Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/ec_bus/d064130




Инвестиционные стратегии: собственный бизнес

19.10.2006 [отчет] [ Обзор ]




Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 14-15 октября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Сегодня многие россияне (в основном – молодые) считают открытие собственного бизнеса одной из наиболее привлекательных форм вложения свободных средств. Об этом говорят данные последнего опроса, в ходе которого респондентов просили представить, что они располагают крупной суммой денег, которую в течение нескольких лет можно не тратить на повседневные нужды, и спрашивали, как бы они ей распорядились. Для ответа предлагалась карточка с перечнем разных видов вложений, выбор ограничивался тремя вариантами.

Как и следовало ожидать, самый популярный способ вложения денег – банковские вклады: 22% опрошенных положили бы деньги на депозит в Сбербанк, 4% – в коммерческий банк, еще 16% выбрали бы вклад до востребования в Сбербанке или в коммерческом банке. Но вложения в ценные бумаги или драгоценные металлы также привлекают внимание россиян: 12% сказали, что купили бы акции какой-нибудь российской компании, 2% купили бы государственные облигации, 3% вложили бы деньги в паевой инвестиционный фонд, 6% – в золотые слитки или монеты.

А 19% опрошенных заявили, что, будь у них крупная сумма свободных денег, они предпочли бы открыть собственный бизнес. Отметим, что основной дифференцирующий фактор в данном случае – это возраст: среди молодых респондентов вложить свободные средства в собственный бизнес предпочли бы 35% опрошенных, среди респондентов среднего возраста – 16%, среди пожилых – 2%. А вот уровень образования, уровень дохода и место жительства участников опроса играют значительно меньшую роль. Гендерные различия также незначительны: среди мужчин вложиться в открытие собственного бизнеса предпочли бы 21%, среди женщин – 16%.

Тех участников опроса, кто, имея крупную сумму, предпочел бы открыть собственный бизнес, спросили о причинах такого выбора (вопрос задавался в открытой форме). Как следует из ответов, многие исходят из того, что собственный бизнес – очень выгодная форма вложения и приумножения средств ("чтобы получать реальный доход"; "чтобы стать богатым"; "выгодно вкладывать в оборот"; "это путь быстрого накопления денег"; "можно получить большие проценты с этого" – 7%). Некоторые просто не доверяют существующим финансовым структурам; с их точки зрения, вложение в собственный бизнес – надежнее ("потому что, кроме себя, я не доверяю ни одной организации"; "другим видам вложений нет доверия"; "это самое надежное вложение денег" – 2%). Часть респондентов рассматривают собственный бизнес как гарантию постоянной работы и стабильного дохода ("чтобы улучшить свое материальное положение, чтобы оно было стабильным"; "это будет постоянный доход"; "надежды на другую нет, а это – и работа, и доход" – 3%). Часть – заявляют, что хотят работать на себя и не зависеть от работодателя ("чтобы работать на себя и не быть ни от кого зависимым" – 4%) или что рассматривают открытие собственного бизнеса как возможность для самореализации ("лучше проявить себя в жизни"; "реализовать свои возможности"; "чтобы было интересно жить"; "это моя цель"; "у меня есть шанс показать себя" – 2%).

Треть респондентов, которые хотели бы вложиться в собственный бизнес (5% респондентов по выборке в целом), заявили, что и в самом деле рассчитывают открыть таковой в ближайшие 3–5 лет, две трети (10% по выборке) – не рассчитывают. Среди респондентов в возрасте 18–35 лет эти доли составляют соответственно 10 и 18%.

Елена Вовк