Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/cult/edu_edu/secondary_education/d072123




Единый госэкзамен: достоинства и недостатки

24.05.2007 [отчет] [ Опрос населения ]




Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 19-20 мая 2007 г. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Эксперимент по введению системы единого госэкзамена в России продолжается и расширяется, постепенно меняется и отношение к этому нововведению в российском массовом сознании. За последние 2 года с 22% до 28% выросла доля россиян, одобряющих систему ЕГЭ, и – что примечательно – она превысила долю тех, кто относится к ЕГЭ с осуждением: последняя за это же время сократилась с 29% до 23%. Чаще остальных относятся к новации негативно респонденты с высшим образованием (41%; одобряют ее 29% обладателей вузовских дипломов). Рост же позитивных оценок происходит за счет 'голосов' россиян со средним и средним специальным образованием: в первой группе доля одобряющих увеличилась с 21% до 28%, во второй – с 28% до 33%.

Москвичи выступают против ЕГЭ заметно чаще, чем жители других российских регионов. В столице каждый третий опрошенный (33%) относится к новации с осуждением, и только 21% – с одобрением. В то же время среди жителей областных центров, малых городов и сел относительное большинство респондентов воспринимают введение ЕГЭ с одобрением.

Благосклонно относящиеся к введению ЕГЭ чаще всего видят преимущества новой системы в том, что она, по их мнению, облегчает (или оптимизирует) процедуру поступления в вузы (8%), и в том, что при ней все ученики окажутся в равных условиях (5%).

Осуждающие ЕГЭ чаще всего аргументируют свою позицию 'возрастанием нагрузки на учеников, прежде всего – на их нервную систему' (4%), а также тем, что новая система не позволяет полностью выяснить глубину знаний ученика (4%). Аргументы эти не новы, и даже распределение их по частоте за последние четыре года (с того момента, когда открытые вопросы о мотивировке отношения к ЕГЭ задавались в последний раз) практически не изменились. Разве что противники ЕГЭ стали реже говорить о коррупции в школах при новой системе экзаменов. Видимо, эти опасения не подтверждаются.

Повышается или снижается объективность оценок знаний учащихся с введением нового порядка экзаменов? По этому вопросу мнения россиян распределились практически поровну: 26% полагают, что при новой системе выпускных экзаменов знания учеников будут оцениваться более объективно, чем раньше, когда экзамены принимала комиссия учителей, 27% полагают, что они станут оцениваться менее объективно. Однако естественно, что объективность оценки знаний с помощью тестовой системы может варьироваться в зависимости от предмета. Поэтому мы поинтересовались у респондентов, по каким предметам ЕГЭ позволяет объективно оценить знания, а по каким – нет. Наиболее 'подходящими' предметами для проверки с помощью ЕГЭ респонденты назвали математику (31%) и русский язык (28%). Наиболее 'неподходящими' предметами для новой системы экзаменов были признаны литература (16%), иностранный язык (16%) и история (15%).

Как будет меняться отношение россиян к ЕГЭ в дальнейшем? Нам представляется, что доля позитивных оценок, скорее всего, будет расти. В пользу этой гипотезы говорят три аргумента. Во-первых, те, у кого в семье или среди знакомых есть дети, уже сдававшие экзамен по новой системе (а таких людей среди опрошенных оказалось немало – 27%), относятся к ЕГЭ лучше, чем те, кто ни по опыту собственных детей, ни по откликам знакомых судить о нем не могут. Среди первых одобряют введение ЕГЭ 43%, а не одобряют – 32%, среди вторых – 23% и 21% соответственно.

Во-вторых, как уже говорилось, наиболее пригодными для тестирования были признаны такие предметы, как математика и русский язык – то есть те, по которым ЕГЭ в большинстве школ и регионов, собственно, и проводился.

Принимая во внимание эти два обстоятельства, можно сделать вывод, что чем ближе люди сталкиваются с ЕГЭ на практике, тем больше позитивных откликов вызывает у них новая система.

И, наконец, третий аргумент. Мы поинтересовались у респондентов, какие учащиеся, по их мнению, выигрывают и какие проигрывают от введения новой системы экзаменов.

