|
ВЛАСТЬ И РЕЛИГИЯ (Данные общероссийского опроса городского и сельского населения. ФОМ. 7-8 апреля 2001 года.)
Несмотря на десятилетия официального атеизма в России, сегодня называют себя верующими две трети наших сограждан. Более половины россиян (53%) – православные (Отметим, что в данном случае речь идет только о самоидентификации респондентов, а не об их воцерковленности и строгом исполнении обрядов.), на долю других религий приходится 8% (5% – ислам, 2% – буддизм). Не считают себя верующими 32% россиян. Больше всего атеистов среди жителей Дальнего Востока (65%). Велико число неверующих среди сторонников Г. Зюганова и жителей мегаполисов. Отметим: мужчины заявляют, что не верят в Бога, вдвое чаще, чем женщины (43% и 22% соответственно). Православными считают себя 65% россиянок.
Не должно ли православие, столь распространенное в нашей стране, стать, как некогда, государственной религией? Большинство опрошенных (53%) отвечают, что не должно; особенно часто дают такой ответ люди с высшим образованием (71%) и неверующие (62%). Противоположного мнения придерживаются 29% россиян, особенно часто – православные (36%). Интересно, что 20% неверующих и 26% россиян неправославного вероисповедания выступают за то, чтобы православие стало государственной религией.
Вопрос: 'Как Вы считаете, православие должно стать государственной религией, или церковь должна быть по-прежнему отделена от государства?'
|
Все |
Вопрос: 'Считаете ли вы себя верующим человеком? Если да, то к какой религии Вы себя относите?' |
верующим себя не считаю |
православие |
другая религия |
затрудняюсь ответить |
Должно стать государственной религией |
29 |
20 |
36 |
26 |
26 |
Церковь должна быть отделена от государства |
53 |
62 |
46 |
52 |
64 |
Затрудняюсь ответить |
18 |
19 |
18 |
21 |
10 |
|
По мнению большинства участников экспертного опроса, церковь должна быть отделена от государства. Эксперты объясняют это тем, что придание православию статуса государственной религии ограничит свободу совести и даст новое основание для конфронтации в обществе.
- 'Если кто-то попытается это сделать, это будет катастрофическая ошибка... Как только православие станет государственным, оно задавит свободу совести'
(эксперт, Иваново).
- 'Зачем нам православие у руля государства? Не надо ломать демократические принципы. Мы многонациональное, многоконфессиональное государство'
(эксперт, Рязань).
- 'Если, не дай Бог, православие станет государственной религией, то это будет обозначать просто конец России. Потому что непонятно тогда, что делать с татарами, башкирами, северокавказскими народами, с мусульманами, с иудеями, с буддистами... Известная уваровская триада 'православие, самодержавие, народность' сейчас не годится'
(эксперт, Санкт-Петербург).
Хотя православие не является государственной религией, присутствие российских политиков на церковных службах во время больших праздников стало традицией. Большинство респондентов считает такое поведение демонстративным и объясняет его политическим расчетом (74%). В искреннее религиозное чувство политиков, присутствующих на праздничных службах, верят только 14% опрошенных. Причем православные россияне верят в искренность политиков реже, чем представители других религий. Чаще всего считают, что государственными деятелями движут чувства, а не расчет, те православные верующие, по мнению которых оно должно стать государственной религией. Таким образом, маловероятно, что присутствие на службах может сильно повысить рейтинг политического деятеля.
Вопрос: 'Присутствие российских политиков на церковных службах стало определенной традицией. По Вашему мнению, чего больше в таких действиях – настоящего религиозного чувства или политического расчета?'
|
Все |
Вопрос: 'Как Вы считаете, православие должно стать государственной религией, или церковь должна быть по-прежнему отделена от государства?' |
должно стать государственной религией |
церковь должна быть отделена от государства |
затрудняюсь ответить |
Религиозного чувства |
14 |
22 |
10 |
15 |
Политического расчета |
74 |
69 |
82 |
62 |
Затрудняюсь ответить |
11 |
10 |
8 |
24 |
|
Политики, присутствующие на церковных службах, как правило, вызывают негативное отношение и получили в народе прозвище 'подсвечники'. Россияне, как правило, не верят в то, что государственные деятели старой закалки, бывшие члены коммунистической партии уверовали в Бога. В их поведении людям видится фальшь, желание следовать моде и повысить собственную популярность, сыграв на религиозных чувствах народа.
