |
52 |
63 |
52 |
29 |
22 |
50 |
55 |
61 |
38 |
43 |
62 |
62 |
65 |
61 |
47 |
34 |
67 |
редко |
39 |
40 |
39 |
34 |
41 |
37 |
31 |
39 |
50 |
48 |
42 |
37 |
30 |
49 |
44 |
30 |
29 |
28 |
29 |
43 |
49 |
25 |
затрудняюсь ответить |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
Скажите, пожалуйста, в вашем городе (селе, поселке) дорожных пробок много, мало или нет совсем?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
69 |
22 |
7 |
46 |
54 |
35 |
38 |
27 |
13 |
36 |
32 |
19 |
17 |
29 |
27 |
8 |
12 |
17 |
37 |
25 |
18 |
много |
34 |
32 |
40 |
38 |
35 |
33 |
38 |
34 |
28 |
18 |
32 |
35 |
48 |
10 |
24 |
55 |
99 |
91 |
61 |
12 |
2 |
57 |
мало |
15 |
15 |
17 |
10 |
16 |
14 |
19 |
16 |
8 |
5 |
14 |
17 |
19 |
10 |
12 |
17 |
0 |
6 |
22 |
25 |
5 |
21 |
пробок нет совсем |
44 |
47 |
35 |
39 |
44 |
44 |
40 |
46 |
46 |
56 |
48 |
43 |
28 |
73 |
53 |
24 |
0 |
0 |
4 |
54 |
90 |
20 |
затрудняюсь ответить |
7 |
7 |
8 |
13 |
5 |
9 |
3 |
4 |
18 |
21 |
5 |
5 |
5 |
7 |
11 |
4 |
1 |
4 |
13 |
10 |
4 |
2 |
Как Вы считаете, за последние 2-3 года в вашем городе (селе, поселке) пробок стало больше, меньше или ситуация с пробками не изменилась? (Ответы заявивших, что там, где они живут, есть дорожные пробки, - 49% от всех опрошенных.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
69 |
22 |
7 |
46 |
54 |
35 |
38 |
27 |
13 |
36 |
32 |
19 |
17 |
29 |
27 |
8 |
12 |
17 |
37 |
25 |
18 |
стало больше |
41 |
39 |
49 |
42 |
44 |
39 |
46 |
44 |
31 |
18 |
38 |
45 |
59 |
12 |
31 |
64 |
96 |
91 |
72 |
26 |
2 |
68 |
стало меньше |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
0 |
1 |
0 |
1 |
ситуация не изменилась |
5 |
5 |
6 |
3 |
5 |
4 |
8 |
4 |
2 |
4 |
5 |
5 |
5 |
3 |
4 |
5 |
2 |
2 |
6 |
7 |
3 |
7 |
затрудняюсь ответить |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
3 |
0 |
1 |
1 |
1 |
5 |
2 |
1 |
2 |
Одни считают, что в России дорожные пробки часто возникают только в больших городах. Другие считают, что дорожные пробки часто возникают в любых городах вне зависимости от их размера. Какая точка зрения - первая или вторая - Вам ближе?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
69 |
22 |
7 |
46 |
54 |
35 |
38 |
27 |
13 |
36 |
32 |
19 |
17 |
29 |
27 |
8 |
12 |
17 |
37 |
25 |
18 |
первая |
62 |
64 |
59 |
55 |
63 |
62 |
63 |
65 |
58 |
55 |
63 |
63 |
63 |
63 |
60 |
68 |
60 |
71 |
34 |
68 |
68 |
62 |
вторая |
26 |
24 |
30 |
28 |
29 |
23 |
29 |
27 |
20 |
19 |
26 |
29 |
26 |
23 |
27 |
23 |
26 |
18 |
57 |
23 |
14 |
31 |
затрудняюсь ответить |
12 |
12 |
11 |
17 |
8 |
15 |
8 |
8 |
23 |
26 |
11 |
8 |
10 |
14 |
13 |
9 |
14 |
11 |
9 |
9 |
18 |
7 |
Когда Вы ездите по дорогам в качестве водителя или пассажира, Вы попадаете или не попадаете в дорожные пробки? Если да, то как часто?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
69 |
22 |
7 |
46 |
54 |
35 |
38 |
27 |
13 |
36 |
32 |
19 |
17 |
29 |
27 |
8 |
12 |
17 |
37 |
25 |
18 |
