Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/cult/edu_edu/edu_sit/o903610




О КРИЗИСЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

17.03.1999 [отчет] [ Петренко К.В. ]






ИСТОЧНИК ДАННЫХ

Стандартизованные телефонные интервью, проведенные с 15 по 25 февраля 1999 г. в 9 регионах Европейской части РФ. В опросе приняли участие 90 экспертов - руководители и ведущие аналитики региональных СМИ.

Эксперты в свободной форме отвечали на следующие вопросы:
  • Считается, что школьное образование переживает кризис. Если Вы согласны с этим утверждением, то каковы, на Ваш взгляд, причины кризиса и кто в первую очередь несет ответственность за возникновение кризисной ситуации в школьном образовании?

  • Какие последствия кризисной ситуации в школьном образовании вы замечаете в вашем регионе, городе?

ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА

В качестве исходного элемента наблюдения было взято высказывание - ответ одного эксперта на один вопрос. За единицу анализа принято суждение - часть высказывания, логически завершенная и самостоятельная по мысли.

Частотный анализ проводился в два этапа:
  • при позиционном анализе суждения экспертов рассматривались с точки зрения признания или непризнания ими факта кризиса в системе общего образования;

  • при тематическом анализе сопоставлялся весь спектр высказываний на основании смыслового сходства содержащихся в них суждений.
Результаты приведены в процентах от общего числа суждений - соответственно позиционных или тематических.Для одиночных суждений проценты не приводятся.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Позиционный анализ
Для позиционного анализа ответов экспертов было отобрано 233 суждения.
  • В подавляющем большинстве суждений - 95% - подтверждается мысль о том, что школьное образование переживает кризис.

  • Кризиса нет - 5% суждений.
Тематический анализ
Тематический анализ ответов экспертов проводился отдельно по каждому из двух заданных им вопросов.
  1. О причинах кризиса школьного образования высказано 161 суждение. Их анализ позволяет выделить четыре основные группы причин:

    • экономические - 43% суждений;

    • политические - 40%;

    • отсутствие или незавершенность школьной реформы - 13%;

    • нравственный упадок общества - 5%.


  2. О последствиях кризиса школьного образования в жизни конкретного региона высказано 131 суждение. Здесь тоже выделяются четыре основные группы последствий:

    • затрагивающие непосредственно систему образования - 43%;

    • социальные - 40%;

    • экономические - 9%;

    • политические - 3%.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

1. Основные причины кризиса школьного образования
1.1. Экономические причины

Суждения представителей региональной элиты СМИ об экономических причинах кризиса охватывают целый ряд проблем школьного образования. В качестве основных причин кризиса называют:
  • отсутствие финансирования и невыплаты зарплат ("Учителя, видя, что они не нужны своему государству, начинают халтурить. Лишь малая часть из них добросовестно подходят к своим обязанностям"; "Многие педагоги живут настолько плохо, что не могут полностью выкладываться на работе. Мог бы как-то поправить ситуацию решительный раздел образования на платное и бесплатное") - 19%;

  • связь кризиса школьного образования с общим экономическим кризисом - 11%;

  • безответственность реформаторов, проводивших непродуманные реформы и невыверенную экономическую политику ("Ответственность за кризис несут неумные реформаторы, которые, с одной стороны, не выделяют денег на образование, а с другой стороны, ставят эксперименты")- 8%;

  • абсурдность сложившейся ситуации ("При построении новой экономической системы, бюджетная сфера оставлена без изменения, как при социализме")- 4%.
Одиночные суждения:

Школы не смогли адаптироваться к новым экономическим условиям, ленятся зарабатывать деньги, не предлагают платные услуги - репетиторство, досуг и т.д. («Безынициативность школ, которые привыкли во всем полагаться на государство. Ведь во многих школах есть и большой теннис и бассейны, и все это почти бесплатно. Нужны платные услуги - консультации, дополнительные занятия»; «Бесплатность образования порождает безответственное отношение к учебе со стороны учеников и родителей»; «Кризис - закономерный результат смены формации»); невостребованность того количества учеников, которое ежегодно готовит средняя школа; низкое материальное положение большинства россиян - семьи не могут позволить себе платить за образование детей.

1.2. Политические причины

Эксперты склонны обвинять в кризисе школьного образования как центральные (30%), так и местные (8%) власти, раньше осуществлявшие и сегодня осуществляющие неправильную политику в отношении школы.

Вина возлагается на Президента, Думу, Правительства (как настоящее, так и прежние), Церковь, а также на местные органы власти и местных лидеров.

Одиночные суждения:

«Образование - это вопрос национальной безопасности, и к нему нужно соответственно относиться. Уже в следующем веке наука в стране может быть отброшена на десятилетия».

1.3. Незавершенность реформы образования

В 4% суждений в качестве причины кризиса школьного образования называется незавершенность школьной реформы 1982-83 гг., а еще в 4% - неэффективность существующей системы образования.

Одиночные суждения:

Отсутствие должной нормативной базы, то есть закона об образовании; плохое управление системой образования; отсутствие продуманной государственной политики в отношении образования.

