Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/business/ec_trans/safe_road/dd064027




Безопасность дорожного движения

12.10.2006 [отчет] [ Опрос населения ]




Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 7-8 октября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.


1. Хамство на дорогах
2. Оценка ситуации с безопасностью движения
3. О борьбе с 'мигалками'
4. Приложение. Таблицы

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 7-8 октября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Россияне далеко не в восторге от того, как обстоят дела с безопасностью на дорогах в их городах и селах. Только 14% опрошенных назвали эту ситуацию хорошей, тогда как 39% - всего лишь удовлетворительной, а 41% - плохой (в крупных городах и мегаполисах эта доля доходит до 50-55%). При этом, по мнению 53% опрошенных, за последние два года ситуация с безопасностью на дорогах не изменилась, а по мнению 26% – даже ухудшилась (в крупных городах и мегаполисах эта доля составляет 32-36%, а в Москве – целых 47%). Только 12% говорят о подвижках к лучшему. Правда, по сравнению с декабрем 2005 года, когда респондентам задавали аналогичный вопрос, доля заявляющих об ухудшении ситуации уменьшилась, а доля говорящих о ее неизменности – увеличилась (тогда они составляли 39% и 40% соответственно).

Респондентам задали открытый вопрос, что именно, на их взгляд, в первую очередь снижает безопасность дорожного движения там, где они живут. Первая крупная группа причин, о которых упоминали респонденты, – человеческий фактор. Чаще всего говорилось о безответственности и невнимательности, незнании или несоблюдении правил дорожного движения и водителями, и пешеходами (в сумме 46% ответов). Многие называли и такую причину, как пьянство, употребление наркотиков (опять же речь шла не только о водителях, но и о пешеходах – в сумме 13% ответов). Некоторые жаловались на плохую работу ГИБДД (5% ответов), на хамство и низкую культуру поведения на дорогах (в сумме 6% ответов).

Вторая крупная группа факторов, которые, по мнению респондентов, негативно сказываются на безопасности, – это состояние дорог и организация дорожного движения. Так, респонденты говорили о плохом качестве покрытия, отсутствии удовлетворительного освещения, тротуаров и мест для парковки автомобилей (23% ответов), отсутствии пешеходных переходов, дорожных знаков, о неработающих светофорах и т.д. (10% ответов), большой загруженности дорог и множестве пробок (6%).

Кстати, только 8% опрошенных отрицательно ответили на прямо поставленный вопрос, нарушают ли водители там, где они живут, правила дорожного движения; по мнению 67% опрошенных, водители нарушают ПДД часто (по мнению 15% – редко). Отвечая на сходный вопрос относительно пешеходов, 11% опрошенных сказали, что те правила дорожного движения не нарушают, 55% – что нарушают часто, 23% – что редко.

Среди тех участников опроса, кто сам ездит за рулем – доля таковых составила 30%, – многие сталкиваются и с различными проявлениями хамства со стороны других участников движения: 15% – часто, 9% – редко (6% с хамством на дорогах не сталкиваются).

* * *

В числе прочего, респондентов спрашивали, как, по их мнению, скажется на безопасности движения ограничение круга лиц, имеющих право на машину с 'мигалкой'. Почти половина – 48% опрошенных, – считают, что если людей, имеющих право на эту привилегию, станет меньше, то это никак не отразится на безопасности дорожного движения. По мнению 28% респондентов, такая мера приведет к повышению безопасности на дорогах. Объясняя свою точку зрения в ответе на открытый вопрос, они ссылались на то, что в результате будут лучше соблюдаться ПДД, уменьшится число нарушений скоростного режима (9% ответов), меньше станет помех на дороге, а значит – и меньше пробок (4%); меньше будет суматохи (3%) и аварийных ситуаций (2%); больше - уважения к другим водителям (3%). Некоторые подчеркивали, что с 'мигалкой' станут ездить только те, кому это действительно необходимо, а не случайные люди (3% ответов).

При этом 4% опрошенных считают, что ограничение круга лиц, имеющих право на машину с 'мигалкой', приведет не к повышению, а напротив, к снижению безопасности на дорогах. Логика у них такая: стиль езды этих людей все равно не изменится, а 'мигалка', по крайней мере, помогает предупредить окружающих.