В целом позитивные суждения о тех, кто выигрывает от введения новой системы экзаменов, высказывают 26% респондентов: 'которые больше знают – те и выигрывают'; 'которые отлично занимаются'; 'которые хорошо учатся и лучше знают свой любимый предмет'; 'более способные'; 'одаренные'; 'более трудолюбивые'; 'более усидчивые'; 'добросовестные'. (Еще 4% опрошенных считают, отметим, что выигрывают все: 'невероятно, но все'; 'одинаково для всех'; 'я думаю, что все').

Негативные суждения о тех, кто выиграет в результате введения ЕГЭ, высказываются вдвое реже (14%): 'с карманом родителей, у которых много денег'; 'у кого есть деньги на взятки'; 'выигрывают слабые ученики'; 'двоечники'; 'везучие'; 'дело случая'; 'кто в любимчиках'; 'те, которые пользуются льготами'.

Когда же речь идет о проигрывающих от введения ЕГЭ, однозначно негативные суждения в их адрес (слабые, отстающие, ленивые, 'блатные') звучат гораздо чаще, чем определенно позитивные (сильные, хорошо подготовленные, добросовестные, талантливые) – 18% и 4% соответственно.

Нам представляется, что доминирование образа 'сильного, одаренного, усидчивого' ученика, который выигрывает от введения новой системы, должно способствовать росту позитивного отношения к системе в целом.

Петр Бавин

Знаете ли Вы, что-то слышали или слышите сейчас впервые о проведении единого государственного экзамена в школах?

Есть ли в Вашей семье или среди Ваших знакомых дети, которые сдавали выпускные экзамены в школе по системе единого государственного экзамена?

Вы лично одобряете или не одобряете введение в школах единого государственного экзамена? (Ответы заявивших, что им известно о ЕГЭ, - 76% от всех опрошенных.)

население в целом

в семье или среди знакомых дети, которые сдавали ЕГЭ...

 

...есть

...нет

Скажите, пожалуйста, почему Вы одобряете введение в школах единого государственного экзамена? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что они одобряют введение в школах ЕГЭ, – 28% от всех опрошенных.)

(в % от числа опрошенных)
Сдача ЕГЭ дает возможность сразу быть зачисленным в вуз, упрощает процедуру поступления6
'Будет проще поступать в вузы'; 'в вузы удобнее поступать'; 'кто сдал, тот автоматически поступает в вуз'; 'они один раз сдадут в школе, и с этими баллами идут в институт'; 'потому что ЕГЭ засчитывается при поступлении'; 'потому что не надо будет уже в институт сдавать экзамен'; 'школьные экзамены будут вступительными одновременно'.
Все выпускники оказываются в равных условиях, результаты экзаменов будут более объективными, справедливыми, честными5
'Все будет зависеть от ученика, а не от отношения к нему учителя'; 'все дети в равном положении, нет любимчиков'; 'все честно и справедливо, на что знаешь, то и получаешь'; 'дает более справедливую оценку учащимся, ту, которую он заслуживает. Учителя не могут сами поставить что хотят'; 'нет подтасовки ответов'; 'от учителей оценки не будут зависеть'; 'оценивают объективно знания'; 'результаты более объективные'.
ЕГЭ сдавать легче и удобнее, уменьшается нагрузка на учащихся3
