Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/cult/edu_edu/d082025




Педагогический арсенал: физические наказания

22.05.2008 [отчет] [ Опрос населения ]




Опрос населения в 100 населенных пунктах 46 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 17-18 мая 2008 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.



В этой теме:
1. Распространенность физических наказаний вчера и сегодня
2. Детский опыт
3. Родительский опыт
4. Приложение. Таблицы

Все родители время от времени наказывают своих детей. Судя по данным опроса, физические наказания в России распространены достаточно широко. Так, по словам каждого второго респондента, в детстве его наказывали подобным образом, в том числе 16% утверждают, что это случалось часто, 33% – редко.

Лишь 2% участников опроса высказали мнение, что сегодня в России нет родителей, которые бы физически наказывали своих детей. Каждый четвертый (26%) считает, что таких родителей – большинство, каждый третий (35%) – что меньшинство (остальные затруднились ответить).

Сравнивая сегодняшнюю ситуацию в сфере домашнего воспитания с периодом своего школьного детства, 26% опрошенных высказали предположение, что сейчас детей физически наказывать стали реже, 17% – что чаще, а еще столько же – думают, что в этом отношении мало что изменилось (остальные затруднились ответить).

Те, кто считает, что практика физического наказания уходит из российских семей, поясняя свою позицию в ответах на открытый вопрос, говорили о том, что «раньше строже относились к детям», а сейчас их «больше жалеют, балуют» (5%).

Респонденты отмечали перемены в «общественном климате»; так, по мнению 4%, многое в жизни современного человека, в том числе семейной, стало другим: «изменились устои общества»; «социальная среда не такая, как раньше»; «время другое, нравы другие»; «другие родители и дети, отношения были другие между детьми и родителями»; «другие семейные морали».

Одним из проявлений таких изменений и выступает, по мнению ряда респондентов, переход к более мягким методам воспитания: «изменились подходы к воспитанию сейчас»; «поменялась структура воспитания, нет ремня»; «сейчас как-то не принято бить детей»; «нецивилизованные методы – так все считают»; «больше уговаривают».

Некоторые видят в этом признак возросшего уровня педагогической и общей культуры родителей («более грамотные родители»; «более педагогически грамотные»; «интеллект повысился родителей»; «люди стали цивилизованнее»; «повышается культурный уровень» – 3%), другие – свидетельство родительского невнимания, наплевательского отношения к детям («безразличия больше со стороны родителей: чем бы дитя не тешилось…»; «взрослым не до детей, работают»; «вообще не заботятся о детях»; «их не воспитывают, они брошены по улицам, бегают по помойкам»; «наплевать на детей» – 3%).

Отдельные респонденты полагают, что причиной перемен в методах воспитания являются не столько родители, сколько сами дети: «дети сами не позволяют так с ними поступать»; «дети стали знать свои права»; «дети стали умнее, лишний раз их не тронешь»; «дети ранимы, очень грамотные сейчас, могут и отпор сделать» (2%).

О переменах в психологии и поведении детей говорили и те, кто считает, что сегодня детей наказывают больше, чем раньше (им был задан симметричный открытый вопрос). По мнению этих респондентов, «дети стали более распоясаны»; «выходят из-под контроля»; «дети не понимают» (5%).

По мнению 3% опрошенных, проблема скорее в родителях: «родители стали более нервные, всегда спешат куда-то»; «с нервами это связано»; «взрослые вымещают свою несостоятельность на детях»; «родители злые, по телевизору насмотрятся негатива».

По утверждению 2% респондентов, «люди стали более жестокие, бездушные»; «люди стали злее, раньше люди были добрее».

Своих собственных детей (или детей, в воспитании которых респонденты принимают или принимали участие) физически наказывали 25% участников опроса (или примерно треть от числа имеющих опыт воспитания детей; такой опыт есть у 78% опрошенных), причем 10% сожалеют об этом, а 14% – не сожалеют.

