Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/ec_fin/loan_abr/dd010227




"Родина" - "Отечество" - "Отчизна"

24.01.2001 [отчет] [ Опрос населения ]







 
Активный словарь современной российской политики, естественно, не может обойтись без таких слов, как Родина, Отчизна, Отечество. Они часто используются в речи публичных деятелей, в практике политического говорения и письма. Само употребление этих слов свидетельствует об апелляции к высшим ценностям.

Весь совокупный текст советской идеологии был буквально пронизан этими высокими словами. Практически постоянно и повсеместно они доносились с трибун, из радио- и телеэфира, из уст школьного учителя, повторялись в плакатных лозунгах и темах школьных сочинений. Естественное чувство аффективной привязанности к родным местам - от 'малой родины' до страны в целом - в СССР с завидной методичностью привязывалось к социально-политическим конструктам: партии, коммунизму...

В январе 2001 г. ФОМ провел три дискуссионные фокус-группы (ДФГ) (Методика ДФГ позволяет зафиксировать наиболее распространенные убеждения, установки, стереоти-пы, представления по актуальным вопросам. Предполагается, что в ситуации свободной дискуссии - в кругу равных, в непринужденной, но деловой обстановке - участник обсуждения будет взвешенно под-ходить к своим заявлениям, а группа - эффективно осуществлять цензуру маргинальных или эксцен-тричных частных мнений, реагируя на это соответствующим образом. ДФГ проводились 9 января 2001 г. в трех российских городах: Москве, Санкт-Петербурге и Воронеже. В каждом городе в ДФГ участво-вали 10 человек (всего 30 респондентов).) , где участникам были предложены для обсуждения понятия Родина, Отчизна и Отечество. Целью ДФГ было выяснить, как россияне сегодня воспринимают эти слова, какие клише и интерпретации чаще всего используются, забыты или нет прежние речевки и клише, характерные для советской идеологической машины. Исследователей интересовал вопрос, появилось ли нечто новое в бытовании этих понятий в массовом сознании, что значат эти слова для людей сегодня, с какими представлениями ассоциируются, в чем усматривается их различие и, соответственно, на какое их понимание аудиторией может рассчитывать оратор или публицист.

Участникам ДФГ сначала было предложено дать свою расшифровку наиболее распространенного понятия Родина, а затем попытаться определить смысловые различия между словами Родина, Отчизна и Отечество.

При рассмотрении результатов ДФГ исследователи руководствовались следующими предположениями.

1. Слово Родина, семантически восходящее к рождению, родам (недаром Родина - мать), роду, было сильно идеологически нагружено в советскую эпоху, его словоупотребление жестко регламентировалось властью. Последние десять лет россияне свободны от принудительного прессинга коммунистической идеологии, поэтому в наши дни интерпретации понятия, наделенного ранее статусом сакрального, могут быть заметно шире и свободнее установленных ранее официальных рамок. А это в свою очередь может служить косвенным свидетельством ценностных трансформаций в общественном сознании.

2. Слова Отчизна и Отечество, семантически восходящие к отцу, отче, предкам мужского пола опосредованно указывают на власть отцов в патриархальном обществе, на некоторый социальный порядок, находящийся во власти отцов – небесных и земных. В связи с этим данные слова могут актуализировать религиозные, национально-исторические, патриотические и патриархальные (то есть по сути – идеологические и политические) воззрения в большей степени, нежели слово Родина.

3. Разумеется, простейший смысл этих слов известен всем. Ведь именно разделяемая всеми информация служит предпосылкой возможности общения и взаимопонимания. Однако помимо разделяемого всеми представления о значении слова существует также большое количество соозначаемых, попутных смыслов, рожденных в глубинах индивидуального сознания. Человек выхватывает для себя одно из значений, развивает и культивирует только наиболее импонирующие ему темы и сюжеты, связанные с определенным словом. Так формируется индивидуальный образ, представление слова, понятия, феномена, образ, в котором скудная, максимально обобществленная смысловая компонента (необходимая для общения и понимания) обогащается индивидуальными, субъективными характеристиками. Таким образом, обыденное и общепринятое значение слова – это лишь вершина айсберга, основное наполнение которого – комплексы из сопутствующих значений, контекстов, ассоциаций, представлений, событий личного опыта, которые ниже обозначены как смысловые блоки, представления, инварианты или темы.

В ходе анализа суждений участников ДФГ (как устных, так и письменных (В Воронеже участникам ДФГ было предложено коротко написать о своем личном понимании слова Родина, расшифровать его. Письменная форма ответа предполагает отсутствие группового давления, страха оказаться непонятым.)) нами был выделен тематический репертуар (Основные смысловые блоки (образования, конструкты, категории, представления), вокруг которых вы-страиваются типичные интерпретации данных слов.)), или совокупность интерпретаций, в которые участники ДФГ помещают слово Родина.