Елена Вовк



1. Хамство на дорогах

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 7-8 октября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

ЛИЧНО ВАМ ПРИХОДИТСЯ ИЛИ НЕ ПРИХОДИТСЯ ЕЗДИТЬ ЗА РУЛЕМ АВТОМОБИЛЯ, И ЕСЛИ ПРИХОДИТСЯ, ТО ЧАСТО ИЛИ РЕДКО?

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫ СТАЛКИВАЕТЕСЬ ИЛИ НЕ СТАЛКИВАЕТЕСЬ С ХАМСТВОМ НА ДОРОГАХ? И ЕСЛИ СТАЛКИВАЕТЕСЬ, ТО ЧАСТО ИЛИ РЕДКО? (Ответы заявивших, что им приходится ездить за рулем автомобиля.)

С КАКИМИ ИМЕННО ПРОЯВЛЕНИЯМИ ХАМСТВА НА ДОРОГАХ ВЫ ОБЫЧНО СТАЛКИВАЕТЕСЬ? (Открытый вопрос*. Задавался заявившим, что им приходится ездить за рулем автомобиля и они сталкиваются с хамством на дорогах, - 23% от всех опрошенных.)



2. Оценка ситуации с безопасностью движения

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 7-8 октября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

КАК ОБСТОЯТ ДЕЛА С БЕЗОПАСНОСТЬЮ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ТАМ, ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ, - ХОРОШО, УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО ИЛИ ПЛОХО?

все опрошенные

те, кому за рулем автомобиля ездить...

... приходится

... не приходится

ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ЧТО В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ СНИЖАЕТ БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ТАМ, ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ? (Открытый вопрос*.)

ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, СИТУАЦИЯ С БЕЗОПАСНОСТЬЮ ДВИЖЕНИЯ ТАМ, ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ, ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОД-ДВА УЛУЧШИЛАСЬ, УХУДШИЛАСЬ ИЛИ НЕ ИЗМЕНИЛАСЬ?

все опрошенные

те, кому за рулем автомобиля ездить...

... приходится

... не приходится

ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ТАМ, ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ, НА ДОРОГАХ ДОСТАТОЧНО ИЛИ НЕДОСТАТОЧНО ОБОРУДОВАННЫХ ПЕРЕХОДОВ ДЛЯ ПРОПУСКА ПЕШЕХОДОВ - СВЕТОФОРОВ, ПОДЗЕМНЫХ И НАЗЕМНЫХ ПЕРЕХОДОВ?

все опрошенные

те, кому за рулем автомобиля ездить...

... приходится

... не приходится

ТАМ, ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ, ВОДИТЕЛИ НАРУШАЮТ ИЛИ НЕ НАРУШАЮТ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ? И ЕСЛИ НАРУШАЮТ, ТО ЧАСТО ИЛИ РЕДКО?

все опрошенные

те, кому за рулем автомобиля ездить...

... приходится

... не приходится

ТАМ, ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ, ПЕШЕХОДЫ НАРУШАЮТ ИЛИ НЕ НАРУШАЮТ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ? И ЕСЛИ НАРУШАЮТ, ТО ЧАСТО ИЛИ РЕДКО?

все опрошенные

те, кому за рулем автомобиля ездить...

... приходится

... не приходится



3. О борьбе с 'мигалками'

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 7-8 октября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

НЕДАВНО БЫЛО ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ РЕЗКО ОГРАНИЧИТЬ КРУГ ЛИЦ С ПРАВОМ ИМЕТЬ МАШИНУ С ПРОБЛЕСКОВЫМИ МАЯЧКАМИ ('МИГАЛКАМИ'). ЭТО НЕ КАСАЕТСЯ МАШИН 'СКОРОЙ ПОМОЩИ', МЧС, ДПС И ДРУГИХ ПОДОБНЫХ СЛУЖБ. ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ЕСЛИ ЛЮДЕЙ, ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА МАШИНУ С 'МИГАЛКОЙ', СТАНЕТ МЕНЬШЕ, ТО ДВИЖЕНИЕ СТАНЕТ БОЛЕЕ БЕЗОПАСНЫМ ИЛИ МЕНЕЕ БЕЗОПАСНЫМ? ИЛИ ЖЕ ЭТО НЕ ПОВЛИЯЕТ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ?

все опрошенные

те, кому за рулем автомобиля ездить...

