Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/cult/sci_sci/ans_sociology/go010102




Программа исследований ФОМ по тематике "Гражданское общество"

27.07.2001 [отчет] [ Ослон А.А. ]




Программа исследований ФОМ по тематике "Гражданское общество"

Александр Ослон, президент ФОМ 23 июля 2001 г.

Общие соображения

Специфика деятельности ФОМ состоит в изучении и описании так называемых "ментальных процессов", то есть состояния умов наших соотечественников и брожения идей в обществе. Соответственно, и работы, которые мог бы взять на себя ФОМ в рамках тематики "Гражданское общество", как мне кажется, должны быть связаны с изучением ментальных факторов, вызвавших к жизни саму эту тематику, и ментальных последствий развития гражданского общества в России.

Мне также кажется, что начавшийся процесс фокусировки общественного внимания на проблематике гражданского общества, предполагаемая консолидация некоммерческих организаций, изменение их роли в социальной жизни России, вовлечение этой проблематики в общественный дискурс и, соответственно, реальные социальные последствия этого процесса – все это вызывает необходимость не только фиксирования происходящего, но также его глубинного осмысления, создания его описаний и предъявления этих описаний обществу.

Действительно, пятнадцать лет в российском информационном пространстве преобладали политические темы, отражающие политическую борьбу, экономические конфликты и социальные потрясения. Общественную повестку дня формировали почти исключительно политические институты. Президент, правительство, думские фракции, губернаторы, партии и политические группировки, видные политические персонажи, Центральная избирательная комиссия и т.д. – вот основные участники публичной сцены вместе с целым рядом "обслуживающих структур", начиная с политических экспертов-толкователей и кончая самим институтом производства новостей в прессе и на телевидении.

Иные аспекты социальной реальности сводились (и сводятся) в основном к описаниям происшествий, катастроф, несчастных случаев, бандитских разборок и заказных убийств либо к констатации обездоленности, несчастности, нищеты нижних слоев общества, потерпевших и потерявшихся вследствие политики и политической экономики.

Отсюда возникла иллюзия того, что в реальной жизни кроме политических и криминальных, катастрофических и деградационных процессов в России ничего не происходит. За кулисами, практически неизвестными, не описанными и не представленными остались иные – позитивные – процессы, связанные, например, с ростом индексов потребления, бурным спросом на образование, эффективной работой не только отдельных предприятий, но и целых отраслей, с появлением целого постсоветского поколения, озабоченного проектами, далекими от идеологической и политической борьбы и, наконец, с реальной активностью огромного множества гражданских структур и организаций, уже сегодня охватывающих своей деятельностью широкий пласт социальной жизни России.

Фактически за годы "культурной революции" (эпоха М. Горбачева) и "политической революции" (эпоха Б. Ельцина) социокультурный механизм, обслуживая текущий политический момент, настроился на производство описаний мира совершенно определенного характера и в результате оказался не готов к функционированию в условиях "нормализации" социальной жизни, к "постреволюционному" времени. Он продолжает действовать в привычных "революционно-политических" рамках и по инерции порождать ставшие стереотипными политические мироописания и, тем самым, поддерживает в массовом сознании искаженные картины мира.

Феномен активности некоммерческих и неполитических организаций может стать важным элементом стабилизации социальной жизни, обогащения ее смысла и содержания за счет включения в "картину мира" современной России иных – неполитических аспектов.

"Революционная" повестка дня с ее болезненным вниманием к политическим процессам сегодня представляется историческим анахронизмом. Вместе с тем сейчас отсутствуют соответствующие институты для формирования и поддержки "мирной" повестки дня в обществе. Они атрофировались, оказались вытесненными на общественную периферию либо стали маргинальными. В существующем производстве массовой социокультурной продукции фактически отсутствуют механизмы порождения описаний того, как живут и действуют нормальные обычные люди. В сегодняшнем информационном поле нет места для сведений о том, как люди сегодня реализуют свои позитивные социальные интенции, включая проявления солидарностей, связанных с озабоченностями и интересами, действия по переустройству и усовершенствованию уклада жизни, реализации нормальных человеческих мотиваций, будь то защита от несправедливости и произвола, забота об общественном здоровье, детях, инвалидах, переселенцах и т.д. и т.п.

Именно некоммерческие и неполитические организации, действующие (несмотря ни на какие трудности) в сфере гражданского общества, реализуют сегодня неполитическую жизнь. Но присутствуя в реальной жизни, они отсутствуют в той конструкции представлений о реальной жизни, которая сформировалась сегодня в массовом сознании. Они как бы есть, и их как бы нет. Коль скоро это так, то присущий им позитивный потенциал не может раскрыться, развиваться и стать фактором влияния на социальную реальность.