'Легче сдавать экзамен'; 'меньше нервы дети тратят'; 'меньше стрессов у детей'; 'сдавать проще как тест'; 'так сдавать удобно'; 'учащиеся не будут скованы'; 'школьникам так удобнее – не надо учить много билетов'.
Повысится ответственность учеников, возрастет уровень знаний2
'Дети будут серьезней готовиться'; 'знания у детей будут крепче'; 'может, будут дети лучше готовиться и больше знать'; 'повысит образованность'; 'уровень знаний возрастет'; 'это более подстегивает детей к подготовке'; 'это заставит учеников больше учить предметы'.
Снизятся коррупция, взяточничество в учебных заведениях2
'Будет меньше взяток'; '...взятки в вузе преподавателям давать не надо, а так ведь везде коррупция'; 'здесь практически исключен подкуп'; 'коррупция в вузах снизится'; 'меньше будет подкупа'; 'может быть, будет меньше коррупции'; 'не будут за деньги сдавать, как раньше'; 'при системе ЕГЭ невозможно дать взятку'; 'чтобы исключить возможность взяток'.
ЕГЭ увеличивает шансы на поступление в вуз, в частности – для живущих в 'глубинке'1
'Доступность поступления в другое учебное заведение'; 'есть шанс поступать в несколько учебных заведений'; 'эта система дает возможность попробовать свои силы при поступлении в несколько вузов одновременно'; 'есть шанс детям из глубинки'; 'на бюджетный можно поступить'; 'появляется возможность у необеспеченных детей показать себя'; 'такая система эффективна, и она позволяет детям с периферии поступить в хороший вуз'; 'это дает возможность детям из других регионов получать равное со столичными детьми образование'.
Это хорошо для способных, сильных учеников1
'Больше шансов для более одаренных'; 'есть возможность поступить по знаниям'; 'нужно умным деткам дать возможность выдвинуться'; 'он дает большой шанс умным и способным детям без проблем поступить в вуз'.
ЕГЭ позволяет более полно проверить знания выпускников1
'Комплексная оценка знаний'; 'может больше определить глубину знаний школьников'; 'он более полно выявляет знания учеников'; 'с помощью такого экзамена лучше узнать настоящие знания школьников'; 'точно можно определить истинный уровень знаний'; 'это нужно для того, чтобы узнать, насколько человек готов по окончании школы'; 'это хорошая проверка знаний'.
При сдаче ЕГЭ есть возможность выбора предметов по желанию1
'Есть возможность выбора тех предметов, что тебе нравятся'; 'дают выбор'; 'можно выбрать те предметы, в которых ты уверен'; 'потому что дети сами решают вопрос выбора знаний'; 'у детей есть выбор'; 'учащийся может выбрать нужные предметы'.
Это современно, так делают везде, это хорошо1
'Будет как в цивилизованных странах'; 'все вышли к этой системе'; 'если ввели экзамены такие, значит, это лучше'; 'надо идти в ногу со временем'; 'нормальный подход'; 'спокойно нужно относиться к нововведениям'; 'это более современно'; 'это к лучшему'; 'это по-новому'.
Другое1
'В школе будут более человечно относиться к людям, ученикам'; 'себя проверяет экзаменом'; 'меньше лазеек для лентяев и двоечников'; 'можно угадать'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа6