... приходится

... не приходится

ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ СТАНЕТ БОЛЕЕ БЕЗОПАСНЫМ**, ЕСЛИ ЛЮДЕЙ, ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА МАШИНУ С 'МИГАЛКОЙ', СТАНЕТ МЕНЬШЕ? (Открытый вопрос*. Задавался заявившим, что если людей, имеющих право на машину с 'мигалкой', станет меньше, то движение станет более безопасным, - 28% от всех опрошенных.)



Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 7-8 октября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ЧТО В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ СНИЖАЕТ БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ТАМ, ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ?

(в % от числа опрошенных)

Плохие, неосвещенные дороги, отсутствие тротуаров, парковок 23
'Нет уличного освещения'; 'очень плохие дороги, не ремонтируются уже многие годы'; 'нет тротуаров около нас, нет водостоков вдоль дороги'; 'дороги в городе – одни рытвины да ухабы'; 'открытые колодцы'; 'плохое освещение'; 'нет дороги не асфальтированной'; 'нет парковок, машины стоят на обочинах и мешают движению...'; 'узкие дороги, нет стоянок для парковки, загромождение проезжей части'; 'дороги плохие, освещения улиц нет, тротуаров нет'.
Безответственность, невнимательность, несоблюдение правил дорожного движения в целом 14
'Недисциплинированные водители и пешеходы'; 'и водители, и пешеходы нарушают правила систематически'; 'нарушают правила все и всюду'; 'никто не соблюдает правил'; 'невнимание водителей и пешеходов'; 'обоюдное несоблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами'; 'несерьезное отношение и водителей, и пешеходов к правилам дорожного движения'; 'не соблюдают правила дорожного движения, не обращают внимания на знаки дорожные'.
Безответственность, невнимательность, несоблюдение правил дорожного движения со стороны водителей 13
'Водители постоянно ездят на красный свет, страшно стало дорогу переходить даже на разрешающий сигнал светофора'; 'безалаберность водителей'; 'безответственность водителей'; 'халатность водителей'; 'многие ездят на красный, не соблюдают правила'; 'водители слишком активные, и на зеленый, и на красный свет едут'; 'водители невнимательные'; 'то, что водители игнорируют знаки и светофоры'.
Необорудованность дорог (отсутствие переходов, дорожных знаков, неработающие светофоры и др.) 11
'Мало светофоров, а существующие часто не работают'; '...неправильно установленные знаки'; 'неработающие светофоры у нас в районе'; 'мало переходов, сломанные лежачие полицейские'; 'нет полос, разметок на дорогах'; 'трасса, где жилье, – нет знаков'; 'отсутствие знаков рядом с железной дорогой'; '...не везде установлены «зебры» для пешеходов'; 'опасный перекресток, отсутствие светофора'; 'мало подземных и надземных переходов, мало светофоров'; 'достаточно мест, где нет пешеходных переходов'; 'мало знаков на дорогах, «зебра» хотя бы должна быть'; 'дорожная разметка'; 'плохие автобусные остановки'.
Превышение скорости водителями 9
'Лихачество водителей'; 'какой русский не любит быстрой езды?'; 'все зависит от водителей, лихачество'; 'быстрая скорость, надо 40 км, а они летят 80, не могу перейти дорогу к колодцу за водой'; 'гоняют как бешеные'; 'абсолютно ничего, как ездили машины быстро, так и ездят'; 'водители носятся как угорелые'; 'высокая скорость транспорта на переходах и во дворах'.
Употребление алкоголя и наркотиков водителями, особенно молодыми 7
'Нетрезвые шоферы'; 'в пьяном виде ездят'; 'за рулем много молодых людей в нетрезвом состоянии, обкуренных'; 'здесь, в селе, если что и случается, то по пьянке кто перевернется'; 'пьяные молодые водители'; 'нетрезвые водители'.
