Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/cult/rel_rel/Catholicism/d000939




Папа и Патриарх

21.06.2000 [отчет] [ Климова С.Г. ]




Визит В.Путина в Ватикан не стал предметом пристального внимания и широкого обсуждения в СМИ. Но россияне, следящие за политическими событиями, обратили внимание на два обстоятельства. Во-первых, результатом визита не стало приглашение Папы Иоанна Павла II в Москву; во-вторых, приветствие было светским – В. Путин пожал папе руку, а не поцеловал ее. Были ли серьезные политические основания для такого отчужденно-формального поведения Президента России или это ошибка в соблюдении протокола? Мнение россиян по поводу этого казуса мы попытались выявить, используя материалы фокус-групп. Как оказалось, одни участники дискуссии сочли этот факт нарушением протокола ("У него куча советников есть, которые знают этикет и которые могли бы подсказать, как надо себя вести"), а другие (и их большинство) – продуманной и согласованной с российским Патриархом линией поведения ("Алексий объяснил Путину, какую позицию занимает Русская православная церковь и как надо себя вести на этой встрече"; "он скорее всего понимал, что все равно ничего не получится, что папа не приедет, пока не будут урегулированы отношения между католической и нашей церквями"; "какой-нибудь лидер мусульманской страны тоже этого бы не сделал"). Участники фокус-групп считают такую линию поведения Путина правильной: "Он не пригласил сюда Папу Римского, я считаю, что он правильно сделал".

Нужно сказать, что, судя по данным общероссийского опроса, больше половины рядовых россиян относится к Римско-католической церкви и к личности Папы безразлично (60% и 52% соответственно). Ничего не знают об отношениях между Римско-католической и Русской Православной церквями 53% респондентов. К возможности визита Папы Римского в Россию относятся равнодушно 45% населения. Встреча Папы и Патриарха, если бы она состоялась, оставила бы безразличными 40% россиян.

Если же говорить о неравнодушном меньшинстве, то оно относится к Римско-католической церкви, Папе и его возможному визиту в Россию скорее положительно, чем отрицательно. КРимско-католической церкви хорошо относятся 16% россиян, плохо – почти вдвое меньше (9%). Благожелательное отношение кличности Папы Иоанна Павла II демонстрируют 25%, негативное – всего 5%.

Отметим, что деятельность Русской православной церкви, возглавляемой Алексием II , оценивают позитивно 70% опрошенных (83% православных), а отрицательно – только 9% (5% православных).

Сторонников визита в нашу страну Папы Римского и его встречи с Патриархом Алексием II – около 40%, противников – не больше 5%. Положительно оценивают отношения между двумя конфессиями 34% опрошенных, отрицательно – 13%. Примечательно, что верующие православные чаще демонстрируют положительное отношение к Римско-католической церкви, к Папе и его возможному визиту, чем атеисты.

Судя по высказываниям участников фокус-групп, обоснования положительного отношения кРимско-католической церкви сводятся к трем позициям:
  • все люди равны перед богом, как бы он ни назывался – Иисус, Магомет, или Будда ("Церковные заборы до неба не доходят");


  • католицизм близок православию ("Католики близки к нам, у нас общие святые");


  • объединение необходимо для совместного противостояния исламу ("Страны ближнего и среднего Востока сейчас поднимаются, и они очень агрессивны. Наша Чечня тому пример. Поэтому придется объединяться").
Большая часть опрошенных нами экспертов (54 человека из 100) считает, что визит Папы Римского в Москву вероятен. Противоположной точки зрения придерживаются 39 человек. Серьезным препятствием этому визиту, по мнению экспертов, являются как напряженные отношения между Римско-католической и Русской православной церковью (51% экспертов), так и нежелание Патриарха Алексия II принимать Папу Римского в России (61% экспертов).

Роль Патриарха Алексия в российской политике существенна (так думает половина экспертов), да и влияние Русской Православной церкви в последнее время усилилось (это мнение разделяет50% россиян), поэтому есть существенные основания полагать, что визит Папы Иоанна Павла II может не состояться.

Причину напряженности в отношениях между церквями большинство экспертов (56%) видит в традиционном соперничестве и неприязни двух религиозных конфессий, 10% – в притеснениях православных верующих со стороны католиков на Украине.

Рядовые граждане
сходятся с экспертами в том, что неразрешенные противоречия между Православной и Римско-католической церквями действительно существуют. О них обстоятельно говорили участники групповых дискуссий. Мысль о традиционном соперничестве двух церквей выражена формулой: "Никогда православие не признает главенства Папы, а Папа никогда не признает равенства Патриарха". Русские, православные не должны зависеть от Римско-католической церкви и ее главы ("стелиться перед католиками не нужно, мы должны просто сосуществовать").

Менее лояльные к Римско-католической церкви российские граждане припоминают ее исторические, и совсем недавние прегрешения:
  • "В истории католической церкви были крестовые походы, поощрялся колониализм".


  • "Католицизм поддержал фашизм в 41 году, и в дальнейшем он не был осужден".


  • "Когда бомбили Югославию, на снарядах писали поздравление со святой Пасхой, а Папа не осудил этого".


  • "Православные храмы в Югославии разрушены, разграблены, уничтожены, осквернены. Папа молчит, ничего не говорит. Если был разрушен хотя бы один католический храм, Ватикан бы не вытерпел. Разговоров было бы очень много".


  • "Католическая церковь активно участвовала в развале общей православной церкви, которая была на всем пространстве Советского Союза".
Особенно много претензий у участников фокус-групп к позиции Папы Римского по отношению к гонениям на православных в западной Украине:
  • "Отняли приходы и выгнали священников. Ну, православным людям, которые хотели бы отправлять свои стремления к религии, им больше негде этого делать. Причем это сделано было совершенно грубо. И со стороны католической церкви не было никакого обсуждения".
В этих условиях позиция российского Патриарха представляется части россиян вполне оправданной:
  • "Наш патриарх Алексий не может согласиться с тем, что православную церковь разгромили на Западной Украине".
Обобщая ответы экспертов и мнения рядовых граждан об отношениях между Русской православной и Римско-католической церквями, можно сказать, что нейтрально-положительное отношение большей части россиян к Римско-католической церкви весьма непрочно. Оно может подтачиваться, а то и разрушаться пропагандистскими выступлениями, построенными на фактах, которые могут быть истолкованы как антиправославные. С другой стороны, россияне осознают необходимость сближения церквей. Надежду на такое сближение, хотя и весьма слабую, высказывали участники групповых дискуссий:
  • "Сближение, безусловно, должно быть, но я не думаю, что мое поколение его застанет".