1. Территория, земля, место рождения.
  • 'Родина – это где человек родился' (ДФГ, Воронеж).
Однако простого формального признака явно недостаточно для того, чтобы человек считал место рождения своей родиной.
  • 'Та самая Родина, которая у тебя осознанно воспринималась, когда ты начал самостоятельно воспринимать. Это то место, где ты провел большую часть сознательной жизни' (ДФГ, Санкт-Петербург).
2. Объект аффективной привязанности и зависимости, эмоционального притяжения.
  • 'Родина... Все кричат: 'Уродина', а она нам нравится...' (Из письменных ответов участников ДФГ, Воронеж).


  • 'Но отними у меня это, я умру' (ДФГ, Москва).


  • 'То место, в которое можно вернуться, и где тебя будут любить. Где тепло, где тебя ждут' (ДФГ, Москва).


  • 'Да, это внутреннее ощущение, когда возвращаешься, прямо мурашки от радости' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • 'Это то место на земле, куда непреодолимо тянет, даже если ты находишься в великолепных условиях, в другой стране' (Из письменных ответов участников ДФГ, Воронеж).


  • '...Бывает какая-то ситуация, понимаешь, что ты... чужой' (ДФГ, Санкт-Петербург).
Следует отметить, что, отвечая на вопрос о значении слова Родина, люди как бы прислушивались к своим внутренним ощущениям, пытались донести опыт личных переживаний. Это характерно как для устных, так и для письменных ответов.

3. Общность по сходству признаков, образа жизни.
  • 'Родина – это наша жизнь, образ мыслей' (Из письменных ответов участников ДФГ, Воронеж).
4. Образное восприятие пространства, природы.
  • 'Как только границу переехали, я сразу почувствовал: какие там наделы, разрезанная на кусочки земля, и какой здесь простор. Как вот к морю выходишь, грудь расширяется у тебя. Вот это Родина!' (ДФГ, Москва).


  • 'Когда ты видишь поля и березки – это все, классическое сочетание' (ДФГ, Москва).
5. Факты индивидуальной и родовой истории.
  • 'По-моему, там, где детство, где родители живут, это город, здесь бабушки, дедушки похоронены, навсегда здесь останутся' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • 'Мне всегда хочется поехать туда, потому что с этим связано все самое дорогое для меня: дом, родители' (Из письменных ответов участников ДФГ, Воронеж).
6. Вся страна как пространство власти, некоторого единого порядка.
  • 'Родина – великая страна, обладающая огромным экономическим и людским потенциалом' (Из письменных ответов участников ДФГ, Воронеж).


  • 'Родиной может быть не только место (определенный город, село), но и вся страна с привычными тебе традициями и т.д.' (Из письменных ответов участников ДФГ, Воронеж).
7. Объект морального долженствования.
  • 'И какое бы это место ни было, то есть Родина, мы должны, обязаны любить ее, и защищать, и любыми успехами гордиться' (Из письменных ответов участников ДФГ, Воронеж).


  • При первой угрозе ее стабильности (финансовой, политической, военной) прийти ей на помощь. Механизмы помощи могут быть разными, главное – не дать остаться гражданину в стороне (Из письменных ответов участников ДФГ, Воронеж).


  • Родина – это мать, которую не выбирают (ДФГ, Москва) (В этой реплике обнаруживается прямая аллюзия на образ архетипической праматери, требующей бла-гоговения и преклонения, независимой от наших желаний и мнений, а потому и непостижимой обыч-ным рассудком.) .
8. Источник блага для граждан.
  • Это защита и надежность (Из письменных ответов участников ДФГ, Воронеж).


  • Обеспечить во всех аспектах благополучную жизнь всех ее граждан (Из письменных ответов участников ДФГ, Воронеж).
9. Литературно-художественная тема.
  • А еще в моем сознании некий поэтический образ, о котором можно много говорить (Из письменных ответов участников ДФГ, Воронеж).
Действительно, вряд ли кто-нибудь отважится отрицать, что о Родине много писали, пели и говорили, причем раньше – больше, чем сейчас.

10. Источник продолжительных и мучительных размышлений.
  • Замечательная культура: литература, театр, живопись, музыка и т.д, с одной стороны. С другой – мат, пьянство, свинство. Величайшие гуманисты и величайшие злодеи – тоже ее порождение. Родина – сплошное противоречие (Из письменных ответов участников ДФГ, Воронеж).
Задумываться, страдать, радеть о судьбах всей России – старинная национальная традиция и распространенная практика. Однако будучи облечена в письменную форму, она претендует если не на особый литературный жанр, то на метод коллективной саморефлексии.