Большое количество машин, пробки на дорогах 6
'Возрос поток транспорта'; 'стало много транспорта'; 'много маршруток'; 'общая перегрузка автомобилями города'; 'увеличение количества машин'; 'большое количество машин, работающих как такси'; 'пробки'; 'наличие интенсивного дорожного движения'; 'большое количество транспорта'.
Плохая работа ГИБДД 5
'Неудовлетворительная работа ГАИ'; 'гаишники только деньги метут, а аварий с каждым днем все больше'; 'слабо работают патрульные посты'; 'неправильно работает ГИБДД'; 'взяточники в ГИБДД'; '...халатно милиция относится к своим обязанностям'; 'контроль ДПС на дорогах'; 'ГАИ: они ловят машины в узких местах, стопорят движение, мешают другим'.
Пьянство в целом 4
'Пьяные водители и пьяные пешеходы'; '...пьяные водители и пешеходы'; 'пьяный водитель и пешеходы'.
Хамство, общая низкая культура поведения 3
'Низкая культура населения'; 'не хватает культуры у населения'; 'пешеходы и водители игнорируют друг друга'; 'нет взаимопонимания водитель – пешеход'; 'культура водителей и пешеходов'; 'бескультурье людей'; 'люди не уважают друг друга'; 'местный менталитет'.
Нарушение правил дорожного движения подростками, молодежью 3
'Молодежь обижает'; 'молодежь'; 'молодежь нарушает движение'; 'молодежь на мотоциклах'; '...школьники не знают правил...'; 'малолетки на мотоциклах'; 'молодежь носится ночами'.
Незнание водителями правил дорожного движения, их непрофессионализм 3
'За рулем плохие водители'; 'плохо учат в автошколах'; 'незнание некоторыми водителями правил движения'; 'плохое знание правил, отсутствие большого опыта вождения'; 'отсутствие водителей-профессионалов'; 'нет водителей-профессионалов'; 'неопытность водителей'; 'неграмотные водители'.
Хамство, низкая культура поведения водителей 3
'Бескультурье водителей'; 'хамство водителей'; 'хамство на дороге, водители не уважают друг друга'; 'наглость водителей'; 'культура водителей оставляет желать лучшего'; 'мало водителей относятся к пешеходам уважительно'; 'понакупили иномарки, пешеходов не пропускают'.
Покупка водительских удостоверений 2
'Водители липовые права покупают'; 'покупают права'; 'купленные за деньги права'; 'права покупают'.
Безответственность, невнимательность, несоблюдение правил дорожного движения со стороны пешеходов 2
'Пешеходы иногда выскакивают на дорогу когда не надо'; 'неорганизованность пешеходов, они лезут не туда, куда надо, не выполняют правил дорожного движения'; 'невнимательность пешеходов: переходят где попало'; 'халатное отношение пешеходов'; 'сами пешеходы нарушают и переходят'; '...пешеходы очень часто нарушают правила'; 'невнимательность со стороны пешеходов'.
Незнание правил дорожного движения в целом 1
'Много людей, плохо знающих правила дорожного движения'; 'плохое знание правил движения'; 'незнание ПДД'.
Другое 2
'Отсутствие технических средств контроля за движением'; 'перекрытие дорожного движения для одного человека, а другим некуда деться'; 'отсутствие городского транспорта'; 'сумасшедшие водители, их мало наказывают'; '...неисправность автомобиля'; 'лошади на дорогах – на нас прыгнула и разбила нам машину...'; 'следить за безопасностью движения нужно лучше. Выделять больше денег на эти нужды'; 'не проводится работа среди населения'; 'обнаглели, сидят за рулем с наколками'.
Ничего, у нас нет таких проблем 2
'Ничего'; 'ничего не снижает'; 'нет такого'; 'маленький населенный пункт'; 'мало автотранспорта'; 'у нас нет дорожного движения, дорог нет'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа 18