- '– Слишком резко они начали ходить в церковь. Не ходили, не ходили, а тут пошли.
– Так мы отменили моральный облик строителя коммунизма и всех сразу обратили в веру' (ДФГ, Воронеж).
- '– Позорно, конечно, – дешевый популизм.
– Не надо выставлять это' (ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Спекулировать на народной духовности – это низко. Это они, наоборот, подрывают свой авторитет. Дай Бог, чтобы человек шел по убеждению. Но поверить в то, что политик искренне верит, и он не в состоянии иметь столько грехов, чтобы прийти в церковь... Я думаю, не каждый сможет в это поверить'
(ДФГ, Воронеж).
- '– Присутствие политиков в церкви на службах – действительно, чисто показное. Они приходят просто отметиться. Сейчас вера – это модно.
– Тусовка политическая.
– Они показывают, что находятся на острие моды. Я только к этому отношусь отрицательно' (ДФГ, Воронеж).
Особенное раздражение у россиян вызывало присутствие в церкви бывшего Президента Б. Ельцина, который, по мнению участников ДФГ, не стал искренне верующим человеком.
- '– Некоторые каким-то образом сразу стали верующими. Были коммунистами ярыми, включая того же Ельцина, – был кандидат в члены ЦК, и вдруг верующий. Для меня это непонятно совершенно.
– Очередное вранье. Вот он стоит со свечкой, ну ты же не веришь в Бога, я уверен, значит, показуха, как и во всем' (ДФГ, Москва).
- 'Ельцина особенно тошно смотреть было, неприятно. После Екатеринбурга, после того, как он был коммунистом столько лет, и, сдав партийный билет, он вдруг идет в церковь. Ну просто перевертыш'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
В представлении россиян политика является 'грязным делом', и моральный облик большинства политиков оставляет желать лучшего. Таким образом, духовность и политическая деятельность часто представляются несовместимыми.
- 'Профессия политика обязывает ни во что никому никогда не верить. Иначе он не состоится как профессионал'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Я думаю, что искренне верующих людей в правительстве нет, и не будет никогда. Потому, что искренняя вера заставляет идти по другому пути, а они выбрали путь показухи, лжи, грязное дело'
(ДФГ, Москва).
У верующих россиян вызывает отрицательные эмоции неумение политиков вести себя в церкви, незнание обрядов. Все это свидетельствует о том, что эти люди приходят в храм только по праздникам, когда там присутствуют журналисты.
- '– Из всех наших политиков я только Примакова видела, который достойно общался с патриархом. Он, как нормальный прихожанин, подошел к духовному лицу и поцеловал руку. Остальные кидаются обниматься.
– Лобызаться.
– Я человек верующий, но когда смотрю на это безобразие... То есть люди не знают элементарных правил поведения, а потом они идут в церковь и, как правильно сказал Задорнов, служат там 'подсвечниками'. Я думаю, это просто безобразие' (ДФГ, Воронеж).
К присутствию В. Путина на церковных службах у россиян особое отношение. Хотя его нельзя охарактеризовать как однозначно положительное, оно не является и столь отрицательным, как в случае с другими политиками, особенно с Б. Ельциным.
Примерно половина россиян (52%) уверены в том, что приходить или не приходить на церковные праздники – частное дело В. Путина. В то же время достаточно большая часть населения (39%) считает присутствие на праздничных службах государственной обязанностью президента России. Если президент все-таки посетил церковь, то россияне обычно не имеют ничего против того, чтобы его показывали по телевидению (47%). Чаще всего такие телевизионные репортажи встречают одобрение у тех, кто считает посещение церкви государственной обязанностью президента, и у тех, кто хотел бы видеть православие государственной религией. Однако немало россиян возражают против таких телевизионных трансляций (39%). Среди тех, кто полагает, что церковь должна быть отделена от государства, эту точку зрения разделяют 44%.