Интересно, что попытка рефлексивного, рассудочного способа определения Родины осуществлена в письменном ответе, а не в групповой устной дискуссии. Видимо, существует табу на публичное критическое говорение о Родине, строгий регламент словоупотребления, предусматривающий ограниченное количество возможных сценариев обсуждения данной темы. Это свидетельствует о том, что слово Родина является маркером некоторой высшей ценности, непочтительное или даже критическое отношение к которой – по крайней мере, в публичной сфере – чревато серьезными санкциями, страх перед которыми содействует легитимизации этой ценности.

* * *

Отвечая на вопрос, есть ли различие между словами Родина, Отчизна и Отечество, участникам ДФГ пришлось мобилизовать некоторые интеллектуальные ресурсы. Часто, особенно в начале обсуждения, многие вовсе не усматривали за этими словами какого бы то ни было смыслового различия:
  • Конечно, одинаковые (ДФГ, Москва).


  • Лично я над этим не задумывался. Считал, что это одно и то же (ДФГ, Воронеж).


  • Только разные интерпретации одного и того же слова, понятия (ДФГ, Воронеж).
Однако вскоре за первым - поверхностным - мнением предпринимались и попытки дифференцировать понятия:
  • Не знаю, честно. Чего-то такое Родина – свое. Отчизна – больше, чем Родина, но насколько больше, понять невозможно (ДФГ, Москва).


  • Родина – это Васильевский остров, а Отчизна – это была вся страна. Конечно, была, если я не могу поехать к родственникам (ДФГ, Санкт-Петербург).
Анализируя реплики участников ДФГ, можно выделить следующие критерии демаркации (отличительные признаки) понятий Родина и Отчизна.

1. Теплое – холодное.
  • Родина, мне кажется, в моем понимании – большой очаг (ДФГ, Москва).
2. Большое – маленькое.
  • Отчизна – это что-то большое, а Родина – маленькое (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • 'Отечество' и 'Отчизна' – слова равнозначные, а 'Родина' по отношению к ним – понятие соподчиненное (ДФГ, Санкт-Петербург).
3. Повседневное, будничное, привычное – официозное, напыщенное, выспреннее.
  • Мне кажется, что 'Отчизна' – это более высокий слог, более официальное, высокопарное (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • 'Отечество' – это более высокое, а 'Родина' – привычное, мы в обиходе используем (ДФГ, Воронеж).


  • Такое высокопарное слово 'Отечество', 'Отчизна' (ДФГ, Воронеж).


  • 'Родина' пишут с маленькой буквы (ДФГ, Москва).
4. Индивидуальное, личное, субъективное, приватное – общее, публичное, государственное, политическое.
  • 'Отечество' для меня более политического характера – вот государство, скажем так. 'Родина' – это мое личное, а 'Отечество' – это слово государственное (ДФГ, Москва).
5. Этимологические изыскания привели к еще одной демаркационной версии.
  • 'Отчизна' – это от слова 'отец' (ДФГ, Воронеж).


  • 'Отечество' подразумевается – там, где рождены твои отцы и деды... (ДФГ, Воронеж).

* * *

Слово Родина актуализировало в сознании участников ДФГ в основном сюжеты, широко пропагандировавшиеся еще в доперестроечное время, однако без связи с коммунистическими идеологемами. Наше предположение о том, что в своих интерпретациях слов, обозначающих высшие ценности, граждане, над которыми уже целое десятилетие не довлеет коммунистическая идеология, будут демонстрировать какие-либо оригинальные воззрения, не подтвердилось. Тенденция к более свободной интерпретации больше ощущалась в письменных ответах (ДФГ, Воронеж), нежели в устной групповой дискуссии.

Значения слов Отчизна и Отечество в представлениях участников ДФГ семантически смещены по сравнению со словом Родина в сторону большей идеологичности, политизированности, официальности, эмоциональной холодности и отчужденности. Отчетлива тенденция к суждениям не столько эмоциональным, сколько логически обоснованным, рефлексивным, лишь иногда содержащим субъективную оценку. Смысловое различие между Отчизной и Отечеством в материалах ДФГ не зафиксировано – эти слова воспринимаются как синонимы. Предположение о том, что слова Отчизна и Отечество благодаря своей этимологии вдохновят людей на обсуждение религиозных, исторических, национальных, патриархальных тем не подтвердилось. Участники ДФГ не были склонны идти дальше констатации большой идеологической направленности понятий Отечество и Отчизна.