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ СТАНЕТ БОЛЕЕ БЕЗОПАСНЫМ, ЕСЛИ ЛЮДЕЙ, ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА МАШИНУ С 'МИГАЛКОЙ', СТАНЕТ МЕНЬШЕ?

(в % от числа опрошенных)

Больше будут соблюдаться правили дорожного движения, уменьшится число нарушений скоростного режима 9
'Больше будут соблюдаться правила водителями'; 'будет меньше нарушений на дорогах'; 'все должны соблюдать правила движения'; 'гоняют как сумасшедшие, кто они такие?'; 'ездят с высокой скоростью и не соблюдают правила'; 'кто ставит мигалки, тот не соблюдает правила движения'.
Меньше пробок, помех на дороге 4
'Движение будет свободнее'; 'из-за них пробки'; 'мигалки нарушают движение'; 'не будут заторов вызывать на дорогах'; 'они мешают движению'; 'так как эти машины мешают другому транспорту'.
Больше уважения к водителям, меньше хамства, водители будут на равных правах 4
'Будут лезть меньше'; 'меньше станет этой наглости'; 'они беспредельничают'; 'они не будут наглеть'; 'с мигалкой наглеют'; 'так как таким водителям все дозволено, ведут нагло на дорогах'; 'это хамы и беспредельщики'; 'будут как все'; 'не будет преимуществ – всем одинаковые требования'; 'равноправие при движении всех машин'.
Меньше суматохи при езде, меньше отвлечений для водителей, спокойнее 3
'Будет спокойнее'; 'меньше отвлекать водителей будут'; 'мигалки пугают людей'; 'не будет суматохи на дороге'; 'не будут отвлекать внимание водителей'; 'прекратится паника на дорогах'.
С 'мигалками' не будут ездить случайные люди 3
'Меньше будет таких машин'; 'много их развелось'; 'они не имеют на это права и гоняют, покупают мигалки'; 'слишком много их мигает'; 'сыновья депутатов катаются на машинах своих отцов, на этих машинах мигалки'; 'эти мигалки сейчас всем доступны'; 'только специальные машины – 01, 02, 03'; 'мигалки нужно иметь только скорой и пожарным'; их вообще не должно быть, кроме спецслужб'; 'будет лучший доступ машинам скорой помощи, пожарным и т. д.'.
Меньше аварийных ситуаций, угрозы для пешеходов 3
'Из-за них много аварий'; 'люди прижимаются и происходят аварии'; 'меньше аварийности от этого будет'; 'они создали аварийную ситуацию'; 'потому что они подрезают машины'; 'были случаи, когда машины с мигалками сбивали детей'; 'на переходах не останавливаются'; 'скорость уменьшат и увидят пешеходов'; 'спокойней можно перейти дорогу'.
Больше порядка на дорогах в целом 1
'Больше на дорогах порядка будет'; 'будет меньше беспредела на дороге'; 'дисциплины будет больше'; 'когда кто-то едет с мигалками, то непонятно, кто куда едет'; 'порядка будет больше, а то их совсем распустили'.
Другое 1
'Надо, не надо, они включают свои мигалки'; 'не надо будет им дорогу уступать'; 'чудаки ездили'; 'это ни к чему'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа 4

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ СТАНЕТ МЕНЕЕ БЕЗОПАСНЫМ, ЕСЛИ ЛЮДЕЙ, ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА МАШИНУ С 'МИГАЛКОЙ', СТАНЕТ МЕНЬШЕ?

(в % от числа опрошенных)

Все ответы 1
'Будут ездить кому как вздумается'; 'все равно будут нарушать правила'; 'мигалка не помешает, хоть просигналит'; 'надо будет пропускать спецмашины'; 'эти люди всегда торопливые'; 'это лихачи, им все можно'; 'быстрая езда'; 'как не соблюдали дорожное движение, милиции рядом нет, кто как хочет, так и едет'; 'много других лихачей'; 'можно все купить'.
Затрудняюсь ответить, ответ не на тему 3

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: С КАКИМИ ИМЕННО ПРОЯВЛЕНИЯМИ ХАМСТВА НА ДОРОГАХ ВЫ ОБЫЧНО СТАЛКИВАЕТЕСЬ?

(в % от числа опрошенных)