каждый день |
11 |
10 |
12 |
16 |
15 |
8 |
15 |
13 |
3 |
1 |
10 |
12 |
18 |
2 |
6 |
18 |
39 |
23 |
19 |
3 |
2 |
24 |
несколько раз в неделю |
15 |
14 |
17 |
19 |
17 |
13 |
20 |
15 |
8 |
6 |
14 |
16 |
20 |
6 |
11 |
26 |
26 |
46 |
20 |
6 |
6 |
23 |
несколько раз в месяц |
13 |
12 |
16 |
9 |
14 |
12 |
15 |
12 |
11 |
5 |
14 |
13 |
14 |
9 |
10 |
15 |
15 |
16 |
25 |
10 |
6 |
16 |
несколько раз в 2-3 месяца |
5 |
5 |
6 |
0 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
3 |
5 |
5 |
6 |
4 |
5 |
7 |
5 |
6 |
5 |
5 |
5 |
5 |
несколько раз за полгода |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
5 |
3 |
3 |
4 |
3 |
6 |
3 |
5 |
3 |
2 |
1 |
6 |
5 |
3 |
5 |
несколько раз в год |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
2 |
4 |
6 |
3 |
3 |
6 |
4 |
5 |
1 |
3 |
6 |
4 |
4 |
реже, чем раз в год |
3 |
4 |
2 |
2 |
4 |
3 |
4 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
5 |
3 |
3 |
4 |
2 |
0 |
4 |
5 |
3 |
4 |
никогда не попадаю |
42 |
44 |
36 |
41 |
35 |
48 |
33 |
39 |
57 |
71 |
43 |
39 |
25 |
66 |
51 |
23 |
4 |
5 |
16 |
57 |
67 |
18 |
затрудняюсь ответить |
3 |
3 |
2 |
5 |
3 |
3 |
2 |
3 |
5 |
6 |
2 |
3 |
3 |
4 |
3 |
1 |
2 |
1 |
4 |
4 |
3 |
2 |
Одни люди достаточно спокойно относятся к ситуации, когда им приходится стоять в дорожных пробках. Другие в таких ситуациях переживают и нервничают. А Вы обычно спокойно к этому относитесь или нервничаете? (Ответы заявивших, что они хотя бы иногда попадают в дорожные пробки, - 55% от всех опрошенных.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
69 |
22 |
7 |
46 |
54 |
35 |
38 |
27 |
13 |
36 |
32 |
19 |
17 |
29 |
27 |
8 |
12 |
17 |
37 |
25 |
18 |
спокойно |
30 |
30 |
32 |
30 |
36 |
25 |
38 |
29 |
22 |
14 |
34 |
29 |
39 |
20 |
24 |
45 |
63 |
39 |
41 |
23 |
19 |
46 |
нервничаю |
23 |
21 |
28 |
24 |
24 |
22 |
26 |
27 |
13 |
8 |
19 |
28 |
31 |
10 |
20 |
30 |
29 |
52 |
38 |
15 |
9 |
32 |
затрудняюсь ответить |
2 |
2 |
2 |
0 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
0 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
Вы обычно предпринимаете что-либо или ничего не предпринимаете, чтобы избегать попадания в дорожную пробку? (Ответы заявивших, что они хотя бы иногда попадают в дорожные пробки, - 55% от всех опрошенных.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
69 |
22 |
7 |
46 |
54 |
35 |
38 |
27 |
13 |
36 |
32 |
19 |
17 |
29 |
27 |
8 |
12 |
17 |
37 |
25 |
18 |
предпринимаю |
17 |
16 |
20 |
19 |
23 |
12 |
22 |
19 |
9 |
4 |
15 |
20 |
26 |
10 |
13 |
26 |
48 |
30 |
24 |
10 |
8 |
39 |
не предпринимаю |
26 |
26 |
30 |
21 |
26 |
26 |
32 |
27 |
18 |
13 |
28 |
27 |
30 |
15 |
22 |
36 |
26 |
47 |
40 |
21 |
16 |
28 |
пробок невозможно избежать |
9 |
9 |
11 |
12 |
10 |
9 |
10 |
10 |
8 |
5 |
9 |
9 |
13 |
4 |
9 |
12 |
16 |
15 |
17 |
7 |
4 |
11 |
затрудняюсь ответить |
2 |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
3 |
1 |
2 |
2 |
3 |
|
|
|
|
|