На уровне общих принципов физические наказания как допустимый метод воспитания детей поддерживают четверть опрошенных (практически столько же – среди тех, у кого есть дети1). Респонденты, не имеющие детей, физические наказания оправдывали несколько реже (21%); впрочем, сторонников противоположной точки зрения среди этой категории респондентов столько же, сколько по выборке в целом (66–67%), несколько больше здесь затруднившихся с ответом (13% против 7% соответственно).

Примечательно, что те респонденты, которых в детстве наказывали физически (заметим: подавляющее большинство из них – 84%, или 42% от выборки в целом – полагают, что это было заслуженно), чаще высказывались в пользу такой воспитательной практики, нежели те, кого в детстве не наказывали (37 и 15% соответственно). Особенно много сторонников физического воздействия среди тех, кто однозначно заявил, что его в детстве наказывали часто2 (45%).

Сторонникам физических методов наказания был задан ряд уточняющих открытых вопросов. Прежде всего нас интересовало, какие проступки детей заслуживают, по мнению респондентов, физического наказания. На взгляд 7% опрошенных, законным поводом для применения силы служит непослушание ребенка: «в случае неповиновения»; «если слов не понимает»; «в случае полного отказа слушаться»; «если ребенок не понимает по-хорошему, то можно его отшлепать»; «для достижения послушания».

Другие респонденты полагают, что физическое наказание следует применять лишь «в крайних случаях» – «за вопиющие проступки», «за большие провинности и подлость»; «в исключительных случаях, когда совсем неуправляемые»; «если что-то крупное – проступок из ряда вон выходящий», «если есть серьезные причины» (5%).

Для 5% опрошенных такими серьезными причинами выступают «грубость, цинизм, оскорбление старших» дети настолько обнаглели, что их необходимо физически наказывать за наглость»; «если сильно разбаловались»; «за отвратное поведение»), для 2% – «обман», «вранье» когда нагло врет»; «если наврал ребенок»; «чтоб не врали»), столько же назвали воровство («за воровство»; «за кражу – обязательно»), а также курение, пьянство, употребление наркотиков («если ребенок начал курить»; «пьяный пришел»; «употребление спиртного, наркотиков»).

Что люди понимают под разумным, приемлемым, допустимым физическим наказанием? Чаще всего – битье с использованием тех или иных «подручных средств»: «дать ремня»; «крапивой по заднему месту»; «лозина»; «палками бить»; «прутиком жигануть»; «скакалкой» (11%).

Для многих пределом разумного наказания выступает «легкий шлепок» отшлепать слегка»; «по попе рукой, не более двух раз»; «слегка шлепнуть, но не по лицу или голове»; «шлепнуть рукой» – 7%).

Некоторые респонденты в диапазон допустимых мер воспитания включили подзатыльники, затрещины и прочие спонтанно ситуативные реакции взрослых на детские проступки («дать подзатыльник»; «если только легкий подзатыльник»; «ухо надрать, затрещину дать» – 3%), другие – «воспитательный угол» («слегка, если только в угол поставить»; «в угол на горох» – 2%).

Неприемлемо, по мнению 11% респондентов, «бить детей сильно», «…со всего маху»; «…до синяков», «…как взрослого» (вопрос, напомним, задавался только тем, кто в принципе признает допустимость физического наказания).

Нельзя бить «предметами» «палками», «ремнем», «дубиной», «розгами», «дрыном»; «прутом, чем-то еще», считают 2% опрошенных. Столько же убеждены в том, что «любая физическая сила со стороны взрослого недопустима», «вообще побои недопустимы».

О том, что нельзя «бить по голове», «по лицу», сказали 2%. Столько же полагают, что главное – «чтобы увечий не было».

В разговорах о школьном воспитании порой звучит мнение, что неплохо было бы и в школах в ряде случаев разрешить использование физических наказаний. Впрочем, в ходе массового опроса подавляющее большинство респондентов (90%) эту идею отвергли. Относительно много сторонников (11%) она имеет только среди тех респондентов, которых, по их словам, часто наказывали в детстве.