Вопрос: 'Как Вы думаете, следует или не следует показывать по телевидению президента, присутствующего на церковной службе?'
|
Все |
Вопрос: 'Как Вы считаете, православие должно стать государственной религией, или церковь должна быть по-прежнему отделена от государства?' |
должно стать государственной религией |
церковь должна быть отделена от государства |
затрудняюсь ответить |
Следует |
47 |
61 |
42 |
39 |
Не следует |
39 |
32 |
44 |
36 |
Затрудняюсь ответить |
14 |
7 |
13 |
25 |
|
Более лояльное (по сравнению с другими политиками) отношение к присутствию В. Путина на церковных службах определяется двумя факторами: симпатией к нему и его президентским статусом. Многие участники ДФГ считают, что для президента России присутствие на церковных праздниках если и не является государственным долгом, то, по крайней мере, стало неким неписаным правилом, нарушить которое было бы по меньшей мере бестактностью.
- '– Мне кажется, он уже не сможет не присутствовать. Он уже не владеет ситуацией.
– Сам себе не принадлежит' (ДФГ, Воронеж).
- 'Это традиция русского народа. А раз во главе государства, значит, ты обязательно должен присутствовать при этих церемониях'
(ДФГ, Москва).
- 'Может, это не очень хорошо смотрится, но, с другой стороны, если Путина не будет, то на следующий день народ может сказать: 'Как же так, Путина не было на Пасхе''
(ДФГ. Санкт- Петербург).
- 'В последние годы политики на все важные церковные праздники являются в церковь. И вдруг во время Пасхи президента не будет. С одной стороны, это его личное дело. С другой стороны, это будет всеми замечено, это будет обсуждаться, это может быть истолковано как неуважение к верующим людям'
(ДФГ. Санкт- Петербург).
Россияне, симпатизирующие В. Путину, говорят о том, что в церкви он выглядит естественно, и поэтому не вызывает неприятных эмоций.
- '– В отличие от многих наших политиков он там органично выглядит, он не выглядит там чужаком.
– Он выглядит вообще органично.
– Он вообще хорошо вписался везде. Поэтому хочу за него голосовать' (ДФГ, Воронеж).
По данным массового опроса, проведенного ФОМ в феврале 2000 года (Данные общероссийского опроса городского и сельского населения. ФОМ. 16-17 февраля 2000 года.), верующим В. Путина считали 38% россиян, а противоположного мнения придерживались 34%. При этом сторонники президента значительно чаще считали его верующим человеком, чем атеистом (46% против 28%). Мы не располагаем данными по этому вопросу на сегодняшний день, однако участники ДФГ чаще склонны видеть в В. Путине человека неверующего. Это связано, в первую очередь, с прошлым президента – его работой в спецслужбах. Кроме того, В. Путина считают слишком рациональным и материалистичным.
- 'Человек, который прошел школу КГБ, никогда в жизни не может быть верующим... Слишком большой материалист, реалист. Он знает, что из чего. Он слишком много знает, чтобы верить'
(ДФГ, Воронеж).
- 'Чужая душа – потемки, но, судя по тому, сколько лет он был в КГБ, то вряд ли'
(ДФГ, Москва).
- 'Я думаю, раз он пришел из такой системы, ну как он может быть глубоко верующим? Это высший эшелон, чтобы туда пробиться, нужно иметь вначале КПСС, а это уже против веры все сделано'
(ДФГ, Санкт- Петербург).
Те, кто считает В. Путина верующим, основываются не столько на его грамотном поведении в церкви, сколько на собственных эмоциях, приписывая понравившемуся политику положительные качества, которые бы хотели в нем видеть, но о которых доподлинно ничего не известно. Последнее относится, прежде всего, к людям религиозным.
- 'Я верю, что он верит, потому что сама служба так торжественно сделана и сама церковь, когда я туда захожу, я во все верю'
(ДФГ, Воронеж).
Участники ДФГ в различных городах высказывали одну и ту же мысль: было бы хорошо, если бы президент без излишней помпезности посетил во время праздника не главный российский собор, а небольшую церковь. Это могло бы послужить хорошим доказательством искренности его религиозных чувств.
- 'Мне кажется, было бы честнее, если бы где-то на следующий день прошло в новостях, без всяких картинок, что наш президент на Пасху посетил какой-то небольшой храм. Он был с народом, был скромен и был там не для нас, а для себя'
(ДФГ, Воронеж).
- 'Тогда уже же не для показухи, а какую-нибудь маленькую церковь, может, вместе с женой, чтобы не обязательно при этом присутствовали фотографы и телевидение'
(ДФГ, Москва).
|