Скажите, пожалуйста, почему Вы не одобряете введение в школах единого государственного экзамена? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что они не одобряют введение в школах ЕГЭ, – 23% от всех опрошенных.)

(в % от числа опрошенных)
Сдавать ЕГЭ очень трудно, возрастет нагрузка на учащихся4
'Больше нервотрепки'; 'бывают срывы психологические у детей'; 'и отличник может не сдать, не говоря уже об остальных – тех, кто слабо учится'; 'на детей нагрузка возрастет'; 'на эти вопросы даже учителя не могут ответить'; 'очень нервно для детей'; 'очень сложный экзамен'; 'это плохо влияет на психику детей, они очень перегружены'.
ЕГЭ не дает полной, достоверной картины знаний ученика4
'Невозможно верную оценку знаниям дать по этой системе'; 'не может охватить всей полноты знаний'; 'он не выявляет всю глубину знаний ученика'; 'оценка поверхностная знаний'; 'по этому нельзя судить об образованности детей'; 'слишком общие вопросы, то есть поверхностный подход'; 'тесты не дадут реального представления о знаниях'.
Результаты ЕГЭ будут необъективными, несправедливыми, нечестными, учителя будут помогать ученикам2
'В школе преподаватели помогают'; 'введение ЕГЭ не решает вопросы честности и неподкупности'; 'дети не могут его сдать, им помогают учителя...'; 'доказано, что ЕГЭ проходит с подлогом'; 'из-за отсутствия объективности'; 'можно же сфабриковать'.
ЕГЭ не поможет повышению уровня знаний учащихся, приведет к его снижению2
'Дети разучатся говорить правильно и грамотно отвечать на вопросы, будут только отвечать «да» – «нет»'; 'натянут на тесты, ЕГЭ не учит мыслить'; 'не развивает'; 'однобокое тестирование, речь не развивается'; 'поверхностные знания будут'; 'снижение уровня образованности'; 'это ведет к отупению нации'.
Все школы и ученики разные, нужен индивидуальный подход к проверке знаний2
'Все идут под одну гребенку'; 'при ЕГЭ учащийся не может проявлять индивидуальные качества'; 'все надо спрашивать лично'; 'делают детей без лиц, и пропускаем лучших учеников, мы их не видим'; 'живое общение должно быть'; 'к каждому нужно индивидуально относиться'; 'не одобряю, всех под единую гребенку не надо'; 'нужен прямой контакт между учеником и учителем. Это будет просто безобразие какое-то'; 'разный уровень образования в разных местах'; 'сельская школа дает плохие, слабые знания'; 'способности у детей разные'.
Это бессмысленно, плохо, это не нравится тем, кто столкнулся с ЕГЭ, непродуманный проект 2
'Ерунда'; 'идея ложная'; 'моей дочери это введение не нравится – она сдавала ЕГЭ в школе'; 'не доработано'; 'не нравится система проведения экзамена'; 'он до конца не продуман'; 'теща – учитель, они не одобряют'; 'не стабилизировано'; 'это нововведение мне почему-то не очень нравится'; 'это профанация'.
Старая система лучше2
'Зачем менять хорошую систему, которая уже века существует?'; 'наше образование было лучше'; 'потому что прежняя система образования была очень хорошей'; 'потому что старая система, по которой мы учились, – самая эффективная в мире'; 'прошлая система лучше была'; 'этого экзамена не было раньше, и наши ученые были самые лучшие'.
ЕГЭ – это лотерея, 'угадай-ка'1
'Можно ответ поставить наугад'; 'надо учиться и сдавать хорошо экзамены, получать знания, а не случайно отгадывать ответы'; 'потому что новое и непривычное, тестирование – как гадание'; 'что это за викторина «Угадай-ка»?'; 'экзамен проходит методом тыка'; 'экзамен такой формы имеет случайный характер'; 'элемент случайности присутствует'; 'это как лотерея'.
Возрастут коррупция, взяточничество в учебных заведениях1
'Будет больше взяток'; 'будет проще подкупить, <чтобы> сдать экзамены'; 'все будет решаться за деньги'; 'все делается по блату и за деньги'; 'еще больше коррупции'; 'шансы уменьшаются у людей, будут покупать экзамены'; 'эта система дает очень много для коррупции'; 'это глупость, можно сделать все за деньги'.
Многие вузы не засчитывают результаты ЕГЭ, экзамены в вузы все равно придется сдавать, это затруднит поступление1
'Не все вузы принимают результаты ЕГЭ'; 'не все институты принимают результаты ЕГЭ'; '...многие вузы отказываются засчитывать итоги ЕГЭ'; 'реально не даст возможности поступать в институт'; 'у людей меньше возможности поступить'.
Другое1
'В ЕГЭ не должно быть тестов'; 'не считаются с мнением учащихся'; 'нельзя все компьютеру доверять'; 'очередная лазейка'; 'требования должны быть разные в школе и в институте, поэтому уровень самих экзаменов должен быть разным'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа3

Система единого государственного экзамена предполагает, что школьники сдают выпускные экзамены по нескольким выбранным ими предметам в форме письменного теста. Как Вы считаете, при новой системе выпускных экзаменов знания учеников будут оценены более объективно, чем раньше, когда экзамены принимала комиссия учителей, менее объективно, или в этом отношении ничего не изменится?

население в целом

в семье или среди знакомых дети, которые сдавали ЕГЭ...

 

...есть

...нет

Письменный тест единого госэкзамена - это набор вопросов, к каждому из которых прилагается 4 возможных варианта ответов. Учащийся должен выбрать правильный вариант.

По Вашему мнению, по какому из перечисленных школьных предметов письменный тест...

...позволяет объективно оценивать уровень знаний учащихся?

...не позволяет объективно оценивать уровень знаний учащихся?

Результаты единого государственного экзамена многие российские вузы засчитывают в качестве результатов вступительных экзаменов. По Вашему мнению, какие учащиеся выигрывают от введения в России системы единого государственного экзамена? (Открытый вопрос.)

