Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/cult/rel_rel/patriarchy/dd000910




Папа и Патриарх

21.06.2000 [отчет] [ Опрос населения ]






1.Графики
2.Электронная фокус-группа
3.Опрос экспертов

 
Визит В.Путина в Ватикан не стал предметом пристального внимания и широкого обсуждения в СМИ. Но россияне, следящие за политическими событиями, обратили внимание на два обстоятельства. Во-первых, результатом визита не стало приглашение Папы Иоанна Павла II в Москву; во-вторых, приветствие было светским – В. Путин пожал папе руку, а не поцеловал ее. Были ли серьезные политические основания для такого отчужденно-формального поведения Президента России или это ошибка в соблюдении протокола? Мнение россиян по поводу этого казуса мы попытались выявить, используя материалы фокус-групп. Как оказалось, одни участники дискуссии сочли этот факт нарушением протокола ("У него куча советников есть, которые знают этикет и которые могли бы подсказать, как надо себя вести"), а другие (и их большинство) – продуманной и согласованной с российским Патриархом линией поведения ("Алексий объяснил Путину, какую позицию занимает Русская православная церковь и как надо себя вести на этой встрече"; "он скорее всего понимал, что все равно ничего не получится, что папа не приедет, пока не будут урегулированы отношения между католической и нашей церквями"; "какой-нибудь лидер мусульманской страны тоже этого бы не сделал"). Участники фокус-групп считают такую линию поведения Путина правильной: "Он не пригласил сюда Папу Римского, я считаю, что он правильно сделал".

Нужно сказать, что, судя по данным общероссийского опроса, больше половины рядовых россиян относится к Римско-католической церкви и к личности Папы безразлично (60% и 52% соответственно). Ничего не знают об отношениях между Римско-католической и Русской Православной церквями 53% респондентов. К возможности визита Папы Римского в Россию относятся равнодушно 45% населения. Встреча Папы и Патриарха, если бы она состоялась, оставила бы безразличными 40% россиян.

Если же говорить о неравнодушном меньшинстве, то оно относится к Римско-католической церкви, Папе и его возможному визиту в Россию скорее положительно, чем отрицательно. КРимско-католической церкви хорошо относятся 16% россиян, плохо – почти вдвое меньше (9%). Благожелательное отношение кличности Папы Иоанна Павла II демонстрируют 25%, негативное – всего 5%.

Отметим, что деятельность Русской православной церкви, возглавляемой Алексием II , оценивают позитивно 70% опрошенных (83% православных), а отрицательно – только 9% (5% православных).

Сторонников визита в нашу страну Папы Римского и его встречи с Патриархом Алексием II – около 40%, противников – не больше 5%. Положительно оценивают отношения между двумя конфессиями 34% опрошенных, отрицательно – 13%. Примечательно, что верующие православные чаще демонстрируют положительное отношение к Римско-католической церкви, к Папе и его возможному визиту, чем атеисты.

Судя по высказываниям участников фокус-групп, обоснования положительного отношения кРимско-католической церкви сводятся к трем позициям:
  • все люди равны перед богом, как бы он ни назывался – Иисус, Магомет, или Будда ("Церковные заборы до неба не доходят");


  • католицизм близок православию ("Католики близки к нам, у нас общие святые");


  • объединение необходимо для совместного противостояния исламу ("Страны ближнего и среднего Востока сейчас поднимаются, и они очень агрессивны. Наша Чечня тому пример. Поэтому придется объединяться").
Большая часть опрошенных нами экспертов (54 человека из 100) считает, что визит Папы Римского в Москву вероятен. Противоположной точки зрения придерживаются 39 человек. Серьезным препятствием этому визиту, по мнению экспертов, являются как напряженные отношения между Римско-католической и Русской православной церковью (51% экспертов), так и нежелание Патриарха Алексия II принимать Папу Римского в России (61% экспертов).

Роль Патриарха Алексия в российской политике существенна (так думает половина экспертов), да и влияние Русской Православной церкви в последнее время усилилось (это мнение разделяет50% россиян), поэтому есть существенные основания полагать, что визит Папы Иоанна Павла II может не состояться.

Причину напряженности в отношениях между церквями большинство экспертов (56%) видит в традиционном соперничестве и неприязни двух религиозных конфессий, 10% – в притеснениях православных верующих со стороны католиков на Украине.

Рядовые граждане
сходятся с экспертами в том, что неразрешенные противоречия между Православной и Римско-католической церквями действительно существуют. О них обстоятельно говорили участники групповых дискуссий. Мысль о традиционном соперничестве двух церквей выражена формулой: "Никогда православие не признает главенства Папы, а Папа никогда не признает равенства Патриарха". Русские, православные не должны зависеть от Римско-католической церкви и ее главы ("стелиться перед католиками не нужно, мы должны просто сосуществовать").