Ирина Шмерлина

1 Дети, в том числе взрослые (старше 18 лет), есть у 76% респондентов.

2 Доля таких респондентов в выборке составляет 6%.




1. Распространенность физических наказаний вчера и сегодня

Как Вам кажется, сегодня в России родителей, которые физически наказывают детей школьного возраста, большинство или меньшинство? Или таких родителей нет вообще?

А если сравнить сегодняшнее время с тем периодом, когда Вам было около 10 лет, то, как Вы думаете, сегодня детей школьного возраста физически наказывают чаще или реже? Или так же часто, как в Ваши детские годы? (Ответы заявивших, что сегодня в России есть родители, которые физически наказывают детей школьного возраста, - 80% от всех опрошенных.)

Почему Вы думаете, что сегодня детей школьного возраста физически наказывают чаще, чем это было в годы Вашего детства? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что сегодня детей школьного возраста физически наказывают чаще, - 17% от всех опрошенных.)

(в % от числа опрошенных)
Дети изменились в худшую сторону, стали невоспитанными, непослушными, агрессивными5
«В большинстве своем дети очень непослушны и агрессивны»; «выходят из-под контроля»; «дети меньше уважают взрослых»; «дети много требуют»; «дети не понимают»; «дети сложные, непослушные очень»; «дети стали более распоясаны»; «дети стали непослушные».
Родители стали более нервными, раздражительными, срывают зло на детях3
«Взрослые вымещают свою несостоятельность на детях»; «все нервные, нетерпеливые, несдержанные»; «люди стали более нервные»; «люди часто бывают в раздражении»; «потому что родители нервные, неуравновешенные»; «родители неуравновешенные»; «родители стали более нервные, всегда спешат куда-то»; «с нервами это связано»; «срываются».
Люди стали более злыми, жестокими2
«Более жестокие люди»; «более жестокие родители»; «жесткости много»; «злее все стали»; «родители злые, по телевизору насмотрятся негатива»; «люди стали более жестокие, бездушные»; «люди стали более жестокими»; «люди стали злее, раньше люди были добрее»; «люди стали какие-то злые».
Много неблагополучных семей, алкоголиков и наркоманов среди родителей1
«Больше родителей-алкашей»; «в неблагополучных семьях, где пьющие родители. Сейчас в стране рост алкоголизма и наркомании»; «жестоко наказывают детей в семьях, где пьющие родители»; «исходя из обстановки, что родители или пьют, или наркоманы, детей бьют»; «родителей пьющих стало больше»; «среди родителей много пьющих»; «…наркоманы-родители».
Родители уделяют воспитанию детей меньше внимания, им некогда заниматься детьми1
«Дети без присмотра в основном, родители зарабатывают деньги…»; «детьми не занимаются, многим родителям легче наказать, чем объяснять и разбираться»; «мы сами распускаем детей и распускаемся»; «ни за что бьют, по любому поводу»; «они не выполняют свои обязанности»; «плохо воспитаны дети, а родители их не воспитывают»; «родителям некогда заниматься воспитанием детей»; «сегодня наказывают детей чаще, родители сами не хотят заниматься детьми».
Жизнь стала тяжелее1
«Более жестокое время»; «время такое, недопонимание»; «жизнь сложнее стала»; «жизнь стала жесткой и грубой»; «такая жизнь»; «у родителей больше проблем материальных, моральных».
Было другое время1
«Все зависит от времени, люди меняются»; «все раньше было по-другому, отношение детей к родителям было другое»; «жалели, жизнь была тяжелая»; «изменились жизненные ценности»; «мы и так были обижены, какое наказание – с 10 лет работала»; «мы не курили, не пили, наркоманов не было вообще»; «поменялись приоритеты, изменилась идеология»; «раньше проще жили»; «время другое».
Много беспризорных, брошенных детей<1
«Много беспризорных детей»; «много малолетних наркоманов и воров»; «много нищих»; «много убегают из дома»; «пошли дети, которые уходят из дома».
Сужу об этом по информации в СМИ<1
«Вижу по телевизору, до каких зверств доходят некоторые родители»; «много показывают и говорят об этом по телевизору, родители считают, что им все дозволено»; «по телевизору показывают много случаев»; «судя по тому, что по ТВ показывают».
Другое1
«Вижу по знакомым»; «по слухам»; «отсутствие воспитания: нет ни комсомола, ни пионеров, в школе плохое воспитание»; «все доступно – и курить, и пить можно, и все делают без разбора, чтобы показать свое первенство»; «демократия»; «есть за что»; «люди менее подготовлены к семейной жизни»; «помню просто».
Затрудняюсь ответить, нет ответа2