(в % от числа опрошенных)
Сильные, хорошо подготовленные, способные, трудолюбивые22
'Выигрывают те, кто действительно имеет знания, хорошо учится'; 'которые больше знают, те и выигрывают'; 'которые отлично занимаются'; 'отличники и хорошисты'; 'с хорошей базой знаний'; 'у которых глубокие знания'; 'умные дети'; 'учащиеся специализированных школ'; 'более способные'; 'одаренные'; 'талантливые'; 'учащиеся с математическими способностями'; 'более трудолюбивые'; 'более усидчивые'; 'добросовестные'; 'которые стараются'; 'те, которые заинтересованы в получении знаний'.
Богатые, те, чьи родители могут заплатить, дать взятку5
'Одаренные не выиграют, а дети богатеньких – да'; 'с карманом родителей, у которых много денег'; 'у кого есть деньги на взятки'; 'у кого папа богатый'.
Те, кто будет поступать в вуз, кому ЕГЭ упростит поступление4
'Думаю, те, кто пойдет учиться дальше'; 'которым поможет ЕГЭ поступить в вуз'; 'кто собирается учиться в вузе'; 'те ученики, кто пойдет в вуз, где этот экзамен засчитывают'; 'те, кто поступает в вуз по результатам ЕГЭ'; 'те, кто сдадут ЕГЭ в школе, и это будет зачтено при поступлении в вуз'.
Слабые, плохо подготовленные4
'Бездари'; 'выигрывают слабые ученики'; 'двоечники'; 'которые ничего не знают'; 'которые плохо учатся'; 'лентяи'; 'плохие ученики'; 'тот, кто плохо учился, может просто угадать ответы'; 'те, кто хуже учился'.
Все4
'Все без исключения'; 'для всех'; 'любые ученики'; 'наверное, всем будет легче сдавать такой тест'; 'невероятно, но все'; 'одинаково для всех'; 'я думаю, что все'.
Те, кому повезет, ЕГЭ – дело случая2
'Везучие'; 'дело случая'; 'кому повезло'; 'счастливые, кому повезет'; 'удача на экзамене'; 'удачливые'; 'успешная сдача экзамена по ЕГЭ – дело случая и везения'.
Живущие в деревне, на периферии, у них возрастут шансы поступления в вуз2
'Дети из глубинки смогут поступать в любой вуз'; 'жители сельской местности'; 'из деревень и маленьких городов'; 'из небольших городов и сел'; 'из регионов'; 'из сельской местности, небольших городов'; 'кто-то из деревень'; 'с периферии'; 'сельские учащиеся'; 'сельские, у них появится больше шансов'.
Малообеспеченные, те, чьи родители не могут оплачивать учебу, экзамены2
'Бедные, те которые не могут платить за учебу'; 'более беднота'; 'дети с малообеспеченных семей'; 'дети, родители которых не могут оплатить вступительные экзамены'; 'низкооплачиваемые слои населения'; 'рядовым ученикам небогатым'; 'те, кто не может позволить себе оплатить достойное обучение'; 'у кого нет денег на поступление'; 'учащиеся, у которых материальное положение не позволяет платить за экзамены'.
Средние ученики2
'Думаю, кто средненько учился'; 'которые учились посредственно'; 'кто средних знаний'; 'середнячки'; 'среднего уровня ученики выигрывают'; 'средний ученик – больше шансов'; 'твердые троечники'; 'троечники'; '«серые мышки» – зубрилы'.
Те, кто получает оценки по знакомству, блату1
'Блатные'; 'дети руководителей'; 'имеющие связи'; 'кто в любимчиках'; 'те, которые пользуются льготами'; 'у которых в школе есть знакомство'.
Живущие в городе1
'Городские'; 'городские дети'.
Быстрые, бойкие, шустрые1
'Кто быстро соображает'; 'кто сообразительный'; 'проворные'; 'смелые, бойкие'; 'шустрые, сообразительные'.
Уверенные в себе, те, у кого крепкие нервы<1
'Более спокойнее'; '...с крепкими нервами'; 'решительные, уверенные'; 'сильные духом дети'; 'стрессовоустойчивые'; 'у которых психологическое состояние уравновешенное'; 'уверен в себе'.
Стеснительные, робкие<1
'Для психологически слабого учащегося плюсом является сдача экзамена единожды для поступления в вуз'; 'кто знает, но не может точно сформулировать'; 'не умеют общаться'; 'те, которые не могут точно ответить, теряются'; 'те, кто плохо умеют говорить'; 'у кого язык не подвешен хорошо'.
Другое2
'Кому не надо поступать в серьезные вузы'; 'которые спишут ответы у знающих учащихся на ЕГЭ'; 'те, кто сумеет списать у соседа...'; 'у кого плохие отношения с учителями'; 'не любимчики учителей'; 'которым не нужно сдавать профилирующие предметы'; 'наглые'; 'с определенным складом мышления, со склонностью к точным наукам'; 'физики, химики, математики'; 'те, которые настроены на тесты, без логики'; 'те, кто увлекается компьютерами'; 'у кого хорошая зрительная память'; 'учащиеся со знанием одного предмета, узко-профильные'.
Никто не выиграет1
'Никакие'; 'никто не выиграет, потому что никто объективно не оценивается'; 'никто, кто имел какие знания, такие оценки и получает'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа52

