Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/cult/edu_edu/edu_sit/o903610 О КРИЗИСЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 17.03.1999 [отчет] [ Петренко К.В. ] ИСТОЧНИК ДАННЫХ Стандартизованные телефонные интервью, проведенные с 15 по 25 февраля 1999 г. в 9 регионах Европейской части РФ. В опросе приняли участие 90 экспертов - руководители и ведущие аналитики региональных СМИ.Эксперты в свободной форме отвечали на следующие вопросы:
ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА В качестве исходного элемента наблюдения было взято высказывание - ответ одного эксперта на один вопрос. За единицу анализа принято суждение - часть высказывания, логически завершенная и самостоятельная по мысли.Частотный анализ проводился в два этапа:
РЕЗУЛЬТАТЫ
АНАЛИТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ
Суждения представителей региональной элиты СМИ об экономических причинах кризиса охватывают целый ряд проблем школьного образования. В качестве основных причин кризиса называют:
Школы не смогли адаптироваться к новым экономическим условиям, ленятся зарабатывать деньги, не предлагают платные услуги - репетиторство, досуг и т.д. («Безынициативность школ, которые привыкли во всем полагаться на государство. Ведь во многих школах есть и большой теннис и бассейны, и все это почти бесплатно. Нужны платные услуги - консультации, дополнительные занятия»; «Бесплатность образования порождает безответственное отношение к учебе со стороны учеников и родителей»; «Кризис - закономерный результат смены формации»); невостребованность того количества учеников, которое ежегодно готовит средняя школа; низкое материальное положение большинства россиян - семьи не могут позволить себе платить за образование детей. 1.2. Политические причины Эксперты склонны обвинять в кризисе школьного образования как центральные (30%), так и местные (8%) власти, раньше осуществлявшие и сегодня осуществляющие неправильную политику в отношении школы. Вина возлагается на Президента, Думу, Правительства (как настоящее, так и прежние), Церковь, а также на местные органы власти и местных лидеров. Одиночные суждения: «Образование - это вопрос национальной безопасности, и к нему нужно соответственно относиться. Уже в следующем веке наука в стране может быть отброшена на десятилетия». 1.3. Незавершенность реформы образования В 4% суждений в качестве причины кризиса школьного образования называется незавершенность школьной реформы 1982-83 гг., а еще в 4% - неэффективность существующей системы образования. Одиночные суждения: Отсутствие должной нормативной базы, то есть закона об образовании; плохое управление системой образования; отсутствие продуманной государственной политики в отношении образования. Эксперты говорят и о более давних причинах кризиса: «Кризис заключается в том, что, начиная с 30-х годов, образование строилось по конвейерному принципу. Задача образования была не научить познавать мир, не сформировать личность, а сформировать элемент государственной машины, винтик... И сейчас, когда переход к рынку требует от нас человеческих поступков, винтики на эти поступки не способны»; «Несоответствие концепции школьного образования тем требованиям, которые предъявляются на современном этапе. Идея непроизводительного труда привела к тому, что преподаватель, врач, ученый рассматривались как нахлебники, и деньги они получали после представителей всех других профессий»; «Народное образование в кризисе, как минимум, с 60-х годов. ... КПД народного образования достаточно низок. Идеологический крен ничего хорошего образованию не дал. Школа к реальной жизни не готовит. До сих пор у нас сотни Педакадемий, которые выпускают педагогические кадры, абсолютно не сообразуясь с потребностями в них. Легко было бы отстроить эту систему, если кому-нибудь это было бы нужно». 1.4. Нравственные причины В половине суждений этой группы говорится об изменении отношения общества к образованию («Образование сегодня не считается необходимым для России стилем жизни»; «Причина кризиса - в забвении школьного образования страной и государством. Школа опускается все ниже в иерархии ценностей»). В чуть меньшей части суждений этой группы причиной кризиса названо нравственное оскудение народа и правительства. Одиночные суждения: Корни кризиса образования - в кризисе ценностей, отсутствии нравственных ориентиров в воспитании; усугублению ситуации немало способствуют СМИ, которые «насаждают какие-то странные ценности в сознании школьников».
Система образования рассчитана на общую массу, а не на индивидуального ученика; чисто формальный подход к обучению; школьная программа отстает от потребностей жизни; неупорядоченность преподавания в педагогических ВУЗах. Положительные факторы - развитие альтернативного образования и регулярное проведение конкурса «Учитель года». 2.2. Социальные последствия По мнению экспертов, наиболее серьезными социальными последствиями кризиса школьного образования явились:
В качестве основных экономических последствий кризиса эксперты называют такие:
Эта группа складывается из одиночных суждений:: Кризис заставил власти обратить пристальное внимание на ситуацию с образованием; размывание понятия гражданственности ("Отсутствие понимания принадлежности детей к своей стране"); возможность появления фашизма ("Самые очевидные последствия - это фашизм. Как только появляется серость, следующим шагом идет фашизм"). РЕЗЮМЕ
Основные последствия кризиса, с точки зрения экспертов, - это снижение качества образования, падение его престижа, введение фактически платного образования в государственных школах и, как следствие, увеличение расслоения общества. Дети из небогатых семей остаются без образования, что ведет к росту уровня преступности и наркомании среди школьников. Такая бесперспективная политика по отношению к школе ведет к усилению социальной напряженности и прямой деградации общества. В сложившейся ситуации в области образования представители региональной элиты СМИ обвиняют власти -как центральные, так и местные, как прошлые, так и нынешние. |