Эксперты говорят и о более давних причинах кризиса: «Кризис заключается в том, что, начиная с 30-х годов, образование строилось по конвейерному принципу. Задача образования была не научить познавать мир, не сформировать личность, а сформировать элемент государственной машины, винтик... И сейчас, когда переход к рынку требует от нас человеческих поступков, винтики на эти поступки не способны»; «Несоответствие концепции школьного образования тем требованиям, которые предъявляются на современном этапе. Идея непроизводительного труда привела к тому, что преподаватель, врач, ученый рассматривались как нахлебники, и деньги они получали после представителей всех других профессий»; «Народное образование в кризисе, как минимум, с 60-х годов. ... КПД народного образования достаточно низок. Идеологический крен ничего хорошего образованию не дал. Школа к реальной жизни не готовит. До сих пор у нас сотни Педакадемий, которые выпускают педагогические кадры, абсолютно не сообразуясь с потребностями в них. Легко было бы отстроить эту систему, если кому-нибудь это было бы нужно».

1.4. Нравственные причины

В половине суждений этой группы говорится об изменении отношения общества к образованию («Образование сегодня не считается необходимым для России стилем жизни»; «Причина кризиса - в забвении школьного образования страной и государством. Школа опускается все ниже в иерархии ценностей»).

В чуть меньшей части суждений этой группы причиной кризиса названо нравственное оскудение народа и правительства.

Одиночные суждения:

Корни кризиса образования - в кризисе ценностей, отсутствии нравственных ориентиров в воспитании; усугублению ситуации немало способствуют СМИ, которые «насаждают какие-то странные ценности в сознании школьников».

2. Последствия кризиса школьного образования в регионах
2.1. Качественные изменения в системе образования
  • В 23% суждений эксперты отмечают снижение качества школьного образования. Сегодня выпускники школ фактически оказываются не готовыми к поступлению в ВУЗы ("Качество знаний, которые даются детям, из-за невыработанной общеобразовательной программы оставляет желать лучшего»).

  • Отсутствие квалифицированных кадров связано с падением престижа профессии и уходом молодого поколения учителей из школы -9% суждений («Абсолютная безграмотность. Резкий дефицит школьных профессий. К нам приходит на работу молодежь, а они не могут без ошибок написать заявление»; «Падение престижа учительской профессии. Культурный и образовательный уровень учителя снижен»).

  • Недостаточное финансирование школ приводит к ситуации, когда за государственное образование фактически приходится платить (поборы с родителей, покупка учебников, репетиторство) - 15% суждений («Школы перекладывают свои трудности на плечи родителей"; "За деньги родителей покупается литература, наглядные пособия, делается ремонт помещений. Уже поговаривают о том, чтобы родители собирали деньги на зарплату учителям»).
Одиночные суждения:

Система образования рассчитана на общую массу, а не на индивидуального ученика; чисто формальный подход к обучению; школьная программа отстает от потребностей жизни; неупорядоченность преподавания в педагогических ВУЗах. Положительные факторы - развитие альтернативного образования и регулярное проведение конкурса «Учитель года».

2.2. Социальные последствия

По мнению экспертов, наиболее серьезными социальными последствиями кризиса школьного образования явились:
  • сведение к нулю воспитательной роли школ и, как следствие, падение нравственности подростков, рост наркомании и преступности в среде школьников («Деградация школы. Ослабление интеллектуального и физического потенциала. Отсюда рост подростковой преступности»; «Происходит одичание школьников. Кружки не работают. Пагубную роль играет и ироничное отношение к учителям») - 14%;

  • униженность учителя (мизерные зарплаты, нередко с задержками, поиски подработок) и, как следствие, забастовки - 13%;

  • фактическая «необязательность» образования, резкое падение престижа образования в обществе - 7%;

  • сегодня в России большое количество подростков фактически остается без образования («Больше стало дураков. Когда дети не умнее родителей, родители глупеют быстрее"; "Последствие кризиса - это наличие учебников, унижающих человека, унижающих страну. Как следствие - рабы не могут стремиться к знаниям", "Масса детей ворующих, просящих подаяния и т.д.») - 4%;

  • усугубление социальной напряженности («Результатом кризиса может стать эскалация социальной напряженности. Учителя - обширная и достаточно активная группа населения») - 2%.
2.3. Экономические последствия

В качестве основных экономических последствий кризиса эксперты называют такие:
  • обеднение материальной базы школ - 7%;

  • невостребованность образованных людей в современной экономической ситуации - 2%.
2.4. Политические последствия

Эта группа складывается из одиночных суждений::

Кризис заставил власти обратить пристальное внимание на ситуацию с образованием; размывание понятия гражданственности ("Отсутствие понимания принадлежности детей к своей стране"); возможность появления фашизма ("Самые очевидные последствия - это фашизм. Как только появляется серость, следующим шагом идет фашизм").

РЕЗЮМЕ

  1. Среди причин кризиса школьного образования эксперты чаще всего называют следующие:

    • перманентную незавершенность реформы школьного образования в стране, резко усугубившуюся в связи с переходом в другую экономическую и социальную систему;

    • общий экономический кризис, отсутствие минимально необходимого финансирования образования и обострение кадрового вопроса. Мизерные зарплаты и задержки по их выплате являются причиной утечки лучших кадров, недобросовестного отношения учителей к своим обязанностям, втягивания их в социальную конфронтацию (забастовки, демонстрации и т.п.).


  2. Основные последствия кризиса, с точки зрения экспертов, - это снижение качества образования, падение его престижа, введение фактически платного образования в государственных школах и, как следствие, увеличение расслоения общества. Дети из небогатых семей остаются без образования, что ведет к росту уровня преступности и наркомании среди школьников. Такая бесперспективная политика по отношению к школе ведет к усилению социальной напряженности и прямой деградации общества.

  3. В сложившейся ситуации в области образования представители региональной элиты СМИ обвиняют власти -как центральные, так и местные, как прошлые, так и нынешние.