А какие учащиеся, по Вашему мнению, проигрывают в результате введения системы единого государственного экзамена? (Открытый вопрос.)

(в % от числа опрошенных)
Слабые, отстающие, плохо подготовленные12
'Более слабые'; 'двоечники'; 'для тех, кто плохо учится'; 'какие ничего не знают'; 'кто учился слабо'; 'неподготовленные ученики'; 'отстающие'; 'у кого нетвердые знания'.
Бедные, малообеспеченные5
'Бедные, малоимущие'; 'бедные семьи'; 'дети бедных родителей'; 'малоимущие'; 'нищие'; 'у кого денег меньше'.
Ленивые, прогульщики4
'Бездельники'; 'кому учиться лень'; 'которые не учатся...'; 'кто не учился все эти годы'; 'кто ничего не делал'; 'ленивые, которые не хотят учиться'; 'лодыри'; 'прогульщики и ленивые ученики'.
Сильные, хорошо подготовленные3
'Более сильные'; 'добросовестные учащиеся'; 'кто имеет знания'; 'медалисты'; 'отличники'; 'хорошисты'.
Неуверенные, стеснительные, те, кто теряется в непривычной обстановке2
'Более скромные'; 'которые в новой обстановке теряются'; 'которые долго-долго соображают или те, которые не могут собраться'; 'которые, может, знают хорошо предмет, но у них чуть замедленная реакция мышления'; 'кто не может собраться быстро, теряется'; 'несмелые'; 'неуверенные в себе'; 'проиграют те, у кого слабая уверенность'.
Те, кто получает оценки за взятки, по знакомству, по блату2
'Балбесы, за которых платят деньги родители'; 'блатные дети'; 'дети чиновников'; 'которые привыкли носить подарки учителям'; 'кто надеется на блат'; 'кто надеется на родительские деньги'; 'те, которые рассчитывают, что оценку можно купить'; 'у кого родители привыкли к взяткам'.
Все, большинство2
'Большинство'; 'все остальные'; 'всем хуже'; 'любой'; 'обычные дети'; 'практически все'.
Талантливые, обладающие нестандартным мышлением1
'Дети с нестандартным мышлением'; 'думающие'; 'с творческим уклоном'; 'склонные к рассуждениям'; 'талантливая молодежь'; 'талантливые дети'; 'творческие'.
Живущие в городе1
'Большие города'; 'городские'; 'из крупных городов'; 'москвичи'.
Живущие в деревне, на периферии1
'Деревенские, где слабые преподаватели'; 'дети малокомплектных деревенских школ, районных центров, поселков'; 'проигрывает село, более слабая там подготовка'; 'сельские школы'.
Одаренные в какой-то одной области знаний1
'Проиграют учащиеся, склонные к гуманитарным предметам'; 'кто расположен к определенным дисциплинам'; 'кто хорошо знает лишь один предмет'; 'одаренные в той или иной сфере науки'; 'талантливые в какой-то одной области'.
Те, кому не повезло, ЕГЭ – дело случая1
'Менее удачливые'; 'не повезет – вот и провалился'; 'невезучие'; 'неудачливые'; 'случайное неудачное тестирование'; 'экзамен – это везение'.
Другое1
'Зубрилки'; 'которые поступают в колледжи'; 'кто поступает в престижные вузы'; 'может быть, те, которые будут поступать в институты, где ЕГЭ не засчитывается как результат вступительных экзаменов в вуз'; 'прямые и честные'; 'учащиеся восьмилеток'.
Нет таких2
'Никакие'; 'никому'; 'я думаю, от этого никто не проиграет'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа62

Есть или нет среди Ваших родных и близких дети школьного возраста?