Почему Вы думаете, что сегодня детей школьного возраста физически наказывают реже, чем это было в годы Вашего детства? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что сегодня детей школьного возраста физически наказывают реже, - 26% от всех опрошенных.)

(в % от числа опрошенных)
Сейчас больше балуют детей, мягче, бережнее к ним относятся, раньше относились строже5
«Балуют больше»; «больше жалеют, балуют»; «в наше время все были строгие»; «в семьях имеют по одному ребенку и балуют»; «вижу, что не такие строгие родители сейчас»; «детей меньше стало»; «к детям относятся более мягко»; «раньше строже относились к детям»; «распустили детей, дозволяют им многое».
Сейчас другое время, жизнь стала другой, у людей изменились взгляды, представления4
«Более современный мир»; «время другое, нравы другие»; «другая жизнь, на многое не обращается внимания»; «другие родители и дети, отношения были другие между детьми и родителями»; «другие семейные морали»; «жизнь проще стала»; «жизнь раньше была сложнее»; «изменились устои общества»; «психология другая у людей»; «сейчас лучше живут»; «социальная среда не такая, как раньше»; «уровень жизни стал лучше, меняется сознание».
Изменились методы воспитания, детей не принято бить, их воспитывают словом3
«Более современное воспитание»; «другое сегодня воспитание»; «изменились подходы к воспитанию сейчас»; «в школах запретили оказывать физические методы воспитания»; «наверное, реже, детей наказывают морально больше»; «нецивилизованные методы – так все считают»; «поменялась структура воспитания, нет ремня»; «сейчас как-то не принято бить детей»; «у меня два внука, их никто физически не наказывает»; «у меня много знакомых с детьми школьного возраста, и я не замечал за их родителями таких наказаний».
Люди стали культурнее, цивилизованнее, родители поумнели3
«Более грамотные родители»; «интеллект повысился родителей»; «люди более лояльные стали»; «люди стали гуманнее, добрее»; «люди стали умнее»; «люди стали цивилизованнее»; «повышается культурный уровень».
Родители меньше заботятся о детях, меньше занимаются их воспитанием3
«Безразличия больше со стороны родителей. Чем бы дитя ни тешилось…»; «меньше внимания родители детям уделяют в их воспитании»; «в связи с тем, что занятость родителей высокая, все на работах»; «взрослым не до детей, работают»; «родителям некогда воспитывать своих детей»; «дети брошены – родители мало обращают на детей внимания»; «их не воспитывают, они брошены по улицам, бегают по помойкам»; «наплевать на детей».
Дети стали более агрессивными, своевольными, могут дать отпор2
«Детей распустили, и они что хотят, то и делают»; «дети более агрессивны»; «дети не уважают взрослых»; «дети не уважают родителей»; «они делают, что хотят, и никто их не наказывает»; «дети такие стали, что ответят»; «они сейчас, дети-то, злые, все можно ожидать».
Дети стали более ранимыми, они более разумны и независимы2
«Дети более развиты»; «дети взрослеют раньше»; «дети воспринимают по-другому, обидчиво»; «дети ранимы, очень грамотные сейчас…»; «дети стали более развитыми, современными»; «дети стали более свободными»; «дети стали взрослее…»; «дети стали знать свои права»; «дети стали умнее, лишний раз их не тронешь».
Родители помнят свое детство и не наказывают детей1
«Моих подруг очень часто били в детстве, а они сейчас своих детей не бьют»; «родители помнят, как их наказывали, стараются не повторять»; «родители, испытавшие это на себе, стараются избежать наказывать так детей»; «то поколение натерпелось, не хотят повторять на своих детях».
Дети стали другими, они не такие, как мы<1
«Дети поменялись»; «дети сейчас не такие, какими мы были»; «дети совсем не такие, как мы были»; «сейчас дети другие».
Другое1
«Дети больше занимаются где-нибудь»; «из нас делали мужиков, людей, а сейчас делают дебилов»; «идет американизация страны»; «их бесполезно наказывать»; «не за что наказывать»; «нечеткие законы, родители не имеют прав»; «работаю в детском саду и знаю»; «слышала».
Затрудняюсь ответить, нет ответа4