Создание аварийных ситуаций (подрезают, обгон, не уступают дорогу, проезжают на красный свет и др.) 11
Подрезают6
'Подрез машины'; 'подрезают иномарки'; 'подрезают постоянно'; 'неправильно перестраиваюсь'; 'нагло перестраиваются'.
Не уступают дорогу, не пропускают5
'Не уступают дорогу, хотя должны'; 'не дают пройти пешеходу на светофоре'; 'водители не уступают дорогу пешеходам'; 'дорогу не уступают'; 'каждый водитель считает, что он прав, и не пропускает другого'; 'водители не уступают дорогу машинам «скорой помощи», пожарной, милиции и друг другу'; 'не хотят друг друга пропускать'; 'не уступают дорогу, очень трудно выехать'.
Обгон3
'Обгон против правил'; 'выезд на встречную'; 'неправильный обгон, не по своей стороне ездят'; 'перестроение с выездом на встречную полосу'; 'обгоняют в неположенных местах'; 'обгоняют со всех сторон, ничего не боятся'; 'обгоняют без соблюдения правил, создают аварийную ситуацию'.
Другие случаи создания аварийных ситуаций (не соблюдают дистанцию, не включают поворотники, неправильно паркуются и др.)1
'...Неправильно паркует, не въехать'; '...не соблюдают расстояние'; 'создание аварийной ситуации'; 'несоблюдение дистанций'; 'сигналят, торопят'; '...парковки в неположенных местах'; '...автобус заходит на остановку, а ему преграждают путь машины'; '...не показывают поворот, резко тормозят'; '...тормозят редко перед идущими машинами'; '...необоснованное пользование сигналом'; 'поворотники поздно включают'.
Проезжают на красный свет1
'Проезд на красный свет'; '...на красный свет едут...'; 'движение не на тот свет светофора'.
Слепят дальним светом1
'...Своим галогенным светом пользоваться не умеют'; 'не переключают свет с дальнего на ближний'; 'слепят дальним светом'; 'не переключают дальний свет, особенно иномарки'; 'при езде с дальним светом слепят'.
Грубость, ругань, взаимное неуважение водителей 5
'Не уважают водители друг друга'; 'в дорогих иномарках водители безобразничают'; 'наглеж, особенно иномарки'; 'к новичкам относятся плохо, когда ездишь медленнее, соблюдая правила дорожного движения'; 'крики водителей из мимо идущего транспорта оскорбительного свойства, неуважение к женщинам за рулем'; 'люди ведут себя так, как будто они цари на дороге'; 'при торможении из-за пешеходов реплики неадекватные'; 'таксисты постоянно ругаются'.
Хамство со стороны сотрудников ГИБДД, вымогательство 2
'Господа гаишники придираются'; 'жесткость, грубость ГАИ'; 'со стороны ГАИ вымогательство денег'; 'грубость ГАИ, незаконные придирки'; 'незаконные поборы сотрудников ГАИ'; 'неуважение ГАИ к простым гражданам'; 'вымогательство денег ГИБДД'; 'ДСП хамят'; 'ДСП сами хамят и сами нарушают закон'; 'правоохранительные органы не умеют себя вести'.
Нарушение правил дорожного движения в целом 2
'Грубое нарушение дорожного движения'; 'не соблюдают правила дорожного движения'; 'несоблюдение правил и пренебрежениями правилами'; 'игнорируют дорожные знаки'.
Несоблюдение правил дорожного движения водителями 2
'Нарушение движения в ночное время, особенно молодыми людьми на хороших иномарках'; 'ездить не умеют, ездят не по правилам'; 'с недисциплинированными водителями'; 'водители едут кто как хочет'; 'ряд водителей совершенно не соблюдают ПДД'; 'водители молодые нарушают правила'.
Хамство, общая низкая культура поведения 2
'Грубость, невоспитанность'; 'мат, ругательства'; 'проявление неуважения друг к другу'; 'все орут, прав или виноват'; 'словесное хамство, неприличные жесты'.
Превышение скорости водителями 1
'Водители нарушают скоростной режим'; 'не соблюдается скоростной режим'; 'лихачи'; 'лихачи-малолетки'; '«газели», частные маршрутки не соблюдают скорость'.
Несоблюдение правил дорожного движения пешеходами, их грубость 1
'...Пешеходы наглые'; 'нецензурные выражения и жесты со стороны пешеходов...'; '...пешеходы лезут в неположенном месте, да еще и пальцем грозят'; 'под колеса выбегают'; 'мат, часто клиенты хамят, особенно по поводу цены на проезд в такси'; 'пешеходы не уступают, лезут под колоса'; 'пешеходы не соблюдают правила дорожного движения и еще ругаются'.
Водители забрызгивают пешеходов грязью, водой <1
'Брызгают машины грязью прохожих'; '...обрызгивают водой из лужи'; '...из лужи водой окатывают пешеходов'.
Другое 1
'Давят пешеходов'; 'неумение водителей'; 'халатность'; 'наоборот, водители солидарны, предупреждают, где стоят гаишники'; '...пьяные ездят'; 'с незнанием правил дорожного движения, вплоть до работников ГИБДД'; 'у меня ручное управление стоит, и поэтому не хамят'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа 72


4. Приложение. Таблицы

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 7-8 октября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