Если бы этому ребенку предстояло сдавать выпускные экзамены в школе, Вы бы предпочли, чтобы он сдавал их по системе единого государственного экзамена (ЕГЭ) или по прежней системе выпускных экзаменов? (Ответы заявивших, что среди их родных и близких есть дети школьного возраста, - 52% от всех опрошенных.)

Приложение. Таблицы.


Знаете ли Вы, что-то слышали или слышите сейчас впервые о проведении единого государственного экзамена в школах?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 65 23 9 46 54 37 37 27 14 35 33 18 23 28 22 8 12 17 38 25
знаю 45 47 45 36 42 48 52 51 26 15 38 53 67 36 40 51 51 50 51 44 38
что-то слышал(-а) 31 29 33 39 34 29 31 31 32 32 34 33 24 39 32 32 28 26 33 32 33
слышу сейчас впервые 20 20 20 19 21 20 14 15 36 49 24 12 6 23 24 14 21 18 15 20 26
затрудняюсь ответить 3 3 3 6 3 3 2 3 5 5 4 3 3 2 4 3 1 6 1 4 3

Вы лично одобряете или не одобряете введение в школах единого государственного экзамена? (Ответы заявивших, что им известно о ЕГЭ, - 76% от всех опрошенных.)


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 65 23 9 46 54 37 37 27 14 35 33 18 23 28 22 8 12 17 38 25
одобряю 28 30 27 21 30 26 39 27 13 12 28 33 29 33 22 28 21 25 34 27 29
не одобряю 23 23 23 29 19 27 22 27 20 10 19 24 41 17 23 32 33 26 26 23 17
затрудняюсь ответить 25 24 28 25 27 24 23 28 25 24 25 29 21 24 27 23 24 25 23 27 26

Система единого государственного экзамена предполагает, что школьники сдают выпускные экзамены по нескольким выбранным ими предметам в форме письменного теста. Как Вы считаете, при новой системе выпускных экзаменов знания учеников будут оценены более объективно, чем раньше, когда экзамены принимала комиссия учителей, менее объективно, или в этом отношении ничего не изменится?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 65 23 9 46 54 37 37 27 14 35 33 18 23 28 22 8 12 17 38 25
более объективно 26 26 26 20 27 25 34 25 15 16 26 27 29 28 21 25 20 23 28 24 29
не изменится 15 13 18 15 16 14 16 13 14 14 15 16 13 12 16 14 17 11 14 17 13
менее объективно 27 28 25 34 26 28 28 30 24 13 22 30 44 23 25 36 40 38 28 27 18
затрудняюсь ответить 32 33 31 30 31 33 22 32 46 57 37 27 14 37 39 25 22 28 30 32 40

Письменный тест единого госэкзамена - это набор вопросов, к каждому из которых прилагается 4 возможных варианта ответов. Учащийся должен выбрать правильный вариант. По Вашему мнению, по какому из перечисленных школьных предметов письменный тест позволяет объективно оценивать уровень знаний учащихся? (Карточка, любое число ответов.)


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 65 23 9 46 54 37 37 27 14 35 33 18 23 28 22 8 12 17 38 25
математика 31 30 37 23 32 31 41 30 20 17 32 32 41 29 32 32 35 40 28 34 25
русский язык 28 28 33 22 28 29 37 26 20 16 27 30 38 28 28 30 49 30 30 28 21
физика 16 15 19 15 17 15 19 16 11 8 14 19 20 15 18 17 19 21 13 17 13
литература 14 15 15 7 12 16 18 13 11 7 14 17 16 14 15 16 22 15 14 15 11
история России 14 14 15 11 13 14 17 14 8 6 13 17 16 12 14 13 21 17 13 13 11
химия 12 12 13 12 13 11 14 13 8 5 10 15 18 12 11 14 17 13 11 13 9
иностранный язык 10 10 11 6 10 11 15 10 4 3 10 10 17 9 9 14 15 8 9 12 9
география 9 9 9 9 9 10 14 8 5 2 8 13 12 7 7 12 16 8 9 8 10
биология 8 7 9 5 7 8 11 6 4 2 8 8 10 8 5 11 10 9 8 7 7
обществознание 5 5 6 3 5 5 8 4 2 2 4 6 7 5 3 6 8 4 7 4 5
по всем перечисленным предметам 6 6 6 3 7 5 6 6 5 5 7 6 6 6 4 7 2 3 6 6 8
ни по одному из перечисленных предметов 7 6 7 15 7 7 6 9 7 5 5 7 12 7 5 8 6 8 8 7 7
затрудняюсь ответить<;/td> 34 33 31 41 35 33 21 34 52 61 36 29 15 37 38 26 20 26 32 35 42