2. Детский опыт

Скажите, пожалуйста, когда Вы были школьником (школьницей), Вас наказывали или не наказывали физически? И если наказывали, то часто или редко?

население в целом

мужчины

женщины

Как Вы считаете, в большинстве случаев Вас наказывали заслуженно или незаслуженно? (Ответы заявивших, что, когда они были школьниками, их наказывали физически, - 50% от всех опрошенных.)

население в целом

мужчины

женщины




3. Родительский опыт

Все родители время от времени наказывают своих детей. При этом одни считают, что в ряде случаев допустимо применять физические наказания. Другие считают, что физически наказывать детей школьного возраста недопустимо. Какую точку зрения Вы лично скорее разделяете - первую или вторую?

В каких случаях допустимо, на Ваш взгляд, физически наказывать детей школьного возраста? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что в ряде случаев допустимо применять физические наказания, - 26% от всех опрошенных.)

(в % от числа опрошенных)
За непослушание, пренебрежение к словам взрослых7
«В случае неповиновения»; «если не слушает»; «в случае, когда ребенок не хочет слушать старших»; «если слов не понимает»; «в случае полного отказа слушаться»; «если ребенок не понимает по-хорошему, то можно его отшлепать»; «для достижения послушания»; «если жалуются на него воспитатели, за непослушание».
В крайних, редких случаях, за серьезные проступки, провинности5
«Если делают что-то связанное с опасностью для жизни»; «если натворил что-то плохое»; «взял и избил ребенка»; «за вопиющие проступки»; «за большие провинности и подлость»; «в исключительных случаях, когда совсем неуправляемые»; «в крайних случаях»; «в редких случаях, когда ребенок плохо сделал»; «за большие провинности»; «за грубое нарушение»; «если что-то крупное – проступок из ряда вон выходящий»; «если есть серьезные причины».
За плохое поведение, грубость, хулиганство5
«Сильно шалят»; «если сильно разбаловались»; «если нагрубит»; «за недопустимое поведение»; «за безобразное поведение»; «за грубость, жестокость»; «грубость, цинизм, оскорбление старших»; «когда хулиганят, но больше словами»; «за отвратное поведение»; «дети настолько обнаглели, что их необходимо физически наказывать за наглость».
За вранье, обман2
«За обман»; «за вранье»; «когда нагло врет»; «если наврал ребенок»; «чтоб не врали»; «когда врут»; «когда обманывает»; «когда нагло начинают обманывать».
За пьянство, курение, употребление наркотиков2
«Если ребенок начал курить»; «пьяный пришел»; «если курят, пьют»; «за пьянство»; «употребление спиртного, наркотиков»; «курит, наркотики, пьет»; «за курение и за употребление спиртных напитков».
За воровство2
«Воровство»; «за погрешности – за воровство»; «за кражу – обязательно».
За плохую успеваемость, прогулы1
«За двойки»; «прогулы»; «если двойку принес»; «двойку приносит, не слушает на уроках»; «большие прогулы в школе».
Когда ребенок выводит из себя, провоцирует на такие действия1
«Когда уже из кожи вон лезут, и нет терпения»; «совсем на голову залезет»; «когда они выводят из себя»; «если довели до этого»; «выпрашивают»; «выведут»; «напрашивается».
Периодически, «для профилактики»<1
«В любом, родители должны держать в строгости»; «всегда полезно выпороть»; «воспитание – это и есть физическое воздействие»; «надо учить уму-разуму»; «для профилактики, иногда следует».
Другое1
«Не выполняет то, что повелел Бог, мулла»; «убежал из дома на неделю и больше»; «если не ночевал дома»; «детей школьного возраста уже шлепать поздно»; «ситуации бывают разные, и каждый родитель должен знать, как применять силу»; «как получится»; «только когда он не исполняет свои обязанности».
Затрудняюсь ответить, нет ответа3


