Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/count_/USA/of043502




Война миру

09.09.2004 [отчет] [ Петрова А. ]




Прошло три года с того дня, 11 сентября, когда была совершена крупномасштабная атака террористов на Америку. Нередко говорят, что после этой трагедии мир изменился, стал иным, началась "новая эпоха". Разделяют эту точку зрения чуть более трети наших сограждан. Несколько больше - уверенных в обратном: в том, что события 11 сентября не обозначили рубежа в мировой истории, "новая эпоха" не наступила (данные в % от числа опрошенных):
С тем, что после 11 сентября 2001 года мир изменился, стал иным, началась "новая эпоха"... Сентябрь-2001 Сентябрь-2002 Сентябрь-2003 Сентябрь-2004
...согласны 39 26 34 37
...не согласны 42 51 44 43
Затруднились ответить 18 23 22 20

Тех, кто считает события 11 сентября 2001 года началом "новой эпохи", спросили, что именно изменилось в мире. По мнению 9% респондентов, начался "глобальный террор", "террористы объявили войну всему миру" (9%). В результате мир стал "жестче", "более циничным", "более злым, агрессивным", а жизнь стала "страшнее", т.к. теперь "каждая семья может попасть в руки террористов", "в любой точке планеты жить опасно: в воздухе, на земле" (12%).

Согласно другой трактовке, о "новой эпохе" можно говорить потому, что государства, политики, правительства осознали: с международным терроризмом надо бороться. Изменилась внешняя политика многих стран, перед лицом общей угрозы они консолидировались ("государства объединились в борьбе с терроризмом"; "Россия и США стали бороться вместе против терроризма"; "улучшилось отношение США с европейскими странами"; "сплотились страны") - 11%.

Фонд "Общественное мнение". Всероссийские опросы городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса - интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 27 сентября 2001 года, 1 сентября 2002 года, 6 сентября 2003 года, 4 сентября 2004 года. По 1500 респондентов.