Менее лояльные к Римско-католической церкви российские граждане припоминают ее исторические, и совсем недавние прегрешения:
  • "В истории католической церкви были крестовые походы, поощрялся колониализм".


  • "Католицизм поддержал фашизм в 41 году, и в дальнейшем он не был осужден".


  • "Когда бомбили Югославию, на снарядах писали поздравление со святой Пасхой, а Папа не осудил этого".


  • "Православные храмы в Югославии разрушены, разграблены, уничтожены, осквернены. Папа молчит, ничего не говорит. Если был разрушен хотя бы один католический храм, Ватикан бы не вытерпел. Разговоров было бы очень много".


  • "Католическая церковь активно участвовала в развале общей православной церкви, которая была на всем пространстве Советского Союза".
Особенно много претензий у участников фокус-групп к позиции Папы Римского по отношению к гонениям на православных в западной Украине:
  • "Отняли приходы и выгнали священников. Ну, православным людям, которые хотели бы отправлять свои стремления к религии, им больше негде этого делать. Причем это сделано было совершенно грубо. И со стороны католической церкви не было никакого обсуждения".
В этих условиях позиция российского Патриарха представляется части россиян вполне оправданной:
  • "Наш патриарх Алексий не может согласиться с тем, что православную церковь разгромили на Западной Украине".
Обобщая ответы экспертов и мнения рядовых граждан об отношениях между Русской православной и Римско-католической церквями, можно сказать, что нейтрально-положительное отношение большей части россиян к Римско-католической церкви весьма непрочно. Оно может подтачиваться, а то и разрушаться пропагандистскими выступлениями, построенными на фактах, которые могут быть истолкованы как антиправославные. С другой стороны, россияне осознают необходимость сближения церквей. Надежду на такое сближение, хотя и весьма слабую, высказывали участники групповых дискуссий:
  • "Сближение, безусловно, должно быть, но я не думаю, что мое поколение его застанет".

1.Графики

КАК ВЫ В ЦЕЛОМ ОТНОСИТЕСЬ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, ВОЗГЛАВЛЯЕМОЙ ПАТРИАРХОМ АЛЕКСИЕМ II - ПОЛОЖИТЕЛЬНО ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНО?

АЛЕКСИЙ II СТАЛ ГЛАВОЙ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 10 ЛЕТ НАЗАД. КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЗА ПРОШЕДШИЕ 10 ЛЕТ ВЛИЯНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ РОССИИ УСИЛИЛОСЬ, ОСЛАБЛО ИЛИ НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ?

КАК ВЫ ЛИЧНО ОТНОСИТЕСЬ К РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ - ПОЛОЖИТЕЛЬНО, ОТРИЦАТЕЛЬНО ИЛИ БЕЗРАЗЛИЧНО?

А КАК ВЫ В ЦЕЛОМ ОТНОСИТЕСЬ К ГЛАВЕ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ ПАПЕ ИОАННУ ПАВЛУ II - ХОРОШО, ПЛОХО ИЛИ БЕЗРАЗЛИЧНО?

КАК БЫ ВЫ ЛИЧНО ОТНЕСЛИСЬ К ВИЗИТУ ПАПЫ РИМСКОГО В РОССИЮ - ПОЛОЖИТЕЛЬНО, ОТРИЦАТЕЛЬНО ИЛИ ВАМ ЭТО БЕЗРАЗЛИЧНО?

КАК БЫ ВЫ ОТНЕСЛИСЬ К ЛИЧНОЙ ВСТРЕЧЕ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ПАПЫ РИМСКОГО - ПОЛОЖИТЕЛЬНО, ОТРИЦАТЕЛЬНО ИЛИ ВАМ ЭТО БЕЗРАЗЛИЧНО?

КАКИЕ ОТНОШЕНИЯ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СЛОЖИЛИСЬ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ МЕЖДУ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ И РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКОВЬЮ - ХОРОШИЕ ИЛИ ПЛОХИЕ?

СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ СЕБЯ ВЕРУЮЩИМ ЧЕЛОВЕКОМ? ЕСЛИ ДА, ТО К КАКОЙ РЕЛИГИИ ВЫ СЕБЯ ОТНОСИТЕ?



