Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/count_/turkey/of054624 Турция и ее место в современном мире 17.11.2005 [отчет] Результаты исследования полностью см.:http://bd.fom.ru/map/projects/dominant/dom0546/domt0546_4 Для россиян Турция – это в первую очередь страна курортов, именно о них говорил каждый третий респондент (30%) в ответ на открытый вопрос "Что в первую очередь приходит Вам в голову, когда Вы слышите слово «Турция»?". Вторая по распространенности характеристика Турции – источник товаров для челночной торговли (19% ответов). Отметим, кстати, что 5% россиян бывали в этой стране, а более чем у четверти (22%) там бывали родственники или знакомые. Что касается иных ассоциаций, то респонденты довольно часто упоминали географическое положение и климатические особенности Турции (12%), просто констатировали, что речь идет о зарубежной стране (6%) и т.д. Некоторые участники опроса упомянули (в нейтральном, безоценочном ключе), что Турция – это мусульманская страна (4%). Однако иногда "берег турецкий" ассоциируется с опасностью, войной и террористической угрозой (3%): "везде воюют"; "опасность"; "там экстремисты, террористы"; "это страна, которая принимает у себя террористов". По мнению большинства опрошенных (64%), сегодняшняя Турция – это скорее азиатская, нежели европейская страна. Считают ее скорее европейской страной только 16% респондентов. Впрочем, отвечая на другой вопрос, только 11% участников опроса заявили, что между Турцией и странами Западной Европы нет ничего общего, тогда как 51% полагают, что общее есть, при этом 40% считают, что общего мало, 11% – что много. Респондентов спросили, что сближает Турцию со странами Западной Европы и что ее от них отличает. На вопрос о сходствах ответили 35% опрошенных. И чаще всего речь шла о близком к европейскому уровне развития турецкой экономики, о наличии у этой страны налаженных экономических связей с Европой (10% ответов); 7% отмечали высокий ("европейский") уровень развития туристической инфраструктуры, по 2% – высокий уровень жизни населения и общую "цивилизованность". Некоторые говорили в этой связи, что Турция входит в НАТО (2%) и стремится вступить в ЕС и ВТО (3%). На вопрос об отличиях Турции от стран Западной Европы ответили 41% опрошенных, и большинство из них говорили про социокультурные различия: иное вероисповедание (23%), культурные особенности и менталитет (8%), традиции и уклад жизни (6%). Очень немногие респонденты заявили, что Турция отличается от Европы более низким уровнем жизни и развития экономики (2%) или более низким уровнем "цивилизованности" (1%). С Россией, по мнению респондентов, у Турции не больше, но и не меньше общего, чем со странами Западной Европы: 11% считают, что общего много, 45% – что мало, 14% – что ничего общего нет вообще. Участникам опроса предложили сравнить Россию и Турцию по ряду параметров. Любопытно, что отвечая на вопрос о том, в какой из стран – в Турции или в России – выше уровень жизни, опрошенные вдвое чаще отдавали предпочтение Турции (36%), чем России (18%); 14% считают, что в этих странах примерно одинаковый уровень жизни. Сходным образом респонденты оценивают положение дел в сфере правопорядка: 30% считают, что законности и порядка больше в Турции, 15% – что в России (14% говорят об одинаковом уровне). Мнения участников опроса относительно того, какая из стран в целом развивается успешней, разделились примерно поровну: 38% считают, что более успешно развивается Турция, 34% – что Россия. Когда же речь заходит о влиянии в мире, пальма первенства однозначно отдается нашей стране: 71% уверены, что Россия имеет большее влияние, чем Турция, и только 4% говорят о большем влиянии Турции (еще 6% полагают, что они обладают примерно одинаковым влиянием). В целом, четверть опрошенных (28%) считают, что Турция играет в современном мире значительную роль; треть (37%) – считают ее роль незначительной. Характерно, что респонденты, признающие Турцию европейской страной, оценивают ее роль как значительную заметно чаще тех, кто держит ее за страну азиатскую (40% против 27% соответственно). Елена Вовк Фонд "Общественное мнение". Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса - интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 12-13 ноября 2005 года. 1500 респондентов. |