Скажите, пожалуйста, когда Вы говорите о физическом наказании детей школьного возраста, какие конкретно меры наказания Вы считаете допустимыми? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что в ряде случаев допустимо применять физические наказания, - 26% от всех опрошенных.)

(в % от числа опрошенных)
Наказать ремнем, розгами, крапивой и т. п.11
«В ходу ремень»; «выпороть ремнем по мягкому месту»; «дать ремня»; «крапивой по заднему месту»; «лозина»; «палками бить»; «побить ремнем в пределах допустимых норм»; «ремнем выдрать можно»; «прутиком жигануть»; «скакалкой»; «хлестнуть по жопе ремнем».
Легко отшлепать, шлепнуть рукой7
«Отшлепать слегка»; «…ладонью по мягкому месту»; «легкий шлепок»; «по попе рукой, не более двух раз»; «по попке шлепнуть»; «слегка шлепнуть, но не по лицу или голове»; «шлепнуть рукой».
Дать подзатыльник, надрать уши3
«Дать подзатыльник»; «если только легкий подзатыльник»; «за ухо дернуть»; «подзатыльник можно дать»; «ухо надрать, затрещину дать».
Поставить в угол2
«В угол на горох»; «в угол поставить»; «…если только в угол поставить»; «ставить в угол».
Другое1
«Без последствий»; «их множество»; «не причинить вреда здоровью»; «однократно, умеренно»; «разные».
Затрудняюсь ответить, нет ответа5


А какие меры физического наказания детей школьного возраста Вы считаете недопустимыми в принципе? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что в ряде случаев допустимо применять физические наказания, - 26% от всех опрошенных.)

(в % от числа опрошенных)
Сильно бить, до синяков, до крови11
«Бить в кровь»; «бить детей сильно»; «бить до синяков»; «бить как взрослого»; «бить со всего маху»; «избивание до полусмерти»; «когда побои»; «колотить нельзя»; «тяжелое избиение».
Бить ремнем, палкой, другими предметами2
«Бить палками»; «бить ремнем»; «дубинка»; «лупить дрыном, ремнем»; «прутом, чем-то еще»; «розги»; «удары предметами».
Бить по лицу, голове2
«Бить по голове»; «недопустимо бить по лицу, по голове»; «удар по голове»; «ударить по лицу».
Наносить увечья, истязать, причинять вред здоровью2
«Выламывание рук, ног»; «если последствия после этого вмешательства физического»; «истязание»; «калечащие»; «наносить увечья ребенку»; «угрожающие для их жизни»; «чтобы увечий не было».
Применять жестокие меры наказания 1
«Жестокие методы»; «жестокость»; «особо жестокие формы».
Оскорблять, унижать, издеваться над ребенком1
«Издевательства»; «любое публичное наказание»; «моральные»; «оскорбления»; «унижать нельзя».
Морить голодом1
«Морить голодом»; «морить голодом нельзя».
Другое1
«Бросать, выгонять детей»; «в любом случае шлепнуть можно по-разному, всегда надо соизмерять силу свою и ребенка»; «убивать»; «шлепать можно только маленьких детей, школьников уже поздно».
Затрудняюсь ответить, нет ответа8

Есть ли у Вас опыт воспитания детей или такого опыта нет? И если есть, то Вы когда-либо наказывали или никогда не наказывали детей физически?