По какому из школьных предметов, по Вашему мнению, письменный тест не позволяет объективно оценивать уровень знаний учащихся? (Карточка, любое число ответов.)


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 65 23 9 46 54 37 37 27 14 35 33 18 23 28 22 8 12 17 38 25
литература 16 16 16 20 15 17 21 16 11 7 12 18 29 14 17 19 23 24 16 16 11
иностранный язык 16 16 17 14 15 16 20 15 11 8 13 17 23 12 15 18 22 25 16 14 11
история России 15 15 16 12 15 15 17 14 12 7 12 16 25 12 15 18 18 16 15 14 14
биология 13 13 16 6 12 14 15 14 9 5 10 16 19 11 12 15 14 19 11 14 10
обществознание 11 11 12 16 11 11 14 12 7 5 9 12 19 8 13 11 21 15 15 9 7
география 11 12 11 8 12 11 12 13 8 4 10 13 16 10 13 12 14 17 6 13 8
химия 9 10 11 8 8 10 12 9 7 3 9 12 12 8 7 13 11 11 12 9 7
физика 8 8 9 7 6 10 11 8 6 2 7 10 14 8 6 13 14 7 10 9 6
математика 8 8 7 8 6 9 11 7 5 3 6 9 12 8 5 12 16 7 9 5 8
русский язык 7 8 6 5 7 7 10 7 3 1 7 8 9 6 5 11 9 10 4 6 8
по всем перечисленным предметам 5 4 5 12 4 6 4 6 5 3 4 4 9 5 4 6 3 9 5 5 4
ни по одному из перечисленных предметов 6 5 7 5 7 5 6 5 6 5 5 5 7 6 5 6 6 3 5 6 7
затрудняюсь ответить 44 44 41 42 44 43 32 44 59 71 47 40 21 50 48 31 26 29 41 46 54

Есть или нет среди Ваших родных и близких дети школьного возраста?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 65 23 9 46 54 37 37 27 14 35 33 18 23 28 22 8 12 17 38 25
есть 52 54 49 45 52 52 52 57 44 45 49 57 55 58 48 53 46 51 49 51 58
нет 47 45 49 55 48 47 47 42 54 52 51 43 44 41 50 47 54 49 51 48 41
затрудняюсь ответить 1 1 1 0 0 1 1 0 2 3 0 0 1 1 1 0 0 0 1 1 1

Если бы этому ребенку предстояло сдавать выпускные экзамены в школе, Вы бы предпочли, чтобы он сдавал их по системе единого государственного экзамена (ЕГЭ) или по прежней системе выпускных экзаменов? (Ответы заявивших, что среди их родных и близких есть дети школьного возраста, - 52% от всех опрошенных.)


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 65 23 9 46 54 37 37 27 14 35 33 18 23 28 22 8 12 17 38 25
по системе ЕГЭ 16 17 17 9 17 15 20 19 8 9 16 20 14 19 14 14 7 15 21 14 19
по прежней системе 21 22 17 25 20 22 21 25 16 15 18 22 30 23 19 27 26 19 18 23 19
затрудняюсь ответить 15 15 16 11 14 15 12 13 21 21 15 14 11 16 15 12 12 17 9 14 19

Есть ли в Вашей семье или среди Ваших знакомых дети, которые сдавали выпускные экзамены в школе по системе единого государственного экзамена?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 65 23 9 46 54 37 37 27 14 35 33 18 23 28 22 8 12 17 38 25
есть 27 30 23 19 25 29 32 34 12 15 25 32 33 31 22 30 16 27 26 28 31
нет 65 64 69 71 68 63 64 61 73 70 67 62 64 60 70 66 83 66 69 65 58
затрудняюсь ответить 7 6 8 10 7 8 4 5 15 15 7 6 3 9 9 4 2 8 5 7 11