Инициатива внимания к гражданскому обществу идет сверху - непосредственно от Президента и его Администрации, и это то редкое явление, когда власть "уловила" сдвиги, происходящие в социуме. Но от того, откуда исходит первичный импульс, суть дела не меняется. В социальной сфере есть множество областей, до которых никакие государственные институты, никакие формальные и экономические организации дотянуться не могут. Структуры повседневности, устройство обыденной жизни существуют, вообще говоря, сами по себе - как бы помимо политических процессов, и только организации, созданные по собственным мотивам и по собственной воле людьми-"неполитиками", могут быть эффективны в этих сугубо неполитических "углах" социального пространства. Слава Богу, что сегодня эти проблемы стали осознаваться, и появилась вероятность возникновения системы партнерства власти с уже существующими структурами гражданского общества, вероятность позитивного развития этих структур.

Программа исследований

Все эти соображения необходимо было высказать с тем, чтобы создать понятийный контекст и естественным образом вписать в него предлагаемые исследования гражданского общества в его текущем состоянии и будущем развитии. Такой ракурс рассмотрения проблемы гражданского общества выводит ее на принципиально новый - социологический уровень. Гражданское общество предстает как феномен, обозначающий переживаемый новый цивилизационный сдвиг российским обществом.

Отсюда становится ясным, что исследования, "сопровождающие" текущие и предстоящие процессы формирования гражданского общества, должны решать задачи не только чисто исследовательские (типа "что и как происходит?") и не только прагматические (типа "какие трудности и проблемы?"), но быть также инструментом создания и публичного предъявления описаний этих процессов, стать одним из факторов общественного интереса к гражданскому обществу.

В качестве самостоятельных объектов исследований следует рассматривать следующие социальные категории населения с применением для каждой из этих категорий специфических исследовательских технологий.

  • Руководители НКО – особый социальный слой, заряженный энергетикой и порождающий проекты в сфере гражданского общества. Технология – формирование выборок по спискам НКО и проведение углубленных личных интервью, а также проведение интернет-опросов.
  • Активисты гражданского общества – включены в реальную деятельность НКО и специфическим образом мотивированы. Технология – формирование выборок по спискам НКО и проведение опросов в режиме личных интервью, а также проведение фокус-групп.
  • "Экспертные" социальные группы – журналисты, чиновники, руководители предприятий, политические деятели – по роду своей деятельности порождают в публичном пространстве оценки и интерпретации и влияют на формирование общественного мнения. Технология – использование соответствующей картотеки ФОМ (около 800 "экспертов" в 35 городах России) и проведение опросов в режиме телефонных интервью.
  • Население в целом и массовые социально-демографические группы – в них под влиянием "внешних" описаний конструируются свои "картины мира", и они, в свою очередь, формируют общую социальную атмосферу в стране (общественное мнение). Технология – стандартная технология ФОМ: проведение репрезентативных общероссийских опросов в режиме личного интервью по месту жительства, а также фокус-группы.

Тематика регулярных исследований.

  • Мониторинг реального контекста деятельности структур гражданского общества с выявлением факторов, способствующих и препятствующих этой деятельности, – исследование руководителей НКО.
  • Социально-психологическое исследования "внутреннего мира" активистов гражданского общества: их мотивов, намерений, установок – исследование активистов НКО.
  • Отслеживание процесса проникновения и распространения понятий гражданского общества в сферу обыденных представлений населения в целом и отдельных социальных групп – исследования населения и "экспертных" социальных групп.
  • Мониторинг реальной и потенциальной информированности и включенности населения в деятельность структур гражданского общества – исследования населения.

Представляется целесообразным весь описанный цикл исследований проводить ежеквартально.

Особняком стоит очень важное исследование – опрос участников Гражданского Форума. Его цель - "снять" весь спектр реакций, впечатлений, выводов, связанных как с самим фактом проведения Форума, так и с его проблематикой и импульсом, заданным Форумом для дальнейшего развития гражданского общества в России. По результатам этого исследования представляется целесообразным выпустить отдельное издание.

Как уже говорилось, принципиально важным является широкое представление результатов исследований в публичном пространстве. Эта работа включает следующие аспекты:

  • распространение результатов исследований в среде структур и организаций гражданского общества, в "экспертных" группах (политические, управленческие, информационные элиты) и среди широкой публики;
  • инициирование общественных дискуссий по результатам исследований и смежным вопросам.

Для регулярного решения этих задач предлагается разработать и использовать специальный сайт в Интернете с приложением необходимых усилий по его продвижению в соответствующих аудиториях. Следуя обычной практике ФОМ, на основе всего комплекса исследований будет выпускаться специальный Бюллетень с широкой рассылкой и включением фрагментов Бюллетеня в специальные и популярные издания СМИ.