Вы сегодня сожалеете или не сожалеете о том, что применяли к ребенку (детям) физическое наказание? (Ответы заявивших, что они наказывали детей физически, - 25% от всех опрошенных.)

Некоторые люди считают, что было бы неплохо, если бы в школе в ряде случаев разрешалось прибегать к физическому наказанию детей. Другие считают, что это недопустимо. Скажите, пожалуйста, какую точку зрения Вы лично разделяете - первую или вторую?




4. Приложение. Таблицы

Как Вам кажется, сегодня в России родителей, которые физически наказывают детей школьного возраста, большинство или меньшинство? Или таких родителей нет вообще?


Население в целом Пол Возраст Образование Доход Тип населен. Пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 3000 руб. и менее 3001-5000 руб. более 5000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 46 54 37 36 27 14 34 34 18 24 29 34 8 12 17 37 25 23
большинство 26 21 30 32 24 20 21 26 24 33 26 22 33 33 29 31 25 21 33
меньшинство 35 37 34 33 37 36 32 34 39 34 37 39 37 36 42 31 31 40 32
таких родителей нет вообще 2 3 2 2 3 2 4 2 3 2 4 2 2 0 4 1 1 6 3
затрудняюсь ответить, большинство или меньшинство 19 20 18 17 20 21 19 18 19 20 13 19 18 20 20 21 20 14 18
затрудняюсь ответить, есть такие родители или нет 17 19 16 17 15 21 24 20 16 11 20 18 11 12 4 16 23 19 14

* Здесь и далее - доля респондентов, которые при ответе на вопрос "Когда Вы в последний раз пользовались Интернетом?" выбрали позиции "В последние сутки", "В последнюю неделю", "В последний месяц".


А если сравнить сегодняшнее время с тем периодом, когда Вам было около 10 лет, то, как Вы думаете, сегодня детей школьного возраста физически наказывают чаще или реже? Или так же часто, как в Ваши детские годы? (Ответы заявивших, что сегодня в России есть родители, которые физически наказывают детей школьного возраста, - 80% от всех опрошенных.)


Население в целом Пол Возраст Образование Доход Тип населен. Пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 3000 руб. и менее 3001-5000 руб. более 5000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 46 54 37 36 27 14 34 34 18 24 29 34 8 12 17 37 25 23
чаще 17 13 20 19 18 13 14 17 15 22 19 18 18 18 14 17 20 12 17
так же 17 19 16 18 19 15 12 17 18 19 16 14 22 10 25 18 15 19 19
реже 26 26 26 25 27 27 26 24 28 27 23 26 30 32 29 29 23 26 28
затрудняюсь ответить 20 21 19 21 18 21 20 20 21 19 19 21 17 28 23 19 19 19 19

Скажите, пожалуйста, когда Вы были школьником (школьницей), Вас наказывали или не наказывали физически? И если наказывали, то часто или редко?


Население в целом Пол Возраст Образование Доход Тип населен. Пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 3000 руб. и менее 3001-5000 руб. более 5000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 46 54 37 36 27 14 34 34 18 24 29 34 8 12 17 37 25 23
не наказывали 48 40 55 46 48 51 51 47 46 52 48 52 44 49 46 41 53 46 49
часто 16 20 12 15 16 16 23 17 14 10 18 15 14 8 14 16 15 19 12
редко 33 37 29 36 33 27 21 32 36 36 31 29 38 39 37 38 28 31 36
затрудняюсь ответить, часто или редко 2 2 2 2 2 2 3 2 2 0 2 1 1 3 2 2 2 2 2
затрудняюсь ответить, наказывали или не наказывали 2 2 2 1 1 4 3 2 2 1 2 3 2 1 2 3 2 1 1

Как Вы считаете, в большинстве случаев Вас наказывали заслуженно или незаслуженно? (Ответы заявивших, что, когда они были школьниками, их наказывали физически, - 50% от всех опрошенных.)