 
2.Электронная фокус-группа


№ эпизода Содержание эпизода Интерес, оценка / сила колебаний Согласие, оценка / сила колебаний Доверие, оценка / сила колебаний Средняя оценка
4 (80) В.Путин о взаимоотношениях между Русской православной церковью и Ватиканом 1/слб 2/слб 2/слб 1,67
3 (79) В.Путин о взаимоотношениях между Русской православной церковью и Ватиканом 1/слб 1/слб 2/срд 1,33
1 (77) РТР о визите В.Путина в Ватикан 0/слб 1/срд 2/слб 1
2 (78) РТР об условиях, выдвинутых Патриархом для встречи сПапой 1/слб 1/срд 1/слн 1


Эпизод 1 (77).
РТР, 5 июня 2000 г., 23.00. Корреспондент 'Вестей':
В эти минуты Путин находится в Ватикане, точнее, в библиотеке Ватиканского дворца. Аудиенция у великого римского старца Папы Иоанна Павла Второго. У этой встречи есть своя предыстория. Все президенты, начиная от Михаила Горбачева, побывали у Святого Престола. Борис Ельцин посетил Ватикан дважды. В последний раз, в феврале 98-м, его принимали в Апостольском дворце, но до сих пор отношения Москвы и Ватикана – улица с односторонним движением. Официальные приглашения Папе передавались четырежды. ИИоанн Павел Второй даже всерьез собирался в Россию в 91-м, но и тогда, и потом намерениям предстоятеля Святого Престола мешала настороженная позиция предстоятеля Русской православной церкви. Здесь, в Римской Курии, вспоминают слова Патриарха Московского о том, что раны, нанесенные католической унией на Украине, до сих пор кровоточат.

Эпизод 2 (78).
РТР, 5 июня 2000 г., 23.00. Корреспондент 'Вестей':
Но уже вчера в Петрозаводске Алексий Второй не исключил возможности встречи с Папой, если встреча будет хорошо подготовлена, во-первых, и принесет конкретные результаты, во-вторых. Возможно, в эти секунды Владимир Путин передает Иоанну Павлу Второму пятое официальное приглашение в Москву, а учитывая хорошие отношения российского президента и российского Патриарха не исключено, что вскоре состоится уникальная и даже сенсационная встреча предстоятелей двух крупнейших христианских церквей, что на деле подтвердит фразу одного известного российского экумениста о том, что наши разногласия не достигают небес. Сегодня это актуально не только для политики, но и для духовной жизни России и Европы.

Эпизод 3 (79).
НТВ, 6 июня 2000 года, 19.00. В.Путин овзаимоотношениях между Русской православной церковью и Ватиканом:
Папа не только глава государства Ватикана, но еще и глава Римско-католической церкви. Мы знаем, что Римская католическая церковь ведет переговоры – и можно сказать, в некоторой степени дискуссию – сРусской православной церковью по ряду вопросов. Мы вэту дискуссию стараемся не вмешиваться. Мы знаем, что она носит позитивный характер, и мы заинтересованы в том, чтобы в конечном итоге все вопросы, которые обсуждаются, были урегулированы и решены.

Эпизод 4 (80).
НТВ, 6 июня 2000 года, 19.00. В.Путин о взаимоотношениях между Русской православной церковью и Ватиканом:
Я думаю, что и с Русской православной церковью у католической церкви тоже будет все в порядке, все эти дискуссии будут закончены к всеобщему удовольствию. Папа Иоанн Второй – человек очень интеллигентный, он все понимает. Проблема его поездки в Россию просто не обсуждалась. Повторяю, мы не хотели бы только одного: нанести какой бы то ни было ущерб той дискуссии, которая идет сейчас между католической церковью и Русской православной церковью, и на мой взгляд, движется в правильном, позитивном направлении.


 
3.Опрос экспертов

ВОПРОС: НА ПРОШЕДШЕЙ НЕДЕЛЕ В СМИ ОБСУЖДАЛАСЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИЕЗДА В РОССИЮ ГЛАВЫ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ ИОАННА ПАВЛА II. КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, МОЖЕТ ЛИ СОСТОЯТЬСЯ ТАКОЙ ВИЗИТ В БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ ИЛИ НЕТ?

ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКОВА ПОЗИЦИЯ ГЛАВЫ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ II В ОТНОШЕНИИ ВОЗМОЖНОГО ПРИЕЗДА ПАПЫ РИМСКОГО В РОССИЮ: ОН ЗА ЭТОТ ПРИЕЗД ИЛИ ПРОТИВ НЕГО?

ВОПРОС: КАК БЫ ВЫ ОХАРАКТЕРИЗОВАЛИ НЫНЕШНИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ И РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВЯМИ – НАПРЯЖЕННЫЕ, НЕЙТРАЛЬНЫЕ ИЛИ ДРУЖЕСТВЕННЫЕ?

ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, В ЧЕМ ПРИЧИНА НАПРЯЖЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПАПОЙ РИМСКИМ И РОССИЙСКИМ ПАТРИАРХОМ?

ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКУЮ РОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ ИГРАЕТ ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II: СУЩЕСТВЕННУЮ, НЕСУЩЕСТВЕННУЮ ИЛИ НЕ ИГРАЕТ НИКАКОЙ РОЛИ?

ВОПРОС: КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ СЛЕДУЕТ ИЛИ НЕ СЛЕДУЕТ ВЛИЯТЬ НА ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В СТРАНЕ?