ЛИЧНО ВАМ ПРИХОДИТСЯ ИЛИ НЕ ПРИХОДИТСЯ ЕЗДИТЬ ЗА РУЛЕМ АВТОМОБИЛЯ, И ЕСЛИ ПРИХОДИТСЯ, ТО ЧАСТО ИЛИ РЕДКО?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшее2000</TD><TD align=2001 - 3999 руб.4000 руб.и болееМосквамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100562613293236465437352814343318263130812154025
не приходится 70 70 67 69 57 73 76 50 86 59 67 86 89 69 68 59 73 73 63 52 70 67 72 73
часто 19 20 20 14 26 17 15 34 6 22 24 8 6 20 21 22 16 17 23 25 17 18 17 21
редко 11 10 13 16 17 9 9 15 8 18 9 6 4 11 11 19 10 9 14 23 13 15 11 5
затрудняюсь ответить 0 0 0 0 0 0 0 0 1 1 0 1 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 1

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫ СТАЛКИВАЕТЕСЬ ИЛИ НЕ СТАЛКИВАЕТЕСЬ С ХАМСТВОМ НА ДОРОГАХ? И ЕСЛИ СТАЛКИВАЕТЕСЬ, ТО ЧАСТО ИЛИ РЕДКО? (Ответы заявивших, что им приходится ездить за рулем автомобиля.)


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшее2000</TD><TD align=2001 - 3999 руб.4000 руб.и болееМосквамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100562613293236465437352814343318263130812154025
не сталкиваюсь 6 7 5 3 9 5 5 11 2 9 5 2 5 9 5 4 6 8 3 1 0 4 7 10
часто 15 14 18 16 23 13 10 24 7 18 19 6 2 14 17 23 11 12 21 32 16 21 13 9
редко 9 7 10 11 11 8 8 13 5 13 8 4 3 8 9 12 7 5 12 14 14 7 8 6
затрудняюсь ответить 1 1 0 0 0 1 1 1 0 0 1 1 1 0 1 2 1 1 0 0 0 1 0 1


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 7-8 октября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

КАК ОБСТОЯТ ДЕЛА С БЕЗОПАСНОСТЬЮ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ТАМ, ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ, - ХОРОШО, УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО ИЛИ ПЛОХО?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшее2000</TD><TD align=2001 - 3999 руб.4000 руб.и болееМосквамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100562613293236465437352814343318263130812154025
хорошо 14 17 12 5 18 15 10 15 13 18 14 9 15 16 12 12 17 13 10 11 8 5 13 26
удовлетворительно 39 41 39 35 41 40 38 42 37 40 41 37 36 40 40 40 37 40 41 35 39 33 43 39
плохо 41 36 44 57 39 39 44 39 42 40 43 39 32 40 45 44 38 40 44 51 50 55 38 29
затрудняюсь ответить 6 6 5 3 1 7 8 4 7 3 2 15 18 3 4 4 8 8 4 3 3 8 6 7

ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, СИТУАЦИЯ С БЕЗОПАСНОСТЬЮ ДВИЖЕНИЯ ТАМ, ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ, ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОД-ДВА УЛУЧШИЛАСЬ, УХУДШИЛАСЬ ИЛИ НЕ ИЗМЕНИЛАСЬ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшее2000</TD><TD align=2001 - 3999 руб.4000 руб.и болееМосквамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100562613293236465437352814343318263130812154025
не изменилась 53 54 56 46 52 54 54 52 54 54 55 51 64 57 50 45 64 53 50 36 53 38 53 70
улучшилась 12 12 14 4 14 12 9 13 11 13 13 7 6 11 13 14 8 12 13 7 4 19 14 8
ухудшилась 26 24 25 41 25 26 27 28 25 25 25 29 14 23 30 34 20 24 31 47 36 32 25 13
затрудняюсь ответить 9 10 5 9 9 7 9 8 10 8 7 13 15 9 7 7 8 11 5 9 7 11 9 9

ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ТАМ, ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ, НА ДОРОГАХ ДОСТАТОЧНО ИЛИ НЕДОСТАТОЧНО ОБОРУДОВАННЫХ ПЕРЕХОДОВ ДЛЯ ПРОПУСКА ПЕШЕХОДОВ - СВЕТОФОРОВ, ПОДЗЕМНЫХ И НАЗЕМНЫХ ПЕРЕХОДОВ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшее2000</TD><TD align=2001 - 3999 руб.4000 руб.и болееМосквамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100562613293236465437352814343318263130812154025
у нас нет оборудованных переходов 32 35 28 24 29 39 30 32 32 30 32 35 53 36 29 15 49 34 18 0 9 9 25 81
достаточно 23 24 24 20 28 21 21 24 23 26 23 20 13 20 26 31 14 20 31 54 34 24 26 2
недостаточно 42 38 45 53 42 38 45 42 42 42 44 39 26 41 45 51 33 44 48 43 55 61 47 13
затрудняюсь ответить 3 2 3 3 1 2 4 2 3 2 1 6 8 2 1 2 4 2 2 2 1 5 2 4

ТАМ, ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ, ВОДИТЕЛИ НАРУШАЮТ ИЛИ НЕ НАРУШАЮТ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ? И ЕСЛИ НАРУШАЮТ, ТО ЧАСТО ИЛИ РЕДКО?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшее2000</TD><TD align=2001 - 3999 руб.4000 руб.и болееМосквамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100562613293236465437352814343318263130812154025
не нарушают 8 10 7 3 9 11 5 9 8 7 10 9 23 8 5 4 16 6 5 5 1 3 5 22
часто 67 64 69 78 73 64 66 66 69 72 68 61 45 67 74 75 59 67 73 75 80 79 69 50
редко 15 16 16 11 12 14 19 17 13 15 16 15 16 18 13 13 17 15 15 12 12 11 15 20
затрудняюсь ответить 9 9 9 8 5 10 10 7 10 6 6 16 15 7 8 8 7 12 8 8 6 8 11 9

ТАМ, ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ, ПЕШЕХОДЫ НАРУШАЮТ ИЛИ НЕ НАРУШАЮТ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ? И ЕСЛИ НАРУШАЮТ, ТО ЧАСТО ИЛИ РЕДКО?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшее2000</TD><TD align=2001 - 3999 руб.4000 руб.и болееМосквамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100562613293236465437352814343318263130812154025
не нарушают 11 13 10 4 10 13 9 11 11 9 13 11 26 10 9 5 22 8 6 7 2 3 7 29
часто 55 55 55 57 64 53 51 58 53 61 55 47 34 55 58 67 43 53 65 54 71 66 55 40
редко 23 22 25 27 18 26 26 23 24 22 25 24 22 25 24 22 24 24 23 34 20 21 28 16
затрудняюсь ответить 11 10 9 12 8 8 14 8 12 8 7 19 18 9 10 6 11 14 6 6 7 10 10 14


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 7-8 октября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

НЕДАВНО БЫЛО ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ РЕЗКО ОГРАНИЧИТЬ КРУГ ЛИЦ С ПРАВОМ ИМЕТЬ МАШИНУ С ПРОБЛЕСКОВЫМИ МАЯЧКАМИ ('МИГАЛКАМИ'). ЭТО НЕ КАСАЕТСЯ МАШИН 'СКОРОЙ ПОМОЩИ', МЧС, ДПС И ДРУГИХ ПОДОБНЫХ СЛУЖБ. ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ЕСЛИ ЛЮДЕЙ, ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА МАШИНУ С 'МИГАЛКОЙ', СТАНЕТ МЕНЬШЕ, ТО ДВИЖЕНИЕ СТАНЕТ БОЛЕЕ БЕЗОПАСНЫМ ИЛИ МЕНЕЕ БЕЗОПАСНЫМ? ИЛИ ЖЕ ЭТО НЕ ПОВЛИЯЕТ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшее2000</TD><TD align=2001 - 3999 руб.4000 руб.и болееМосквамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100562613293236465437352814343318263130812154025
не повлияет 48 47 52 43 51 48 47 51 46 51 50 43 45 47 48 52 52 43 54 45 45 58 42 55
станет более безопасным 28 28 29 33 31 27 27 31 25 30 29 24 18 28 29 35 22 31 28 40 34 25 32 16
станет менее безопасным 4 4 4 4 3 4 4 4 3 4 3 4 3 3 5 3 4 4 4 4 5 3 2 6
затрудняюсь ответить 20 22 15 21 14 22 22 14 25 15 18 29 33 22 18 10 22 23 14 11 16 15 24 23