Население в целом Пол Возраст Образование Доход Тип населен. Пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 3000 руб. и менее 3001-5000 руб. более 5000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 46 54 37 36 27 14 34 34 18 24 29 34 8 12 17 37 25 23
заслуженно 42 52 32 43 43 37 38 44 43 38 41 37 46 44 45 47 35 45 41
незаслуженно 5 4 6 6 5 4 5 5 6 5 7 6 5 3 3 4 6 7 5
затрудняюсь ответить 3 2 4 3 3 3 3 3 3 4 3 2 3 3 4 5 3 1 4

Все родители время от времени наказывают своих детей. При этом одни считают, что в ряде случаев допустимо применять физические наказания. Другие считают, что физически наказывать детей школьного возраста недопустимо. Какую точку зрения Вы лично скорее разделяете - первую или вторую?


Население в целом Пол Возраст Образование Доход Тип населен. Пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 3000 руб. и менее 3001-5000 руб. более 5000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 46 54 37 36 27 14 34 34 18 24 29 34 8 12 17 37 25 23
первую 26 25 26 25 26 26 24 24 27 27 24 26 28 22 21 35 24 25 25
вторую 67 66 68 68 69 63 64 67 67 68 70 66 66 71 73 55 68 68 70
затрудняюсь ответить 7 9 6 7 5 11 12 9 6 5 6 8 6 7 6 9 8 7 5

Есть ли у Вас опыт воспитания детей или такого опыта нет? И если есть, то Вы когда-либо наказывали или никогда не наказывали детей физически?


Население в целом Пол Возраст Образование Доход Тип населен. Пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 3000 руб. и менее 3001-5000 руб. более 5000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 46 54 37 36 27 14 34 34 18 24 29 34 8 12 17 37 25 23
опыта воспитания детей нет 22 31 15 44 9 7 12 28 17 28 16 17 25 24 24 20 22 22 37
наказывал(-а) физически 25 22 29 19 30 29 28 23 26 26 29 23 26 26 24 29 25 24 19
не наказывал(-а) физически 52 47 56 37 60 62 57 48 56 45 54 58 49 49 52 50 51 54 43
затрудняюсь ответить 1 1 1 0 1 2 2 1 0 1 1 2 0 1 0 0 1 1 1

Вы сегодня сожалеете или не сожалеете о том, что применяли к ребенку (детям) физическое наказание? (Ответы заявивших, что они наказывали детей физически, - 25% от всех опрошенных.)


Население в целом Пол Возраст Образование Доход Тип населен. Пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 3000 руб. и менее 3001-5000 руб. более 5000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 46 54 37 36 27 14 34 34 18 24 29 34 8 12 17 37 25 23
сожалею 10 7 12 9 12 9 8 8 10 14 12 7 12 7 10 13 10 7 9
не сожалею 14 14 15 9 17 19 17 14 15 12 14 15 13 18 13 15 14 13 10
затрудняюсь ответить 1 0 2 1 2 1 2 1 1 1 3 0 1 1 0 2 0 3 1

Некоторые люди считают, что было бы неплохо, если бы в школе в ряде случаев разрешалось прибегать к физическому наказанию детей. Другие считают, что это недопустимо. Скажите, пожалуйста, какую точку зрения Вы лично разделяете - первую или вторую?


Население в целом Пол Возраст Образование Доход Тип населен. Пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 3000 руб. и менее 3001-5000 руб. более 5000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 46 54 37 36 27 14 34 34 18 24 29 34 8 12 17 37 25 23
первую 6 7 5 6 5 7 7 6 5 6 6 6 6 2 2 13 4 5 5
вторую 90 89 91 92 92 86 84 90 92 91 90 90 90 95 95 82 91 91 92
затрудняюсь ответить 4 4 4 3 3 7 9 4 3 3 4 5 4 3 4 4 5 4 3